Особенности фонематических процессов у детей со стертой дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 12.02.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение …………………………………………………………………....... 3
1. Научно-теоретические аспекты изучения стертой дизартрии у детей ... 5
1.1 Обзор литературы по проблеме коррекции стертой дизартрии у детей ……………………………………………………………………………………….. 5
1.2 Особенности фонематических расстройств у детей со стертой дизартрией ………………………………………………………………………… 11
2. Обзор существующих методик изучения состояния фонематических процессов у детей со стертой дизартрией ………………………………………. 17
2.1 Специфика развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией …………………………………………………………….. 17
2.2 Обзор существующих методик обследования фонематических процессов у детей с дизартрией …………………………………………………. 20
2.3 Анализ результатов исследования ……………………………………. 25
Заключение ………………………………………………………………… 30
Список использованной литературы ……………………………………... 32
Фрагмент для ознакомления

У многих детей наблюдается: быстрая утомляемость, повышенное слюноотделение, гиперкинез лицевых и язычных мышц. В некоторых случаях обнаруживается отклонение языка (девиация) [3].
Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у ребят со стертой дизартрией говорит о неврологической микросимптоматике и связаны с парезом подъязычного и лицевого нервов. Данные нарушения чаще всего не выявляются в первую очередь неврологом и могут быть установлены только в ходе досконального логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционной логопедической работы. Более глубокое неврологическое исследование выявляет мозаику симптомов лицевого, языкового и подъязычного нервов, что определяет особенности и разнообразие фонетических нарушений у ребят.
При преимущественном поражении лицевого и подъязычного нервов возникают нарушения артикуляции звуков, которые обусловлены неполноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. В итоге, характер речевых нарушений зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.
На данный момент проблема стертой дизартрии у ребят интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом и коррекционно-логопедическом аспектах. Чтобы отличить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных. Сравнивая симптомы речевых и неречевых признаков у ребят с дислалией и дизартрией, можно определить диагностически значимые различия [18].
Так, у детей со стертой дизартрией, помимо нарушения звуковоспроизведения, наблюдается нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические расстройства. Однако общая моторика и мелкая дифференцировка движений рук в той или иной степени нарушаются. Выявленная двигательная неловкость и недостаточная координация движений являются причиной отставания в формировании навыков самообслуживания, а недостаточная сформированность мелкодифференцированных движений пальцев – причиной трудностей в формировании графомоторных навыков.
В научных исследованиях, которые посвящены проблеме речевых нарушений при стертых дизартриях, отмечается, что нарушения звукового произношения и просодики носят стойкий характер и во многих случаях не поддаются коррекции. Это отрицательно сказывается на развитии детей, процессах его нервно-психического развития в дошкольном возрасте, а в дальнейшем может привести к школьной дезадаптации. Эти нарушения оказывают негативное влияние на формирование и развитие других сторон речи, усложняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность. Установлена связь между нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.
При стертой форме дизартрии у детей:
– возможно нечеткое произношение гласных звуков с легким носовым оттенком;
– звуки могут сохраняться изолированно, но они произносятся искаженно или нечетко в речевом потоке;
– процесс автоматизации сложен: поставленный звук не может быть использован в речи;
– он характеризуется ускоренным или замедленным темпом речи;
– дыхание неглубокое, на вдохе есть речь, фонационный выдох укорочен;
– страдает координация этих процессов [15].

