Политические права и свободы граждан в Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 26 + 26 источников
- Добавлена 02.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД 5
1.1 Понятие политических прав и свобод 5
1.2 Нормативно-правовая база политических прав и свобод в РФ 9
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД 13
2.1 Свобода мысли, слова, печати 13
2.2 Свобода объединений (ассоциаций) 15
2.3 Свобода собраний, митингов и демонстраций 19
2.4 Право обращений 22
2.5 Право учувствовать в управлении делами государства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства предусматривает множество форм реализации, перечень которых не может быть закрыт. Некоторые из этих форм являются независимыми конституционными правами, другие - правами, которые прямо не указаны в Конституции Российской Федерации, но закреплены в федеральном законодательстве.Ряд форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства на федеральном уровне не закреплен, например, народная законотворческая инициатива, отзыв депутата, общественные слушания, а некоторые не регулируются действующим законодательством.вообще (гражданские форумы, инициативы и т. д.).Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей основывается на конституционном принципе суверенитета народа, согласно которому единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ.Реализация этого права осуществляется через совокупность других прав граждан, закрепленных в Конституции России:право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;- право участвовать в референдуме;- право на равный доступ к государственной службе;- право участвовать в отправлении правосудия.Свободные выборы являются важнейшей формой участия граждан в управлении государственными делами, а также высшим прямым выражением власти народа. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является бесплатным и добровольным. Активное избирательное право (право голоса) у граждан России возникает с 18 лет.Осуществление права быть избранным (пассивное избирательное право) зависит от уровня выборов. Итак, с 18 лет гражданин имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования. По достижении 21 года (в некоторых регионах также 18 лет) - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления.Гражданин может быть избран в Государственную Думу Российской Федерации по достижении 21 года. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет. Гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста, может быть избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).Статус депутата, выборных должностных лиц накладывает на гражданина в силу федеральных законов определенные ограничения, например, в течение срока полномочий депутат регионального Парламента не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. , член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судья, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Российской Федерации, аппаратуру Федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы. субъекта РФ, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы.Также депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, подает декларации о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах, а также информацию о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах его супруги и несовершеннолетних. Граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голоса и права быть избранными. Не имеют права быть избранными и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства или вид на жительство на территории иностранного государства.На выборах используются два типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. По мажоритарной избирательной системе голосование проводится за конкретных кандидатов в одномандатных (многомандатных) избирательных округах, и избранным считается тот, кто набрал большинство голосов. В случае пропорционального представительства голосование проводится по партийным спискам, и избранными считаются представители партий, которым разрешено распределять депутатские мандаты, в зависимости от количества поданных за них голосов.Однако участие граждан в управлении делами государства не ограничивается выборами. Избранные должностные лица должны быть представителями воли и интересов народа. Для этого депутат любого уровня, например, обязан рассматривать обращения избирателей, лично принимать граждан, проводить встречи с избирателями и принимать другие меры по обеспечению связи с избирателями.Эффективной гарантией надлежащего представительства интересов граждан является возможность отзыва депутатов и выборных должностных лиц избирателями.Помимо выборов, воля населения направлена на определение референдума. Референдум - это голосование граждан Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, которое является обязательным для органов государственной власти и местного самоуправления. Референдум может быть федеральным, региональным или местным. Референдум проводится на основе всеобщего, равного, прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Право участвовать в референдуме имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста.Для организации и проведения всероссийского референдума необходимо собрать не менее 2 миллионов подписей граждан в его поддержку. Граждане должны сформировать инициативную группу по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, созданных более чем в половине субъектов Российской Федерации. Каждая региональная подгруппа инициативной группы по проведению референдума должна включать не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории субъекта Российской Федерации, в котором формируется региональная подгруппа.Ряд вопросов, существенно влияющих на конституционные основы государства, в частности, вопросы об изменении статуса субъекта (субъектов), не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, о досрочном прекращении или продлении срока действия аппарата Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов и др.Государство гарантирует гражданам доступ к государственной (а также муниципальной) службе. Это право означает равное право граждан занимать любую государственную (муниципальную) должность или должность государственной (муниципальной) службы в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Например, на государственную службу могут поступать граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, говорящие на государственном языке Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом.