Коррекция функциональных нарушений у лиц среднего возраста при артрозе коленного сустава посредством лечебной физичсеой культуры

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 78 78 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 15.01.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты функциональных нарушений при артрозе коленного сустава средствами лечебной физической культуры 5
1.1. Понятие артроза коленного сустава 5
1.2. Клиническая характеристика при артрозах коленного сустава 13
1.3. Лечебная физическая культура и массаж 21
1.4. Физиотерапия при артрозах коленного сустава 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Организация и методы исследования 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 31
Выводы по главе 2 38
Глава 3. Результаты исследований и их анализ 40
3.1. Результаты оценки состояния здоровья пациентов до применения методики 40
3.2. Содержание комплекса упражнений 45
3.3. Результаты оценки состояния здоровья пациентов после применения методики 52
Выводы по главе 3 66
Заключение 67
Список использованных источников 68
Приложения 72





Фрагмент для ознакомления

6). «Велосипед». Простое и весьма действенное занятие для укрепления мышц бедер. Начальное положение – лежа на спине, руки вдоль тела. Стараемся имитировать езду на велосипеде, плавно увеличивая и замедляя движения, ощутите напряжение мышц. Достаточно 1 – 2 минут. Если выполнять такое сложно, можно попробовать простую версию – плавно поднимая ноги, согнутые в колене, одну за другой. Рисунок 6 - Упражнение 4Упражнение 5 (рис. 7). Исходная поза, как и в прошлом пункте. Согнутую ногу подтягиваем к животу, держим руками бедро, носок тянем на себя. Теперь пяткой тянемся вперед. Непременно необходимо ощутить напряжение в голени и бедре. Тянуться нужно 3 – 5 секунд. Плавно вернитесь в начальное положение и повторите упражнение с другой ногой. Выполняйте по 8 раз поочередно с каждой ногой. Рисунок 7 - Упражнение 5Упражнение 6 (рис. 8). Лежа лицом вниз, ноги выпрямлены. Одну за другой поднимайте ноги, сгибая их в колене. Ритм движений не надо держать очень быстрым. Следите, чтобы во время исполнения бедро и таз не отрывались от пола и не смещались. Выполняйте по 30 подъемов каждой ноги. Рисунок 6 - Упражнение 8Упражнение 6А. Выполняйте 6е упражнение, но задерживая в высшей точке ногу на 3 – 5 секунд. 30-ти подъемов будет достаточно. Упражнение 7 (рис. 9). Лежа на спине, вытянув ноги и руки вдоль туловища. Исполняйте плавный подъем тела, не отрывая ягодиц и ног от пола. Упражнение принадлежит к категории сложных, не совершайте рывков, все движения плавные. Так же медленно опускаем туловище. Довольно 5 – 7 подходов. Упражнение нацелено на проработку статических мышц (то есть отвечающих за позу туловища человека). В итоге укрепляется таз, мышцы бедер. Это помогает работать коленным суставам безболезненно. Рисунок 9 - Упражнение 7Противопоказания. Занятия лечебной физкультурой имеют серию противопоказаний. Ни в коем случае не нужно выполнять упражнения, если у человека есть следующие изменения в состоянии здоровья: - онкологические заболевания, в том числе болезни крови; - повышенное артериальное давление (цифры более 145⁄90 мм.рт.ст.); - ОРВИ с повышением температуры; - инфекционные поражения кожи. Сюда нужно причислить плохо заживающие раны, язвы, обширные келоидные рубцы; - измененное психическое состояние, которое не позволит точно дать оценку собственному здоровью; - острый инфаркт мозга, сердца, эмболии сосудов; - резко выраженный болевой синдром. Инструкторы рекомендуют внимательно следить за самочувствием в период занятия. Необходимо сразу прекратить ЛФК, если появилось головокружение, слабость. Не нужно продолжать исполнение подходов, если имеется сильная боль. Занятия лечебной физкультурой могут привнести огромный результат в лечении артроза. Необходимо выполнять все советы и следовать рекомендациям специалистов, чтобы избежать возможных осложнений.3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПАЦИЕНТОВ ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИПосле представления экспериментальной техники мы дали оценку функциональному состоянию в контрольной группе и в экспериментальной группе до и после эксперимента (см. Таблицы и Рисунки далее)Рассмотрим данные по каждому из тестов/анкетирований и проведем компаративный анализ данных для ЭГ и КГ соотвественно на констатирующем и контрольном этапах и дополним его статистически обоснованным доказательством достоверности различий.Таблица 5 – Данные исследования по установлению амплитуды движения в коленном суставе для ЭГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолУстановление амплитуды движения в коленном суставе (констатирующий этап)Установление амплитуды движения в коленном суставе (контрольный этап)1Андрей Г.М46 48 2Дмитрий Ю.М50 50 3Сергей Т.М4648 4Михаил Г.М4252 5Владимир Ш.М44 46 М±m441,3248,81,02Таблица 6 – Данные исследования по установлению амплитуды движения в коленном суставе для КГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолУстановление амплитуды движения в коленном суставе (констатирующий этап)Установление амплитуды движения в коленном суставе (контрольный этап)1Никита У.М46452Павел Т.М44 44 3Денис Р.М41424Валерий В.М50485Иван П.