Понятие и содержание государственного суверенитета РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 21.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Характеристика суверенитета государства 5
1.1 Понятие, признаки и виды государственного суверенитета 5
1.2 Суверенитет государства 10
Глава 2. Россия - субъект государственного суверенитета 16
2.1 Характеристика государственного суверенитета России 16
2.2 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации 24
2.3 Формы защиты государственного суверенитета России 25
Заключение 28
Список использованных источников 30
Что касается озабоченности приданием максимальной юридической силы нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, он подчеркнул, что Конституция Российской Федерации, прежде всего, не является законом в смысле этого слова. в котором он используется для характеристики действующего законодательства; во-вторых, он имеет конститутивную силу по отношению к российской правовой системе в целом (в частности, закреплена статья 15); и в-третьих, в нескольких других положениях, включая те, которые устанавливают основы конституционного строя, он утверждает его верховенство.При этом в соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Российская Федерация. Не останавливаясь на вышесказанном, возникает другая проблема, а именно, что о верховенстве Конституции или любого другого источника национального права можно говорить как можно больше только с «национальной» позиции, если рассматривать Россию как субъект международного права, эти приоритеты явно не будут приняты во внимание международным сообществом. По ее мнению, нововведение, включенное в Закон № 1, «принуждает» нормы рассматриваться в КС РФ на предмет соответствия Конституции РФ, при этом обратным путем, после того как дело вышло за пределы РФ и стало предметом рассмотрения в ЕСПЧ и прошло внутренние ступени правовой защиты. Возможно, такой механизм хорош тем, что он наконец-то повышает степень понимания судами необходимости применять Конституцию РФ непосредственно и гораздо чаще, чем это происходило на практике, обращаться в КС 63 РФ, но не с запросом, как указано в ч. 2 ст. 101 Закона № 1, а ставить вопрос о конституционности закона более своевременно, когда дело находится еще в пределах внутренних механизмов правовой защиты. Иными словами, при коллизиях и несовершенствах законодательства, которые часто для судов очевидны, не пренебрегать конституционным фильтром. [14, c.65]Подводя итог, следует отметить, что возникновение конфликта между решениями ЕСПЧ и других международных организация и положениями, закрепленными в Конституции РФ и национальном законодательстве, составляют новые вызовы национальному конституционному праву. Потребовалась определенная реакция и проявление воли со стороны высшей судебной отечественной инстанции, в связи с необходимостью реагирования на конфликтную, порой «агрессивную» в контексте конституционного права практику ЕСПЧ. В результате обозначилась главенствующая роль Конституционного Суда РФ, наделенного полномочием по оценке возможности исполнения решений ЕСПЧ, расходящихся с конституционными актами. Вместе с тем, видится правильной стратегия Конституционного Суда РФ, направленная, несмотря ни на что, на взаимодействие с ЕСПЧ, предполагающая комплексный учет права Конвенции применительно к обстоятельствам дела, но не гарантирующий обеспечение полной совместимости с ним национального права. Таким образом, государство от некого публично-правового союза можно отличить именно по данному признаку. Этот критерий делает каждую страну главным субъектом политических отношений, действующим в рамках мирового сообщества.2.2 Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской ФедерацииФормально, РСФСР получил свой «суверенитет» в 1917-1920 годах, во время образования СССР. В то же время, РСФСР являлся лишь одной из республик в составе единого общего суверенного государства. В 1990 году была принята декларация о суверенитете РСФСР, провозгласившая относительную независимость данного образования от СССР. А в 1991 году после распада СССР РСФСР получил полную самостоятельность, как иные республики, ранее входившие в состав единой страны. По Конституции России от 1993 года носителем суверенитета и источником власти в России был признан признается ее многонациональный народ. Утверждается, что именно народ вправе осуществлять государственную власть через своих представителей. Земля и ее недра, а также воздушное пространство, воды и леса, которые расположены на территории Российской федерации, признаются национальным богатством народов нашей великой страны. [19, c.66]Законный порядок и необходимые условия для владения, пользования и распоряжения этими объектами урегулирован в законодательстве России, а также республик, которые входят в ее состав. Действующим законодательством предусмотрено, что располагающиеся на территории России объекты государственной собственности, в том числе включая имущество государственных предприятий, учреждений и иных казенных организаций, их базовые производственные и непроизводственные активы или фонды, а также любое другое имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении таких учреждений, признается исключительной собственностью Российской федерации.2.3 Формы защиты государственного суверенитета РоссииЗащита суверенитета и территориальной целостности является одним из актуальных вызовов, стоящих перед любым государством. Обеспечение должного уровня охраны национальной безопасности требует от государств нормативно-правового закрепления данных понятий.