Сказкотерапия как способ коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 09.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретические основы коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством сказкотерапии 6
1.1 Понятие и сущность коммуникативной сферы личности 6
1.2 Сказкотерапия как способ коррекции коммуникативной сферы 10
2 Экспериментальная работа по коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством сказкотерапии 18
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у детей. 18
2.2 Содержание и организация работы по коррекции коммуникативной сферы у детей посредством сказкотерапии 25
2.3 Анализ результатов проведенной работы 28
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложения 42
Стимулирование потребности совершать добрые поступки. Формирование умения
передавать эмоциональное состояние в рисунке; формирование позитивного отношения своего «Я». 13. «Вежливость»
Воспитание нравственности. Регулирование
поведения в коллективе. Формирование адекватных форм поведения. Коррекция поведения. 14. «Фея чистоты»
Воспитание опрятности, нравственности.
Формирование адекватных форм поведения, осознание детьми своего поведения. 15. «Окружающий мир»
Активизация лучших черт ребенка, чувствительности, восприимчивости и бережного отношения к окружающему миру. Развития умения вслушиваться в звуки природы. 16. «Дружба»
Развитие способности чувствовать эмоционального состояния другого человека. Знакомство с понятием и чувством «дружба». Закрепление знаний правил
доброжелательного поведения.
Работа с народными и авторскими сказками проводилась в форме игры, но при этом сохраняя элементы познавательного и учебного общения с целью развития коммуникативных умений. Задача состояла в том, чтобы отойти от традиционных методов и приёмов работы со сказкой (чтение и рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребёнком собственной сказки. При этом учитывались индивидуальные особенности детей; соблюдался принцип «От простого – к сложному»; создавалась в группе комфортная предметно-пространственная развивающая среда.
2.3 Анализ результатов проведенной работы
Для исследования уровня сформированности навыков общения у детей на заключительном этапе провели повторно диагностику по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.
Результаты диагностики уровня сформированности навыков общения у дошкольников по методике Г.Р. Хузеевой «Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками» на заключительном этапе приведены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты диагностики по методике Г.Р. Хузеевой «Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками» в контрольной и экспериментальной группах на заключительном этапе
Экспериментальная группа Контрольная группа Код имени Сумма баллов Уровень Код имени Сумма баллов Уровень 1 16 средний 1 14 средний 2 12 средний 2 11 средний 3 13 средний 3 8 низкий 4 13 средний 4 11 средний 5 15 средний 5 12 средний 6 16 средний 6 9 низкий 7 19 высокий 7 15 средний 8 11 средний 8 13 средний 9 9 низкий 9 9 низкий 10 16 средний 10 17 высокий 11 17 высокий 11 13 средний 12 14 средний 12 11 средний 13 14 средний 13 13 средний 14 14 средний 14 14 средний 15 15 средний 15 13 средний 16 12 средний 16 11 средний 17 18 высокий 17 12 средний 18 10 низкий 18 9 низкий 19 15 средний 19 15 средний 20 9 низкий 20 12 средний
Результаты показали положительную динамику в экспериментальной и контрольной группе. В экспериментальной группе высокий уровень сформированности навыков общения имеют 3 человека (15 %), средний уровень имеют 14 человек (70 %), низкий уровень – 3 человек (15 %). В контрольной группе – высокий уровень сформированности навыков общения имеет 1 человек (5 %), средний уровень имеют 15 человек (75 %), низкий уровень – 4 человека (20 %).
Представим данные диагностики на диаграмме (рис. 2).
Рис. 2. Результаты диагностики на заключительном этапе
На диаграмме видно, что в исследуемой группе у дошкольников уровень сформированности навыков коммуникативного общения выше, чем в контрольной группе.
Для сравнения данных диагностики исследуемой группы на констатирующем и заключительном этапах, построим круговую диаграмму (Приложение 5).