М46 46 М±m45,61,4645,01,0Рисунок 10- Сравнительная диаграмма установления амплитуды движения в коленном суставе в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапеКак видно из Таблиц 5-6 и Рисунка 10, амплитуда движения в коленном суставе в экспериментальной группе на констатирующем этапе составила 441,32 градусов, на контрольном 48,81,02, что нами расценено как позитивная динамика В контрольной группе изначально результаты были несколько лучше 45,61,46, однакон на контрольном этапе показатель составил 45,01,0, что отражает некоторый регресс.Рассмотрим статистический анализ полученных данных. Так, для экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе нами получено значение t-критерия Стьюдента: 2.88. Различия статистически значимы (p=0.023740). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Для контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах:Значение t-критерия Стьюдента: 17.29. Различия статистически значимы (p=0.000001). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Между экспериментальной и контрольной группой на контрольном этапе определены следующие статистические параметры:Значение t-критерия Стьюдента: 2.66. Различия статистически значимы (p=0.032454). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.Итак, в экспериментальной группе выявлен достоверный прирост в тесте на установление амплитуды движения в коленном суставе.Конец формыПерейдем к следующему тесту. В тесте на отведение и приведение нами были получены следующие данные:Таблица 7 – Данные исследования по тесту на отведение и приведение для ЭГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолТест на отведение и приведение (тест вальryсной и варусной нагрузки)(градусы)Констатирующий этапТест на отведение и приведение (тест вальryсной и варусной нагрузки)(градусы)Контрольный этап1Андрей Г.М9102Дмитрий Ю.М1193Сергей Т.М7114Михаил Г.М695Владимир Ш.М810М±m8,20,8610,60,24Таблица 8 – Данные исследования по тесту на отведение и приведение дляКГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолТест на отведение и приведение (тест вальryсной и варусной нагрузки)(градусы)Констатирующий этапТест на отведение и приведение (тест вальryсной и варусной нагрузки)(градусы)Контрольный этап1Никита У.М7102Павел Т.М1083Денис Р.М8104Валерий В.М12105Иван П.М710М±m9,250,979,60,39Рисунок 11 - Сравнительная диаграмма теста на отведение и приведение в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапеКак видно из Табл. 7-8 и Рис.11, на констатирующем этапе в экспериментальной группе показатели теста на отведение и приведение составил 8,20,86, в контрольной - 9,250,97. На контрольном этапе соттвествующие показатели составили 10,60,24 и 9,60,39. Для оценки достоверности различий приведем данные статистического анализа.Статистическая обработка данных экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе позволила определить следующие показатели: Значение t-критерия Стьюдента: 2.69. Различия статистически значимы (p=0.031176). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.Статистическая обработка данных контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах позволила обозначить значение t-критерия Стьюдента: 0.33. Различия статистически не значимы (p=0.747600). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.Сопоставив с помощью статистического аппарата результаты экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе нами определено значение t-критерия Стьюдента: 2.18. Различия статистически не значимы (p=0.065279). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.Рассмотрим данные по третьему тесту (см. Табл. 9-10 и Рис. 12)Таблица 9 – Данные исследования по тестированию на грваитационные симптомы и изгиб колена в коленном суставе для ЭГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолГравитационные симптомы и тест на изгиб колена(градусы)Констатирующий этапГравитационные симптомы и тест на изгиб колена(градусы)Контрольный этап1Андрей Г.М71792Дмитрий Ю.М78783Сергей Т.М68824Михаил Г.М79805Владимир Ш.М7179М±m73,42,1579,60,68Таблица 10 – Данные исследования по тестированию на грваитационные симптомы и изгиб колена в коленном суставе для КГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолГравитационные симптомы и тест на изгиб колена(градусы)Констатирующий этапГравитационные симптомы и тест на изгиб колена(градусы)Контрольный этап1Никита У.М62762Павел Т.М78773Денис Р.М76724Валерий В.М80755Иван П.М7075М±m73,23,2675,20,86Рисунок 12 - Сравнительная диаграмма гравитационных симптомов и изгиба в колене в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапеКак видно из Таблиц 9-10 и Рисунка 12, результаты по исследованию гравитационных симптомов и изгиба в колене в экспериментальной группе на констатирующем этапе составила 73,42,15градусов, на контрольном 79,60,68, что нами расценено как позитивная динамика В контрольной группе изначально результаты были несколько хуже чем в ЭГ73,23,26, однакон на контрольном этапе показатель составил 75,20,86, что отражает некоторый прогресс.Рассмотрим статистические параметры междупоказателями экспериментальной группы (конст и контр этап): значение t-критерия Стьюдента: 2.75. Различия статистически значимы (p=0.028525). