История становления и развития высшего образования в России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Мировая
  • 20 20 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1. Введение.
2. Становление образования на Руси
2.1 Зачатки образовательного процесса
2.2 Образование в допетровское время
2.3 Высшее образование при Петре I и после
3. Образование в советское время
4. Российское высшее образование
5. Лучшие высшие учебные заведения в Российской Федерации на сегодняшний день
6. Проблемы российской системы высшего образования в настоящее время.
7. Заключение.
8. Список литературы.
Фрагмент для ознакомления

Это также снижает конкурентоспособность российских дипломов.Отсутствие гибкости образования и его инертность.Программы российских ВУЗов очень тяжело модернизируются, преподаваемые знания зачастую устаревают на несколько лет, новые знания и навыки с трудом находят отражение в программах. Подготовленные специалисты не хотят идти работать в ВУЗы по причине недостаточной финансовой мотивации.Несоответствие образования и знаний.Значительная доля студентов учится ради отсрочки от армии, или «корочки», или просто ради статуса учебного заведения, но не ради знаний.Платность.Образование превратилось в платную услугу, получили широкое распространение коммерческие ВУЗы, которые имитируют подготовку, не давая профессиональных знаний, но зато извлекающие прибыль из процесса обучения.Коррумпированность.В ВУЗах широко практикуется взяточничество за получение хороших оценок.Неравномерность географического распределения.Большинство ВУЗов сконцентрировано вкрупных городах-миллионниках, и больше всего их в Москве и Санкт-Петербурге. Это в свою очередь порождает трудовые и миграционные проблемы, а также логистические – не все могут себе позволить уехать на другой конец страны ради образования.Таким образом, нашему вниманию представляется следующая «картина» высшего образования РФ: ‒ в ВУЗах страны имеет место быть взяточничество, а знания студентов «оцениваются», исходя из вопроса финансов; ‒ основная масса преподавателей не имеет современной подготовки и квалификации, позволяющим им преподаватьна современном уровне, т.е., говоря иначе, педагоги не владеют знаниями, необходимыми для выпуска высококвалифицированных специалистов по окончанию обучению;- низкий уровень знаний студентов;‒ большое количество студентов не может найти работу по выбранной ими специальности, как следствие не работает не по ней. Есть процент тех, кто разочаровывается в профессии;- образование морально обесценено, студенты диплом получают диплом потому, что «так принято»;- концентрация ВУЗов в центральном регионе и маленькое число во всех остальных;‒ высшие учебные заведения страны не имеют «веса» в мировом рейтинге. Так, самый главный ВУЗ страны — МГУ им. Ломоносова занимает в мировом рейтинге ВУЗов лишь 194 позицию среди лучших университетов мира, а второй российский ВУЗ по версии «TimesHigherEducation», Московский физико-технический институт (МФТИ), находится в промежутке с 251-го по 300-е место рейтинга.ЗаключениеПодводя итоги работы, надлежит сказать следующее.Высшее образование, как часть жизни социума, сыграло, играет и, вне всякого сомнения, будет играть не только в России, но и во всём мире важнейшую роль, являться двигателем прогресса человечества.Получая образование, человек получает не просто «корочку», он получает информацию, теоретические знания, практические умения и навыки. Человек получает новые возможности в жизни, в первую очередь для дальнейшего трудоустройства, а образование – это его вероятный вектор развития. Вероятный, поскольку ответственность выбора лежит на человеке, однако образование помогает сделать этот выбор и направляет стремления личности.Образование даёт возможность развивать и продвигать науку дальше, делать вклад в познание и совершенствование мира. Не смотря на кажущиеся громкими слова, любая деятельность человека несёт за собой последствия и от человека зависит будут они созидательными или нет.Образование шлифует черты личности, необходимые для нормального существования в обществе, способствует развитию его духовной, культурной и интеллектуальной сторон личности.