Диаграмма подтверждает положительную динамику изменения уровня сформированности навыков коммуникативного общения у дошкольников на заключительном этапе по сравнению с констатирующим. Это говорит о целесообразности использования игровой деятельности для формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Для сравнения показателей уровня сформированности навыков коммуникативного общения у дошкольников экспериментальной и контрольной групп на заключительном этапе мы применили t-критерий Стьюдента для независимых выборок.
Сформулировали гипотезы:
Н0: различия в значениях уровня сформированности навыков общения в экспериментальной группе и в группе контрольной не являются статистически значимыми.
Н1: различия в значениях уровня сформированности навыков общения в экспериментальной группе и в группе контрольной являются статистически значимыми.
Числовые ряды по данным диагностики по методике Г. Р. Хузеевой «Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками»:
1 ряд (экспериментальная группа) – 16, 12, 13, 13, 15, 16, 19, 11, 9, 16, 17, 14, 14, 14, 15, 12, 18, 10, 15, 9.
2 ряд (контрольная группа) – 14, 11, 8, 11, 12, 9, 15, 13, 9, 17, 13, 11, 13, 14, 13, 11, 12, 9, 15, 12.
Построили вспомогательную таблицу (Таблица 5)
Таблица 5
Вспомогательная таблица для расчета t-критерия Стьюдента
№ х1 х2 (х1 – M1)2 (х2 – M2)2 1 16 14 4,41 3,61 2 12 11 3,61 1,21 3 13 8 0,81 16,81 4 13 11 0,81 1,21 5 15 12 1,21 0,01 6 16 9 4,41 9,61 7 19 15 26,01 8,41 8 11 13 8,41 0,81 9 9 9 24,01 9,61 10 16 17 4,41 24,01 11 17 13 9,61 0,81 12 14 11 0,01 1,21 13 14 13 0,01 0,81 14 14 14 0,01 3,61 15 15 13 1,21 0,81 16 12 11 3,61 1,21 17 18 12 16,81 0,01 18 10 9 15,21 9,61 19 15 15 1,21 8,41 20 9 12 24,01 0,01 Суммы: 278 242 149,8 101,8
Нашли среднее арифметическое для каждого ряда значений М1 и М2:
М = М1 = = 13,9 М2 = = 12,1
Определили дисперсию σ1 и σ2 по формуле: σ =
σ1 = = 2.81 σ2 = = 2.31
Нашли эмпирическое значение t-критерия по формуле:
tэмп = tэмп = =2.22
Нашли число степеней свободы для данного количества измерений:
df = n1 + n2 – 2 df = 20 + 20 – 2 = 38
Определили критические значения для n = 38
t0,05 = 2.02 t0,01 = 2.71
Обозначили критические точки на числовой прямой
Так как tэмп = 2,22 попадает в зону неопределенности, принимаем гипотезу Н1: различия в значениях уровня сформированности навыков общения в экспериментальной группе и в группе контрольной являются статистически значимыми.
Следовательно, различия в значениях уровня сформированности навыков общения у дошкольников в исследуемой группе на констатирующем и заключительном этапах являются статистически значимыми.
Чтобы сопоставить показатели уровня сформированности навыков общения у дошкольников экспериментальной группы на констатирующем и заключительном этапах, применили статистический Т-критерий Вилкоксона.
Полученные результаты представлены в виде числового ряда:
1 ряд (констатирующий этап) – 12, 9, 10, 14, 11, 12, 17, 12, 8, 14, 15, 11, 9, 11, 13, 10, 15, 8, 14, 10. n1 = 20.
2 ряд (заключительный этап) – 16, 12, 13, 13, 15, 16, 19, 11, 9, 16, 17, 14, 14, 14, 15, 12, 18, 10, 15, 9. n1 = 20.
Составили гипотезы:
Н0: сдвиг показателей уровня сформированности навыков общения у дошкольников в сторону увеличения не является статистически значимым.
Н1: сдвиг показателей уровня сформированности навыков общения у дошкольников в сторону увеличения является статистически значимым.
