Мусульманское право и основные его источники

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 30 30 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 14.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Источники и общая характеристика мусульманской (исламской) правовой системы 5
1.1.Общая характеристика мусульманской (исламской) правовой системы 5
1.2. Коран и сунна как источник исламского права 9
1.3.Иджма как источник исламского права 12
1.4.Кияс как источник исламского права 15
Глава 2. Особенности права современных исламских государств 17
2.1. Исламское гражданское право и современное семейное законодательство 17
2.2.Преступления и наказания 25
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29
Фрагмент для ознакомления

У шиитов допускается брак на временный основе, который заключается на определенный срок. По нормам шариата мусульманин не вправе вступать в брак с отступниками от ислама и неверующими. Браки, которые были заключены нарушением данных условий, подлежат расторжению. Однако мусульманину разрешается жениться на женщинах, которые исповедают иную религию, так как предполагается, что муж обратит жену в мусульманскую веру. Женщине-мусульманке запрещается выходить замуж за иноверца.Коран признает за мусульманином право обладать четырьмя женами одновременно. Однако, муж должен предоставить каждой из жен имущество, одежду и жилище, соответствующие ее положению. В практической деятельности содержание нескольких жен, а более того, специальных гаремов с невольницами могут только представители верхушки феодального общества».«Ислам обосновывает зависимое и приниженное положение женщины в семье. Превосходство мужчины обосновывается по нормам Корана следующим положением: «Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них» (4,38).Жена не принимает участия в домашних расходах, возлагающихся на мужа, однако, должна вести домашнее хозяйство и осуществлять воспитание детей. Ее право принимать участие в имущественных отношениях самостоятельно ограничено. Маликиты, к примеру, признают, что жена без согласия мужа могут распоряжаться не более чем 1/3 имущества.Коран разрешает мужу использовать в отношении жены разные наказания, в том числе телесные: «А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте, и покидайте их на ложах, и ударяйте их» (4,38).В мусульманском праве весьма подробно устанавливаются поводы для развода и его процесс. Каждый из четырех браков подлежит расторжению, число дальнейших браков и разводов не регламентируется. Шариат признает несколько разновидностей разводов, отличавшихся как по самой процедуре, так по его правовым последствиям. К примеру, возможен развод на временной основе, предполагающий некий испытательный срок. Несмотря на то, что поводы к разводу были строго определены (отступничество от канонов ислама и др.), муж вправе развестись с женой и не объясняя причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из фра: «соединись с родом» либо «ты отлучена». При разводе муж обязан выделить жене необходимое имущество в соответствии с обычаями. Женщина, находящаяся в разводе, в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, для того, чтобы установить, не беременна ли она. При рождении ребенка он должен быть оставлен в отцовском доме. Жена обладала правом требовать развода лишь через суд, ссылаясь только на строго установленные основания: муж обладал физическими недостатками, не исполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался со своей женой либо не выделяет средств на ее содержание.Весьма запутанным и сложным является наследственное право, которое обладает значительные отличия в различных правовых школах. Были признаны две процедуры наследования: по закону и по завещанию. Завещание не может быть составлено в пользу законных наследников, затрагивать больше 1/3 имущества завещателя, его составление в обязательном порядке требует присутствия двух свидетелей. Особо разработанным является процедура наследования по закону. Из имущества умершего, в первую очередь, покрываются расходы, которые связаны с его погребением, потом должны быть выплачены все его задолженности. Отличительной особенностью шариата признается то, что в рамках наследования переходят лишь имущественные права умершего, а не обязанности, которые не подлежат переходу к наследникам.