2.3 Анализ результатов исследования

В конце формирующего исследования мы обработали полученные данные.
Все дети поняли обращенную к ним речь.
У ребят с легкой дизартрией активный словарный запас был несколько ограничен, фраза была короткой, голос у некоторых был тихим, а речь быстрой и невнятной. Характерной чертой для детей с легкой дизартрией было нарушение звуковоспроизведения.
Фонетические нарушения проявлялись в виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткого искаженного произношения звуков. У ребят с легкой дизартрией наблюдалось несоответствие между способностью произносить звуки изолированно и в речевом потоке. Изолированные звуки произносились чище, правильнее, в речевом потоке – нечетко, потому что были плохо автоматизированы и недостаточно дифференцированы. У некоторых ребят со стертой дизартрией, помимо нарушения согласных звуков, гласные также были нечетко выражены, с легким носовым оттенком. Фонематический слух у ребят был снижен в большинстве случаев.
Легкая дизартрия – проявляется в более легкой степени нарушения движений артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – речь понятно другим людям, но не четкая [14].
Нарушение звуковоспроизведения и просодической стороны речи (темп, ритм, модуляция, интонация) – обусловлено органической недостаточностью мышц речевого аппарата (органическое поражение головного мозга).
Симптомы данного нарушения:
1. Речевые:
– нарушение воспроизведения звука. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех либо нескольких согласных. Также может нарушаться произношение гласных звуков (они произносятся нечетко, искаженно, часто с носовым оттенком);
– нарушение просодики – темпа, ритма, модуляции, интонации;
– нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Оно возникает в результате нечеткой, размытой речи, которая не позволяет сформировать правильный слуховой образ звука;
– нарушение грамматического построения речи.
2. Невербальные (неречевые):
– нарушения двигательной системы (нормальные тесты, необходимо смотреть на точность, плавность, переключаемость и правильность артикуляционных упражнений; необходимо пальпировать мышцы языка, что позволяет точнее определить характер нарушения мышечного тонуса (язык, губы, мягкое небо, лицевые мышцы, жевательный взгляд); дополнительные симптомы – слюнотечение (в покое или во время физической нагрузки и во время речи);
– нарушение эмоционально-волевой сферы;
– нарушение определенных психических функций (внимания, памяти, мышления);
– нарушение познавательной деятельности;
– своеобразное формирование личности;
– произношение, грамматика [16].
Фонетическое и фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов формирования системы произношения (родного) языка у ребят с различными нарушениями речи вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. К данной категории относятся ребята с нормальным слухом и интеллектом. Недостатки звуковоспроизведения можно свести к характерным проявлениям, которые представлены на рисунке 2.
Ошибки произношения следует оценивать с точки зрения их значимости для речевого общения. Одни из них влияют только на формирование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие приводят к смешению фонем, их неразличимости. Последние более грубы, так как нарушают смысл высказывания.
При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов с конкатенацией согласных. Данные отклонения в собственной речи ребят также указывают на отсутствие фонематического восприятия.


Рис. 2 Характерные проявления недостатков звуковоспроизведения
Ближе к школе далеко не все дети достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому обучению. Существуют показатели психологической незрелости ребенка, который поступает в школу:
– Слабое речевое развитие детей.
– Недоразвитие мелкой моторики.
– Неправильное формирование методов воспитательной работы.
– Отсутствие ориентации на метод действий у детей, слабое владение оперативными навыками.
– Слабое развитие произвольного внимания и памяти.
– Низкий уровень развития самоконтроля [20].
Из выше сказанного следует вывод, что общим для всех выделенных групп является нарушение фонетического компонента речи, просодической стороны речи, нарушения общей и речевой моторики. Степень выраженности этих нарушений у ребят этих групп различна. Это обусловлено тяжестью анамнеза (явления асфиксии, патологические роды, родовые травмы и другие условия речевого общения (отсутствие речевых и интеллектуальных контактов, невнимание к развивающейся речи ребенка, наличие речевых дефектов у родителей и другие), личностные особенности детей (избирательность контактов с окружающими, известная замкнутость, проявления негативизма и другие). Речевое развитие ребят значительно отстает от возрастной нормы, определенной программными требованиями детского сада для детей в возрасте 5-6 лет жизни. Нарушения речи значительно снижают готовность дошкольников к школе. Подбор групп позволяет разработать методы дифференцированной логопедической работы с целью наилучшей подготовки детей к школе и предложить основные направления коррекционной логопедии.
Заключение

