Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики.
Заказать уникальный доклад- 8 8 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 04.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Задача теории – объяснение реальности. Здесь отражается результат деятельности разума. Средство познания – идеализация, цель которой – конструирование особого типа предметов («идеальных объектов»). Множество таких объектов образуют базу теоретического уровня научного знания.Как мы видим теоретический и практический (эмпирический) методы познания тесно связанны между собой и пребывают в единстве, дополняя друг друга. И эмпирическое и теоретическое познание являются неотъемлемыми компонентами научного познания. Итак, научное познание – наиболее целенаправленное, планомерное, системно организованное и вооруженное познания мира человеком (тогда как в зародыше каждый из этих признаков присуща человеческому познанию вообще, в любых его формах и проявлениях). Указанные свойства ощутимо сказываются на результате процесса познания в науке, на его продукте, коим является научное знание. По крайней мере, его специализация и системность относятся к важнейшим характеристикам этого особого когнитивного (от лат. cognitio – знания, познания) образования[6].На определенной ступени развития человечества рост практических потребностей и углубление общественного разделения труда привели к выделению научной работы как специфического вида деятельности. С тех пор познание мира стало особой профессиональной сферой приложения сил и способностей человека, а наука начала формироваться сразу в нескольких своих ипостасях – и как разветвленное, постоянно растущее множество отраслей и направлений исследования с их многообразными специальными средствами, и как накопленная система знаний о мире, и как своеобразный социальный институт, предназначением которого является само познание действительности для лучшего удовлетворения потребностей человека. Конечно, все это было глубоко осознано учеными не сразу, для этого нужна была определенная дистанция времени. Поэтому накопленные практические навыки требовали более глубокого понимания на уровне выявления закономерностей и общей теории, так же, как и теоретические представления требовали подтверждения в практической плоскости.Выводы.Научное познание, как вид человеческой деятельности, неразрывно связанно, как с теоретическим обоснованием своей необходимости, так и с практическим подтверждением выдвинутых теорий. Совершенно понятно, что каждая научная концепция, какой бы фантастической она не казалась тем, кто услышит ее впервые, либо опровергается и отвергается вовсе, либо неизбежно находит свое подтверждение на практике. Таким образом не так давно нашло све подтверждение теория А. Энштейна о существовании таких объектов Вселенной, как Черные Дыры, которые согласно Теории относительности должны были обязательно существовать, но точность приборов того времени не могла их обнаружить. Еще более невообразимо представить себе практическую деятельность, которая была бы лишена идеи, то есть теоретического обоснования, посыла, мысленной модели. Таким образом, теория и практика идут рука об руку, они нераздельны, они части единого целого – научного познания.Литература1. Mulder N., ToozeА. The Corona virus Oil Shock Is Just Getting Started // https://foreignpolicy.com/2020/04/23/the-coronavirus-oil-shockis-just-getting-started/2. Андреев И.Д. О методах научного познания [Текст] / И.Д. Андреев. – М. : Наука, 1964.3. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика [Текст] / П.Л. Капица. – М. : Наука, 1981.4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. – М.: Либроком, 2013. – 208с. - http://www.mtas.ru/biblio/Methodology_g.htm5. Степанович В.А., Климович А.В. Философия. Философия и методология науки (понятия, категории, проблемы, школы, направления): терминологический словарь-справочник / сост. В.А. Степанович, А.В. Климович ; под общ.ред. В.А. Степановича. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 276 с. 6. Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1999.
1. Mulder N., Tooze А. The Corona virus Oil Shock Is Just Getting Started // https://foreignpolicy.com/2020/04/23/the-coronavirus-oil-shockis-just-getting-started/
2. Андреев И.Д. О методах научного познания [Текст] / И.Д. Андреев. – М. : Наука, 1964.
3. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика [Текст] / П.Л. Капица. – М. : Наука, 1981.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. – М.: Либроком, 2013. – 208 с. - http://www.mtas.ru/biblio/Methodology_g.htm
5. Степанович В.А., Климович А.В. Философия. Философия и методология науки (понятия, категории, проблемы, школы, направления): терминологический словарь-справочник / сост. В.А. Степанович, А.В. Климович ; под общ. ред. В.А. Степановича. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 276 с.
6. Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1999.
Вопрос-ответ:
Зачем нужно единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания?
Эдинство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания необходимо для полного и глубокого понимания и объяснения реальности. Каждый из этих уровней взаимодействует друг с другом и дополняет их взаимосвязь. Эмпирические наблюдения и факты являются основой для создания теорий, а метатеоретический уровень позволяет анализировать и уточнять существующие теории.
Что отражается в результате деятельности разума?
В результате деятельности разума отражается реальность. Это происходит через процесс идеализации, когда мы выделяем определенные аспекты реальности и конструируем идеальные объекты, которые являются базой теоретического уровня научного знания. Таким образом, результат деятельности разума позволяет нам понять и объяснить реальность на более глубоком уровне.
Как связаны теоретический и практический эмпирический методы познания?
Теоретический и практический эмпирические методы познания тесно связаны между собой. Практический эмпирический метод позволяет получить конкретные наблюдения и факты, которые являются основой для создания и разработки теорий. В свою очередь, теоретический эмпирический метод позволяет анализировать и интерпретировать эмпирические данные, выделять общие закономерности и строить объяснения реальности.
В чем заключается задача теории?
Задача теории заключается в объяснении реальности. Теория выступает как инструмент познания, позволяющий нам описывать, объяснять и предсказывать явления и закономерности вокруг нас. Она помогает нам понять причины и взаимосвязи между различными явлениями и объектами, а также строить модели и представления о действительности.
Зачем нужно объединять эмпирический и теоретический уровни научного знания?
Объединение эмпирического и теоретического уровней научного знания позволяет создать более полную и объективную картину реальности. Эмпирический уровень обеспечивает фактическую информацию о явлениях и объектах, а теоретический уровень помогает объяснить эти факты, выявить причины и закономерности, а также предсказать возможные последствия. Такое объединение позволяет получить более глубокое понимание и контролировать окружающий мир.
Чем отличается эмпирический и теоретический методы познания?
Эмпирический метод познания основан на непосредственном опыте, наблюдении и экспериментах. Он используется для сбора фактической информации о явлениях. Теоретический метод познания, в свою очередь, основан на анализе и обобщении эмпирических данных с целью выявления общих закономерностей и причинно-следственных связей. Теоретический метод позволяет строить модели и создавать объяснения для понимания и предсказания явлений.
Что такое идеализация и какую роль она играет в познании?
Идеализация - это процесс абстрагирования и упрощения реальности для создания моделей и теорий. В познании идеализация выполняет роль средства познания, помогает установить основные и существенные характеристики объектов и явлений, отбросить второстепенные и случайные факторы. Такая идеализация позволяет упростить и организовать знания о мире и создать базу для построения теоретического уровня научного знания.
Какой основной задачей занимается теоретический уровень научного знания?
Основной задачей теоретического уровня научного знания является объяснение реальности. Теория выступает как средство познания, которое позволяет установить причинно-следственные связи, выделить общие закономерности и законы природы, создать модели и теоретические конструкции, способствующие пониманию и предсказанию поведения объектов и явлений. Таким образом, теоретический уровень научного знания играет важную роль в создании систематизированного и объективного представления о мире.
Как связаны эмпирический и теоретический уровни научного знания?
Эмпирический и теоретический уровни научного знания тесно связаны между собой. Эмпирический уровень представляет собой сбор и анализ эмпирических данных, полученных путем наблюдения и экспериментов. Теоретический уровень, напротив, основывается на эмпирических данных и формулирует общие принципы и законы. Теория объясняет эмпирические факты и предсказывает новые явления, а практика использует эти знания для решения конкретных проблем и развития новых технологий.