Политическое и социально экономическое основание древнекитайской философии: конфуцианство, легизм, даосизм

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Мировая
  • 16 16 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 09.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Конфуцианство 4
2.Легизм 9
3.Даосизм и моизм 12
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления

Основные идеи даосизма изложены в трактате «Дао дэ цзин» (IV в. до н. э.).Главным символом религиозно-культовой системы даосизма являетсяДао, представляющий собой символ Неба, закон бытия, также Дао можно обозначить как универсальное единство мира и божественный Абсолют. Одновременно Дао является первопричиной всего сущего, а также конечной его целью. Конечно же, для достижения Абсолюта, бессмертия человеку необходимо пройти путь, который должен привести к познанию Дао, слиянию с ним. Даосы полагали, что человек вечен, тогда как физическая смерть означает только лишь отделение духа от тела, слияние духа с мировым порядком. От того, как человек пройдёт путь, зависит, произойдёт ли слияние его души с макрокосмом. Согласно учению Лао-Цзы, через силу Ду происходит проявление в человеке Дао. Де —означает «недеяние» (ву-вэй), отрицание целенаправленной деятельности, которое противоречит естественному порядку. То есть, даосизм основывается на благотворности созерцательного образа жизни, ведущего к внутренней гармонии и достижению бессмертия. Медитация, погружение во внутренний мир, постижение ритма мироздания помогает человеку достичь Дао, или хотя бы приблизиться к нему. То есть, нравственным идеалом в даосизме является отшельник, в совершенстве владеющий практиками религиозной медитации, дыхательных и физических упражнений. Он живёт в гармонии с Природой и её ритмами, что и помогает отшельнику слиться с Дао. В целом, в даосизме развитие получила мистическая сторона религиозно-культовой системы Китая. Человек - это есть порождение Дао, неотъемлемая часть природы, и поэтому главная его задача заключается в выстраивании собственного бытия согласно Дао, в своей жизни человек обязан руководствовать нормами морали и добродетели. Мир пребывает в состоянии неблагополучия, поскольку многие люди поступают вопреки природным законам - строят города, возводят храмы, пишут книги и т. д. От всего этого нужно отказаться и вернуться к родоплеменным отношениям.Достаточно интересны воззрения даосизма на семейные отношения. Отношения между мужчинами и женщинами, принадлежащими к этой общине, являются отражением вселенской любви. В семье следует стремиться к созданию гармонии, подобной вселенской гармонии. Семейные отношения способствуют тому, что люди приобретают благую карму, однако семейные отношения должны быть выстроены согласно природным законам, что предполагает умение использовать пространство и время как источник их благополучия. Супруги должны объединить свою энергию, чтобы следовать общему Дао. Основные положения даосизма применительно к управлению:1. даосизм есть философия «недеяния», согласно которой именно бездействие, а не активность, приносят людям счастье и спокойствие.2. все сущее развивается, изменяется само собой. Все сущее есть результат саморазвития3. в то же время даосизм- это не отсутствие всякого действия как такового, а отсутствие действия, которое идет вразрез с принципов саморазвития.ЛаоЦзы первым сформулировал принцип невмешательства государства в управление экономическим и социальными процессами, т.е по существу он был первым либералом.Также отдельные юридические категории были разработаны представителями моизма. Основные теории моизма представлены в трактате Мо-цзы, который можно рассматривать как главный теоретический памятник данной школы. Согласно позиции Мо Ди, каждый человек обладает равными политическими возможностями, однако следует учитывать его врожденные способности.Он выступал против того, чтобы в чиновники выдвигали согласно принципу родства (очевидно, эта проблема была актуальна и в те времена).Этике в юридическом учении моизма также уделено особое внимание, в частности, все законы и постановления должны базироваться на принципе взаимного уважения и взаимопомощи всех жителей государства.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Философская система Древнего Китая основывалась на иероглифической системе, она преимущественно сформировалась благодаря конфуцианству. Конфуцианство развивало культ логического, выстроенного мышления и устройства всего общества в целом. Гуманность в конфуцианстве не связана с социальной иерархией, государственным устройством, она относительно независима от общественного положения. Конфуций полагал, что каждый человек должен исполнять собственный долг в соответствии с тем социальным положением, которое он занимает. В учении Конфуция имеет огромную значимость роль правителя. Конфуций полагал, что император – это Отец, проявляющий заботу о своих подданных. В даосизме имеет значение понятие Дао - символ Неба, закон бытия, также Дао можно обозначить как универсальное единство мира и божественный Абсолют. Одновременно Дао является первопричиной всего сущего, а также конечной его целью. Конечно же, для достижения Абсолюта, бессмертия человеку необходимо пройти путь, который должен привести к познанию Дао, слиянию с ним. От того, как человек пройдёт путь, зависит, произойдёт ли слияние его души с макрокосмом. Даосизм базируется на философии «недеяния».Многие важнейшие юридические понятия были подробно разработаны легистами, которые считали, что управление государством должно быть жестким и централизованным. Список литературыБородинова В.В. Политико-правовая мысль Древнего Китая. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35146316Васильев Л.С. Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.). – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/337714Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2001./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/Ерышев А. А. и др. Логика: Курс лекций / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич, Е. Ф. Сластенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2000.// http://pravouch.com/page/logikakl/ist/ist-18--idz-ax300--nf-70.htmlКонфуций. Суждения и беседы.// http://bookz.ru/authors/konfucii/sujdenia_401/1-sujdenia_401.htmlХайтянь Г. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореф. дисс. канд. полит.наук. – Владивосток, 2011.Шан Ян. Книга правителя области Шан. – Режим доступа: https://drevlit.ru/docs/kitay/I/San_Jan/vved1.phpЭлиаде М. История веры и религиозных идей. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/eliad03/

