Личностные характеристики младших школьников с различной мотивацией обучения
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 25.12.2020
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личностных качеств младших школьников 5
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития 5
1.2 Особенности учебной деятельности младших школьников 8
1.3. Проблемы развития мотивации учения у младших школьников с различными личностными качествами 11
Глава 2. Теоретические подходы исследования мотивации обучения младших школьников 17
2.1 Основные методы диагностики мотивации обучения младших школьников 17
2.2 Влияние личностных качеств младших школьников на учебную мотивацию 21
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Организация индивидуальной проектной и исследовательской работыДанный вид деятельности подойдёт тем детям, которые показывают высокие результаты в образовательной деятельности, но педагог установил, что эти результаты прежде всего связаны с её старательностью и аккуратностью, а познавательный интерес при этом выражен недостаточно. Дети, которые обычно на начальном этапе показывают высокие результаты в образовательной деятельности, как правило, готовы к самостоятельным исследованиям, которые станут полезными для развития их познавательного интереса, а соответственно повышению мотивации к обучению. Для успешного развития учебной мотивации при организации проектной деятельности для обучающихся младших классов важно руководствоваться следующими принципами.Безопасность разрабатываемого проекта для жизни и здоровья школьников.Принцип доступности проектной работы для школьников. Для его реализации важно соответствие теоретических знаний и практических навыков учащихся сложности исследований, наличию необходимых условия для осуществления исследовательской деятельности.Соответствие проектной и исследовательской деятельности интересам и потребностям детей.Возможность самостоятельных действий в рамках реализации проектной деятельности.Большое значение имеет, чтобы тема проекта или исследовательской работы была интересной для ребёнка. Например, для девочек, которые интересуются математикой, могут стать интересными следующие темы:- Золотое сечение в архитектуре Эйфелевой башни- Зачем в спорте нужна математика?- Кругосветное путешествие в числах. На современном уровне развития системы образования проектно-исследовательская деятельность позволяет осуществлять развитие учебной мотивации в различных формах.Создание исследовательских проектов. Самостоятельная коллективная работа над разработкой исследовательских проектов и получение практически значимых результатов исследований способствует не только развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, но и формирует их коллектив, а также устанавливает прочные связи.Участие школьников в различных мероприятиях, способствующих повышению познавательного интереса к творческой деятельности.Осуществление сотрудничества с другими образовательными организациями. В рамках проектной работы обучающиеся осуществляют взаимодействие с различными организациями (другими школами, вузами, научными организациями, организациями дополнительного образования, специализированными учреждениями и др.). Всё это способствует развитию их коммуникативных качеств, деловых навыков, организаторского мастерства.Проведение научно-практических конференций обучающихся. В последние годы всё чаще научно-практические конференции организуются на базе школ, лицеев, гимназий. Как правило, руководство школы осуществляет основную подготовку к их проведению. Однако самостоятельная деятельность школьников при этом возрастает с каждым годом. В некоторых случаях активу школы доверяют создание программы конференции, музыкальное сопровождение конференции, оформление зала и другие значимые вопросы. Если ученическое самоуправление активно развивается, актив школы может самостоятельно организовать научно-практическую конференцию внутри образовательной организации. В целом исследовательская и проектная деятельность является мощной базой для развития мотивации детей, однако успешной она будет только в том случае, если взаимодействие педагогов и обучающихся окажется сбалансированным и целесообразным.Проведение развивающих внеклассных мероприятийДанный инструмент формирования учебной мотивации подходит для такой категории детей, которые обладают высоким уровнем коммуникабельности, имеют стремление к развитию творческих способностей, артистичны, активны. В содержание данных развивающих мероприятий могут входить занимательные оригинальные задания, а также различные конкурсы, квесты, соревнования и другие виды деятельности, требующие от учащихся активных действий.Рекомендации для родителей: организация развивающих праздниковДанный инструмент развития учебной мотивации подходит тем детям, которые испытывают застенчивость в общении с взрослыми, не проявляют уверенности в себе, имеют трудности в общении со сверстниками. В семье, как правило, эти дети более раскованы, не испытывают страхов в общении, поэтому организация развивающих праздников в семье для них целесообразна.Семейные праздники имеют большое значение для укрепления семейных традиций, сохранения благоприятного климата в семье, а также для развития учебной мотивации детей. На семейные праздники обычно приглашают близких и друзей, что также способствует также коммуникативному развитию младших школьников. Данные виды праздников будут интересны детям, которые показывают высокие результаты в обучении, поскольку они смогут успешно справиться с предложенными творческими заданиями, что создаст дополнительную мотивацию для их Примеры развивающих праздников представлены в Приложении 3 данной работы.