Виды и формы человеческого общения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 26 26 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие общения в научной теории 4
1.1. Общение: общая структура и функции 4
1.2. Понятие коммуникативных барьеров в общении 9
Глава 2. Роль коммуникации в социальном общении 13
2.1. Роль невербального общения в межличностной коммуникации 13
2.2. Виды общения и их влияние на личность 17
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Деятельное общение, которое подразумевает межличностный обмен умениям, навыками, действиями, оказывает на человека прямой развивающий эффект, поскольку совершенствует и обогащает его собственную деятельность. Социальное общение обслуживает социальные потребности людей и является фактором, способствующим развитию и стабилизации форм общественной жизни, коллективов, социальных групп и т.д.Начиная с 80-х гг. ХХ в. проблема проявления личности в коммуникации и языке стала активно исследоваться культурологами, философами, психологами, лингвистами. Коммуникативная личность – это один из аспектов проявления личности, субъект коммуникации, обладающий суммой индивидуальных характеристик, свойств и качеств, которые определяют когнитивные, семиотические, мотивационные предпочтения и коммуникативную компетенцию личности.Необходимо различать понятия «коммуникативная личность» и «языковая личность».   Языковая личность – это человек, владеющий языком (то есть, читающий, слушающий, говорящий и пишущий на том или ином естественном языке) или способный стать таковым в любой момент благодаря владению этим языком. Ключевым признаком языковой личности выступает ее знание той или иной усвоенной ею языковой системы. Существует несколько моделей коммуникативной личности.Одной из основных концепций является модель коммуникативной личности, сформулированная В. П. Конецкой. В данной модели фундаментальными для коммуникативной личности будут считаться следующие параметры:мотивационный параметр (коммуникативные потребности), занимающий определяющее положение в структуре, поскольку стремление человека сообщить информацию или, наоборот, получить важную для него информацию выступает стимулом для осуществления коммуникативной деятельности и является главенствующей характеристикой человека как коммуникативной личности;когнитивный параметр – наиболее значимыми для него будут такие характеристики, как способность корректного восприятия информации, оценка и самооценка когнитивного диапазона, способность воздействия на собеседника, владение социальными нормами невербальной и вербальной коммуникации;функциональный параметр – состоит из трех ключевых признаков: 1) владение личностным диапазоном вербальных и невербальных средств для выражения информационной, прагматической и экспрессивной функций коммуникации; 2) умение видоизменять используемые коммуникативные средства в ходе коммуникации в зависимости от изменения ситуативных обстоятельств общения; 3) построение дискурсов и высказываний, отвечающих нормам речевого этикета и в соответствии с выбранным коммуникативным кодом.Д. П. Гавра на основе социально-психологического подхода, определяющего исходную структуру личности («могу» – «хочу» – «знаю» – «умею» – «действую») и процессно-информационного подхода к социальной коммуникации, в основе которой лежит трансакционная модель, разработанная А. Тэном, формирует трансакционную модель коммуникативной личности. Д. П. Гавра исходит из двух положений:в коммуникативном процессе личность может выступать и как коммуникатор и как реципиент, что определяет характер функционирования, как трансакционный;главными компонентами трансакционной модели коммуникации А. Тэна, положенной Д. П. Гаврой в основу его модели коммуникативной личности, выступают обстоятельства и условия коммуникативной ситуации, цели участников коммуникации, культура, носителями которой они являются и которая задает характер кодирования и декодирования, а также коммуникативные шумы.В данной модели коммуникативной личности в целом различают две крупные подсистемы: внешнюю, которой соответствует коммуникативное поведение человека, и внутреннюю, в которую включены сознание и подсознание. При этом именно внутренняя подсистема является определяющей коммуникативную личность, поскольку она задает определяющие характеристики коммуникативного поведения. Внутренняя подсистема коммуникативной личности образуется из следующего ряда компонентов:целемотивационный компонент, под которым понимаются мотивы и цели индивида как субъекта коммуникации, составляющие центр коммуникативной личности, так как импульсом к трансформации личности в коммуникативного актора служит появление соответствующей потребности, затем цели и мотива;абилитационный компонент включает в себя коммуникативные способности и коммуникационные возможности личности, которые задаются ее физическими и психическими параметрами и состоянием. Абилитационный компонент представлен целым рядом элементов, среди которых необходимо выделить: рефлективность; перцептивность; быстрота ответа на вызовы внешней среды, в том числе на собеседника; внимательность, способность концентрировать и удерживать внимание; долговременная и кратковременная память; способность к восприятию и обработке информации; способность к эмпатии и др.когнитивный компонент включает в себя знания и информацию, полученную и усвоенную индивидом в процессе обучения и образования, обуславливающими потенциальные характеристики качества функционирования человека как актора коммуникации. Структура когнитивного компонента образована следующими элементами: владение правилами и нормами использования знаков в различных коммуникативных обстоятельствах; владение правилами кодирования; знание ключевых элементов культуры (ценностей, стереотипов, норм, верований, предрассудков и т. п.); знание качественных характеристик каналов коммуникации; владение методами оценки коммуникативной компетентности;операциональный компонент включает в себя коммуникативные навыки личности и ее способность пользоваться прагматическими и когнитивными ресурсами для реализации. В основе операционального компонента лежит практический, формируемый эмпирическим способом, опыт общения, в котором консолидируется вся сумма коммуникативных практик личности. Структура операционального компонента образуется из ряда элементов: умение корректно определять прагматические параметры и характер коммуникативной ситуации для отбора соответствующих ей коммуникативных средств; знание кодовых систем вербальной и невербальной коммуникации, владение навыком кодирования и декодирования, умение пользоваться индивидуальным диапазоном вербальных и невербальных средств; умение менять коммуникативные средства в ходе взаимодействия; способность наблюдать и оценивать собственное коммуникативное поведение и поведение собеседника, умение определить коммуникативные барьеры и коммуникативные шумы.