Радикальный акционизм в искусстве конца XX века
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 12.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Акционизм в искусстве XX века 6
1.1. Арт-практики авангардистов начала столетия 6
1.2. Акции во второй половине XX века: хэппенинг, энвайромент, перформанс 12
Глава 2. Особенности акционизма в современной культуре 24
2.1. Акция как политический жест 24
2.2. Медиатизация арт-активизма 27
Заключение 31
Список литературы 32
Наличие «проекта будущего», социальной утопии, заложенной в современную акцию противоречит тому «чистому искусству» перформанса 60-ых. Пожалуй, принципиальное отличие состоит в планировании акции от начала до конца, в изначальном формулировании политической метафоры, которая впоследствии должна «выстрелить», образовав вокруг себя поле дискуссий, общественный резонанс. Принцип современной акции схож с реализацией бизнес-проекта – сперва нужно взвесить все «за» и «против». Вместе с тем, можно наблюдать зависимость современной акции от всех наиболее «болезненных» процессов в обществе, привязанность их к царящим в тот или иной отрезок времени «инфоповодам». Создавать этот самый «инфоповод» самим (вспомним живопись Поллока, успех которого обусловлен раскруткой его «странных» работ в медиасреде) для современных арт-активистов кажется не вполне адекватным. Акционистам нужно быть вписанными в повестку дня – это форма их выживания, поскольку в обществе они воспринимаются как маргиналы, извращенцы, сумасшедшие – кто угодно, но только не художники. Отсюда можно вывести следующую закономерность – акционисты акцентируют свое внимание на общественность, которая относится к ним, как минимум, с подозрением. Однако имидж акционистов формируют медиа, которые в попытке дискредитировать активистов превращает их в отщепенцев или изгоев. По сути это довольно удобный образ – условно говоря, активиста – противопоставившего себя системе, нонконформиста, бунтаря. Фактически, дискредитация того, что и так старательно пытается себя дискредитировать, превращается в непроизвольную рекламу, случайную Pr-стратегию.Одним из ярких и скандальных представителей русского политического акционизма является Петр Павленский. Перечислим наиболее резонансные акции. 23 июля 2012 к зданию Казанского собора в Москве подошел мужчина в капюшоне и с плакатом в руках со следующей надписью: «Акция PussyRiot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа». Действия Павленского напоминали одиночный пикет, чем и привлекли внимание сотрудников. Однако, когда те приблизились к вызывающему подозрения человека, то обнаружили, что его рот был впрямом смысле зашит нитками. Акция носила название «Шов», с которой художник выступил в поддержку гласности в стране (имеется в виду процесс над «PussyRiot»). 3 мая 2013 года Павленский выступил с политической акцией «Туша», направленной против репрессивной политики российских властей. Напротив здания Законодательного собрания лежал в положении эмбриона голый, обмотанный колючей проволокой Петр Павленский. Подобный «боди-арт» сотрудники опять же правоохранительных органов не оценили. Для того чтобы вызволить голого человека пришлось использовать садовые ножницы, тем самым прослеживается метафора художника, который как бы переходит из одних пут в другие. Акция получила название «Туша». Наиболее резонансной стала акция под названием «Фиксация». 10 ноября 2013 года Павленский пригвоздил свои половые органы к брусчатке на Красной площади. Абсолютно голый художник, смотрящий вниз на свои пригвожденные органы – суть этой акции заключалась в изображении апатии, пассивности, индифферентности по отношению к низкому качеству жизни в российском обществе. Затем была акция «Свобода» 23 февраля 2014 года. Менее затейливая, но уже коллективная. Петр Павленский вместе с другими активистами на Мало-Конюшенном мосту в Санкт-Петербурге инициировал майдан на Украине. Флаги, пламя, звуки железа – основные элементы этой политической акции, выражающей коллективное освобождение из-под гнета авторитарных режимов. Шокирующим «жестом» стала акция «Отделение», в которой Петр Павленский, сидя в обнаженном виде на заборе института психиатрии в Москве, уже ничего не инсценировал посредством боди-арта с коконом, но в прямом смысле отрезал мочку своего уха. Эта по-настоящему шокирующая акция, где сам «жест» и место дислокации отлично друг друга гармонируют, имела, однако, глубокое концептуальное значение. Как объяснил сам Павленский, использование психиатрии в политических целях, по сути, позволяет властям определять порог между нормой и безумием. «Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных».Пожалуй, последней политической акцией можно назвать «Угрозу». В ноябре 2015 года Петр Павленский подошел к зданию ФСБ на Лубянке с канистрой бензина в руках. Облил эту дверь, горючая жидкость вспыхнула, разгорелся пожар. Павленскиймолча, стоял на фоне горящей двери, покорно ожидая своего ареста, что и произошло буквально через несколько минут после содеянного. И опять же, можно обратить внимание на некую «трансмутацию» акций Павленского, где в данном случае хулиганство, явный преступный умысел начинает иметь концептуальное философское значение. Как объяснил сам активист, «Угроза» – это выражение протеста против массового запугивания людей органами госбезопасности, которые по сути методами террора удерживают власть над миллионами людей, лишая их главного – права на свободу волю. Подводя итог, стоит заметить, что мнение общественности касательно деятельности Павленского разделено на две совершенно противоположные точки зрения. Одни считают Павленского смелым художником, который посредством «жестов» с использованием своего тела отстаивает право быть свободной личностью, показывая и своим примером, что он таким и является несмотря ни на что. Вторые, что вполне заслуженно, считают акции художника аморальными, а самого автора – маргиналом, психически-нездоровым. Однако наличие двух этих точек зрения составляют некую целостную реакцию, на которую художник в конечном итоге и рассчитывал. 2.2. Медиатизация арт-активизмаВ настоящее время все большую популярность набирают такие разнообразные театрализованные формы протеста, как флэшмобы, хеппенинги, перформансы, акции и пр. (вспомним громкие акции арт-группы «Война», панк-группы «PussyRiot» и пр.). Специфическими чертами такого формата гражданского протеста в открытом публичном пространстве являются отсутствие необходимости получать разрешение со стороны властей на реализацию задуманного. Аполитичность акций, так какорганизаторы не заявляют о своих политических Установка на медиапристрастиях. Направленность на медиа. Репрезентация в сфере интернеткоммуникаций.Однако есть все основания квалифицировать эти формы современного протестного движения как медиасобытия, вопреки тому факту, что они не вписываются в их «ритуальную» модель. Во-первых, тревожащий социальный феномен, согласно которому протестные акции относят к разрушительным медиасобытиям, вопреки тому факту, что они представляют собой форму «санкционированного беспорядка» в пределах правового поля.. В этом отношении трактовка Дж. Фиске медиасобытия как маркера неразличимости «реального» события и его медийной репрезентации наиболее актуальна [4, с. 2]. Само поле, охватывающее различные формы искусства действия, крайне размыто: перформанс, акция, хеппенинг, энвайронмент и пр. Базовыми маркерами терминологического ряда следует признать перформанс и хеппенинг с той лишь разницей, что перформанс представляют собой некоторые действия художника, воспроизведѐнные по заранее спланированному сценарию в точно обозначенном пространстве и отрезке времени. Хеппенинг – это перформанс, в котором действия запланированы художником, но напрямую от него не зависят. Акцию обычно выводят из этого ряда, не считая жанром искусства из-за ее положения в поле гражданского протеста. Однако имея в виду московский акционизм и тех художников, которые оказались в центре вспыхнувшей медийной дискуссии, сложно отделить невозможно отделить понятия перформанс и акция. Важным фактором здесь является субъект, совершающий протестные действия, его профессиональная деятельность и самопозиционирование. Мы остановимся на ряде громких социальных перформансов московской художницы-акционистки Катрин Ненашевой и рассмотрим их в аспекте теории медиатизации гражданского протеста. Акция «Не бойся» (июнь 2015г.) – на протяжении 30 дней девушка занималась повседневными делами в тюремной робе, на протяжении всего этого времени – писала об этом у себя на странице в Facebook. 12 июня, в День России, вместе с НадеждойТолоконниковой («PussyRiot») вышла шить российский флаг на Красной площади. Была задержана полицией, вторично была задержана в финальный день акции после публичного бритья головы на Красной площади. События широко освещались в прессе. Акция «Поминальный стол для сотрудников МВД» (декабрь 2015г.). В рамках этой акции к зданиям правоохранительных органов был транспортирован так называемый поминальный стол, за которым вслух были зачитаны имена скончавшихся в спецприѐмниках. По словам К.