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Между показателями контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе: значение t-критерия Стьюдента: 0.59. Различия статистически не значимы (p=0.571705). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Между контрольной и экспериментальной группой на контрольном этапе:Значение t-критерия Стьюдента: 4.01. Различия статистически значимы (p=0.005103). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.Таким образом, различия на констатирующем и контрольном этапах в экспериментальной группе являются достоверными, однако в контрольной группе результаты статистически не значимы.Перейдем к данным, полученным с помощью методов анкетирования. Таблица 11 – Данные исследования по боли в суставах по ВАШ для ЭГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолБоль в суставах по ВАШ, мм(констатирующий этап)Боль в суставах по ВАШ, мм(контрольный этап)1Андрей Г.М51332Дмитрий Ю.М43343Сергей Т.М47324Михаил Г.М45325Владимир Ш.М4135М±m45,41,7233,20,58Таблица 12 – Данные исследования по боли в суставах по ВАШ для КГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолБоль в суставах по ВАШ, мм(констатирующий этап)Боль в суставах по ВАШ, мм(контрольный этап)1Никита У.М44442Павел Т.М47453Денис Р.М43414Валерий В.М45425Иван П.М5045М±m45,81,2443,40,81Рисунок 13 - Сравнительная диаграмма установления показателей боли в суставах по ВАШ в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапеКак видно из данных, представленных в Табл. 11-12 и Рисунке 13, боль в суставах по ВАШ в экспериментальной группе на констатирующем этапе составляет 45,41,72, на контрольном этапе 33,20,58. В контрольной группе соответствующие показатели составили 45,81,24 и 43,40,81.Рассмотрим статистические показатели между показателями экспериментальной группына констатирующем и контрольном этапах: значение t-критерия Стьюдента: 6.72. Различия статистически значимы (p=0.000272). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.Между показателями контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах: значение t-критерия Стьюдента: 1.62. Различия статистически не значимы (p=0.149177). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Между показателями экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе нами определено значение t-критерия Стьюдента: 10.24. Различия статистически значимы (p=0.000018). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.Итак, нами определен значительный позитивный статистически достоверный прирост в экспериментальной группе, что однозначно указывает на позитивное влияние проведенной работы на показатели боли в коленнном суставе у испытуемых в экспериментальной группе. В контрольной группе статистически значимые различия не выявлены.Продолжим изучение полученных данных. Таблица 13 – Данные исследования по индексу WOMAC для ЭГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолИндекс WOМАС, суммарный баллКонстатирующий этапИндекс WOМАС, суммарный баллКонтрольный этап1Андрей Г.М57522Дмитрий Ю.М60533Сергей Т.М53514Михаил Г.М54505Владимир Ш.М5554М±m55,81,24520,71Таблица 14 – Данные исследования по индексу WOMAC для КГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолИндекс WOМАС, суммарный баллКонстатирующий этапИндекс WOМАС, суммарный баллКонтрольный этап1Никита У.М56442Павел Т.М53443Денис Р.М60454Валерий В.М57445Иван П.М5645М±m56,41,1244,40,24Рисунок 14 - Сравнительная диаграмма показателей индекса WOMAC в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапеДля экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах: начение t-критерия Стьюдента: 10.48. Различия статистически значимы (p=0.000016). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Для контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах: значение t-критерия Стьюдента: 2.66. Различия статистически значимы (p=0.032494). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Статистические параметры между показателями экспериментльной и контрольной группой на контрольном этапе:Значение t-критерия Стьюдента: 10.14. Различия статистически значимы (p=0.000020). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.В итоге нами получен статистически достоверный позитивный прирост как в экспериментальной, так и в контрольной группе, однако для контрольной группы величина была более существенной, что также говорит в пользу предыдущего вывода о позитивном влиянии реализованных в экспериментальной группе упражнений на боль в коленном суставе.Изучим данные относительно объема движений в суставах.Таблица 15 – Данные исследования по установлению объема движений в суставе для ЭГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолОбъем движений в суставах, градКонстатирующий этапОбъем движений в суставах, градКонтрольный этап1Андрей Г.М1291442Дмитрий Ю.М1311403Сергей Т.М1271384Михаил Г.М1331465Владимир Ш.М121140М±m128,22,06141,61,47Таблица 16 – Данные исследования по установлению объема движений в суставе для КГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолОбъем движений в суставах, градКонстатирующий этапОбъем движений в суставах, градКонтрольный этап1Никита У.М1301342Павел Т.М1291353Денис Р.М1281344Валерий В.М1311365Иван П.