Составили вспомогательную таблицу (Таблица 6).
Таблица 6
Вспомогательная таблица для расчета статистической значимости сдвига Т-критерия Вилкоксона
№ Показатели уровня сформированности навыков коммуникативного общения Сдвиг Абсолютная величина Ранг Констатирующий этап Заключительный этап 1 12 16 -4 4 18 2 9 12 -3 3 14 3 10 13 -3 3 14 4 14 13 1 1 3 5 11 15 -4 4 18 6 12 16 -4 4 18 7 17 19 -2 2 8,5 8 12 11 1 1 3 9 8 9 -1 1 3 10 14 16 -2 2 8,5 11 15 17 -2 2 8,5 12 11 14 -3 3 14 13 9 14 -5 5 20 14 11 14 -3 3 14 15 13 15 -2 2 8,5 16 10 12 -2 2 8,5 17 15 18 -3 3 14 18 8 10 -2 2 8,5 19 14 15 -1 1 3 20 10 9 1 1 3 Сумма 210
Подсчитали количество сдвигов: положительных 3, отрицательных 17, нулевых – нет. Типичные сдвиги – отрицательные.
Далее перевели разности в абсолютные величины, проранжировали абсолютные величины разностей.
Проверили правильность ранжирования:
Ранжирование провели правильно.
Нашли эмпирическое значение Тэмп: Тэмп = ( Ri , где
Ri – ранговые значения нетипичных сдвигов.
Тэмп = 3 + 3 + 3 = 9
Определили критические значения для n = 20
Т0,05 = 60 Т0,01 = 43
Обозначили критические точки на числовой прямой
Так как эмпирическое значение Тэмп = 9 попадает в зону значимости, мы приняли гипотезу Н1: сдвиг показателей уровня сформированности навыков общения у дошкольников в сторону увеличения является статистически значимым.
Таким образом, использование сказкотерапии на формирующем этапе работы по коррекции коммуникативной сферы у детей является достаточно эффективным.
То есть можно утверждать, что доказана выдвинутая нами гипотеза исследования, где мы предполагали, что использование сказкотерапии как способа коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий: учет возрастных и психологических особенностей детей; подбор приемов сказкотерапии и включение их коррекционно-развивающую работу.
После проведения формирующего этапа исследования с использованием сказкотерапии, направленной на коррекцию коммуникативной сферы, дети стали легче преодолевать трудности общения, у большинства дошкольников стала проявляться активность в общении со взрослыми и сверстниками, они охотно включались в совместную деятельность, выполняли элементарные правила культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Заключение
Целью данной работы является изучение возможностей сказкотерапии как способа коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы были сделаны следующие выводы:
Общение – это процесс осуществления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной активности. Это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение включает в себя: взаимодействие людей; взаимное влияние друг на друга; обмен информацией; формирование отношений между ними; формирование определённых образцов и моделей поведения; взаимное переживание, понимание людьми друг друга; формирование образа внутреннего «Я» человека. Таким образом, межличностное общение – сложная и многогранная часть человеческой коммуникации.
Развитие коммуникативной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста является одной из наиболее важных задач общего дошкольного и начального образования и воспитания.
работа со старшими дошкольниками и младшими школьниками посредством сказкотерапии оказывает благотворное влияние в развитии самых разных областей детского личностного роста и становления: на обогащение словарного запаса, умения правильно сформулировать и высказать своё мнение или показать свою эмоциональную реакцию, скоординировать и свести к минимуму внутреннее напряжение и, как следствие, избавиться от страхов и тревожности, продолжать обогащать и усложнять свои знания о мире и окружающих ребёнка людях, учиться устанавливать конструктивные и положительно настроенные отношения, развивать своё мышление, умение использовать логику и чувственно-эмоциональное восприятие. Следовательно, использование сказкотерапии для коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста оправдано и эффективно.
