Политико-правовые теории Древней Греции, Древнего Рима и Средних веков

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История политических и правовых учений
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 27.12.2020
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
1.Политико-правовые теории Древней Греции 3
2.Политико-правовые теории Древнего Рима 14
3. Политико-правовая теория средневековой схоластики 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Но чтобы углубить знание и понимание августиновского Божьего Града, составить его полную завершенную картину, необходимо также рассмотреть историю странствия этого Града на земле и особенности его состояния и существования после Страшного Суда. Несмотря на то значительное влияние, которое оказали античные философские концепции стоиков и неоплатоников на Августина при создании его образа Града Божьего, несомненно, что основным источником данной идеи является Библия. Представляя картину Града, очерчивая круг тех граждан, которые спасутся милостью Божией и достигнут "небесного царства", Августин постоянно апеллирует к текстам Священного Писания. Провиденциальная по своему характеру история земных странствий Божьего Града изложена христианским философом на основе его ветхозаветной части и имеет явные аналогии с 6 библейскими днями творения, эпохами и сферами человеческой жизни. Градом Божьим Августин называет Град, о котором свидетельствует Священное Писание. Этот Град, как и весь мир, сотворен Богом за шесть дней. В день четвертый Бог создал свет. Под именем света Августин склонен понимать Град святой, состоящий из святых ангелов и блаженных духов: "... они несомненно сотворены участниками вечного света, который есть сама неизменяемая премудрость Божия, сотворившая все... Этот свет просвещает всякого чистого ангела так, что последний есть свет не сам в себе, но в Боге."Изначально все ангелы имели добрую природу и жили разумно и блаженно. Но отвернувшись от этого просвещения по своей воле, некоторые из ангелов не удержали за собой преимущества жизни разумной и блаженной. Они согрешили не от сотворившего их начала, а от начала греха, состоящего в гордости, и, таким образом, не устояли в истине, которая обещает всем верным вечное блаженство. По мнению Августина, причина злой воли имеет не производящий, а низводящий характер, злая воля не имеет бытийной причины это убывание от обладающего высочайшим бытием к имеющему меньшее бытие. Таким образом, Августин отводит от Бога обвинение в создании зла. После отлучения злых ангелов "... из добрых ангелов не будет более никакого нового дьявола, равно как и того, что и дьявол не возвратится более в сообщество добрых ангелов", т.к. Богу приятен только один свет (добрые ангелы по достоинству своей природы превосходят все остальное), тьма же ангельская, хотя и должна была войти в мировой порядок, не должна получить одобрения. "Для кого же благо служит общим, те имеют святое сообщество и с Тем, к которому прилепляются, и между собой и составляют один Град Бога, служащий и живою Ему жертвою, и живым Ему храмом".Итак, образ Града божьего, созданный Августином Блаженным, представляет нам уникальную модель идеального общества, построенную на основе теологических воззрений. Не будучи в силах собственными средствами обеспечить себе лучшую участь, человек Августина направляет помыслы и поиски счастья и справедливости в сторону вечности. Вечность же Августина глубоко мистична, т.к. заключает в себе бесконечное созерцание идеальной душой идеального Бога.Исходя из данной концепции, Августин Блаженный выстраивает свои рассуждения относительно сути международных отношений. Согласно позиции мыслителя, государство, которое желает стремиться к идеалу Града Небесного, будет должным образом вести себя и в отношениях с другими государствами, а если государств уклоняется от Божественного закона, то оно и в сфере международных отношений будет вести себя как «шайка разбойников», не соблюдая нормы. Таким образом, исходя из концепции Августина Блаженного, Божественный закон требует того, чтобы все международные обязательства были скреплены посредством религиозной клятвы, а значит, эти обязательства не могут быть нарушены. Также Августин Блаженный считал, что международное право – это удел христианских народов, тогда как язычникам свойственно пребывать вне законов, установленных в рамках цивилизованного международного общения.