Формы и методы общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 20.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению общественного контроля как формы участия граждан в политическом управлении 5
1.1 Понятие общественного контроля 5
1.2 Международный опыт развития общественного контроля. Особенности законодательной базы 8
Глава 2. Общественный контроль в РФ. 20
2.1 Закон об основах общественного контроля в РФ как принцип организации деятельности по надзору за органами государственной власти со стороны гражданского общества 20
2.1.1 Субъекты общественного контроля в РФ 24
2.1.2 Формы и практика проведения общественного контроля в РФ 28
2.2. Особенности общественного контроля в области экологии в РФ 32
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Существует несколько видов экономического контроля, что позволяет более точно воздействовать на отдельные субъекты экологического права посредством мер присущих каждому из видов контроля. В зависимом от субъекта и области действия контроля выделяют его следующие виды: - государственный -муниципальный -производственный -общественный Из приведённого перечня мы рассмотрим даа вида: государственный и общественный контроль.Первый вид контроля является одним из основных, его задача состоит в обеспечение и проверки выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов, а также входит охрана окружающей среды всеми субъектами которым адресованы такие требования. Особенностью данного контроля состоит в том, что он осуществляется от имени непосредственно самого государства и как правило носит надведомственный характер. Государственный контроль является одним из действенных, так как может использовать не только собственные полномочия носящие государственно-властный характер, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов , например таких как органы прокуратуры или судебные органы. По мнению Л.В. Чхутиашвили эффективный и своевременный государственный контроль в области охраны окружающей среды позволит не только вовремя раскрыть,, но и устранить недостатки в деятельности экономических субъектов в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологически безопасности, а также объяснять приведшие к этим недостаткам причины, обнаружить связанные с ними скрытые, неявные тенденции и предпринимать меры, вторые бы предотвращали их. Государственный контроль в области охраны окружающей среды прежде всего использует административные меры принуждения. Основными мерами административного принуждения при этом являются меры административного пресечения, то есть приостановление либо прекращение использования экологически вредных объектов, основными видами административной ответственности будут являться такие как предупреждение, штраф, приостановление определенного вида деятельности и т.д., административнопроцессуальные меры в которых стоит постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия. Кичигин Н.В. считает, что одной из актуальных правовых проблем на сегодняшний день является непосредственно сама система состоящая из видов государственного экологического контроля (надзора), которая закреплена в ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Он говорит о том, что данная статья Федерального закона не только не согласуется с видами государственного экологического надзора, которые установлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, но также не позволяет четко разграничить объекты государственного экологического надзора между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Ещё одной из проблем государственного контроля в данной сфере является недостаток специалистов и недостаточное финансирование контрольной деятельности. Так как за последнее время увеличилось количество объектов контроля, то и соответственно появилась нехватка кадров, что может привести к снижению качества их работы. В статье 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» дано определение общественного контроля, где сказано что данный вид контрольной деятельности осуществляется с целью реализовать права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и предотвратить нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.Данный вид контроля отличается от государственного методами и субъектами его осуществления, количеством объектов контроля, а также различаются и юридические последствия проведения данных видов контроля. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями и другими некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, и непосредственно самими гражданами в соответствии с действующим законодательством. Общественный экологический контроль может реализовываться в разных формах: в его задачи входит сформировать демократическое социальное государство, что предполагает инициативу, поиск и разнообразие форм участия граждан в соответствии со ст. 32 Конституции РФ в управлении делами общества и государства. О.Л. Дубовик выделил следующие виды общественного контроля: 1) общественные слушания, также возможны и парламентские; 2) референдум; 3) общественная экологическая экспертиза; 4) жалобы и обращения в СМИ; 5) направление заявлений, претензий, жалоб и исков в суд либо правоохранительные органы. Это способствует привлечению государственных органов и органов местного самоуправления к существующим проблемам в области окружающего мира, воспитывает в гражданах экологическое правосознание, способствует взаимодействию общества и органов государственной власти. М.И. Васильева выделила следующую проблему этого вида контроля, общественный экологический контроль из всех существующих видов является наименее урегулированным. Поэтому нельзя выделить, что точно является объектом общественного контроля, какие юридические последствия вытекают из осуществления данного вида контроля. Кичигин Н.В. в своей научной работе указал, что действенныйобщественный экологический контроль очень важен, так как он является признаком зрелости гражданского общества. Кроме того как и было упомянуто ранее, при государственном контроле недостаточно ресурсов на осуществление государственного экологического контроля: не хватает инспекторов, лабораторий, материальной базы. Таким образом общественный экологический контроль мог бы оказывать значительное содействие и государственному и муниципальному экологическому контролю.