Конституционные основы защиты государственной тайны в Российской Федерации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 31 31 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 23.12.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Государственная тайна в России: общая характеристика правового регулирования 4
1.1. Этапы формирования института государственной тайны 4
1.2. Правовой режим государственной тайны 8
Глава 2. Допуск к государственной тайне. проблемы охраны государственной тайны 14
2.1. Судебная практика о допуске к государственной тайне 14
2.2. Проблемы правового регулирования государственной и пути их решения 17
Заключение 23
Список литературы 25
Приложение 29

Фрагмент для ознакомления

В прямом отношении к такой информации с нанесением ущерба безопасности Российской Федерации, на это указывает наличие определенных сфер, в которых может формироваться информация, составляющая государственную тайну, на основе баланса интересов государства и общества. Определение «государственной тайны» сформулировано в законе, а категории сведений, составляющих государственную тайну, представленых законом в перечне сведений, составляющих государственную тайну.2. Основные категории защиты государственной тайны, их основные характеристики и принципы определены на законодательном уровне в Законе Российской Федерации о государственной тайне и ряде нормативных правовых актов. Однако эмпирический подход, используемый для определения степени конфиденциальности информации, составляющей государственную тайну, не может полностью соответствовать одному из принципов отнесения информации к государственной тайне - «принципу достоверности». В связи с тем, что практическая реализация разумного принципа адекватности инструментов качественной и количественной оценки эффективности классификации информации, на текущем этапе соответствующих исследований по разработке методологии для определения ущерба, который может быть причинен безопасности Российской Федерации в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну.3. Правовое понимание государственной тайны дуалистично: это как информация определенного характера, доступ к которой ограничен, так и механизм ее защиты от незаконного распространения. Правовой институт государственной тайны - это прежде всего институт регулирования информации и общественных отношений. С одной стороны, государственная тайна - это объект взаимоотношений между людьми, а с другой - ресурс для управления и принятия решений.Специфика защиты государственной тайны отражена в правовом режиме института государственной тайны, который состоит из трех элементов: сведения, относящиеся к государственной тайне (а также принципы и критерии согласно которому информация связана с государственной тайной); режим конфиденциальности механизма ограничения доступа к информации, то есть механизм защиты; штрафы за незаконное получение и / или распространение этой информации.Три компонента правового института государственной тайны регулируются государством. Составляющие их правила имеют значительное влияние друг на друга и имеют ограниченное отношение к нормам других правовых институтов и отраслей права. Конституционное право своим общим регулирующим влиянием, устанавливая права и свободы человека и гарантии их реализации, в равной степени влияет на все три подведомственных учреждения, требуя, чтобы любая из образующих их норм не противоречила нормам Конституции Российской Федерации и Федеральным законам.Список литературыНормативно-правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс2. Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. Федеральный закон "О внешней разведке" от 10.01.1996 N 5-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс4. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс5. Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 N 40-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс6. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс7. Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс8. Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (секретный)// Консультант Плюс9. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция)//Консультант Плюс10. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 23.07.2020) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"//Консультант Плюс11. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 10.07.2020) "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"//Консультант Плюс12. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 18.03.2016) "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности"//Консультант Плюс13. Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 23.08.2018) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, …."//Консультант Плюс14. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) ГК РФ Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных//Консультант Плюс15. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) УК РФ Статья 283. Разглашение государственной тайны//Консультант Плюс16. О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации (секретный) //Консультант Плюс17. Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории Российской Федерации (для служебного пользования) //Консультант Плюс18. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2015 г. № 56-КГ14-13//Консультант ПлюсНаучная литература19. Авакьян С. А. Конституционное право России./Авакьян С. А. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. 864 с.20. Декреты Советской власти. Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1957. - С. 24.21. Козлова Е. И. Конституционное право России./ Козлова Е. И. - М.: Проспект, 2019. 592 с.22. Корсун Р. В. Этапы формирования института государственной тайны в различные периоды развития Российского государства / Р. В. Корсун // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2017. - № 2. - С. 12.23. Нудненко Л. А. Конституционное право России./Нудненко Л. А. - М.: Юрайт, 2019. 288 с.24. О введении в действие Закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР: постановление Верховного Совета СССР от 16 мая 1991 г. № 2160–1 // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 22. - Ст. 631. (утратил силу).25. О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению: постановление ЦИК СССР, CHK СССР от 14 августа 1925 г. // Собрание законодательства СССР. - 1925. - № 52. - Ст. 390. (утратило силу).26. Резанов А. С. Закон 5 июля 1912 г. «О государственной измене путем шпионства в мирное время» / А. С. Резанов. - М., 2016. - С. 74.27. Черепанов В. А. Конституционное право России./ Черепанов В. А. - М.: Норма, Инфра-М, 2016. 368 с.28. Чертопруд С. В. Законодательные акты по защите гостайны в Российской империи в начале XX века / С. В. Чертопруд // Вопросы защиты информации. - 1996. - № 4. - С. 24.Электронные ресурсы29. Обзор судебной практики по рассмотрению судами споров, связанных с соблюдением режима секретности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://сибфоут.мвд.рф/ (дата обращения 20.11.2020)30. Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/83/15473/ (дата обращения: 20.11.2020).ПриложениеОпределение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2015 г. № 56-КГ14-13В связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, гражданин В. неоднократно обращался с рапортами к руководству, в которых просил перевести его на равнозначную должность, для занятия которой не требуется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, а при невозможности такого перевода - на нижестоящую должность. В ответ на указанные обращения В. рекомендовано самостоятельно изыскать должность для перевода и предоставить соответствующий рапорт в отдел по работе с личным составом УМВД России по г. Владивостоку.3 апреля 2014 года В. был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 21 части 2 статьи 82 Закона о службе в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.Верховный Суд Российской Федерации при разрешении названного иска указал, что согласно статье 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях, перечисленных в названной норме, в том числе в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.При этом в соответствии с этой же нормой закона прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте). Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел являются предметом регулирования Закона о службе.Статья 82 названного Федерального закона устанавливает основания прекращения или расторжения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел. Частями 1 - 2 данной статьи определены основания, при которых контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел (то есть возможно увольнение со службы), частями 3-4 соответственно - основания, при которых контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел (то есть увольнение со службы обязательно).Согласно пункту 21 части 2 статьи 82 Закона о службе контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям.Таким образом, из содержания статьи 82 Закона о службе следует, что пункт 21 части 2 статьи 82 данного Федерального закона не предусматривает безусловного расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, в отличие от названных в частях 3-4 статьи 82 Закона о службе оснований расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел, влекущих обязательное расторжение контракта и увольнение сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел.В соответствии с пунктом 7 части 5 и пунктом 6 части 7 статьи 30 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, может быть переведен на равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел.Согласно части 10 статьи 30 указанного выше Федерального закона при невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным частью 3, пунктами 1, 3 и 6 части 5, пунктом 2 части 7 и частью 9 данной статьи. При этом контракт с сотрудником расторгается в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено поименованным Федеральным законом. О невозможности перевода сотрудника кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения подготавливается соответствующее заключение. Отказ сотрудника от перевода оформляется рапортом. В случае отказа сотрудника подать рапорт составляется соответствующий акт.По смыслу приведенных положений закона, при решении вопроса о возможности увольнения В. со службы в связи с прекращением ему допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, ответчик был обязан предложить данному сотруднику перевод на вакантные равнозначные или нижестоящие должности, не требующие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Верховным Судом Российской Федерации дело направлено на новое рассмотрение.

