Психологические основы педагогической саморегуляции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 28 28 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 31.12.2020
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологической основы педагогической саморегуляции 3
1.1 Сущность и содержание понятия «саморегуляция» 3
1.2 Особенности психологической саморегуляции педагогов 8
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической основы педагогической саморегуляции 15
2.1 Организация и методы исследования психологической основы саморегуляции педагогов 15
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей психологической основы педагогической саморегуляции 18
2.3 Применение методов психологической саморегуляции в педагогической деятельности 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28


Фрагмент для ознакомления

Рис. 2. Результаты диагностики волевой саморегуляцииКак показывают результаты опросника в выборке преподавателей преобладает показатель волевой саморегуляции, что говорит об эмоциональной зрелости, активности, независимости и самостоятельности. Испытуемые с данным показателем отличаются спокойствием и уверенностью в себе, умеют распределять усилия и контролируют свои поступки, рефлексируют личные мотивы. Уровень волевой саморегуляции согласно результатам методики также является высоким, что подтверждает высокий уровень поведенческого критерия. Показатель настойчивости развит на среднем уровне у исследуемой группы, что говорит в целом о деятельности, работоспособности, стремлению к достижению к цели, уважению к социальным нормам без утраты гибкости. Также группа исследуемых не совсем деятельны, но это компенсируется повышенной гибкостью и изобретательностью.Показатель самообладание в исследованной группеотражает низкий уровень самоконтроля, внутреннее беспокойство, неуверенность в себе и страх перед неизвестностью, хотя восприимчивы к новому, обладают тенденцией к новаторству и радикализму. Также у группы преподавателей отсутствует стремление к постоянному самоконтролю. Таким образом, данные эмпирического исследования говорят о том, что уровень регулятивного и волевого критерия саморегуляции находится в исследуемой группе на среднем уровне. Общими психологическими особенностями исследуемой группы педагогов являются следующие: эмоциональная устойчивость, умение контролировать свое состояние, стремление планировать свою деятельность и свои состояния, гибкость в реагировании на непредвиденные обстоятельства, сформированность волевого компонента, что говорит о высокой компетенции педагогов исследуемой группы. 2.3 Применение методов психологической саморегуляции в педагогической деятельностиНесмотря на средние показатели уровня саморегуляции в исследуемой группе, необходимо отметить, что проблема управления собственным состоянием по-прежнему является актуальной, о чем свидетельствую низкие показатели уровня самообладания в группе исследуемых, согласно методике Зверькова и Элдмана. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить основные методы психологической саморегуляции и проиллюстрировать их применение в педагогической деятельности. Методы психологической саморегуляции основаны на взаимодействии сознания и подсознания. Они применяются на непроизвольном/неосознанном, произвольном/осознанном и личностном уровнях саморегуляции. Обобщая данные научных исследований [4, 10, 16], можно сделать вывод, что методы саморегуляции подразделяются на активные и пассивные. В рамках педагогической деятельности важно поочередно совмещать оба вида методов. Рассмотрим реализацию некоторых из методов.- Аутогенная тренировка. С учетом повышенной эмоциональной напряженностью и интенсивного общения, аутотренинг является одним из важнейших методов саморегуляции. Аутотренинг представляет собой систему упражнений, направленную на регулирование психического состояния. Так, в процессе педагогической деятельности, возможно реализовать аутотренинг, заканчивая следующие предложения: я талантлива…, я хорошо умею делать…, я благодарна себе…, я могу… и т.д. - Нервно-мышечная релаксация – целью данной системы упражнений является снятие мышечного тонуса, которое ведет и к психоэмоциональному напряжению. С этой целью в перерывах между уроками возможно проведение самомассажа, серии дыхательных упражнений и т.д. - Визуализация – представление желаемого результата также ведет к появлению мотивации к достижению успеха, обостряют способность к эмпатии.- Медитативные упражнения, направленные на укрепление внутренней психологической структуры личности, развитию памяти, внимания и работоспособности в профессиональной сфере. - Рефлексивные упражнения. По итогу проведения каждого урока возможно проведение рефлексии с наводящими вопросами, например: Какие трудности возникли во время проведения урока? Как я себя чувствовала на протяжении урока? Также для овладения нормативным компонентном саморегуляции важно усвоение знаний о профессиональной саморегуляции и освоение техник саморегуляции. С этой целью возможно проведение серии групповых тренингов и бесед на тему саморегуляции (Таблица 1).Таблица 1Примерные темы мероприятий по развитию саморегуляции№МероприятиеЦель1Беседа «Понятие о саморегуляции» Сформировать понятие о саморегуляции2Лекция «Нужна ли саморегуляция и как ее применять?»Сформировать понимание методов саморегуляции и их значимость3Тренинг «Саморегуляция в действие»Познакомить с техниками саморегуляции4Тренинг «Управляем эмоциями»Научить техникам пассивной саморегуляции5Беседа «Саморегуляция для педагога»Сформировать знания о важности использования техник саморегуляции в педагогической деятельностиДанные беседы, лекции и тренинги возможно реализовать в рамках общих педагогических собраний и отдельных групповых собраний по предварительной договоренности. Проведение данных мероприятий может лежать в зоне ответственности либо школьного психолога, либо специалиста по учебно-методической работе.Также в рамках развития саморегуляции возможна разработка тренинговой программы по саморегуляции поведения преподавателей, которая может включать в себя следующие задания:- Формирование Я-концепции. Для успешного построения взаимоотношений с окружающими его людьми необходимо наладить отношение с самим собой, т.к. основой эмоционального состояния человека является его представление о себе. Для формирования положительной Я-концепции возможно использование таких приемов, как: составление списка положительных качеств, взгляд на себя со стороны, произношение комплиментов друг другу в рамках тренинговой группы. - Формирование установок на саморазвитие и самопознание. Для этого возможно использование таких приемов, как составление жизненного кредо, анализ собственной жизни в соответствии с пирамидой Маслоу, составление формулы счастья, составление списка дел, которые являются самыми важными, визуализация счастливого будущего и т.