Все оставшееся имущество после погребения и выплаты долгов переходит к законным наследникам умершего; они подразделялись на несколько категорий, внутри которых предусматривалась своя очередность призвания к наследству. Так, сначала наследство получают дети умершего, после этого его братья, дяди и др. Наследственная доля женщин в два раза меньше доли мужчин. Получить наследство не могут отступники от веры, супруги в разводе, а также лица, которые собственными действиями, хоть и не умышленными, вызвали смерть наследодателя. Только маликиты признают право на наследство за человеком, совершившим убийством, если он руководствовался справедливыми мотивами».2.2.Преступления и наказанияУголовно-правовые нормы представляют из себя плохо разработанную часть шариата. Они отличаются архаичным характером, выражают сравнительно низкий уровень правовой техники. Отсутствует общее понятие преступного деяния, слабо были выработаны такие институты, как соучастие, покушение, обстоятельства, отягчающие и смягчающие вину.«Еще средневековые мусульманские юристы делили преступные деяния на три группы. К первой группе следовало относить преступные деяния, восходившие в соответствии мусульманской доктриной, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались в качестве посягательства на «права Аллаха» и не предполагали прощения. Сюда следует отнести, в первую очередь, отступничество от веры, которое карается смертной казнью. Так же сурово карались самые дерзкие преступные деяния, направленные против порядка управления – сопротивление государственной власти и бунт. К данной группе преступных деяний, которые объявлены тяжким религиозным грехом, относятся кражи, прелюбодеяние, употребление алкогольных напитков, а также ложное обвинение в прелюбодеянии.Вторую группу преступных деяний образует неправомерные действия, признающиеся посягательствами не на права всей общины мусульман, а на права определенных лиц. Положения, их регламентирующие, восходят к обычаям родоплеменного строя, сохраняют следы непосредственной расправы потерпевшего со своим обидчиком. К примеру, умышленное убийство либо смертельное ранение влекут за собой кровную месть со стороны родственников убитого.В шариате, однако, уже устанавливается возможность заменить кровную месть денежным выкупом, если родственники убитого простили убийцу. За совершение неумышленного убийства (по неосторожности) был предусмотрен выкуп, который назначался вместе с двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для иных преступных деяний этой группы, к примеру, за телесные повреждения, ответственность также формировалась по принципу возмездия, то есть талиона. Данный принцип отчетливо предусматривается в Коране, где указывается: «душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмщение» (5, 49).К третьей группе преступных деяний следует отнести действия, не признающиеся наказуемыми во время становления халифата, а по этой причине не упоминаются в главных источниках шариата. С постепенным развитием правовой доктрины и желанием власть имущей верхушки укрепить сформировавшийся порядок в обществе начинают рассматриваться как уголовные преступные деяния и наказываться в судебном порядке такие деяния, как несоблюдение поста, неуплата закята, легкие телесные повреждения, хулиганство, оскорбления, мошенничество и обвешивание, взяточничество, растрата средств, принадлежащих государству, азартные игры и др. Мера наказания по данным делам зависела от мнения, которое высказывалосьмуджтахидами, и от усмотрения некоторых судей».Наказания по мусульманскому праве выражают как догосударственные и архаичные способы мести, так и весьма разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой репрессии.«Преступные деяния первой и второй группы приводят за собой строго установленные и суровые наказания (кисас и хадд). Наказания за преступные деяния, которые относятся к третьей группе (тазир), отличаются большим многообразием и гибкостью (от 2 до 4 разновидностей подобных наказаний), но также обладают ярко выраженным карательным характером. Как было отмечено ранее, шариат допускал, соответственно, узаконивал кровную вражду и месть, талион, а также выкуп в вещах либо денежных средствах в качестве компенсации потерпевшему либо его родственникам, если они отказались от собственного права на кровную месть. В шариате устанавливались характерные для Средних веков устрашающие и жестокие наказания. К примеру, смертная казнь, которая назначалась по целому комплексу преступных деяний, как правило, совершается публично (при помощи четвертования либо повешения), а после этого тело казненного выставляется на всеобщее обозрение и поругание. Такие разновидности казни, как закапывание заживо и утопление, широко применялись. Также можно встретить такие наказания, как отсечение пальцев, ног, рук, битье камнями, бичевание и др. Мусульманское право знает также санкции имущественного характера (штрафы, конфискации и др.), позорящие наказания – лишение права носить чалму, бритье бороды, публичное осуждение и др., а также высылку и ссылку (за мелкие преступные деяния)».