Список литературы

Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О внешней разведке" от 10.01.1996 N 5-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
5. Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 N 40-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
6. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
7. Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.11.2011 N 342-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
8. Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (секретный)// Консультант Плюс
9. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция)//Консультант Плюс
10. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (ред. от 23.07.2020) "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"//Консультант Плюс
11. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (ред. от 10.07.2020) "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"//Консультант Плюс
12. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 (ред. от 18.03.2016) "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности"//Консультант Плюс
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (ред. от 23.08.2018) "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, …."//Консультант Плюс
14. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.07.2020) ГК РФ Статья 1262. Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных//Консультант Плюс
15. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) УК РФ Статья 283. Разглашение государственной тайны//Консультант Плюс
16. О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации (секретный) //Консультант Плюс
17. Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России по частным делам за пределы территории Российской Федерации (для служебного пользования) //Консультант Плюс
18. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 марта 2015 г. № 56-КГ14-13//Консультант Плюс
Научная литература
19. Авакьян С. А. Конституционное право России./ Авакьян С. А. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. 864 с.
20. Декреты Советской власти. Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1957. - С. 24.
21. Козлова Е. И. Конституционное право России./ Козлова Е. И. - М.: Проспект, 2019. 592 с.
22. Корсун Р. В. Этапы формирования института государственной тайны в различные периоды развития Российского государства / Р. В. Корсун // Административное право и процесс. - М.: Юрист, 2017. - № 2. - С. 12.
23. Нудненко Л. А. Конституционное право России./ Нудненко Л. А. - М.: Юрайт, 2019. 288 с.
24. О введении в действие Закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР: постановление Верховного Совета СССР от 16 мая 1991 г. № 2160–1 // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 22. - Ст. 631. (утратил силу).
25. О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению: постановление ЦИК СССР, CHK СССР от 14 августа 1925 г. // Собрание законодательства СССР. - 1925. - № 52. - Ст. 390. (утратило силу).
26. Резанов А. С. Закон 5 июля 1912 г. «О государственной измене путем шпионства в мирное время» / А. С. Резанов. - М., 2016. - С. 74.
27. Черепанов В. А. Конституционное право России./ Черепанов В. А. - М.: Норма, Инфра-М, 2016. 368 с.
28. Чертопруд С. В. Законодательные акты по защите гостайны в Российской империи в начале XX века / С. В. Чертопруд // Вопросы защиты информации. - 1996. - № 4. - С. 24.
Электронные ресурсы
29. Обзор судебной практики по рассмотрению судами споров, связанных с соблюдением режима секретности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://сибфоут.мвд.рф/ (дата обращения 20.11.2020)
30. Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/83/15473/ (дата обращения: 20.11.2020).