д.- Обучение способам снятия напряжения и усталости. С этой целью используются: дыхательные упражнения, перечисление достижений и успехов в группе, обучение медитативным практикам, рефлексивные задания, направленные на познание собственного психического состояния. - Формирование навыков ведения положительного внутреннего диалога с самим собой. Для этого возможно проведение следующих упражнений: «Я забочусь…», «Внутренний ребенок», «Лучшее качество». При упражнении «Я забочусь…» участники составляют список тех людей, о которых они должны заботиться. Далее проходит обсуждение – должен ли в списке быть сам участник и почему так важно заботиться о самом себе.Для выполнения упражнения «Внутренний ребенок» участникам предлагается представить себя ребенком 4-5 лет, подробно описать себя в этом возрасте, угостить ребенка и утешить, если он расстроен. Данное упражнение поможет сформировать положительное отношение к своим внутренним эмоциям и потребностям. Таким образом, применение на практике техник аутотренинга, саморелаксации, упражнений на принятие себя способствует повышению саморегуляции. Одним из важнейших условий формирования навыков саморегуляции является развитие у личности понимания важности собственных эмоций и обучение способам управления ими, что лежит в основе психологического здоровья человека. ЗаключениеЦелью данного исследования являлось изучение психологической основы саморегуляции педагогов и выявление способов управления процессом саморегуляции. Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:1. На основе анализа научных исследований рассмотрены сущностные характеристики педагогической саморегуляции; 2.Рассмотрены особенности психологической саморегуляции в педагогической деятельности;3. Проведено эмпирическое исследование психологической основы саморегуляции педагогов;4. Определены и описаны способы управления процессом педагогической саморегуляции. В ходе решения задач были рассмотрены такие понятия как регуляция, саморегуляция, рефлексия, мотивация, на основании которых и были решены поставленные задачи.В качестве основных критериев психологической саморегуляции нами были выбраны критерии, выделенные В.И. Моросановой: планирование целей, гибкость и самостоятельность, программирование действий, оценка результатов, коррекция результатов, способность сознательно управлять собственными действиями. Данные критерии объединяются регулятивным и волевым компонентами, лежащими в основе саморегуляции. Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволяют сделать вывод о том, что для преподавателей возраста от 25 до 45 лет характерны такие личностные качества, как устойчивость эмоций, контроль за своими психическими состояниями, гибкость и быстрота в решении непредвиденных проблем, фокусирование на программировании собственных действий, высокие показатели волевой саморегуляции.Между тем в группе исследуемых наблюдается невысокий уровень осведомленности о вопросах саморегуляции и способах контроля за собственным психологическим состояниям, что говорит о перспективе дальнейшего научного исследования проблемы данной курсовой работы. Выбранная проблема исследования также имеет перспективы в изучении следующих направлений:- способы развития эмоционального интеллекта и снятия эмоционального напряжения у педагогов;- анализ способов эмоциональной саморегуляции (способов управления дыханием, тонусом мышц, движением; способов, связанных с воздействием слова и т. д.);- организация систематической тренинговой работы по управлению психоэмоциональным состояниям.Таким образом, поставленная цель достигнута, все задачи исследования решены. Список использованной литературы1.Абульханова К.А. Субъект или личность в психологии самореализации// Сборник научных трудов Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. - 2007. - С. 2-5. 2.Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 500 с.3.Белоус О. В. Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессионала [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. - 2009. - №7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osoznannoy-samoregulyatsii-pedagogicheskoy-deyatelnosti-kak-faktor-stanovleniya-professionala (дата обращения: 22.06.2020).4.Бильданова В.Р. Приемы психологической саморегуляции [Электронный ресурс] / В.Р. Бильданова // Концепт. – 2013. – №1. – С 1-8. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-psihologicheskoysamoregulyatsii-v-deyatelnosti-uchitelya. (Дата обращения: 12.06.20).5.Бойко Е.И. Актогенез и самовозрастание информации в процессе ее обработки человеческим мозгом // Пcихология. Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - Том 6. - № 1. - С. 59–77.6.Занина Л.В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования: дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1994. – 199 с.7.Зверькова А.В., Е.В. Эйдман. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/2/05.html8.Зейгарник, Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. – 1989. – Т.10. – №2. – С. 122-1329.Иванченко Т.П. Психологические основы педагогической саморегуляции [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docplayer.ru/31813746-Psihologicheskie-osnovy-pedagogicheskoy-samoregulyacii.html 10.Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход / А.В. Карпов. - М.: РАО, 2011. – 124 с. 11.Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 5–12.12.Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Лонова, А.С. Кузнецова. – М: Смысл, 2009. – 311 с.13.Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал / Д.А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. – 2016. – №6. – С. 18-3714.Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М: Наука, 1984. – 444 с.15.Моросанова В.И. Методика «Стиль саморегуляции поведения» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://met.emissia.org/offline/2013/met010_files/m15-sys.htm 16.Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В. И. Моросанова. - М.: Наука, 2012. - 519 с.17.Немов Р.С. Психология. Кн.1 / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2004. – 576 с.18.Панкратова Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб.пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль :ЯрГУ, 2011. – 112 с.19.Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Изд-во "Русский язык", 2000.20.Ткачева Е.Г. Формирование опыта профессионально-личностной саморегуляции будущего педагога в процессе физкультурной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук. – Волгоград, 2010. – 196 с.

