Приоритеты региональной политики субъектов РФ.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 28 28 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 03.02.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
. Теория/методология рассматриваемого вопроса или проблемы. 4
1.1. Определение, история (Кто? Когда? В каких трудах?), этапы 4
1.2. Сущность, содержание, формы (типы и/или виды – по различным основаниям). 13
1.3. Структура и функции. 14
1.4. Ресурсы (резервы, потенциал) и риски (угрозы). 15
1.5. Результаты (законы, закономерности, тенденции, тренды) 16
II. Результаты кабинетного исследования - вторичный анализ ретроспективной и актуальной информации о рассматриваемом вопросе или проблеме 17
2.1. Пример из официальной статистики и/или аналитики 17
2.2. Пример из исследовательской статистики и/или аналитики 18
2.3. Пример из диссертационного (докторского и/или кандидатского) и/или монографического (коллективного и/или персонального) исследования отечественных ученных, в т.ч. МГУ имени М.В.Ломоносова. 18
2.4. Пример из СМИ 19
2.5. Пример из научной и/или научно-исследовательской работы зарубежных ученых и\или исследовательских организаций. 20
III. Авторский мини-исследовательский проект по профильной теме. 21
3.1. Нормативно-правовые основы 21
3.2. Концептуальная авторская модель научного анализа вопроса или проблемы, т.е. системный анализ объектно-предметной области: 21
3.3. Аргументы по профильной теме государственного и муниципального управления и администрирования 21
3.4. Факты по профильной теме государственного и муниципального управления и администрирования 24
3.5. Теоретические выводы и практические рекомендации 26
Фрагмент для ознакомления