1. Бородинова В.В. Политико-правовая мысль Древнего Китая. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35146316
2. Васильев Л.С. Древний Китай. Том 3: Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.). – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/337714
3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 2001./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/
4. Ерышев А. А. и др. Логика: Курс лекций / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич, Е. Ф. Сластенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2000.// http://pravouch.com/page/logikakl/ist/ist-18--idz-ax300--nf-70.html
5. Конфуций. Суждения и беседы.// http://bookz.ru/authors/konfucii/sujdenia_401/1-sujdenia_401.html
6. Хайтянь Г. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая: автореф. дисс. канд. полит. наук. – Владивосток, 2011.
7. Шан Ян. Книга правителя области Шан. – Режим доступа: https://drevlit.ru/docs/kitay/I/San_Jan/vved1.php
8. Элиаде М. История веры и религиозных идей. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/eliad03/

Вопрос-ответ:

Какие основные идеи даосизма выражены в трактате Дао дэ цзин?

В трактате Дао дэ цзин, написанном в IV веке до нашей эры, содержится ряд основных идей даосизма. Одна из них - представление о Дао, которое является символом Неба и законом бытия. Дао также может быть обозначено как универсальное единство мира и божественный Абсолют. В трактате также провозглашается идея о возвращении к природе и спонтанности, о непротивлении естественному течению вещей. Даосизм также уделяет большое внимание внутреннему развитию человека и различным методам достижения гармонии и баланса с миром.

Какие символы используются в даосизме?

Главным символом религиозно-культовой системы даосизма является Дао. Дао представляет собой символ Неба и закона бытия. Оно может быть также обозначено как универсальное единство мира и божественный Абсолют. Символом добродетели и спонтанности служит символ воды. Также в даосизме используется символ йин и ян, представляющий противоположности и баланс между ними.

Какое политическое основание имеет конфуцианство?

Конфуцианство имеет политическое основание в виде идеи о гармонии и стабильности общества. Конфуцианцы придерживаются положения о том, что стабильность может быть достигнута только через правильное управление. Они подчеркивают важность руководителей, которые должны быть мудрыми, честными и справедливыми, чтобы обеспечить гармоничные отношения в обществе. Конфуцианство также придерживается идеи о воспитании и образовании, считая, что хорошо образованные люди являются основой стабильного и благополучного общества.

Чем отличается легизм от конфуцианства?

Легизм отличается от конфуцианства своим уклоном в правовую сторону. Легизм подчеркивает роль законов и правительства в обеспечении стабильности и порядка в обществе. Легисты считают, что для достижения порядка нужно введение строгих законов и наказаний за их нарушение. Они также придерживаются идеи о том, что различия в социальном статусе должны быть четко определены и соблюдаться. В отличие от легизма, конфуцианство больше сосредоточено на этике и воспитании, а не на праве и законе.

Что является основой древнекитайской философии?

Основой древнекитайской философии является политическое и социально-экономическое устройство, которое включает в себя три основных направления: конфуцианство, легизм и даосизм.

Какие основные идеи выдвигает конфуцианство?

Конфуцианство выдвигает такие основные идеи, как сохранение традиций, подчинение личных интересов интересам общества, уважение к старшим и выполнение долга перед ними, а также стремление к гармонии и просвещению.

Чем характеризуется легизм?

Легизм характеризуется установлением сильной централизованной власти и жестким контролем над населением. Основной идеей легизма является создание стабильного и благополучного государства путем строгой регламентации всех сфер общественной жизни.

Какие основные идеи пропагандирует даосизм?

Основные идеи даосизма связаны с понятием Дао, которое означает универсальное единство мира и божественный Абсолют. Главной идеей даосизма является стремление к гармонии, естественности и балансу, а также отказ от ненужных усилий и стремления к созиданию.

Какие символы используются в даосизме?

Главным символом религиозно-культовой системы даосизма является символ Дао, представляющий собой закон бытия и универсальное единство мира. Дао также можно обозначить как первопричину всего сущего и божественный Абсолют.

Что такое древнекитайская философия?

Древнекитайская философия - это набор учений и систем мысли, развивавшихся в Китае с древности. Она включает в себя такие направления, как конфуцианство, легизм и даосизм.

Каково политическое основание древнекитайской философии конфуцианство?

Конфуцианство основано на идеях гармонии в обществе и правильного правления. Философия Конфуция учит, что правитель должен быть мудрым и справедливым, чтобы обеспечить процветание страны и счастье народу.

Каково социально-экономическое основание древнекитайской философии легизм?

Легизм представляет собой политическую философию, основанную на идеях закона и сурового наказания. В социально-экономическом плане, легизм призывает к установлению сильной централизованной власти, чтобы обеспечить стабильность и процветание государства.