Теоретические основы изучения особенностифизического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации гендерного подхода

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 33 33 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 12.01.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения проблемы физического воспитания старшего дошкольного возраста в рамках гендерного подхода 6
1.1. Закономерности физического развития детей старшего дошкольного возраста с теоретически значимой культурой физического воспитания 6
1.2. Теория и методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в учреждениях ДОО 8
Глава 2. Методические основы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с позиций гендерного подхода 16
2.1. Анализ диагностических методик изучения физического развития детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Система физического воспитания детей старшего дошкольного в учреждении ДОО с позиции гендерного подхода 18
Заключение 28
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Принимая во внимание приведенные выше основные ориентиры в организации предметно-развивающей среды, мы, педагоги, приводим нас к мысли о необходимости ее периодической корректировки с точки зрения асимметрии в распределении пространства и его содержании в углы: конструктивные игры, спорт, продуктивная деятельность и т. д. Учитывая гендерный подход, этот факт не следует игнорировать.На основании выявленных базовых ориентиров, целей анализа (самоанализа учителей) оптимальной организации предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода, карточного анализа, разработанного Л.В. Рекомендуется Коломийченко, который включает три основных критерия: обогащение, функциональность и педагогическую целесообразность среды. Каждый из критериев имеет свои компоненты.1. Обогащение:- наличие различных зон;- наличие предметов, признаков, отражающих гендерно-ролевую деятельность;- предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей;- наличие дидактических игр и атрибутов для ролевых игр, театральных игр, реализующих коммуникативный компонент;- наличие капюшона. Литературная критика. учебные пособия, визуальные и музыкальные средства, аудио, видео для использования в различных типах общения;- эмоциональная и поведенческая составляющая среды (эмоциональность и эмоциональность).2. Функциональность:- всестороннее умение использовать предметы, атрибуты (во всех видах деятельности);- многофункциональное использование предметов;- динамичность (изменчивость) окружающей среды;- наличие всех предметов для ребенка;- возможность включения ребенка в преобразование окружающей среды.3. Педагогическая целесообразность с учетом основных рекомендаций:- учет гендерного пространства группы;- с учетом этапов формирования гендерной идентичности юношей и девушек;- использование маркеров гендерных различий;- с учетом психологических особенностей развития юношей и девушек в организации пространства и содержания.Все компоненты оцениваются в баллах:1 балл - критерии компонента не реализованы,3 балла - частично реализовано,5 баллов - полностью реализовано.Сумма баллов, полученных по всем подкритериям, делится на их количество. Оценка организации предметно-развивающей среды на карте осуществляется с трех позиций: группы воспитателей, старшего воспитателя и воспитателя детского сада.В то же время корректировки, внесенные в организацию предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода в группах, не означают «отхода» от традиционных принципов ее организации в соответствии с концепцией В.А. Петровского, а лишь Кроме того, что способствует успешной социализации мальчиков и девочек в дальнейшей жизни.Предметно-развивающая организация среды в нашем дошкольном образовательном учреждении на основе гендерного подхода осуществляется с учетом психологических особенностей развития девочек и мальчиков, этапов развития гендерной идентичности, гендерного пространства группы.Пространства всех групп организованы в виде четко очерченных зон. Приоритетом для дошкольников является игровая активность, в частности сюжетные и ролевые игры, поэтому в группах в предметно-развивающей среде создаются определенные условия для этого вида деятельности. В каждой группе есть специально оборудованные игровые площадки для девочек и мальчиков. Содержание зон одинаково оснащено большим количеством материалов, как для девочек, так и для мальчиков.Сюжетно-ролевые игры пополнены атрибутами, костюмами (накидки для «Салона красоты», «Магазина», фуражки для инспекторов ДПС, жезлы, плащинакидки и т. п). Все изготовлено руками воспитателей и родителей воспитанников. Так же для игр изготовлены различные макеты, например: «Kукольный дoмик», «Дoрoга», «Железная дорога», «Аэропорт» и т. д.Во всех возрастных группах представлены различные виды конструктора, начиная от крупных напольных до мелких различны х видов и назначений с разнообразными деталями, трансформеры, строительные блоки, как для мальчиков, так и для девочек.В книжных уголках младших групп воспитателями сделаны картотеки потешек. В старших группах подобраны подобранны различные энциклопедии отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.Уголки изобразительной деятельности пополнены раскрасками и для девочек и для мальчиков, так же подобранны различные трафареты и штампики.В уголках познавательного развития представлены игры и дидактический материал по интересам девочек и мальчиков. Много игр создано руками воспитателей из современных материалов, например: «Профессии для мужчин», «Профессии для женщин», «Наряди мальчика», «Наряди девочку».В некоторых группах воспитатели использовали гендерные маркеры нашкафчиках для одежды и на дверях туалетной комнаты для девочек и мальчиков.Таким образом, положительное влияние на детей во многом оказывает то, насколько целесообразно оборудована окружающая среда, от эффективности её наполнения. Специально созданная окружающая обстановка является фактором разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.Заключение В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.Свою долю ответственности за здоровье учащихся несёт система образования. Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается с самого детства.Вопросам физического воспитания уделяли огромное внимание такие видные ученые как А. И. Быкова, В. В. Гориневский, А. В. Кенеман, П. Ф. Лесгафт, Т. И. Осокина, Д. В. Хухлаева, Г. П. Юрко.Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия.Физкультурное занятие – основная форма организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях.Целью физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях являются освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры.К средствам физического воспитания в детских садах относятся первоначальные основы базовых видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, подвижные и спортивные игры, лыжные гонки, плавание) и элементы естественных двигательных действий (катание с горки, по ледяной дорожке, преодоление препятствий и др.).Дифференцированный подход к отбору упражнений для физкультурного занятия позволяет увеличить его двигательную плотность, повысить оздоровительный и образовательный эффект.Рассматривая основные типы, мы сделали вывод, что большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание упражнений, закрепление и совершенствование других), применяются игровой и сюжетный типы занятий.Занятие может также предусматривать только закрепление и совершенствование движений. Используется и контрольный тип, когда педагог определяет уровень усвоения материала за квартал, полугодие, год. При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.Активная двигательная деятельность положительно воздействует на здоровье и физическое развитие дошкольников, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Однако обращает на себя внимание следующее противоречие. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и потому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная культура ребенка, различные формы ее целенаправленного развития занимают более чем скромное место. Они вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Не отрицая их значимости, необходимо подчеркнуть, что двигательная культура находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической. Снижение внимания к проблеме воспитания двигательной культуры ребенка-дошкольника ведет к утрате потенциальных источников его развития.Теоретический анализ позволяет нам сделать общий вывод, что занятия физкультуры направлены не только на формирования здоровой личности, но и является хорошим средством для личностного развития подрастающего поколения. В процессе занятий дошкольники развивают мыслительные процессы, от общения с воспитателем осваивает элементарные нравственные качества, эстетическое восприятия движений, желание выполнять красивые и легкие движения, все это в комплексе является трудовая деятельность, который должен дошкольник пройти во время занятий. По нашему мнению, подкрепленному многочисленными исследованиями, в организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО необходимо учитывать гендерный фактор. Целью гендерного подхода в организации предметно-развивающей среды является успешная гендерная социализация мальчиков и девочек дошкольного возраста. Гендерный подход основан на следующих факторах:- содержание среды необходимо выстраивать согласно основным элементам социальной культуры;- ее основные объекты необходимо включать в различные виды деятельности (игровая, образовательная, познавательная, речевая, двигательная, коммуникативная и т. д.);- важно учитывать как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; - предметно-пространственная среда должна обеспечивать оптимальный баланс совместной и самостоятельной активности детей;- оборудование и материалы, входящие в развивающую предметно-пространственную среду, должны подбираться с учетом возраста и гендера. Дошкольное образовательное учреждение является одним из ведущих факторов, оказывающих существенное влияние на успешность гендерной социализации ребенка. Оно транслирует детям определенные социальные стереотипы, в том числе и гендерные. Изменения, происходящие в современном обществе, очень динамичны, и в этом смысле дошкольные учреждения не всегда за ними успевают: предметно-развивающая, социальная и методологическая среда детского сада меняется значительно медленнее. Набор ролей, традиционных «девчачьих» и «мальчишеских» игрушек, литература для чтения в группе – все это остается практически неизменным вот уже много лет. Таким образом, нам представляется важным разработка методических рекомендаций по организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, основанные на гендерном подходе и учитывающие современный социокультурный контекст.Организация предметно-развивающей среды на основе гендерного подхода должна учитывать:- специфику гендерного пространства группы (число мальчиков и число девочек);- этапы становления гендерной идентичности;- психолого-педагогические особенности развития дошкольников каждого пола.Список литературыАбибукова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. — 2016. — № 6. — С. 123-125.Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 152-158.Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Игровая среда развития в группах детского сада в контексте ФГОС дошкольного образования. Практическое пособие для воспитателей. - М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2014.Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: Учебное пособие / О. О. Андронникова. - М., 2013. - С. 114.Быкова, А. И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям / А. И. Быкова. - М.: Учпедгиз, 2011. - 212 с.Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. / М. Гариен. – М.: Астрель, 2014. – 301 с.Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: Уч. пособ. / Л. В. Градусова. - М., 2011. - С. 63.Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности / Л.А. Григорович. – Новосибирск: Издат.НГУ, 2016. – 195с.Гусева, Ю. Е. Гендерная социализация // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2013. – С. 85-90.Глазырина, Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 264 с.Гориневский, В. В. Гигиена физических упражнений и спорта / В. В. Гориневский. – М.: Просвещение, 2013. – 32 с.Доронова, Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду : методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2004. – 207 с.Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Кенеман, Д. В Хухлаева. - М.: Просвещение, 2015. - 76 с.Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжикова, М. М. Самодурова / Под ред. С. А. Козловой. – М.: «Академия», 2012. – 98 с.Коханова, А.В. Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kohanova.ds39.edumsko.ru/folder/obrazovatel_naya_oblast__fizicheskoe_razvitie_v_usloviyah_realizacii_fgos_doshkol_nogo_obrazovaniyaЛесгафт, П. Ф. Избранные труды. Об играх в семье / Под ред. И. Н. Решетень. - М.: ФиС, 2013. - 131 с. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. лед. соч., т. I. М., 1951, с. 309. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. - М. : Просвещение, 2006. - 304 с.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.ФГОС ДО. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]: – Режим дсотупа: http://detstvogid.ru/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya/.htmlЮрко, В. П. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста / Г. Л. Юрко. - М. : Граница. - 2000. 432 с