Проанализировав обзор литературы по проблеме коррекции стертой дизартрии у детей мы выяснили, что методы коррекционной работы еще недостаточно разработаны.
Стертая дизартрия – это речевая патология, которая проявляется нарушениями фонетического и просодического компонентов функциональной системы речи и возникающая в результате невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
У детей со стертой дизартрией наблюдается недоразвитие как фонематического, так и фонетического восприятия. Недифференцированное фонематическое восприятие отчетливо проявляется в процессе различения акустически сходных звуков. Дети со стертыми дизартриями почти не замечают дефектов произношения в момент говорения; им легче распознать дефекты в чужой речи, похожей на их собственную, а также в собственной речи, воспроизводимой через магнитофон.
Также у детей со стертой дизартрией наличие нечетких артикуляционных образов приводит к размыванию границ между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Это создает препятствие для их различения. При этом речемоторный анализатор играет тормозящую роль в процессе восприятия речи, создавая вторичные отклонения в слуховой дифференцировке звуков. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопродуцирующих дефектов в речи.
Фонетическое и фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными нарушениями речи вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с данным недоразвитием речи – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляционно-фонематической форм.
Рекомендуется детей с ФФНР зачислять с 5 лет в старшую логопедическую группу сроком на 1 год обучения и в подготовительную группу сроком на 1 год обучения, если ребенку исполнилось 6 лет. Ребенок зачисляется в группу детей с ФФНР, если у них нарушено произношение.
При стертой форме дизартрии у детей: возможно нечеткое произношение гласных звуков с легким носовым оттенком; звуки могут сохраняться изолированно, но они произносятся искаженно или нечетко в речевом потоке; процесс автоматизации сложен: поставленный звук не может быть использован в речи; он характеризуется ускоренным или замедленным темпом речи; дыхание неглубокое, на вдохе есть речь, фонационный выдох укорочен; страдает координация этих процессов.
Исследование проводилось на базе детского сада № 35. В группе 12 детей. Общим для всех выделенных групп является нарушение фонетического компонента речи, просодической стороны речи, нарушения общей и речевой моторики. Степень выраженности этих нарушений у детей этих групп различна. Это обусловлено тяжестью анамнеза (явления асфиксии, патологические роды, родовые травмы и другие условия речевого общения (отсутствие речевых и интеллектуальных контактов, невнимание к развивающейся речи ребенка, наличие речевых дефектов у родителей и другие), личностные особенности детей (избирательность контактов с окружающими, известная замкнутость, проявления негативизма и другие).
Речевое развитие детей значительно отстает от возрастной нормы, определенной программными требованиями детского сада для детей в возрасте 5-6 лет жизни. Нарушения речи значительно снижают готовность детей к школе. Подбор групп позволяет разработать методы дифференцированной логопедической работы с целью наилучшей подготовки детей к школе и предложить основные направления коррекционной логопедии.



Список использованной литературы

Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 234 с.
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при стертой дизартрии. – М.:АСТ: Астрель, 2008. – 123 с.
Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при стертойдизартрии. // Коррекционная педагогика. -  №1. – 2016.  -  с. 76-82.
Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие. – М.: Книголюб, 2015. – 255 с.
Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 112 с.
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2018. – 264 с.
Дьякова Е.А. Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе.// Логопед в детском саду. – 2017. - №9. – с. 122-130.
Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Владос, 2017. – 312 с.
Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - № 7. – с. 163-165.
Костенькова О.Н. Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей. // Логопед в детском саду. – 2018. - №17. – с. 76-81.
Лопатина Л.В. Комплексный подход к диагностике стертой дизартрии у дошкольников. // Логопед в детском саду. – 2015. - №14. – с. 150-152.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.  - 448 с.
Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. // Специальное образование. – 2010. №2. – с. 68-81.
Приходько О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии. // Специальное образование. – 2010. - №4. – с. 57-79.
Приходько О.П.Логопедический массаж при дизартрических нарушениях у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2018. – 220 с.
Фатеева Н.М., Чубенко Е.А., Посохова М.А., Шанаурина О.А. Использование дыхательных методик для формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией.// Специальное образование. – 2010. - №2. – с. 44-50.
Фонeматические процeссы y детей с ФФНР и стeртой дизaртрией. URL http://dodiplom.ru. (дата обращения 11.12.2020).
Фонематические процессы у детей со стертой дизартрией. URL https://revolution.allbest.ru. (дата обращения 11.12.2020).
Фонематическое восприятие у детей-дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и стертой дизартрией. URL https://www.bestreferat.ru. (дата обращения 10.12.2020).
Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей.// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. - №2. – с. 155-166.











33



Уровни диспраксии

дисфонетическая диспраксия, обусловленная дисфункцией I уровня организации праксиса

дисфонологическая - обусловлена неполноценностью II уровня созревания

вербальная диспраксия обусловлена неполноценностью высшего, третьего уровня организации практики речи

Недостатки звуковоспроизведения

замена звуков более простой артикуляцией, например: звуки C и Щ заменяются звуком Ф