Целью этой работы являлось рассмотрение развития системы высшего образования в России с момента появления и до настоящего времени. Поставленными задачами были: отследить динамику развития, найти и описать взаимосвязи образования с жизнью общества.Данные цель и задачи выполнены в полном объёме. Так, мы узнали, что историческое развитие системы образования началось задолго до первых университетов, во время правления князя Владимира Красное Солнышко. Его ознаменовало появление первых школ на Руси и развитие церковно-славянской письменности, и грамоты. Последующие правители продолжали дело киевского князя, пусть основная масса населения и оставалась необразованной, а количество учебных заведений оставляло желать лучшего.Реформы Петра I, принёсшие на Русь массу колоссальных изменений, способствовали высоким темпам развития во всех сферах жизни общества. Образование не стало исключением, переуклад системы обучения кардинально изменил итоговые кадровые результаты. Подчинённое сперва лишь военным и флотским нуждам образование затем затронуло и промышленность, и торговлю, и дипломатию, и культуру, и т.д. Реформу образования сопровождали открытие первого ВУЗа, положившее начало университетскому периоду, открытие множества школ в разных регионах российского государства. Именно эти достижения петровской эпохи заложили основу для дальнейшего формирования новой системы образования. Преемники Петра Великого продолжили его дело.После революции 1917 года, свержения царя Николая II, затем упразднения Временного Правительства, завершения Первой мировой и Гражданской войн, установления советской власти российское образование пережило чрезвычайно сложный, упадочный период, период тотальной безграмотности и невежества, как вынужденного, так и злонамеренного.Однако, благодаря действиям аппарата КПСС, удалось избежать низвержения в пучину средневековья. Угроза необразованного, не умеющего читать и писать населения отступила, а вскоре осталась далеко позади. НЭП, индустриализация, масштабное развитие сельского хозяйства и промышленности, всё это требовало не просто рабочих рук, это требовало умов, знаний и навыков, т.е. профессионально подготовленных специалистов. Нужда в них и стала причиной подъёма высшего образования, в т.ч. новых направлений науки. Достаточно агрессивная внешняя политика РСФСР, а затем и СССР, требовала создания мощной армии и флота, а чтобы ими управлять, были также необходимы кадры, а, значит, и военные, военно-морские ВУЗы и авиационные училища. Великая Отечественная война пусть и лишила образовательный фонд материальных, финансовых и кадровых ресурсов, не смогла надолго задержать его развития. Последующая Холодная война, гонка вооружений дали очень резкий и сильный толчок образованию, ведь была освоена атомная энергетика, началось освоение космоса, всё это требовало огромных интеллектуальных ресурсов. Наследие советской системы образования мы чувствуем и по сей день. Некоторые российские ВУЗы имеют статус международных. Наша страна претерпела крах СССР, несколько экономических кризисов, однако система образования продолжает существовать и выпускать новые поколения специалистов.Безусловно, у российского образования есть свои проблемы, например, старение преподавательского состава, недостаточная мотивация для восполнения преподавательских кадров, недостаток финансирования, географическая неравномерность распределения учебных заведений и др. Но, не смотря на это, система высшего образования имеет свои перспективы.Список литературы1. А.А.ЛеонтьевИстория образования в России от древней Руси до конца ХХ века.2. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - 3-е изд.- Москва. Педагогика3. Зиятдинова Ф. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта.4. С.Ф. Егоров. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до великой октябрьской социалистической революции). Москва. «Просвещение»5. Милов Л.В., Сахаров А.Н.История России с начала XVIII до конца XIX векаю Москва АСТ 6. Указ Петра I от 1714 г. 28 февраля, Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, т. V, № 2778.7. Повесть временных лет. Часть пер-вая/Подг. текст Д. С. Лихачев. М.--Л., Изд-во АН СССР, 1950.8. Полное собрание русских летописей. СПб., 1862.9. https://obrmos.ru10. https://ru.wikipedia.org/