М132132М±m130,00,70134,20,66Рисунок 16 - Сравнительная диаграмма показателей объема движений в суставе в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапеРассмотрим статистические показатели по данному тестированию. Для контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах:Значение t-критерия Стьюдента: 4.37. Различия статистически значимы (p=0.003292). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Конец формыДля экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе :Значение t-критерия Стьюдента: 5.29. Различия статистически значимы (p=0.001130). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Между экспериментальной и контрольной группами на контрольном этапе:Значение t-критерия Стьюдента: 4.59. Различия статистически значимы (p=0.002507). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.Полученные данные свидетельствуют о статистически значимых различиях как в экспериментальной, так и в контрольной группе, однако в экспериментальной группе увеличение объема движений в коленном суставе было более значительным.Таблица 17 – Данные исследования по индексу HAQ для ЭГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолИндекс HAQ, баллы)Индекс HAQ, баллы)1Андрей Г.М16142Дмитрий Ю.М17123Сергей Т.М14114Михаил Г.М14155Владимир Ш.М1713М±m15,60,6813,20,71Таблица 18 – Данные исследования по индексу HAQ для КГ на констатирующем и контрольном этапах№ п/пФИОПолИндекс HAQ, баллы)Индекс HAQ, баллы)1Никита У.М16152Павел Т.М17163Денис Р.М17154Валерий В.М16175Иван П.М1713М±m16,60,2415,20,66Рисунок 17 - Сравнительная диаграмма для индекса HAQ в ЭГ и КГ на констатирующем и контрольном этапеПроведем статистический анализ. Для экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах:Значение t-критерия Стьюдента: 2.44. Различия статистически значимы (p=0.044678). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05.Для контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах:Значение t-критерия Стьюдента: 1.99. Различия статистически не значимы (p=0.086444). Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Между экспериментальной и контрольной группой на контрольном этапе исследования:Значение t-критерия Стьюдента: 2.06. Различия статистически не значимы (p=0.077999).Число степеней свободы f = 8. Критическое значение t-критерия Стьюдента = 2.306, при уровне значимости α = 0,05Таким образом, оценка состояния здоровья и функциональногоиндексажизнедеятельности у больных в экспериментальной группе нашла свой достоверный прирост.Результаты исследования позволяют сделать выводы об эффективности методики, реализованной в экспериментальной группе, поскольку нами в ходе статстического анализа выявлены достоверные изменения по всем показателям, а в контрольной группе по большинству тестов изменения не были статистическими значимыми.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИВ конце нашего эксперимента были разработаны несколько практических советов. Для закрепления достигнутого эффекта необходимо продолжать физические упражнения с такой же интенсивностью и частотой. Рекомендуется выполнять суставную и обезболивающую гимнастику в домашних условиях, посещать бассейн.Программа тренировок должна быть составлена ​​следующим образом:- понедельник - занятие в спортзале,- вторник - выполнение адаптивной гимнастики,- Среда - день выздоровления, лучше всего посетить русскую баню или сауну с закаливающими процедурами- четверг - занятия в спортзале- Пятница - занятия адаптивной гимнастикой- суббота - посещение бассейна, активный отдых- воскресенье - прогулка на свежем воздухеВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3По итогам начальных тестов на начальном этапе исследования видно, что у участников экспериментальной группы не наблюдается существенных расхождений по показателям по сопоставлению с больными контрольной группы. Таким способом, по результатам итогового тестирования на завершающей фазе исследования можно сделать вывод, что методика, использованная в экспериментальной группе, была результативной и дала положительные результаты по характеристикам. ЗАКЛЮЧЕНИЕ1. Коленный сустав - один из самых сложных суставов и в то же время самый крупный сустав, поэтому боль в коленях встречается довольно часто, особенно если колено травмировано. Бедренная кость, голень и надколенник участвуют в формировании коленного сустава. Заболеваний суставов очень много. В этот список входит более ста болезней. Остеоартроз коленного сустава (гонартроз) также очень распространен.Остеоартроз коленных суставов (гонартроз) встречается с той же частотой, что и коксартроз, но обычно протекает бессимптомно. Широкое начало болезни в основном связано с тем, что коленный сустав имеет огромное число хрящевых образований и подвергается постоянным нагрузкам.Важную роль в профилактике и устранении играют физические упражнения - специально организованные для конкретной цели и точно дозированные движения. Реабилитация после травм коленного сустава включает: курс физиотерапии, лечебную физкультуру, массажи, а порой без хирургического вмешательства нельзя никак обойтись.