Ненашевой, сотрудникам этих ведомств такая трапеза должна заменить новогодний стол [12]: стол с кутьѐй и водкой как масштабные поминки по десяткам умерших в СИЗО, ОВД и спецприѐмниках (материал портала «Furfur» 5019 просмотров). Акция «Наказание» (июнь 2016г.). В течение 21 дня (срок наказания для провинившихся воспитанников детдомов в психиатрической лечебнице) перемещалась по улицам Москвы с привязанной к спине больничной койкой. В рамках данной акции активисткой были сымитированы наказания для воспитанников данных учреждений. В частности, сидение на корточках. Акция широко освещалась изданием «TheVillage».Наибольший общественный резонанс в рамках акции вызвала публичная перевязка в Александровском саду выпускнику детдома, прикованному к инвалидной коляске (материал портала «Furfur» – 4910 просмотров). Целью акции являлось привлечение внимания общественности к условиям нахождения детей в детдомах. Медиатизированный общественный кризис является специфическим типом медиасобытия, поскольку его можно трактовать как некий культурный перформанс. Культурныйперформанс по своей структуре включает в себя следующие элементы: наличие актора, коллективные репрезентации, средства символического производства, аудиторию, мизансцену. В данном случае участником является активистка, воплотившая сценарий протеста. В наличии аудиторный фактор, т.е те, кому было обращено послание. Средствами символического производства являются те предметы, посредством которых ипроизводится эффект, реакция, отклик. В их число можно отнести – робу, бритву, кровать, бинты. Реальное место – Красная площадь, улицы Москвы, детдома. В роли социальной силы, определяющей легитимность акции, выступили местные власти, полиция, которая своим осуществлением ареста также косвенно поспособствовала эффекту «искусства действия». В основе акции лежат коллективные представления, которые определяются такими этическими оппозициями, как добро и зло.Таким образом, К. Ненашева посредством протестных эпатирующих акций остается в поле злободневных актуальных событий при непосредственной потере художественности ее «жеста». Реакция властей, нетерпимых к акционизму, наиболее ярко демонстрирует современный политический контекст. С точки зрения зрителя в подобных акциях можно увидеть социальный и политический протест, в корне которого – определенная метафора.ЗаключениеТаким образом, видно, что современныйакционизм является актуальной формой выражения своей гражданской позиции. Акционизм – это в широком смысле искусство жеста. В условиях современности этот «жест» зачастую носит политизированный характер. И в этом заключается принципиальное различие между современными акциями и художественными перформансами XX века. Современная акция, увы, слишком злободневна. Ее смысл как бы и заключается в том, чтобы посредством политической метафоры привлечь внимание аудитории к насущным проблемам общества. Дадаисты, «перформанисты» безусловно, использовали в своих работах элементы действительности – будь то газетные вырезки или реальные предметы – но эти предметы либо теряли свое «обыденное» значение и приобретали сакральный смысл, либо напротив, выражали полную бессмыслицу. В любом случае, акции перформанистов середины века существовали в настоящем и как бы умирали в настоящем, не подразумевая какого-либо конечного результата деятельности. Это были эпатаж, свобода, импровизация в чистом виде. Современная акция все-таки нацелена на результат, нацелена на будущее. И тут с одной стороны можно констатировать художественную деградацию, а с другой – отлично функционирующий социальный проект, который посредством художественного «жеста» привлекает внимание общественности.Список литературы1. Авдеева, В. В. Зарубежное искусство ХХ века: архитектура : учеб.пособие для вузов / В. В. Авдеева. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 110 с. 2. Авдеева, В. В. История зарубежного искусства. Архитектура ХХ века : учеб.пособие для вузов / В. В. Авдеева. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 112 с. 3. Агратина, Е. Е. История зарубежного и русского искусства ХХ века : учебник и практикум для СПО / Е. Е. Агратина. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 317 с. 4. Агратина, Е. Е. Искусство ХХ века : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Агратина. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 317 с. 5. Акунина Ю.