В основном правовом акте страны-Конституции Российской Федерации, активно используются термины «суверенитет» и «территориальная целостность». Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст.ст.3-4 Конституции РФ, а также в ч.2 ст.82. Территориальная целостность упоминается в ч.3 ст.4, ч.5 ст.13, ч.1 ст.67, ч.2 ст.80, ч.1. ст.82.Так, в Главе 1. Основы конституционного строя ч.ч.1, 2, 3 ст.3 сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Российский народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Свою волю народ может выражать на свободных выборах и референдумах. Данный пункт означает, что государственная власть РФ имеет пространственные пределы, в рамках которой действует принцип верховенства и не допускается существование любой иной власти. В Главе 4, посвященной Президенту РФ, в тексте клятвы упоминается обязанность главы государства защищать суверенитет и независимость государства. Президент РФ является гарантом суверенитета страны, он формулирует ключевые направления внутренней и внешней политики, национальной безопасности, руководит Вооруженными силами РФ.Принцип территориальной целостности отмечен в ч.3 ст.4 Конституции РФ, где сказано, что РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Это положение означает невозможность уступки Россией, выраженной в лице государственных органов и должностных лиц, части своей территории другому государству. В первой главе ч.5 ст.13, в вопросе об общественных объединениях, указано, что на территории РФ запрещено создание и деятельность объединений, направленных на нарушение территориальной целостности страны. Крайне важно упомянуть, что в ч.1 ст.67 Конституции РФ зафиксировано, что территорией РФ являются территории ее субъектов, внутренние воды, а также территориальное море и воздушное пространство над ними. Также к территории РФ относиться и так называемая «подвижная территория». Подвижной территорией считаются самолеты, корабли, космические станции, осуществляющие свою деятельность под флагом Российской Федерации. К разряду «государственная территория» также относятся трубопровод и кабели, лежащие в открытом море. Президент РФ в соответствии с ч.2 ст.80 должен принимать меры по охране государственной целостности. Являясь гарантом государственной целостности, глава государства должен следить за тем, чтобы основные законы (Конституции и Уставы), а также иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не противоречили Конституции страны и федеральному законодательству. [17, c.62]Суверенитет государства охраняется и на уровне высших должностных лиц. В ст.1 Федерального закона о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ отмечено, что целью данного акта является запрет высшим должностным лицам, занимающимся вопросами суверенитета и национальной безопасности, использовать иностранные финансовые инструменты. К числу таковых относятся лица, занимающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности в муниципальных образованиях, депутаты всех уровней, работающих на профессиональной основе, государственные должности в государственных корпорациях. В главе посвященной обеспечению национальной безопасности сказано, что в целях сохранения суверенитета и территориальной целостности РФ, специалистами разрабатываются и реализуются меры политического, военного, дипломатического, экономического и информационного характера. В нормативно правовом акте уделяется внимание к эффективности управления топливно-энергетическим комплексом, надежности поставок энергоресурсов странам-потребителям, а также обеспечению технологического суверенитета России на мировом энергетическом рынке. Ко всему прочему законодатели не обошли стороной и вопросы обеспечения финансового и культурного суверенитета страны. Укрепление финансового суверенитета заключается в обеспечении сбалансированной бюджетной системы, деофшоризации экономики, возврате российского капитала, вывезенного за рубеж, поддержании устойчивого курса национальной валюты, привлечение внутренних накоплений, снижение инфляции и так далее. [18, c.65]Культурный суверенитет реализуется посредствам духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, развития внутреннего познавательного туризма, созданием кинематографического и печатного материала, улучшения системы подготовки научных кадров в области истории и культуры, сохранения объектов культурного наследия.