К квалификационным требованиям относятся требования к уровню профессионального образования (для занятия любых должностей, отличных от категории «вспомогательные специалисты», необходимо иметь высшее профессиональное образование, для остальных - среднее профессиональное образование, соответствующее сфере деятельности), гражданское служебный стаж или опыт работы по специальности, профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения служебных обязанностей.Равенство прав граждан при поступлении на службу обеспечивается применением конкурсных процедур, заключающихся в оценке профессионального уровня претендентов на должности государственной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям. Во время прохождения государственной службы сотрудники периодически сдают квалификационные экзамены и проходят аттестационные процедуры.Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия осуществляется путем участия в деятельности судебных органов в качестве присяжных или арбитражного заседателя.Введение института присяжных заседателей в судопроизводстве призвано обеспечить участие общественности в отправлении правосудия по уголовным делам. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в уголовном процессе призваны решать вопросы факта, то есть доказательства совершения подсудимым преступного деяния и его вины. Отбор кандидатов в присяжные заседатели с целью обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется методом случайного отбора.Арбитражные оценщики участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции находящихся в их ведении дел, возникающих из гражданско-правовых правоотношений. Привлечение арбитражных оценщиков к рассмотрению дел осуществляется по требованию одной из сторон. Отбор арбитражных оценщиков осуществляется методом случайного отбора.Таким образом, права гражданина охватывают сферу взаимоотношений человека с государством, в которых он рассчитывает не только на защиту своих прав от противоправного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством - институт гражданства гарантирует, что каждый гражданин Российской Федерации имеет все политические права и свободы на ее территории и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании вышеизложенного можно сделать вывод, что политические права и свободы граждан можно рассматривать как базовые возможности, принадлежащие им от рождения и предусмотренные законом, позволяющие гражданам активно влиять на организацию и деятельность государства и его органов. , другие субъекты политической системы, то есть политической сферы общественных отношений, и участвуют в социальной жизни общества.Конституционный статус личности в России - одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строя правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийных отношений, прозрачности, информированности, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется не полностью и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучным.Нынешняя ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер нынешнего этапа развития российского общества. Но только на этом «списывать» слабые места и недостатки было бы неправильно. Негативную роль играют и другие факторы: неуважение к правам и свободам человека, которое еще не преодолено, отсутствие строгой и неизбежной ответственности за их нарушения, неполнота законодательства, имеющего декларативный характер, а также слабость соответствующие государственные структуры.В то же время крайне важно, чтобы в этой работе участвовали все прогрессивные силы российского общества. Необходим строгий и постоянный общественный контроль за соблюдением прав и свобод человека в стране.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О свободе совести и о религиозных объединениях"//Консультант Плюс3. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.10.2020) //Консультант Плюс5. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс6. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс7. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс8. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"//Консультант Плюс10. Указ Президента РФ от 25.05.1992 N 524 "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования"//Консультант Плюс11. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области"//Консультант Плюс12. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге22.11.1984))//Консультант Плюс13. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) //Консультант ПлюсНаучная литература14. Авакьян С. А. Конституционное право России./ Авакьян С. А. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.15. Антоненко Т. А. Конституционное право России в схемах и таблицах./ Антоненко Т. А. М.: Феникс, 2018. 240 с.16. Бойко Н. С. Конституционное право зарубежных стран./ Бойко Н. С. М.: Юрайт, 2017. 464 с.17. Давтян В. Р. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации./ Давтян В. Р. М.: Юрайт, 2017. 158 с.18. Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2017. 232 с.19. Козлова Е. И. Конституционное право России./ Козлова Е. И. М.: Проспект, 2019. 592 с.20. Комарова В. В. Конституционное право России./ Комарова В. В. М.: КноРус, 2019. 280 с.21. Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации./ Малюшин А.А. М.: Юрист, 2013. 404 с.22. Нудненко Л. А. Конституционное право России./ Нудненко Л. А. М.: Юрайт, 2019. 288 с.23. Радько Т. Н. Основы конституционного права России./ Радько Т. Н. М.: Проспект, 2016. 132 с.24. Смоленский М. Б. Конституционное право России./ Смоленский М. Б. М.: КноРус, 2018. 232 с.25. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография./ Хабриева Т.Я. М.: Наука РАН, 2016. 320 с.26. Черепанов В. А. Конституционное право России./ Черепанов В. А. М.: Норма, Инфра-М, 2016. 368 с.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О свободе совести и о религиозных объединениях"//Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.1996 N 10-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.10.2020) //Консультант Плюс
5. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
6. Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27.05.2003 N 58-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
7. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
8. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"//Консультант Плюс
10. Указ Президента РФ от 25.05.1992 N 524 "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования"//Консультант Плюс
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области"//Консультант Плюс
12. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))//Консультант Плюс
13. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) //Консультант Плюс
Научная литература
14. Авакьян С. А. Конституционное право России./ Авакьян С. А. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.