Кроме этого, были разработаны программы социально-экономического развития территорий компактного проживания коренных малочисленных народов, действуют и подобные муниципальные программы.Особым вниманием с начала 2000-х гг. пользовались и национально-культурные центры, формирование национальных ассоциаций, которые помогали обучить национальную интеллигенцию, которые обеспечивали развитие и сохранение родных языков КМН. В 2017 году действовало 28 общественных объединений. В 2018 году их количество возросло до 45, а на сегодняшний день наблюдается некоторое снижение до 43 организаций,которые, так или иначе, принимают активное участие в общественной жизни Кемеровской области, и способствуют укреплению межнациональных связей.3.3. Аргументы по профильной теме государственного и муниципального управления и администрированияНесмотря на наличие большого количества эффективных механизмов реализации государственной национальной политики на уровне региона, существует немало проблем, особенно для перспективы следующих подходов национальной политики. Прежде всего, нужно отметить недостаточное финансирование программ национальной политики, вследствие чего большинство из них могут оказаться нереализованными или столкнуться со значительными трудностями в ходе реализации. Одной из проблем остается низкий уровень этнографической грамотности населения, которая неизбежно может привести к появлению националистических настроений на бытовой почве.На сегодняшний день одной из проблем также остается слабая подготовка управленческих кадров в сфере национальной политики. Еще с 2002 года было принято решение о переподготовке специалистов в данной сфере, включили в образовательные программы курсы по «этнологии», что послужило результатом некоторого изменения ситуации. Так или иначе, решать кадровую проблему приходится всем органам государственной власти, осуществляющим государственную национальную политику.3.4. Факты по профильной теме государственного и муниципального управления и администрированияВ ходе проведенного исследования (анкетный опрос) среди титульного населения г. Кемерово были получены результаты касательно оценки этнополитической ситуации в регионе и оценки эффективности региональной ГНП.Анкета, которая была предложена респондентам для заполнения, состояла из структуры в виде трех блоков вопросов:1. Блок оценивания этнической ситуации в Кемеровской области.2. Блок оценки эффективности государственной национальной политики в Кемеровской области.3. Блок информации об идентификации.При анализе проблем национальной политики Кузбасса был использован выборочный метод. Территорией для исследования был избран г. Кемерово. Половозрастная характеристика и характеристика респондентов по уровню образования представлена примерно в одинаковой пропорции. Опрос проведен с 16 по 23 апреля 2017 года. Число респондентов составляло 400 человек.Исходя из ответов, которые были нами получены на вопросы первого блока предложенной респондентам анкеты, можно сделать вывод, что в регионе наблюдается неоднозначная этнополитическая ситуация. Это подтверждают следующие данные:- 70% респондентов не интересует национальность человека при первой встрече с ним;- абсолютному большинству респондентов (98%) было неважно, какая у кого-то национальность;- 86% опрошенных считают, что национальность не имеет большое значения при выборе друзей;- 87% респондентов относятся толерантно к проживающим людям другой национальности или религии;- некоторые опрошенных (43%) считают, что в их учебном заведении (или на месте работы) ко всем относятся одинаково хорошо; примерно столько же респондентов (38%) признаются в наличии неприязни по отношению к другим национальностям, однако они не считают это большой проблемой.В то же время есть обеспокоенность тем, что 33% респондентов демонстрируют свою неприязнь к тем или иным национальностям, а 57% респондентов сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности. Около 4% опрошенных, подвергались этому унижению сами, а 2% сами участвовали в этом.Таким образом, этнополитическая ситуация в регионе хоть и является стабильной, но существует потенциальная опасность возникновения межэтнических конфликтов, что соотносится определенным в данной ситуации региональным уровнем межнациональной напряженности по региону Сибири и Дальнего Востока.Ответы респондентов на вопросы второго блока можно охарактеризовать следующим образом.Большая часть опрошенных (59%) подвергают оценке состояние межнациональных отношений в стране, и характеризуют его как напряженное. Пятой части респондентов (20%) представляются отношения как конфликтные и лишь 14% опрошенных считают, что в стране нормальные межнациональные отношения. Некоторые интересные результаты получены при рассмотрении ответов на вопрос об оценки состояния межнациональных отношений в области. Около 40% оценивают его как нормальное; 39% - как напряженное; и всего 4% - как конфликтное. Тем не менее, почти половина респондентов отмечают ухудшение этнополитической ситуации в регионе, а пятая часть опрошенных не видит никаких изменений в сфере межнациональных отношений. Отсюда выдвигается гипотеза о том, что в предыдущие годы количество респондентов, которые оценивают состояние межнациональных отношений как стабильное или напряженное, было несколько больше. Однако подтвердить эти данные не представляется возможным, вследствие отсутствия опубликованных результатов за предыдущие годы.3.5. Теоретические выводы и практические рекомендацииВ качестве главной причины национальной напряженности в области большая часть опрошенных граждан указывает на вызывающее поведение приезжих. Сюда же можно отнести отказ следовать местным нормам и традициям (53%), что позволяет сделать вывод о тесной взаимосвязи миграционных и этнонациональных проблем в Кемеровской области.Интерес представляют данные, которые касаются оценок эффективности государственной национальной политики в Кемеровской области и уровня информированности респондентов о проблемах, связанных с национальной политикой. Значительная часть опрошенных респондентов затруднились дать оценку эффективности ГНП, реализуемой на сегодняшний день в области, и ее динамику (46% и 34% соответственно). На наш взгляд,этот факт можно объяснить низким уровнем информированности респондентов об этнополитических проблемах и мероприятиях, проводимых в рамках реализации государственной национальной политики в Кемеровской области. Около 70% респондентов либо слабо информированы о них, либо вовсе не имеют информации об этом. В результате сопоставления получилось, что 37% респондентов затруднились с оценкой эффективности государственной национальной политики в Кемеровской области, при этом отметив низкий уровень информированности. Таким образом, органам государственной власти стоило больше обращать внимание на информационное сопровождение реализации ГНП в Кемеровской области.Кроме того, стоит заострить внимание и на источники информации об этнополитических проблемах и мероприятиях, проводимых в рамках реализации ГНП в Кемеровской области. Безусловным лидером среди источников информации является сеть Интернет (47%). Второе место занимают российское (30%) и областное (15%) телевидение. Затем идут российские и областные газеты (11% и 10% соответственно) и т.д. На основе этих данных органам государственной власти, которые отвечают за реализацию ГНП в Кемеровской области, можно рекомендовать обратить внимание на Интернет и социальные сети, возможности которых с каждым годом становятся все больше и больше. Здесь вполне разумно будет использовать опыт других структур государственной власти, которые уже активно используют эти возможности (Президент РФ, Министерство науки и высшей школы РФ и т.д.).Вопрос доверия населения к органам государственной власти занимает центральное место при оценке эффективности органов государственной власти. Около 43% опрошенных не могут доверять органам государственной власти, которые несут ответственность за реализацию ГНП. Тем не менее, можно отметить и респондентов доверяющих им (39%).Безусловно, можно отметить, что наиболее серьезным достижением региональной национальной политики в Кузбассе стало то, что регион фактически не имеет серьезных конфликтов на национальной почве. Для области в настоящее время нет источников для активизации деятельности экстремистских националистических организаций. В настоящий момент в Кемеровской области существует механизм реализации национальной политики, который позволяет избегать возникновения острых межэтнических конфликтов. Тем не менее, сохраняются проблемы, которые требуют дальнейшего совершенствования региональной национальной политики.ЛитератураУказ Президента РФ от 15.06.1996 г. № 909 « Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-15061996-n-909/; Дата обращения: 01.01.2021Закон Кемеровской области от 9 марта 2005 года № 42-ОЗ « О коренных малочисленных народах Кемеровской области ( с изменениями от 18.07.2019 № 61-ОЗ), Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990304962; Дата обращения: 01.01.2021Информационный сайт Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.depcult.ru/nationalМногонациональный Кузбасс. История, практика. [Текст]. / Администрация Кемеровской области, Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово: ФГУИПП Кузбасс, 2018.Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.04.2013 № 149 «О внесении изменений в постановление Коллегии 5.Администрации Кемеровской области от 10.11.2011 № 510 "Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области» на 2012-2015 годы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C64474=OnВостриков К.В. Государственная политика и управление. Учебное пособие К. В. Востриков; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Кемеровский гос. ун-т". Кемерово, 2019.- 179 с.Востриков К.В. Государственная региональная политика в современной России Издательство: Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт Кемерово, 2018.-147 с.Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Неравенство социально-экономического развития регионов и городов России в 2000-е годы: рост или снижение? // Общественные науки и современность. - 2013. - №6.Ломакин В. К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Юнити-Дана, 2019.Полтерович В.М. Стратегия модернизации российской экономики: система интерактивного управления ростом / В.М. Полтерович // Журнал новой экономической ассоциации. 2018. № 7.Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под. общ. ред. С.С. Артоболевского, О.Б. Глезер. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2019.Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2018.Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2017.Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / Под ред. А. В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 137 с.Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. 659 с.Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2010. 435 сРегиональная политика стран ЕС / Отв. ред. А. В. Кузнецов; Центр европейских исследований ИМЭМО РАН. М.: ИМЭМО РАН, 2019. 230 с.Грицай О. В. Региональное развитие и региональная политика в условиях структурной перестройки хозяйства (опыт стран Западной Европы). Дисс. … докт. геогр. наук / Ин-т географии РАН. М., 2011.Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2012. 304 с.Кузнецова О. В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. 392 с.Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение, 2000. 549 с. Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. 2004. No 3. С. 27–56.Швецов А. Н. Совершенствование региональной политики: Концепции и практика. М.: КРАСАНД, 2019. 320 с.Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / Под общ. ред. С. С. Артоболевского, О. Б. Глезер. М.: Изд-во МГТУ им.  Н. Э. Баумана, 2015. 317 с.Лексин В. Н. Федеративная России и ее региональная политика. М.: ИНФРА-М, 2008. 352 с.