Концепция Августина Блаженного базируется на достаточно сдержанном отношении к войнам, воинская слава для Августина сродни тем успехам, которых достигает цирковой гладиатор. Вместе с тем, он не отрицал, что в некоторых случаях христианин может и должен принимать участие в войне. Но все же, христианином оружие не может быть применено, чтобы защищать личные интересы, необходимо повеление Бога, той власти, которая была установлена Богом. Для Августина Блаженного был важен этический аспект войны. Он полагал, что самым предосудительным на войне является желание причинения вреда, проявления жестокости, чувства мщения, если человек на войне охвачен яростью, свирепостью, жаждет обрести господство, то он, несомненно, отступает от Божественных законов. Интересно также разделение Августином Блаженным войн на те, которые являются справедливыми и несправедливые. Давая описание войн римлян, он пишет о союзнических войнах, невольнических, гражданских. Справедливость войны, согласно Августину Блаженному, определяется справедливостью ее причины, то есть, для ее ведения нужны законные основания, приказ законных властей. Если же война начинается вследствие несправедливого побуждения, например, чтобы разграбить другое государство из алчности, то царь должен ответить перед Богом, но воин безгрешен, так как он повиновался воле правителя. Августин Блаженный отмечает необходимость соблюдения обычаев войны, он пишет о допущении применения храбрости, силы, но осуждает проявления вероломства, нарушения своего слова и клятв, договоренностей. Мыслитель полагал, что если государством ведется справедливая война, то оно должно непременно одержать победу. Если же победа достанется государству, предпринявшему несправедливую войну, то это является наказанием Божиим за грехи. Рабство побежденного является своего рода естественным следствием одержанной над ним победы. Таким образом, Августин Блаженный решительно выступает против жестокости, кровожадности на войне, он отмечает, что гражданское население заслуживает милосердия. Следует отказаться от опустошений, разрушений, грабежей, пленения, избиения мирного населения, так как это ведет к господству прискорбного, варварского обычая войны. Мыслитель призывал ограничивать произвол в ведении войны, предоставить мирному населению убежища в отведенных для этой цели храмах, проявлять человечность и распространять дух христианства на все народы. Христианин, согласно мысли Августина Блаженного, не может отдать свою душу во власть несправедливости и насилия.Согласно учению блаж. Августина, — «мир есть желанный конец войны». Мир в учении Августина Блаженного является упорядоченным согласием, порядком. И такой мир является богоугодным, ведущим к гармонии двух Градов. Августин Блаженный исходил из того, что мирные соглашения между народами являются гораздо более предпочтительными даже самых справедливых войн против нарушителя мирного состояния и даже предпочтительнее завоеваний. 3. Политико-правовая теория средневековой схоластикиЗдесь уместно обратиться к концепции Фомы Аквинского. Фома так аргументировал идею власти: «Так как духовная власть и светская, обе производны от власти Божьей, то светская власть настолько находится под духовной, насколько она ей Богом подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие этого в таких делах следует скорее повиноваться церковной власти, а не светской. В том же, что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти, чем церковной, в соответствии с поучением "Отдайте кесарево кесарю"».То есть, Фома Аквинский не был сторонником абсолютизации церковной власти, признавая огромную значимость власти светской.Фома Аквинский полагал, что «человек соотнесен с богом как с некоторой своей целью» (Сумма теологии, I, q. I, с. 1). Согласно воззрениям Фомы Аквинского, человек обладает разумом и свободной волей, а разум выступает в качестве первоосновы любой свободы. Фома Аквинский полагал, что свободная воля является доброй волей. Свобода человеческой воли и действия согласно свободной воле есть проявление необходимой прямоты воли относительно божественных целей, осуществление разумности, принципов справедливости и добра в земной жизни, соблюдение божественного согласно первоистокам закона, в котором содержится определение необходимого порядка мироздания и человеческого общежития». Таким образом, Фома Аквинский является приверженцем теологической концепции, в которой свобода и необходимость тесно связаны. В области философии государства и права Фома Аквинский и Августин Блаженный считали, что государство имеет божественное происхождение (так называемая теологическая теория происхождения государства и права). В вопросе международных отношений Фома Аквинский также придерживался идеи