Современные модели и теории памяти
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 04.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Память, основные психологические теории и модели памяти 5
1.1. Теоретический анализ процесса памяти 5
1.2. Теоретико-методологический анализ основных психологических теорий и моделей памяти 14
Глава 2. Возможности практического использования моделей и теорий памяти 23
2.1. Специфические особенности организации памяти у военнослужащих 23
2.2. Практические рекомендации по развитию памяти у военнослужащих 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Глава 2. Возможности практического использования моделей и теорий памяти2.1. Специфические особенности организации памяти у военнослужащихВоенная служба, как и любой другой вид деятельности, накладывает определенную специфику на служащих. При этом, в военной службе как таковой есть свои отличительные особенности.Во-первых, военная служба может быть охарактеризована как одна из разновидностей общественно полезной деятельности, в которой задействованы молодые люди мужского пола.Во-вторых, в содержании военной службы предусмотрено проведение воспитательной работы с военнослужащими.В-третьих, в данном виде деятельности развитие личности происходит под воздействием следующих факторов:- повседневного влияния окружающих, начальников и сослуживцев;- наличие оружия и боевой техники;- общая обстановка активной жизни (регулярные учения, дежурства, решение сложных и непривычных задач).Коллективный образ жизни также способствует активному отношению к окружающим явлениям и событиям, не позволяет остаться в стороне от остальных, способствует интенсификации познавательных процессов.Военная служба укрепляет волю военнослужащего, обогащает его эмоциональную сферу. Овладевая оружием и боевой техникой, воин совершенствует свои технические знания и практические навыки [7, 8].Призывной возраст молодых людей для прохождения службы в Вооруженных силах составляет интервал от 18 до 27 лет, что соответствует оптимальным мнемическим процессам.Таким образом, изначально военнослужащие характеризуются оптимальными характеристиками, определяющими успешность в обучении и уровень развития памяти: - они молоды, многие процессы в их организме продолжают развиваться и совершенствоваться;- у них имеется групповая мотивация на обучение военной науке, подкрепляемая обязательностью получения и освоения знаний, а также наличием коллектива, выполняющего одинаковые задачи;- размещение военнослужащих вдали от семьи, нахождение на закрытой территории минимизирует риски того, что военнослужащий может заинтересоваться чем-либо другим, помимо основной деятельности;- возможность организованного регулирования режима военнослужащих, организация сна и отдыха, занятий физической подготовки и учебной нагрузки обеспечивают возможность обеспечения полноценного отдыха и оптимального физиологического состояния военнослужащих при прохождении ими обучения.Ряд исследований направлен на изучение особенностей воспитания военнослужащих и динамики их психологических характеристик в зависимости от срока службы.Так, в исследовании, проведенном Е.Г. Кокоревой и А.М. Каримовым, было выявлено, что такие показатели как память, моторика и мышление у военнослужащих увеличиваются пропорционально сроку их службы. Так, при сравнении памяти на слова, а также зрительной памяти лучшими значениями исследуемых показателей отличались военнослужащие из группы завершающих службу по призыву. У новобранцев, напротив, такие показатели являлись более низкими [8].Функция военного командования и управления должна снижать сложность и устранять неопределенность при столкновении с неожиданными событиями, а также уметь применять существующие знания в новых ситуациях. Следовательно, командование должно обеспечить военнослужащим не только предоставление требуемых профессиональных знаний, но также приложить максимум усилий для успешного их освоения. Таким образом, исходя из особенностей организации военной службы, с одной стороны, и возраста военнослужащих – с другой, период прохождения воинской службы является оптимальным моментом усвоения и запоминания знаний и практических навыков.2.2. Практические рекомендации по развитию памяти у военнослужащихОбучение военнослужащих является физически и психологически интенсивным процессом, направленным на адаптацию военнослужащих к требованиям военной службы. Следовательно, оптимизация механизмов обучения в части улучшения памяти у военнослужащих является одной из определяющих особенности прохождения военной службы задач.