Список литературы

1. Абибукова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. — 2016. — № 6. — С. 123-125.
2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 152-158.
3. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Игровая среда развития в группах детского сада в контексте ФГОС дошкольного образования. Практическое пособие для воспитателей. - М.: Центр дополнительного образования «Восхождение», 2014.
4. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: Учебное пособие / О. О. Андронникова. - М., 2013. - С. 114.
5. Быкова, А. И. Обучение детей дошкольного возраста основным движениям / А. И. Быкова. - М.: Учпедгиз, 2011. - 212 с.
6. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей: Пер. с англ. / М. Гариен. – М.: Астрель, 2014. – 301 с.
7. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: Уч. пособ. / Л. В. Градусова. - М., 2011. - С. 63.
8. Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности / Л.А. Григорович. – Новосибирск: Издат.НГУ, 2016. – 195с.
9. Гусева, Ю. Е. Гендерная социализация // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2013. – С. 85-90.
10. Глазырина, Л. Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 264 с.
11. Гориневский, В. В. Гигиена физических упражнений и спорта / В. В. Гориневский. – М.: Просвещение, 2013. – 32 с.
12. Доронова, Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду : методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 2004. – 207 с.
13. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Кенеман, Д. В Хухлаева. - М.: Просвещение, 2015. - 76 с.
14. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжикова, М. М. Самодурова / Под ред. С. А. Козловой. – М.: «Академия», 2012. – 98 с.
15. Коханова, А.В. Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kohanova.ds39.edumsko.ru/folder/obrazovatel_naya_oblast__fizicheskoe_razvitie_v_usloviyah_realizacii_fgos_doshkol_nogo_obrazovaniya
16. Лесгафт, П. Ф. Избранные труды. Об играх в семье / Под ред. И. Н. Решетень. - М.: ФиС, 2013. - 131 с.
17. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. лед. соч., т. I. М., 1951, с. 309.
18. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. - М. : Просвещение, 2006. - 304 с.
19. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
20. ФГОС ДО. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]: – Режим дсотупа: http://detstvogid.ru/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya/.html
21. Юрко, В. П. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста / Г. Л. Юрко. - М. : Граница. - 2000. 432 с

