Развитие памяти и внимания у обучающихся 4 классов с помощью тренинговых занятий
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 37 + 37 источников
- Добавлена 05.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические подходы изучения особенностей памяти и внимания младшего школьного возраста. 7
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста согласно отечественным и зарубежным периодизациям возрастного развития. 7
1.2 Познавательные процессы у детей младшего школьного возраста. 10
1.4 Роль тренингов в развитии познавательных процессов младших школьников. 30
Глава 2. Теоретические подходы исследования памяти и внимания у обучающихся 4 классов 34
1.1 Основные методы диагностики памяти и внимания у младших школьников 34
1.2 Примеры тренинговых занятий, способствующих развитию памяти и внимания младших школьников 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую. По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память. В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти (В.М. Козубовский).Память младшего школьника развивается в двух направлениях ‒ произвольности и осмысленности. Дети неосознанно запоминают учебный материал, вызывающий их интерес, представляя в игровой форме, связанные с преимуществами или яркие образы, воспоминания, и др. Но, в отличие от дошкольников, они способны специально произвольно запоминать материал.Тренинг - это интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок.Психологический тренинг является одним из ведущих методов практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения.В самом общем виде психологический тренинг направлен на повышения общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого члена тренинговой группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п.Глава 2. Теоретические подходы исследования памяти и внимания у обучающихся 4 классов2.1 Основные методы диагностики памяти и внимания у младших школьниковРассмотрим следующие основные методы диагностики памяти и внимания у младших школьников1) методика Д. Векслера; Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д.Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.Выполнение каждого субтеста оценивают в баллах с их последующим переводом в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс. Учитывают общий интеллектуальный коэффициент (IQ), соотношение "вербального и невербального" интеллекта, анализируют выполнение каждого задания. Количественная и качественная оценки выполнения испытуемым заданий дают возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы хуже и как они могут компенсироваться. Низкий количественный балл по одному или нескольким субтестам свидетельствует об определенном типе нарушений. Выделяют качественные и количественные признаки, характерные для той или иной формы нервно-психической патологии.2) методика изучения концентрации и устойчивости внимания(модификация метода Пьерона-Рузера); Цель: Определить уровень концентрации внимания.Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.Инструкция: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите" Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"3) «Корректурная проба» (Б. Бурдон); Тест Бурбона предназначен для исследования степени концентрации и устойчивости внимания.Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.Корректурная проба Бурдона может проводиться для взрослых людей и детей школьного, а также дошкольного возраста.Инструкция к тесту«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.4) методика «Долговременная память»; Целью проведения данной методики была диагностика объема долговременной слухоречевой памяти.Экспериментальный материал состоит из следующего задания.Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко". Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.5) методика «Заучивание 10 слов» (А.Л Лурии).Цель: Оценка состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания.Описание методики: Эта методика одна из наиболее часто применяющихся. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.Инструкция: Психолог зачитывает десять слов. Когда он заканчивает читать, испытуемый должен сразу же их повторить столько, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Психолог должен читает слова медленно и четко. Когда подросток повторяет слова, психолог в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Затем он продолжает инструкцию.Психолог снова зачитывает те же самые слова, и испытуемый снова должен их повторить - и те, которые он уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке.Психолог снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Психолог просто говорит: «Еще раз».2.2 Примеры тренинговых занятий, способствующих развитию памяти и внимания младших школьниковЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти, внимания.2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.3. Показать детям значение хорошей памяти и внимания для человека. ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки одинаковых размеров (дом, дерево, белка, телевизор, банка, лодка, солнце, яблоко, кукла, ручка), печатные таблицы с цифрами (по количеству детей).ХОД ТРЕНИНГА:Вступительная беседа.-Послушайте стихотворение А.С. Пушкина “У лукоморья дуб зеленый”. (Читается учителем по памяти.)-Вы прослушали стихотворение. Как же я смогла его рассказать?-Что такое память? Зачем она нужна человеку?-Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.-Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? Давайте их проверим.Диагностика внимания и памяти.Методика 1.-Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”. 4328236591757665908531013406517241062371654438831380032154950763263829617695859074175392346307691091-Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро.-Давайте поиграем в игру на внимание.Игра “Наоборот”Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете.(Учитель показывает различные движения, а дети выполняют их наоборот.)-А сейчас давайте проверим вашу память.Методика 2. Зрительная память.-Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках. (1 минута)-Кто повторит?(Дети называют те предметы, которые они запомнили. Учитель подводит итог.)Методика 3. Слуховая память.-Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно постараться их все запомнить: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.-Кто повторит то, что запомнил?(Учитель подводит итог.)-Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.-Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.-Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать то, что видите или слышите. Но сначала еще поиграем в игру на внимание.Игра “Поиск предмета”.- Запомните, пожалуйста, все, что видите впереди себя (доска, стол учителя), будьте очень внимательны. А сейчас все отвернитесь. (Учитель кладет на стол любой предмет.)Повернитесь. Что-то изменилось?(Игра проводится несколько раз.)Упражнения по развитию памяти.-Чтобы лучше запомнить все картинки и слова, надо составить рассказ с ними. Давайте попробуем.Пример:“Жила-была кукла в маленьком домике. Как-то раз кукла смотрела телевизор и увидела там белку, которая сидела на дереве и ела вкусное яблоко. Кукла решила поехать в гости к белке. Она взяла банку с вареньем, ручку в подарок белочке, села в лодку и поехала. Светило яркое солнце, и скоро кукла приехала в гости к белке.-А сейчас, кто попробует повторить все слова?-Как видите, составив рассказ, вы смогли запомнить все слова.-А теперь попробуйте составить рассказ по словам, которые я зачитывала вам на слух.(Дети все вместе составляют рассказ.)-Кто повторит?-Ну, как, понравилось так запоминать? Именно таким образом можно легко запоминать различные слова и зрительно, и на слух.Итог занятия.-Чему мы сегодня научились? Мы продолжим с вами работу над памятью и вниманием на следующих занятиях.Занятие с элементами тренингаТема: Память и внимание.Цель: развитие у учащихся таких качеств как внимание и память.Задачи:Дать определение таким понятиям как «Память», «Внимание».Рассказать об основных видах памяти и внимания.Закрепить полученные знания на практике.Оборудование: на листах понятия «Память», «Внимание», классификация основных видов памяти, виды внимания, презентация, компьютер, таблички с буквами, мультик.Ход занятияОрганизационный момент.Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о таких понятиях как память и внимание. Но для начала давайте поделимся своим настроением. Для этого первый участник жестами показывает свое настроение, а следующий повторяет настроение предыдущих, и показывает свое и т.д.Информационный блок.Сейчас, ребята, мы разберем с вами основные понятия, которыми будем пользоваться на нашем занятии. Итак, память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации; это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память можно определить, как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков.Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма.Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Мгновенная или иконическая память.Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.Кратковременная память.Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.Внимание - психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям выполняемой деятельности. Стоит нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны друг с другом.В отличие от непроизвольного произвольного внимания управляется сознательной целью. Они тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но, чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.Практический блок.Вы прослушали основную информацию, а сейчас давайте немного попрактикуемся.Упражнение 1. Мне надо 3 человека. Ваша задача запомнить, каждую мелочь на своем ряду. После ребята отворачиваются, на ряду что-либо меняется, ребята поворачиваются и стараются понять, что же именно поменялось. Анализ упражненияУпражнение 2.Как только появится кружок, запомните его положение и щелкните по нему левой кнопкой мыши. Затем появится следующий. Не перепутайте его с первым, щелкните именно по нему и запомните положение уже двух кружков. И так далее. Старайтесь сосредоточиться и ни на что не отвлекайтесь. Раскрою один секрет, позволяющий их улучшить: местоположение кружков гораздо лучше запоминается, если мысленно рисовать фигуры, которые они составляют. Их расположение на экране может ассоциироваться с цифрой, какой-то геометрической фигурой, самолетом, человечком и т.п.Почти все легко запоминают до 5-8 кружков. Больше 15 запоминают люди с хорошей памятью. Если ваш результат 25-30 кружков — у вас замечательная, тренированная память. По нашим данным больше 50 кружков запоминают люди, которых вполне можно назвать гениями. Таким образом, если ваши достижения не превышают 10 запомненных кружков, вам непременно стоит тренировать свою память при помощи этого теста-тренажера. Но, даже если вы спокойно запоминаете 20 кружков, вам все равно есть куда стремиться. Человек способен на очень многое. Ваш мозг — это неизведанная страна. Внимание на презентацию.Упражнение 3. А сейчас мы посмотрим, насколько вы умеете сосредотачивать свое внимание. Ваша задача, сосредоточить сове внимание на том, чтобы посчитать сколько раз встречается буква л, причем на экран будет транслироваться мультик. (10 букв)Заключительный блок.