Таможенно-тарифная система и таможенное законодательство в период НЭПа (1921-1927 гг.)
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 12.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Анализ предпосылок для введения НЭПа 6
Глава 2. Законодательство в таможенной сфере в период НЭПа 11
Глава 3. Особенности таможенно-тарифной системы в период НЭПа 18
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Для решения этих задач использовались следующие способы:установление высоких ввозных пошлин (в виде разницы между фабричными ценами на товары отечественного и заграничного производства). При этом соблюдался порядок, при котором установление высокого таможенного обложения в каждом отдельном случае определялось важностью покровительственной отрасли промышленности;беспошлинный ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов, предметов машинного оборудования, не производящихся в стране, но крайне необходимых национальной промышленности;введение высоких и даже запретительных пошлин на те виды товаров, которые производились в стране в достаточном количестве;введение умеренных пошлин на хлопок и шерсть;умеренные пошлины на руды и лесной материал, если они производились в стране в достаточном количестве;беспошлинный ввоз сахара, спирта, нефтяных и текстильных изделий.С целью защиты сельского хозяйства вводились следующие таможенно-тарифные меры:беспошлинно ввозились сельскохозяйственные машины, семена, удобрения, средства борьбы с вредителями, азотистые удобрения, сельскохозяйственные машины;умеренные и низкие пошлины были установлены на товары, хотя и производящиеся в стране, но не в достаточном количестве и с низким качеством;к беспошлинному ввозу допускались те виды сельскохозяйственного сырья и продовольственные товары, вывоз которых не мог отразиться на производстве хлеба, кормовых семян, масла и др.С целью защиты интересов финансового хозяйства устанавливались высокие пошлины на главнейшие товары ввоза и поощрялись вывоз сырья, продуктов продовольствия и различных изделий, устанавливались также фискальные пошлины, высокие пошлины на предметы роскоши и более умеренные на предметы широкого потребления. Высокие вывозные пошлины устанавливались на вывоз платины, сантонина и других предметов.С учетом потребностей в лекарственных препаратах допускался их ввоз исходя из потребностей страны.Особые льготы устанавливались жителям окраинных областей Севера и Дальнего Востока. Льготы предоставлялись для товаров, ввозимых в Мурманск и Владивосток.Специальные тарифы вводились по азиатской и персидской торговле, особые тарифы были для Туркестана и китайской границы. Для стран Запада использовались общие тарифы по европейской торговле, для Востока – конвенционные.Остановимся на фискальном значении таможенных пошлин как следствии таможенной политики, т.е. на таможенных доходах.Динамику поступления таможенных доходов иллюстрируют следующие цифры. В октябре 1922 г. в Государственный банк поступило 5,7 млн. золотых руб.; в ноябре – 7,5 млн. золотых руб.; в декабре – 3,7 млн. золотых руб.; в январе 1923 г. – 2,8 млн. золотых руб.; в феврале – 3,3 млн. золотых руб. и в марте – 5,2 млн. золотых руб.Скачкообразное поступление таможенного дохода не случайно. 1922 г. был годом полного протекционизма, а в 1923 г. существующий тариф был частично пересмотрен. В этот период (октябрь, ноябрь, декабрь 1922 г. и февраль, март 1923 г.) доля таможенных поступлений составляла 18 – 35% от общегосударственных поступлений.В эти годы таможенная политика формировалась в условиях разрухи, а финансовое положение страны полностью зависело и базировалось на вывозе (экспорте).Лишь к 1923 г.стал отмечаться процесс восстановления производительных сил Советской России и восстановление экспорта. Но показатели и импорта, и экспорта на душу населения в сравнении с 1913 г. были значительно ниже:Таблица 2.2 Импорт и экспорт товаров России за 1920 – 1922 годы в сравнении с 1913 годомПериодИмпорт на душу населенияЭкспорт на душу населенияПо полугодиямруб.%руб.%Среднее за полугодие 1909–1913 гг.3,351004,41100Первая половина 1920–1921 гг.0,5215,50,00120,3Первая половина 1921–1922 гг.0,8224,10,153,4Первая половина 1922 0 1923 гг.0,6419,10,409,7Сопоставление с довоенным оборотом показывает, что доля импорта и экспорта в процентном отношении на душу населения незначительна. Импорт достиг высшей точки в первом полугодии 1921–1922 гг., а затем стал сокращаться. Экспорт стабильно поднимался вверх, что безусловно определялось общим хозяйственным положением, которое лишь в середине 20-х годов стало улучшаться.Важной стороной деятельности таможенной политики является охрана монополии внешней торговли, борьба с контрабандой. В двадцатые годы экономическая контрабанда на границах РСФСР достигла наибольшего размера. Она стала опасным врагом народного хозяйства.