На основании итоговых результатов тестирования на завершающем этапе исследования можно сделать заключение, что предложенная методика дает положительный эффект. Тест на установление объема движений в коленном суставе продемонстрировал положительную динамику, итоги улучшились на 3-4 градуса. Тест на отведение и приведение продемонстрировал улучшение на 2-3 градуса, что указывает на улучшение медиальной и латеральной стабильности коленного сустава. Тест коленного рефлекса силы тяжести продемонстрировал, что сила в коленном суставе увеличилась на 3-4 градуса.Методика может быть рекомендована профессионалам по физической реабилитации и инструкторам ЛФК в качестве метода реабилитации при остеоартрозе коленного сустава.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВА.А. Массаж в борьбе с недугами [Текст] / А.А. Бирюков – М: Советский спорт, 2018 – 181 сАлёнкин, Б.Ф. М Анохин, П. К. Проблема компенсации нарушенных функций и ее значение для клинической медицины [Текст] // Хирургия. 2017. № 10.Бахрах, И.И. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации: Учебное пособие / И.И Бахрах, Г.Н. Грец. – Смоленск: СГИФК, 2003. – 151 с.Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2014. – 272 с.Бурханов А. И. Лечебная физическая культура [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. пособие / А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева ; ТГУ ; Ин-т физической культуры и спорта ; каф. "Адаптивная физическая культура". - Тольятти: ТГУ, 2015. - 164 с.Быченков С. В. Физическая культура [Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов / С. В. Быченков, О. В. Везеницын. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 270 сГерманов Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.Н. Германов. - Воронеж :Элист, 2017.— 303 cГотовцев, П.И. Лечебная физическая культура и массаж / П.И. Готовцев, А.Д. Субботин, В.П. Селиванов. – М.: Медицина, 1987. – 304с.Давыдовский, И.В. Патологическая анатомия и патогенез болезней человека [Текст] Т.1 М., 2016 – 234 с.Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. / В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 624с.Епифанов В.А. Лечебная физкультура. Учебное пособие. М.:ГЭОТАРМ.- 2006. -530с.Епифанов В.А. Справочник по ЛФК.- М.:М., 2005.- 587 с.Заболевание суставов [Текст] / К. П. Минеев, 2019. – 79с.Каптелин А.Ф., Лебедева И.П. ЛФК в системе медицинской реабилитации. Руководство для врачей. М.:М.- 1995.- 400 с.Каптелин, А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата / А.Ф. Каптелин. – М., 1989. – 359с.Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. М.: ГЭОТАР –М., 2005.- 178с.Козявкин, В.И., Основы реабилитации двигательных нарушений [Текст] / В.И. Козявкин, Н.Н. Сак 2017. – 195сКорнилов, Н. В., Адаптационные процессы [Текст] / Н. В. Корнилов, 2017. – 74с.Корхин, М.А. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / М.А. Корхин. – М.: Физкультура и спорт. – 2004. – 480с.Красноярова, Н.А., Восстановительное лечение при травмах [Текст] / Н.А. Красноярова, 2019. –124с.Лечебная физическая культура: Учебн. для студ. высш. Учеб.[Текст]/ Заведений. – 2-е изд Дубровский В.И., стер. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 608с.Лечебный массаж: Учебник для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [Текст] / (адаптивная физическая культура)». Погосян М.М. – Изд. 2-е, доп. перераб. – М.: Советский спорт, 2016. – 586сМассаж и движение [Текст] / Б.Ф. Алёнкин – Екатеринбург : Издательство « СВ – 96», 2018 – 138 с.Мануальная медицина. – М.: Медицина [ Текст] / Под ред. Левит К., 2019. – 510 с.Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Новейший справочник по ЛФК. С-Пб.- 2003.- 862 сМилюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И.В Милюкова, Т.А. Евдокимова / под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 512с.Оздоровительные основы физических упражнений. – [Текст] / М. Назаренко Л.Д.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. – 240с. – (Б-ка учителя физической культуры).Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре: учеб. пособие [Текст] / Постникова В.М. – М. 2017. – 510сОсновы реабилитации. – учебник[Текст] / Юмашев Г.С., Ренкер К.Х. – М.: Медицина, 2016. – 111 с.Патология костей и суставов [Текст] / В.В. Некачалов, 2015. – 288с.Патологическая анатомия болезней костной системы. [Текст] / А.В. Русаков, 2019. – 77с.Попов С.Н. Физическая реабилитация. Ростов на Дону.- 1999.- 605 с.Популо, Г. М. Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности [Электронный ресурс] : (раздел "Большой теннис для лиц с ограниченными возможностями") : электрон. учеб.-метод. пособие / Г. М. Популо, Т. А. Хорошева ; ТГУ ; Ин-т физ. культуры и спорта ; каф. "Физ. воспитание". - Тольятти : ТГУ, 2015. - 131 с.Ростомашвили, Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Н. Ростомашвили. - Москва : Советский спорт, 2015. – 164Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями / Под ред. А. Н. Белова, О. Н. Щепетова — M., 1998. — с.136.Талага Е. Энциклопедия физических упражнений /Пер. с польск. — М.: Физкультура и спорт, 1998 — 420 с.Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы-составители О.Э. Аксенова, С. П. Евсеев // Под ред. СП. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2014. – С.60-71.Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов., 2-е изд.,испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2017. – 154 с.Третьякова, Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш ; под общ. ред. Н. В. Третьяковой. - Москва : Спорт, 2016. - 280 с.