Вопрос-ответ:

Какие закономерности физического развития детей старшего дошкольного возраста считаются теоретически значимыми в культуре физического воспитания?

Считается, что в этом возрасте происходят активные изменения в физическом развитии детей. Основными закономерностями являются увеличение мышечной силы, улучшение координации движений, развитие выносливости и гибкости. Также значимыми являются развитие ловкости и баланса.

Какие теория и методика используются при физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста?

В физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста применяются различные теории и методики. К ним относятся игровой подход, системно-деятельностный подход, а также методика развивающего физического воспитания. Целью этих подходов и методик является не только развитие физических навыков и способностей, но и развитие когнитивных, эмоциональных и социальных компетенций детей.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе изучения проблемы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста?

В изучении проблемы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста основную роль играют психологические и педагогические факторы. Психологические факторы отражают процессы развития ребенка, его возможности и потребности. Педагогические факторы обуславливают методы и способы организации и проведения занятий физической культурой с детьми данного возраста.

В чем заключается гендерный подход при изучении особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста?

Гендерный подход в изучении особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста подразумевает учет различий и особенностей между мальчиками и девочками в процессе физической активности. Он предполагает создание равных возможностей для развития физических навыков и умений у обоих полов, а также учет индивидуальных потребностей и предпочтений каждого ребенка.

Какие закономерности физического развития у детей старшего дошкольного возраста?

Закономерности физического развития детей старшего дошкольного возраста включают увеличение роста и массы тела, развитие координации движений, укрепление мышц и костей, формирование основных двигательных навыков и умений, повышение выносливости и гибкости.

Какие теория и методика физического воспитания используются при работе с детьми старшего дошкольного возраста?

Теория и методика физического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает в себя принципы индивидуализации занятий, использование игровых форм обучения, разнообразие двигательной активности, применение средств и методов физической культуры, адаптацию тренировок к особенностям развития каждого ребенка.

Какие психолого-педагогические основы необходимо учитывать при изучении проблемы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста?

При изучении проблемы физического воспитания старшего дошкольного возраста необходимо учитывать психологические особенности детей данного возраста, их интересы и потребности, а также разработать педагогические стратегии, направленные на развитие двигательных навыков и формирование здорового образа жизни.

Каким образом можно реализовать гендерный подход в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста?

Реализация гендерного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста осуществляется путем создания равных возможностей для мальчиков и девочек в сфере физической активности, учета особенностей развития каждого пола, формирования позитивного отношения к физической культуре и спорту у обоих полов.

Какие теоретические знания по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста являются значимыми для практической работы?

Для практической работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста значимыми являются знания о закономерностях физического развития, теориях и методиках физического воспитания, основах психолого-педагогической поддержки, а также принципах гендерного подхода и его реализации.

Какие основы изучения проблемы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в статье?

В статье рассматривается психолого-педагогические основы изучения проблемы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках гендерного подхода.