Морфофизиологическое развитие ЦНС человека. Возрастные особенности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психофизиология
  • 20 20 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 4
2. МОРФОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЦНС В ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Фрагмент для ознакомления

Толщина коры головного мозга новорожденного наполовину меньше толщины коры взрослого человека. С увеличением поверхности мозга нервные клетки мигрируют в серое вещество; концентрация их в расчете на общий объем мозга уменьшается. У новорожденного тела нервных клеток небольшие, а разветвления дендритов выражены слабо. В раннем детстве происходит рост и дифференцировка нервных клеток: увеличение их тел, удлинение отростков и развитие их разветвлений. Дифференцировка нервных клеток в основном завершается до 3-х лет, но только к 8-10-ти годам кора головного мозга по строению становится похожа на кору головного мозга взрослого человека [5].Относительные размеры мозга в целом, так же как и затылочной доли, у новорожденных больше, чем у взрослого человека, а размеры лобной доли, наоборот, меньше. Большие борозды и извилины у новорожденного выражены хорошо, но имеют малую высоту и глубину. Мелких борозд и извилин сравнительно мало, они появляются постепенно в течение первых лет жизни. С возрастом ребенка увеличивается количество извилин полушарий головного мозга, изменяется их форма и топографическое положение. Особенно этот процесс выражен в первые 5-6 лет. Но только к возрасту 15-16-ти лет отмечаются те анатомические соотношения, которые наблюдаемые у взрослых [15].Мозолистое тело новорожденного тонкое и короткое, в течение первых 5 лет оно утолщается и становится длиннее, достигая до 20-ти лет окончательных размеров. Боковые желудочки относительно широкие. Мост мозга расположен высоко и с возрастом опускается ниже, перемещаясь к скату затылочной кости. Продолговатый мозг наиболее развит из всех структур головного мозга, поэтому у новорожденных хорошо выражены вегетативные реакции, обеспечивающие функции дыхания, кровообращения, пищеварения и др. Продолговатый мозг имеет почти горизонтальное расположение и с возрастом опускается вниз. Мозжечок у новорожденных недоразвит. Он имеет продолговатую форму, малую толщину, полушария мозжечка небольшие, борозды поверхностные и расположен он выше, чем у взрослых. Дифференциация коры мозжечка происходит в 9-11 месяцев. Полное формирование клеточных структур мозжечка заканчивается к 7-8-ми годам. Морфологическое строение спинного мозга у новорожденного более завершено, по сравнению с головным мозгом, поэтому он является более совершенным в функциональном отношении. Спинной мозг у новорожденных относительно длиннее, чем у взрослых, и доходит до нижнего края III поясничного позвонка. Длина спинного мозга до 7-10-ти лет удваивается, однако рост его отстает от роста позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается вверх. Так, до 5-6-ти лет соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых. Рост спинного мозга продолжается до 20-ти лет. Масса его у новорожденных составляет 2-6 г, до 5-ти лет она удваивается, до 20-ти лет увеличивается в 8-9 раз. Шейное и поясничное утолщение спинного мозга у новорожденных не развиты и начинают формироваться после 3-х лет жизни [10].Периферическая нервная система новорожденного недостаточно миелинизированы. Процессы миелинизации происходят неравномерно в различных отделах нервной системы. Черепно-мозговые нервы миелинизуются более активно в течение первых 3-4-х месяцев жизни. Их миелинизация завершается не позднее 15-ти месяцев жизни ребенка. Миелинизация спинномозговых нервов продолжается до 2-3-летнего возраста ребенка [6]. Вегетативная нервная система функционирует с рождения. Преобладает у новорожденных симпатический отдел вегетативной нервной системы, парасимпатический ее отдел включается с 2-3-месячного возраста. На 3-4-м году жизни начинает преобладать ваготония. С 5-ти до 12-ти лет устанавливается выравнивание двух систем (эйтония) [7, 12]. Итак, в постнатальном периоде продолжаются процессы организации и миелинизации нервной системы. У новорожденного головной и спинной мозг уже достаточно высоко развиты и обладают значительными функциональными свойствами. Средний вес мозга доношенного ребенка составляет 10-12% от массы тела, тогда как у взрослых - составляет 2%. Однако, к моменту рождення степень зрелости отдельных структур центральной нервной системы различна [5]. В постнатальном периоде происходит дальнейшее формирование коры головного мозга и коры мозжечка, интенсивный рост аксонов и дендритов, миелинизация нервных волокон, образование и дифференцировка межнейронных связей, увеличивается масса мозговой вещества. Основная закономерность в созревании мозга проявляется в том, что онто- и филогенетически более старые структуры созревают раньше. Для развития каждого последующего уровня необходимо полноценное созревание предыдущего, причем вышележащие структуры не просто «надстраиваются» над уже существующими, а влияют на их дальнейшее развитие [13].ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, формируется сложная иерархическая структура нервной системы, в которой основную регулирующую роль в процессе развития приобретает кора больших полушарий головного мозга. Прогрессивное усложнение и совершенствование функциональных возможностей нервной системы ребенка происходит в ходе реализации генетической программы, но огромное влияние на этот процесс оказывает информация, получаемая с внешней среды. Большую роль играет активное общение ребенка с окружающей средой, что наиболее полноценно осуществляется с помощью взрослых.Продолжительность периода постнатального созревания человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкого дифференцированного приспособления к условиям среды, основа безграничного обучения в течение всей жизни. Можно утверждать, что младенец от рождения не способен ни к чему, кроме способности всему научиться.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Астапова В. М. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / под ред. В.М. Астапова. - 6-е изд.. - М.: PER SE,, - 2011. - 80 с.2.Бадалян Л. О. Детская неврология: Учебное пособие / Л.О. Балалян // - М.: Медпресс-информ, - 2010. - 608 с.3.Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология / Ю.И. Барашнев // - 2-е изд. - М.: «Триада-Х», - 2011. - 672 с.4.Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для вузов / А.С. Батуев. – СПб.: Питер, 2012. – 316 с.5.Матвеев Ю.А. «Возрастная физиология»: учебное пособие. - М.: МГПУ, 2018.6.Михайлова Н. Л. Физиология центральной нервной системы : учебное пособие / Н. Л. Михайлова, Л. С. Чемпалова. – 2-е изд. – Ульяновск : УлГУ, 2010. – 164 с.7.Орехова, И.Л Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебно-методическое пособие / И.Л. Орехова, Н.Н. Щелчкова, Д.В. Натарова. – Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2019. – 203 с.8.Основы возрастной анатомии и физиологии [Текст]: учебное пособие / Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова, Л.Г. Буйнов и [др.]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 91 с.9.Пальчик А. Б. Лекции по неврологии развития / А.Б. Пальчик // - 2-е изд. - М.: МЕДпресс-информ,-2013.-368 с.10.Петрухин А. С. Неврология детского возраста: Учебник / А.С. Петрухин // - М.: Медитсина, - 2004. - 784 с.11.Радаева Т. М. Перинаталныие поражения нервной системы. Клиника. Диагностика. Лечение / Т. М. Радаева, К. Г. Ганеев, С. А. Чекалова // - НГМА, - 2009. - 132 с.12.Скворцов И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцов, Н.А. Ермоленко // - М.: МЕДпресс-информ, - 2003. - 368 с.13.Скворцов И. А. Неврология развития: руководство для врачей / И.А. Скворцов // - М.: Литтерра, - 2008. - 544 с.14.Тарасова О. Л. Основы анатомии, физиологии и патологии нервной системы у детей: учебно-методическое пособие / О. Л. Тарасова, О. А. Никифорова // - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, - 2008. - 61 с.15.Федоровская Б. О. Морфофункциональные особенности развития ноцицептивной системы у новорожденных (обзор литературы) / Б.О. Федоровская // Международный неврологический журнал - 2013. - №.8 (62). - С. 97 - 100.16.Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии [Текст]: учебник для студ. биол. специальностей вузов / В.В. Шульговский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.