Частная инициатива, выдвинутая НЭП, легализовала торговлю. Но государство в этот период преградило поток товаров через границу легальным и нелегальным путем. В этих условиях наиболее легким способом прорыва хозяйственного фронта стала контрабанда. Для многих жителей, особенно приграничных районов, она превратилась в промысел. Номенклатура товаров контрабандистов была обширной. Только в первом полугодии 1922 г. номенклатура вывозимых контрабандой товаров насчитывала 126 наименований, основное место в которой занимали сырье, иностранная валюта, золото, серебро, изделия из них и драгоценные камни.Номенклатура привозной контрабанды насчитывала 139 наименований, преобладали предметы роскоши, вина, спирт, галантерея, а в районах Средней Азии и Дальнего Востока – чай.Поскольку контрабанда подрывала государственную монополию внешней торговли, ослабляя борьбу с иностранным капиталом, нарушала плановое хозяйство и тем самым замедляла восстановление народного хозяйства и развитие экономики, 25 октября 1922 г. была установлена в новом составе Центральная комиссия по борьбе с контрабандой во главе с представителем таможенного ведомства. К борьбе с контрабандой привлекались пограничники, местная милиция и население приграничных районов.Статистика показывает, что в начале 20-х годов основная тяжесть борьбы легла на пограничную охрану, которая задерживала основную часть незаконно перемещаемых товаров. К середине 20-х годов положение изменилось: на таможенные учреждения приходилось две трети задержаний.Ценность задержанных товаров в денежном выражении в 1923 г. (млн. руб.) иллюстрируют данные из таблицы.Как следует из таблицы, более половины всей задержанной контрабанды в 1922 г., как по количеству, так и по ценности, приходится на таможенные органы.Таблица 2.3 Объемы и виды контрабандных товаров, выявленных таможенными органами РСФСР в 1923 годуУчастникзадержанияВывозВвозВсегоПроцент соотношенийЧислозадержЦенностьЧислозадержЦенностьЧислозадержЦенностьПо количествуПо ценностиТаможенныеучреждения7551935514398690680515388411254,452,8ОО ГПУ4096779147530577939857780541,434,4Погранохрана44517932159424729539857780541,434,4Милиция и уголовный розыск1229723852103303972133024,212,8Из-за незначительности пассажиров сведения о задержаниях в пассажирском движении и статистические данные о движении международных посылок не могут быть показательны. Следует сказать, что контрабанда оказывала разлагающее влияние на таможенных работников. Устранить его можно было только, обеспечив население предметами контрабандной номенклатуры и обеспечив материальные потребности участников борьбы с незаконным перемещением товаров. В то же время борьба с контрабандой показала, что таможенное ведомство как экономический орган существенно пополняет бюджет государства и, отстаивая монополию внешней торговли, осуществляет государственную таможенную политику. Это подтверждают следующие цифры. Вывоз за 11 месяцев 1922 г. увеличился в 4, 5 раза, ввоз – в 2,6 раза, грузооборот – в 3, 5 раза. К концу нэпа внешнеторговый оборот составил 50% внешнеторгового оборота периода 1913 г.Создавались и таможенные организации. На протяжении 54 900-км границы в середине 20-х годов действовало 367 таможенных учреждений со штатной численностью 5920 единиц.В связи с изменением таможенной политики, направленное на государственное регулирование внешней торговли, значение таможенных органов снизилось, к 1927 г. действовали лишь 176 таможенных учреждений, а их штаты сократились в два раза.ЗаключениеНовая экономическая политика начала реализовываться в ситуации, когда рухнул старый экономический механизм необходимо было создавать новый. Очевидно, что сразу, на руинах неработающий экономики российской империи создать новый механизм практически невозможно. Совершенно не работает система экономических взаимосвязей между различными хозяйствующими субъектами, де-факто не существует финансовая, налоговая система государства, отсутствует эффективные механизмы управления экономическими и политическими процессами. В какой ситуации единственному логичным решением, которое позволит хоть как-то запустить экономику, являлась внедрение рыночных механизмов, в расчёте на то что рыночное саморегулирование так или иначе позволит нам хотя бы какой-то это экономический процесс, обеспечить существование экономики страны, а значит и самой страны.Новая экономическая политика сумела решить задачу. Но, необходимо понимать, что сущность нэпа радикально не соответствовало тому, какие задачи стояли перед государством уже в середине двадцатых годов XX века. Это сразу становится очевидным, если рассматривать темпы экономического развития страны. В 1928 году СССР только-только начал выходить на уровень российской империи 1913 года, но примерно в это же время и крупные, развитые страны, вернулись к экономическому состоянию, которое они имели в 1913 году. Отставание СССР от ведущих экономик мира не уменьшилось, а скорее увеличилось. НЭП с помощью развитие частной инициативы, рыночных механизмов, позволил восстановить разрушенную экономику. Но к середине, а тем более к концу двадцатых годов он превратился в тормоз дальнейшего хозяйственного развития. Для того, чтобы ускоренными темпами догонять уходящий вперёд развитые страны в преддверии приближающийся войны необходимо было организовать совершенно другой уровень концентрации капитала и темпы роста экономики. Именно это стало причиной отказа от нэпа как это основной экономической политики страны.