1. Указ Президента РФ от 15.06.1996 г. № 909 « Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-15061996-n-909/; Дата обращения: 01.01.2021
2. Закон Кемеровской области от 9 марта 2005 года № 42-ОЗ « О коренных малочисленных народах Кемеровской области ( с изменениями от 18.07.2019 № 61-ОЗ), Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990304962; Дата обращения: 01.01.2021
3. Информационный сайт Департамента культуры и национальной политики Кемеровской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.depcult.ru/national
4. Многонациональный Кузбасс. История, практика. [Текст]. / Администрация Кемеровской области, Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области. - Кемерово: ФГУИПП Кузбасс, 2018.
5. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.04.2013 № 149 «О внесении изменений в постановление Коллегии 5.Администрации Кемеровской области от 10.11.2011 № 510 "Об утверждении долгосрочной целевой программы «Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области» на 2012-2015 годы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon.asp?C64474=On
6. Востриков К.В. Государственная политика и управление. Учебное пособие К. В. Востриков; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Кемеровский гос. ун-т". Кемерово, 2019.- 179 с.
7. Востриков К.В. Государственная региональная политика в современной России Издательство: Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт Кемерово, 2018.-147 с.
8. Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Неравенство социально-экономического развития регионов и городов России в 2000-е годы: рост или снижение? // Общественные науки и современность. - 2013. - №6.
9. Ломакин В. К. Мировая экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. М.: Юнити-Дана, 2019.
10. Полтерович В.М. Стратегия модернизации российской экономики: система интерактивного управления ростом / В.М. Полтерович // Журнал новой экономической ассоциации. 2018. № 7.
11. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под. общ. ред. С.С. Артоболевского, О.Б. Глезер. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2019.
12. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2018.
13. Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: Гелиос АРВ, 2017.
14. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / Под ред. А. В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 137 с.
15. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики: Учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. 659 с.
16. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: Экономика, 2010. 435 с
17. Региональная политика стран ЕС / Отв. ред. А. В. Кузнецов; Центр европейских исследований ИМЭМО РАН. М.: ИМЭМО РАН, 2019. 230 с.
18. Грицай О. В. Региональное развитие и региональная политика в условиях структурной перестройки хозяйства (опыт стран Западной Европы). Дисс. … докт. геогр. наук / Ин-т географии РАН. М., 2011.
19. Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М.: Эдиториал УРСС, 2012. 304 с.
20. Кузнецова О. В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. 392 с.
21. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Новосибирск: Экор, Сибирское соглашение, 2000. 549 с.
22. Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. 2004. No 3. С. 27–56.
23. Швецов А. Н. Совершенствование региональной политики: Концепции и практика. М.: КРАСАНД, 2019. 320 с.
24. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / Под общ. ред. С. С. Артоболевского, О. Б. Глезер. М.: Изд-во МГТУ им.  Н. Э. Баумана, 2015. 317 с.
25. Лексин В. Н. Федеративная России и ее региональная политика. М.: ИНФРА-М, 2008. 352 с.