Устюжанина В.О. Основы классического массажа: учеб. пособие / В.О. Устюжанина, Т.И.Попова. — Челябинск, 1998. — 58 с.Физиотерапия: учеб.пособие: [Текст] Пер. с польск./ Под ред. М. Вейсса, А. Зембатого. – Медицина, 2016, – 496с.Физическая культура: учеб.пособие [Текст] / Под ред. В.А. Епифанова. – М., 2017. – 528 сФизическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры [Текст] / Под общей ред. Проф. С.Н. Попова. – Ростов Д: изд-во "Феникс",2019 – 608с.Физиология человека: Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педаг. Вузов/ Под общ. Ред. Л. И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2016. – 89 с.Харченко, Л. В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова, В. Г. Турманидзе. - Омск : ОГУ, 2016. - 112 с.Частная патология: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. Заведний [Текст]/.; Под ред С.Н. Попов, Н.М. Валеев, – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.Шумский А.А., Проблемы остеопороза в травматологии и ортопедии [Текст] / А.А. Шумский, – 2019. – 150-151сПРИЛОЖЕНИЯПриложение АКомплекс упражнений для экспериментальной группы1. Исходное положение, лежа на спине с вытянутыми ногами. Согните колено, слегка оторвав ступню от пола. Держите 5 секунд. Смени ноги. Повторить 5 раз.2. Исходное положение лежа на спине, согнув ногу в тазобедренном и коленном суставах, движения - сгибание и разгибание в коленном суставе.3. Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Движение - сгибание и разгибание в обоих коленных суставах.4. Исходное положение: лежа на спине, ноги вытянуты, расслаблены. Сгибаем левую ногу и на несколько секунд прижимаем ее руками к корпусу, затем опускаем стопу на пол и вытягиваем ногу. То же движение повторяется другой ногой. Повторить 10-15 раз.5. «Велосипед». Исходное положение лежа на спине. Имитация езды на велосипеде. На протяжении всего упражнения ноги приподнимаются над ковриком. Повторите от 20 до 50 раз или больше. Бегите сначала медленно, потом быстрее.6. Исходное положение лежа на спине. Вытянутую ногу поднимают от земли на высоту 20-30 см и удерживают в таком положении несколько секунд, затем опускают. То же движение повторяется другой ногой. Повторить 20-30 раз.7. Исходное положение лежа лицом вниз. Сгибаем ноги в коленях по очереди, стараясь пяткой дотянуться до ягодиц. Не отрывайте бедра от пола. Повторите от 20 до 50 раз.8. В том же положении согните ту же ногу в колене и задержитесь на несколько секунд. Смени ноги.9. Сядьте за стол. Сидеть прямо. Размахивайте ногами с умеренным диапазоном движений. По возможности делайте это упражнение.10. В таком же положении. Поднимите ногу и удерживайте ее параллельно полу в течение 3 секунд. Стопа образует прямой угол с ногой. Смени ногу. При выполнении этого упражнения нужно чувствовать напряжение в мышцах бедра и ног.11. И. п. лежа на боку, слегка согнув ногу, положив руку под голову. Вдох: поднимите верхнюю ногу и удерживайте ее 5-10 секунд. Выдох: вернитесь в исходное положение. Повторите по 5 раз для каждой ноги.Приложение ВРазработанный комплекс упражнений для контрольной группы1. И. п. Сядьте или лягте, выпрямив одну ногу. Вдох: напрягите четырехглавую мышцу бедра (вы должны почувствовать движение коленной чашечки вверх и зафиксировать ее в этом положении на 5-10 секунд). Выдох: расслабьте четырехглавую мышцу бедра. Повторите по 5 раз для каждой ноги.2. И. п. Сидя на диване с одной выпрямленной ногой, другая опущена на пол. Вдох: наклонитесь вперед, стараясь дотянуться руками до пальцев ног. При ощущении растяжения тыльной стороны бедра и голени зафиксируйте это положение на 5-10 секунд. Выдох: вернитесь в исходное положение. Повторите по 5 раз для каждой ноги.3. Укрепление четырехглавой мышцы бедра. Исходное положение. Сидеть на стуле с прямой ногой. Вдох: поднимите выпрямленную ногу параллельно полу и зафиксируйте это положение на 5-10 секунд. Выдох: вернитесь в исходное положение. Повторите по 5 раз для каждой ноги.4. И. п. Лягте на бок, слегка согнув одну ногу и положив одну руку под голову. Вдох: поднимите верхнюю ногу и удерживайте ее 5-10 секунд. Выдох: вернитесь в исходное положение. Повторите по 5 раз для каждой ноги.Приложение ССамомассаж коленного сустава1. Сядьте на кровать, правую ногу выпрямите, левую опустите. Правую руку поместите выше правого колена, левую - ниже. Погладьте колено (рис. 1) каждой рукой в ​​противоположном направлении. То же самое на левом колене.2. Аккуратно потрите щипцами боковые поверхности сустава: пальцы двигаются вперед-назад. Правое колено массируется левой рукой (рис. 2), левое колено - правой.3. Затем растирайте так: ладони и выступы большого пальца плотно прижимаются к боковым поверхностям коленного сустава и двигаются вперед-назад (рис. 3).4. Большие пальцы рук опираются на верхнюю часть колена (рис. 4). Остальными подушечками пальцев потрите боковые стороны коленного сустава («спираль»). Так что вы должны «штриховать» те же области. Выпрямите указательный, средний и безымянный пальцы и, глубоко надавливая, двигайте тканями вперед-назад прямыми движениями.5. Поместите кончики пальцев справа от верхнего края надколенника, круговыми движениями потрите коленный сустав (рис. 5). То же и с левой стороны.+