Рефлексия. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что вы прогуливаетесь по осеннему лесу. Под ногами шуршит листва. А сейчас вы вышли на большую поляну. Что вы на ней видите? Откройте глаза. Опишите свои чувства.Сегодня вы хорошо поработали. Спасибо за внимание! До новых встреч!Выводы по второй главе1. Изучение литературы, посвященной особенностям памяти и внимания в младшем школьном возрасте, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика Д. Векслера, методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера), «Корректурная проба» (Б. Бурдон), методика «Долговременная память», методика «Заучивание 10 слов» (А.Л Лурии).2. Далее нами были проведеныПримеры тренинговых занятий, способствующих развитию памяти и внимания младших школьников.ЗаключениеИсключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов.Память представляет собой форму психического отражения прошлого опыта во всем его многообразии. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку, действуя человек, опирается на собственный и исторический опыт. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2012. - 672 с.Алферов А.Д. Психология развития школьников [Текст] Учеб. пособие для вузов / А.Д. Алферов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.Андерсон Р. Дж. Когнитивная психология. – СПБ.: Питер, 2002. – 590 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., БемД.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. - СПб.: Питер, 2011. – 560 с.Бакли Р., Кейпл Д. Теория и практика тренинга. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М: Издательство "Ось-89", 1999. – 176 с. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии / Л.И. Габдулина. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. - 150 с.Гайссельхарт, Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. - М.: СмартБук, 2010. - 125 с. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. - 2014. - №3 - С. 5-87.Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995. - 347 с.Дружинина В.Н. Когнитивная психология [Текст]: Учебник для вузов / В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002.Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. - 376 с.Ждан А.Н. История психологии. - М.: Академический Проект, 2004 г. - 576 с.Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие. - СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 69 с.Когнитивная психология. Феномены и проблемы. // сост. В.Ф. Спиридонов. – М.: Ленанд, 2017.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: изд-во УРАО, 1999. - 175 с.Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.Морозова Н.В. Влияние тренинга на развитие психических познавательных процессов младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3483 (дата обращения: 11.09.2020).Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999. - 456 с.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.Осипова А.А. Общая Психокоррекция [Текст]: учеб. пособие / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.Психология внимания. // ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПБ.: Питер, 2006. – 592 с. Суворова Г.А. Психология деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 176 с.Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2010. - 126 с.Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2006. – 384 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников [Текст] Учеб. пособие для вузов / А.Д. Алферов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Андерсон Р. Дж. Когнитивная психология. – СПБ.: Питер, 2002. – 590 с.
4. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
5. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. - СПб.: Питер, 2011. – 560 с.
6. Бакли Р., Кейпл Д. Теория и практика тренинга. – Спб.: Питер, 2002. – 352 с.
7. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева – 2-е изд. – М.: Генезис, 2001.
8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. - М: Издательство "Ось-89", 1999. – 176 с.
9. Габдулина Л.И. Подходы к исследованию внимания в отечественной и зарубежной психологии / Л.И. Габдулина. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. - 150 с.
10. Гайссельхарт, Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. - М.: СмартБук, 2010. - 125 с.
11. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. - 2014. - №3 - С. 5-87.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
14. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола, 1995. - 347 с.
15. Дружинина В.Н. Когнитивная психология [Текст]: Учебник для вузов / В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002.
16. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. - 376 с.
17. Ждан А.Н. История психологии. - М.: Академический Проект, 2004 г. - 576 с.
18. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие. - СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 69 с.
19. Когнитивная психология. Феномены и проблемы. // сост. В.Ф. Спиридонов. – М.: Ленанд, 2017.
20. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2010. – 900 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
22. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
23. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
24. Маклаков А.Г. Общая психология. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
25. Морозова Н.В. Влияние тренинга на развитие психических познавательных процессов младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3483 (дата обращения: 11.09.2020).
26. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
27. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
28. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
29. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
30. Осипова А.А. Общая Психокоррекция [Текст]: учеб. пособие / А.А. Осипова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
31. Психология внимания. // ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. - М.: ЧеРо, 2001. - 858 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
33. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПБ.: Питер, 2006. – 592 с.
34. Суворова Г.А. Психология деятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 176 с.
35. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. – М.: Высшее образование, 2010. - 126 с.
36. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.
37. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2006. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие периодизации возрастного развития существуют?
Существуют отечественные и зарубежные периодизации возрастного развития. В отечественной психолого-педагогической литературе выделяют такие периоды, как дошкольный, младший школьный, средний школьный и старший школьный возраст. В зарубежных исследованиях используется подобная типология, но с некоторыми отличиями в детализации.
Какие познавательные процессы развиваются у детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста активно развивают свои познавательные процессы, такие как восприятие, внимание, память, мышление. В этом возрасте дети начинают осваивать новые формы познания мира, они становятся более внимательными, развивается их способность к запоминанию и связыванию информации.
Какие тренинги рекомендуются в развитии познавательных процессов у младших школьников?
В развитии познавательных процессов у младших школьников рекомендуются различные тренинги, которые направлены на укрепление внимания и памяти. Например, можно проводить тренинги по развитию внимательности, где дети выполняют различные задания на поиск определенных предметов или отличий между объектами. Также полезны тренинги по развитию памяти, включающие задания на запоминание и воспроизведение информации.
Какие преимущества тренинговых занятий в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста?
Тренинговые занятия обладают несколькими преимуществами в развитии познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Во-первых, они способствуют активному включению детей в учебный процесс и развитию их внимания. Во-вторых, тренинговые занятия позволяют систематически тренировать память и улучшать ее работу. В-третьих, такие занятия создают благоприятный психологический климат, что способствует успешному усвоению знаний и навыков.
Какие особенности развития памяти и внимания характерны для детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста имеют ограниченную вместимость оперативной памяти, что затрудняет выполнение сложных задач требующих одновременного запоминания и обработки информации. Они также предпочитают запоминать информацию визуально, их внимание легко отвлекается на внешние раздражители.
Какие познавательные процессы развиваются у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста развивается память, внимание, мышление, воображение, речь и моторика. В этом возрасте дети становятся способными к образному и абстрактному мышлению, они могут решать задачи, анализировать и синтезировать информацию.
Какую роль играют тренинговые занятия в развитии познавательных процессов у младших школьников?
Тренинговые занятия способствуют развитию познавательных процессов у младших школьников. Они помогают тренировать и развивать память, внимание и другие когнитивные функции. При помощи тренинговых занятий дети учатся лучше концентрироваться, запоминать и обрабатывать информацию, а также развивают свои интеллектуальные способности.
Какие теоретические подходы изучают особенности памяти и внимания у младшего школьного возраста?
Особенности памяти и внимания у младшего школьного возраста изучаются с помощью различных теоретических подходов. Например, периодизация возрастного развития позволяет понять, как меняются память и внимание у детей со временем. Также изучаются познавательные процессы, которые связаны с памятью и вниманием, а также роль тренингов в их развитии.
Какие отечественные и зарубежные периодизации возрастного развития описывают характеристики младшего школьного возраста?
Отечественные и зарубежные периодизации возрастного развития описывают характеристики младшего школьного возраста, такие как развитие памяти, внимания, мышления, речи и моторики. Они указывают на возрастные особенности детей в этом периоде, их способности и потребности, а также помогают педагогам разработать подходящие методы обучения и развития для младших школьников.
Какие особенности младшего школьного возраста влияют на развитие памяти и внимания?
Особенности младшего школьного возраста, такие как быстрый рост и развитие мозга, формирование основных познавательных способностей, повышенный интерес к учебным заданиям и социальной активности, играют важную роль в развитии памяти и внимания.
Какие познавательные процессы развиваются у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста развиваются такие познавательные процессы, как восприятие, мышление, память, внимание, речь, представление и воображение. Эти процессы играют важную роль в обучении и повседневной жизни детей.
Какую роль играют тренинговые занятия в развитии познавательных процессов у младших школьников?
Тренинговые занятия играют важную роль в развитии познавательных процессов у младших школьников. Они помогают улучшить память, развить внимание, улучшить способность к концентрации, повысить качество выполнения учебных заданий и развить креативное мышление.