Вопрос-ответ:

Какие существуют этапы в развитии региональной политики субъектов РФ?

Исторически, развитие региональной политики субъектов РФ прошло через несколько этапов. Вначале нефедеративные образования регулирование своего развития осуществляли самостоятельно. Затем, после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году, региональная политика стала понятием официально закрепленным на законодательном уровне. Дальнейший период характеризовался усилением роли субъектов РФ в формировании своей политики, так как появилась возможность принятия законов и принципиальных решений на уровне региона. В настоящее время, региональная политика является одним из основных направлений деятельности российского государства.

Какие ресурсы и потенциалы могут использоваться в региональной политике?

В региональной политике субъектов РФ используются различные ресурсы и потенциалы. Это могут быть природные ресурсы (например, земельные или водные ресурсы), человеческий капитал (образование, научные и технические кадры), транспортные и коммуникационные системы, инфраструктура и другие сферы экономики. Использование этих ресурсов позволяет регионам развивать свое производство, привлекать инвестиции и повышать уровень жизни населения.

Какие законы и закономерности присутствуют в региональной политике субъектов РФ?

В региональной политике субъектов РФ существуют различные законы и закономерности. Например, одним из важных законов является закон рынка, который определяет взаимоотношения между производителями и потребителями региона. Также в региональной политике присутствует закон роста, который определяет тенденцию развития региона и его экономики. Важной закономерностью является взаимосвязь между экономическим развитием региона и социальной сферой, так как благополучие населения зависит от экономического развития региона.

Какими ресурсами и потенциалами можно располагать в рамках региональной политики субъектов РФ?

Региональная политика субъектов РФ может располагать следующими ресурсами и потенциалами: экономическими (промышленность, сельское хозяйство, туризм и другие секторы экономики), природными (природные ресурсы, климатические условия), человеческими (трудовые ресурсы, образование, здравоохранение), социальными (социокультурная сфера, национальные особенности), инфраструктурными (транспортная сеть, коммуникации).