Список использованной литературы
1. Абульханова К.А. Субъект или личность в психологии самореализации // Сборник научных трудов Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. - 2007. - С. 2-5.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 500 с.
3. Белоус О. В. Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессионала [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. - 2009. - №7. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osoznannoy-samoregulyatsii-pedagogicheskoy-deyatelnosti-kak-faktor-stanovleniya-professionala (дата обращения: 22.06.2020).
4. Бильданова В.Р. Приемы психологической саморегуляции [Электронный ресурс] / В.Р. Бильданова // Концепт. – 2013. – №1. – С 1-8. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-psihologicheskoysamoregulyatsii-v-deyatelnosti-uchitelya. (Дата обращения: 12.06.20).
5. Бойко Е.И. Актогенез и самовозрастание информации в процессе ее обработки человеческим мозгом // Пcихология. Журнал Высшей школы экономики. - 2009. - Том 6. - № 1. - С. 59–77.
6. Занина Л.В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего педагогического образования: дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 1994. – 199 с.
7. Зверькова А.В., Е.В. Эйдман. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/lichn/2/05.html
8. Зейгарник, Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. – 1989. – Т.10. – №2. – С. 122-132
9. Иванченко Т.П. Психологические основы педагогической саморегуляции [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docplayer.ru/31813746-Psihologicheskie-osnovy-pedagogicheskoy-samoregulyacii.html
10. Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход / А.В. Карпов. - М.: РАО, 2011. – 124 с.
11. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 5–12.
12. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Лонова, А.С. Кузнецова. – М: Смысл, 2009. – 311 с.
13. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал / Д.А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. – 2016. – №6. – С. 18-37
14. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М: Наука, 1984. – 444 с.
15. Моросанова В.И. Методика «Стиль саморегуляции поведения» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://met.emissia.org/offline/2013/met010_files/m15-sys.htm
16. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В. И. Моросанова. - М.: Наука, 2012. - 519 с.
17. Немов Р.С. Психология. Кн.1 / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 2004. – 576 с.
18. Панкратова Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 112 с.
19. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Изд-во "Русский язык", 2000.
20. Ткачева Е.Г. Формирование опыта профессионально-личностной саморегуляции будущего педагога в процессе физкультурной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук. – Волгоград, 2010. – 196 с.




