Просторечная речевая культура: стереотипы и ценности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 10.02.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Речевая культура 4
1.1 Формирование культуры речи 4
1.2 Типы речевой культуры 6
Глава 2. Просторечная речевая культура 11
2.1 Просторечие 11
2.2 Стереотипы и ценности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Фрагмент для ознакомления

Также некоторые аспекты памяти отдельного представителя языка перемещаются в среде, неопределенной по своему составу. В семье стереотипы выполняют функцию установления контакта, которая передает отношение представителей семейной группы друг к другу, а также создает возможности для дальнейшего сотрудничества представителей семьи. Необходимо отметить, что в рамках общения семьи чаще всего используются имена собственные с суффиксами субъективной оценки. Номинативный ряд, обозначающий имя жены и мужа, состоит из пяти и более единиц. Также данные номинации могут выполнять игровую роль и зависят от речевой ситуации. Важной особенностью разговорной речи является употребление уменьшительно-ласкательных существительных, которые называются диминутивами. Также данные формы существительных активно используются в просторечной культуре и несут семантику своеобразного выражения вежливости. Мотивированное и немотивированное употребление уменьшительных форм существительного в основном характерно для представителей просторечия женского пола. Стереотипы, характерные для той или иной социальной группы носят как психологический, так и социокультурный характер. Такие стереотипы отражают принадлежность к определенному кругу людей, которые отличаются сходным характером реакции на ту или иную ситуацию и установкой на соблюдение определенных принципов подбора языковых средств в соответствии с культурными нормами. Например, анализ теоретических источников по теме исследования показывает, что в речи пожилых представителей просторечия при упоминании умерших родственников или людей «своего круга» используется следующая речевая синтагма: имярек + атрибутив + формула благопожелания.Данная речевая синтагма коррелирует с конвенциональным правилом и общекультурной традицией упоминать умерших людей положительно. Также в процессе общения формулы благопожелания используются в основном случайно, как штамп сознания. Можно заметить, что на данный момент в рамках просторечия, в особенности в речи представителей просторечия первого вида, сохраняются традиционные национальные ценности, игнорируя современную тенденцию к размытию традиций и тяготение к материально-прагматическим явлениям. Данная особенность указывает на то, что просторечная культура носит традиционалистский характер. Традиция характеризуется анонимным и стихийным характером, отражает совокупность сложившихся норм и правил, отраженная в поведении устойчивой большой группы людей. Просторечие передает склонность к избыточности. Плеоназмы портят речь и формируют помехи в коммуникации.Плеонастичность в создании высказываний в деловой речи современности является приметой времени и требует отдельного изучения.Просторечие имеет высокую степень креативности, которая обозначается в устранении двувидовых глаголов, унификации парадигм. Лишь в границах просторечия активизируется игра слов, а именно «карнавализация языка», и быстро развивается процесс метафоризации. Формируются просторечные профессионализмы.Просторечие развивается очень динамично и почти не реагирует на негативную оценку представителей литературного языка. Современное русское просторечие успешно влияет на носителей литературного языка.Особенностью мышления носителей просторечия является тяготение к обобщениям. Обобщения, как форма речевого общения обывателей, характеризуются различными категориями, среди которых выделяется «категория укрупнения факта». Тяготение к мультипликации также основывается на стремление передать определенный факт, единственную ситуацию в качестве системы однородных и постоянно повторяющих ситуаций, на основании чего делается обобщение. С помощью наблюдения также удается выделить группу стереотипов, характерных для определенной возрастной группы людей. Такие стереотипы являются социально-ролевыми. С помощью социально-ролевых стереотипов осуществляется передача социокультурного опыта и особенностей восприятия окружающей действительности людьми определенного возраста. Например, во время поминовения представители просторечия свободно , «по-деловому» говорят о смерти, которая является табуированной для других представителей, но обыденной для людей пожилого возраста. В просторечье существует разделениесвоего и чужого, которое являетсяподобновраждебному, то есть не принимается.