Модель, предложенная Ю. Н. Карауловым, предусматривает иерархию уровней. Ценностный, когнитивный и поведенческий планы коммуникативной личности соотносятся друг с другом по принципу взаимодополнительности. Это предполагает, что с аксиологических позиций можно рассматривать поведенческие и познавательные характеристики общения, с точки зрения ментальных представлений – коммуникативные и ценностные ходы, с точки зрения речевого взаимодействия – этические и иные нормы, которым следуют носители данной культуры, и языковую категоризацию мира. При этом вся совокупность планов коммуникативной личности (ценностный, когнитивный и поведенческий) соотносятся с языковыми вербальными и невербальными способами выражения.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены виды и формы человеческого общения.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Общение есть многоплановый, сложный процесс установления и развития контактов между индивидами, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Структура общения включает три базовых компонента: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).Фундаментальным в значении общения в жизнедеятельности человека является то, что оно выступает инструментом организации совместной деятельности индивидов и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке. В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, которые носят психологический или социальный характер. Культурные различия зачастую являются причиной трудностей в коммуникативном процессе. Невербальная коммуникация – это коммуникация посредством разных коммуникативных каналов без помощи слов. Невербальная коммуникация выступает преимущественным средством трансляции информации, переживания и выражения эмоций. Отличительной характеристикой невербальной коммуникации является ее непрерывность, в отличие от коммуникации вербальной.Коммуникативная личность – это субъект коммуникации, обладающий суммой индивидуальных характеристик, свойств и качеств, которые определяют когнитивные, семиотические, мотивационные предпочтения и коммуникативную компетенцию личности. Определяющую роль для коммуникативной личности играют эмпатия, харизма и коммуникабельность.Различие между языковой и коммуникативной личностью выражается в том, что коммуникативная личность может использовать разные естественные языки в одном и том же коммуникативном поле. Общение и его различные виды оказывают непосредственное воздействие на интеллектуальное и эмоциональное развитие человека, что обуславливает необходимость включения общения в жизнь человека с ранних этапов его существования. Для человека, как существа социального, общение есть важнейший инструмент интеграции в социум.Список использованной литературыАндрианов М. С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса / М.С. Андрианов // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. – С. 88-121.Арискина О. Л., Дрянгина Е. А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию / О.Л. Арискина, Е.А. Дрянгина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. - № 25 (24). – С. 15-18.Битянова М. Р. Социальная психология / М.Р. Битянова – Москва : Изд-во Междунар. педагог. акад., 1994.  – 106 с.Гаранина О. Д. Философия. Теоретический курс: текст лекций / О.Д. Гаранина – Москва : МГТУ ГА, 2009. – 99 с.Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике / И.Н. Горелов. – Москва : Лабиринт, 2003. – 320 с.Гусева Д. И. «Коммуникация» и «общение»: соотношение понятий / Д.И. Гусева // Вестник науки и образования. – 2019. - № 20 (74). – С. 83-87.Журавлева Л. А. К вопросу о классификациях видов общения / Л.А. Журавлева // Инновационная наука. – 2015. - № 7. – С. 181-187.Защиринская О. В. Концептуальные представления о структуре общения / О.В. Защиринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. - № 4. – С. 89-99.Исаева С. Н. Невербальные знаки в процессе коммуникации / С.Н. Исаева // Реферативный журнал. – 2018. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnye-znaki-v-protsesse-kommunikatsii (дата обращения: 05.12.2020).Кобзева О. В. Проблемы происхождения невербальной коммуникации [Электронный ресурс] / О.В. Кобзева // Наука, техника и образование. – 2014. - № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-proishozhdeniya-neverbalnoy-kommunikatsii (Дата обращения: 05.12.2020).Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Ленинград :Лениздат, 1987.  – 143 с.Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г.Е. Крейдлин. – Москва : Новое литературное обозрение, 2004. – 584 с.Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 544 с.Мамедов А.К. Коммуникативный статус личности: методология исследования / А.К. Мамедов, Э.К. Коркия // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. - № 2. – С. 33-40.Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теории и мнения / Е.М. Мартынова // Вестник Челябинского педагогического университета. – 2014. - № 8. – С. 227-234.Мельникова А. А. Онтология национальной ментальности и синтаксис языка / А.А. Мельникова // Человек. – 2009. - № 3. – С. 137-142.Раева М. С. Роль общения в личностном развитии человека / М. Раева // Вестник казахско-русского международного университета. – 2015. - № 4 (13). – С. 174-180.Смирнова Н. И. Невербальные аспекты коммуникации :автореф. дисс. канд. филол. наук. / Н.И. Смирнова – Москва, 1973. – 32 с.Станкин М. И. Психология общения. Курс лекций / М.И. Станкин – Москва : Изд-во Московского псих.-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2003.  – 336 с.Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур / С.Г. Тер-Минасова. – Москва : Слово/Slovo, 2008 – 344 с.Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста: учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – Москва :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 256 с.Хаджиев С. М., Нюдюрмагомедов А. Н. Культурные различия как основа поликультурного воспитания / С.М. Хаджиев, А.Н. Нюдюрмагомедов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. - № 4(58). – С. 67-70.

