Учебно-тренировочные сборы у спортсменов в танцевальном спорте
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 97 + 97 источников
- Добавлена 16.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ У СПОРТСМЕНОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ СПОРТЕ 7
1.1. Специфика и содержание спортивной подготовки в современном танцевальном спорте 7
1.2. Основные физические качества танцоров и методы их развития 27
1.3. Понятие и общая специфика учебно-тренировочных сборов в спорте 38
1.4. Летние учебно-тренировочные сборы и их роль в подготовке танцоров…. 44
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
2.1 Методы исследования 52
2.2. Организация исследования 58
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 60
3.1. Общая характеристика тренировочного процесса по результатам опроса 60
3.2. Структура педагогического эксперимента 66
3.3. Влияние учебно-тренировочных сборов на физическую подготовленность в танцевальном спорте 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Время, которое оставалось, распределялось на другие структурные части занятия, продолжительность всего занятия составляла около 120 минут.Физические нагрузки используемые в процессе тренировочных занятий вызывают специфические адаптационные реакции организма обусловленные особенностями деятельности различных органов и систем.Поэтому, понимание общей структуры многолетней подготовки спортсменов будет способствовать становлению спортивного мастерства а также длительной успешной карьере.Таблица 3- Содержания занятий для совершенствования технического мастерстваспортсменов-танцоров 10-12 лет№п / псодержаниедозировка(Мин)Организационно-методические указания1.Вариативные прыжки со скакалкой.5-8 мин.С постепенным увеличением продолжительности и скорости прыжков.2.Прыжки со скакалкой с постепенным сокращением времени на заданное количество.5 мин.20 прыжков за 10 с., 20 прыжков за 8 с.3.Чередование прыжков с ходьбой.5 мин.Прыжки менять в зависимости от темпа и ритма4.Различные прыжки с вращениями5 мин.5.Вставание на носки (на время) с изменением направления и условий выполнения5 мин.Повторить серию 3-5 раз с интервалом для отдыха 30 сВыполнение упражнения с закрытыми глазами6.Вставание на носки: стойка носки вместе, носки врозь.5-8 мин.7.Приседания с отягощениями, подъем на носки.5-мин.Выполнение упражнения с изменением условий8.Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах.до 5 мин.Количество подходов 3-4, темп быстрый, отдых 30 с.(В одном подходе не более 5 г) отдых 30 с9.Прыжки в высоту с места.До 5 мин.10.Прыжки с предметами в руках.До 5 мин.10 прыжков, отдых 30 с, 12 прыжков,11.Прыжки из глубокого приседа.До 5 мин.Высоту прыжка постепенно увеличивать, тоже самое через препятствие, высоту препятствия постепенно увеличивать.12.Прыжки толчком двух ног на гимнастическую скамейку и со скамейки.3-5 мин.Толчком двумя ногами и с разбега с извлечением предмета (подвешенные кольца, мячи).13.Прыжки толчком двух ног.3-5 мин.Боком к скамейке, прыжки через скамейку.Одной ногой, с одной ноги на другую через несколько скамеек (на прямыхногах).14.Повороты на 360 ° на гимнастической скамейкеот 20 до 30 сС постепенным увеличением скорости выполнения оборота15.Упражнения на удержание статического равновесия10-20 с, 8-10 разВыполнение упражнения с изменением условий16.партерные упражнения5-10 мин.Выполнение с партнером и самостоятельно17.Выполнение танцевальных дорожекв соответствии с программой танцаВыполнение с изменением темпа и ритмаДля овладения техникой латиноамериканских и европейских танцев нами применялись специально разработанные модели занятий: целевые и общие.Целевые модели- это комплексы упражнений на одну группу мышц:-подвижность тазобедренного сустава и нижних конечностей (для шпагата, батманов, махов, высоких махов, глубоких выпадов, медленного поднятия ноги)-упражнения для осанки ST, LA (укрепление «мышечного корсета» , динамика и статика позвоночника)-упражнения на постановку рук (пластика и динамик верхнего плечевого пояса, локтевого сустава, кистей и пальцев, координация, позиции и линии в ST, синхронность работы рук в LA, объем и выразительность)-упражнения на подвижность коленного сустава и стопы (растяжка и укрепление голеностопа и стопы, мягкость и выработки танцевального подъема)-упражнения на равновесие (устойчивость, статический и динамический баланс, сила, гибкость нижних конечностей);-вращения (техника и тренинг всех возможных танцевальных вращений: пируэты, спиральный поворот)-упражнения на развитие силы мышц ног (передней и задней поверхности бедра, мышц голени);-энергетика танца (взаимодействие в паре, синхронность выполнения движений, распределение танца на паркетном пространстве, внешнее воздействие на зрителей и судей, артистизм и эмоциональность, выносливость и скорость танцевания).Для воспитание культуры движений, чистота линий тела, постановки корпуса и баланса применялись комплексы упражнений.-силовой тренинг (подготовка мышечного аппарата к восприятию и реализации любой танцевальное-хореографической информации);-партерная гимнастика (комплекс упражнений, направленный на приобретение мышечного тонуса, проработку мышц внутренней поверхности бедра, голени, тренировка прямых и косых мышц живота, спины)-корректирующая гимнастика (устранение дефектов фигуры, тренировки различных мышечных групп для гармоничного развития тела, борьба с лишним весом)-классическая хореография для европейской программы (адаптированный экзерсис у станка)-основы джаз-модерн хореографии для латиноамериканской программы (баланс центров, «изоляция», разработка локальной подвижности различных суставов, приобретение пластичности, скорости, направленности движения, объема)Особое внимание при конструировании плана тренировок в экспериментальной группе отводилось хореографической подготовке, которая в данном случае базировалась на основе классического танца. Именно во время таких занятий производится правильная осанка корпуса спортсменов, что является важным в стандартной программе танцев. В отдельную группу относят пластические движения. Движения такого направления как пантомима, также является средством воспитания выразительности движений.Нужно заметить, что специфика движений в спортивно-бальных танцев не требует от спортсменов такого выворотного положения стопы как в классических танцах. Но, как указывают специалисты [22; 25; 29], необходимо включать в занятия движения классического танца, потому что это будет способствовать укреплению мышц ног, отвечающих за работу стопы (деми и гранд плие, па тандю, па жете) и сочетать их с поднятием на полупальцы.Особое внимание следует обратить на изучение и совершенствование приемов выполнения различных вращений, таких как «шене», что является необходимым составляющей при выполнении данной группы сложности в спортивно-бальным танцам.Особого внимания также заслуживают такие элементы как прыжки (аллегро). Элементы этой группы способствуют воспитанию силы мышц ног, что отвечают за работу голеностопного сустава. Выполнение упражнений данной группы необходимо проводить повторным методом, будет способствовать воспитанию специальной выносливости.Особой группой при подготовке спортсменов-танцоров выступают специфические группы движений. Эта группа движений включает в себя акробатику, элементы спортивно-гимнастического стиля, прикладные и общеразвивающие упражнения, различные перестройки и фигуры [5; 7].Еще одним важным компонентом в хореографии на занятиях в экспериментальной группе является партерная работа. Специалисты считают, что партерная хореография особенно важна на этапе начальной подготовки [5]. Такая подготовка позволяет с наименьшими затратами энергии решать сразу несколько задач. Первое, повысить подвижность суставов. Второе, улучшить эластичность мышц и связок. И следующее, увеличить мышечную силу [10].Однако следует подчеркнуть, что для успешной подготовки спортсменов необходимо дозированное включение средств хореографической подготовки, так как избыточное использование средств хореографии будет замедлять процесс и мешать воспитанию правильной техники отдельных элементов того или иного вида спорта, именно поэтому чрезмерное увеличение количества часов, отводимых на занятия хореографии. Не было целесообразным.