Развитие представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста средством мультипликациями
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 12.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста средством мультипликациями 6
1.1. Психолого-педагогические основы развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста 6
1.2. Мультипликация как средство развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста 10
2. Экспериментальное исследование развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста средством мультипликации 16
2.1. Выявление уровня развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста 16
2.2. Практическая работа по развитию представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста средством мультипликации 20
Заключение 27
Список литературы 29
Заключительная беседа была на тему "Мои добрые дела", где несколько детей говорили о добрых делах, которые они совершили: "Я помогала маме по дому", "Мне было жаль и я утешала брата, когда он упал на улицу".
Следующей формой работы с детьми стали иллюстрации "хороших и плохих дел". Дети с интересом смотрели на иллюстрации и отвечали на вопросы. Во время работы с иллюстрациями дети рисовали рисунки с изображением хороших и плохих поступков. Рисунки хорошего и плохого поведения были нарисованы детьми яркими красками, а картинки плохого поведения были нарисованы темными красками. Также проводились дидактические игры с детьми: "Различные действия героев мультфильмов" и "Плохое поведение", направленные на формирование навыков различать хорошее и плохое поведение. Дети не испытывали трудностей с игрой: они открывали карточку на фланельграфе и правильно называли показанное на ней действие (хорошее или плохое) и объясняли свой выбор. Дети справились со второй игрой "хорошо это или плохо", но сделали несколько ошибок, а потом исправили их.
Более сложная работа была проделана с фрагментами мультфильма через решение проблемных ситуаций мультфильма. С помощью метода "стоп-кадра" внимание детей было привлечено к моральному конфликту, который необходимо было разрешить, предложив варианты дальнейшего реверсирования событий. Например, в ходе работы над мультфильмом "Пудя", в сюжете которого герои столкнулись с противоречивой ситуацией: признаться папе в совершенном негативном поступке или спрятать его, оставив виновным любимую собаку. Большинство детей предложили героям признаться в своей вине ("Я бы сказал папе правду"). Некоторые дети пытались оправдать героев и предлагали им компромиссные решения ("Нужно было сшить порванный кусок шубы").
Следующая тема, "Другое настроение", включала в себя показ мультфильмов: "Ой и ай", "Заюшкина хижина" и "Маленький енот". Для решения этих задач мы использовали работу с отдельными фрагментами мультфильма, сюжетами, где наиболее ярко проявляются эмоции героев. После просмотра мультфильмов мы проводили беседы с детьми, чтобы обсудить эмоции и чувства, которые переживали герои на протяжении всего мультфильма: "Что чувствовал кролик, когда его выгнали", "Какое было настроение у кролика-куна в начале мультфильма? На следующем занятии с детьми был проведен обзор альбома "Разные эмоции". Дети с интересом смотрели на иллюстрации и отвечали на вопросы. Инсценировка мультфильма "Заюшкина хижина" прошла успешно. Сначала была проведена предварительная работа с детьми, которая включала в себя демонстрацию мультфильма "Заюшкина хижина", беседу о мультфильме, раздачу ролей, упражнения с детьми в изображении чувств героев, усвоение ролей: умение четко, ритмично говорить, договариваться об окончании слов. Инсценировка позволила детям понять эмоциональное состояние героев, пережить эмоции героев на себе и передать их через жесты и мимику.
Рисование с детьми "Дорисую эмоции героя мультфильма" вызвало много положительных эмоций. Им нравилось рисовать эмоции героев мультфильма. Например, у героя мультфильма "Маленький енот" был ребенок, который рисовал эмоции страха и объяснял это тем, что Маленький енот очень труслив и боялся быть отраженным в озере. Большинство детей справилось с дидактической игрой "Назови эмоцию", но некоторые из них перепутали эмоцию страха с эмоцией удивления. Дидактическая игра - лото "Эмоции героев мультфильма" всем детям очень понравилась, ведь целью было выиграть, закрыв все карты на своем игровом поле. Дети очень хотели выиграть, поэтому внимательно смотрели, какие карты показывает ведущий и соотносили их с иконкой на доске. Всем настолько понравилась эта игра, что дети попросили повторить эту игру несколько раз.
