Значение и перспективы экспериментальной психологии
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 22.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Общая характеристика типологии экспериментального исследования 4
2. Структура экспериментального исследования 11
Заключение 14
Список литературы 16
Конкретные люди, группы, классы, предприятия и другие общности экспериментального исследования — это объект эксперимента, но не объект всего исследования. Их качества или функции, которые мы развиваем, — это предмет экспериментального исследования (но не предмет всего исследования). Развиваемые качества или функции у определенных индивидуумов или компаний есть зависимые переменные, то есть те, что зависят от внешних условий и воздействий экспериментального исследования. Изменение зависимых переменных и становится целью экспериментального исследования. Содержательно, но не по формулировке, цели и предмет экспериментального исследования полностью совпадают.Заключение В ходе исследования была изучена типология экспериментального исследования. Подведем краткие итоги проделанной работы. Нами было проанализировано 82 автореферата кандидатских диссертаций, защищенных по психологии за последние пятнадцать лет. На основе анализа целей и гипотез диссертантов была предложена типология, включающая пять типов эмпирических исследований: описательный, индуктивно-корреляционный, дедуктивно-корреляционный (включая разработку психодиагностической методики), экспериментальный дизайн и дизайн по разработке и апробации психотехнологии. В 59 случаях проанализированные нами исследования были отнесены к одному из упомянутых дизайнов, в оставшихся 23 случаях дизайн был определен как комбинированный (см. приложение 2).Наиболее распространенным, согласно полученным данным, является дизайн индуктивного корреляционного исследования (46 случаев), который используется во всех областях психологии, отраженных в нашей выборке. Характерной чертой этого типа представлений, имеющего ряд проблем и ограничений, является отсутствие априори обоснованных гипотез об изучаемой реальности. Проведенный нами анализ показал, что исследователи не всегда полностью осознают эту характеристику, о чем свидетельствует неверная формулировка некоторых предположений и выводов, а также отсутствие внятного контроля и описания методов отбора испытуемых. Решением этой проблемы могло бы стать требование обязательной независимой проверки корреляций, полученных на новой выборке.Вторыми по популярности являются исследования, направленные на разработку методов психологического воздействия (24 случая), особенно часто исследования подобного типа встречаются в областях социальной, педагогической психологии и психологии развития. Самым редким типом исследования по-прежнему остается эксперимент (5 случаев). Этот вид дизайна используется в том случае, когда автор исследования пытается объяснить изучаемую реальность, выводит эмпирические следствия из имеющихся теоретических гипотез и проверяет их, используя при сборе данных методы экспериментального контроля. Полученные нами результаты указывают на то, что существует значительный разрыв между психологической теорией с одной стороны и практикой с другой. Это проявилось в том, что при почти полном отсутствии исследований, направленных на объяснение психологической реальности и выведение психологических закономерностей, проводится довольно много работ, посвященных разработке методов психологического воздействия. В то же время следует отметить, что согласно полученным нами данным, в отечественной психологии проводится крайне мало исследований, направленных на разработку или адаптацию психодиагностических методик. Мы встретили всего 11 случаев данного типа исследований, причем все они были выполнены в рамках комбинированных дизайнов. При этом далеко не всегда авторы уделяли достаточно внимания проведению и описанию необходимых в этом случае процедур (а именно валидизации методики и проверке ее надежности).Предлагаемая нами типология является эмпирической и описывает наиболее распространенные типы исследований, не претендуя на полноту. Так, например, мы не встретили ни одной работы, в которой не использовался бы метод метаанализа данных, который некоторые авторы называют отдельным типом исследовательского дизайна [30], или работа по истории психологии.Однако проделанная работа кажется нам полезной, в основном для будущих кандидатов на диссертацию, поскольку предложенная типология позволяет объяснить логику постановки целей исследования и проверки гипотез, сосредоточив внимание на трудностях, с которыми исследователю придется столкнуться при выборе подходящего дизайна.Список литературыДобреньков В.И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2017.Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: – 2005. – 208 с.Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М. С. Иванов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2015.Лебедев С. А. Научная истина: консенсуально-экспертный характер // Гуманитарный вестник. 2019. №3 (77). С. 3.Лебедев Сергей Александрович Истинность чувственного и экспериментального знания в науке // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istinnost-chuvstvennogo-i-empiricheskogo-znaniya-v-nauke (дата обращения: 02.12.2020).