Вопрос-ответ:

Какие этапы были в формировании института государственной тайны в России?

В формировании института государственной тайны в России можно выделить несколько этапов. Первый этап - это период создания государственной тайны, который пришелся на СССР. Во время этого этапа были приняты первые законы о государственной тайне. Второй этап - это период после распада СССР, когда Россия получила свое государственное строительство и необходимость в защите государственной тайны стала особенно актуальной. На этом этапе были приняты новые законы, устанавливающие правовые основы защиты государственной тайны.

Какой правовой режим установлен для государственной тайны в России?

Правовой режим государственной тайны в России установлен в соответствии с законодательством, в частности, Федеральным законом от 21 июля 1993 года "О государственной тайне". По этому закону, государственная тайна - это информация, отнесенная к государственной тайне в соответствии с законом, и доступ к которой ограничен. Государственная тайна может быть секретной, строго секретной или особой важности, в зависимости от степени ее секретности. Доступ к государственной тайне регулируется процедурой допуска, которую осуществляют специально уполномоченные органы.

Какие проблемы связаны с допуском к государственной тайне и как они решаются?

С допуском к государственной тайне связаны различные проблемы, включая непрозрачность процедуры допуска, произвол и коррупцию при осуществлении этой процедуры, недостаточную защищенность информации и другие. Для решения этих проблем принимаются меры, направленные на улучшение процедуры допуска и обеспечение прозрачности этого процесса. Также проводятся проверки и контроль за использованием государственной тайны, чтобы предотвратить разглашение информации и недобросовестное использование ее.

Какие этапы формирования института государственной тайны в России?

Институт государственной тайны в России прошел несколько этапов формирования. В начале XX века возникла необходимость в закреплении государственной тайны в законодательстве. В 1922 году были приняты Основы государственной тайны СССР, затем последовали другие законодательные акты, уточняющие правовые основы государственной тайны в стране. Современное законодательство о государственной тайне в России основывается на Конституции РФ и Федеральном законе "О государственной тайне".

Каков правовой режим государственной тайны в России?

В России государственная тайна регулируется специальными законодательными актами. Правовой режим государственной тайны предусматривает ограничение доступа к информации, содержащей государственную тайну, ее хранение и использование. Правовой режим также устанавливает ответственность за несоблюдение требований по обеспечению государственной тайны. Это важно для обеспечения безопасности государства и засекреченной информации.

Какие проблемы связаны с охраной государственной тайны и допуском к ней?

Охрана государственной тайны и допуск к ней являются сложными задачами, с которыми сталкиваются государственные органы. Одна из проблем заключается в определении круга лиц, которые могут иметь доступ к государственной тайне. Также важной проблемой является обеспечение безопасности хранения и использования секретной информации. Для решения этих проблем требуется улучшение законодательства и совершенствование практики охраны государственной тайны.

Какая судебная практика существует в отношении допуска к государственной тайне в России?

Судебная практика о допуске к государственной тайне в России разнообразна. Суды могут выносить решения о допуске или недопуске конкретных лиц к государственной тайне в зависимости от характера их работы и уровня доступа к секретной информации. Судебная практика также устанавливает процедуры и требования для получения допуска к государственной тайне.

Какие этапы прошел институт государственной тайны в России?

Институт государственной тайны в России прошел несколько этапов формирования. Сначала, в период с 1917 по 1991 год, в стране была заложена база для классификации и защиты государственной тайны. Затем, после распада СССР, наступил переходной период, во время которого приняты решения о сохранении действующих правил государственной тайны. Наконец, в 1993 году принята Конституция Российской Федерации, которая определила основы правового регулирования государственной тайны.

Какие проблемы возникают при допуске к государственной тайне и как они решаются?

При допуске к государственной тайне возникают различные проблемы, связанные с определением правового режима доступа к информации, проверкой и подтверждением надежности лиц, имеющих доступ к государственной тайне, обеспечением конфиденциальности информации, а также предотвращением утечек и незаконного использования секретной информации. Эти проблемы решаются путем создания специальных законов, установления процедур и требований для допуска к государственной тайне, проведения проверок и контроля со стороны специальных органов.