В качестве практических рекомендаций по развитию памяти у военнослужащих можно предложить следующие:Необходимо обеспечить военнослужащим сосредоточенность внимания во время обучения. Для того, чтобы информация переместилась из кратковременной памяти в долговременную, необходимо, чтобы в учебных помещениях во время обучения отсутствовали посторонние звуки и другие отвлекающие факторы.Избегать зубрежки. Доказано, что лучше запоминается информация, предлагаемая для изучения на протяжении нескольких занятий, чем одномоментный большой объем предлагаемой информации. В связи с этим, целесообразно информацию, изучаемую на занятиях, разбивать на несколько занятий (2-3 занятия).Предлагать структурированную информацию, предлагать структурировать изучаемую информацию самим курсантам.Нестандартная подача материала, использование моментов юмора в его изложении также способствуют повышению внимания к излагаемому материалу и, как следствие, улучшению запоминания.Репетирование. Целесообразным является репетирование предлагаемой информации. Этот процесс позволит облегчить процессы кодирования изучаемого материала в долговременную память.Визуализация информации позволяет задействовать, помимо аудиальных, также и визуальные образы. Следовательно, целесообразным в обучении является использование диаграмм, рисунков, таблиц, а также применение современных интерактивных технологий.Соотнесение вновь излагаемой информации с информацией, известной ранее. Устанавливая взаимосвязь между новыми идеями и ранее существовавшими воспоминаниями , можно значительно повысить вероятность вспомнить недавно изученную информацию.Чтение материалов вслух значительно улучшает память о материале.Акцент на порядок изложения информации. Учитывая, что наиболее запоминается информация, размещенная в начале и конце информационного сообщения, можно структурировать учебный материал таким образом, чтобы наиболее нужная и важная информация размещалась в начале и конце сообщения.Соблюдение режима бодрствования и отдыха.Активное привлечение дополнительных средств обучения в образовательный процесс: организация полевых учений, участие в парадах и т.п. Необходимо обеспечить возможность активного участия военнослужащих на занятиях.Помощь в адаптации военнослужащих к новым для них условиям жизнедеятельности. Под социальной адаптацией военнослужащих понимается знание военнослужащими своих прав и обязанностей, знание и выполнение требований распорядка дня и т.п. Успех социальной адаптации зависит от социального статуса военнослужащего: его возраста, наличия семьи и детей, других биографических данных. Поскольку человек в состоянии стресса не способен полноценно и качественно усваивать новую для него информацию, военнослужащие, особенно вновь прибывшие на прохождение службы, должны находиться под пристальным вниманием начальства с целью обеспечения им оптимально быстрой адаптации. Вновь прибывшие на военную службу молодые люди часто находятся в состоянии стресса, интенсивность проявления которого зависит от множества условий, которые можно подразделить на внутренние, индивидуальные психологические характеристики молодого человека, степень его подготовленности к несению воинской службы, и внешние, определяемые окружением военнослужащего непосредственно в месте прохождения службы. Облегчение прохождения процессе адаптации способствует скорейшей адаптации военнослужащего и возможности для него максимально оптимально заниматься обучением теоретических знаний и практических навыков.ЗаключениеПамять - это способность кодировать, хранить и вспоминать информацию. Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Такое положение важности памяти для человека обусловливает необходимость изучения процессов памяти как с научной точки зрения, фундаментальных исследований, так и непосредственно в практической реализации различных видов деятельности.По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная. Под памятью часто понимают систему обработки информации с явным и неявным функционированием, которая состоит из сенсорного процессора , кратковременной (или рабочей ) памяти и долговременной памяти. Память - не идеальный процессор, и на нее влияет множество факторов. Все способы кодирования, хранения и извлечения информации могут быть повреждены. Количество внимания, уделяемого новым стимулам, может уменьшить количество информации, которая кодируется для хранения. Кроме того, процесс хранения может быть нарушен физическим повреждением областей мозга, связанных с хранением памяти, таких как гиппокамп. Наконец, получение информации из долговременной памяти может быть нарушено из-за распада долговременной памяти. Нормальное функционирование, разрушение со временем и повреждение мозга влияют на точность и емкость памяти.