1. Астапова В. М. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / под ред. В.М. Астапова. - 6-е изд.. - М.: PER SE,, - 2011. - 80 с.
2. Бадалян Л. О. Детская неврология: Учебное пособие / Л.О. Балалян // - М.: Медпресс-информ, - 2010. - 608 с.
3. Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология / Ю.И. Барашнев // - 2-е изд. - М.: «Триада-Х», - 2011. - 672 с.
4. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст]: учебник для вузов / А.С. Батуев. – СПб.: Питер, 2012. – 316 с.
5. Матвеев Ю.А. «Возрастная физиология»: учебное пособие. - М.: МГПУ, 2018.
6. Михайлова Н. Л. Физиология центральной нервной системы : учебное пособие / Н. Л. Михайлова, Л. С. Чемпалова. – 2-е изд. – Ульяновск : УлГУ, 2010. – 164 с.
7. Орехова, И.Л Возрастная анатомия, физиология и гигиена : учебно-методическое пособие / И.Л. Орехова, Н.Н. Щелчкова, Д.В. Натарова. – Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2019. – 203 с.
8. Основы возрастной анатомии и физиологии [Текст]: учебное пособие / Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова, Л.Г. Буйнов и [др.]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 91 с.
9. Пальчик А. Б. Лекции по неврологии развития / А.Б. Пальчик // - 2-е изд. - М.: МЕДпресс-информ,-2013.-368 с.
10. Петрухин А. С. Неврология детского возраста: Учебник / А.С. Петрухин // - М.: Медитсина, - 2004. - 784 с.
11. Радаева Т. М. Перинаталныие поражения нервной системы. Клиника. Диагностика. Лечение / Т. М. Радаева, К. Г. Ганеев, С. А. Чекалова // - НГМА, - 2009. - 132 с.
12. Скворцов И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцов, Н.А. Ермоленко // - М.: МЕДпресс-информ, - 2003. - 368 с.
13. Скворцов И. А. Неврология развития: руководство для врачей / И.А. Скворцов // - М.: Литтерра, - 2008. - 544 с.
14. Тарасова О. Л. Основы анатомии, физиологии и патологии нервной системы у детей: учебно-методическое пособие / О. Л. Тарасова, О. А. Никифорова // - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, - 2008. - 61 с.
15. Федоровская Б. О. Морфофункциональные особенности развития ноцицептивной системы у новорожденных (обзор литературы) / Б.О. Федоровская // Международный неврологический журнал - 2013. - №.8 (62). - С. 97 - 100.
16. Шульговский, В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии [Текст]: учебник для студ. биол. специальностей вузов / В.В. Шульговский. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.