Основными методами технической подготовки спортсменов-танцоров были: повторный, переменный, круговой, игровой и соревновательный.3.3. Влияние учебно-тренировочных сборов на физическую подготовленность в танцевальном спортеНами было проведено исследование для оценки влияния учебно-тренировочных сборов на физическую подготовкуДляпроведения эксперимента быласозданаконтрольная(КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы.На начало эксперимента достоверных различий в показателях физической и функциональнойподготовленности у танцоровмежду группами не наблюдалось(р> 0,05).Разработаны модели тренировочныхзанятий с целенаправленным развитием двигательных качеств в зависимостиот вида программы танцев.Убедительным подтверждением высокой степени эффективности предложенной нами структуры и содержания физической подготовкитанцоров стали результаты сравнительного анализа данных тестирования спортсменов контрольнойи экспериментальной групп, которыепредставлены в таблице Доказано, что в конце формирующегоэксперимента у танцоров экспериментальной группы наблюдаются достоверно (р<0,05) вышепоказатели физической подготовленности, чем у танцоров контрольной группы.Нужно отметить, что прирост в исследуемых показателях по различным видам тестирования также отмечено у спортсменов контрольной группы, но более значимые данные показали спортсмены-танцоры экспериментальной группы.Таблица 4 - Анализ показателей физической подготовленности спортсменов-танцоров экспериментальной и контрольной групп по этапам исследованияпоказателиЭкспериментальная группа, х ± SКонтрольная группа, х ± SдопоследопослеСгибание, разгибание рук в упоре лежа, (кол-во раз за 10 сД5,7 ± 0,126,05 ± 0,45,2 ± 0,85,09 ± 0,4Ю10,02 ± 0,1111,02 ± 0,0410,40 ± 0,0810,01 ± 0,03Прыжок в длину с места см.Д163,57 ± 1,59170,12 ± 1,78162,35 ± 1,64165,87 ± 2,15Ю198,12 ± 2,45210,15 ± 2,45197,32 ± 2,13202,35 ± 2,48Приседания, кол-во раз за 10 сД9,12 ± 0,2112,06 ± 0,199,05 ± 0,119,48 ± 0,54Ю11,02 ± 0,4013,21 ± 0,1510,23 ± 0,1511,05 ± 0,31Бег на 100 м, сД7,08 ± 1,136,89 ± 1,497,25 ± 10167,38 ± 1,25Ю6,58 ± 1,455,89 ± 1,126,87 ± 1,456,56 ± 1,34Гимнастический мостик, см.Д34,05 ± 2,1631,23 ± 1,543 5,12 ± 1,5834,06 ± 1,23Ю52,12 ± 1,5447,21 ± 2,1252,54 ± 2,2651,30 ± 2,18Шпагат, см.Д9,56 ± 0,457,46 ± 0,519,84 ± 1,159,85 ± 0,72Ю28,15 ± 2,1224,51 ± 2,1529,35 ± 1,5428,13 ± 1,58Вытягивание стопы сидя, см.Д7,12 ± 0,154,58 ± 0,297,54 ± 0,476,13 ± 0,86Ю9,13 ± 0,547,16 ± 0,249,21 ± 0,438,58 ± 0,37Выворот гимнастической палки (см).Д53,13 ± 1,1249,34 ± 1,1552,34 ± 1,4250,56 ± 1,84Ю73,21 ± 2,8468,16 ± 3,1274,35 ± 2,1472,23 ± 3,12Проба Ромберга, с.Д23,46 ± 1,4426,54 ± 1,3822,31 ± 1,5421,15 ± 1,57Ю21,31 ± 1,5727,65 ± 1,4621,15 ± 1,1322,34 ± 2,14Повороты на 3600гимнастической скамейке за 20 с, количество оборотовД5,13 ± 0,235,88 ± 0,254,56 ± 0,124,70 ± 0,31Ю4,25 ± 0,234,89 ± 0,244,12 ± 0,184,23 ± 0,45Тест Яроцкого, с.Д92,12 ± 2,1397,45 ± 1,1592,37 ± 1,2494,56 ± 1,52Ю90,78 ± 1,2397,62 ± 1,1390,24 ± 1,6392,45 ± 1,52Для определения улучшения уровня показателей технических действий спортсменов-танцоров нами был проведен анализ латино-американской и стандартной программы танцев.Стандартная программа танцев характеризуется сдержанностью, жесткой стандартизированностью танцевальных фигур и их распределением по категориям, которые соответствуют различным уровням танцевального мастерства.Латино-американскаяпрограмма танцев характеризуется экспрессией, темпераментом, эмоциональностью.Оценка исполнительского мастерства проводилась путем сравнения между парами спортсменов.Экспертная оценка проводилась судьями и осуществлялась в соответствии с существующими критериями.Оценку проводили среди пар экспериментальной и контрольной группы.Оценка эффективности соревновательной деятельности спортсменов-танцоров осуществлялась в соответствии с правилами соревнований, в процессе выполнения 5 видов программ танцев.В качестве специальных упражнений выполнялись танцевальные композиции из базовых фигур стандартной и латиноамериканской программ.Экспертное оценивание проводилось экспертами.Оценка осуществлялась по пятибальной шкале, самая высокая - 5 баллов, наименьшая - 1 балл.Оценивались следующие компоненты:1.Темп и ритм выполнения (оценка музыкальности)2.Линии корпуса (соответствие характеру танца)3.Движение (динамика, четкое выполнение фигур);4.Ритмическая интерпретация (выразительность, артистичность)5.Работа стопы (техника, выполнения фигур).Анализ результатов полученных данных представлен в таблицах 3.5, 3.6 в начале нашего исследования среди спортивных пар экспериментальной и контрольной группы не наблюдалось достоверной разницы (р <0,05).После проведения эксперимента среди спортсменов-танцоров экспериментальной группы наблюдаются достоверные различия в оценках (р <0,05).Анализ и сравнение полученных данных до и после нашего экспериментального исследования свидетельствует о том, что у спортсменов экспериментальной группы достоверно улучшились показатели технической подготовленности (р <0,05).Результаты обнаружили, что в латино-американской программе танцев спортсмены-танцоры экспериментальной группы получили лучшие оценки по сравнению со спортсменами сравнительной группы за 5 видами танцев.Общая сумма баллов увеличилась на 8%, с 231,57 до 272,15баллов (р <0,05).Таблица 3.5 - Результаты показателей экспертной оценки технических действий спортсменов в латиноамериканской программе танцев (баллы)Экспертная оценка до экспериментаОбщий баллЭкспертная оценка после экспериментаОбщий баллПрограммыЛатиноамериканская программа танцевЛатино-американская программа танцевВидСhаSRPJСhаSRPJЭкспериментальная группаБаллы45,1245,2548,0545,1348,02231,653,2555,5756,8153,6453,12272,6± S0,851,020,540,780,342,890,850,620,370,320,441,28Контрольная группаБаллы46,0046,5847,1245,2347,89233,950,2549,1249,1547,4546,52242,5± S1,120,240,480,450,293,120,980,570, 450,590,523,05Примечание: Сhа - ча-ча-ча, S - самба, R - румба, Р -пасодобль, J - джайв.Таблица 3.6 - Результаты показателей экспертной оценки технических действий спортсменов в стандартной программе танцев (баллы)Экспертная оценка до экспериментаОбщийбаллЭкспертная оценка после экспериментаОбщийбаллПрограммыСтандартная программа танцевСтандартная программа танцевВидWTVFQWТVFQЭкспериментальная группаБаллы45,5245,0146,6444,3048,11229,652,8051,5851,8251,4853,15260,8± S1,020,450,460,510,161,490,750,460,980,760,572,45Контрольная группаБаллы45,3244,2346,1245,0847,56228449,23,46,5646,8848,9748,88240,6± S1,020,440,770,560,482,650,450,640,340,870,540,87Примечание: W -медленный вальс, Т - танго, V- венский вальс, F - медленный фокстрот,Q -квикстеп.Показатели, которые получили спортсмены сравнительной группы, имели незначительные изменения, с 233, 89 баллов в 242,49баллов (р <0,05).Улучшение у спортсменов экспериментальной группы наблюдалось при исполнении программы танцев в медленном вальсе, фокстроте, ча-ча-ча, самба и румба.Нужно отметить, что у спортсменов экспериментальной группы по результатам соревновательной деятельности в конце нашего исследования было выявлено значительное улучшение в технических действиях при выполнении программ танцев.Общая оценка за выполнение стандартной программы танцев у спортсменов экспериментальной группы улучшилась на 11%.У спортсменов танцоров контрольной группы общая оценка имела незначительный прирост и составила 3% по сравнению с исходными данными.Использование предлагаемой структуры и содержания физической подготовки танцоров 10-12 лет на тренировочном этапе способствовало улучшению показателейфизической, специальнойи функциональной подготовленности спортсменов.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенный анализ общих сторон подготовки спортсменов в спортивных танцах указывает на необходимость совершенствования процесса спортивной подготовки в данном виде спорта. Анализ данных научных источников, практического тренерского опыта позволяет отметить, что данный вид спорта, обусловливает развитие хореографии в новых условиях, что в свою очередь, требует поиска новых подходов и методик совершенствования различных сторон подготовленности спортсменов-танцоров, а также разработки критериев оценки их исполнительского мастерства .