Детская субкультура. Влияние ровесников на формирование личности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 27 27 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 06.06.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Детская субкультура как фактор социализации ребенка
1.1 Понятие «детская субкультура»
1.2 Содержание детской субкультуры
1.3 Детская субкультура как среда общения с ровесниками
Глава 2. Особенности общения со сверстниками и его влияние на формирование личности ребенка на разных этапах развития
2.1 Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками в раннем детстве
2.2 Влияние общения со сверстниками на формирование личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста
2.3 Роль общения в развитии личности подростка и старшего школьника
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

*
*40 Общение со сверстниками – является ведущей деятельностью в подростковом возврате. Значительно расширяется круг общения подростка по сравнению с младшим школьным возрастом. Школьный класс не является для подростка единственной группой принадлежности, при этом класс – не главная референтная группа. Наряду с организованными и руководимыми взрослыми школьными коллективами и организациями всегда существовали неформальные стихийные группы, формирующиеся на улице, во дворах.
Хотя ощущение "групповой принадлежности" психологически очень важно для подростка, жесткая конформность неформальных групп то и дело приходит в противоречие с потребностью сознавать и чувствовать себя индивидуальностью. *
*41 Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь. Помимо этой основной функции общение в этом возрасте выполняет, как отмечает И. С. Кон, ряд специфических функций:
во-первых, оно представляет собой канал той информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола);
во-вторых, общение со сверстниками способствует отработке навыков социального взаимодействия;
в-третьих, общение дает подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки, что приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.*
Так же *42 общение с равными по возрасту, но разными по личным качествам людьми способствует дальнейшему развитию самосознания личности подростка посредством социального сравнения. *
*43Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Если к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, когда он сам затрудняется принять решение, связанное с его планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. С лучшим другом (подругой) обсуждаются случаи наибольших разочарований, переживаемых в настоящее время, отношения со сверстниками — представителями противоположного пола (помимо вопросов проведения свободного времени, о чем говорят и с менее близкими друзьями). Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное "Я". Оно поддерживает самопринятие, самоуважение. *
*44 Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности, чем дружба. После наигранных, как правило, увлечений в подростковом возрасте (хотя и тогда могут быть очень серьезные исключения), может появиться первая настоящая влюбленность. Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек. *
Таким образом, в течение подросткового и старшего школьного возраста, общение с ровесниками играет важную роль в развитии личности и определяет качество взаимоотношений с разными людьми в будущем.



























Заключение

В данной работе рассмотрена проблема влияния общения с ровесниками на формирование личности ребенка. В ходе анализа раскрыто понятие «детская субкультура» и определена ее содержание; проанализирована детская субкультура как среду общения с ровесниками; изучены особенности общения со сверстниками и его влияние на формирование личности ребенка на разных этапах развития.
Изучение данной проблемы позволило сделать следующие выводы:
1) Детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, происходит формирование целостного жизненного опыта индивида. Приобщаясь к традиционной культуре детей, ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным техникам решения трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих людей. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие потребности ребенка: в близости с другими людьми за пределами семьи; в самостоятельности и участии в социальных изменениях и др.
2) Детская субкультура является средой общения со сверстниками. Общение является тем пространством, в рамках которого транслируется детская субкультура, то есть детская субкультура становиться содержанием общения детей. С другой стороны, детская субкультура социализирует ребенка, дает ему возможность научиться взаимодействовать с окружающими, в том числе и со сверстниками.
3) На протяжении развития ребенка общение со сверстниками оказывает существенное влияние на его личность: эмоциональную, волевую, познавательную, морально-ценностные сферы. Общение также претерпевает изменение. Изменяются формы, содержание, способы взаимодействия. В свою очередь данные трансформации оказывают специфическое для каждого этапа развития влияние.



Список литературы

Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008 г. - 432 с.
Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
Иванова Н. О детской субкультуре [Текст] / Иванова Н. // Дошкольное воспитание.-2004.-N 4 -С. 34-37.
Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с.
Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: Кн. для учителя. / И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989.— 252 с.
Крайг., Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб пособие /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колецкий. - М.: Сфера, 2008. — 464 с.
Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов /В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
Осорина, М.В. Коммуникативные традиции детской субкультуры [Электронный ресурс] / М.В. Осорина // Психологическая газета. – 2008. – 13 марта. – Режим доступа : http://www.psy.su/prof_society/articles/2177/
Попкова, Т.Д. Современная детская и юношеская субкультура в России [Электронный ресурс] / Т.Д. Попкова // Вестник Российский государственный гуманитарный университет - Режим доступа : http://www.rsuh.ru
Психология человека от рождения до смерти [Текст] /под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст]: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 466 с.
Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 – 800 с.
Фельдштейн, Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - №3. (С. 13-19)
Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.