Список использованной литературы
1. Андрианов М. С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса / М.С. Андрианов // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. – С. 88-121.
2. Арискина О. Л., Дрянгина Е. А. Языковая и коммуникативная личность: различные подходы к исследованию / О.Л. Арискина, Е.А. Дрянгина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. - № 25 (24). – С. 15-18.
3. Битянова М. Р. Социальная психология / М.Р. Битянова – Москва : Изд-во Междунар. педагог. акад., 1994. – 106 с.
4. Гаранина О. Д. Философия. Теоретический курс: текст лекций / О.Д. Гаранина – Москва : МГТУ ГА, 2009. – 99 с.
5. Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике / И.Н. Горелов. – Москва : Лабиринт, 2003. – 320 с.
6. Гусева Д. И. «Коммуникация» и «общение»: соотношение понятий / Д.И. Гусева // Вестник науки и образования. – 2019. - № 20 (74). – С. 83-87.
7. Журавлева Л. А. К вопросу о классификациях видов общения / Л.А. Журавлева // Инновационная наука. – 2015. - № 7. – С. 181-187.
8. Защиринская О. В. Концептуальные представления о структуре общения / О.В. Защиринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2013. - № 4. – С. 89-99.
9. Исаева С. Н. Невербальные знаки в процессе коммуникации / С.Н. Исаева // Реферативный журнал. – 2018. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnye-znaki-v-protsesse-kommunikatsii (дата обращения: 05.12.2020).
10. Кобзева О. В. Проблемы происхождения невербальной коммуникации [Электронный ресурс] / О.В. Кобзева // Наука, техника и образование. – 2014. - № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-proishozhdeniya-neverbalnoy-kommunikatsii (Дата обращения: 05.12.2020).
11. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. – Ленинград : Лениздат, 1987. – 143 с.
12. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык / Г.Е. Крейдлин. – Москва : Новое литературное обозрение, 2004. – 584 с.
13. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 544 с.
14. Мамедов А.К. Коммуникативный статус личности: методология исследования / А.К. Мамедов, Э.К. Коркия // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. - № 2. – С. 33-40.
15. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теории и мнения / Е.М. Мартынова // Вестник Челябинского педагогического университета. – 2014. - № 8. – С. 227-234.
16. Мельникова А. А. Онтология национальной ментальности и синтаксис языка / А.А. Мельникова // Человек. – 2009. - № 3. – С. 137-142.
17. Раева М. С. Роль общения в личностном развитии человека / М. Раева // Вестник казахско-русского международного университета. – 2015. - № 4 (13). – С. 174-180.
18. Смирнова Н. И. Невербальные аспекты коммуникации : автореф. дисс. канд. филол. наук. / Н.И. Смирнова – Москва, 1973. – 32 с.
19. Станкин М. И. Психология общения. Курс лекций / М.И. Станкин – Москва : Изд-во Московского псих.-соц. ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 336 с.
20. Тер-Минасова С. Г. Война и мир языков и культур / С.Г. Тер-Минасова. – Москва : Слово/Slovo, 2008 – 344 с.
21. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста: учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 256 с.
22. Хаджиев С. М., Нюдюрмагомедов А. Н. Культурные различия как основа поликультурного воспитания / С.М. Хаджиев, А.Н. Нюдюрмагомедов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. - № 4(58). – С. 67-70.