Анализ содержания и структуры хореографической подготовки в спортивных танцах указывает на то, хореографическая подготовка должна быть неотъемлемой частью многолетнего тренировочного процесса; такая подготовка многофункциональная, ее влияние многогранно, что находит выражение в специальной технической подготовке, специальной физической подготовке и в эстетическом выражении. Содержание хореографической подготовки должно состоять из системы упражнений и методов направленных на воспитание культуры движений спортсменов, а также расширения возможностей для их выражения в танце.В сложно-координационных видах спорта объем общей физической подготовки должен обеспечивать готовность к обладанию сложной техникой, которая будет способствовать успешной спортивной деятельности. Высокое техническое мастерство спортсменов-танцоров зависит от уровня развития их двигательных качеств и специальной физической подготовки. Физическая подготовка является необходимой составляющей в общей подготовке спортсменов.Специфика выполнения танцевальных соревновательных программ в спортивных танцах, критерии судейства диктуют свои особенности и подходы к методике физической и технической подготовки спортсменов-танцоров, которые нужно учитывать при планировании тренировочного процесса. Методика технической подготовки спортсменов-танцоров включает кроме групповых и индивидуальных занятий, отработки приемов и действий в связях и вариациях по специальной направленности. Эффективность соревновательной деятельности танцоров зависит от оптимального сочетания физической и технической подготовленности.Разработка и использование современных методик по различным видам спорта и двигательной активности, может способствовать подготовке спортсменов-танцоров на разных этапах многолетнего совершенствования.Учебно-тренировочные сборы - спортивные мероприятия, осуществляемые организаторами для подготовки спортсменов к участию в спортивных соревнованиях.Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью тренировочного процесса. Тренировочные сборы проводятся спортивной школой в целях качественной подготовки спортсменов и повышения их спортивного мастерства. Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов определяются в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, задач и ранга предстоящих или прошедших спортивных соревнований с учетом классификации тренировочных сборовИспользование предлагаемой структуры и содержания физической подготовки с внедрением учебно-тренировочных сборов танцоров 12-13лет способствовало улучшению показателей физической, специальной и функциональной подготовленности спортсменов.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПрактические шаги по развитию и совершенствованию системы подготовки в спортивных танцах происходят в нескольких направлениях, во-первых, предпринимаются попытки укрепить союз спорта и искусства, для решения общих социально-педагогических и культурных задач, во-вторых, необходимо увеличить эстетический и духовно-нравственный потенциал спорта.Анализ научно-методической литературы показывает, что современная система подготовки спортсменов-танцоров развивается в соответствии с основными тенденциями эволюции спорта.Для каждого из видов такие тенденции имеют свои определенные особенности. Но, вместе с тем есть и общие признаки, которые можно сгруппировать следующим образом:- постоянный рост конкуренции;- расширение географии соревнований;- рост объемов и интенсивности тренировочных нагрузок;- рост количества соревнований;- узкая специализация спортивной подготовки и общего тренировочного процесса;- совершенствование техники спортивных упражнений;- повышение требований к функциональной подготовленности спортсменов;- омоложение видов спорта.Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные положения основными направлениями совершенствования системы спортивной подготовки можно считать следующие:- применение нетрадиционных методов и средств подготовки (современные фитнес-технологии и системы, аппаратные методы, и т.д.);- создание соответствующих условий при подготовке спортсменов к соревнованиям (климатических, географических)- сбалансированный режим отдыха и нагрузок, правильное питание, правильно подобранные средства восстановления;- увеличение количества стартов;- рационально подобранные объемы и интенсивность тренировочных нагрузок;- соответствие системы тренировок в виду спорта;- учет индивидуальных способностей и свойств спортсменов;- подготовка спортсменов на основе модельных характеристик (физические качества, психические, морфофункциональные, уровень здоровья спортсменов).Теоретический анализ и практическая проработка исследований известных ученых позволил определить следующие пути совершенствования подготовки спортсменов которая может происходить в следующих направлениях.1. Разработка методик, учитывающих вариативность отдельных параметров тренировочного процесса в зависимости от вида деятельности, возраста, уровня подготовленности спортсменов, тренировочных этапов. Специалисты настоятельно рекомендуют при разработке структуры тренировок учитывать взаимосвязь всех структурных компонентов, которые относятся к разным сторонам подготовки [58; 62]. При планировании структуры тренировочного процесса в спортивных танцах необходимо определить, задачи и содержание технической подготовки в системе многолетнего совершенствования спортсменов. Учитывая при этом, качество соревновательной деятельности, функциональные возможности основных систем обеспечения подготовленности спортсменов. При создании методик технической подготовки (ТП) необходимо сочетать индивидуальный и коллективных подход при проведении занятий на всех этапах многолетней подготовки.2.Совершенствование нормативной документации. Предлагается разработка программно-нормативного обеспечения тренировочного процесса. Специалисты указывают, что основными нормативными документами являются учебные программы по технико-эстетическим видам спорта. В подавляющем большинстве это устаревшие программы которые не отвечают современным требованиям в данном виде спорта. Что касается правил соревнований, то они могут способствовать развитию сложности программ, насыщая программу динамикой, новыми элементами и трюками. Реализация указанных положений требует новых, научно обоснованных подходов к их практическому решению.3. Учет специфики и современных тенденций развития выбранного вида спорта. Соперничество, конкуренция на международных спортивных аренах доказывает, что первенство сохраняется за теми спортсменами, которые умело сочетают сложность исполнения композиции с индивидуальным стилем, высокой эмоциональностью и артистичностью. Повышенные требования к технике исполнения, появление новых сложных элементов является основой для увеличения сложности программ. Все эти факторы побуждают тренеров и специалистов к поиску новых действенных методик и подходов к методике тренировок. На этапе настоящего в спортивных танцах наблюдается не только рост сложности соревновательных программ, а также их насыщенность, за счет использования большого количества элементов, шагов, поддержек, скорости выполнения.4. Разработка средств системы контроля за уровнем технической подготовленности. Качество занятий будет зависеть от правильного и целесообразного планирования, обеспечения системности занятий. Контроль должен происходить на всех этапах подготовки, соблюдая системность. Оценка техники выполнения должна выставляться на основе разработанных показателей качества группой тренеров или высококвалифицированных спортсменов.5. Совершенствование способов воспитания техники и выразительности. Определяя понятие «выразительность» специалисты руководствуются понятием «артистизм», который дополняется такими определениями как выразительный жест, рисунок, и другое. Отмечается, что выразительность в спортивных танцах зависит от характера и содержания музыкальной композиции, от того, как ее понял и выполнил спортсмен [63; 66].