*-*1 -стр. 3 - Фельдштейн, Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - №3. (С. 13-19); с. 13
* -*2 – стр.3 - Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008 г. - 432 с.; с.221
* -*3 – стр. 3 - Иванова Н. О детской субкультуре [Текст] / Иванова Н. // Дошкольное воспитание.-2004.-N 4 -С. 34-37.; с.35
*-*4, стр. 5 - Мудрик А. В. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999. - 184 с.; с. 16
*-*5, стр. 5 - Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008 г. - 432 с.; с. 224
* -*6, стр. 5 - Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008 г. - 432 с.; с.225

* - *7, стр. 5-6, Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 – 800 с; с. 656
*-*8, стр. 6, Попкова, Т.Д. Современная детская и юношеская субкультура в России [Электронный ресурс] / Т.Д. Попкова // Вестник Российский государственный гуманитарный университет - Режим доступа : http://www.rsuh.ru


*-*9, стр. 7- Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008 г. - 432 с.; с. 225
* - *10, стр. 7 - Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.; с. 403

*-*11, стр.8 - Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 – 800 с.; с. 656.

*-*12, стр.9-10 - Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008 г. - 432 с.; с.251
*-*13, стр. 10 - Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999. - 184 с.; с. 121
* -*14, стр.10 - Попкова // Вестник Российский государственный гуманитарный университет - Режим доступа : http://www.rsuh.ru
*-*15 - Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.; с. 137

* -*16, стр.11 - Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008 г. - 432 с.; с.249
*-*17, стр. 11 - Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008 г. - 432 с.; с. 250
*-*18, стр. 11 - Осорина, М.В. Коммуникативные традиции детской субкультуры [Электронный ресурс] / М.В. Осорина // Психологическая газета. – 2008. – 13 марта. – Режим доступа : http://www.psy.su/prof_society/articles/2177/


*-*19, стр. 12 - Попкова, Т.Д. Современная детская и юношеская субкультура в России [Электронный ресурс] / Т.Д. Попкова // Вестник Российский государственный гуманитарный университет - Режим доступа : http://www.rsuh.ru

*-*20, стр. 12-13 - Осорина, М.В. Коммуникативные традиции детской субкультуры [Электронный ресурс] / М.В. Осорина // Психологическая газета. – 2008. – 13 марта. – Режим доступа : http://www.psy.su/prof_society/articles/2177/
*-*21, стр. 13 - Иванова Н. О детской субкультуре [Текст] / Иванова Н. // Дошкольное воспитание.-2004.-N 4 -С. 34-37.; 36

*-*22, стр.14 - Осорина, М.В. Коммуникативные традиции детской субкультуры [Электронный ресурс] / М.В. Осорина // Психологическая газета. – 2008. – 13 марта. – Режим доступа : http://www.psy.su/prof_society/articles/2177/

*-*23, стр 15 - Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с.; с.180
* -*24, стр 15 - Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с.;181
* -*25, стр. 15-16 - Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с.;181кон , 181
* -*26, стр. 16.- Психология человека от рождения до смерти [Текст] /под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.; 307
* -*27, стр. 16 - Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст]: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 466 с.: 278
* -*28, стр.16-17 - Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с.; с.182
*-*29, стр.17. - Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов /В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.; 124.

* -*30, стр. 18 Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с.; с.182-183
* -*31, стр. 18-19 - Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов /В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.; с.174
* -*32, стр.19 - Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.; с.257
* -*33, стр 19 - Психология человека от рождения до смерти [Текст] /под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.; с.308.

* -*34, стр. 20 - Крайг., Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.;с.479.
*-*33, стр. 20 - Психология человека от рождения до смерти [Текст] /под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. ; с. 304
*-*36, стр. 20 - Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с.; с.193
*-*37, стр 20 Осорина, М.В. Коммуникативные традиции детской субкультуры [Электронный ресурс] / М.В. Осорина // Психологическая газета. – 2008. – 13 марта. – Режим доступа : http://www.psy.su/prof_society/articles/2177/

*-*38, стр 21 - Попкова // Вестник Российский государственный гуманитарный университет - Режим доступа : http://www.rsuh.ru

*-*39, стр. 21-22 - Осорина, М.В. Коммуникативные традиции детской субкультуры [Электронный ресурс] / М.В. Осорина // Психологическая газета. – 2008. – 13 марта. – Режим доступа : http://www.psy.su/prof_society/articles/2177/
*-*40, стр.22 - Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с.; с. 200
*-*41, стр 22 - Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: Кн. для учителя. / И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989.— 252 с.; с. 187

*-*42, стр. 23 - Крайг., Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.; с.615
* -*43, стр. 23 - Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб пособие /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колецкий. - М.: Сфера, 2008. — 464 с.; с. 319-320
*-*44, стр. 23 - Психология человека от рождения до смерти [Текст] /под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.




