Понятие “человек”, “индивид”, “личность” в гуманитарных науках.
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 21.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие человека и индивида в гуманитарных науках (социологии и психологии) 4
2.Понятие личности. Пути становления личности и индивидуальности (процесс социализации) 6
3.Философское понимание человека и личности 9
Заключение 11
Список литературы 13
Итак, как мы видим, классические философы в полной мере осознавали многогранность человеческой личности и ее роли в обществе. Кроме того, в философии актуальна мысль о том, что бытие человека не всегда и не во всем определяет его сознание. Чтобы обосновать тезис, представляется важным обратиться к понятию бытия. Если мы будем рассматривать это понятие в философском аспекте, то увидим, что бытие является самой жизнью, существованием человека, на каждом этапе этого существования возникают те или иные явления, задачи, мысли, предметы внешнего мира. Результат духовного освоения многогранной реальности заключается в создании определенной системы взглядов на мир (т.е. мировоззрения). В качестве субъекта мировоззрения, т.е. ее носителя, может выступать как отдельный индивид, так и целые социальные группы, классы и общество в целом [3, 4]. На основании этого можно сделать вывод о том, что мировоззрение является вместе с тем и жизненными позициями, программами поведения, действиями людей. В обобщенном виде в нем происходит синтез познавательных, ценностных, поведенческих ориентиров и их взаимосвязей. Здесь также важно сказать о тесной и сложной связи между познавательными и ценностными нормами, их формировании за счет напряженной духовно-практической работы, которая дает возможность получения целостности опыта человека. ЗаключениеИтак, личность в гуманитарных науках - системное качество, которое индивид приобретает в процессе предметной деятельности и общении, данное качество характеризует человека со стороны включённости в общественные отношения. То есть, личностью не рождаются, а ею становятся. Социализация является привлечением человека к социальной окружающей среде, через принятие ее в собственный жизненный мир в соответствии с такими аспектами, как собственные требования и возможности, индивидуальные черты, достижения и социальный опыт. Понятие социализации тесно связано с воспитанием личности. Воспитание – это, как и обучение, процесс, в рамках которого ребенок усваивает общественный опыт. Положение личности в современном обществе регулируется посредством социальных ролей и статусов.В философии понимание личности также своеобразно. В частности, исходя из учения Платона об идеях, учения Аристотеля, а также из конкретных жизненных примеров, можно сделать вывод о несостоятельности, а точнее, об односторонности тезиса понимания человека исключительно как социально обусловленного существа. Человеческая личность поистине многогранна, безусловно, человек как субъект играет важную роль в социальной практике, а социальный аспект человеческой природы очень значим. Но все же, не следует абсолютизировать социальную практику, сводя на нет духовные аспекты человеческого бытия.Есть примеры, когда из неблагополучных семей выходили выдающиеся личности, наделенные талантами, прекрасными способностями. Доказательством того, что человек не является лишь подпоркой социальной практики, а является обусловленным как сознанием, так и бытием, служат примеры того, как человек, находясь в неблагополучной ситуации, возвращался к нормальной, полноценной жизни. Показательным является опыт советского педагога А.С. Макаренко, который известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. Им были достигнуты впечатляющие успехи. О чем говорит этот пример? Очевидно, о том, что безнадежно испорченных людей мало, есть возможность позитивных изменений, при условии грамотной работы с человеческим сознанием, его свойствами. Дух первичен. Таким образом, можно заключить, что бытие определяет сознание, но в то же время, человек – это сложная и многофакторная система, сильно зависящая от возможностей сознания, а значит, человек обусловлен как сознанием, так и бытием. Было крайне неверно рассматривать человека исключительно как подпорку социальных отношений, хотя, безусловно, социальная практика крайне важна.Список литературыКамбарова К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 1045-1047.Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат. 1967 - 383 с.Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 192 с.// http://psylib.org.ua/books/losew01/index.htmНекрасова Н. А., Некрасов С. И. Мировоззрение как объект философской рефлексии // Современные наукоёмкие технологии. — 2005. — № 6.Павленок П. Д. Социология : учебное пособие / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г.Т. Журавлев. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2018. - 736 с. - ISBN 978-5-394-01971-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/415010Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Москва :ИНФРА-М, 2020. - 624 с. - (Высшее образование:Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1063753Социологические концепции личности. Режим доступа: http://sociologs.ru/stati/sotsiologicheskie_kontseptsii_lichnosti.html Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология» (040100) / Ж.Т. Тощенко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 607 с. - (Серия «Cogitoergosum»). - ISBN 978-5-238-02260-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028936
2. Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат. 1967 - 383 с.
3. Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. – М.: Мысль, 1989. – 192 с.// http://psylib.org.ua/books/losew01/index.htm
4. Некрасова Н. А., Некрасов С. И. Мировоззрение как объект философской рефлексии // Современные наукоёмкие технологии. — 2005. — № 6.
5. Павленок П. Д. Социология : учебное пособие / П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, Г.Т. Журавлев. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2018. - 736 с. - ISBN 978-5-394-01971-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/415010
6. Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 624 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1063753
7. Социологические концепции личности. Режим доступа: http://sociologs.ru/stati/sotsiologicheskie_kontseptsii_lichnosti.html
8. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров «Социология» (040100) / Ж.Т. Тощенко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 607 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-02260-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028936
Вопрос-ответ:
Что такое понятие "человек" в гуманитарных науках?
В гуманитарных науках понятие "человек" рассматривается как субъект деятельности, обладающий свободой воли, разумом и социальными связями. Человек рассматривается как активная личность, способная влиять на свою судьбу и окружающий мир.
В чем разница между понятиями "индивид" и "личность" в гуманитарных науках?
В гуманитарных науках понятие "индивид" обозначает уникальность каждого человека в его физическом и психологическом аспектах. Личность же это комплекс индивидуальных черт, социально значимых качеств, ценностных ориентаций и поведенческих стереотипов.
Как формируется личность и индивидуальность? Что такое процесс социализации?
Личность и индивидуальность формируются в процессе социализации. Социализация представляет собой общественный процесс, в результате которого индивидуальные черты и поведение человека приобретают социальную направленность. Воспитание, образование, взаимодействие с окружающим миром - все эти факторы влияют на становление личности и индивидуальности человека.
Как философия понимает понятие "человек" и "личность"?
В философии человек рассматривается как существо, обладающее разумом, свободной волей и способностью к самореализации. Личность же это конкретное проявление человеческой индивидуальности, социально значимых качеств и моральных ценностей.
Что означает понятие "человек" в гуманитарных науках?
В гуманитарных науках понятие "человек" означает субъекта, обладающего особыми способностями и качествами, такими как мышление, речь, самосознание и т.д. Человек рассматривается как социальное существо, взаимодействующее с другими людьми и формирующее культуру и общество.
Чем отличается понятие "индивид" от понятия "человек" в гуманитарных науках?
В гуманитарных науках понятие "индивид" обычно используется для обозначения уникальности и неповторимости каждой отдельной личности. Индивид рассматривается как уникальный носитель родовых и индивидуальных черт, имеющий свободу выбора и самоопределения.
Каким образом формируется личность и индивидуальность через процесс социализации?
Личность и индивидуальность формируются через процесс социализации, который начинается с раннего детства. В процессе социализации человек осваивает нормы и ценности общества, приобретает социальные роли и учится взаимодействовать с другими людьми. Этот процесс направлен на формирование индивидуальности каждого человека в рамках социальных ожиданий и требований.