Источники избирательного права

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 32 32 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 04.01.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСТОЧНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РФ 5
1.1 Сущность понятия источники права 5
1.2 Система источников права избирательного законодательства 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА 13
2.1 Конституция РФ 13
2.2 Международные акты 15
2.3 Подзаконные акты 18
2.4 Нормативные акты избирательных комиссий 21
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИСТОЧНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РФ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления

Очевидно то, что создать идеальную избирательную систему, полностью канонизировать процесс формирования как представительных, так и исполнительных органов власти не представляется возможным, особенно в условиях столь бурного развития политических институтов, смене приоритетов и ориентиров в духовно-нравственной сфере, как это происходит в нашей стране. Тем не менее, необходимо продолжить работу по усовершенствованию и реформированию избирательного законодательства. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представляет собой новую редакцию Закона 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав, предшественником которого, в свою очередь, являлся Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Закон приблизил российское законодательство к демократическим стандартам избирательного права, зафиксированным в таких международных юридических документах как «Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», в документах СБСЕ и Межпарламентского Союза. Вслед за принятием Закона были приняты Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». На основе этого закона и его производных в России прошли выборы президента, Государственной Думы, органов государственной власти практически всех регионов России и бесчисленное количество выборов в органы местного самоуправления. Накопленный опыт позволяет анализировать сильные и слабые стороны закона.Несомненно, новаторский характер Закона о гарантиях означает, что многие его положения нуждаются в улучшении. Законы в принципе не идеальны, а законы страны в следующий переходный период, в частности, страдают от несовершенства. Закон о гарантиях не только ругал ленивых, но и, видимо, заслуживал особых нападок со стороны профессионалов в области организации и проведения выборов.Однако выборы - сложная процедура, требующая, учитывая уровень российского правосознания, очень тщательного регулирования. Простые слова, которые, например, состояли из специальных разделов об избирательной системе в советских конституциях, позволили превратить выборы в «народный» фарс.Детализируя избирательный процесс, более четко определяя его принципы, они стремились отойти от этой традиции. Несмотря на всеобщее недоверие к выборам, перед лицом общепринятого утверждения о том, что выборы с каждым годом становятся все более «грязными», мне кажется, что это не закон о выборах, а, как всегда в России, его нарушение.И настоящей причиной агрессивных нападок на закон о гарантиях являются препятствия, которые он создает для политических сил и недобросовестных чиновников. Однако за четыре года стало ясно, что закон о гарантиях требует серьезной доработки. За этот период накоплен богатый опыт, демонстрирующий не только недостатки российской полиции, но и исправленные недостатки самого закона. Цель закона - стимулировать участие политических партий в выборах разного уровня. Таким образом, рассматривается возможность регистрации кандидатов (списков кандидатов), предложенных избирательными объединениями и избирательными блоками, без сбора подписей избирателей и без оплаты избирательного бюллетеня. Однако такая возможность предоставляется только ассоциациям и избирательным блокам, кандидаты которых были избраны депутатами, государственными служащими или местными органами власти на предыдущих выборах или чьи списки кандидатов участвовали в распределении мандатов депутатов. .Результаты предыдущих выборов также могут быть учтены при определении бесплатного эфирного времени, предоставляемого избирательным объединениям, избирательным блокам на каналах государственных и муниципальных вещательных организаций. Кроме того, в отличие от других участников избирательной кампании, избирательные объединения и избирательные блоки, представляющие кандидатов, могут воспользоваться дополнительным платным и бесплатным эфирным временем, а также печатной площадью для избирательной кампании.Новым также является то, что протоколы результатов голосования можно вести не только на бумаге, но и в электронном виде. Закон о гарантиях также устанавливает общие правила применения смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.Это связано с усилением роли политических партий в избирательных процессах, что создает условия для дальнейшего применения смешанной избирательной системы на выборах в Российской Федерации.Считаю, что возвращение к смешанной избирательной системе по выборам депутатов Государственной Думы - вполне разумное решение. 1 марта 2013 г. президент Российской Федерации В.В. Путин внес в нижнюю палату российского парламента законопроект о выборах в Государственную Думу по смешанной системе. 16 апреля 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о смешанной системе выборов в парламент. Смешанная избирательная система позволяет избирателям сознательно голосовать за конкретного кандидата.Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ о введении в России единого дня голосования на региональных и муниципальных выборах. Согласно закону указанные выборы будут проводиться во второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий региональных (местных) органов или их депутатов. Следующий большой выборный день пройдет в России 8 сентября 2013 года. В соответствии с редакцией от 05.04.2013 №40-ФЗ Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные округа образуются сроком на 10 лет, а участковые избирательные комиссии формируются сроком на 5 лет, а не накануне конкретных выборов, как было ранее. Положительным и основополагающим принципом проведения выборов в России является то, что все они организуются и проводятся специальными органами – избирательными комиссиями. Число членов комиссии зависит от количества избирателей на участке, но не может быть менее 3 и более 16 человек. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обладает гораздо большим объемом полномочий, нежели член с правом совещательного голоса. Член УИК с правом решающего голоса – лицо, которое участвует в принятии решений участковой избирательной комиссии, в том числе голосует за решение о проведении итогов голосования на избирательном участке и подписывает протокол об итогах голосования. Прежде всего, избиратель свою предвыборную компанию связывает с решением своих насущных проблем, а именно, с обеспечением граждан работой, здоровой экологией, медицинскими и образовательными услугами.Регулируя избирательную кампанию и финансирование выборов, закон направлен на ограничение объективных преимуществ кандидатов, занимающих государственные должности, а также кандидатов на должности журналистов.Для этого приводится перечень случаев использования преимуществ должности или должности (статья 28.5). Список включает шесть достаточно подробных пунктов, связанных с деятельностью по продвижению кандидатуры и / или ее избранию. Среди них: участие подчиненных во время службы в избирательных целях, использование служебных помещений, СМИ государственных органов, занятие этой деятельностью во время служебных командировок и т. д.Формирование Избирательного фонда стало обязанностью кандидата и избирательного объединения, что представляется еще одним шагом к укреплению публично-правового характера правоотношений во время выборов. Законодатель справедливо утверждает, что в современных условиях свободные выборы кандидата маловероятны. Таким образом, избирательный фонд призван служить зеркалом, отражающим финансовую сторону избирательной кампании.Поддерживая сочетание бюджетного и частного финансирования избирательной кампании, Законодательный орган ужесточил требования к использованию средств. Разрешено только использование избирательных фондов.Понимание избирательной демократии как процедуры привело к значительному повышению уровня формализации и правового регулирования тех отношений, которые ранее не регулировались избирательным правом. Это, в частности, относится к процедурам голосования, в частности при досрочном голосовании и вне помещения для голосования, а также к подсчету голосов и составлению протоколов местными избирательными комиссиями. Степень регулирования на федеральном уровне настолько высока, что, например, установлено, что при обмене неиспользованными бюллетенями необходимо обрезать левый нижний угол, а членам участковой избирательной комиссии нельзя использовать принадлежности, указанные на подсчет голосов (исключение из этого правила сделано только для председателя и секретаря комиссии). Каждый бюллетень должен быть представлен для визуального осмотра всем присутствующим при подсчете голосов, и его содержание будет объявлено устно. Это позволяет наблюдателям, представителям кандидатов, производить собственный подсчет голосов в соответствии с тем, который только члены Комиссии имеют право проводить де-юре.Таким образом, практика применения этих стандартов показывает их высокую эффективность в укреплении доверия к результатам объявленных голосований.ЗАКЛЮЧЕНИЕИзбирательное право имеет собственную систему формальных нормативных источников, среди которых Конституция РФ занимает главенствующее положение. Но применительно к избирательному праву эта главенствующая роль имеет действительно сугубо формальный и даже несколько отвлеченный характер. Россия оказалась в числе тех государств, в конституциях которых нет специальных разделов об избирательном праве или об избирательной системе. По этому поводу М.В. Баглай замечает: «Общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях».Конституция РФ ограничивается лишь указанием на осуществление гражданами активного и пассивного избирательного права (ст. 32) и принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании применительно к выборам Президента РФ (ст. 81).Федеральные законы, регламентирующие выборы, образуют самостоятельную систему источников избирательного права. В составе этой системы находятся федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г.; «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.; «О государственной автоматизированной системе «Выборы» от 10 января 2003 г.; «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г.Каждый из названных законодательных актов выполняет присущую ему роль. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. определяет основные гарантии осуществления гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах. Это практически цитата из самого закона. На деле, однако, он не ограничивается указанной миссией, значительная часть его норм касается порядка организации и проведения выборов. Фактически закон выходит за пределы очерченного им самим же круга действия.Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав выполняет роль первого законодательного акта в иерархии нормативных источников о выборах. Разумеется, после Конституции РФ.Другие федеральные законы о выборах посвящены: организации избирательных кампаний по выборам федеральных органов государственной власти; вопросам административной ответственности юридических и физических лиц за нарушение избирательных правил; использованию информационных технологий.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыНаучная литератураАбдулаев, Л. Е. Теория государства и права. – М.: Магистр-Пресс, 2015. – 472 с.Аврутин, Ю.А. Государство и право. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 504 с.Баранов, И.А. Конституционное право. – М.: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 136 с.Венгеров, А.Б. Конституционное право. – М.: Омега-Л, 2017. – 608 с.Воронцов, Г.А. Теория государства и права. Краткий курс. За три дня до экзамена. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 160 с.Дерябина, Е.М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 200 с.Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 224 с.Зыкова, З.В. Конституционное право. – М.: Ось-89, 2018. – 304 с.Иванов, А.А. Конституционное право. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 352 с.