Таким образом, анализ научной литературы показывает, что совершенствование содержания технической подготовки в спортивных танцах может происходить по следующим направлениям:- разработка новых элементов и сочетаний;- выполнение элементов и сочетаний, которые как нельзя лучше отражают индивидуальность спортсменов;- составление соревновательных программ в соответствии с современными требованиями и правилами соревнований;- совершенствование исполнительского мастерства спортсменов (техничности, музыкальности, выразительности, артистизма).Продолжительность и интенсивность соревновательных композиций, координационная сложность технических элементов, их широкий арсенал, насыщенные двигательные действия с резкой сменой направлений движения, фиксированные позиции, поддержки, высокий темп выполнения конкурсных композиций (частота сердечных сокращений до 190 уд-мин-1), высокая плотность календаря соревнований - эти особенности вида спорта и специфика соревновательной деятельности характеризуют содержание и направленность физической подготовки спортсменов-танцоров.Достаточная физическая подготовленность спортсменов обеспечивает целостность, систематичность и безопасность тренировочного процесса, а также является критерием совместимости партнеров для занятий спортивными танцами.Физическая подготовка в спортивных танцах нужна не только как базовая составляющая успешной технической подготовки, но и должна строиться с учетом специфических требований соревновательной деятельности. Каждый из структурных компонентов обеспечивается уровнем развития таких интегральных качеств, как скоростные, силовые, координационные способности, двигательная выносливость и гибкость.Итак, в процессе спортивной тренировки и в условиях соревновательной деятельности ни один извидов подготовленности не реализуется изолированно, поскольку зависит от степени совершенства других, определяется ими и обусловливает их уровень. Улучшение физической подготовленности ведет к переходу на более высокий уровень технического мастерства, и наоборот, совершенная техника эффективно реализуется за счет соответствующего уровня физической подготовленности. Улучшение показателей физического и технического мастерства способствует высокой тактической и психологической подготовленности, выражается в эффективной и результативной соревновательной деятельности.Спортивные танцы на современном этапе предъявляют высокие требования к уровню технического и исполнительского мастерства спортсменов. По аналогии с другими сложно-координационными видами спорта можно предположить, что в спортивных танцах должны сочетаться физическое развитие спортсмена, его функциональные возможности, сбалансированность танцевальных комбинаций, высокое качество техники, эстетика исполнения содержание соревновательных программ.В практике танцевального спорта чаще всего обучения и тренировки проводятся методом многократного повторения конкретных композиций, то есть фактически соревновательных упражнений, при этом спортивная тренировка не предусматривает целенаправленного базового совершенствования физических и функциональных возможностей спортсменов. Поэтому одной из актуальных проблем спортивных танцев является разработка простых и доступных комплексов или блоков упражнений, позволяющих грамотно, на научной основе, осуществлять физическую подготовку квалифицированных танцоров.Сегодня в спортивной науке стала очевидной исключительная важность изучения соревновательной деятельности с целью создания модели сильнейших спортсменов и конкретизации на этой основе требований к построению тренировочного процесса. Информация о деятельности спортсмена на соревнованиях при определенных условиях может быть основанием для постановки целей и задач подготовки, выбора средств и методов их реализации. В условиях соревнований наиболее четко проявляются сильные и слабые звенья в структуре подготовленности спортсменов.В современной спортивной тренировке исследования структуры соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов не ограничивается анализом динамики спортивных результатов, изучение которых хотя и несет определенную информационную нагрузку, но не позволяет выявлять причинно-следственные отношения тренировочного процесса и спортивного результата. Спортивный результат отражает более высокий иерархический уровень в структуре соревновательной деятельности (как наиболее общий интегральный системообразующий показатель подготовленности). Поэтому наряду с анализом соревновательных результатов необходимо учитывать влияние на уровень их проявления отдельных компонентов соревновательной деятельности.Знание тренером индивидуальных особенностей структуры соревновательной деятельности конкретного спортсмена создает необходимые условия для моделирования адекватных ее элементов структурных единиц тренировочного процесса, для приведения его содержания в соответствие с особенностями реальной соревновательной деятельности.Физические нагрузки, используемые в современнойм спортивной тренировке, вызывают специфические для конкретного вида спорта адаптационные реакции, обусловленные особенностями деятельности различных органов и систем [5].Особого внимания заслуживает понимание общей структуры многолетнего совершенствования в спорте, поскольку каждый из этапов, имея собственные целевые установки, влияет на становление спортивного мастерства и продолжительность карьеры спортсмена.Тренировочный процесс - от начала занятия в спортивной секции к достижению высоких спортивных результатов - длится примерно 7-10 лет, в зависимости от вида спорта. Продолжительность карьеры спортсмена при этом достаточно индивидуальна и зависит от ряда факторов. В течение всего периода многолетней подготовки постоянно меняются задачи, средства и методы тренировки, соотношение средств различной интенсивности и объем. Все эти параметры тренировочного процесса зависят от врожденных анатомо-физиологических особенностей спортсменов, возрастных особенностей индивидуальной динамики становления мастерства, исходя из выбранной стратегии подготовки, а также от особенностей вида спорта.Под влиянием постепенного увеличения объема и интенсивности нагрузок происходит перестройка функциональных систем, обеспечивающих спортивный результат, следствием чего становится усиление нервно-гуморальных и обменных процессов. В ходе тренировки происходит экономизация основных функций организма, снижается кислородная стоимость работы, повышается коэффициент полезного действия, экономичнее функционируют дыхательная и сердечно-сосудистая системы, совершенствуется система энергообеспечения.Спортивные танцы сегодня характеризуются рекордными спортивными результатами и высокой конкуренцией на международной спортивной арене, что определяет стремление специалистов и тренеров к решению проблем повышения качества и эффективности тренировочного процесса так же, как и в других видах спорта.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлександрова, В. А. Аэробные возможности танцоров и способы их оценки / В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун-т физ. культ, спорта молод, итур-ма. - Москва, 2013. - С. 10-13.Александрова, В. А. Особенности воспитания гибкости танцоров в спортивных бальных ганцах / В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун-т физ. культ, спорта молод, и тур-ма. - Москва, 2014. - С. 5-8.Александрова, В. А. Развитие творческих способностей танцоров категории Юниоры-2 средствами импровизационной хореографии / В. А. Александрова, И. И. Овчинникова// Наука и мир. - Волгоград. 2016, - №4(32), -С. 32-33.Баранов В. Н. Сравнительный анализ развития диссертационных исследований в сфере физической культуры и спор та за 1935-2015 годы (СССР и Российская Федерация) / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 4. - С. 3-9.Баранов, В. Н. Анализ тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2011. -№3. - С. 9-14.