Таким образом, суть верховенства государственной власти заключается в том, что именно посредством данной власти определяется строй правовых отношений в стране, устанавливается общий правопорядок, правоспособность граждан и организаций, права и обязанности участников правоотношений. Одним из примеров верховенства государственной власти на территории страны является верховенство и прямое действие Конституции, а также иных федеральных законов, которые издаются высшим представительным органом власти.ЗаключениеЦелью исследования являлось изучение теоретических и правовых аспектов суверенитета РФ, исследование их текущего закрепления во внутригосударственных и международных актах, а также определение институциональных механизмов и средств по их защите. В результате проведенных исследований было установлено, что вопросы целостности и единства государства были осмыслены еще выдающимися древнегреческими, китайскими и индийскими философами. Систематичное научно-теоретическое осмысление, эти понятия получили лишь в Новое Время и в эпоху Просвещения. Под целостностью государства многие западноевропейские мыслители эпохи Просвещения подразумевали наличие органической политической власти, которое способствовало бы внутреннему единению. Русские государственные и общественные деятели XVIII-XIX века в своих трудах отмечали важность генетического начало государственного строительство (традиций, устоев, религии) и выделяли ключевую роль сильной и единой власти в удержании огромной территории страны. Современные российские правоведы также уделяют пристальное внимание проблематике территориальной целостности и предлагают большое количество трактовок этого термина. Наиболее полно раскрывающим содержание понятия является следующая дефиниция: территориальная целостность государства - это принцип, согласно которому любое государство имеет право обеспечивать защиту территории в пределах своих международно-признанных границ, а также противодействовать внешним и внутренним угрозам, направленным на их изменение.Суверенитет — это такое свойство страны (государства), которое позволяет ей самостоятельно и независимо иных стран осуществлять свои функции в пределах территории, а в некоторых случаях и за ее пределами, то есть в рамках международного общения. Суверенитет любого государства проявляется прежде всего в: верховенстве единой государственной власти; в ее независимости от иных явлений. Понятие «суверенитет» в современном значении берет свое начало в XIX веке. Термин неразрывно связан с такими понятиями, как «государство», «страна». Именно в XIX веке средневековое значение «суверен» распространяется на все государство, образуя понятие «независимость», параллельно выделяются нации. Список использованных источниковНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации // Консультант ПлюсНаучная литератураАбдулаев, Л. Е. Теория государства и права. – М.: Магистр-Пресс, 2014. – 472 с.Авдеев, П.Е. Политология. – М.: КноРус, 2017. – 392 с.Аврутин, Ю.А. Государство и право. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 504 с.Баранов, И.А. Классификация преступлений. – М.: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 136 с.Василенко, И.А. Политология. – М.: Юрайт, 2017. – 432 с.Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2016. – 608 с.Воронцов, Г.А. Теория государства и права. Краткий курс. За три дня до экзамена. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 160 с.Гаджиев, К.С. Политология. – М.: Инфра-М, 2015. – 384 с.Гаджиев, К.С. Политология. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.Дерябина, Е.М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 200 с.Зыкова, З.В. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Ось-89, 2018. – 304 с.Зыкова, И.В. Конституционное право. – М.: Ось-89, 2014. – 240 с.Зыкова, И.В. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Ось-89, 2014. – 304 с.Иванов, А.А. Теория государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 352 с.Иванов, А.А. Теория государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 352 с.Козлихин, А.В. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2015. – 304 с.Козлихин, А.В. Теория государства и права. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. – 856с.Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2016. – 344 с.Малько, А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. – М.: КноРус, 2017. – 264 с.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Консультант Плюс
Научная литература
2. Абдулаев, Л. Е. Теория государства и права. – М.: Магистр-Пресс, 2014. – 472 с.
3. Авдеев, П.Е. Политология. – М.: КноРус, 2017. – 392 с.
4. Аврутин, Ю.А. Государство и право. Теория и практика. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2019. – 504 с.