Вопрос-ответ:

Какие виды и формы человеческого общения существуют?

Виды и формы человеческого общения включают речевое и неречевое общение. Речевое общение осуществляется с помощью слов и языка, в то время как неречевое общение включает мимику, жесты, интонацию и другие невербальные средства передачи информации.

Что такое коммуникативные барьеры в общении?

Коммуникативные барьеры в общении - это препятствия, которые могут возникать при передаче информации между людьми. Они могут быть связаны с различиями в языке, культурных различиях, неправильной передачей информации, недостаточностью коммуникативных навыков и другими факторами.

Какова роль невербального общения в межличностной коммуникации?

Невербальное общение играет важную роль в межличностной коммуникации. Оно включает физические выражения, такие как жесты, мимика лица, позы и тон голоса. Невербальные средства передачи информации помогают установить эмоциональную связь, понять предпочтения и намерения собеседника, а также передать дополнительные смысловые значения сообщения.

Как виды общения влияют на личность человека?

Виды общения могут оказывать значительное влияние на формирование личности человека. Например, активное общение, которое включает обмен знаниями, навыками и действиями, способствует развитию и росту личности. С другой стороны, негативные виды общения, такие как насилие или принижение, могут повредить самооценку и эмоциональное благополучие личности.

Какое влияние оказывает деятельное общение на человека?

Деятельное общение, которое подразумевает межличностный обмен умениями, навыками и действиями, оказывает прямой развивающий эффект на человека. Такое общение способствует приобретению новых знаний и навыков, развитию личности, укреплению самооценки и уверенности в себе.

Какие основные структуры и функции есть в общении?

В общении выделяются три основные структуры: инициатор, сообщение и получатель. Основные функции общения включают информационную, экспрессивную, регулятивную и мотивационную.

Что такое коммуникативные барьеры в общении?

Коммуникативные барьеры - это факторы, которые могут препятствовать эффективному общению. Они могут быть связаны с личными особенностями, культурными различиями или недостаточным знанием языка.

Какую роль играет невербальное общение в межличностной коммуникации?

Невербальное общение играет важную роль в межличностной коммуникации. Оно включает в себя жесты, мимику, интонацию и другие невербальные выражения, которые могут передавать эмоции и подчеркивать вербальные сообщения.

Как виды общения влияют на личность?

Виды общения могут оказывать влияние на личность. Например, активное общение, которое предполагает обмен умениями, навыками и действиями, может иметь прямой развивающий эффект на человека.

Какой эффект оказывает деятельное общение на человека?

Деятельное общение, которое подразумевает межличностный обмен умениями, навыками и действиями, оказывает на человека прямой развивающий эффект. Это помогает человеку развивать свои навыки и способности, а также улучшать свою коммуникативную компетенцию.

Какие основные функции выполняет общение?

Общение выполняет несколько основных функций: информативную, эмоциональную, мотивационную и регулятивную. Информативная функция заключается в передаче информации и обмене знаниями. Эмоциональная функция связана с выражением и восприятием эмоций и чувств в процессе общения. Мотивационная функция направлена на влияние на поведение другого человека, мотивирование его к определенным действиям. Регулятивная функция обеспечивает согласованность и координацию действий внутри группы или коллектива.

Что такое коммуникативные барьеры и как они влияют на общение?

Коммуникативные барьеры - это преграды или препятствия, которые могут возникать в процессе общения и мешать правильному пониманию и передаче сообщений. Они могут быть различных типов, таких как языковые, культурные, психологические и физические. Коммуникативные барьеры могут затруднять передачу информации, приводить к неправильному толкованию сообщений или вызывать недопонимание между коммуникантами. Для успешного общения необходимо уметь преодолевать эти барьеры и использовать различные стратегии и навыки коммуникации.