Организация развивающих гимнастических игрДанный инструмент развития учебной мотивации подходит энергичным детям, которые любят подвижные игры, имеют интерес к спорту и физической культуре. Согласно системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, физическое развитие детей во многом формирует их интеллектуальное и эмоциональное развитие, а также активно развивают интерес к учёбе. Забота о здоровье и физическом развитии детей может благоприятно отразиться и на развитии их творческих качеств. Для организации развивающей гимнастики для детей младшего школьного возраста понадобится гимнастический коврик, мячи, мягкие игрушки, цветные картинки. Гимнастическая игра 1. Животные Дети уже должны иметь представление, как выполняются следующие гимнастические упражнения:«Ласточка»«Рыбка»«Лягушка»«Кошечка»«Змейка» Взрослые задают вопросы и просят детей определить, какое это животное, показав соответствующее упражнение.Гимнастическая игра 2. «Крылья, лапы, плавники» Взрослые раскидывает по полу различные игрушки в виде животных: зверей, птиц, насекомых, рыб и др. Начинает играть музыка, ребёнок танцует. Затем родитель произносит одно из слов: крылья, лапы или плавники. Если он скажет «крылья», ребёнок должен быстро схватить то, животное, которое умеет летать; если он скажет «лапы», ребёнок поднимает животное, которое умеет бегать, ну а если он произнесёт «плавники», необходимо взять в руки животное, умеющее плавать.Гимнастическая игра 3.Гавайская игра «Лимбо»Взрослые рассказывают ребёнку о природных особенностях и необычных традициях на Гавайах, а затем предлагают ребёнку игру «Лимбо», которая там популярна. Необходимо пройти под верёвкой, не задев её. По мере игры верёвка опускается всё ниже и ниже, пока не останется лишь один победитель.Таким образом, нами проанализированы возможности повышения учебной мотивации для детей с различными личностными качествами. Использование вышеизложенных методов, способствующих повышению учебной мотивации, можно использовать в комплексе, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.ЗаключениеВ современных условиях начального образования роль учебной мотивации младших школьников очень велика. Эффективность мотивации определяется факторами, побуждающими личность предпринимать какие-либо действия; данные факторы могут содержать как внешние, так и внутренние компоненты.К настоящему времени различными психологами разработаны теории мотивации. Каждая из этих теорий может быть использована в педагогическом процессе, при этом выбор наиболее эффективной из них зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей.Проведённый сравнительный анализ различных теорий мотиваций, которые используются в организации педагогического процесса, показал, что эффективность этих теорий зависит от действия различных факторов. Большое значение имеет выбор оптимальной теории мотивации (одной или нескольких) для конкретных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.В данной работе проведен анализ различных методик формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста. Данные методики направлены на определение различных факторов мотивации (учебную самооценку, уровни школьной мотивации, особенности внутренней мотивации). Соответственно, комплексное использование диагностических методик позволит проанализировать все особенности учебной мотивации.С целью повышения учебной мотивации необходим учёт личностных качеств учащихся. В связи с этим нами определены возможности для развития учебной мотивации детей с различными личностными особенностями. Данная работа имеет хорошие перспективы. Так, целесообразным является исследование факторов изменения мотивации при переходе из начальной школы в основную.Список использованной литературыНормативно-правовые акты:Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.rkomitet.ru/zakon/zak-002.html.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 – ФЗПриказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016)"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223 – ФЗОсновная литература:Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки) Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. TheAmericanPsycologist, 57(9), 705–717. 2002.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 – ФЗ
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016)"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223 – ФЗ
Основная литература:
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
6. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
7. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
8. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
9. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.
10. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
12. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С.106-107.
13. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
15. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
16. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
17. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
18. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
19. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
20. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
21. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
22. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
23. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234 с.
24. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
25. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.
26. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
27. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
28. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. - 2001. - №14.
29. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
30. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
31. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
Вопрос-ответ:
Какие личностные характеристики младших школьников влияют на их мотивацию к обучению?
Личностные характеристики младших школьников, такие как интеллектуальные способности, самооценка, уровень саморегуляции и эмоциональная устойчивость, могут оказывать влияние на их мотивацию к обучению. Если у ребенка высокие интеллектуальные способности и уверенность в своих силах, то он скорее будет мотивирован к достижению успеха в учебе. Уровень саморегуляции и эмоциональная устойчивость также могут определить, насколько ребенок готов преодолевать трудности в учебе и сохранять мотивацию даже при возникающих трудностях.