Для раскрытия темы "Культура поведения" детям был показан мультфильм "Винни-Пух ходит в гости". Все дети внимательно смотрели мультфильм и не отвлекались. После просмотра мультфильма дети поговорили о культуре посещения. Дети активно отвечали на все вопросы разговора, дополняя друг друга. Например, на вопрос "Правильно ли вели себя гости?" один из детей ответил: "Нет, они пришли в гости без приглашения, а Винни-Пух вёл себя неправильно за столом, он ел руками и просил добавки". В конце беседы с детьми был подведён итог, как вести себя в гостях.
Следующий разговор состоялся по просмотренному мультфильму "Неблагодарный козлик". Разговор в мультфильме был очень живым: каждый ребенок хотел принять участие в разговоре, ответить на вопросы и высказать свою точку зрения.
На следующем занятии с детьми прошла игра "Уроки этикета": дети смотрели альбом с иллюстрациями, в котором были изображены правила культуры поведения за столом, в гостях, в детском саду и в общественных местах. Дети интересовались иллюстрациями и отвечали на вопросы. В игровой форме с детьми была проведена речевая игра с шариком "Вежливые слова", направленная на формирование речевого этикета.
Воспитатель бросила мяч детям и задала вопрос, например, "Что ты должен сказать, когда тебе кто-то помогает? Дети не испытывали трудностей при выполнении этого задания. Также были организованы ролевые игры "Визит" и "Детский сад", в которых дети играли в самостоятельную деятельность.
Последняя тема "Отношения между детьми" включала в себя показ мультфильмов: "Самый большой друг", "Подарок слону" и "Грибок - Теремок". После просмотра мультфильмов с детьми обсуждались такие качества, как доброта, взаимопомощь и умение быть друзьями, анализировались действия героев мультфильмов. Например, по запросу: "Был ли бегемот - настоящий друг, а почему бы и нет?" - ответил ребенок: "Нет, не был, он не спас девочку, когда она попала в беду. В конце разговора были произнесены пословицы и поговорки, которые дети должны были объяснить, например, пословицу "Держитесь друг за друга - не бойтесь ничего", ребенок объяснил следующим образом: "Когда у тебя есть друг, тебе нечего бояться, потому что он всегда будет помогать в беде", а с детьми был сделан вывод, что настоящий друг - это тот, кто всегда будет помогать и не уйдет в беде. В театрализованной деятельности с детьми был поставлен фрагмент мультфильма "Грибок - теремок". Благодаря инсценировке дети лучше поняли содержание мультфильма, последовательность событий, их развитие и нравственную тематику мультфильма.
Таким образом, с учетом результатов проведенной на констатирующем этапе диагностики нами был разработан проект «Воспитание мультфильмом». Разработанные формы работы с детьми включали работу в различных видах деятельности (познавательная, речевая, театральная, музыкальная, визуальная, игровая и т.д.) и были разделены на четыре темы: Человек и его поступки", "Разное настроение", "Культура поведения" и "Взаимоотношения между детьми". В работе использовались такие методы, как просмотр мультфильмов, разговоры о содержании мультфильмов, просмотр иллюстраций, постановка фрагментов мультфильмов, прослушивание и разучивание песен из мультфильмов, дидактические, речевые и сказочные ролевые игры на основе просмотренных мультфильмов и др. Мультфильмы для работы с детьми подбирались с учетом требований к подбору кинопродукции, которые изложены в теоретической части исследования. В качестве материалов для работы с детьми использовались советские мультфильмы производства киностудии "Союзмультфильм". В работе использовались в основном короткометражные мультфильмы, длина которых не превышала 10 минут.
Заключение
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Развитие представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста является важным для общего развития личности ребенка и обусловлено системой факторов и условий, которые обеспечивают формирование нравственных представлений у ребенка. Поэтому овладение детьми этическими понятиями и моральными ценностями является сложным многоступенчатым процессом, осуществлению которого может поспособствовать использование мультипликации.