В ходе экспериментальной работы по коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством сказкотерапии было выявлено:
По результатам первичной диагностики мы выяснили, что у воспитанников экспериментальной и контрольной групп преобладает средний и низкий уровень сформированности навыков общения. Следовательно, необходима систематическая работа по коррекции коммуникативных навыков у дошкольников. С помощью U-критерия Манна-Уитни мы сравнили контрольно-экспериментальные группы и выявили, что группы уравновешены по уровню сформированности навыков общения.
На формирующем этапе разработали и реализовали тематический план работы по коррекции коммуникативной сферы у детей посредством сказкотерапии. В результате, дети стали легче преодолевать трудности общения, у большинства дошкольников стала проявляться активность в общении со взрослыми и сверстниками, они охотно включались в совместную деятельность, выполняли элементарные правила культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Следовательно, использование сказкотерапии на формирующем этапе работы по коррекции коммуникативной сферы у детей является достаточно эффективным.
С помощью расчета t-критерия Стьюдента мы установили, что в контрольной и экспериментальных группах существуют различия по уровню сформированности навыков коммуникативного общения у дошкольников. Расчет t-критерия Вилкоксона показал, что существуют различия по уровню развития в экспериментальной группе на контрольном и заключительном этапе.
То есть можно утверждать, что доказана выдвинутая нами гипотеза исследования, где мы предполагали, что использование сказкотерапии как способа коррекции коммуникативной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий: учет возрастных и психологических особенностей детей; подбор приемов сказкотерапии и включение их коррекционно-развивающую работу.
Список использованных источников
Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Акад. проект, 2006. – 704 с.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2016. – 288 с.
Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2006. – 528 с.
Волков Б.С. Психология общения детей в детском возрасте: практ. пособие студентам пед. вузов и колледжей и работникам дошкол. Учреждений. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 239 с.
Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Электронный ресурс]. – URL: http://practic.childpsy.ru/development/articles.php?ID=10255 (дата обращения: 07.12.2020)
Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго...: пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни: (с метод. рекомендациями). – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
Гриценко З.А. Ты сказку детям расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест. – 2017. – 976 с.
Еникеева М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006. – 560 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 2001. – 319 с.
Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: метод. рекомендации для пед. и психокорр. работы. – М.: ЦГЛ, 2003. – 126 с.
Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб: Питер, 2011. – 544 с.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии / М. Е. Львова // Начальная школа. – 2001. – № 12. – С.12-17.
Лялькина Е. Сочиняем сказку: для ст. дошкольников / Е. Лялькина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 22-23.
Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
Погосова Н. М. Погружение в сказку: коррекц.-развив. программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоц. стабильностью. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
Сказка как источник творчества детей: пособие для педагогов дошкол. учреждений / Л. В. Филиппова [и др.]; Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т ; науч. ред. М. М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 287 с.
Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений среднего проф. образования. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2016. – 544 с.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. – 464 с.
Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 78 с.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2004. – 168 с.
Приложение
40
Зона значимости Зона незначимости
U 0,01 (114) U 0,05 (138) U эмп (194,5)
Зона незначимости Зона значимости
t0,05 (2.02) tэмп (2.22) t0,01 (2.71)
Зона значимости Зона незначимости
9 43 60
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер, 2016. – 288 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2006. – 528 с.
5. Волков Б.С. Психология общения детей в детском возрасте: практ. пособие студентам пед. вузов и колледжей и работникам дошкол. Учреждений. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 239 с.
6. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Электронный ресурс]. – URL: http://practic.childpsy.ru/development/articles.php?ID=10255 (дата обращения: 07.12.2020)
7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
8. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго...: пособие для чтения и рассказывания детям седьмого года жизни: (с метод. рекомендациями). – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
9. Гриценко З.А. Ты сказку детям расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
10. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест. – 2017. – 976 с.
11. Еникеева М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006. – 560 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
13. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 2001. – 319 с.
14. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: метод. рекомендации для пед. и психокорр. работы. – М.: ЦГЛ, 2003. – 126 с.