Баранов, В. Н. Развитие диссертационных исследований по проблемам тематики спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 5. - С. 7-16.Баршай, В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. — Ростов н/Д : Феникс, 2009, —314 с.Белоус, А. А. Сравнительный анализ координационных способностей спортсменов координационных видов спорта / А. А. Белоус, В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы всеросс. науч. практ. конф. - Москва, 2014. - С. 12-18.Болдырева, Е. А. Влияние средств хореографии на техническую подготовленность танцоров-спортсменов/ Е. А. Болдырева // Вестник ЗКГУ. - Уральск, 2014. - С. 28-32.Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерствагимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: Автореф. дис.на получения нук. степени канд.пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / С.И. Борисенко. -СПб, 2000. - 24 с.Борисова, Ю. Ю. Координационные способности как компонент системы подготовки танцоров 7-8 лет / Ю. Ю. Борисова // Прикладная спортивная наука. - 2016. -№2(4). - С. 8-12.Боттометр П. Учимся танцевать. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 463с. Бредихин, А. Ю. Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет / А. Ю. Бредихин, П. К. Лысов // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №12(58). - С. 221-224.Быков, Н. И. Методика воспитания общей выносливости танцоров в возрасте 16-18 лет / Н. И. Быков // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. гр. конф. / Российский гос. ун-т физ. культ, спорта молод, итур-ма. - Москва, 2014. - С. 28-32.Васильева, Т.К. Секрет танца: Методическое пособие / Т.К. Васильева. – СПб.: “Диамант”, ООО “Золотой век”, 1997. – 95 с. Весновский Л.Д. Бальный танец от А до Я: Справочник терминов, понятий, определений / Л.Д. Весновский. – Новосибирск: ЦЭРНС, 1997. – 40 с. Виллис К.Р. Ведущие фигуры для соревнований. М.: Астрель, 2004.91с.Воронин, Р. Е. Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства (спортивный бальный танец, вторая половина XX века): автореф. дис. канд. искусствоведения. М.-2007. -54с. Галеев А.Р. Развитие двигательных координаций в танцевальном спорте: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. унта, 2016. 108 с.Галкин, В. А. Дополнительная преднрофессиональная программа по виду спорта спортивные танцы/ В. А. Галкин, Е. А. Овчинникова. - Отрадное, 2015. -44 с.Говард Гай. Техника европейских танцев. Пер. с англ. А. Белогородского / Гай Говард. – М.: «Артис», 2003. – 255с. Грачев, Д. И. Упражнения в специальной физической подготовке спортсменов-танцоров / Д. И. Грачев // Тезисы докладов Российской научно- методической конференции но проблемам развития спортивных танцев. - Москва, 2000.-С. 42-46.Демидова О.Н. Факторный анализ показателей физической и функциональной подготовленности спортсменок-танцоров 14-18 лет на этапе специализированной базовой подготовки. Здоровье для всех. 2012. № 2. С. 38-41.Ересько, И. Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии: канд. пед. наук. Хабаровск.2005. -65с. Зиновьева Т.С. Виды подготовки спортсмена-танцора высшей квалификации команды формейшн в спортивных танцах: характеристика сущности. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Т. 20. Вып. 12 (152). С. 79-85.Зиновьева Т.С., Юрьева М.Н. Совершенствование технической подготовки спортсмена-танцора в командном исполнении формейшн. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6 (170). С. 75-84.Зиновьева, Т. С. Виды подготовки спорте мена-танцора высшей квалификации команды формейшн в спортивных танцах: характеристика сущности/ Т. С. Зиновьева // Вестник ТГУ. 2015, - №12(152). - С. 79-85.Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. - Санкт-Петербург, 2006. - 168с. Касаткина Н.А. Модель совершенствования технической подготовленности в спортивной аэробике. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 2 (35). С. 46-53.Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы: Метод. пособ. / Кауль Н. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 352с. Коваленко А.А. Поурочное планирование занятий по ритмике и танцам для начинающих танцоров. Спортивные танцы : бюллетень. 2001. № 10. С. 31-33.Кондрашина, Е. Б. Гармония танцевальною спорта и искусства: дополнительная программа по танцевальному спорту/ Е. Б. Кондрашина, Л. А. Анохина, А. И. Посгельняк. - Тюмень, 2016. - 63с.Кондусов В.Л., Лебедева Т.Н., Лебедев С.С. Танцевальный спорт : автор. образоват. програм. по спорт. танцам для детско-юношеских спорт. школ. Уфа: Даурия, 2016. 123 с.Конорова Е.В., Светинская В.Н. Танцевальные кружки старших школьников. - М.: 1988. -187 с. Корнеева, М. Л. Дополнительная программа по танцевальному спорту / М. Л. Корнеева, Е. Н. Гарбуз, О. Е. Асадчая, М. В. Гарбуз, В. Ю. Скоробогатова. — Краснодар, 2015. - 34 с.Кошелев С. Н. Биомеханика спортивного танца. М., 2006. 62 с.Кузьменко М.В., Фахриева И.А., Болдырева В.Б. Методика хореографической подготовки гимнасток с использованием средств современных танцев. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). С. 48-54.Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учеб, пособие / под ред. Ю. Ф. Курам шина. - Москва: Советский спорт, 2004. - 463 с.Лерд У. Техника латиноамериканских танцев Ч. II.: Метод. пособ. / У. Лерд. — М.: Артист, 2003. – 180 с. Лерд У., Техника латиноамериканских танцев. Ч. I.: Метод. пособ. / У. Лерд. — М.: Артист, 2003. – 180 с. ЛорияС. Самба WDSF Dancesport Federation book. Grafiche BIME, Рим, 2013.Лысакова А.Н., Новицкая М.С. Психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности. Вестник университета. 2014. № 2. С. 254-258.Михайлов И.А., Коваленко А.А. Использование упражнений в технической подготовке спортсменов-танцоров. Спортивные танцы : бюллетень : проблемы управления, информационного обеспечения и преподавания в спортивных танцах. М., РГАФК; Лаб. сп. танцев, 1999. № 6. С. 26-43.Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений. М.: Теория и практика физической культуры, 2004. 249 с.Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. - Ростов-на-Дону, 2001. - 132с. Одинцова И.Г. Аэробика и фитнес. – М.: ЭКСМО, 2003. -125с. Пискунова Л. В. Упражнения на растяжку в спортивно-технической подготовке танцоров. Материалы VIII Всерос. науч.-метод. конф. по проблеме развития танцевальных видов спорта. М., 2004. С. 39-41.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учеб. для тренеров. Киев: Олимпийская литература; 2015. кн. 1. 680 с.ПлохлЗ. Джайв WDSF Dancesport Federation book. Grafiche BIME, Рим, 2013.Рубштейн Н. Методики преподавания - особенности работы с разными возрастами и категориями танцоров. www.dancesport.ruРыгина А.Н. Сингина Н.Ф. Образ победителя в танцевальном спорте. Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». 2014. С. 65-68.Рябчиков А.И., Фирилева Ж.Е., Загрядская О.В. Содержание программного материала «Бальные танцы и элементы хореографии». Ритмика в школе: третий урок физической культуры : учеб. -метод. Пособие : Ростов н/Д : Феникс, 2014. С. 113-204.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с. Сибгатулина Ф.Р. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис. на Соискание научной степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» /Ф.Р. Сибгатулина. -Малаховка, 2004. -25 стр.Сивицкий В.А. Особенности соревновательной деятельности в танцевальных спорте / В.А. Сивицкий // Ученые запискы университета имени П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. 2012. - №10 (92). -С. 146150.Сингина Н.Ф. Психологическое сопровождение в танцевальном спорте: Мода или необходимость? Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XIV Всероссийской научнопрактической конференции. М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». 2014. С. 69-73.Сингина Н.Ф. Структура многолетней подготовки в спортивных бальных танцах / Н.Ф. Сингина // Спортивныетанцы. -М.: РГАФК, 1999. - Бюлл. № 2 (4). -С. 2225.Скуратов Т.А. Использование принципов биомеханики в процессе профессионального обучения в вузах будущих специалистов в области спортивного бального танца. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 235-246 : ЬИ:р8://суЬег1ешпка. гиСовершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции 9 февраля 2017 г. / под. ред. В.А. Александровой. М.: РГУФКСМиТ, 2017.104 с.Соронович И., Рожкова Т., Бойко О. Особенности функционального обеспечения соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в спортивных танцах. Наука в олимпийском спорте. 2018. № 1. С. 28-32.Спортивно-танцевальная классификация фигур и вариаций по программам сложности в стандартных танцах: (метод. материал для студентов институтов физ. культуры) / сост.: А.В. Машков, А.М. Машкова. – М.: ФОН, 1996 г. – 30с. Танец в диалоге культур и традиций : IX Межвузовская научно - практическая конференция, 27 февраля 2019 г. СПб. : СПбГУП, 2019. 116 с.Тарасенко Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии /Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003. - 33-35 с. Терехова М.А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис.... канд. пед.на ук : 13.00.04 / М.А. Терихова. -Малаховка, 2008. 28 с.Терехова М.А., Прописнова Е.П. Развитие координационных способностей у юных танцоров средствами системы BODY BALLET. «Физическое воспитание и спортивная тренировка»; Материалы научнопрактической конференции: «Медико-биологические проблемы адаптации человека в экстремальных условиях», посвященной 80-летию со дня рождения С.Н. Кучкина, 14 февраля 2019, г. Волгоград. 2019. № 1(27). С. 42-47Терехова, М. А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации. - канд. пед. наук. Волгоград, 2008. - 137с Филин В.П., Фомина Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 352 с. Антонов Е.И. Латиноамериканские танцы : учеб. пособ. М.: Танцы, 2017. 46 с.Фокина Е.М. Спортивные танцы как здоровье сберегающая технология в образовательном пространстве. Молодой ученый. 2014. № 9. С. 71-73.Чертихина, Н.А. Комплексное развитие вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки : дис. канд. пед. Наук. Волгоград, 2013. 250 с.Чикалова Г.А. Спортивная хореография: учебно-методическое пособие. Волгоград: ВГАФК, 2003г.Agopyan A. Analysis of Body Movement Difficulties of Individual Elite Rhythmic Gymnasts at London 2012 Olympic Games Finals. Middle-East Journal of Scientific Research. 2014;19(12):1554-1565.Anca I. Comparative study between athletes in rhythmic gymnastics and dance anatomic and physiologic and development specific force. In: Ovid us University Annals. Series: Physical Education & Sport/Science. Movement & Health; 2016; 16(2), p. 477-783.Bateeva, N.P. Udoskonalennia spetsialnoi fizychnoi ta tekhnichnoi pidhotovky kvalifikovanykh sportsmeniv z akrobatychnoho rok-n-rolu v richnomu makrotsykli: avtoref. dys. kand. nauk fiz. vykhovannia i sportu, Kharkiv, 2013.22 p.Batista A, Bobo Arce M, Lebre E, Avila-Carvalho L. Flexibilitat en gimnastica ritmica: asimetria funcional en gimnastes junior portugueses. Apunts. Educacio F^sica i Esports. 2015;120:19-26.Boligon L, Depra P, Parra Barbosa I. Rinaldi Influence of flexibility in the execution of movements in rhythmic gymnastics. Health Sciences. 2015;37(2): 141-145.Imperial Society of Teachers of Dancing [Elektronnyi resurs]. - Rezhym dostupu : www.istd.org/Jive / World Dancesport Fеderation. Roma : Grafiche BIME, 2013.174 р.Kostiukevych V., Borisova, O., Shynkaruk, O., Shlonska, O., Stasiuk, I. Modeling of training process of athletes in sports games in annual macrocycle. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2018 Supplement issue 1, Art 44, pp. 327-334.Paso doble / World Dancesport Federation. Roma : Grafiche BIME, 2013. 173 p.Rumba / World Dancesport Federation. Roma : Grafiche BIME, 2013.189 p.Samba / World Dancesport Federation. Roma : Grafiche BIME, 2013.213 p.Serova, L.K. Psychological classification of sports events. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2018 Vol. 155, No. 1, pp. 302-306.Syvash IS. The formation of young athletes’ specialization on the example of rhythmic gymnastics group exercises. Pedagogic, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2014; 6:63-71.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Содержание опроса для тренеровКак вы можете охарактеризовать приоритетное распределении видов спортивной подготовки спортсменов танцоров? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как, по вашему мнению, наиболее целесообразно распределять тренировочные нагрузки в ходе спортивной подготовки спортсменов танцоров?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как бы вы описали методы и средства физической подготовки спортсменов?.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Справедливо ли утверждение, что вы используете существующие средства физической подготовки, адаптируя их только в порядке возрастной дифференциации, оперируя нагрузкой, временем на отдых и продолжительностью тренировок?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Можно ли назвать ваш подход к тренировкам творческим?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Приложение 2Пример заполненного протокола опроса (фрагменты)
6. Александрова, В. А. Аэробные возможности танцоров и способы их оценки / В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун-т физ. культ, спорта молод, итур-ма. - Москва, 2013. - С. 10-13.
7. Александрова, В. А. Особенности воспитания гибкости танцоров в спортивных бальных ганцах / В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. тр. конф. / Российский гос. ун-т физ. культ, спорта молод, и тур-ма. - Москва, 2014. - С. 5-8.
8. Александрова, В. А. Развитие творческих способностей танцоров категории Юниоры-2 средствами импровизационной хореографии / В. А. Александрова, И. И. Овчинникова// Наука и мир. - Волгоград. 2016, - №4(32), -С. 32-33.
9. Баранов В. Н. Сравнительный анализ развития диссертационных исследований в сфере физической культуры и спор та за 1935-2015 годы (СССР и Российская Федерация) / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 4. - С. 3-9.
10. Баранов, В. Н. Анализ тематики диссертаций в сфере физической культуры, спорта и туризма / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2011. -№3. - С. 9-14.
11. Баранов, В. Н. Развитие диссертационных исследований по проблемам тематики спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва / В. Н. Баранов, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 5. - С. 7-16.
12. Баршай, В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь, И. Б. Павлов. — Ростов н/Д : Феникс, 2009, —314 с.
13. Белоус, А. А. Сравнительный анализ координационных способностей спортсменов координационных видов спорта / А. А. Белоус, В. А. Александрова // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы всеросс. науч. практ. конф. - Москва, 2014. - С. 12-18.
14. Болдырева, Е. А. Влияние средств хореографии на техническую подготовленность танцоров-спортсменов/ Е. А. Болдырева // Вестник ЗКГУ. - Уральск, 2014. - С. 28-32.
15. Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерствагимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: Автореф. дис.на получения нук. степени канд.пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / С.И. Борисенко. -СПб, 2000. - 24 с.
16. Борисова, Ю. Ю. Координационные способности как компонент системы подготовки танцоров 7-8 лет / Ю. Ю. Борисова // Прикладная спортивная наука. - 2016. -№2(4). - С. 8-12.
17. Боттометр П. Учимся танцевать. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 463с.
18. Бредихин, А. Ю. Методика специальной физической подготовки танцоров 8-9 лет / А. Ю. Бредихин, П. К. Лысов // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №12(58). - С. 221-224.
19. Быков, Н. И. Методика воспитания общей выносливости танцоров в возрасте 16-18 лет / Н. И. Быков // Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: сб. гр. конф. / Российский гос. ун-т физ. культ, спорта молод, итур-ма. - Москва, 2014. - С. 28-32.
20. Васильева, Т.К. Секрет танца: Методическое пособие / Т.К. Васильева. – СПб.: “Диамант”, ООО “Золотой век”, 1997. – 95 с.
21. Весновский Л.Д. Бальный танец от А до Я: Справочник терминов, понятий, определений / Л.Д. Весновский. – Новосибирск: ЦЭРНС, 1997. – 40 с.