о том, что все государства мира являются всемирной республикой под началом Бога. Международное право в концепции Фомы Аквинского – это положительное и отчасти естественное право, поскольку естественное право выступает в качестве выражения разума человека. Фома Аквинский подробно рассматривал вопрос относительно права войны. В частности, им были выделены критерии справедливой войны, а именно, речь идет об основаниях «законности власти» (auktoritasprinsipis), «добром намерении» (intententiorekta) - торжестве добра и устранении зла. Фома Аквинский допускал проявления хитрости на войне, в частности, он пишет о том, что следует скрывать свои планы и намерения от противника, поскольку это не может рассматриваться как ложь. Если война является справедливой, то по праву победитель имеет право получить имущество своего врага. В отличие от Августина Блаженного Фома Аквинский не был сторонником яростной критики рабства, поскольку рабство – это институт, установленный в том числе и ради блага людей.От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Деятельность монарха схожа с активностью Бога. Согласно Фоме Аквинскому, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей.Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей (создания по природе несовершенные) избегать зла и достигать добродетели.ЗаключениеИтак, в Древней Греции как классические и наиболее подробные выступают учения Платона и Аристотеля. Обоснованными являются идеи Платона, связанные с критикой демократии. Несмотря на некоторые преувеличения, Платон смог увидеть проблемные аспекты демократического государственного устройства. На современном этапе мы можем видеть, что многие идеи Платона стали реальностью, а, значит, государственно-правовое учение Платона имеет огромный прогностический потенциал. Безусловно, можно согласиться с Платоном в том, что управлением государством не должны заниматься случайные люди. Государственное управление должно быть отдано тем людям, которые имеют соответствующие компетенции, наделены даром управления. Раскрытие сущности государства и политики Аристотелем осуществляется посредством цели, причем, эта цель наделена выраженным воспитательным характером. Граждане государства должны проявлять всяческие добродетели, иметь положительные качества, следовать этике и государственным законам. Цель политики заключается в том, чтобы обрести справедливое благо. Одной из вершин политико-правовой мысли Древнего Рима становится учение Цицерона. В целом, заслуга Цицерона в том, что именно он смог провести четкое различие между естественным правом (правом народов) и правом римских граждан. Представителем схоластики является Фома Аквинский. Фома Аквинский считал, что следует стремиться к построению вечного мира на духовных христианских основах. Вместе с тем, в трудах Фомы Аквинского нет столь яростного осуждения захватов и рабства, как это присутствует у Августина Блаженного.Список используемой литературыАвгустин Аврелий. О Граде Божьем.// http://az.lib.ru/a/awgustin_a/text_0427_de_civitate_dei-1.shtmlАсмус В.Ф. Античная философия. Режим доступа: http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/index.htmБандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997. - № 9. - С. 159.Батыр К. История государства и права зарубежных стран. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/batur/05.phpБобровникова Т. А. Цицерон: Интеллигент в дни революции. — М.: Молодая гвардия, 2006. Булдакова Е.В. Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности (V-IX вв.). – М., 2000. Вахитов Р. Критика демократии у Платона. http://nevmenandr.net/vaxitov/platodemos.phpГлухов А.А. Постановка проблемы справедливости в «Государстве» Платона. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/113974337Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции. М.: Изд-во МГУ, 1963Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. http://www.sno.pro1.ru/lib/nersesyanz_politicheskie_ucheniya_drevney_grezii/2.htmНерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с.//http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.html Платон. Государство. http://grani.roerich.com/plato/txt/state01.htm Титаренко И.Н. Проблема человека в латиноязычной философии Древнего Рима : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13, 09.00.03.- Ростов-на-Дону, 2005. Утченко С. Л. Цицерон и его время. — М.: Мысль, 1972.Штаерман Е. М. Римское право // Культура Древнего Рима. В 2 т. / Отв. ред. Е. С. Голубцова. — М.: Наука, 1985. — Т. 1. — С. 222.Шталь И. В. Гомеровский эпос. М.: Высшая школа, 1975