Общественная экологическая экспертиза тесно связана не только с государственной экологической экспертизой (деятельность общественной и государственной экологической экспертизой регламентируется «законом об экологической экспертизе», объектами общественной экологической экспертизы являются, с некоторыми оговорками, те же объекты, что и государственной), но и, в отличие от последней, имеет прямое отношение и связь с общественным контролем в сфере экологии. И общественная экологическая экспертиза, и общественный контроль в сфере экологии изначально опираются на ст. 42 Конституции РФ которая гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В п. 1, ст. 33, гл. VI, ФЗ РФ «об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ сказано, что: «Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды». Сходные задачи преследует и общественный контроль в сфере экологии. Так в ст. 3, гл. I, ФЗ РФ «об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ гарантируется: «Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством». В п. 1, ст. 11, гл. V, ФЗ РФ «об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ говорится: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде». Там же, в п. 2 сказано, что граждане имеют право: «Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке». Стоит отметить, что сходные идеи присутствуют в более раннем законе ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174 и по сути вынесены в закон «Об охране окружающей среды» оттуда). Из выше изложенного следует, что граждане могут выступать не только в роли инициаторов проведения общественной экологической экспертизы, но и в качестве ее непосредственных участников. Важно отметить, что заниматься общественным экологическим контролем и участвовать в проведении общественной экологической экспертизы может каждый гражданин. Законодательно не устанавливается ограничения ни по направлению, ни по уровню образования. Иными словами, человек не должен быть экологом или юристом, иметь высшее образование и т.д. Требования к эксперту государственной и общественной экологической экспертизы различны. Требования к эксперту государственной экологической экспертизы регламентируются ст. 16 закона «Об экологической экспертизе». Так, в первом пункте данной статьи установлены жесткие требования к образованию и квалификации, которым должен соответствовать эксперт государственной экологической экспертизы. Однако на эксперта общественной экологической экспертизы данный пункт не распространяется. Согласно п. 4 ст. 22 «Проведение общественной экологической экспертизы» закона «Об экологической экспертизе» на экспертов, привлекаемых для проведения общественной экологической экспертизы, распространяются только требования предусмотренные п. 2 и абзацах втором, третьем, пятом, седьмом п. 5 ст. 16 настоящего Федерального закона. Такой подход является очень прогрессивным. Очевидно, что при проведении общественной экологической экспертизы на достаточно высоком уровне без специалистов не обойтись, но то, что с ними бок о бок работают граждане, непосредственно не занимающиеся вопросами экологии в повседневной жизни, дает возможность: 1) подойти к вопросу зная точку зрения и опасения местных жителей; 2) позволяет жителям вникнуть и понять предлагаемые проектом мероприятия и касающиеся их экологические аспекты; 3) получить информацию о возможных экологических рисках и возможных в будущем конфликтных ситуациях; 4) глубже узнать об экологической составляющей проекта и экологических подходах и экологии в целом. Таким образом, общественная экологическая экспертиза совмещает в себе не только роль экологического контроля, но и экологического просвещения. Занимая место между государственной экологической экспертизой и общественным контролем. Общественная экологическая экспертиза играет особую роль в экологическом контроле, являясь важным связующим звеном государства с обществом и общества с государством. Значимым различием между государственной и общественной экологической экспертизой является тот факт, что государственная экологическая экспертиза проводится в обязательном порядке, а общественная проводится только в случае возникновения такой необходимости. На практике в качестве инициатора чаще всего выступают граждане или общественные организации, но и они в большинстве случаев делают это в связи с обращением граждан. Объектами общественной экологической экспертизы согласно ст. 21, гл. IV, ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174 являются те же объекты, что и государственной (кроме тех объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну). В связи с этим, изменения, вносимые в перечень объектов экологической экспертизы, являются общими и для общественной, и для государственной экологической экспертизы. Это имеет как свои плюсы, так и минусы. К сожалению, с момента принятия в 1995 г. закона «Об экологической экспертизе» список объектов экологической экспертизы был значительно сокращен. Были исключены объекты экологической экспертизы, напрямую связанные с экологией и окружающей средой, касающиеся охраны и использования водных, лесных, земельных и прочих природных ресурсов, проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства и т. д. А также многие объекты, связанные со строительством, имеющие важное значение для граждан, зачастую очень чувствительные для них и, к тому же, имеющие непосредственное отношение к их праву на благоприятную окружающую среду. Это серьезно сократило возможности общественного контроля, получения гражданами достоверной информации о состоянии окружающей среды, намечаемой хозяйственной деятельности, а также информации о возможном нарушении их права на благоприятную окружающую среду. На этапе регистрации общественной экологической экспертизы проблемы в нашей практике возникали редко. Сложности, в основном, начинаются при получении документации. Нередко документацию отказываются предоставлять, ссылаясь на то, что в ст. 21 ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» есть оговорка о том, что объектами общественной экологической экспертизы не могут быть те объекты, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Следовательно, важную экологическую информацию, напрямую касающуюся права граждан на благоприятную окружающую среду, делают закрытой, так как она является составной частью документа, который относят (порой незаконно) к коммерческой или иной охраняемой законом тайне. Данный вопрос обычно решается через обращение в прокуратуру, которая, по крайне мере, исходя из нашей практики, встает на сторону интересов общества и выносит представление о передачи документов для проведения общественной экологической экспертизы. Так экологическая информация из этих документов становится гласной, и таким образом реализуется право граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Общественная экологическая экспертиза, имея связь с государственной экспертизой в виде общего закона, регламентирующего проведение и государственной, и общественной экологической экспертизы, и объектов экологической экспертизы, общих и для общественной, и для государственной экологической экспертизы, имеет прямое отношение к общественному контролю в сфере экологии. Таким образом, общественная экологическая экспертиза позволяет гражданам реализовать свое право на участие в проведении общественной экологической экспертизы. Ведь согласно законодательству, граждане могутбыть инициаторами проведения и участниками общественной экологической экспертизы, но для ее регистрации необходима официально зарегистрированная общественная организация, в уставной деятельности которой предусмотрено проведение общественной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза дает возможность заинтересованным гражданам непосредственно участвовать в изучении документации, узнавать и лучше понимать механизмы проведения экологической экспертизы, подходы к организации деятельности экспертной комиссии, а также нюансы российского законодательства в сфере охраны окружающей среды, а также осуществлять общественный контроль в данной сфере.ЗаключениеПерспективность функционирования российской модели общественного управления сопряжена со многими аспектами развития государства и гражданского общества. При этом участие общественных структур продиктовано необходимостью усиления механизма противодействия коррупции. В этой правоохранительной системе особое место занимает общественный контроль, который получает сегодня широкое практическое распространение и выступает предметом серьезного научного диалога. Стоит констатировать, что институт общественного контроля включает в себя комплекс правовых средств и инструментов реализации общественных инициатив. Среди них: принципы, формы, приемы, условия, сферы и иные компоненты процесса претворения в правовую жизнь данной организационно‐ правовой деятельности гражданского общества. В свою очередь следует обратить внимание на ценностные характеристики общественного контроля, которые выступают своеобразным показателем системного развития общественного правосознания и правовой жизни общества в целом. С точки зрения правовой аксиологии ценность предполагает определенную идейность, приверженность соответствующей модели мышления и оценки объективной реальности со стороны определенной группы граждан или общества в целом. Ценности носят публичный характер, характеризуются масштабностью и относительным постоянством своего наличия, проявления в социальной архитектуре любого общества. Система ценностей обусловлена определенными факторами, прежде всего характером политической и управленческой жизни общества и государства. Исходные ценности находятся в корреляционной зависимости от экономических, идеологических, культурно‐духовных и иных общественных модернизаций. Патриотизм, самобытность, справедливость, гражданственность, безопасность, баланс коллективных и индивидуальных, групповых и классовых интересов, равенство и другие идейные характеристики общественного сознания демонстрируют прогрессивность и цивилизованность формирования конкретного социума. Указанные постулаты можно проецировать на развитие управленческой деятельности с участием гражданского общества. Ценности можно распределить на группы. Они подразделяются на утилитарные (материальные), «предметные», духовные, идеальные (субъективные). Представляется, что ценности способны себя проявлять в соответствующих сферах: социальной, политической, идеологической, правовой. В свою очередь, в области правовых явлений могут быть заданы определенные направления развития тех или иных ценностей. Не является исключением и общественный контроль как сравнительно новая составляющая организационно‐правовой деятельности социальных групп и сообществ. Список используемой литературыНормативно-правовые актыГрадостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)//Консультант ПлюсЖилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.10.2020)//Консультант ПлюсКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант ПлюсПостановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1491 "О порядке осуществления общественного жилищного контроля" (вместе с "Правилами осуществления общественного жилищного контроля")//Консультант ПлюсФедеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсФедеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ (последняя редакция)//Консультант ПлюсНаучная литератураАвдеенкова, Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации. – М.: Весь Мир, 2018. – 384 с.Григонис, В.П. Конституционное право. – СПб.: Питер, 2019. – 208 с.Данилов, С.Ю. Конституционное право. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2019. – 320 с.Енгибарян, П.А. Сравнительное конституционное право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 544 с.Иванова, В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2017. – 248 с.Нудненко, Л.А. Конституционное право России. – М.: Юрайт, 2018. – 606 с.Попова, А.В. Конституционное право. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2018. – 176 с.Савичева, П.А. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2016. – 416 с.
