Россия в системе международных транспортных коридоров: возможности и угрозы национальной экономической безопасности
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 23.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические вопросы создания международных транспортных коридоров…………………………………………………...
5
1.1 Понятие, цели, функции международных транспортных коридоров 5
1.2 Состояние, факторы и тенденции развития международных транспортных коридоров в России………………………………………...
9
1.3 Нормативно-правовое регулирование международных транспортных коридоров в России………………………………………..
12
Глава 2. Правовое регулирование международных транспортных коридоров……………………………………………………………………
16
2.1 Подходы, методы анализа развития международных транспортных коридоров……………………………………………………………………
16
2.2 Анализ рейтингов международных транспортных коридоров……… 19
2.3 SWOT-анализ развития международных транспортных коридоров... 21
Глава 3. Пути совершенствования правового режима транспортных коридоров……………………………………………………………………
23
3.1 Анализ барьеров международных транспортных коридоров……….. 23
3.2 Перспективы совершенствования механизма развития и рекомендации по устранению барьеров в сфере международных транспортных коридоров…………………………………………………..
25
Заключение…………………………………………………………………. 27
Список использованной литературы……………………………………… 29
[16]SWOT-анализ международных транспортных коридоровГлава 3. Пути совершенствования правового режима транспортных коридоров3.1 Анализ барьеров международных транспортных коридоровПо мере того, как ведущие страны мира переходят на путь инновационного развития, транспорт считается одним из важнейших факторов социально-экономического развития России, способствуя единству экономического пространства страны, совершенствуя межрегиональные и международные транспортно-экономические отношения, повышая эффективность использования ресурсов, предпринимательство и международное сотрудничество. Однако существует ряд препятствий для реализации транспортно-транзитного потенциала России. Международные транспортные коридоры имеют важное значение для социально-экономического развития страны. Это связано не только с точки зрения торговых интересов, но и с точки зрения национальной безопасности страны, то есть с точки зрения военной, экономической, промышленной, технологической, продовольственной и демографической. Для эффективного функционирования ИТЦ требуется хорошо развитая транспортная инфраструктура не только на его собственной территории, но и в странах, где она будет продолжена.В России можно использовать внутренние транспортные соединения для развития международного сотрудничества, состоящего из фиксированного оборудования (инфраструктурного оборудования), принадлежащего различным видам транспорта, закрепленным за МТК: железные дороги, автомагистрали и внутренние водные пути с оборудованием, морское потоотделение. [17] В настоящее время на развитие транспортной инфраструктуры выделяется недостаточно ресурсов. Можно сказать, что это самая большая проблема. Недостаточное финансирование инфраструктуры создает проблему ограниченных мощностей и экспорта конечной продукции. Эта проблема особенно актуальна в условиях растущего дефицита федерального бюджета, который является основным источником финансирования модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры.По оценкам НИИ регионального развития транспортной инфраструктуры, на строительство и развитие транспортной инфраструктуры будет направлено более 1,3 трлн рублей, или 3% ВВП в год. По данным EMBS Group, значительная часть финансирования направляется на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Конечно, эти цифры не говорят о качестве проделанной работы. В настоящее время существует особый дефицит финансирования железнодорожного транспорта. Еще одна важная проблема для развития транспортной инфраструктуры - отсутствие технологий и опыта проектирования и строительства. Это, в частности, касается качества проектирования, строительства и обслуживания современной инфраструктуры. Таким образом, только 64% от общей протяженности автомагистралей соответствует требованиям по транспортным и эксплуатационным показателям.