А. Арт-активизм как актуальная форма протеста: социокультурный анализ [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-aktivizm-kak-aktualnaya-forma-protestasotsiokulturnyy-analiz (дата обращения: 22.05.19) 6.Акционизм [Электронный ресурс] URL: https://estetico.me/posts/view/aktsionizm (дата обращения: 22.05.19) 7. Андреева Е. Все или ничто: символические фигуры в искусстве второй половины XX века. – СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2011. – 578 с. 8. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с. 9. Барабаш Н. А. Телевидение и театр: игры постмодернизма. – М.: МПГУ, 2003. – С. 29. 10.Басин, Е. Я. Психология искусства. Личностный подход: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. Я. Басин – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 251 с.11.Булычѐва Д.Ф. Перформанс и хэппенинг: общее и частное [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/performans-iheppening-obschee-i-chastnoe (дата обращения: 23.05.19) 12. Брэндон Тейлор ART TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 Издательство: М.:СЛОВО., 2006.- 257с13. Демпси Э. Стили, школы, направления. – М. : Искусство – XXI век, 2008. – С. 222-225 14.Жуковский, В. А. О литературе и искусстве. Избранное / В. А. Жуковский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 313 с. 15. Захарова Е.В. Хеппенинг, перформанс, энвайромент становление новой концепции искусства XX века [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/heppening-performans-envayroment-stanovlenienovoy-kontseptsii-iskusstva-vtoroy-poloviny-xx-v (дата обращения: 23. 05. 19)16. Ильина, Т. В. История искусства : учебник для СПО / Т. В. Ильина. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с.17. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1 : учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. 18. Казин А.Л. Образ мира. Искусство в культуре ХХ века. Указ.изд. С. 83. 19.Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2001. – С. 457. 20.Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 2 / Под ред. С.Я. Левита. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. – 447 с. 21. Переверзева М. Хеппенинги Джона Кейджа [Электронный ресурс]. URL: http: // per-formanisist.livejoumal.com/228172.html (дата обращения: 23.05.19). 22.Петров В.О. Акционизм в искусстве ХХ века: монография. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2019. – 182с.23. Постмодернизм. Энциклопедия / Под ред. А.А. Грицанова, М.А. Можейко. – Мн.: Интер-прессервис; Книжный дом, 2001. – 1040 с. 24. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, 2001. – 656 с.
2. Авдеева, В. В. История зарубежного искусства. Архитектура ХХ века : учеб. пособие для вузов / В. В. Авдеева. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 112 с.
3. Агратина, Е. Е. История зарубежного и русского искусства ХХ века : учебник и практикум для СПО / Е. Е. Агратина. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 317 с.
4. Агратина, Е. Е. Искусство ХХ века : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Агратина. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 317 с.
5. Акунина Ю.А. Арт-активизм как актуальная форма протеста: социокультурный анализ [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-aktivizm-kak-aktualnaya-forma-protestasotsiokulturnyy-analiz (дата обращения: 22.05.19)
6.Акционизм [Электронный ресурс] URL: https://estetico.me/posts/view/aktsionizm (дата обращения: 22.05.19)
7. Андреева Е. Все или ничто: символические фигуры в искусстве второй половины XX века. – СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2011. – 578 с.
8. Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с.
9. Барабаш Н. А. Телевидение и театр: игры постмодернизма. – М.: МПГУ, 2003. – С. 29.
10.Басин, Е. Я. Психология искусства. Личностный подход: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е. Я. Басин – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 251 с.
11.Булычѐва Д.Ф. Перформанс и хэппенинг: общее и частное [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/performans-iheppening-obschee-i-chastnoe (дата обращения: 23.05.19)
12. Брэндон Тейлор ART TODAY. Актуальное искусство 1970-2005 Издательство: М.:СЛОВО., 2006.- 257с
13. Демпси Э. Стили, школы, направления. – М. : Искусство – XXI век, 2008. – С. 222-225
14.Жуковский, В. А. О литературе и искусстве. Избранное / В. А. Жуковский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 313 с.