22. Виллис К.Р. Ведущие фигуры для соревнований. М.: Астрель, 2004.91с.
23. Воронин, Р. Е. Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства (спортивный бальный танец, вторая половина XX века): автореф. дис. канд. искусствоведения. М.-2007. -54с.
24. Галеев А.Р. Развитие двигательных координаций в танцевальном спорте: Монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. унта, 2016. 108 с.
25. Галкин, В. А. Дополнительная преднрофессиональная программа по виду спорта спортивные танцы/ В. А. Галкин, Е. А. Овчинникова. - Отрадное, 2015. -44 с.
26. Говард Гай. Техника европейских танцев. Пер. с англ. А. Белогородского / Гай Говард. – М.: «Артис», 2003. – 255с.
27. Грачев, Д. И. Упражнения в специальной физической подготовке спортсменов-танцоров / Д. И. Грачев // Тезисы докладов Российской научно- методической конференции но проблемам развития спортивных танцев. - Москва, 2000.-С. 42-46.
28. Демидова О.Н. Факторный анализ показателей физической и функциональной подготовленности спортсменок-танцоров 14-18 лет на этапе специализированной базовой подготовки. Здоровье для всех. 2012. № 2. С. 38-41.
29. Ересько, И. Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии: канд. пед. наук. Хабаровск.2005. -65с.
30. Зиновьева Т.С. Виды подготовки спортсмена-танцора высшей квалификации команды формейшн в спортивных танцах: характеристика сущности. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Т. 20. Вып. 12 (152). С. 79-85.
31. Зиновьева Т.С., Юрьева М.Н. Совершенствование технической подготовки спортсмена-танцора в командном исполнении формейшн. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6 (170). С. 75-84.
32. Зиновьева, Т. С. Виды подготовки спорте мена-танцора высшей квалификации команды формейшн в спортивных танцах: характеристика сущности/ Т. С. Зиновьева // Вестник ТГУ. 2015, - №12(152). - С. 79-85.
33. Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. - Санкт-Петербург, 2006. - 168с.
34. Касаткина Н.А. Модель совершенствования технической подготовленности в спортивной аэробике. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 2 (35). С. 46-53.
35. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы: Метод. пособ. / Кауль Н. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 352с.
36. Коваленко А.А. Поурочное планирование занятий по ритмике и танцам для начинающих танцоров. Спортивные танцы : бюллетень. 2001. № 10. С. 31-33.
37. Кондрашина, Е. Б. Гармония танцевальною спорта и искусства: дополнительная программа по танцевальному спорту/ Е. Б. Кондрашина, Л. А. Анохина, А. И. Посгельняк. - Тюмень, 2016. - 63с.
38. Кондусов В.Л., Лебедева Т.Н., Лебедев С.С. Танцевальный спорт : автор. образоват. програм. по спорт. танцам для детско-юношеских спорт. школ. Уфа: Даурия, 2016. 123 с.
39. Конорова Е.В., Светинская В.Н. Танцевальные кружки старших школьников. - М.: 1988. -187 с.
40. Корнеева, М. Л. Дополнительная программа по танцевальному спорту / М. Л. Корнеева, Е. Н. Гарбуз, О. Е. Асадчая, М. В. Гарбуз, В. Ю. Скоробогатова. — Краснодар, 2015. - 34 с.
41. Кошелев С. Н. Биомеханика спортивного танца. М., 2006. 62 с.
42. Кузьменко М.В., Фахриева И.А., Болдырева В.Б. Методика хореографической подготовки гимнасток с использованием средств современных танцев. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 2 (166). С. 48-54.
43. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учеб, пособие / под ред. Ю. Ф. Курам шина. - Москва: Советский спорт, 2004. - 463 с.
44. Лерд У. Техника латиноамериканских танцев Ч. II.: Метод. пособ. / У. Лерд. — М.: Артист, 2003. – 180 с.
45. Лерд У., Техника латиноамериканских танцев. Ч. I.: Метод. пособ. / У. Лерд. — М.: Артист, 2003. – 180 с.
46. Лория С. Самба WDSF Dancesport Federation book. Grafiche BIME, Рим, 2013.
47. Лысакова А.Н., Новицкая М.С. Психологические особенности спортивно-танцевальной деятельности. Вестник университета. 2014. № 2. С. 254-258.
48. Михайлов И.А., Коваленко А.А. Использование упражнений в технической подготовке спортсменов-танцоров. Спортивные танцы : бюллетень : проблемы управления, информационного обеспечения и преподавания в спортивных танцах. М., РГАФК; Лаб. сп. танцев, 1999. № 6. С. 26-43.
49. Назаренко Л.Д. Эстетика физических упражнений. М.: Теория и практика физической культуры, 2004. 249 с.
50. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. - Ростов-на-Дону, 2001. - 132с.
51. Одинцова И.Г. Аэробика и фитнес. – М.: ЭКСМО, 2003. -125с.
52. Пискунова Л. В. Упражнения на растяжку в спортивно-технической подготовке танцоров. Материалы VIII Всерос. науч.-метод. конф. по проблеме развития танцевальных видов спорта. М., 2004. С. 39-41.
53. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учеб. для тренеров. Киев: Олимпийская литература; 2015. кн. 1. 680 с.
54. Плохл З. Джайв WDSF Dancesport Federation book. Grafiche BIME, Рим, 2013.
55. Рубштейн Н. Методики преподавания - особенности работы с разными возрастами и категориями танцоров. www.dancesport.ru
56. Рыгина А.Н. Сингина Н.Ф. Образ победителя в танцевальном спорте. Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». 2014. С. 65-68.
57. Рябчиков А.И., Фирилева Ж.Е., Загрядская О.В. Содержание программного материала «Бальные танцы и элементы хореографии». Ритмика в школе: третий урок физической культуры : учеб. -метод. Пособие : Ростов н/Д : Феникс, 2014. С. 113-204.
58. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
59. Сибгатулина Ф.Р. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике: Автореф. дис. на Соискание научной степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» /Ф.Р. Сибгатулина. -Малаховка, 2004. -25 стр.
60. Сивицкий В.А. Особенности соревновательной деятельности в танцевальных спорте / В.А. Сивицкий // Ученые запискы университета имени П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. 2012. - №10 (92). -С. 146150.
61. Сингина Н.Ф. Психологическое сопровождение в танцевальном спорте: Мода или необходимость? Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XIV Всероссийской научнопрактической конференции. М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». 2014. С. 69-73.
62. Сингина Н.Ф. Структура многолетней подготовки в спортивных бальных танцах / Н.Ф. Сингина // Спортивныетанцы. -М.: РГАФК, 1999. - Бюлл. № 2 (4). -С. 2225.
63. Скуратов Т.А. Использование принципов биомеханики в процессе профессионального обучения в вузах будущих специалистов в области спортивного бального танца. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 235-246 : ЬИ:р8://суЬег1ешпка. ги
64. Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции 9 февраля 2017 г. / под. ред. В.А. Александровой. М.: РГУФКСМиТ, 2017.104 с.
65. Соронович И., Рожкова Т., Бойко О. Особенности функционального обеспечения соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в спортивных танцах. Наука в олимпийском спорте. 2018. № 1. С. 28-32.
66. Спортивно-танцевальная классификация фигур и вариаций по программам сложности в стандартных танцах: (метод. материал для студентов институтов физ. культуры) / сост.: А.В. Машков, А.М. Машкова. – М.: ФОН, 1996 г. – 30с.
67. Танец в диалоге культур и традиций : IX Межвузовская научно - практическая конференция, 27 февраля 2019 г. СПб. : СПбГУП, 2019. 116 с.