Научная литература

Абдулаев, Л. Е. Теория государства и права. – М.: Магистр-Пресс, 2015. – 472 с.
Аврутин, Ю.А. Государство и право. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 504 с.
Баранов, И.А. Конституционное право. – М.: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 136 с.
Венгеров, А.Б. Конституционное право. – М.: Омега-Л, 2017. – 608 с.
Воронцов, Г.А. Теория государства и права. Краткий курс. За три дня до экзамена. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 160 с.
Дерябина, Е.М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 200 с.
Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 224 с.
Зыкова, З.В. Конституционное право. – М.: Ось-89, 2018. – 304 с.
Иванов, А.А. Конституционное право. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 352 с.

Вопрос-ответ:

Какова сущность понятия "источник права" в избирательном законодательстве РФ?

Сущность понятия "источник права" в избирательном законодательстве РФ заключается в том, что источниками избирательного права являются нормативные акты, которые устанавливают правила и процедуры проведения выборов в России.

Какова система источников права в избирательном законодательстве?

Система источников права в избирательном законодательстве включает в себя различные документы, в том числе Конституцию РФ, международные акты, подзаконные акты и нормативные акты избирательных комиссий. Все эти документы являются основой для определения правил и процедур проведения выборов в России.

Какие источники избирательного права анализируются в 3 главе статьи?

В 3 главе статьи анализируются такие источники избирательного права, как Конституция РФ, международные акты, подзаконные акты и нормативные акты избирательных комиссий. Это позволяет рассмотреть основные нормы и положения, регулирующие выборы в России.

Какие перспективы развития источников избирательного права обсуждаются в 3 главе статьи?

В 3 главе статьи обсуждаются перспективы развития источников избирательного права в РФ. Более конкретно, рассматриваются возможные изменения в нормативных актах, которые могут улучшить процедуры проведения выборов и сделать их более прозрачными и демократичными.

Какие источники избирательного права включены в список использованной литературы статьи?

В список использованной литературы статьи входят различные источники избирательного права, включая Конституцию РФ, международные акты, подзаконные акты и нормативные акты избирательных комиссий. Это указывает на широкий спектр источников, которые автор использовал для написания статьи.

Что такое источники избирательного права?

Источники избирательного права - это документы или нормативные акты, которые определяют правовые основы проведения выборов и осуществления избирательных процедур. Они регулируют права и обязанности избирателей и органов выборов, а также определяют порядок формирования и функционирования избирательных комиссий.

Каковы основные источники избирательного права в России?

Основными источниками избирательного права в России являются Конституция РФ, международные акты (например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод), подзаконные акты (федеральные законы, постановления Правительства РФ) и нормативные акты избирательных комиссий. Эти источники устанавливают правовой режим выборов, определяют принципы формирования избирательных органов и регулируют порядок проведения избирательных процедур.

Какие перспективы развития источников избирательного права в России?

Перспективы развития источников избирательного права в России связаны с постоянными изменениями в электронной системе голосования, улучшением процедур проверки и подтверждения результатов выборов, а также совершенствованием нормативных актов, регулирующих избирательные процессы. Возможны также изменения в законодательстве для усиления защиты прав избирателей и обеспечения прозрачности и справедливости избирательных процедур.