Сущность природы человека
Заказать уникальный доклад- 12 12 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 10.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Проблема природы человека в философии 4
2.Духовный аспект и ценностное измерение человека 8
Заключение 12
Список литературы 13
Абсолютистско-релятивистская оппозиция. Абсолютистская интерпретация ценностей предполагает, что ценности не являются чем-то постоянным, неизменным, вечным. Фактор абсолютности ценностей связан с природой Универсума или со всемогуществом и всеблагостью Бога. Если согласиться с тем, что ценности являются надындивидуальными, то неизбежно наличие отождествления таких понятий, как истина и ценность. В рамках релятивистской интерпретации ценностей важность имеют субъективные желания и предпочтения человека, признается зависимость ценностей от конкретных обстоятельств времени и места, от этнической, культурной и цивилизационной специфики. Здесь проблема ценностей, по сути, сведена к проблеме оценочного суждения, которое объясняется посредством личностного характера осмысления мира.Ценности не носят гомогенного характера. Именно с этим связана возможность построения иерархии ценностей в зависимости от полноты реализации личности как высшего существа. Иерархия ценностей предполагает их построение от низших к высшим или от высших к низшим. Низшие ценности являются более массовыми, они распределены среди большего числа людей. Им присущ стереотипный и удобный характер. В них присутствует много конформизма. Речь идет о неких усредненных моделях, в которых человек может утратить индивидуальность. Высшие ценности характеризуются доступностью только высокоразвитым субъектам, чаще всего они являются неудобными. Они направлены на развитие, совершенствование человека, заключают в себе нонконформистский заряд, требуют не останавливаться на достигнутом.Осуществляется применение следующих классификаций видов ценностей:∙по содержанию – материальные, политические, социальные и духовные;∙по сферам бытия – ценности природы, культуры, социума, науки и искусства;∙по субъекту – субъективно-личностные и надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие); личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания;∙по роли в жизни человека различаются ценности утилитарные (жилище, питание и т.п.) и духовные.Соответственно этому и у духовного мира личности есть собственная иерархия. Формирование системы (иерархии) ценностей выступает как условие становления личности через усвоение духовных констант культуры, участвующих в обеспечении ее устойчивости и воспроизводства. Особое значение имеет связь духовных ценностей с формированием духовной жизни общества и личности.Нравственную деятельность характеризуют только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающий фактор – это те побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершения добра, реализация чувства долга, достижение определенного идеала и т. д.Таким образом, на базе сформировавшихся в истории философии подходов к проблеме ценности можно понять, что ценности не сводимы к таким сферам, как объективная реальность или область произвольных субъективных определений. Они являются отражением реальной связи человека и мира, природных и социальных явлений, обладающих положительной социальной значимостью для общественной и личностной жизнедеятельности.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Человеческая природа дуальна, то есть, человек – это и духовное, и биосоциальное существо. Соответственно, в философии произошло становление двух позиций относительно человеческой природы – идеалистической (настаивает на том, что преобладает духовная позиция), материалистическая (преобладает биологическое и социальное в природе человека). В своем бытии, в жизни в обществе человек ориентирован на ценности. Благодаря ценностным основам человек выстраивает свое поведение согласно морально-нравственным нормам. Кроме того, именно ценности ориентируют жизнь личности, влияют на то, как человек расставляет приоритеты. Если мы рассматривает человека как духовное существо, то, безусловно, здесь на первый план выходит обязательное стремление личности к совершенствованию как цель бытия. В целом, в мировой философии неоднократно высказывалась идея о том, что смысл человеческого бытия отнюдь не состоит только в материальной реализации, плоскость смысла человеческой жизни лежит в сфере духовного наполнения.Список литературыГусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1999. http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ehtika_i_ehstetika/gusejnov-apresyan-etika-uchebnikКассирер Э. Проблема человека в западной философии // Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. М., 1988. Реале, Д., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://society.polbu.ru/reale_westphiloiv/ch19_all.htmlФишер К. История Новой философии: Рене Декарт. М.: Изд-во АСТ, 2004. Шаров А. Покушение на мысль? // Наука и жизнь, № 4, 1994.
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1999. http://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ehtika_i_ehstetika/gusejnov-apresyan-etika-uchebnik
2. Кассирер Э. Проблема человека в западной философии // Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. М., 1988.
3. Реале, Д., Антисери, Д. Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://society.polbu.ru/reale_westphiloiv/ch19_all.html
4. Фишер К. История Новой философии: Рене Декарт. М.: Изд-во АСТ, 2004.
5. Шаров А. Покушение на мысль? // Наука и жизнь, № 4, 1994.
Вопрос-ответ:
Что предполагает абсолютистская интерпретация ценностей?
Абсолютистская интерпретация ценностей предполагает, что ценности не являются чем-то постоянным, неизменным и вечным. Фактор абсолютности ценностей связан с природой Универсума или со всемогуществом и всеблагостью Бога.
Что означает, если ценности являются надындивидуальными?
Если ценности являются надындивидуальными, это означает, что они не зависят от индивидуальных характеристик или предпочтений отдельного человека. Они обладают объективной природой и существуют независимо от конкретных индивидуальных субъектов.
Какие аспекты природы человека рассматриваются в философии?
В философии рассматриваются различные аспекты природы человека, включая его физическую, психологическую и духовную природу. Философы исследуют вопросы о смысле и цели человеческого существования, о свободе и ответственности, а также о природе и происхождении человеческих ценностей.
Что означает духовный аспект в природе человека?
Духовный аспект в природе человека относится к его способности к рефлексии, самосознанию, сознательному выбору и свободе воли. Он связан с поиском смысла жизни, духовным развитием, моральными и этическими ценностями. Духовное измерение человека направляет его поведение, поиск счастья и самореализацию.
Какие аргументы приводятся в поддержку абсолютистской интерпретации ценностей?
В поддержку абсолютистской интерпретации ценностей приводятся аргументы, основанные на вере в их объективность, независимо от субъективного опыта или мнений. Также указывается на то, что абсолютные ценности служат основой для установления моральных норм и принципов, обеспечивая стабильность и порядок в обществе.
Какие взгляды предлагают абсолютистско-релятивистская оппозиция?
Абсолютистская интерпретация ценностей предполагает, что ценности не являются чем-то постоянным, неизменным, вечным. Фактор абсолютности ценностей связан с природой Универсума или со всемогуществом и всеблагостью Бога. Если согласиться с тем, что ценности являются надындивидуальными, то неизбежно нал
Чем объясняется абсолютистская интерпретация ценностей?
Абсолютистская интерпретация ценностей связывает их фактор абсолютности с природой Универсума или со всемогуществом и всеблагостью Бога. Это означает, что ценности считаются постоянными, неизменными и вечными, представляющими самую высшую ценность для человека.
Что понимается под релятивистской интерпретацией ценностей?
Релятивистская интерпретация ценностей предполагает, что ценности являются относительными и зависят от индивидуальных предпочтений и убеждений каждого человека. В этом случае ценности могут меняться и варьироваться в разных культурах и социальных группах.
Какова сущность природы человека с точки зрения философии?
Философия рассматривает природу человека как сложное сочетание физических, психических, социальных и духовных аспектов. Сущность человека в философии может быть определена как уникальное существо, обладающее разумом, свободой воли и способностью к моральному выбору и самоопределению.
Какие аспекты рассматриваются в духовном и ценностном измерении человека?
В духовном и ценностном измерении человека рассматриваются его внутренние убеждения, ценности, мировоззрение, нравственность и способность к самореализации. Духовный аспект относится к сфере человеческого духа, его связи с высшими ценностями и стремлению к духовному развитию.