Вопрос-ответ:

Что происходит с мозгом человека в пренатальном периоде?

В пренатальном периоде происходит развитие центральной нервной системы (ЦНС) человека. Нервные клетки мигрируют в серое вещество, а толщина коры головного мозга новорожденного наполовину меньше, чем толщина коры взрослого. Концентрация нервных клеток в расчете на общий объем мозга уменьшается.

Как происходит морфофизиологическое развитие ЦНС в постнатальном периоде?

В постнатальном периоде продолжается развитие центральной нервной системы (ЦНС). Нервные клетки дальше развиваются и укрепляют свои связи. Мозг увеличивается в размерах, и поверхность его становится больше. Однако, толщина коры головного мозга все равно остается меньше, чем у взрослого человека.

Какие возрастные особенности существуют в развитии ЦНС человека?

Возрастные особенности в развитии ЦНС человека связаны с постепенным развитием и укреплением нервных клеток и связей между ними. Например, толщина коры головного мозга новорожденного намного меньше, чем у взрослого человека. Также, с увеличением поверхности мозга, концентрация нервных клеток уменьшается в расчете на общий объем мозга.

Как меняется толщина коры головного мозга у новорожденных?

Толщина коры головного мозга у новорожденных наполовину меньше, чем у взрослого человека. Это связано с незавершенным развитием нервных клеток и связей между ними. Постепенно, с ростом и развитием ребенка, толщина коры головного мозга увеличивается, но все равно остается меньше, чем у взрослого человека.

Что происходит с нервными клетками при развитии ЦНС человека?

При развитии центральной нервной системы (ЦНС) у человека, нервные клетки мигрируют в серое вещество. С увеличением поверхности мозга, концентрация нервных клеток уменьшается в расчете на общий объем мозга. Это связано с укреплением связей между нервными клетками и формированием сложных структур ЦНС.

Как происходит развитие центральной нервной системы в пренатальном периоде?

В пренатальном периоде происходит морфофизиологическое развитие центральной нервной системы (ЦНС) человека. Кора головного мозга новорожденного имеет толщину, которая в два раза меньше толщины коры взрослого человека. С увеличением поверхности мозга нервные клетки мигрируют в серое вещество, их концентрация в расчете на общий объем мозга уменьшается.

Как происходит морфофизиологическое развитие ЦНС в постнатальном периоде?

В постнатальном периоде также происходит морфофизиологическое развитие центральной нервной системы. Возрастные особенности включают увеличение количества нейронов и образование новых связей между ними. Кроме того, происходит развитие миелинизации нервных волокон, что повышает быстроту проведения нервных импульсов.

Каковы возрастные особенности морфофизиологического развития ЦНС?

Возрастные особенности морфофизиологического развития центральной нервной системы включают изменения в объеме и структуре мозга. Например, увеличение поверхности мозга сопровождается миграцией нервных клеток и сокращением их концентрации в сером веществе. Также происходит увеличение количества нейронов и формирование новых связей между ними. Важным аспектом развития ЦНС является процесс миелинизации нервных волокон, который происходит в течение долгого времени и влияет на скорость проведения нервных импульсов.

В чем заключаются возрастные особенности морфофизиологического развития ЦНС в постнатальном периоде?

В возрастных особенностях морфофизиологического развития центральной нервной системы в постнатальном периоде можно отметить увеличение количества нейронов и формирование новых связей между ними. Также происходит процесс миелинизации нервных волокон, который повышает быстроту проведения нервных импульсов и влияет на качество работы ЦНС. Наблюдается динамический процесс развития структуры и функционирования мозга, который продолжается в течение всего раннего детского возраста.

Какие возрастные особенности отличают морфофизиологическое развитие ЦНС человека?

Развитие ЦНС происходит на протяжении всей жизни, но есть определенные особенности, характерные для различных возрастных периодов. Например, в пренатальном периоде происходит формирование основных структур мозга, а в постнатальном периоде происходит утолщение коры головного мозга и миграция нервных клеток в серое вещество. Эти процессы связаны с развитием когнитивных, эмоциональных и моторных функций.