Объемное рисование как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 47 + 47 источников
- Добавлена 21.03.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....
7
1.1. Характеристика понятия творческих способностей…………. 7
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………………
13
1.3. Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста……………………….
23
Выводы по первой главе……………………………………………………. 27
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………
28
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы .................................................
28
2.2. Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента…………………………………………………….
33
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования …… 43
Выводы по второй главе…………………………………………………….. 48
Заключение………………………………………………………………...... 50
Литература………………………………………………………………….. 53
Приложения…………………………………………………………………. 58
д.)- развивают особенно ручную особенно умелость, мелкую мускулатуру особенно руки;- соответствуют особенно санитарно-гигиеническим особенно нормам;- безопасны.Комплекс разработанных занятий, направленный на развитие творческих способностей посредством объемного рисования, не ограничивается тем количеством занятий, которое мы предлагаем; оно может расширяться и варьироваться в зависимости от интересов и желании детей, а также от возможностей педагогов и самого дошкольного учреждения.Слайд 11Анализ данных, полученных в экспериментальной и контрольной выборках на выходе из экспериментального обучения, свидетельствует о том, что большинство детей ЭГ на контрольном этапе эксперимента продемонстрировали средний и высокий уровень развития творческих способностей (по 46,7%), низкий уровень показали лишь 6.6% детей.В КГ по-прежнему большинство детей продемонстрировали средний уровень развития творческих способностей (60,0%), 13,3% детей показали высокий уровень, 26,7% показали низкий уровень развития творческих способностей.Слайд 12На рисунке представлено распределение по уровнямразвития практически творческих способностей для экспериментальной и контрольной выборок.Таким образом, мы видим, чтопроизошли положительные практически изменения в уровне развития практически творческих способностей старших практически дошкольников экспериментальной выборки.Анализ данных практически показывает, что в экспериментальной выборке уменьшился процент детей с практически низким и средним уровнем развития практически творческих способностей, увеличился процент детей с высоким уровнем развития практически творческих способностей, что в целом свидетельствует об эффективности проведенной работы.Слайд 13Выводы, полученные в ходе проведения исследования, заключаются в следующем: процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется эффективно при целенаправленном включении объемного рисования в структуру занятий по изобразительной деятельности.Вышесказанное позволяет считать поставленную цель работы достигнутой, а задачи – выполненными. Мой доклад окончен. Благодарю за внимание!
1. Богослова Г. В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Г. В. Богослова, Н. А. Шинкарёва // Балтийский гуманитарный журнал. – Иркутск, 2018. –Т. 7. – № 3(24). – С.150-154.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д. Б. Богоявленская. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.
3. Веневцева А. И. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / А. И. Веневцева. – Екатеринбург, 2017. – 50 с.
4. Вихарева Ю. Е. Развитие творческих способной детей младшего школьного возраста в интегрированной художественной деятельности / Ю. Е. Вихарева. – Екатеринбург, 2017. – 79 с.
5. Волкова Т. В. Формирование художественной культуры учащихся начальных классов средствами изобразительного искусств / Т.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2016. – 196 с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
7. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. –1966. –№ 6.– С. 62-76.
8. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: сб. / Дж. Гилфорд; под ред. А.М. Матюшкина // Психология мышления. – М.: Просвещение, 1965. – С.124-145.
9. Демская Т. А. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью: дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Т.А. Демская. – М., 2016. – 291 с.
10. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. – М.: Академия, 1996. – 216 с.
11. Ермолинская Е.А. Современные технологии развития изобразительной деятельности детей / Е.А. Ермолинская // Воспитатель ДОУ. –М.: Просвещение, 2016. – №1. –С. 81-92.
12. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В. И. Ефремов . – Пенза : Уникон-ТРИЗ, 2001. – С.38-39.
13. Зайцева О. Ю. Условия развития образа я детей старшего дошкольного возраста / О. Ю. Зайцева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 152-156.
14. Захарюта Н. В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста / Н. В. Захарюта // Вестник Адыгейского государственного университета. – Новороссийск: Издательство: АГУ (Адыгейский государственный университет), 2009. – Вып. 51. – С. 246-256.
15. Иванова Н. В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности / Н. В. Иванова. – Екатеринбург, 2017. – 73 с.
16. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М. : Учпедгиз, 1961. – 342 с.
17. Изобразительная деятельность – многогранный ресурс развития дошкольника [Электронный ресурс]. – URL:https://alldoshkol.ru/deyatelnost/izobrazitelnaya-deyatelnost-doshkolnika (дата посещения: 25.12.2019)
18. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика Синтез, 2012. – 85 с.
19. Кон И. С. Психология самостоятельности / И. С. Кон // Знание – сила. – 1985. № 7. – С. 42-44.
20. Коршунова Л. С. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения: система реализации. ФГОС: метод. пособие / Л. С. Коршунова. –М.: Просвещение, 2016. –187 с.
21. Леонтьева С. Б. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста / С. Б. Леонтьева. – Екатеринбург, 2018. – 73 с.
22. Максимова С. В. Творчество как феномен неадаптивной активности / С. В. Максимова // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. Серия «Экология творчества». Выпуск 2 / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. – Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – С. 42-58.
23. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик- Пашаев, З .Н. Новлянская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний: 2014. – 159 с.
24. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 544 с.
