Понятие избирательного права и избирательной системы, их соотношение

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 32 32 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 24.12.2020
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Общая характеристика избирательного права и избирательной системы 5
1.1.Понятие избирательного права и избирательной системы: вопросы соотношения 5
1.2.Источники и принципы избирательного права и избирательной системы 8
1.3.Виды избирательных систем 14
Глава 2.Особенности выборов Президента РФ и депутатов в РФ 20
2.1.Выборы Президента РФ и его вступление в должность 20
2.2.Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 24
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Деятельность депутата Государственной Думы РФ подлежит прекращению с момента начала деятельности Государственной Думы РФ нового созыва, за исключением случаев досрочного завершения полномочий депутата Государственной Думы РФ, установленных частью 1 статьи 4 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».Еще одним важным структурным элементом правового положения депутата Государственной Думы РФ выступает гарантии его деятельности, при помощи которых депутат обладает возможностью эффективно и беспрепятственно осуществлять собственную деятельность. Среди подобных гарантий следует выделить депутатский иммунитет, в качестве особой разновидности привилегий, комплекса особых юридических преимуществ, и депутатский индемнитете, в качестве «комплекса социальных гарантий, которые обеспечивают независимость депутата, признающихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутата в качестве личности». Согласно вышеизложенному, можно прийти к выводу о том, что под правовым положением депутата Государственной Думы в широком смысле данного слова понимается определенный социально-политической сущностью общества фактический статус депутата, регулируемое нормами права и другими социальными нормами, а также обеспечиваемое конкретными гарантиями. В узком смысле этого слова правовое положение депутата Государственной Думы РФ формируется из упорядоченной системы элементов, разносторонне характеризующих личность и содержание правового статуса депутата, а именно комплекса их прав, обязанностей, форм и гарантий деятельности депутатов, которая осуществляется согласно характеру мандата депутата.Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, согласно статье 1 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избираются на основании равного, всеобщего и прямого избирательного права при условии тайного голосования.В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат). 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации.Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата Государственной Думы по этому одномандатному избирательному округу.Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.Ч. 3 статьи 97 Конституции РФ и ч. 2 статьи 6 ФЗ «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» в их правовом единстве устанавливают, что депутаты Государственной Думы РФ работают на постоянной основе, не допускают возможности депутатам Государственной Думы РФ заниматься предпринимательской либо иной оплачиваемой деятельностью, помимо преподавательской, научной и другой творческой деятельности; находиться на муниципальной либо государственной службе; выступать в качестве члена органа управления хозяйственного общества либо другой коммерческой организации, входит в структуру органов управления, наблюдательских либо попечительских советов, а также замещать другую государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ.Недопустимость службы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной властей объясняется тем, что депутат должен быть свободен от влияния других государственных органов, учреждений, прежде всего исполнительной власти.Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на весь срок его полномочий и заканчивается с завершением срока его пребывания в Государственной Думе. Таким образом, можно прийти к выводу, что депутаты Государственной Думы избираются на основании равного, всеобщего и прямого избирательного права при условии тайного голосования. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат). 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.ЗаключениеПод избирательной системой в РФ понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных органов гос. власти субъектов Федерации.Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.На современном этапе в России сложилась целостная система источников избирательного права на федеральном, региональном и местном уровнях, которая представлена общефедеральной Конституцией, конституциями (уставами) субъектов, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, нормативными актами различного вида и уровня, решениями органов конституционной юстиции, в целом составляющими законодательство в области избирательных правоотношений.Система источников избирательного права имеет большое значение для укрепления законности в России. Именно от качества всей системы источников избирательного права, как и права в целом, зависит, в том числе, прочность законности в стране, что является важным условием для формирования в России демократического правового государстваДумается, что имеющаяся проблема стабильности избирательного законодательства является следствием отсутствия научной базы регулирования избирательных правоотношений. Мы считаем, что в будущем необходимо принять кодифицированный акт, а на данный момент следует усовершенствовать действующее законодательство.