1. А.А.Леонтьев История образования в России от древней Руси до конца ХХ века.
2. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. - 3-е изд.- Москва. Педагогика
3. Зиятдинова Ф. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта.
4. С.Ф. Егоров. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до великой октябрьской социалистической революции). Москва. «Просвещение»
5. Милов Л.В., Сахаров А.Н.История России с начала XVIII до конца XIX векаю Москва АСТ
6. Указ Петра I от 1714 г. 28 февраля, Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, т. V, № 2778.
7. Повесть временных лет. Часть пер-вая/Подг. текст Д. С. Лихачев. М.--Л., Изд-во АН СССР, 1950.
8. Полное собрание русских летописей. СПб., 1862.
9. https://obrmos.ru
10. https://ru.wikipedia.org/

Вопрос-ответ:

Каковы основные этапы становления образования в России?

Основные этапы становления образования в России можно выделить следующие: зачатки образовательного процесса на Руси, образование в допетровское время, высшее образование при Петре I и после, образование в советское время, российское высшее образование.

Какие изменения произошли в высшем образовании после прихода Петра I?

После прихода Петра I произошли значительные изменения в высшем образовании России. Петр I основал первое в России учебное заведение - Петербургскую академию, которая стала первым высшим учебным заведением в стране. Он также ввел новую систему образования, подчиненную государству, и создал школы для подготовки кадров для государственной службы.

Какая ситуация с российской системой высшего образования в настоящее время?

В настоящее время российская система высшего образования сталкивается с рядом проблем. Некоторые из них включают низкую конкурентоспособность российских университетов на мировой арене, недостаточное финансирование, отсутствие качественных программ обучения, проблемы с аккредитацией и подготовкой кадров соответствующего уровня.

Какие учебные заведения считаются лучшими в Российской Федерации?

Некоторые из лучших учебных заведений в Российской Федерации включают МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, НГУ, НИУ МЭИ, МИФИ, МГИМО и другие. Эти университеты имеют высокий рейтинг как в России, так и за ее пределами и известны своим качественным образованием и научной деятельностью.

Какие изменения произошли в российской системе образования в советское время?

В советское время произошли значительные изменения в российской системе образования. Были созданы единые государственные стандарты образования, университеты стали государственными учреждениями, образование стало всеобщим и доступным для всех слоев населения. Также в советское время была развита система политехнических университетов и инженерного образования.

Как началось развитие высшего образования в России?

Развитие высшего образования в России началось с зачатков образовательного процесса на Руси. Отдельные церковные и княжеские школы были основаны в X-XII веках, их задачей было обучение духовенству и правящему классу.

Какое образование было в России до Петра I?

До Петра I в России существовало образование, ориентированное на духовенство и верхние слои общества. Основной упор делался на религиозное и правовое образование. Также развивались иноземные школы, в которых преподавалась латынь и всякая прочая наука.

Как изменится высшее образование после реформ Петра I?

Петр I усилил централизацию образования, основав различные учебные заведения, такие как Московский университет, Киево-Могилянская академия и Петербургская академия наук. Значительное влияние на развитие высшего образования оказали западные образцы, Петр I приглашал иностранных преподавателей и студентов. После реформ Петра I высшее образование стало доступнее для разных слоев общества, исчезла привилегированная позиция духовенства.

Как развивалось высшее образование в советское время?

В советское время высшее образование в России было государственно-идеологизированным. Происходила широкая индустриализация и модернизация страны, требовалось большое количество квалифицированных специалистов. Были созданы множество новых университетов и институтов, а также система научно-исследовательских институтов. Однако в советское время образование часто подчинялось политическим целям, и интеллектуальная свобода была ограничена.

Какие проблемы существуют в российской системе высшего образования сегодня?

Сегодня в российской системе высшего образования существуют различные проблемы. Некоторые из них включают низкую качество образования, неравномерное распределение финансирования, отсутствие связи с потребностями рынка труда, проблемы с академической свободой и нарушениями прав студентов, а также неэффективность управления и бюрократическая защита интересов различных структур.

Как началось становление образования на Руси?

Зачатки образовательного процесса на Руси можно отследить до христианизации страны в X веке. В то время духовенство было единственным носителем знаний, и оно занималось просвещением духовных и светских людей. Образование в основном было религиозным и направленным на поддержку культурных и религиозных нужд того времени.

Какое высшее образование существовало при Петре I и после?

С приходом Петра I начался процесс модернизации и западного влияния на Россию. Он ввел новую систему образования и создал первые высшие учебные заведения на территории страны. Одним из первых был созданная им Академия наук, которая стала центром научного образования и исследований. Постепенно появились и другие высшие учебные заведения, такие как Московский университет и Петербургский университет.