Нормативно-правовые акты
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)//Консультант Плюс
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 27.10.2020)//Консультант Плюс
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1491 "О порядке осуществления общественного жилищного контроля" (вместе с "Правилами осуществления общественного жилищного контроля")//Консультант Плюс
5. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
6. Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
7. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
8. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
Научная литература
9. Авдеенкова, Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации. – М.: Весь Мир, 2018. – 384 с.
10. Григонис, В.П. Конституционное право. – СПб.: Питер, 2019. – 208 с.
11. Данилов, С.Ю. Конституционное право. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2019. – 320 с.
12. Енгибарян, П.А. Сравнительное конституционное право. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 544 с.
13. Иванова, В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. – М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2017. – 248 с.
14. Нудненко, Л.А. Конституционное право России. – М.: Юрайт, 2018. – 606 с.
15. Попова, А.В. Конституционное право. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2018. – 176 с.
16. Савичева, П.А. Конституционное право России. – М.: Юристъ, 2016. – 416 с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужен общественный контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов?
Общественный контроль является важным механизмом контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов. Он позволяет гражданам активно участвовать в политическом управлении, следить за правильным использованием бюджетных средств, контролировать законность действий органов власти и защищать свои права и интересы.
Какие формы общественного контроля существуют?
Существует несколько форм общественного контроля: обращение в органы власти с жалобами и предложениями, участие в публичных слушаниях и общественных экспертизах, создание общественных наблюдательных советов, мониторинг деятельности органов власти, информационный контроль и другие.
Каковы особенности законодательной базы общественного контроля?
Особенности законодательной базы общественного контроля варьируются в разных странах. В России существует Закон об основах общественного контроля, который регулирует организацию и проведение общественного контроля, а также определяет права и обязанности его участников.
Какие методы общественного контроля применяются в России?
В России применяются различные методы общественного контроля, включая обращение в органы власти с жалобами и предложениями, участие в публичных слушаниях и общественных экспертизах, создание общественных наблюдательных советов, мониторинг деятельности органов власти, информационный контроль и другие.
Как международный опыт развития общественного контроля может быть применен в России?
Международный опыт развития общественного контроля может быть применен в России путем адаптации и внедрения успешных практик из других стран. Это может включать усиление роли общественных наблюдательных советов, улучшение механизмов обратной связи между гражданами и органами власти, повышение прозрачности и доступности информации и другие меры.
Каково понятие общественного контроля?
Понятие общественного контроля означает участие граждан в контроле и наблюдении за деятельностью государственных и муниципальных органов.
Какой международный опыт развития общественного контроля?
Международный опыт развития общественного контроля показывает, что такая форма участия граждан в политическом управлении является важным инструментом демократии и прозрачности в деятельности государственных органов.
Какие особенности законодательной базы общественного контроля в РФ?
Особенности законодательной базы общественного контроля в РФ заключаются в наличии Закона об основах общественного контроля, который принципиально определяет организацию деятельности по наблюдению и контролю за государственными и муниципальными органами.
Что предусматривает Закон об основах общественного контроля в РФ?
Закон об основах общественного контроля в РФ предусматривает, что каждый гражданин имеет право участвовать в общественном контроле, выражать свою позицию и предлагать меры по улучшению деятельности государственных органов.
Каковы формы и методы общественного контроля в РФ?
Формы и методы общественного контроля в РФ могут включать такие инструменты, как публичные слушания, участие в общественных советах, мониторинг деятельности органов власти, представление жалоб и обращений, а также участие в проведении антикоррупционных проверок и расследований.
Какие формы и методы общественного контроля существуют?
Существуют различные формы и методы общественного контроля, такие как наблюдение и анализ деятельности государственных и муниципальных органов, участие в общественных слушаниях, подача обращений и жалоб, публичные обсуждения, мониторинг и оценка деятельности органов власти, массовые протестные акции и др.
Какие особенности законодательной базы общественного контроля в РФ?
Основой законодательной базы общественного контроля в РФ является Закон об основах общественного контроля, который определяет принципы организации деятельности по общественному контролю, права и обязанности участников общественного контроля, порядок взаимодействия с государственными органами и муниципальными органами, и т.д.