Мазилов В. А. Проблема теоретического метода в психологии // Теоретичнідослідження у психології. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-teoreticheskogo-metoda-v-psihologii (дата обращения: 02.12.2020).Мазилов В.А. Предмет психологии: целостность и анализ «по единицам» // Высшее образование сегодня, № 2, 2020, с. 48-56Маликова Елена Васильевна Методы социологических исследований в области проблем молодежи и молодежной политики // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-sotsiologicheskih-issledovaniy-v-oblasti-problem-molodezhi-i-molodezhnoy-politiki (дата обращения: 04.12.2020).Мединцев В.А. Мышление теоретика Нового времени // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18-21 октября 2018 г. / Отв. ред. А. К. Крылов, В. Д. Соловьев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 712-714.Методы и средства научных исследований: учеб. пособие / Ю. Н. Колмогоров [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 152 с. ISBN 978-5-7996-2256-5Морошкина Надежда Владимировна, Гершкович Валерия Александровна Типология эмпирических исследований в психологии // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-empiricheskih-issledovaniy-v-psihologii (дата обращения: 12.12.2020).Научная библиотека «Феникс» Эмпирический метод научного исследования URL: https://wiki.fenix.help/sociologiya/empiricheskiye-metody-issledovaniya (дата обращения: 02.12.2020).Научная философия. Наблюдение, сравнение, описание — Научные методы экспериментального исследования URL: https://filosofka.ru/science/nabljudenie-sravnenie-opisanie-nauchn/ (дата обращения: 02.12.2020).Новиков Александр Михайлович Общие эмпирические методы исследования // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-empiricheskie-metody-issledovaniya (дата обращения: 02.12.2020).Образовательный портал. Эмпирические методы исследования. Наблюдение URL: https://magref.ru/empiricheskie-metodyi-issledovaniya-nablyudenie/ (дата обращения: 02.12.2020).Общественная библиотека. Методы экспериментального исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение URL: https://bsu-philosophy.fandom.com/wiki (дата обращения: 02.12.2020).Петухов В. В. Лекции по общей психологии (фрагмент) [видео] (обращение 5.04.2020)Тихонова Е. В. Методология и методы социологического исследования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2015.Трубилин Е. И. Основы научно-исследовательской деятельности: курс лекций / сост. Трубилин Е. И. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – 33 с.Цаценко Л. В. Основы научно-исследовательской деятельности: курс лекций / сост. Л. В. Цаценко. – Краснодар:КубГАУ, 2015. – 33 с.Youth sociology: the textbook for the academic bachelor degree. Editorship of R.V. Lenkov. Moscow, PublishinghouseofYurayt, 2015.
2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: – 2005. – 208 с.
3. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М. С. Иванов. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">
4. Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2015.
5. Лебедев С. А. Научная истина: консенсуально-экспертный характер // Гуманитарный вестник. 2019. №3 (77). С. 3.
6. Лебедев Сергей Александрович Истинность чувственного и экспериментального знания в науке // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istinnost-chuvstvennogo-i-empiricheskogo-znaniya-v-nauke (дата обращения: 02.12.2020).
7. Мазилов В. А. Проблема теоретического метода в психологии // Теоретичні дослідження у психології. 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-teoreticheskogo-metoda-v-psihologii (дата обращения: 02.12.2020).
8. Мазилов В.А. Предмет психологии: целостность и анализ «по единицам» // Высшее образование сегодня, № 2, 2020, с. 48-56
9. Маликова Елена Васильевна Методы социологических исследований в области проблем молодежи и молодежной политики // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-sotsiologicheskih-issledovaniy-v-oblasti-problem-molodezhi-i-molodezhnoy-politiki (дата обращения: 04.12.2020).
10. Мединцев В.А. Мышление теоретика Нового времени // Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 18-21 октября 2018 г. / Отв. ред. А. К. Крылов, В. Д. Соловьев. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. С. 712-714.
11. Методы и средства научных исследований: учеб. посо- бие / Ю. Н. Колмогоров [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 152 с. ISBN 978-5-7996-2256-5
12. Морошкина Надежда Владимировна, Гершкович Валерия Александровна Типология эмпирических исследований в психологии // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-empiricheskih-issledovaniy-v-psihologii (дата обращения: 12.12.2020).
13. Научная библиотека «Феникс» Эмпирический метод научного исследования URL: https://wiki.fenix.help/sociologiya/empiricheskiye-metody-issledovaniya (дата обращения: 02.12.2020).
14. Научная философия. Наблюдение, сравнение, описание — Научные методы экспериментального исследования URL: https://filosofka.ru/science/nabljudenie-sravnenie-opisanie-nauchn/ (дата обращения: 02.12.2020).