По результатам работы были сформулированы следующие выводы:1. Память как процесс включает в себя запоминание, сохранение и воспроизведение информации. При этом, с точки зрения исследования, наиболее сложно поддается изучению специфика сохранения информации..Кодирование определяется как начальное изучение информации; хранение относится к сохранению информации во времени; извлечение - это возможность получить доступ к информации, когда это нужно. 2.Исторически, по мере развития учения о памяти и понимания механизмов ее формирования, появлялись и развивались различные психологические теории и модели памяти. 3. Исходя из особенностей организации военной службы, с одной стороны, и возраста военнослужащих – с другой, период прохождения воинской службы является оптимальным моментом усвоения и запоминания знаний и практических навыков.4. По результатам выполненного анализа процессов развития и формирования памяти были предложены практические рекомендации по развитию памяти у военнослужащих.Список использованной литературыКандель Э. Р. В поисках памяти. – 269 с.Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб. : Питер, 2002. – 320 с.Козлов Н. И. Процессы памяти : Психологос: энциклопедия практичекой психологии.[электронный ресурс]. –URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/processy-pamyati (дата обращения 29.11.2020).Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. романов, М., 2008.McLeod S. Stages of memory // Simply psychology. – 2013. – [электронныйресурс]. – URL: https://www.simplypsychology.org/memory.html (датаобращения 29.11.2020).Shukla A. Memory models in psychology – understanding human memory // Cognition today. – 20/06/2018 [электронныйресурс]. – URL: https://cognitiontoday.com/memory-models-in-psychology-understanding-human-memory/l (датаобращения 29.11.2020).Психология личности военнослужащего и воинского коллектива [электронный ресурс]. – URL: http://www.old.fa.ru/chair/voen/Documents (дата обращения 29.11.2020).Кокорева Е.Г., Каримов А.М. Динамичность показателей памяти, моторики и мышления у военнослужащих разного срока службы по призыву // Педагогическая наука и практика. 2017. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamichnost-pokazateley-pamyati-motoriki-i-myshleniya-u-voennosluzhaschih-raznogo-sroka-sluzhby-po-prizyvu (дата обращения: 05.12.2020).Некоторые эффекты и и законы памяти [электронный ресурс]. – URL: http://azps.ru/articles/proc/proc49.html(дата обращения 29.11.2020). Ефимова Н. С. Основы общей психологии. – 27.12.2014 [электронный ресурс]. – URL: http://azps.ru/articles/proc/proc49.html(дата обращения 29.11.2020).Основные процессы памяти и закономерности из протекания. – 2019. - [электронный ресурс]. – URL: http://azps.ru/articles/proc/proc49.html(дата обращения 29.11.2020).Познавательные психические процессы [электронный ресурс]. – URL: http://azps.ru/articles/proc/proc49.html(дата обращения 29.11.2020).О статусе военнослужащих. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. От 27.10.2020) [электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/3f605cf58a2f05128265efe40de0bfec7c6b3009/ (дата обращения 29.11.2020).Зимин О.А. К вопросу о развитии памяти // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-pamyati (дата обращения: 05.12.2020).Матвеева Н. Н. Физиология памяти. Роль техногенного фактора // БМИК. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologiya-pamyati-rol-tehnogennogo-faktora (дата обращения: 05.12.2020).
2. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб. : Питер, 2002. – 320 с.
3. Козлов Н. И. Процессы памяти : Психологос: энциклопедия практичекой психологии.[электронный ресурс]. – URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/processy-pamyati (дата обращения 29.11.2020).
4. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. романов, М., 2008.
5. McLeod S. Stages of memory // Simply psychology. – 2013. – [электронный ресурс]. – URL: https://www.simplypsychology.org/memory.html (дата обращения 29.11.2020).
6. Shukla A. Memory models in psychology – understanding human memory // Cognition today. – 20/06/2018 [электронный ресурс]. – URL: https://cognitiontoday.com/memory-models-in-psychology-understanding-human-memory/l (дата обращения 29.11.2020).
7. Психология личности военнослужащего и воинского коллектива [электронный ресурс]. – URL: http://www.old.fa.ru/chair/voen/Documents (дата обращения 29.11.2020).
8. Кокорева Е.Г., Каримов А.М. Динамичность показателей памяти, моторики и мышления у военнослужащих разного срока службы по призыву // Педагогическая наука и практика. 2017. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamichnost-pokazateley-pamyati-motoriki-i-myshleniya-u-voennosluzhaschih-raznogo-sroka-sluzhby-po-prizyvu (дата обращения: 05.12.2020).