Какие резервы и риски существуют в рамках реализации региональной политики субъектов РФ?

Существуют различные резервы и риски в рамках региональной политики субъектов РФ. Резервы могут быть связаны с развитием экономических и социальных потенциалов, улучшением инфраструктуры, созданием благоприятного инвестиционного климата. Однако существуют и риски, такие как экономические кризисы, изменение климатических условий, демографические проблемы, конфликты и территориальные споры, которые могут негативно повлиять на региональную политику.

Какие результаты можно получить в результате реализации региональной политики субъектов РФ?

Результатами реализации региональной политики субъектов РФ могут быть: устойчивое социально-экономическое развитие регионов, сокращение разрывов между разными территориями, улучшение качества жизни населения, привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, модернизация инфраструктуры и транспортных коммуникаций, развитие туризма и других отраслей экономики.

Какие законы и закономерности можно наблюдать в региональной политике субъектов РФ?

В региональной политике субъектов РФ можно наблюдать различные законы и закономерности. Например, закон сохранения и развития ресурсов, закон роста и развития экономики, закон диверсификации экономики региона, закон социального развития и улучшения жизненного уровня населения.

Какие основные этапы можно выделить в истории региональной политики субъектов РФ?

В истории региональной политики субъектов РФ можно выделить следующие основные этапы: 1) Период советской власти, когда основным приоритетом было создание и развитие тяжелой промышленности в регионах; 2) Переходный период 1990-х годов, когда региональные власти стали сталкиваться с проблемами экономического кризиса и необходимости формирования новых механизмов управления; 3) 2000-е годы, когда государственная политика стала уделять больше внимания социально-экономическому развитию регионов и содействию инвестициям; 4) Современный период, когда акцент делается на поддержку инновационного развития, улучшение жизни граждан и повышение конкурентоспособности регионов.

Какие основные ресурсы и резервы используются для развития региональной политики субъектов РФ?

Для развития региональной политики субъектов РФ используются различные ресурсы и резервы. Среди них можно выделить: 1) Естественные ресурсы, такие как нефть, газ, полезные ископаемые и другие природные богатства; 2) Трудовые ресурсы, то есть население регионов; 3) Финансовые ресурсы, включая федеральный и региональные бюджеты, инвестиции и кредиты; 4) Инфраструктурные ресурсы, такие как дороги, коммуникации, энергетика и другие объекты инженерной инфраструктуры; 5) Социальные ресурсы, включая знания и опыт местных жителей, образовательные и научные учреждения, культурные и спортивные объекты.

Какие законы и закономерности можно выделить в региональной политике субъектов РФ?

В региональной политике субъектов РФ можно выделить несколько законов и закономерностей. Например, закон о равномерном развитии территорий, который предполагает создание равномерных условий для жизни и работы во всех регионах страны. Также есть закономерность, что регионы с более развитой инфраструктурой, трудовыми ресурсами и экономическим потенциалом обычно имеют больше возможностей для развития и успешного привлечения инвестиций. Законы и закономерности в региональной политике могут меняться в зависимости от текущих экономических и политических условий.

Какие проблемы и вызовы стоят перед региональной политикой субъектов РФ?

Проблемы и вызовы перед региональной политикой субъектов РФ могут быть разнообразными и зависят от конкретных условий каждого региона. Однако в целом, основными проблемами можно назвать неравномерное развитие регионов, недостаточную инфраструктуру, высокую безработицу, низкий уровень жизни, миграционные процессы и др. Важно разработать эффективные стратегии и меры по устранению этих проблем, с учетом особенностей каждого региона.

Какими ресурсами и резервами могут располагать субъекты РФ для решения своих проблем?

Субъекты РФ могут располагать различными ресурсами и резервами для решения своих проблем. Это могут быть природные ресурсы, трудовой потенциал, инфраструктура, финансовые и бюджетные ресурсы, инвестиции и др. Важно эффективно использовать и развивать эти ресурсы, чтобы достичь устойчивого развития и повысить качество жизни населения в регионе.