1. А.А. Массаж в борьбе с недугами [Текст] / А.А. Бирюков – М: Советский спорт, 2018 – 181 с
2. Алёнкин, Б.Ф. М Анохин, П. К. Проблема компенсации нарушенных функций и ее значение для клинической медицины [Текст] // Хирургия. 2017. № 10.
3. Бахрах, И.И. Организационные, методические и правовые основы физической реабилитации: Учебное пособие / И.И Бахрах, Г.Н. Грец. – Смоленск: СГИФК, 2003. – 151 с.
4. Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: Учебно-методическое пособие для медицинских работников. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2014. – 272 с.
5. Бурханов А. И. Лечебная физическая культура [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. пособие / А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева ; ТГУ ; Ин-т физической культуры и спорта ; каф. "Адаптивная физическая культура". - Тольятти: ТГУ, 2015. - 164 с.
6. Быченков С. В. Физическая культура [Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов / С. В. Быченков, О. В. Везеницын. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 270 с
7. Германов Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.Н. Германов. - Воронеж :Элист, 2017.— 303 c
8. Готовцев, П.И. Лечебная физическая культура и массаж / П.И. Готовцев, А.Д. Субботин, В.П. Селиванов. – М.: Медицина, 1987. – 304с.
9. Давыдовский, И.В. Патологическая анатомия и патогенез болезней человека [Текст] Т.1 М., 2016 – 234 с.
10. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. / В.И. Дубровский. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 624с.
11. Епифанов В.А. Лечебная физкультура. Учебное пособие. М.:ГЭОТАРМ.- 2006. -530с.
12. Епифанов В.А. Справочник по ЛФК.- М.:М., 2005.- 587 с.
13. Заболевание суставов [Текст] / К. П. Минеев, 2019. – 79с.
14. Каптелин А.Ф., Лебедева И.П. ЛФК в системе медицинской реабилитации. Руководство для врачей. М.:М.- 1995.- 400 с.
15. Каптелин, А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата / А.Ф. Каптелин. – М., 1989. – 359с.
16. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. М.: ГЭОТАР –М., 2005.- 178с.
17. Козявкин, В.И., Основы реабилитации двигательных нарушений [Текст] / В.И. Козявкин, Н.Н. Сак 2017. – 195с
18. Корнилов, Н. В., Адаптационные процессы [Текст] / Н. В. Корнилов, 2017. – 74с.
19. Корхин, М.А. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / М.А. Корхин. – М.: Физкультура и спорт. – 2004. – 480с.
20. Красноярова, Н.А., Восстановительное лечение при травмах [Текст] / Н.А. Красноярова, 2019. –124с.
21. Лечебная физическая культура: Учебн. для студ. высш. Учеб.[Текст]/ Заведений. – 2-е изд Дубровский В.И., стер. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 608с.
10. Лечебный массаж: Учебник для студентов высших физкультурных учебных заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья [Текст] / (адаптивная физическая культура)». Погосян М.М. – Изд. 2-е, доп. перераб. – М.: Советский спорт, 2016. – 586с
11. Массаж и движение [Текст] / Б.Ф. Алёнкин – Екатеринбург : Издательство « СВ – 96», 2018 – 138 с.
12. Мануальная медицина. – М.: Медицина [ Текст] / Под ред. Левит К., 2019. – 510 с.
13. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Новейший справочник по ЛФК. С-Пб.- 2003.- 862 с
14. Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И.В Милюкова, Т.А. Евдокимова / под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 512с.
15. Оздоровительные основы физических упражнений. – [Текст] / М. Назаренко Л.Д.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. – 240с. – (Б-ка учителя физической культуры).
16. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре: учеб. пособие [Текст] / Постникова В.М. – М. 2017. – 510с
17. Основы реабилитации. – учебник[Текст] / Юмашев Г.С., Ренкер К.Х. – М.: Медицина, 2016. – 111 с.
18. Патология костей и суставов [Текст] / В.В. Некачалов, 2015. – 288с.
19. Патологическая анатомия болезней костной системы. [Текст] / А.В. Русаков, 2019. – 77с.
20. Попов С.Н. Физическая реабилитация. Ростов на Дону.- 1999.- 605 с.
21. Популо, Г. М. Технологии физкультурно-оздоровительной деятельности [Электронный ресурс] : (раздел "Большой теннис для лиц с ограниченными возможностями") : электрон. учеб.-метод. пособие / Г. М. Популо, Т. А. Хорошева ; ТГУ ; Ин-т физ. культуры и спорта ; каф. "Физ. воспитание". - Тольятти : ТГУ, 2015. - 131 с.
22. Ростомашвили, Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Н. Ростомашвили. - Москва : Советский спорт, 2015. – 164
23. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями / Под ред. А. Н. Белова, О. Н. Щепетова — M., 1998. — с.136.
24. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений /Пер. с польск. — М.: Физкультура и спорт, 1998 — 420 с.
25. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учебное пособие / Авторы-составители О.Э. Аксенова, С. П. Евсеев // Под ред. СП. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2014. – С.60-71.
26. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов., 2-е изд.,испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2017. – 154 с.
27. Третьякова, Н. В. Теория и методика оздоровительной физической культуры [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Третьякова, Т. В. Андрюхина, Е. В. Кетриш ; под общ. ред. Н. В. Третьяковой. - Москва : Спорт, 2016. - 280 с.
28. Устюжанина В.О. Основы классического массажа: учеб. пособие / В.О. Устюжанина, Т.И.Попова. — Челябинск, 1998. — 58 с.
29. Физиотерапия: учеб.пособие: [Текст] Пер. с польск./ Под ред. М. Вейсса, А. Зембатого. – Медицина, 2016, – 496с.
30. Физическая культура: учеб.пособие [Текст] / Под ред. В.А. Епифанова. – М., 2017. – 528 с
31. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры [Текст] / Под общей ред. Проф. С.Н. Попова. – Ростов Д: изд-во "Феникс",2019 – 608с.
32. Физиология человека: Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педаг. Вузов/ Под общ. Ред. Л. И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2016. – 89 с.
33. Харченко, Л. В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова, В. Г. Турманидзе. - Омск : ОГУ, 2016. - 112 с.
34. Частная патология: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. Заведний [Текст]/.; Под ред С.Н. Попов, Н.М. Валеев, – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
35. Шумский А.А., Проблемы остеопороза в травматологии и ортопедии [Текст] / А.А. Шумский, – 2019. – 150-151с