Вопрос-ответ:

Что такое саморегуляция?

Саморегуляция - это процесс, позволяющий человеку контролировать и управлять своими мыслями, эмоциями и поведением. Она позволяет нам приспосабливаться к различным ситуациям, достигать поставленных целей и эффективно решать проблемы.

В чем особенности психологической саморегуляции педагогов?

Педагогическая саморегуляция отличается от обычной саморегуляции тем, что на нее влияют особенности педагогической деятельности. Педагоги должны уметь контролировать и регулировать свои эмоции и поведение, чтобы создавать благоприятную атмосферу в классе, поддерживать дисциплину и способствовать эффективному обучению.

Как проводилось исследование психологической основы педагогической саморегуляции?

Для исследования психологической основы педагогической саморегуляции были использованы различные организационные методы, такие как анкетирование и наблюдение. Результаты исследования были проанализированы и интерпретированы с учетом различных факторов, таких как возраст, стаж работы и особенности профессиональной деятельности участников исследования.

Зачем изучать психологическую основу педагогической саморегуляции?

Изучение психологической основы педагогической саморегуляции позволяет понять, как учителя могут эффективно контролировать и регулировать свои эмоции и поведение, чтобы они могли создавать благоприятную образовательную среду для своих учеников. Это помогает повысить качество образования и добиться лучших результатов в обучении и воспитании детей.

Какие основные теоретические аспекты изучаются в рамках психологической саморегуляции?

В рамках психологической саморегуляции изучаются различные теоретические аспекты, такие как сущность и содержание понятия саморегуляции, особенности психологической саморегуляции педагогов, а также факторы, влияющие на процесс саморегуляции. Понимание этих аспектов помогает учителям осознавать свои сильные и слабые стороны в процессе обучения и развивать свои профессиональные навыки.

Какова сущность и содержание понятия саморегуляция?

Саморегуляция - это процесс активного управления своим поведением, эмоциями и мыслями, осуществляемый с помощью внутренних ресурсов человека. Она включает в себя умение осознавать и контролировать свои действия, регулировать свои эмоциональные состояния и настраивать свое мышление в соответствие с определенными целями и задачами.

Какие особенности психологической саморегуляции у педагогов?

У педагогов психологическая саморегуляция имеет свои особенности, связанные с их профессиональной деятельностью. Педагогам необходимо уметь контролировать свои эмоции и реагировать адекватно на поведение учеников, сохранять спокойствие и терпение в конфликтных ситуациях, а также моделировать желаемое поведение для своих подопечных.

Как проводилось эмпирическое исследование психологической основы педагогической саморегуляции?

В ходе исследования была использована определенная организация и методы. Был проведен анкетный опрос педагогов, где они отвечали на вопросы, касающиеся их саморегуляции в профессиональной деятельности. В дальнейшем полученные данные были проанализированы и проинтерпретированы с целью выявить особенности психологической основы педагогической саморегуляции.

Какие были результаты исследования психологической основы педагогической саморегуляции?

Результаты исследования показали, что педагоги обладают определенным уровнем саморегуляции в своей профессиональной деятельности. Однако, были выявлены некоторые трудности в контроле эмоций и управлении стрессовыми ситуациями. Также было обнаружено, что некоторые педагоги имеют низкий уровень самоэффективности, что влияет на их способность к саморегуляции.

Что такое саморегуляция?

Саморегуляция - это способность человека контролировать и регулировать свои мысли, эмоции и поведение в соответствии с поставленной целью или задачей.