ЗаключениеК категории мировых религий относятся христианство, ислам и буддизм. Особенностями этих религий являются: широкое распространение по всему миру; большой исторический период формирования; охватывают представителей многих этносов; особая социальная гибкость, т.е. способность функционировать в различных исторических и социальных средах, привлекать к себе разные социальные слои. Каждая мировая религия оказала значительное влияние на правовое развитие человечества. Ислам сформировал крупнейшую религиозную правовую систему -мусульманское право, которая продолжает функционировать по сей день. Ислам как мировую религию нельзя рассматривать без его правовой основы - мусульманского права, так как оно регулирует основные сферы общественных отношений мусульманской общины.Основным источником мусульманского права является Коран. Правовая значимость Корана выражена в нем самом в словах: «И так Мы ниспослали его как арабский судебник». Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна – «Священное предание», состоящее из рассказов - хадисов - о поступках и высказываниях пророка Мухаммада. Оригинальность мусульманской правовой системы заключается в том, что она основана не на конкретных, строго фиксированных источниках, а на гибкой, подверженной изменениям системе толкования. Мусульманская правовая доктрина признана официальным источником права во многих странах, правовые системы которых содержат элементы мусульманской правовой традиции.Список использованных источников и литературыНаучная и учебная литература:1.Абдуразаков А. А. Мусульманское право в контексте современных политических процессов в мире // Журнал «Юридическая наука». – 2017. – С. 6-72.Абрамова Е. В. Источники права как системная категория // Журнал «Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2018. – С. 393.Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для ... бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — С.2034.Базанаев Н. К. Правовые нормы Ислама //Журнал «Современный ученый». - № 5. – 2017. – С.4185.Володина Н. В., Вавильченкова С. Е. Семейно-брачные отношения в современном мусульманском, иудейском и индуистском праве // Журнал «Современное право». - № 6. – 2017. – С. 90-916.Жаров С. Н., Кадири М. К вопросу об источниках исламского права // Журнал «Вестник Челябинского государственного университета». – 2015. – С. 317. Зубец О. Р. Мусульманское право в современном мире: доктрина и практика // Журнал «Современные тенденции развития науки и технологий». - № 4. – 2016. – С. 588. Иванов Ю. А. Преступление и наказание в мусульманской правовой системе // Журнал «Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики». – 2017. – С. 539. Кудин А. А. Ислам в современном мире // Журнал «Философские науки». - № 3 (10). – 2016. – С. 11310. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — Проспект М, 2017. — 784 с.11. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 19312. Рарогова К. Исламское право, право исламских государств и их соотношение с традиционным международным правом // Журнал «Социально-политические науки». – 2015. – С. 13413. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бака-лавриата / Р. А. Ромашов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 18314. Сравнительное правоведение: учебник для магистратуры / В.Е. Чиркин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — С.9815. Товсултанов С. А. Проблемы в понимании мусульманского права // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». – 2016. – С. 3816. Чиркин В.Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация // Журнал «Право. Журнал Высшей школы экономики». – 2017. – С. 1917. Швецова А. В. Иджма как источник мусульманского права // Журнал «Эволюция российского права». – 2018. – С. 522