15. Новиков Александр Михайлович Общие эмпирические методы исследования // Эксперимент и инновации в школе. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-empiricheskie-metody-issledovaniya (дата обращения: 02.12.2020).
16. Образовательный портал. Эмпирические методы исследования. Наблюдение URL: https://magref.ru/empiricheskie-metodyi-issledovaniya-nablyudenie/ (дата обращения: 02.12.2020).
17. Общественная библиотека. Методы экспериментального исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение URL: https://bsu-philosophy.fandom.com/wiki (дата обращения: 02.12.2020).
18. Петухов В. В. Лекции по общей психологии (фрагмент) [видео] (обращение 5.04.2020)
19. Тихонова Е. В. Методология и методы социологического исследования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
20. Трубилин Е. И. Основы научно-исследовательской деятельности: курс лекций / сост. Трубилин Е. И. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – 33 с.
21. Цаценко Л. В. Основы научно-исследовательской деятельности: курс лекций / сост. Л. В. Цаценко. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 33 с.
22. Youth sociology: the textbook for the academic bachelor degree. Editorship of R.V. Lenkov. Moscow, Publishing house of Yurayt, 2015.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет экспериментальная психология?
Экспериментальная психология имеет большое значение для понимания человеческой психики и поведения. Она позволяет исследовать различные аспекты психологии с помощью контролируемых экспериментов, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и делать точные выводы. Экспериментальная психология также помогает разрабатывать и тестировать новые методы и подходы к психологическому исследованию.
Какова общая характеристика типологии экспериментального исследования?
Типология экспериментального исследования включает различные классификации и категории, которые помогают описать основные подходы и методы, используемые в экспериментальной психологии. Это может включать разделение экспериментов на лабораторные и полевые, основные типы экспериментальных дизайнов (например, межгрупповой или внутригрупповой), а также различные факторы, которые могут быть изменены или контролируемыми в эксперименте.
Какова структура экспериментального исследования?
Структура экспериментального исследования обычно включает несколько основных элементов. Сначала определяется цель исследования - то, что исследователь хочет изучить или выяснить. Затем разрабатывается гипотеза - предположение, которое можно проверить с помощью эксперимента. Далее проводится сбор данных - с помощью наблюдений, тестов, опросов и т.д. Эти данные затем анализируются и интерпретируются с целью проверки гипотезы. Наконец, выводы и результаты исследования представляются в виде отчета или научной статьи.
Какие субъекты исследования являются объектом эксперимента в экспериментальной психологии?
В экспериментальной психологии объектом эксперимента могут быть различные группы людей, классы, предприятия или другие общности. Например, исследователь может проводить эксперименты на студентах разных возрастных групп, сотрудниках разных компаний или людях с определенными характеристиками. Однако, эти субъекты исследования являются лишь объектом эксперимента, исследователь также рассматривает их качества или функции, которые развиваются или изучаются в ходе эксперимента.
Зачем нужна экспериментальная психология?
Экспериментальная психология нужна для изучения психических процессов и поведения людей с использованием методов исследования, основанных на проведении экспериментов. Она помогает понять, как работает наше сознание, как мы воспринимаем информацию, принимаем решения и взаимодействуем с другими людьми. Экспериментальная психология позволяет создавать и тестировать различные теории и гипотезы, а также разрабатывать эффективные методы психотерапии и психологической помощи.
Что такое экспериментальное исследование?
Экспериментальное исследование - это метод научного исследования, при котором ученые создают определенные условия, в которых изучают поведение и психологические процессы людей. В экспериментах обычно устанавливаются причинно-следственные связи между различными факторами и их влиянием на человека. В экспериментальном исследовании используются контрольные группы, манипуляции переменными и систематическое наблюдение за происходящими изменениями. Это помогает выводить обоснованные научные заключения и проверять гипотезы.
Какова структура экспериментального исследования?
Структура экспериментального исследования включает несколько основных составляющих. Вначале исследователи формулируют исходные вопросы и цели исследования. Затем они разрабатывают гипотезы и предположения, которые будут проверять в ходе эксперимента. Далее проводится выбор участников и определение их характеристик. Экспериментальное воздействие манипулирует независимой переменной, а затем изучают зависимые переменные. В результате проводится анализ полученных данных и делаются выводы, которые подтверждают или опровергают гипотезы. В конце исследователи описывают свои результаты и делают выводы о влиянии манипулируемых факторов на исследуемые психологические явления.
Какое значение имеет экспериментальная психология?
Экспериментальная психология имеет большое значение, так как она позволяет исследовать и понимать человеческое поведение и психические процессы на основе строгих экспериментальных методов.