5. Баранов, И.А. Классификация преступлений. – М.: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 136 с.
6. Василенко, И.А. Политология. – М.: Юрайт, 2017. – 432 с.
7. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. – М.: Омега-Л, 2016. – 608 с.
8. Воронцов, Г.А. Теория государства и права. Краткий курс. За три дня до экзамена. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 160 с.
9. Гаджиев, К.С. Политология. – М.: Инфра-М, 2015. – 384 с.
10. Гаджиев, К.С. Политология. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2017. – 224 с.
11. Дерябина, Е.М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. – М.: Проспект, 2015. – 200 с.
12. Зыкова, З.В. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Ось-89, 2018. – 304 с.
13. Зыкова, И.В. Конституционное право. – М.: Ось-89, 2014. – 240 с.
14. Зыкова, И.В. Теория государства и права. Конспект лекций. – М.: Ось-89, 2014. – 304 с.
15. Иванов, А.А. Теория государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 352 с.
16. Иванов, А.А. Теория государства и права. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 352 с.
17. Козлихин, А.В. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2015. – 304 с.
18. Козлихин, А.В. Теория государства и права. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. – 856с.
19. Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. – М.: Проспект, 2016. – 344 с.
20. Малько, А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. – М.: КноРус, 2017. – 264 с.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой государственный суверенитет и какие признаки он имеет в России?
Государственный суверенитет - это высшая полнота и независимость внутреннего и внешнего самоуправления государства. В России государственный суверенитет характеризуется наличием следующих признаков: территориальная целостность, независимость внешней политики, суверенное право государства на создание законов и нормативных актов, а также право на самоопределение и регулирование внутренних дел.
Как Россия осуществляет государственный суверенитет?
Основные направления осуществления государственного суверенитета России включают: участие в международных организациях и договорных отношениях, разработку и принятие законодательства, обеспечение безопасности страны, защиту прав и свобод граждан, развитие экономики и социальной сферы, обеспечение суверенитета информационного пространства.
Какие формы защиты государственного суверенитета России существуют?
Формы защиты государственного суверенитета России включают: оборону страны, участие в международных соглашениях и договоренностях, правовые и дипломатические меры, меры по обеспечению национальной безопасности, контроль за информационным пространством, а также развитие экономической самостоятельности и укрепление внутренней стабильности.
Какие виды государственного суверенитета существуют?
Существуют два основных вида государственного суверенитета: внутренний и внешний. Внутренний суверенитет представляет собой право государства на самостоятельное управление своими внутренними делами без внешнего вмешательства. Внешний суверенитет означает независимость государства в области внешней политики и право вести суверенные отношения с другими государствами и международными организациями.
Что такое государственный суверенитет?
Государственный суверенитет - это политический и юридический принцип, который означает независимость государства от внешнего вмешательства и его право самостоятельно определять свои внутренние и внешние дела.
Какие признаки и виды государственного суверенитета существуют?
Признаки государственного суверенитета включают независимость, возможность законодательного, исполнительного и судебного управления, а также взаимное признание со стороны других государств. Виды государственного суверенитета подразделяются на абсолютный, когда государство имеет полную власть над всеми аспектами своей жизни, и ограниченный, когда государство соглашается ограничить свою власть в рамках международных договоров или соглашений.
Как Россия является субъектом государственного суверенитета?
Россия является субъектом государственного суверенитета, что означает, что она имеет право самостоятельно принимать решения, определять свою политику и законодательство, обеспечивать свою безопасность и сотрудничать с другими государствами. Российская Федерация является независимым и суверенным государством, признаным международным сообществом.
Какие формы защиты государственного суверенитета России существуют?
Формы защиты государственного суверенитета России включают политические, экономические, правовые и военные меры. Политическая защита включает поддержку суверенитета со стороны других государств, участие в международных организациях и договорах. Экономическая защита включает развитие национальной экономики и обеспечение экономической независимости. Правовая защита включает создание и соблюдение правовых норм, а военная защита включает готовность и способность защищать свою территорию и интересы в случае военной угрозы.