К тем не менее нэп обеспечил выживание страны в самый тяжелый период, когда самая счастливая была под угрозой. При этом он позволил реализовать такие элементы, которые используются до сих пор. Это формирование фактически смешанной экономики, которая является основой экономического механизма современных стран. Формирование механизмов государственного регулирования экономики, причём механизмов не командно-административной, а в первую очередь экономических и финансовых. Произошло это ещё до того, как результате великой депрессии в остальном мире приобрели популярность работы Джона Мейнарда Кейнса. А для истории России принципиально важно то, что подготовил возможности для дальнейшего экономического рывка, я с резким ростом эффективности экономики, который обеспечила концентрация капитала во всех отраслях народного хозяйства, начиная с резкого укрупнения сельхозпроизводители за счёт коллективизации, что позволило резко поднять эффективность сельского хозяйства и высвободить миллионы рабочих рук для промышленности, и заканчивая накоплением государством значительных резервов, которые концентрированный использовались для развития ключевых, важнейших отраслей промышленности. Именно это позволило подготовить СССР к началу второй мировой войны.Список использованной литературыДекрет СНК РСФСР от 29 июня 1918 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» // СУ РСФСР. — 1918. — № 4. — Ст. 197.Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1923 года «О национализации внешней торговли» // СУ РСФСР. — 1924. — № 5. — Ст. 34.Алексеев Г.М. Власть и рынок в условиях НЭПа // Власть. – 2011. – №8. – C. 129-132.Алексеев Г.М. Власть и рынок в условиях НЭПа // Власть. – 2011. – №8. – C. 129-132.Васильев А.А. Аграрно-продовольственная политика государства в период нэпа // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 5 (24).Верещагин А.С., Хайртдинов Р.Х. История российского предпринимательства: от истоков до начала ХХ века. учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2009 – 245 С. 57.Внешняя торговля России в 1922 - 1923 хозяйственном году : Сборник статей / Под. ред. В. Г. Громан и др. - М. : Экон. жизнь, 1923. - 232 сГаврилов К.Г. Организационно-правовые формы частных коммерческих предприятий в промышленности РСФСР в период новой экономической политики (1921 – 1929 гг.) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 23. С. 353–361Голотик С.И., Данилин А.Б., Евсеева Е.Н., Карпенко С.В. Советская Россия в 20-е гг.: НЭП, власть большевиков и общество // Новый исторический вестник. – 2000. – №2. – C. 122-181.Голотик С.И., Данилин А.Б., Евсеева Е.Н., Карпенко С.В. Советская Россия в 20-е гг.: НЭП, власть большевиков и общество // Новый исторический вестник. – 2000. – №2. – C. 122-181.ГориновМ.М. Социально-экономическая ситуация второй половины 20-х годов и проблемы внутрипартийной борьбы // Историческое значение НЭПа : сб. ст. – М., 1990.Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1923 года «О национализации внешней торговли» // СУ РСФСР. — 1924. — № 5. — Ст. 34.Декрет СНК РСФСР от 29 июня 1918 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» // СУ РСФСР. — 1918. — № 4. — Ст. 197.Дэвис Р. От царизма к НЭПу // Вопросы истории. – 1992. – №8–9Журавлев В.В. Политическая история России / отв. ред. В.В. Журавлев. М.: Юристъ, 1998.Левин М. Российские крестьяне и советская власть. Исследование коллективизации // Отечественная история. – 1994. – №4–5ЛельчукВ.С. Политика «большого скачка» (1928–1941 гг.) // Наше отечество (опыт политической истории). – М., 1991. – Т. 2.Оришев А.Б., Тарасенко В.Н. Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ: монография. М.: ИЦРИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016.Правда., газета, 1927. – 18 октСтрумилин С. Г. Статистика и экономика. М., 1979. С. 326Ханин Г.И. Почему и когда погиб НЭП // ЭКО №10 1989 С.66-83Энциклопедия советского импорта. – М., 1928. – С. 154.Ярославцева Т.А. Концессии как форма сотрудничества власти и бизнеса (результаты и проблемы) // Власть. 2009. № 9. С. 134–137.Яхутль Ю. А. Кризисы НЭПа: второй кризис новой экономической политики 1925 г // ИСОМ. – 2012. – №3. – C. 64-68.Яхутль Ю.А. Проблемы НЭПа в отечественной историографии // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 1р. С. 43
1. Декрет СНК РСФСР от 29 июня 1918 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» // СУ РСФСР. — 1918. — № 4. — Ст. 197.
2. Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1923 года «О национализации внешней торговли» // СУ РСФСР. — 1924. — № 5. — Ст. 34.
3. Алексеев Г.М. Власть и рынок в условиях НЭПа // Власть. – 2011. – №8. – C. 129-132.
4. Алексеев Г.М. Власть и рынок в условиях НЭПа // Власть. – 2011. – №8. – C. 129-132.
5. Васильев А.А. Аграрно-продовольственная политика государства в период нэпа // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 5 (24).
6. Верещагин А.С., Хайртдинов Р.Х. История российского предпринимательства: от истоков до начала ХХ века. учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2009 – 245 С. 57.
7. Внешняя торговля России в 1922 - 1923 хозяйственном году : Сборник статей / Под. ред. В. Г. Громан и др. - М. : Экон. жизнь, 1923. - 232 с
8. Гаврилов К.Г. Организационно-правовые формы частных коммерческих предприятий в промышленности РСФСР в период новой экономической политики (1921 – 1929 гг.) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 23. С. 353–361
9. Голотик С.И., Данилин А.Б., Евсеева Е.Н., Карпенко С.В. Советская Россия в 20-е гг.: НЭП, власть большевиков и общество // Новый исторический вестник. – 2000. – №2. – C. 122-181.
10. Голотик С.И., Данилин А.Б., Евсеева Е.Н., Карпенко С.В. Советская Россия в 20-е гг.: НЭП, власть большевиков и общество // Новый исторический вестник. – 2000. – №2. – C. 122-181.
11. Горинов М.М. Социально-экономическая ситуация второй половины 20-х годов и проблемы внутрипартийной борьбы // Историческое значение НЭПа : сб. ст. – М., 1990.
12. Декрет СНК РСФСР от 22 апреля 1923 года «О национализации внешней торговли» // СУ РСФСР. — 1924. — № 5. — Ст. 34.
13. Декрет СНК РСФСР от 29 июня 1918 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров» // СУ РСФСР. — 1918. — № 4. — Ст. 197.
14. Дэвис Р. От царизма к НЭПу // Вопросы истории. – 1992. – №8–9
15. Журавлев В.В. Политическая история России / отв. ред. В.В. Журавлев. М.: Юристъ, 1998.
16. Левин М. Российские крестьяне и советская власть. Исследование коллективизации // Отечественная история. – 1994. – №4–5
17. Лельчук В.С. Политика «большого скачка» (1928–1941 гг.) // Наше отечество (опыт политической истории). – М., 1991. – Т. 2.
18. Оришев А.Б., Тарасенко В.Н. Повседневная жизнь советского человека в эпоху НЭПа: историографический анализ: монография. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
19. Правда., газета, 1927. – 18 окт
20. Струмилин С. Г. Статистика и экономика. М., 1979. С. 326
21. Ханин Г.И. Почему и когда погиб НЭП // ЭКО №10 1989 С.66-83
22. Энциклопедия советского импорта. – М., 1928. – С. 154.
23. Ярославцева Т.А. Концессии как форма сотрудничества власти и бизнеса (результаты и проблемы) // Власть. 2009. № 9. С. 134–137.
24. Яхутль Ю. А. Кризисы НЭПа: второй кризис новой экономической политики 1925 г // ИСОМ. – 2012. – №3. – C. 64-68.
25. Яхутль Ю.А. Проблемы НЭПа в отечественной историографии // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. № 1р. С. 43
Вопрос-ответ:
Какие особенности имела таможенно-тарифная система в период НЭПа?