11

Список литературы

1.Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008 г. - 432 с.
2.Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
3.Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
4.Иванова Н. О детской субкультуре [Текст] / Иванова Н. // Дошкольное воспитание.-2004.-N 4 -С. 34-37.
5.Кон, И.С. Дружба [Текст] / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2005. – 330 с.
6.Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: Кн. для учителя. / И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989.— 252 с.
7.Крайг., Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
8.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учеб пособие /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колецкий. - М.: Сфера, 2008. — 464 с.
9.Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999. - 184 с.
10.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов /В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
11.Осорина, М.В. Коммуникативные традиции детской субкультуры [Электронный ресурс] / М.В. Осорина // Психологическая газета. – 2008. – 13 марта. – Режим доступа : http://www.psy.su/prof_society/articles/2177/
12.Попкова, Т.Д. Современная детская и юношеская субкультура в России [Электронный ресурс] / Т.Д. Попкова // Вестник Российский государственный гуманитарный университет - Режим доступа : http://www.rsuh.ru
13.Психология человека от рождения до смерти [Текст] /под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
14.Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст]: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 466 с.
15.Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 – 800 с.
16.Фельдштейн, Д. И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - №3. (С. 13-19)
17.Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Вопрос-ответ:

Что такое детская субкультура и как она влияет на социализацию ребенка?

Детская субкультура - это группа детей, схожая в поведении, интересах и образе жизни. Она оказывает существенное влияние на социализацию ребенка, так как предлагает ему новую среду общения с ровесниками, где он может находить своих единомышленников, развиваться и формировать свою индивидуальность.

Какие основные черты присущи детской субкультуре?

Детская субкультура обычно имеет свои уникальные интересы, регуляции поведения и ценности. Она создает свой собственный мир и коды, которые могут отличаться от традиционных норм поведения. Например, детская субкультура может быть связана с определенным музыкальным жанром, модными тенденциями, стилем одежды и т.д.

Какова роль общения с ровесниками в процессе формирования личности ребенка?

Общение с ровесниками играет важную роль в формировании личности ребенка. Оно помогает ему развиваться социально, эмоционально и познавательно. Взаимодействие с ровесниками способствует усвоению норм поведения, развитию самооценки, образцов поведения, а также формированию таких навыков, как сотрудничество, эмпатия и толерантность.

Какое влияние общение со сверстниками имеет на формирование личности ребенка в раннем детстве?

В раннем детстве общение со сверстниками играет ключевую роль в формировании личности ребенка. Оно помогает ему осознать свою самостоятельность, научиться справляться с конфликтами и принимать решения. Кроме того, общение с ровесниками способствует развитию речи, координации движений и социальной активности, что является важным этапом в развитии ребенка.

Что такое детская субкультура?

Детская субкультура - это группа детей, которые разделяют общие интересы, ценности и образ жизни. Они формируют свои правила и нормы поведения, которые отличаются от общепринятых. Это позволяет детям строить свою уникальную идентичность и чувствовать принадлежность к определенной группе.

Какие особенности имеет детская субкультура?

Детская субкультура имеет ряд особенностей. Во-первых, это группа детей, которые имеют схожие интересы и хобби. Во-вторых, субкультура обычно имеет свои правила и нормы поведения, которые отличаются от общепринятых. В-третьих, детская субкультура часто является своеобразной площадкой для общения и взаимодействия с ровесниками.

Какую роль играет детская субкультура в социализации ребенка?

Детская субкультура играет важную роль в социализации ребенка. Она позволяет ребенку вступить в общение и взаимодействие с ровесниками, что способствует развитию социальных навыков и умений. Кроме того, детская субкультура помогает ребенку определить свои интересы и ценности, а также формирует его идентичность.

Как взаимодействие ребенка со сверстниками влияет на формирование его личности в раннем детстве?

Взаимодействие ребенка со сверстниками имеет значительное влияние на формирование его личности в раннем детстве. В этом возрасте дети начинают осознавать себя как членов группы и учатся взаимодействовать с другими. Они учатся распознавать эмоции других детей, развивают эмпатию и учатся решать проблемы, возникающие во время взаимодействия. Взаимодействие со сверстниками также помогает развивать социальные навыки и умения, такие как умение коммуницировать, сотрудничать и решать конфликты.

Какое влияние оказывает детская субкультура на формирование личности ребенка?

Детская субкультура имеет значительное влияние на формирование личности ребенка. Взаимодействие с ровесниками в рамках субкультуры помогает ребенку развивать социальные навыки, осваивать культурные нормы и ценности. Оно также способствует формированию самоидентичности и самооценки.

Какие особенности взаимодействия ребенка со сверстниками можно выделить в раннем детстве?

В раннем детстве, взаимодействие ребенка со сверстниками осуществляется в основном через игровую активность. Дети учатся сотрудничать, разделять игрушки, устанавливать правила. Также они совместно изучают основы общения: улыбаться, жестами выражать свои потребности.