Подводя итог всем вышеуказанным проблемам, недостаток финансирования связан с неспособностью частного сектора участвовать в развитии транспортного сектора. А если для строительства автомагистралей будет привлечен частный капитал, то практически не будет финансирования от частных инвесторов в железнодорожный транспорт, за исключением нефтегазовых компаний, которые могут позволить себе строительство новых железных дорог и только за свой счет. [18]Таким образом, на развитие основной составляющей транспортных коридоров (в том числе международных) влияет слабое развитие транспортной инфраструктуры из-за недофинансирования отрасли. Эту проблему можно решить с помощью механизмов государственно-частного партнерства, таких как концессии и соглашения о жизненном цикле.3.2 Перспективы совершенствования механизма развития и рекомендации по устранению барьеров в сфере международных транспортных коридоровВ зависимости от уровня развития и активности использования коридоры можно разделить на три категории: коридоры в фазе создания, в фазе благоприятствования и в фазе активации. «Фаза формирования» означает, что коридор находится на ранней стадии, и основной упор делается на строительство транспортной инфраструктуры. Коридор «фазы преференций» уже имеет необходимую транспортную инфраструктуру, и основная задача - привлечь грузовладельцев, нуждающихся в услугах международных перевозчиков. «Фаза восстановления» относится к фазе развития с целью дальнейшего расширения использования существующего коридора и увеличения объема перевозимых товаров.Необходимо приложить усилия для повышения уровня развития коридоров - от уровня создания необходимой базовой инфраструктуры до приобретения новых грузовладельцев, более эффективного использования и увеличения количества перевозимых грузов.Что касается будущего транспортных коридоров, проекты нацелены на создание транспортной сети, которая позволила бы товарам перемещаться по территории так же беспрепятственно, как в одной стране. улучшение и расширение системы контейнерных перевозок и обеспечение прочных и эффективных связей между региональной транспортной системой и региональными транспортными сетями. [19]Проекты, направленные на создание транспортной сети, которая позволила бы перевозить товары по всему региону так же беспрепятственно, как в одной стране, включают меры по увеличению пропускной способности оборудования на пограничных станциях, расширению межсетевых соединений для иностранных грузовых автомобилей в соседних странах, упрощению процедур пересечения границы и системе МДП. Transport International Routiers - Международные автомобильные перевозки.Проекты по совершенствованию и расширению системы контейнерных перевозок включают разработку оборудования для обработки контейнеров в портах, создание и улучшение внутренних контактных пунктов и внедрение системы мониторинга контейнерных перевозок.Проекты по обеспечению прочных и эффективных связей между региональной транспортной системой и транспортными сетями включают географическое расширение судоходных линий и повышение эффективности мультимодальной транспортной системы в Европе.Развитие должно вестись по двум направлениям: развитие транспортной инфраструктуры и решение организации транспортного процесса. Развитие инфраструктуры требует значительных финансовых ресурсов и предоставления источников финансирования. Помимо усилий отдельных стран, для этого может потребоваться поддержка международных финансовых институтов. Для решения задач организации необходима координация деятельности и расширение многосторонних и двусторонних контактов. Этот процесс может занять много времени. Однако решение организационных вопросов, не требующих больших вложений по сравнению с решением технических проблем, может стать эффективным инструментом содействия развитию и совершенствованию транспортной инфраструктуры.Решение технических и организационных вопросов невозможно без понимания идеи коридоров и концепции развития, поддерживаемой национальными правительствами. Такое понимание и поддержка позволит сконцентрировать ограниченные финансовые и человеческие ресурсы на развитии системы коридоров. [20]ЗаключениеОдно из важнейших направлений человеческой деятельности в историческую эпоху - создание и продуктивное использование международных транспортных коммуникаций. В условиях наступающего процесса глобализации международные перевозки по понятным причинам выполняют одну из своих основных функций. Например, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций заявляет, что «производство и распределение товаров, а также внутренняя и внешняя торговля зависят от эффективной работы транспортных сетей.Современные автомобильные, воздушные, железнодорожные, морские, речные и трубопроводные коммуникации образуют единую сеть, обеспечивающую доставку грузов по всему миру. Это достигается за счет использования установленных транспортных маршрутов, нескольких видов транспорта на одном маршруте, а также использования транзитных моделей, логистических технологий и других составляющих современного транспортного сектора.Все эти признаки в первую очередь характерны для работы Международных транспортных коридоров (МТК). В настоящее время ИТЦ являются экономически наиболее быстрорастущими регионами. ИТЦ может обеспечить регулярную и быструю доставку товаров в значительных количествах, а это значит, что ИТЦ обеспечивает эффективную работу международных перевозок.Чтобы грузоотправители были готовы отказаться от усовершенствованных транспортных моделей Транссиба из Азии в Европу морем, необходимо повысить требования к качеству транспортных услуг, прежде всего с точки зрения коммерческой скорости и своевременности, ритм, надежность поставок, сохранность товаров.