ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – КОМПЛЕКС НАУК О ПРИРОДЕ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Концепция современного естествознания
  • 17 17 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 19.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Естествознание как наука 4
2. Основные этапы развития естествознания 7
3. Панорама и тенденции современного естествознания 10
Заключение 15
Литература 17

Фрагмент для ознакомления

Эволюция мозга шла в направлении не столько увеличения количества нейронов, сколько в направлении структурной организации, упорядоченности связей, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции, то есть на более высоком качественном уровне.Холистический подход (от греч. целое) – концепция, согласно которой роль целого является определяющей, а влияние отдельных частей – несущественным, то есть на новом структурном уровне система приобретает новые свойства, не характерные ни для одной из его составляющих. В современной естественнонаучной картине мира наблюдается теснейшая связьмежду всеми естественными науками, здесь время и пространство выступают какединый пространственно-временной континуум, масса и энергия взаимосвязаны,волновое и корпускулярное движения, в известном смысле, объединяются, характеризуяодин и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются [4].Принципы гуманизма ориентируют современное естествознание не столько на поиски абстрактной истины, сколько на полезность для общества и каждого человека. Главным показателем при этом становится не экономическая целесообразность, а улучшение среды обитания людей, рост их материального и духовного благосостояния. Естествознание таким образом становится нацеленным на удовлетворение насущных потребностей человека и общества [14].Социально-культурологическое значение современной науки. Применение новой мировоззренческой парадигмы, основанной на холистических представлениях синегретики и междисциплинарном подходе, способной объединить естественно-научный и гуманитарный компоненты культуры, становится все более значимым для нынешнего развития социального знания и дает возможность создать универсальную эволюционно-синергетическую картину мира. В настоящее время происходят процессы формирования единой науки о человеке, обществе, государстве, природе и жизни. При этом и социальное, и естественнонаучное понимание имеет единые исходные цели – достижение истинного знания. Таким образом, для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно ориентированных форм исследований. Современное естествознание все более ориентировано на изучение процессов развития, предметом ее изучения становятся открытые системы, обменивающиеся с окружением энергией, веществом, информацией. В определении познавательных целей науки все большую роль начинают играть не внутринаучные цели, а внешние для науки цели — цели экономического, социального, политического, культурного характера [6].Тенденцииразвитиясовременного естествознания определяют следующие направления: 1) дальнейшее развитие достижений естественно-научного знанияXXвека;2)развитие теоретического обоснования и разработка методов экспериментального изучениясложных саморазвивающихсясистем;3)ориентацияна поиски решения глобальных, практически значимых проблем развития нашейцивилизации.Достижения естествознанияXX векакачественноизменили производительныесилыобществанаосновеобъяснениярядафизических, химическихибиологическихпроцессов,которыедлительноевремябыли недоступны для их практического использования в жизни людей (энергия атома, волноваяприродаизлучений,генетическаяприроданаследственностиимногое другое). Эти открытия, многие из которых отмечены Нобелевскимипремиями, позволили создать современные технологии, такие как: высокотемпературнаясверхпроводимость,химические лазеры, молекулярные пучки, атомный лазер, нанотехнология, расшифровка геномачеловека и т.п.ЗаключениеПрогресс естественнонаучных знаний способствовал выявлению законов развития природы. Современное естествознание придерживается системно-эволюционного подхода, соответствующего специфике изучаемых природных объектов. Наиболее характерной чертой современной научной картины мира является ее эволюционный характер. Эволюция происходит вовсех сферах материального мира. Распространение синергетических идей в современных условиях обеспечивает стирание границ между естествознанием и гуманитарным знанием и построение универсальной эволюционно-синергетической картины мира.Современная социально-экологическая ситуация способствует целостному характеру и биосферной шкале знаний о природе, поскольку они приобретают особую роль в связи с социальными проблемами человечества (продовольственные, демографические, экологические).Яркий пример связи биологической и социальной эволюции – пандемия 2020 года, еще больше продемонстрировал значимость холистического подхода.Таким образом, современная естественнонаучная картина мира базируется на интегративных процессах в естествознании, отражает целостный подход, и ее дальнейшее развитие может происходить при эффективном взаимодействии и взаимосвязи не только наук о живой и неживой природе, но и гуманитарных наук в направлении дальнейшего выявления фундаментальных законов природы.Прогресс естественно-научного знания способствовал выявлению закономерностей развития природы. Современное естествознание придерживается системного и эволюционного подхода, соответствующего специфике изучаемых природных объектов.Наиболее характерная черта современной научной картины мира – ее эволюционность. Во всех областях материального мира происходит эволюция. Распространение синергетических идей в современных условиях обеспечивает стирание граней между естественнонаучным и гуманитарным знаниеми построение универсальной эволюционно-синергетической картины мира.Современная социально-экологическая ситуация способствует интегральному характеру и биосферному масштабу знаний о природе, поскольку они приобретают особую роль в решении актуальнейших проблем человечества (продовольственной, демографической, экологической). Таким образом, современная естественно-научная картина мира основана на интегративных процессах в естественно-научных дисциплинах, она отражает целостный подход, и дальнейшее ее развитие может происходить при эффективном взаимодействии и взаимосвязи не только наук о живой и неживой природе, но и гуманитарных наук, в направлении дальнейшего выявления фундаментальных природных закономерностей.ЛитератураБрызгалина, Е.В. Концепции современного естествознания : учебник / Е. В. Брызгалина. – М. : Проспект, 2013. - 493 с. – с. 165.Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебник / А.А. Горелов. – М. : КНОРУС, 2016. – 288 с. с. 138Доронина, С.Д. Естествознание в системе научного знания /С.Д.Доронина, В.И. Табуркин // Астраханский вестник экологического образования. – 2015. – № 2(32). – С. 125-130.Игнатьева, И.Е. Основные черты современной научной картины мира / И.Е.Игнатьева, О.В. Печенина : тез. докл. V науч.-технич. Конф. НЕДЕЛЯ НАУКИ- 2015. – СПб., 2015. – С. 279.Кожевников, Н.М. Естественнонаучные основы современного экономического образования / Кожевников Н.М., ТульвертВ.Ф. // Физическое образование: от прошлого к будущему : матер.Всероссийск.научн-метод. конф. с междунар. участием памяти проф. Н.М. Кожевникова. – 2017. – С. 284-296.Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Н.В. Давлетшина [и др.] – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Ч. 1. – 100 с.Лебедев, С.А. Структура научной рациональности // С.А.Лебедев// Вопросы философии. – 2017. – № 5. – С. 66-79.Монастырский, Л.М. Современная естественно-научная картина мира / Л.М. Монастырский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11 (1). – С. 137-140.СадохинА.П. Концепции современного естествознания / А.П.Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.Шипунова, О.Д. История и методология науки / О.Д.Шипунова. – СПб., 2016. – 256 с.