По этой причине, мы считаем, что необходимо внести следующие изменения: предоставить Центральной избирательной комиссии право законодательной инициативы, наделить ее правом запроса в Конституционный Суд РФ; на законодательном уровне определить дополнительные требования к членам избирательных комиссий – наличие юридического образования либо учетной степени в правовой области для секретарей, председателей и заместителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; голосование по почте вводить при непосредственном согласовании с Центральной избирательной комиссией РФ, ввести ограничение избирательных прав для всех лиц, которые считаются судом виновными в совершении преступного деяния, и лиц, которые были признаны судом ограниченно дееспособными. Мы придерживаемся мнения, что дальнейшее результативное и поступательное развертывание демократического потенциала избирательной системы Российской Федерации невозможно без создания теоретической концепции на современном этапе развития, учета как российского опыта нормативного регулирования выборов, так и международных избирательных стандартов в их проведении и организации, адекватно отвечающим тем процессам в социально-политической сфере, обуславливающие осуществлением кардинальных реформ общественного и государственного устройства РФ.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Всеобщая декларация прав человека от 10 дек. 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека : сб. док. М., 1990.2. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.4. Европейская хартия местного самоуправления от 15 окт. 1985 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 115. Декларация о критериях свободных и справедливых выборов от 26 марта 1994 г. // Материалы конференций Межпарламентского союза. 1996-1999. М., 2001. С. 147-150.6. Конвенция СНГ о правах и основных обязанностях человека от 26 мая 1995 г. // Российская газета. 1995. 23 июня.7. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ от 7 окт. 2002 г. // СЗ РФ. 2005. № 48. Ст. 4971.8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 43989. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации(с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020) // Российская газета, N 106, 15.06.200210. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 23.05.2020) О выборах Президента Российской Федерации// Российская газета, N 6, 16.01.200311. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета от 12 мая 1994 г. N 8812. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.11.2020) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская газета от 19 октября 1999 г. N 20613. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации// Российская газета, N 202, 08.10.200314. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета от 26 февраля 2014 г. N 45Научная и учебная литература:1.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ 13-е изд., изм. и доп. -М: Норма: ИНФРА-М, 2018. – С. 1742. Бандикян М.Д. Влияние принципов всеобщего и равного избирательного права на реализацию гражданами РФ активного избирательного права // Журнал «Закон и право». -2017. -№ 9. - С. 33-35.3. Бордюкова О.И. Выборы Президента Российской Федерации: избирательный процесс, обнародование результатов // Сборник: Мой выбор - наука! сборник материалов VI Региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. - 2020. - С. 1517-1521.4. Вициева М. И. Принципы избирательной системы // Журнал «Вестник Чеченского государственного университета». - № 2. – 2016. – С. 1425.Габидуллина Г.Р. Развитие институтов избирательного права и законодательства о выборах // Журнал «Наука и образование: новое время». -2018. -№ 5 (28). -С. 156-163.6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2017. – С. 1327.Колодина В.Н. Порядок выборов Президента Российской Федерации // Журнал «Актуальные вопросы информационной деятельности в системе государственного управления». - 2019. - С. 249-251.8. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. Л.Б. Ескина. СПб., 2017. – 768 с.9. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с.10. Купцов О.П. Развитие избирательной системы России в контексте обеспечения политической конкуренции // Журнал «Приволжский научный вестник». – 2016. – С. 9211. Лебедева Н.В., Огурцов А. Ю. Система источников российского избирательного права // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 174-17812. Мазненков Д.И. Понятие выборов, их виды и социально-политическая роль в демократическом государстве // Журнал «Конституционно-правовые механизмы защиты прав человека и гражданина в России и мире». - 2019. - С. 433-439.13. Перов А.Н. Особенности выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // Журнал «Актуальные вопросы научных исследований».- 2017. –С.50-5314. Поморцева А.А., Бердышева С.Н. Проблемы соотношения понятий «избирательная система» и «избирательное право» // Журнал «Молодежь. Наука. Современность». - 2019. - С. 29-30.15. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.16. Халилов И. К., Особенности выборов депутатов Государственной Думы // Журнал «Современные научные исследования разработки».- № 1(30). – 2019. – С.1065-106717.Худолей Д.М. Классификация избирательных систем // Журнал «Вестник Пермского университета. Юридические науки». – 2016. – С. 259

Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 дек. 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека : сб. док. М., 1990.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости ВС СССР. 1976. № 17. Ст. 291.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.
4. Европейская хартия местного самоуправления от 15 окт. 1985 г. // Бюллетень международных договоров. 1998. № 11
5. Декларация о критериях свободных и справедливых выборов от 26 марта 1994 г. // Материалы конференций Межпарламентского союза. 1996-1999. М., 2001. С. 147-150.
6. Конвенция СНГ о правах и основных обязанностях человека от 26 мая 1995 г. // Российская газета. 1995. 23 июня.
7. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ от 7 окт. 2002 г. // СЗ РФ. 2005. № 48. Ст. 4971.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
9. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации(с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020) // Российская газета, N 106, 15.06.2002
10. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 23.05.2020) О выборах Президента Российской Федерации// Российская газета, N 6, 16.01.2003
11. Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 02.12.2019) О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета от 12 мая 1994 г. N 88
12. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.11.2020) Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Российская газета от 19 октября 1999 г. N 206
13. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации// Российская газета, N 202, 08.10.2003
14. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 31.07.2020) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета от 26 февраля 2014 г. N 45

Научная и учебная литература:

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ 13-е изд., изм. и доп. -М: Норма: ИНФРА-М, 2018. – С. 174
2. Бандикян М.Д. Влияние принципов всеобщего и равного избирательного права на реализацию гражданами РФ активного избирательного права // Журнал «Закон и право». -2017. -№ 9. - С. 33-35.
3. Бордюкова О.И. Выборы Президента Российской Федерации: избирательный процесс, обнародование результатов // Сборник: Мой выбор - наука! сборник материалов VI Региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. - 2020. - С. 1517-1521.
4. Вициева М. И. Принципы избирательной системы // Журнал «Вестник Чеченского государственного университета». - № 2. – 2016. – С. 142
5. Габидуллина Г.Р. Развитие институтов избирательного права и законодательства о выборах // Журнал «Наука и образование: новое время». -2018. -№ 5 (28). -С. 156-163.
6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2017. – С. 132
7. Колодина В.Н. Порядок выборов Президента Российской Федерации // Журнал «Актуальные вопросы информационной деятельности в системе государственного управления». - 2019. - С. 249-251.
8. Конституционное право России: учебник для бакалавров / отв. ред. Л.Б. Ескина. СПб., 2017. – 768 с.
9. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 12-е изд., изм. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 768 с.
10. Купцов О.П. Развитие избирательной системы России в контексте обеспечения политической конкуренции // Журнал «Приволжский научный вестник». – 2016. – С. 92
11. Лебедева Н.В., Огурцов А. Ю. Система источников российского избирательного права // Журнал «Общество: политика, экономика, право». – 2017. – С. 174-178
12. Мазненков Д.И. Понятие выборов, их виды и социально-политическая роль в демократическом государстве // Журнал «Конституционно-правовые механизмы защиты прав человека и гражданина в России и мире». - 2019. - С. 433-439.
13. Перов А.Н. Особенности выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // Журнал «Актуальные вопросы научных исследований».- 2017. –С.50-53
14. Поморцева А.А., Бердышева С.Н. Проблемы соотношения понятий «избирательная система» и «избирательное право» // Журнал «Молодежь. Наука. Современность». - 2019. - С. 29-30.
15. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
16. Халилов И. К., Особенности выборов депутатов Государственной Думы // Журнал «Современные научные исследования разработки».- № 1(30). – 2019. – С.1065-1067
17. Худолей Д.М. Классификация избирательных систем // Журнал «Вестник Пермского университета. Юридические науки». – 2016. – С. 259

Вопрос-ответ:

Что такое избирательное право?

Избирательное право - это совокупность норм и правил, устанавливающих порядок осуществления избирательных процедур, а также гарантии и ограничения, обеспечивающие свободу воли избирателей при выборе представителей в органы государственной власти и местного самоуправления.

Что такое избирательная система?

Избирательная система - это сложный механизм, устанавливающий порядок проведения выборов и определяющий способы формирования органов власти на основе воли избирателей. Она включает в себя правовые нормы, правила подсчета голосов, процедуры регистрации кандидатов, а также механизмы контроля за проведением выборов.

Как связаны избирательное право и избирательная система?

Избирательное право и избирательная система тесно связаны между собой. Избирательное право устанавливает правила и принципы, на основе которых функционирует избирательная система. Оно определяет права и обязанности избирателей и кандидатов, порядок регистрации и проведения выборов, а также механизмы обжалования результатов голосования.

Какие источники и принципы лежат в основе избирательного права и избирательной системы?

Источниками избирательного права являются конституция, законы, подзаконные акты и международные договоры. Принципы избирательного права включают свободу и тайность голосования, равенство всех избирателей перед законом, всеобщесть и непосредственность выборов, справедливость и пропорциональность представительства.

Какие виды избирательных систем существуют?

Существуют различные виды избирательных систем. Некоторые из них включают пропорциональное представительство (когда места в органах власти распределяются пропорционально полученным голосам), а другие - большинство по округам (когда побеждает кандидат, получивший наибольшее количество голосов в отдельном избирательном округе). Также существуют гибридные системы, комбинирующие принципы разных видов избирательных систем.

Что такое избирательное право и избирательная система?

Избирательное право – это область права, которая регулирует осуществление избирательных процедур, а избирательная система – это совокупность правовых и организационных норм и принципов, которые определяют порядок проведения выборов.

Какие источники и принципы регулируют избирательное право и избирательную систему?

Источниками избирательного права являются Конституция страны, законы, уставные акты и нормативные правовые акты. Принципами избирательного права являются универсальность, равноправие, тайность голосования, правильность подсчета голосов и другие.

Какие виды избирательных систем существуют?

Существуют различные виды избирательных систем, такие как мажоритарные системы, пропорциональные системы, смешанные системы. В каждой из них применяются различные принципы распределения мандатов и формирования органов власти.