Это особенно важно в контексте, когда крупнейшие мировые производители, учитывая глобальный характер производства и потребления, заинтересованы в диверсификации своей цепочки поставок для повышения надежности транспортных и логистических систем, позволяя каждому транспорту точность сроков доставки.Таким образом, более широкое использование транзитных возможностей России в условиях глобализации экономики и развития внешней торговли, особенно контейнерных перевозок, станет объективной необходимостью и фактором экономической реструктуризации России, стран СНГ и Восточной Европы.Реализация конкурентоспособности Транссиба в сфере международного транзита зависит, прежде всего, от эффективности государственной поддержки реализации инновационного сценария развития транспортной системы России до 2025 года.Чтобы в полной мере использовать географическое положение страны, обеспечивать рост объемов внешней торговли и усиливать роль России в мировой экономической системе, необходимо систематически создавать и развивать международные транспортные коридоры России как важный элемент развивающейся международной евразийской транспортной инфраструктуры.Наибольшие внешние и транзитные потоки сосредоточены на осях запад-восток и север-юг и параллельны основным направлениям межрегиональных перевозок в России, где сосредоточено более 80% населения и промышленного потенциала Российской Федерации. Отсюда следует, что развитие международных транспортных коридоров отвечает, как внешним, так и внутренним экономическим интересам Российской Федерации.Список использованной литературы1. Попова О. Е.Организация международных цепей поставок с использованием Северного морского пути: дис.маг.: Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, 20192. Прокофьев М. Н. Перспективы транспортного коридора «Север–Юг» / Махмуджон Муроджон угли Тохиров, М. Н.Прокофьев // Мир транспорта.- 2019.- Т.17, №5.-С.200-2133. Семёнов Д. В. Международные транспортные коридоры, проходящие по территории России: историко-правовой - обзор2-е издание Вологда, 2017.- 240 с. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30576640_76898171.pdf4. Андрианов Ю.В., Комаров В.В. Объекты транспортной инфраструктуры: категориально-понятийный аппарат // Транспорт Российской Федерации. - 2016. - № 5(66). - С. 51-55.5. Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Королькова Н.В. Управление транспортной системой: Учебник. - М.: МЦ ЖДТ, 2016. - 343 с.6. Гасратов Э.И. Транспортная система России: состояние и перспективы развития // Известия СПбГЭУ. - 2017. - № 1-2(103). - С.138-136. 7. Герами В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 438 с. 8. Костюков А.Н. Управление территориями опережающего развития и свободными портами Российской Федерации // Правоприменение. 2017. №2. С. 46.9. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доступно по: https://stats.oecd.org/BrandedView.aspx?oecd_bv_id=trsprt-data-en&doi=g2g5557d-en#. (дата обращения 20.11.2020).10. Соколова Я.В. Алгоритм структурирования крупного инфраструктурного проекта в форме государственно-частного партнерства // Транспортные системы и технологии. - 2018. - Т. 4. - №1. - C. 005-018.11. Смирнов С.А., Смирнова О.Ю. Оценка эффективности видов наземного транспорта для массовых грузовых перевозок // Транспортные системы и технологии. - 2017. - Т. 3. - №4. - C. 204-220. 12. Рейтинг Топ-15 контейнерных портов Европы 2017. PortEconomics. Доступно по: https://ports.com.ua/articles/top-15-konteynernykh-portov-evropy. (дата обращения 20.11.2020).13. Рейтинг крупных транспортных компаний, осуществляющих международные перевозки на 2018 г. Alphaliner. Доступно по: https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100/. (дата обращения 20.11.2020).14. Рейтинг T0P-50 3РЬ-операторов на 2017 г. SJ ConsultingGroup. Доступно по: http://jindel.com/wp-content/uploads/2018/06/2017-Top-50-Logistics-Providers-April-2018.pdf. (дата обращения 20.11.2020).15. Рейтинг российских транспортно-логистических компаний на 2018 г. INFOLine-Аналитика. Доступно по: https://infoline.spb.ru/news/?news=160781. (дата обращения 20.11.2020).16. Чижков Ю.В. Международные транспортные коридоры - коммуникационный каркас экономики // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. - 2015. - №5(60). - C. 9-15. 17. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. - М., 2018. - Т. 65. – 101. с.18. Транспортная логистика (Под редакцией Миротина Л. Б). М.: "Экзамен", 2002, 511 с.19. Троицкая Н.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. М.: АСМАП, 200, 174 с.20. Логистические транспортно-грузовые системы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.И.Апатцев, С.Б.Левин, В.М.Николашин и др.; Под ред. В.М.Николашина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.-304 с.