Проведенный нами анализ потенциальных возможностей мультипликационного искусства позволяет вести речь о том, что в мультфильмах заложены воспитательные возможности для обогащения морального опыта ребенка дошкольного возраста. Мультфильм как произведение искусства за счет своей метафоричности и схватывания целостного образа углубляет возможности и расширяет границы используемых педагогом методов и приемов развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста.
Проанализировав теоретические основы развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста средством мультипликациями, мы провели опытно-экспериментальную работу в младшей группе детского сада.
Работа осуществлялась нами на базе МДОУ Детский сад. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-7 лет. На основании проведенной диагностики можно сделать вывод, что у большей части детей уровень развития представлений о моральных нормах и образцах поведения - низкий или ниже среднего. Уровень любви к людям и окружающему миру у детей также низкий или средний. Уровень послушания у детей в большинстве своем, средний. Все это свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на развитие представлений о моральных нормах и образцах поведения детей дошкольного возраста.
С учетом результатов проведенной на констатирующем этапе диагностики нами был разработан проект «Воспитание мультфильмом». Разработанные формы работы с детьми включали работу в различных видах деятельности (познавательная, речевая, театральная, музыкальная, визуальная, игровая и т.д.) и были разделены на четыре темы: Человек и его поступки", "Разное настроение", "Культура поведения" и "Взаимоотношения между детьми". В работе использовались такие методы, как просмотр мультфильмов, разговоры о содержании мультфильмов, просмотр иллюстраций, постановка фрагментов мультфильмов, прослушивание и разучивание песен из мультфильмов, дидактические, речевые и сказочные ролевые игры на основе просмотренных мультфильмов и др. Мультфильмы для работы с детьми подбирались с учетом требований к подбору кинопродукции, которые изложены в теоретической части исследования. В качестве материалов для работы с детьми использовались советские мультфильмы производства киностудии "Союзмультфильм". В работе использовались в основном короткометражные мультфильмы, длина которых не превышала 10 минут.
Список литературы
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: моногр. / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 2013. 213 с
Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.
Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 80 с.
Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм!: метод. пособие / А. Ф. Бурухина. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2011. – 89 с.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы: метод. пособие / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
Карпова И.И. Формирование представлений старших дошкольников о добре и зле как условие социальной адаптации / И.И. Карпова, Г.В. Чалкова // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса / Под общ. ред. В.Н. Крылова. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. – С. 254-259.
Троицкая, И. Ю. Специфика формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста / И. Ю. Троицкая, И. И. Карпова, Г. В. Чалкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 74-76.
Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
Коломийченко, Л.В. Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 5. – С. 197-208. 64
Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 121 с
Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 457 с
2
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: моногр. / Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
2. Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 2013. 213 с
3. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. - 318 c.
4. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 80 с.
5. Бурухина, А. Ф. Внимание! Мультфильм!: метод. пособие / А. Ф. Бурухина. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2011. – 89 с.
6. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
7. Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы: метод. пособие / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
8. Карпова И.И. Формирование представлений старших дошкольников о добре и зле как условие социальной адаптации / И.И. Карпова, Г.В. Чалкова // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса / Под общ. ред. В.Н. Крылова. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. – С. 254-259.
9. Троицкая, И. Ю. Специфика формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста / И. Ю. Троицкая, И. И. Карпова, Г. В. Чалкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 74-76.
10. Коломийченко, Л. В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
11. Коломийченко, Л.В. Проблема комплексного применения ведущих теоретических подходов к решению задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 5. – С. 197-208. 64
12. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 121 с
13. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
15. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 457 с
Вопрос-ответ:
Какие основы лежат в основе развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультипликаций?
Основой развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультипликаций являются психолого-педагогические принципы. Дети в этом возрасте активно воспринимают информацию через игру и визуальные образы, поэтому использование мультипликаций стимулирует их развитие и формирование моральных ценностей.
Как мультипликация помогает развитию представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста?
Мультипликация играет важную роль в развитии представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста. Она позволяет передать сложные понятия и ситуации через визуальные образы и ярких персонажей, привлекая внимание и увлекая детей. Это помогает им лучше понять, какие действия считаются морально правильными, осознать последствия своего поведения и формировать свои собственные нормы и ценности.
Какие психолого-педагогические принципы лежат в основе развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультипликаций?