15. Куницына В.Н. Межличностное общение. – СПб: Питер, 2011. – 544 с.
16. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
17. Львова М.Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии / М. Е. Львова // Начальная школа. – 2001. – № 12. – С.12-17.
18. Лялькина Е. Сочиняем сказку: для ст. дошкольников / Е. Лялькина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 22-23.
19. Новейший психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с.
20. Погосова Н. М. Погружение в сказку: коррекц.-развив. программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоц. стабильностью. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
22. Сказка как источник творчества детей: пособие для педагогов дошкол. учреждений / Л. В. Филиппова [и др.]; Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т ; науч. ред. М. М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 287 с.
23. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений среднего проф. образования. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2016. – 544 с.
24. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми. – Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. – 464 с.
25. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 78 с.
26. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2004. – 168 с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужна сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Сказкотерапия используется для коррекции коммуникативной сферы у детей, помогая развить навыки общения, выражения эмоций и разрешения конфликтов.
Какие цели преследует сказкотерапия в коррекции коммуникативной сферы у детей?
Основные цели сказкотерапии включают развитие у детей навыков эффективного общения, умения слушать других, выражать свои мысли и эмоции, а также умение решать конфликты и налаживать отношения с другими людьми.
Каким образом сказкотерапия помогает развивать коммуникативную сферу у детей?
Сказкотерапия использует сказки и различные техники, такие как ролевые игры и творческие задания, для стимулирования развития навыков общения, эмоциональной саморегуляции и разрешения конфликтов. Она помогает детям обретать уверенность в себе и улучшать связь с окружающими.
Какие возрастные группы детей подходят для сказкотерапии?
Сказкотерапия может использоваться для детей дошкольного и младшего школьного возраста, то есть примерно от 3 до 8 лет. В этот период развития детей коммуникативная сфера находится в стадии формирования, и сказкотерапия может помочь им развить необходимые навыки.
Какие результаты можно ожидать от сказкотерапии в коррекции коммуникативной сферы у детей?
Ожидаемые результаты сказкотерапии включают улучшение коммуникативных навыков детей, повышение их самооценки, умение эффективно решать конфликты и налаживать взаимоотношения с другими людьми.
Что такое коммуникативная сфера у детей дошкольного и младшего школьного возраста?
Коммуникативная сфера у детей дошкольного и младшего школьного возраста - это совокупность коммуникативных навыков, умений и способностей, которые позволяют ребенку эффективно и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия - это метод психотерапии, основанный на использовании сказок в качестве инструмента для коррекции психологических и эмоциональных проблем. С помощью сказок можно лечить различные расстройства и проблемы, в том числе и в коммуникативной сфере у детей.
Как сказкотерапия помогает корректировать коммуникативную сферу у детей?
Сказкотерапия помогает корректировать коммуникативную сферу у детей, предоставляя им возможность выразить свои эмоции, развить навыки взаимодействия с другими людьми, улучшить коммуникативные умения, повысить уверенность в себе и развить творческое мышление.
Какие результаты показала экспериментальная работа по коррекции коммуникативной сферы у детей с помощью сказкотерапии?
Экспериментальная работа показала, что сказкотерапия эффективно помогает корректировать коммуникативную сферу у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети, участвующие в сказкотерапевтических занятиях, проявляют улучшение в коммуникативных навыках, межличностных отношениях, эмоциональной сфере и самооценке.
Каковы теоретические основы коррекции коммуникативной сферы у детей посредством сказкотерапии?
Теоретическими основами коррекции коммуникативной сферы у детей посредством сказкотерапии являются понятия развития личности, психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, теория коммуникации и принципы психотерапии. Сказкотерапия использует специальные методики, основанные на анализе сказок и ролевых игр, которые способствуют эффективной коррекции коммуникативной сферы.
Что такое коммуникативная сфера личности?
Коммуникативная сфера личности - это совокупность знаний, умений и навыков, связанных с взаимодействием и общением с другими людьми.