Научная и учебная литература:

1.Абдуразаков А. А. Мусульманское право в контексте современных политических процессов в мире // Журнал «Юридическая наука». – 2017. – С. 6-7
2.Абрамова Е. В. Источники права как системная категория // Журнал «Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2018. – С. 39
3.Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для ... бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — С.203
4.Базанаев Н. К. Правовые нормы Ислама //Журнал «Современный ученый». - № 5. – 2017. – С.418
5.Володина Н. В., Вавильченкова С. Е. Семейно-брачные отношения в современном мусульманском, иудейском и индуистском праве // Журнал «Современное право». - № 6. – 2017. – С. 90-91
6.Жаров С. Н., Кадири М. К вопросу об источниках исламского права // Журнал «Вестник Челябинского государственного университета». – 2015. – С. 31
7. Зубец О. Р. Мусульманское право в современном мире: доктрина и практика // Журнал «Современные тенденции развития науки и технологий». - № 4. – 2016. – С. 58
8. Иванов Ю. А. Преступление и наказание в мусульманской правовой системе // Журнал «Современные проблемы юридической науки и правоприменительной практики». – 2017. – С. 53
9. Кудин А. А. Ислам в современном мире // Журнал «Философские науки». - № 3 (10). – 2016. – С. 113
10. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — Проспект М, 2017. — 784 с.
11. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Протасов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 193
12. Рарогова К. Исламское право, право исламских государств и их соотношение с традиционным международным правом // Журнал «Социально-политические науки». – 2015. – С. 134
13. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для академического бака- лавриата / Р. А. Ромашов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 183
14. Сравнительное правоведение: учебник для магистратуры / В.Е. Чиркин. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — С.98
15. Товсултанов С. А. Проблемы в понимании мусульманского права // Журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». – 2016. – С. 38
16. Чиркин В.Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация // Журнал «Право. Журнал Высшей школы экономики». – 2017. – С. 19
17. Швецова А. В. Иджма как источник мусульманского права // Журнал «Эволюция российского права». – 2018. – С. 522

Вопрос-ответ:

Что такое мусульманское право и каковы его основные источники?

Мусульманское право - это система правил и норм, основанная на исламе и предназначенная для регулирования жизни мусульман. Основными источниками мусульманского права являются Коран (священная книга ислама), сунна (пример и учение Пророка Мухаммада), иджма (единодушие мнение ученых) и кияс (аналогия).

Какова общая характеристика мусульманской исламской правовой системы?

Мусульманская исламская правовая система основана на принципе религиозной самоидентификации и стремится обеспечить соблюдение исламских норм и традиций. Она включает в себя различные источники права, такие как Коран, сунна, иджма и кияс, и обладает своими особенностями и принципами.

Что представляет собой Коран и сунна как источник исламского права?

Коран - это священная книга ислама, которая содержит откровения Аллаха, являющиеся основой источника исламского права. Сунна - это пример и учение Пророка Мухаммада, которые также являются важным источником права. Оба эти источника имеют особое значение в формировании мусульманской правовой системы.

В чем заключается роль иджма как источника исламского права?

Иджма - это единодушие мнение ученых или правовых авторитетов, которое играет важную роль в определении исламского права. Решения, принятые коллективно и узаконенные иджмой, признаются обязательными для мусульман и имеют юридическую силу. Иджма служит для согласования правовых позиций и продолжает быть важным источником исламского права.

Что представляет собой кияс как источник исламского права?

Кияс - это аналогия, применяемая для определения законности или незаконности действия на основании сходства или различия между ним и другим действием, описанным в исламском праве. Кияс не является основным источником права, но используется для применения и адаптации исламского права к новым ситуациям или проблемам, которые не были прямо описаны в Коране, сунне или иджме.

Что такое мусульманское право и каковы его основные источники?

Мусульманское право - это система права, основанная на исламской религии и нормах Корана и сунны Пророка Мухаммеда. Его основные источники включают в себя Коран, сунну (традиции Пророка Мухаммеда), иджму (согласие ученых мусульманского сообщества) и кияс (аналогия с исламскими правовыми прецедентами).

Что представляет собой мусульманская исламская правовая система?

Мусульманская исламская правовая система является частью мусульманской цивилизации и основана на исламском праве. Она регулирует все сферы жизни мусульманского сообщества: от личной молитвы и вероисповедания до семейного права, уголовного права и торгового права. Она основана на традиционных принципах истинности, справедливости, равенства и социальной солидарности.

Каковы особенности права современных исламских государств?

Право современных исламских государств, таких как Саудовская Аравия или Иран, обычно базируется на исламском праве и включает в себя элементы исламского гражданского права и семейного законодательства. Такие государства также имеют специфическую уголовную систему, основанную на исламских нормах и шариате. Отличительной особенностью таких государств является непосредственное влияние исламской религии на правовую систему и жизнь граждан.