15. Антоненко Т. А. Конституционное право России в схемах и таблицах./ Антоненко Т. А. М.: Феникс, 2018. 240 с.
16. Бойко Н. С. Конституционное право зарубежных стран./ Бойко Н. С. М.: Юрайт, 2017. 464 с.
17. Давтян В. Р. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации./ Давтян В. Р. М.: Юрайт, 2017. 158 с.
18. Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2017. 232 с.
19. Козлова Е. И. Конституционное право России./ Козлова Е. И. М.: Проспект, 2019. 592 с.
20. Комарова В. В. Конституционное право России./ Комарова В. В. М.: КноРус, 2019. 280 с.
21. Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации./ Малюшин А.А. М.: Юрист, 2013. 404 с.
22. Нудненко Л. А. Конституционное право России./ Нудненко Л. А. М.: Юрайт, 2019. 288 с.
23. Радько Т. Н. Основы конституционного права России./ Радько Т. Н. М.: Проспект, 2016. 132 с.
24. Смоленский М. Б. Конституционное право России./ Смоленский М. Б. М.: КноРус, 2018. 232 с.
25. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография./ Хабриева Т.Я. М.: Наука РАН, 2016. 320 с.
26. Черепанов В. А. Конституционное право России./ Черепанов В. А. М.: Норма, Инфра-М, 2016. 368 с.
Вопрос-ответ:
Какие политические права и свободы гарантируются гражданам в Российской Федерации?
Гражданам Российской Федерации гарантированы такие политические права и свободы, как свобода мысли, слова и печати, свобода объединений и ассоциаций, свобода собраний, митингов и демонстраций, право обращений, а также право участвовать в управлении делами государства.
Какой нормативно-правовой базой регулируются политические права и свободы в Российской Федерации?
Политические права и свободы в Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.
Какие основные политические права и свободы относятся к свободе мысли, слова и печати?
К основным политическим правам и свободам, относящимся к свободе мысли, слова и печати, в Российской Федерации относятся право на свободу выражения мнения, право на доступ к информации, право на поиск, получение, передачу и распространение информации и др.
Какое значение имеет свобода объединений и ассоциаций?
Свобода объединений и ассоциаций является одним из основных политических прав и свобод граждан. Она позволяет гражданам объединяться в различные организации и ассоциации для реализации своих интересов и выражения своих мнений.
Какое значение имеет право участвовать в управлении делами государства?
Право участвовать в управлении делами государства является важной политической свободой. Оно позволяет гражданам выражать свою волю и принимать участие в принятии решений, касающихся внутренней и внешней политики государства.
Что такое политические права и свободы?
Политические права и свободы – это основные гарантированные гражданам Российской Федерации права на свободное выражение своих политических убеждений, участие в управлении делами государства, свободу слова, печати, объединений и другие политические свободы.
Какая нормативно-правовая база политических прав и свобод в РФ?
Нормативно-правовая база политических прав и свобод в Российской Федерации включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон "О политических партиях", Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях и пикетировании" и другие законы, а также международные договоры, которые обязывают Россию соблюдать политические права и свободы граждан.
Какие политические права и свободы гарантированы в РФ?
Среди политических прав и свобод, гарантированных гражданам Российской Федерации, можно выделить свободу мысли, слова и печати, свободу объединений и ассоциаций, свободу собраний, митингов и демонстраций, право на обращения, а также право участвовать в управлении делами государства.
Что означает свобода слова, печати и мысли?
Свобода слова, печати и мысли – это право граждан свободно выражать свои убеждения, идеи и мнения без цензуры и ограничений со стороны государства. Это включает в себя право на поиск, получение, передачу и распространение информации любыми средствами, включая СМИ и интернет.
Что такое право участвовать в управлении делами государства?
Право участвовать в управлении делами государства – это право граждан на участие в выборах, формирование и деятельность политических партий, общественных объединений и иных организаций, которые влияют на политическую жизнь страны. Граждане имеют право участвовать в принятии решений на различных уровнях власти.
Какие политические права и свободы гарантированы гражданам в Российской Федерации?
Гражданам Российской Федерации гарантированы политические права и свободы, такие как свобода мысли, слова, печати, свобода объединений и ассоциаций, свобода собраний, митингов и демонстраций, право обращений, а также право участвовать в управлении делами государства.