Список используемой литературы

1. Августин Аврелий. О Граде Божьем.// http://az.lib.ru/a/awgustin_a/text_0427_de_civitate_dei-1.shtml
2. Асмус В.Ф. Античная философия. Режим доступа: http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/index.htm
3. Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997. - № 9. - С. 159.
4. Батыр К. История государства и права зарубежных стран. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/batur/05.php
5. Бобровникова Т. А. Цицерон: Интеллигент в дни революции. — М.: Молодая гвардия, 2006.
6. Булдакова Е.В. Влияние идеи Града Божьего Августина Блаженного на процесс христианизации германских племен в ходе становления франкской государственности (V-IX вв.). – М., 2000.
7. Вахитов Р. Критика демократии у Платона. http://nevmenandr.net/vaxitov/platodemos.php
8. Глухов А.А. Постановка проблемы справедливости в «Государстве» Платона. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/113974337
9. Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции. М.: Изд-во МГУ, 1963
10. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
11. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. http://www.sno.pro1.ru/lib/nersesyanz_politicheskie_ucheniya_drevney_grezii/2.htm
12. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с.//http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.html
13. Платон. Государство. http://grani.roerich.com/plato/txt/state01.htm
14. Титаренко И.Н. Проблема человека в латиноязычной философии Древнего Рима : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.13, 09.00.03.- Ростов-на-Дону, 2005.
15. Утченко С. Л. Цицерон и его время. — М.: Мысль, 1972.
16. Штаерман Е. М. Римское право // Культура Древнего Рима. В 2 т. / Отв. ред. Е. С. Голубцова. — М.: Наука, 1985. — Т. 1. — С. 222.
17. Шталь И. В. Гомеровский эпос. М.: Высшая школа, 1975





Вопрос-ответ:

Какие политико-правовые теории существовали в Древней Греции?

В Древней Греции существовали различные политико-правовые теории, включая платоновскую теорию идеального государства, аристотелевскую теорию политической власти и социальной справедливости, а также стоическую концепцию естественного права.

Какие политико-правовые теории развивались в Древнем Риме?

В Древнем Риме развивались такие политико-правовые теории, как республиканский идеал правления, который предполагал активное участие граждан в политическом процессе и защиту свободы личности, и также стоическая концепция природного права и закона.

Какие политико-правовые теории разработывались в Средних веках?

В Средних веках разрабатывались политико-правовые теории, связанные с христианским мировоззрением и схоластикой. Одна из таких теорий - теория двойной власти, которая предполагала разделение власти между духовной и светской сферами. Также развивалась теория четырех эмиратов, которая представляла собой концепцию взаимодействия разных правительственных уровней.

Какие теории политико-правовые теории преобладали в Древней Греции, Древнем Риме и Средних веках?

В Древней Греции преобладали платоновская и аристотелевская теории, в Древнем Риме - республиканский идеал и стоическое природное право, а в Средних веках - христианские и схоластические теории.

Какие источники литературы можно использовать для изучения политико-правовых теорий Древней Греции, Древнего Рима и Средних веков?

Для изучения политико-правовых теорий Древней Греции, Древнего Рима и Средних веков можно использовать такие источники, как сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Августина, Аквинского и других философов и политических деятелей тех времен.

В чем состояла политико-правовая теория Древней Греции?

Политико-правовая теория Древней Греции базировалась на идеях городского государства, а также на философии и демократии. В Греции существовало множество город-государств, каждый из которых имел свою форму правления. Однако общей чертой была идея гражданской свободы и участия в политической жизни страны. Гражданское право также играло важную роль в обеспечении справедливости и общепризнанных норм поведения.

Какие принципы определяли политико-правовую теорию Древнего Рима?

В политико-правовой теории Древнего Рима основными принципами были законность, республиканство и участие граждан в принятии решений. Римское право считалось основой для создания справедливого общества и регулирования общественных отношений. Римское государство стремилось к равноправию граждан и созданию законов, которые были обязательны для всех. За счет этих принципов Римской империи удалось долгое время существовать, сохраняя устойчивость и общественное благополучие.

Какая политико-правовая теория существовала в средневековой схоластике?

В средневековой схоластике существовала идея объединения религии и политики. Философы и ученые того времени стремились создать идеальное общество, основанное на божественных законах. Они утверждали, что источником правовых норм должны быть не только человеческие обычаи и законы, но и воля Божья. Схоластика была связана с Христианской церковью и считалась одной из ведущих теорий того времени.

Какие источники информации можно использовать для изучения политико-правовых теорий древних государств?

Для изучения политико-правовых теорий древних государств можно использовать различные источники. В первую очередь, это философские и филологические труды, которые раскрывают идеи и принципы политических и правовых систем того времени. Кроме того, археологические находки, древние документы, законы и другие официальные документы также могут быть полезными для исследования данной темы.