Развитие представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультипликаций основывается на таких психолого-педагогических принципах, как игровой подход, наглядность, эмоциональная нагрузка и последовательность обучения. Игровой подход позволяет детям активно включаться в процесс обучения и экспериментировать с различными ситуациями. Наглядность мультфильмов помогает детям лучше понимать и запоминать представления о моральных нормах и образцах поведения. Эмоциональная нагрузка в мультипликациях помогает детям легче воспринимать и усваивать информацию. Последовательность обучения позволяет постепенно углублять знания о моральных нормах и формировать стабильные представления.
Какие теоретические основы лежат в основе развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста средством мультфильмов?
Развитие представлений о моральных нормах у детей дошкольного возраста основывается на психолого-педагогических принципах, которые предполагают формирование положительных ценностных ориентаций и нравственных норм. Мультфильмы являются эффективным средством для достижения этих целей, так как они передают различные ситуации и примеры поведения, которые могут служить образцом для детей.
Как мультфильмы помогают развивать представления о моральных нормах у детей дошкольного возраста?
Мультфильмы, благодаря своей наглядности и простоте, способны привлечь внимание детей и помочь им усвоить правила и нормы поведения. Они предлагают детям разнообразные ситуации, в которых герои мультфильма осуществляют нравственные и моральные поступки. Это позволяет детям узнать, как правильно вести себя и какие ценности следует придерживаться.
Какие психолого-педагогические основы используются при развитии представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультфильмов?
При развитии представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультфильмов используются такие психолого-педагогические основы, как наблюдение, имитация, обучение игре, обратная связь и поощрение. Дети наблюдают за героями мультфильмов, имитируют их поведение, играют в ситуации, а затем получают обратную связь и поощрение отзывами и похвалами взрослых.
Почему мультфильмы являются эффективным средством для развития моральных норм у детей дошкольного возраста?
Мультфильмы являются эффективным средством для развития моральных норм у детей дошкольного возраста, так как они визуально и эмоционально запоминающиеся. Они передают детям разнообразные примеры поведения и позволяют им видеть, какие результаты приводят к различным поступкам. Мультфильмы также помогают детям осознать свои эмоции и чувства, а также научиться принимать решения на основе правильных моральных ценностей.
Какие теоретические основы лежат в основе развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультипликаций?
Развитие представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультипликаций базируется на психолого-педагогических основах. Одной из ключевых теоретических основ является социокультурный подход, который утверждает, что моральные нормы и образцы поведения формируются и развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой, включая семью, детский сад и социум в целом. Также важную роль играет социальное восприятие и имитация моделей поведения, которые представлены в мультипликационных фильмах и мультфильмах.
Как мультипликации могут быть использованы в развитии представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста?
Мультипликации могут быть использованы в развитии представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста, так как они являются эффективным и доступным средством передачи информации и формирования ценностных ориентаций. В мультипликациях дети могут увидеть примеры как правильного поведения, так и ошибок, которые помогут им сформировать свои представления о морали. Благодаря яркой и запоминающейся графике мультипликаций, дети легко усваивают информацию и ассимилируют новые образцы поведения.
Какой вклад в развитие представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста может внести семья?
Семья играет важную роль в развитии представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста. В рамках семейного воспитания родители могут использовать мультипликации в качестве инструмента для обсуждения и объяснения моральных ценностей и правил поведения. Они могут смотреть мультипликации вместе с ребенком, задавать вопросы о происходящем, обсуждать примеры хорошего и плохого поведения, выяснять, почему некоторые действия являются морально неправильными и какие в этом есть последствия. Таким образом, семья может помочь ребенку развить понимание моральных норм и статья ответственным и этически осознанным человеком.
Какие теоретические основы лежат в основе развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультфильмов?
Теоретическими основами развития представлений о моральных нормах и образцах поведения у детей дошкольного возраста с помощью мультфильмов являются психолого-педагогические принципы. В основе такого развития лежат идеи о том, что дети воспринимают информацию из мультфильмов легче и лучше, чем из других источников, и что мультфильмы способствуют формированию этических ценностей и нравственного образования.