Вопрос-ответ:

Какие функциональные нарушения могут возникать при артрозе коленного сустава?

При артрозе коленного сустава могут возникать такие функциональные нарушения, как ограничение подвижности сустава, болевой синдром, нарушение статики и динамики сустава, атрофия мышц и нарушение их координации.

Что такое лечебная физическая культура?

Лечебная физическая культура - это комплекс специально разработанных физических упражнений и процедур, направленных на восстановление функциональных возможностей организма при различных заболеваниях, в том числе при артрозе коленного сустава.

Какими методами можно проводить лечебную физическую культуру при артрозе коленного сустава?

Лечебную физическую культуру при артрозе коленного сустава можно проводить с помощью различных методов, таких как упражнения для улучшения подвижности сустава, укрепление мышц бедра и голени, улучшение координации движений, растяжка и релаксация мышц, а также массаж и физиотерапия.

Какой эффект может быть достигнут с помощью лечебной физической культуры при артрозе коленного сустава?

С помощью лечебной физической культуры при артрозе коленного сустава можно достигнуть таких эффектов, как улучшение подвижности в суставе, укрепление мышц, уменьшение болевого синдрома, восстановление координации движений и общее улучшение состояния пациента.

Какие методы физиотерапии можно использовать при артрозе коленного сустава?

При артрозе коленного сустава можно использовать различные методы физиотерапии, такие как лечебные ванны, грязелечение, ультразвуковая терапия, электрофорез, магнитотерапия и другие, которые способствуют улучшению кровообращения, снижению воспаления и отека, а также облегчению болевых ощущений.

Что такое артроз коленного сустава?

Артроз коленного сустава - это дегенеративное заболевание, характеризующееся поражением суставного хряща, изменением структуры костей и развитием воспалительных процессов.

Какие функциональные нарушения могут возникнуть при артрозе коленного сустава?

При артрозе коленного сустава могут возникать такие функциональные нарушения, как ограничение подвижности сустава, болевой синдром, нарушение осанки и ходьбы, снижение мышечной силы и выносливости, нарушение равновесия и координации движений.

Как лечебная физическая культура может помочь при артрозе коленного сустава?

Лечебная физическая культура является одним из основных методов лечения артроза коленного сустава. Она позволяет укрепить мышцы, улучшить кровообращение и питание тканей сустава, улучшить подвижность сустава и снизить болевые ощущения.

Какие методы физиотерапии применяются при артрозах коленного сустава?

При артрозах коленного сустава могут применяться различные методы физиотерапии, такие как ультразвуковая терапия, магнитотерапия, лазеротерапия, электростимуляция и другие. Они способствуют снижению воспаления, улучшению кровотока и регенерации тканей сустава.

Какой эффект можно достичь при коррекции функциональных нарушений у лиц среднего возраста при артрозе коленного сустава с помощью лечебной физической культуры?

При коррекции функциональных нарушений у лиц среднего возраста при артрозе коленного сустава с помощью лечебной физической культуры можно достичь улучшения подвижности и функциональности сустава, снижения болевых ощущений, укрепления мышц и улучшения общего состояния пациента.