1. Попова О. Е.Организация международных цепей поставок с использованием Северного морского пути: дис. маг.: Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, 2019
2. Прокофьев М. Н. Перспективы транспортного коридора «Север–Юг» / Махмуджон Муроджон угли Тохиров, М. Н.Прокофьев // Мир транспорта. - 2019. - Т.17, №5. - С.200-213
3. Семёнов Д. В. Международные транспортные коридоры, проходящие по территории России: историко-правовой - обзор2-е издание Вологда, 2017. - 240 с. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30576640_76898171.pdf
4. Андрианов Ю.В., Комаров В.В. Объекты транспортной инфраструктуры: категориально-понятийный аппарат // Транспорт Российской Федерации. - 2016. - № 5(66). - С. 51-55.
5. Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Королькова Н.В. Управление транспортной системой: Учебник. - М.: МЦ ЖДТ, 2016. - 343 с.
6. Гасратов Э.И. Транспортная система России: состояние и перспективы развития // Известия СПбГЭУ. - 2017. - № 1-2(103). - С.138-136.
7. Герами В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. - 438 с.
8. Костюков А.Н. Управление территориями опережающего развития и свободными портами Российской Федерации // Правоприменение. 2017. №2. С. 46.
9. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Доступно по: https://stats.oecd.org/BrandedView.aspx?oecd_bv_id=trsprt-data-en&doi=g2g5557d-en#. (дата обращения 20.11.2020).
10. Соколова Я.В. Алгоритм структурирования крупного инфраструктурного проекта в форме государственно-частного партнерства // Транспортные системы и технологии. - 2018. - Т. 4. - №1. - C. 005-018.
11. Смирнов С.А., Смирнова О.Ю. Оценка эффективности видов наземного транспорта для массовых грузовых перевозок // Транспортные системы и технологии. - 2017. - Т. 3. - №4. - C. 204-220.
12. Рейтинг Топ-15 контейнерных портов Европы 2017. PortEconomics. Доступно по: https://ports.com.ua/articles/top-15-konteynernykh-portov-evropy. (дата обращения 20.11.2020).
13. Рейтинг крупных транспортных компаний, осуществляющих международные перевозки на 2018 г. Alphaliner. Доступно по: https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100/. (дата обращения 20.11.2020).
14. Рейтинг T0P-50 3РЬ-операторов на 2017 г. SJ ConsultingGroup. Доступно по: http://jindel.com/wp-content/uploads/2018/06/2017-Top-50-Logistics-Providers-April-2018.pdf. (дата обращения 20.11.2020).
15. Рейтинг российских транспортно-логистических компаний на 2018 г. INFOLine-Аналитика. Доступно по: https://infoline.spb.ru/news/?news=160781. (дата обращения 20.11.2020).
16. Чижков Ю.В. Международные транспортные коридоры - коммуникационный каркас экономики // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. - 2015. - №5(60). - C. 9-15.
17. Транспорт в России. 2018: Стат.сб./Росстат. - М., 2018. - Т. 65. – 101. с.
18. Транспортная логистика (Под редакцией Миротина Л. Б). М.: "Экзамен", 2002, 511 с.
19. Троицкая Н.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. М.: АСМАП, 200, 174 с.