9. Некоторые эффекты и и законы памяти [электронный ресурс]. – URL: http://azps.ru/articles/proc/proc49.html (дата обращения 29.11.2020).
10. Ефимова Н. С. Основы общей психологии. – 27.12.2014 [электронный ресурс]. – URL: http://azps.ru/articles/proc/proc49.html (дата обращения 29.11.2020).
11. Основные процессы памяти и закономерности из протекания. – 2019. - [электронный ресурс]. – URL: http://azps.ru/articles/proc/proc49.html (дата обращения 29.11.2020).
12. Познавательные психические процессы [электронный ресурс]. – URL: http://azps.ru/articles/proc/proc49.html (дата обращения 29.11.2020).
13. О статусе военнослужащих. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. От 27.10.2020) [электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/3f605cf58a2f05128265efe40de0bfec7c6b3009/ (дата обращения 29.11.2020).
14. Зимин О.А. К вопросу о развитии памяти // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-pamyati (дата обращения: 05.12.2020).
15. Матвеева Н. Н. Физиология памяти. Роль техногенного фактора // БМИК. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologiya-pamyati-rol-tehnogennogo-faktora (дата обращения: 05.12.2020).
Вопрос-ответ:
Какие существуют психологические теории и модели памяти?
В статье описываются основные психологические теории и модели памяти, такие как мнемотехническая, ассоциативная, комплексно-ассоциативная, структурно-функциональная и другие.
Какие теории и модели памяти применимы к военнослужащим?
Статья упоминает о специфических особенностях организации памяти у военнослужащих и предлагает практические рекомендации по развитию памяти у этой категории людей.
Какие аспекты процесса памяти анализируются в статье?
В статье проведен теоретический анализ процесса памяти, включающий в себя изучение основных психологических теорий и моделей памяти.
Какие возможности практического использования моделей и теорий памяти обсуждаются в статье?
Статья рассматривает возможности практического использования моделей и теорий памяти, включая специфические особенности организации памяти у военнослужащих и предлагает практические рекомендации по развитию памяти в этой группе.
Какие результаты исследования памяти у военнослужащих представлены в статье?
Статья описывает специфические особенности организации памяти у военнослужащих и предоставляет практические рекомендации по развитию памяти в этой группе. Результаты исследований направлены на оптимизацию процесса памяти у военнослужащих.
Какие модели и теории памяти существуют сейчас?
Существует большое количество моделей и теорий памяти, таких как мнемотехника, схематизация, сетевые модели, биологические модели, многокомпонентные модели и т.д. Каждая из них предлагает свой подход к объяснению и описанию процесса памяти.
Какие основные психологические теории и модели памяти существуют?
Существует несколько основных теорий и моделей памяти, таких как структурно-процессные модели, магазинно-сенсорные модели, когнитивные модели и др. Они описывают разные аспекты памяти, такие как кодирование, хранение и воспроизведение информации.
Какие специфические особенности организации памяти у военнослужащих?
У военнослужащих может быть усилен стрессовый фактор, который может оказывать влияние на работу памяти. Кроме того, военнослужащим приходится запоминать большое количество информации, поэтому их память может быть обучена работать более эффективно.
Какие практические рекомендации можно дать по развитию памяти у военнослужащих?
Для развития памяти у военнослужащих рекомендуется использование различных стратегий запоминания, таких как повторение, связывание информации с образами и ассоциациями, организация информации в логические структуры и прочие методы.
Какие возможности практического использования моделей и теорий памяти существуют?
Модели и теории памяти могут быть использованы для разработки эффективных методов обучения и тренировки памяти, а также для оптимизации процесса запоминания и воспроизведения информации, как в военной сфере, так и в других областях жизни.
Какие существуют модели и теории памяти?
Существует множество моделей и теорий памяти, такие как модель МШО (мнемотехники и стимул-отклика), модель МОК (метод организации знаний), модель информационной обработки памяти и другие.
Какие практические рекомендации по развитию памяти можно дать военнослужащим?
Для развития памяти у военнослужащих можно использовать различные методики, например, метод ассоциативных цепочек, метод приема и передачи информации и другие. Также важно осознанно тренировать память, выполнять упражнения на запоминание и систематически повторять информацию.