неустойчивое использование звуков в различных формах речи

наличие диффузной артикуляции звуков, которые заменяют целую группу звуков

искаженное произношение одного или нескольких звуков

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 234 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при стертой дизартрии. – М.:АСТ: Астрель, 2008. – 123 с.
3. Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при стертойдизартрии. // Коррекционная педагогика. - №1. – 2016. - с. 76-82.
4. Белякова Л. И. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи: метод. пособие. – М.: Книголюб, 2015. – 255 с.
5. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 112 с.
6. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2018. – 264 с.
7. Дьякова Е.А. Основные принципы использования логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе.// Логопед в детском саду. – 2017. - №9. – с. 122-130.
8. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Владос, 2017. – 312 с.
9. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - № 7. – с. 163-165.
10. Костенькова О.Н. Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у детей. // Логопед в детском саду. – 2018. - №17. – с. 76-81.
11. Лопатина Л.В. Комплексный подход к диагностике стертой дизартрии у дошкольников. // Логопед в детском саду. – 2015. - №14. – с. 150-152.
12. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 448 с.
13. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. // Специальное образование. – 2010. №2. – с. 68-81.
14. Приходько О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии. // Специальное образование. – 2010. - №4. – с. 57-79.
15. Приходько О.П.Логопедический массаж при дизартрических нарушениях у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2018. – 220 с.
16. Фатеева Н.М., Чубенко Е.А., Посохова М.А., Шанаурина О.А. Использование дыхательных методик для формирования речевого дыхания у детей с псевдобульбарной дизартрией.// Специальное образование. – 2010. - №2. – с. 44-50.
17. Фонeматические процeссы y детей с ФФНР и стeртой дизaртрией. URL http://dodiplom.ru. (дата обращения 11.12.2020).
18. Фонематические процессы у детей со стертой дизартрией. URL https://revolution.allbest.ru. (дата обращения 11.12.2020).
19. Фонематическое восприятие у детей-дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и стертой дизартрией. URL https://www.bestreferat.ru. (дата обращения 10.12.2020).
20. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей.// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012. - №2. – с. 155-166.

Вопрос-ответ:

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия - это один из видов нарушения артикуляции, при котором дети испытывают затруднения в правильном произношении звуков, что ведет к нечеткости и невнятности речи.

Какие научные аспекты изучают стертую дизартрию у детей?

Изучение стертой дизартрии у детей включает как научные, так и теоретические аспекты, такие как изучение причин и факторов развития этого расстройства, анализ влияния на психологический и социальный статус ребенка, исследование методов и подходов к коррекции этого нарушения.

Что говорит литература о коррекции стертой дизартрии у детей?

Литература указывает на необходимость комплексного подхода к коррекции стертой дизартрии у детей. Использование различных методик и тренировок, включая индивидуальные занятия с логопедом, помогает детям улучшить произношение звуков и развить артикуляционные навыки.

Какие особенности фонематических расстройств у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией наблюдаются особенности фонематических расстройств, такие как замена звуков одного класса звуков другими, опущение или искажение звуков в словах, нарушение последовательности звуков в словах, а также затруднения в различении и произношении определенных звуков.

Какие методики изучения фонематических процессов у детей со стертой дизартрией существуют?

Существуют различные методики изучения фонематических процессов у детей со стертой дизартрией. Одна из них основана на анализе произношения звуков в словах и фразах, другая - на использовании специальных игр и упражнений для тренировки артикуляционных навыков. Каждая методика имеет свои особенности и преимущества.

Какие особенности фонематических процессов наблюдаются у детей со стертой дизартрией?

У детей со стертой дизартрией наблюдаются различные особенности фонематических процессов. Они могут испытывать трудности в правильном произношении звуков, гласных и согласных, а также в дифференциации между ними. Иногда такие дети способны произносить только определенные звуки и слоги, а остальные заменяют или опускают. Также у детей со стертой дизартрией может наблюдаться недостаточная скорость и плавность речи, а также повышенное напряжение голосового аппарата при произнесении слов и фраз.

Какие методики используются для изучения состояния фонематических процессов у детей со стертой дизартрией?

Для изучения состояния фонематических процессов у детей со стертой дизартрией применяются различные методики. Одна из них - анализ речевых процессов с помощью аудио- и видеозаписей речи детей. Это позволяет выявить особенности произношения звуков и оценить уровень понимания и использования фонематических процессов. Также используются методики с использованием компьютерных программ для анализа речевых ошибок и определения паттернов в произношении.

Какие научно-теоретические аспекты изучают стертую дизартрию у детей?

Изучение стертой дизартрии у детей включает в себя различные научно-теоретические аспекты. Это включает в себя анализ причин и механизмов развития данного расстройства, исследование его симптомов и особенностей проявления. Также изучается влияние стертой дизартрии на различные аспекты речевого развития, такие как фонологическое и артикуляционное развитие. Цель таких исследований - разработка эффективных методик коррекции и реабилитации детей с данной проблемой.

Какие особенности у детей со стертой дизартрией?

Дети со стертой дизартрией имеют определенные особенности в произношении звуков, а именно, им сложно правильно произнести некоторые фонемы и звуки в словах и предложениях. Это может привести к нечеткой и непонятной речи.