15. Захарова Е.В. Хеппенинг, перформанс, энвайромент становление новой концепции искусства XX века [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/heppening-performans-envayroment-stanovlenienovoy-kontseptsii-iskusstva-vtoroy-poloviny-xx-v (дата обращения: 23. 05. 19)
16. Ильина, Т. В. История искусства : учебник для СПО / Т. В. Ильина. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с.
17. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры в 2 т. Т. 1 : учебник для вузов / М. С. Каган. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с.
18. Казин А.Л. Образ мира. Искусство в культуре ХХ века. Указ. изд. С. 83.
19.Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2001. – С. 457.
20.Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 2 / Под ред. С.Я. Левита. – СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. – 447 с.
21. Переверзева М. Хеппенинги Джона Кейджа [Электронный ресурс]. URL: http: // per-formanisist.livejoumal.com/228172.html (дата обращения: 23.05.19).
22. Петров В.О. Акционизм в искусстве ХХ века: монография. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2019. – 182с.
23. Постмодернизм. Энциклопедия / Под ред. А.А. Грицанова, М.А. Можейко. – Мн.: Интер-прессервис; Книжный дом, 2001. – 1040 с.
24. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, 2001. – 656 с.
Вопрос-ответ:
Что такое акционизм в искусстве?
Акционизм в искусстве - это форма искусства, которая выражается через проведение акций, актов или постановочных действий, часто с элементами экспериментальной и авангардистской эстетики.
Какие особенности акционизма в современной культуре?
Акционизм в современной культуре характеризуется использованием акций как политического жеста и медиатизацией арт-активизма. Акции становятся средством выражения протеста, комментирования социальных проблем и привлечения внимания к актуальным вопросам.
В чем заключается значение акций в искусстве XX века?
Акции в искусстве XX века, такие как хэппенинги и энвайроменты, имели особое значение, так как они позволяли художникам выйти за рамки традиционных форм искусства и включать в свои произведения зрителей, пространство и случайные события.
В чем отличие акционизма от перформанса?
Перформанс является более широким понятием, которое включает в себя все виды акционизма и другие формы искусства, где действие и присутствие художника играют важную роль. Акционизм же - это конкретная форма искусства, которая основывается на проведении акций и актов.
Какие авангардисты начала столетия занимались актовым искусством?
Арт-практики авангардистов начала столетия включали в себя такие искусственные формы, как акции, акты и постановочные действия. К ним относились художники Дадаизма, футуризма и сюрреализма, такие как Марсель Дюшан, Филипп Оттон Рунге и Сальвадор Дали.
Что такое радикальный акционизм в искусстве?
Радикальный акционизм в искусстве - это форма искусства, которая основывается на провокационных действиях, акциях и выступлениях, направленных на вызов общественным нормам, политическим системам и установленным стереотипам.
Какие арт-практики авангардистов преобладали в начале XX века?
В начале XX века преобладали такие арт-практики авангардистов, как футуризм, дадаизм и конструктивизм. Они активно использовали новые технологии и материалы, а также проводили акции и перформансы, чтобы выразить свои идеи и утопии.
Чем отличается акция от хэппенинга и энвайромента?
Акция - это форма искусства, основанная на провокационных действиях и выступлениях. Хэппенинг - это событие, которое происходит в определенной обстановке и вовлекает зрителей в активное взаимодействие. Энвайромент - это пространственная инсталляция, в которой зритель полностью погружается в особую атмосферу искусства.
Как акция может быть политическим жестом?
Акция может быть политическим жестом, если она направлена на выражение политических убеждений, протеста против политических режимов или установленных порядков. Такие акции могут быть использованы для активизации общественного сознания и призыва к переменам в обществе.
Что значит медиатизация арт-активизма?
Медиатизация арт-активизма означает использование средств массовой информации, таких как телевидение, интернет или социальные сети, для трансляции и распространения акций и перформансов. Это позволяет привлечь внимание широкой аудитории и усилить эффекты искусства.