68. Тарасенко Т.В. Положение педагогики в применении к хореографии /Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 10-летию образования ЮКПУ, 2003. - 33-35 с.
69. Терехова М.А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис.... канд. пед.на ук : 13.00.04 / М.А. Терихова. -Малаховка, 2008. 28 с.
70. Терехова М.А., Прописнова Е.П. Развитие координационных способностей у юных танцоров средствами системы BODY BALLET. «Физическое воспитание и спортивная тренировка»; Материалы научнопрактической конференции: «Медико-биологические проблемы адаптации человека в экстремальных условиях», посвященной 80-летию со дня рождения С.Н. Кучкина, 14 февраля 2019, г. Волгоград. 2019. № 1(27). С. 42-47
71. Терехова, М. А. Методика физической подготовки танцоров 10-11 лет на этапе начальной спортивной специализации. - канд. пед. наук. Волгоград, 2008. - 137с
72. Филин В.П., Фомина Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 352 с. Антонов Е.И. Латиноамериканские танцы : учеб. пособ. М.: Танцы, 2017. 46 с.
73. Фокина Е.М. Спортивные танцы как здоровье сберегающая технология в образовательном пространстве. Молодой ученый. 2014. № 9. С. 71-73.
74. Чертихина, Н.А. Комплексное развитие вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки : дис. канд. пед. Наук. Волгоград, 2013. 250 с.
75. Чикалова Г.А. Спортивная хореография: учебно-методическое пособие. Волгоград: ВГАФК, 2003г.
76. Agopyan A. Analysis of Body Movement Difficulties of Individual Elite Rhythmic Gymnasts at London 2012 Olympic Games Finals. Middle-East Journal of Scientific Research. 2014;19(12):1554-1565.
77. Anca I. Comparative study between athletes in rhythmic gymnastics and dance anatomic and physiologic and development specific force. In: Ovid us University Annals. Series: Physical Education & Sport/Science. Movement & Health; 2016; 16(2), p. 477-783.
78. Bateeva, N.P. Udoskonalennia spetsialnoi fizychnoi ta tekhnichnoi pidhotovky kvalifikovanykh sportsmeniv z akrobatychnoho rok-n-rolu v richnomu makrotsykli: avtoref. dys. kand. nauk fiz. vykhovannia i sportu, Kharkiv, 2013.22 p.
79. Batista A, Bobo Arce M, Lebre E, Avila-Carvalho L. Flexibilitat en gimnastica ritmica: asimetria funcional en gimnastes junior portugueses. Apunts. Educacio F^sica i Esports. 2015;120:19-26.
80. Boligon L, Depra P, Parra Barbosa I. Rinaldi Influence of flexibility in the execution of movements in rhythmic gymnastics. Health Sciences. 2015;37(2): 141-145.
81. Imperial Society of Teachers of Dancing [Elektronnyi resurs]. - Rezhym dostupu : www.istd.org/
82. Jive / World Dancesport Fеderation. Roma : Grafiche BIME, 2013.174 р.
83. Kostiukevych V., Borisova, O., Shynkaruk, O., Shlonska, O., Stasiuk, I. Modeling of training process of athletes in sports games in annual macrocycle. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2018 Supplement issue 1, Art 44, pp. 327-334.
84. Paso doble / World Dancesport Federation. Roma : Grafiche BIME, 2013. 173 p.
85. Rumba / World Dancesport Federation. Roma : Grafiche BIME, 2013.189 p.
86. Samba / World Dancesport Federation. Roma : Grafiche BIME, 2013.213 p.
87. Serova, L.K. Psychological classification of sports events. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2018 Vol. 155, No. 1, pp. 302-306.
88. Syvash IS. The formation of young athletes’ specialization on the example of rhythmic gymnastics group exercises. Pedagogic, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. 2014; 6:63-71.
Вопрос-ответ:
Зачем спортсменам в танцевальном спорте нужны учебно-тренировочные сборы?
Учебно-тренировочные сборы являются важной частью подготовки спортсменов в танцевальном спорте. Они позволяют спортсменам обеспечить более интенсивное и систематическое обучение, а также повысить уровень физической подготовки. Во время сборов спортсмены углубляют свои знания и навыки в танцевальной технике, работают над хореографией и музыкальностью, проводят тренировки по физической подготовке и прокачивают свои физические качества. Также на сборах спортсмены могут работать под руководством опытных тренеров, что помогает им выявить и исправить ошибки в своей технике и танцевальной выработке. Благодаря учебно-тренировочным сборам спортсмены могут значительно улучшить свои результаты и достичь новых спортивных высот.
Какие основные физические качества развивают спортсмены в танцевальном спорте на учебно-тренировочных сборах?
Спортсмены в танцевальном спорте на учебно-тренировочных сборах развивают такие основные физические качества, как выносливость, координация, гибкость, сила, быстрота реакции и равновесие. Выносливость необходима, чтобы выдерживать длительные танцевальные выступления без перерывов. Координация помогает спортсменам выполнять сложные технические элементы и перемещаться по танцевальному полю с уверенностью и грацией. Гибкость необходима для выполнения пластических движений и изящных поз. Сила позволяет спортсменам контролировать свое тело и достичь большей устойчивости во время выступлений. Быстрота реакции помогает спортсменам быстро адаптироваться к движениям партнера или событиям на танцполе. Равновесие необходимо для создания красивых линий и устойчивости в сложных танцевальных позах.
Что такое учебно-тренировочные сборы?
Учебно-тренировочные сборы - это организованный период интенсивных тренировок и учебы спортсменов, который проводится вне основного сезона соревнований. Во время сборов спортсмены занимаются развитием своих физических и технических навыков, а также углубляют свои знания в теоретических аспектах своего вида спорта.
Чем отличаются летние учебно-тренировочные сборы?
Летние учебно-тренировочные сборы - это специализированный период тренировок, который проводится в летний период, когда у спортсменов больше свободного времени. Во время летних сборов спортсмены могут уделить больше внимания своей физической подготовке, проводить тренировки на свежем воздухе и улучшать свои технические навыки.
Каковы основные физические качества танцоров?
Основные физические качества танцоров включают выносливость, силу, гибкость, координацию, равновесие и скорость реакции. Эти качества помогают спортсменам выполнять сложные движения, поддерживать правильную позицию тела и выдерживать длительные тренировки и выступления.
Зачем проводить учебно-тренировочные сборы в танцевальном спорте?
Учебно-тренировочные сборы в танцевальном спорте проводятся с целью углубления знаний и навыков спортсменов, развития их физических качеств и подготовки к соревнованиям. Во время сборов тренеры могут сфокусироваться на исправлении ошибок и улучшении техники танца, а спортсмены могут работать над своей физической формой и выносливостью.
Какие методы используются для развития физических качеств танцоров?
Для развития физических качеств танцоров используются различные методы, включая силовые тренировки, гимнастику, растяжку, аэробные нагрузки и тренировки на координацию. Каждый тренировочный блок включает в себя упражнения для развития конкретных качеств и улучшения общей физической подготовки спортсменов.
Какие темы рассматриваются в статье?
Статья рассматривает организацию учебно-тренировочных сборов у спортсменов в танцевальном спорте.
Какова специфика спортивной подготовки в танцевальном спорте?
Специфика спортивной подготовки в танцевальном спорте заключается в основных физических качествах танцоров и методах их развития.
Какую роль играют летние учебно-тренировочные сборы в подготовке танцоров?
Летние учебно-тренировочные сборы играют важную роль в подготовке танцоров, позволяя им развивать свои физические и технические навыки.
Что такое учебно-тренировочные сборы в спорте?
Учебно-тренировочные сборы в спорте - это организованные периоды интенсивных тренировок, направленных на подготовку спортсменов к соревнованиям.