Особенности артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 05.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ДИЗАРТРИИ 5
1.1. Дизартрия как разновидность речевого дизонтогенеза 5
1.2. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией 8
1.3. Актуальные проблемы диагностики и коррекции речи при разных формах дизартрии у детей старшего дошкольного возраста 15
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 22
1.1. Понятие артикуляционной моторики в научно-методической литературе 22
1.2. Особенности развития артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией 27
Выводы по Главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Устранение аномалий прикуса и дефектов расположения зубов производится методами ортодонтии.Когда мягкое небо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки [м], [м'], [н], [н']. Если мягкое небо поднять, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; тогда выдыхаемая струя воздуха идет только через рот, и образует ротовые звуки.Итак, при произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано.Помимо нарушений в строении ротовой полости, также причиной неправильного произношения может быть слабость губных мышц и слабость мышц языка. Такое отклонение можно заметить при выполнении губами и языком простых движений:Губы не вытягиваются трубочкой;Улыбка асимметрична;Язык не расширяется, а все время стремится к сужению;Высунутый язык отклоняется в одну из сторон;Высунутый язык западает на нижнюю губу, а не держится горизонтально;Высунутый язык дрожит;Язык во рту держится «комком».При наблюдении подобных симптомов потребуется консультация как логопеда, так и невролога.Определенный уровень развития речевой моторики, динамики и статики её, – одно из необходимых условий чистого звукопроизношения, для этого движения органов артикуляции в процессе говорения должны быть точными, координированными.Для правильного произношения звуков необходимо, чтобы все эти движения выполнялись чётко. Для этого необходимо вспомнить основные движения органов артикуляционного аппарата.Движения губ:смыкание губ – П, Б, М;растяжение их в улыбку – И, Э, С, З, Ц; округление губ – О, Ш, Ж, Ч, Щ; губы трубочкой – У; наиболее подвижна нижняя губа – подъём и опускание нижней губы – В, Ф. Движения нижней челюсти: рот широко открыт – А; рот приоткрыт – О, У, Э, Ы, Ш, Ж, Л, Т, Д, Н, Х; рот приоткрыт, но зубы сомкнуты – С, З, Ц.Движения языка: язык широкий – И, Э, С, З, Ш, Ж, Щ, Р, Л, Т, Д, Н;язык узкий – К, Г, Х; опускание кончика языка вниз – И, Э, С, З, Ц; подъём языка вверх – Т, Д, Н, Л, Р, Ш, Ж, Щ, Ч; продвижение языка вперед – И, Э, С, З, Ц, Т, Д, Н, Л, Р; отодвижение назад – К, Г, Х, Ы, О, У. У детей с нарушениями речи могут быть нарушения как в строении, так и в подвижности органов артикуляционного аппарата. И если дефекты строения, создавая предрасположение к дефектам речи, не всегда вызывают их, т.к. у детей большие компенсаторные возможности, то нарушения подвижности органов артикуляции непременно сказываются на качестве того или иного звука речи.Таким образом,дефекты речевой моторики у детей выражаются по-разному: в ограничении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артикуляционного уклада на другой, в нарушении тонуса мышц, ощущения от движения органов артикуляции, в наличии синкинезий, гиперкинезов и различного рода апраксических явлений. Именно поэтому первым и важнейшим этапом в системе всей коррекционной работы является выработка определенного положения органов артикуляционного аппарата, его подвижности, скоординированности и переключаемости движений. Что достигается проведением специальной гимнастики – артикуляционной.1.2. Особенности развития артикуляционной моторики у дошкольников с дизартриейПо наблюдениям Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, дети с ОНР обнаруживают недостаточную координацию движений в таких видах моторики, как общая, мимическая, мелкая и артикуляционная моторика [15].В большей степени затруднения детей проявлялись при удержании равновесия: возникало общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места. При ходьбе, поворотах в движении отмечалась несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка. При переключении с одного движения на другое, наблюдались скованность, зажатость движений, неточность, нечеткость двигательных актов, нарушение их порядка и количества. В пробах темпо-ритмического характера обнаруживались недостатки плавности, ритмичности, трудности регулирования смены темпа движений. Так же наблюдаются явления моторной истощаемости (усталость рук): замедление темпа, смазанность, неточность движений к концу выполнения занятий. Различные синкинезии (в артикуляционном аппарате, в мышцах лица, в противоположной руке) дополняли картину несформированности тонких движений кистей и пальцев рук, ручной неловкости.В недостаточности развития общей, артикуляционной и тонкой моторики при общем недоразвитии речи у детей 6-7 лет прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность.Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости движения органов артикуляции – языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти. Нарушение артикуляции звуков приводит к их нечеткому произношению, а часто и к общей невнятности и связанности речи.При нормальном ходе речевого развития к 5-6 годам у ребенка артикуляционная база всех звуков должна быть сформирована. Если же этого не происходит, то такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильной артикуляцией звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения требующих специальной логопедической помощи.[9]Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка. Это может быть зубочелюстная патология, слишком большой или слишком маленький язык, короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка языка), расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба (ринолалия). [20]При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искаженно, а не заменяются другими звуками. Это объясняется тем, что ребенок, различающий на слух все звуки речи, после выхода из периода возрастного косноязычия, обычно не идет на полную замену одного звука другим. Этаискаженность в звучании звуков бывает заметна уже в период возрастного косноязычия, поскольку употребляемые ребенком звуки-заменители звучат не чисто, а как бы с посторонним призвуком хлюпанья, шепелявости, что сразу обращает на себя внимание. Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки. [10]Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующие: невозможность вытянуть губы вперед - вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения; асимметричность улыбки (оскала) при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остаётся неподвижной или совершает минимальное движение. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким (то есть склонность языка к постоянному сужению). Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта - ребенок не может удержать язык горизонтально. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык вверх нижней губой. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой; кончик языка не выражен. [19]Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык - наблюдается его дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующее об их слабости. Склонность к удерживанию языка во рту комком. Этот комок будет хорошо виден, если попросить ребенка широко открыть рот.Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.Для всех форм дизартрии характерны нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются рядом признаков. Нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре: спастичность артикуляционных мышц — постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. Повышение мышечного тонуса может быть более локальным и распространяться только на отдельные мышцы языка.Следующим видом нарушения мышечного тонуса является гипотония. При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация.Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре при дизартрии могут проявляться также в видедистонии (меняющегося характера мышечного тонуса): в покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи — тонус резко нарастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.Нарушение артикуляционной моторики при дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора) и дискоординационными расстройствами.При недостаточной подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных, так и согласных звуков Особенно нарушается произношение лабиализованных звуков (о, у), при их произнесении требуются активные движения губ округление, вытягивание.Парезы мышц лицевой мускулатуры, часто наблюдаемые при дизартрии, также влияют на звукопроизношение. Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр. Эти нарушения становятся особенно выраженными, если имеется неправильное положение языка в полости рта, недостаточная подвижность нёбной занавески, нарушения тонуса мышц дна полости рта, языка, губ, мягкого нёба, задней стенки глотки.Характерным признаком нарушений артикуляционной моторики при дизартрии являютсядискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Особенно нарушено выполнение тонких дифференцированных движений. Так, при отсутствии выраженных парезов в артикуляционной мускулатуре произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией (чрезмерной двигательной амплитудой). Например, ребенок может выполнить движение языком вверх, касаясь им почти кончика носа, и одновременно не может поместить язык над верхней губой в место, точно обозначенное логопедом.Нарушения артикуляционной моторики, сочетаясь между собой, составляют первый важный синдром дизартрии — синдром артикуляционных расстройств, который видоизменяется в зависимости от тяжести и локализации поражения мозга и имеет свои специфические особенности при различных формах дизартрии.Выводы по Главе 2Артикуляционная моторика – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости. Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными.Дефектность артикуляционной моторики при дизартрии может проявляться в ограниченности, неточности или слабости движения органов артикуляции – языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти. Нарушение артикуляции звуков приводит к их нечеткому произношению, а часто и к общей невнятности и связанности речи. Выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка зачастую обуславливают нарушения логопедического характера у дошкольников с нарушениями речи. Среди подобных дефектов в строении артикуляционного аппарата зачастую выделяют зубочелюстные патологии, слишком большой или слишком маленький язык, короткую подъязычную связку (уздечку), расщелину верхней губы, твердого и мягкого нёба. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроизношение звуков речи - это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (гулением, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений.Таким образом, при произнесении различных звуков подвижные речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть) занимают строго определенное положение, т.е. формируется артикуляционная моторика.Как было выяснено, многие ведущие специалисты в области логопедии отмечают, что именно артикуляционная гимнастика способствует совершенствованию движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовке речевого аппарата к речевой нагрузке. Под артикуляционной гимнастикой понимают систему упражнений для развития речевых органов. Целью ее является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.Таким образом, задачи решены, а цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Вопрос-ответ:
Что такое дизартрия и какие ее особенности у дошкольников?
Дизартрия - это нарушение артикуляционной моторики, которое приводит к затруднениям в произношении звуков и слов. У дошкольников с дизартрией особенности включают замедленное развитие речи, нечеткое и неадекватное произношение звуков, неправильное использование интонации и ритма речи.
Какие проблемы возникают при диагностике и коррекции речи у детей со стертой дизартрией?
При диагностике детей со стертой дизартрией возникают проблемы в определении характерных особенностей и степени нарушений в речевой артикуляции. Коррекция речи у таких детей требует индивидуального подхода и тщательного анализа каждого случая, поскольку стандартные методики могут быть неэффективными.
Какие основные аспекты развития артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией?
Основные аспекты развития артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией включают усиление мышц артикуляционного аппарата, развитие координации между мышцами речевого аппарата и сенсорными системами, тренировку правильного движения артикуляционных органов и улучшение речевой дыхательной функции.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: дизартрия является разновидностью речевого дизонтогенеза; дети со стертой дизартрией имеют определенные клинико-педагогические особенности, такие как замедленное развитие речи и неправильное произношение звуков; диагностика и коррекция речи у таких детей являются актуальными проблемами.
Какие актуальные проблемы возникают при диагностике и коррекции речи при разных формах дизартрии у детей старшего дошкольного возраста?
При диагностике и коррекции речи при разных формах дизартрии у детей старшего дошкольного возраста возникают проблемы определения конкретных нарушений и их причин, выбора эффективных методик коррекции, а также оценки результатов вмешательства.
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это разновидность речевого дизонтогенеза, который проявляется в нарушении артикуляционной моторики.
Какие особенности артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией?
Особенности артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией могут проявляться в затрудненном произношении звуков, нарушении речевого дыхания и координации артикуляционных органов.
Как проявляется дизартрия у детей со стертой формой?
У детей со стертой дизартрией наблюдается замедленное развитие речи, нечеткое произношение звуков, изменение интонации и ритма речи, а также нарушение речевого дыхания.
Какие проблемы возникают при диагностике и коррекции речи у детей с дизартрией?
При диагностике и коррекции речи у детей с дизартрией возникают проблемы в определении точной причины нарушений, выборе эффективных методов коррекции и оценке результатов логопедической работы.
Какие аспекты развития артикуляционной моторики особенно важны у дошкольников с дизартрией?
У дошкольников с дизартрией особенно важны развитие моторных навыков артикуляции, обучение правильному дыханию и управлению артикуляционными органами, а также формирование интонационных и ритмических компонентов речи.