Какие особенности учебной деятельности младших школьников могут повлиять на их мотивацию обучения?
Учебная деятельность младших школьников может быть осложнена разными факторами, такими как низкий уровень усидчивости, слабая мотивация к учению, недостаточная развитость познавательных процессов и др. Эти факторы могут повлиять на желание ребенка учиться и его усилия в достижении учебных целей.
Какие проблемы развития мотивации учения могут возникать у младших школьников с различными личностными качествами?
У младших школьников с различными личностными качествами могут возникать разные проблемы в развитии мотивации учения. Например, у детей с низкой самооценкой или неустойчивыми эмоциональными состояниями может возникать проблема низкого самомотивирования к обучению. У детей с низким уровнем саморегуляции может возникать проблема отсутствия упорства и настойчивости в достижении учебных целей. Кроме того, дети с низкими интеллектуальными способностями могут испытывать проблемы понимания материала и как следствие, потерю мотивации учиться.
Какие личностные характеристики младших школьников могут влиять на их мотивацию обучения?
Личностные характеристики младших школьников, такие как самооценка, уверенность в своих силах, стремление к достижению, настойчивость, позитивность, интерес к учению и уровень эмоциональной стабильности, могут оказывать влияние на их мотивацию обучения.
Какие особенности учебной деятельности младших школьников могут быть связаны с их мотивацией?
У младших школьников отмечаются такие особенности учебной деятельности, как преобладание наглядно-действенного мышления, потребность в игровой форме обучения, склонность к сотрудничеству, восприимчивость к новому и интерес к процессу обучения. Все эти особенности могут влиять на мотивацию учения у детей.
Какие проблемы развития мотивации учения возникают у младших школьников с различными личностными качествами?
У младших школьников с различными личностными качествами могут возникать проблемы с развитием мотивации учения. Например, дети с низкой самооценкой и отсутствием уверенности в своих силах могут испытывать нехватку мотивации для достижения учебных целей. Дети с низким уровнем настойчивости могут легко терять интерес к учению и быстро отступать перед трудностями. Также, дети с недостаточным уровнем эмоциональной стабильности могут испытывать трудности в саморегуляции и контроле над своими эмоциями, что может отрицательно сказываться на их мотивации учиться.
Какие теоретические подходы используются для исследования мотивации обучения младших школьников?
Для исследования мотивации обучения младших школьников используются различные теоретические подходы. Некоторые из них включают теорию самодетерминации, теорию ожидания, теорию целевой ориентации и теорию потребностей.
Какие особенности учебной деятельности младших школьников?
В учебной деятельности младших школьников можно выделить несколько особенностей. Во-первых, на этом этапе дети активно осваивают чтение, письмо и математику. Они учатся читать и писать, решать простые математические задачи. Во-вторых, младшие школьники начинают учиться работать в коллективе. Они учатся сотрудничать, разделять обязанности, помогать друг другу. В-третьих, учебная деятельность младших школьников связана с развитием их познавательных способностей. Они учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. В-четвертых, младшие школьники начинают осознавать важность обучения и понимать, что они сами могут влиять на свой успех.
Какие проблемы могут возникать у младших школьников в развитии мотивации учения?
У младших школьников могут возникать различные проблемы с развитием мотивации учения. Во-первых, некоторые дети могут испытывать отрицательные эмоции в отношении учебной деятельности, такие как страх неуспеха или нежелание учиться. Во-вторых, некоторые дети могут не видеть смысла в учебе и не понимать, зачем им это нужно. В-третьих, младшие школьники могут испытывать затруднения в усидчивости и концентрации внимания, что также может приводить к проблемам с мотивацией учения. В-четвертых, некоторые дети могут испытывать затруднения в понимании учебного материала или не видеть связи между учебными предметами и своей жизнью.
Что можно сказать об общей характеристике младшего школьного возраста?
Младший школьный возраст, согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития, характеризуется некоторыми особенностями. В этом возрасте дети начинают активно исследовать мир и учиться новым вещам. Они становятся более самостоятельными и активными в своих действиях. Они начинают развивать логическое мышление и способность к абстрактному мышлению. Значительную роль в развитии детей этого возраста играют игры, которые способствуют развитию их интеллектуальных и эмоциональных способностей.
Какие периодизации возрастного развития существуют для младшего школьного возраста?
Для младшего школьного возраста существуют различные периодизации возрастного развития. Одна из самых известных периодизаций основана на исследованиях Л. С. Выготского и предлагает следующие возрастные периоды: период раннего школьного возраста (7-9 лет) и переходный период (10-11 лет).