25. Мостовенко Н. А. Развитие изобразительного творчества детей в детском саду [Электронный ресурс]. – URL:https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/razvitie-izobrazitelnogo- tvorchestva-detej-v-detskom-sadu.html (дата посещения: 25.12.2019)
26. Особенности развития детского изобразительного творчества [Электронный ресурс]. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-razvitija-detskogo- izobrazitelnogo-tvorchestva.html (дата посещения: 19.01.2021)
27. Павленко Т. А. Взаимодействие педагога и родителя: ожидания, трудности, успехи / Т. А. Павленко // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. – 2015. – С. 327-330.
28. Пантелеева Н. Г. Развитие творчества дошкольников в изобразительном деятельности в рамках новых требований к дошкольному образованию / Н. Г. Пантелеева // Детский сад от А до Я. – 2015. - № 3 (75). – С. 22-33.
29. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 352 с.
30. Проскурина А. С. Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала / А. С. Проскурина. – Бийск, 2018. – 62 с.
31. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
32. Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции, 15-16 апреля 2014 г. Москва, МГПУ / [Под ред.Л.Н. Азарова и др.]. – М.: Экон- информ, 2014. – 396 с.
33. Севастьянова О. А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста учреждений культуры: автореф. дисс.. канд. пед. Наук. – М., 2006. – 23 с.
34. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей / А. Э. Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996. – 192 с.
35. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: автореферат дисс. канд. псих. наук. – СПб., 2004. – 22 с.
36. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. – М.: Просвещение, 1982. – 286 с.
37. Терещенко А. П. Развитие творчества старшего дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб.-метод. пособ. / О. П. Терещенко. – К.: Свиточ, 2009. – С. 105-107.
38. Торренс Е. П. Диагностика креативности: теория и тесты / Е. П. Торренс– СПб.: Речь, 2008 – 236 с.
39. Торренс Е. П. Неполные фигуры, методика. – М.: Эксмо, 2016. – 41 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
41. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) – 118 с.
42. Форман Д. Художественная мастерская. Живопись Artlab. – Питер, 2015. – 16 с.
43. Чумичева P. M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника / Р. М. Чурмичева. – Ростов-н/Д.: РГПУ, 1995. – 272 с.
44. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с.
45. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 205 с.
46. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие / Д. Б. Эльконин // Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / Д. Б. Эльконин; Моск.психол.-социал.ин-т; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.; Воронеж, 2001. – С. 218-238.
47. Юрченко Л. Ю. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности / Л. Ю. Юрченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С. 122-125.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет объемное рисование для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?
Объемное рисование играет важную роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет развивать моторику, пространственное воображение и творческое мышление у детей.
Какие особенности развития творческих способностей наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста развиваются такие творческие способности, как воображение, эмоциональная выразительность, исследовательская активность, умение находить нестандартные решения, умение работать с разными материалами и инструментами.
Какие нетрадиционные техники используются в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста?
В изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста используются различные нетрадиционные техники, такие как объемное рисование, аппликация, лепка, коллаж, игра с тенями и прочие. Эти техники позволяют детям экспериментировать, развивать свою фантазию и творческие способности.
Как объемное рисование помогает развивать творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста?
Объемное рисование помогает развивать творческое мышление у детей старшего дошкольного возраста, потому что они могут создавать объемные и трехмерные объекты, использовать различные материалы и инструменты. Это способствует развитию их воображения, творческой мысли и умения находить нестандартные решения.
Какие навыки развиваются у детей старшего дошкольного возраста при занятиях объемным рисованием?
При занятиях объемным рисованием дети старшего дошкольного возраста развивают множество навыков, таких как моторика рук, координация движений, пространственное воображение, наблюдательность, творческое мышление, умение работать с разными материалами и инструментами.
Какие теоретические основы лежат в основе проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста?
Теоретическими основами проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста являются характеристика понятия творческих способностей, особенности их развития у данной возрастной группы, а также использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Что такое творческие способности и как они характеризуются?
Творческие способности - это индивидуальные свойства личности, которые позволяют человеку проявлять творческий потенциал. Они характеризуются способностью к самостоятельному мышлению, гибкости мышления, умению находить нестандартные решения и выражать свои идеи в креативной форме.
Какие особенности развития творческих способностей наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к абстрактному мышлению, фантазии и креативности. Они становятся способными к самостоятельной деятельности, проявлению собственных идей и формулированию гипотез. Они также начинают осознавать свои эмоции и использовать их в своих творческих проявлениях.
Какие нетрадиционные техники применяются в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста?
В изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста используются такие нетрадиционные техники, как объемное рисование, создание коллажей из разных материалов, моделирование из пластилина или глины, аппликация из разных материалов и другие. Эти техники позволяют детям развивать свою творческую мысль, фантазию и моторику, а также экспериментировать с разными материалами и текстурами.
Чему посвящена статья организации по созданию объемного рисования?
Статья посвящена организации по созданию объемного рисования и его влиянию на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Что такое творческие способности и почему они важны для детей старшего дошкольного возраста?
Творческие способности - это способность детей к оригинальности мышления, креативности и проявлению индивидуальности. Они важны для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют развитию их интеллекта, эмоциональной сферы и социальных навыков.
Какие особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста?
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста характеризуется увеличенной самостоятельностью и активностью в творческой деятельности, формированием собственного стиля и вкуса, а также способностью к саморефлексии и самокритике.