20. Логистические транспортно-грузовые системы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Апатцев, С.Б. Левин, В.М. Николашин и др.; Под ред. В.М. Николашина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.
Вопрос-ответ:
Какие возможности и угрозы представляет собой Россия в системе международных транспортных коридоров?
Россия имеет огромный потенциал для развития международных транспортных коридоров, благодаря своему географическому положению и большим транспортным ресурсам. Однако, существуют и некоторые угрозы для национальной экономической безопасности, такие как конкуренция со стороны других стран, отсутствие эффективного нормативно-правового регулирования и риски, связанные с транспортной безопасностью.
Каково понятие цели и функции международных транспортных коридоров?
Целью и функцией международных транспортных коридоров является обеспечение эффективной и безопасной транспортной связи между различными странами. Они позволяют осуществлять перемещение людей, грузов и информации на долгие расстояния, снижая затраты на логистику и ускоряя процесс передвижения.
Каково состояние и какие факторы влияют на развитие международных транспортных коридоров в России?
Состояние развития международных транспортных коридоров в России можно охарактеризовать как потенциально высокое, но недостаточно эффективное. Факторы, влияющие на развитие, включают географическое положение, наличие транспортных инфраструктур, экономический и политический климат, а также конкуренцию и сотрудничество со сторонними странами.
Какое нормативно-правовое регулирование существует для международных транспортных коридоров в России?
Для международных транспортных коридоров в России существует нормативно-правовое регулирование на государственном и международном уровнях. Это включает законы и нормативные акты, определяющие правила и условия использования транспортных маршрутов, права и обязанности участников, механизмы контроля и сотрудничества между странами.
Какова роль международных транспортных коридоров для национальной экономической безопасности России?
Международные транспортные коридоры играют важную роль для национальной экономической безопасности России. Они обеспечивают транспортную связь между Россией и другими странами, способствуя развитию торговли, экспорта и импорта, а также привлечению иностранных инвестиций. Однако существуют и угрозы для национальной экономической безопасности, такие как контроль иностранными компаниями над транспортными маршрутами, возможность блокировки доступа к международным рынкам в случае политических напряжений и давление на торговые условия со стороны других стран. Поэтому важно разрабатывать стратегии и политику в области международных транспортных коридоров, которые будут способствовать национальной экономической безопасности России.
Какие факторы влияют на развитие международных транспортных коридоров в России?
Развитие международных транспортных коридоров в России зависит от нескольких факторов. Во-первых, это географическое положение России, которое обеспечивает стратегически важное транзитное положение между Европой и Азией. Во-вторых, влияние экономических и политических факторов, таких как торговля, инвестиции и отношения с другими странами. Также важную роль играет развитие транспортной инфраструктуры, включая дороги, железные дороги, порты и аэропорты. Кроме того, важным фактором является наличие эффективной нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность транспортных коридоров и обеспечивает их безопасность и стабильность.
Какое значение имеют международные транспортные коридоры для экономической безопасности России?
Международные транспортные коридоры имеют огромное значение для экономической безопасности России. Они обеспечивают связь с другими странами, позволяя осуществлять экспорт и импорт товаров, а также обмен информацией и технологиями. Благодаря транспортным коридорам, Россия имеет возможность развиваться как транзитная страна, получая прибыль от транспортировки товаров через свою территорию. Кроме того, международные транспортные коридоры способствуют развитию регионов, через которые они проходят, создавая новые рабочие места и развивая инфраструктуру.
Какие факторы влияют на развитие международных транспортных коридоров в России?
На развитие международных транспортных коридоров в России влияют различные факторы. Один из ключевых факторов - это географическое положение страны, которое делает ее транзитным путем между Европой и Азией. Другим важным фактором является развитие торговых связей с другими странами и увеличение объема внешней торговли. Также влияние на развитие транспортных коридоров оказывают технологические и инновационные изменения в сфере транспорта, которые позволяют улучшить скорость и надежность доставки товаров. Национальные и международные правовые нормы также влияют на развитие международных транспортных коридоров, регулируя их работу и обеспечивая безопасность перевозок.