Литература
1. Брызгалина, Е.В. Концепции современного естествознания : учебник / Е. В. Брызгалина. – М. : Проспект, 2013. - 493 с. – с. 165.
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебник / А.А. Горелов. – М. : КНОРУС, 2016. – 288 с. с. 138
3. Доронина, С.Д. Естествознание в системе научного знания /С.Д.Доронина, В.И. Табуркин // Астраханский вестник экологического образования. – 2015. – № 2(32). – С. 125-130.
4. Игнатьева, И.Е. Основные черты современной научной картины мира / И.Е.Игнатьева, О.В. Печенина : тез. докл. V науч.-технич. Конф. НЕДЕЛЯ НАУКИ- 2015. – СПб., 2015. – С. 279.
5. Кожевников, Н.М. Естественнонаучные основы современного экономи-ческого образования / Кожевников Н.М., Тульверт В.Ф. // Физическое образование: от прошлого к будущему : матер. Всероссийск. научн-метод. конф. с междунар. участием памяти проф. Н.М. Кожевникова. – 2017. – С. 284-296.
6. Концепции современного естествознания: учеб. пособие / Н.В. Давлет-шина [и др.] – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – Ч. 1. – 100 с.
7. Лебедев, С.А. Структура научной рациональности // С.А.Лебедев // Во-просы философии. – 2017. – № 5. – С. 66-79.
8. Монастырский, Л.М. Современная естественно-научная картина мира / Л.М. Монастырский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11 (1). ¬– С. 137-140.
9. Садохин А.П. Концепции современного естествознания / А.П.Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.
10. Шипунова, О.Д. История и методология науки / О.Д.Шипунова. – СПб., 2016. – 256 с.

Вопрос-ответ:

Что такое естествознание?

Естествознание - это комплекс наук, изучающих природу и ее процессы.

Какие основные этапы развития естествознания существуют?

Основные этапы развития естествознания включают период античности, средневековую науку, научную революцию, эпоху просвещения и современное естествознание.

Какие тенденции можно наблюдать в современном естествознании?

Современное естествознание характеризуется такими тенденциями, как междисциплинарность, развитие новых технологий, экологическая направленность и глобальный подход к изучению природы.

В чем заключается эволюция мозга?

Эволюция мозга заключается в увеличении структурной организации и связей между нейронами, что позволяет реализовывать более сложные поведенческие реакции.

Что означает холистический подход в естествознании?

Холистический подход означает рассмотрение объектов и явлений природы как целостных систем, включающих взаимосвязанные элементы и процессы.

Что такое естествознание?

Естествознание - это комплекс наук, изучающий природу и ее явления. Оно включает в себя такие науки, как физика, химия, биология, геология и др.

Какие основные этапы развития естествознания выделяются?

Основные этапы развития естествознания это: древневосточная наука, античная наука, средневековая наука, новое естествознание и современное естествознание.

Какие тенденции современного естествознания можно выделить?

Среди тенденций современного естествознания можно выделить междисциплинарный подход, развитие новых методов и технологий, активное использование компьютерных моделей и симуляций, изучение сложных систем и развитие экологического подхода.

Как происходит эволюция мозга?

Эволюция мозга происходит не столько за счет увеличения количества нейронов, сколько за счет структурной организации и упорядоченности связей между ними. Это позволяет объединять отдельные функции в сложные поведенческие реакции на более высоком уровне.

Что означает холистический подход в естествознании?

Холистический подход в естествознании означает рассмотрение объектов и явлений природы как целостных систем, включающих в себя множество взаимосвязанных элементов. Это позволяет получать более полное и глубокое понимание их функционирования.