В период НЭПа таможенно-тарифная система была основана на установлении высоких ввозных пошлин в виде разницы между фабричными ценами на товары отечественного и заграничного производства. При этом соблюдался порядок, при котором предпочтение отдавалось отечественным товарам. Это было сделано для защиты и поддержки отечественной промышленности.
Каким законодательством регулировалась таможенная сфера в период НЭПа?
В таможенной сфере в период НЭПа действовало специальное законодательство, которое регулировало вопросы пошлин, таможенного контроля, импортных и экспортных операций. Кроме того, были установлены особые правила для торговли советскими предприятиями с иностранными компаниями.
Какие предпосылки привели к введению НЭПа?
Введение НЭПа было вызвано несколькими предпосылками. Во-первых, после Гражданской войны в Советском Союзе наступил экономический кризис, связанный с разрушенной экономикой и низкой продуктивностью. Во-вторых, коммунистическая политика "военного коммунизма" вызвала неудовлетворение у населения и привела к экономическому упадку. И, наконец, была необходимость привлечь иностранный капитал и технологии для восстановления экономики.
Какими способами осуществлялось решение задач в таможенной сфере в период НЭПа?
Для решения задач в таможенной сфере в период НЭПа использовались следующие способы. Во-первых, были установлены высокие ввозные пошлины на импортируемые товары для защиты отечественной промышленности. Во-вторых, применялся порядок, при котором отечественным товарам предоставлялось предпочтение перед заграничными товарами. Таким образом, создавались условия для развития отечественного производства и сокращения импорта.
Какие предпосылки легли в основу введения НЭПа?
Основными предпосылками введения НЭПа в 1921 году были экономическое и политическое ухудшение в стране после Гражданской войны, необходимость восстановления производства и повышения уровня жизни населения. Также была необходимость в замене командно-административной системы на более гибкую и позволяющую вести учет экономической деятельности частного сектора.
Какое законодательство было в таможенной сфере в период НЭПа?
В период НЭПа в таможенной сфере было принято несколько законов. В 1921 году был принят Закон "Овладении и конфискации" и Закон "О ввозе-вывозе". Они устанавливали порядок проведения таможенных операций, правила овладения и конфискации имущества, а также устанавливали процедуру решения таможенных споров. В 1923 году был принят Закон "О таможенных пошлинах", который устанавливал тарифы на ввозимые товары.
Какие особенности были в таможенно-тарифной системе в период НЭПа?
В период НЭПа в таможенно-тарифной системе были следующие особенности: установление высоких ввозных пошлин в виде разницы между фабричными ценами на товары отечественного и заграничного производства, соблюдение порядка, при котором ввозимые товары не создавали конкуренции отечественным производителям, учет экономической ситуации в стране и потребностей экономического развития.
Какими способами решались задачи в таможенно-тарифной системе в период НЭПа?
Для решения задач в таможенно-тарифной системе в период НЭПа использовались следующие способы: установление высоких ввозных пошлин, которые создавали разницу между ценами на отечественные и заграничные товары, соблюдение порядка, при котором ввозимые товары не создавали конкуренции отечественным производителям, а также учет экономических и тарифных систем других стран.
Какие предпосылки способствовали введению НЭПа?
Введение НЭПа в 1921 году было обусловлено необходимостью восстановления национальной экономики после Гражданской войны и экономического кризиса. После революции 1917 года и последующей военной Коммунистической диктатуры, российская экономика была разрушена и неспособна была обеспечить страну необходимыми товарами. Введение НЭПа позволило снять запреты и ограничения на частную инициативу, восстановить производство и торговлю.
Какое законодательство существовало в таможенной сфере в период НЭПа?
В период НЭПа в таможенной сфере существовало законодательство, которое регулировало ввоз и вывоз товаров. Оно было направлено на поддержку национальной экономики и развитие внешней торговли. Таможенные пошлины и тарифы вводились с целью защиты отечественных производителей и стимулирования экспорта. Также существовали правила и нормы, регулирующие процедуры таможенного контроля и регистрации товаров.
Какие особенности были у таможенно-тарифной системы в период НЭПа?
Таможенно-тарифная система в период НЭПа была основана на установлении высоких ввозных пошлин на товары и разницы между фабричными ценами на отечественную и заграничную продукцию. Целью такой системы было защитить отечественных производителей и стимулировать их развитие. При этом соблюдался определенный порядок их установления, который регулировался законодательством. Такая система позволяла контролировать ввоз и вывоз товаров, а также регулировать внешнюю торговлю страны.