Речеповеденческий стереотип встречаться красиво закрепляет в сознании девушки важность соблюдать скромность и целомудрие во время свидания, а также соблюдать порядочность в общении, сдержанно реагировать на поведение молодого человека, не проявлять свои чувства открыто. Такие нормы поведения противоречат современным норма поведения в процессе взаимоотношения молодых людей, которые характеризуются открытостью и распущенностью. Традиционно нескромность и публичность взаимоотношений осуждается в обществе. Общение представителей просторечной культуры формируется на ролевой ступенчатости. Так, просторечная речевая культура характеризуется открытостью обсуждения таких запретных тем, как смерть, болезнь, частная жизнь родных, обсуждение незнакомых людей. В рамках просторечия отсутствует церемониальный этикет, что делает нормальны для представителей данной культуры разглядывать незнакомого человека, рассказывать чужим людям о личной жизни, вести обсуждение интимного характера, использовать экспрессивные формы общения, открыто и эмоционально проявлять отношение к определенным ситуациям и окружающей действительности [1].ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно сделать вывод, что в двадцать первом веке эволюция в устной русской речи не закончена, происходит процесс поэтапнойпотери локальных фонетических частей, осуществляется внутреннееизменение как отдельных фонетических фрагментов, так и всей вокалической системы в общем. Так,можно заметить стремление к стереотипизации речевого поведения представителей просторечия в городских условиях.Стереотипыпросторечнойкультуры дают возможность найти ценностии нормы, играющие культурную роль.Дальнейшееописаниеречеповеденческихстереотипов даст определить культурнуюспецифику, задать вопросокультурнойаутентичности.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВБельчиков Ю.А. Просторечие. – М.: 2001. – 40 с.Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ: Лингвистика языкового существования. – М.: 1996.Китайгородская М.В. //Носитель городского просторечия как языковая личность. – М.: 2000. – 222 с.Николаева Т.М. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция // Язык как средство трансляции культуры. – М.: 2000. – 16 с.Рыклин М. Сознание в речевой культуре // Террорологики. Тарту. – М.: 1992. – 46 с.Скворцов Л.И. Литературная норма и просторечие //Литературный язык и просторечие. – М.: Наука, 1977. – 167 с.Шалина И.В. Просторечная речевая культура:стереотипы и ценности. – Известия УГУ. – Серия 2. – №35. – 2005. – С. 203-216.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бельчиков Ю.А. Просторечие. – М.: 2001. – 40 с.
2. Гаспаров Б.М. Язык. Память. Образ: Лингвистика языкового существования. – М.: 1996.
3. Китайгородская М.В. // Носитель городского просторечия как языковая личность. – М.: 2000. – 222 с.
4. Николаева Т.М. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция // Язык как средство трансляции культуры. – М.: 2000. – 16 с.
5. Рыклин М. Сознание в речевой культуре // Террорологики. Тарту. – М.: 1992. – 46 с.
6. Скворцов Л.И. Литературная норма и просторечие // Литературный язык и просторечие. – М.: Наука, 1977. – 167 с.
7. Шалина И.В. Просторечная речевая культура : стереотипы и ценности. – Известия УГУ. – Серия 2. – №35. – 2005. – С. 203-216.

Вопрос-ответ:

Что такое речевая культура?

Речевая культура - это совокупность знаний, навыков и умений, которые помогают человеку владеть языком и использовать его в соответствии с общепринятыми нормами и правилами общения.

Какие типы речевой культуры существуют?

Существуют такие типы речевой культуры, как литературная, официально-деловая, просторечная и молодежная.

Что такое просторечие?

Просторечие - это особый вид речи, который отличается от литературного языка использованием разговорных оборотов, нестандартных слов и грамматических конструкций, а также национально-региональными особенностями в произношении.

Какова роль стереотипов и ценностей в просторечной речевой культуре?

Стереотипы и ценности играют важную роль в просторечной речевой культуре, так как они определяют и влияют на выбор лексики, фразеологизмов и выражений, используемых в разговорной речи. Они формируют особый стиль общения и способы выражения мыслей.

Какие функции выполняют стереотипы в семье?

В семье стереотипы выполняют функцию установления контакта, они помогают определить и понять отношение друг к другу, устанавливают правила общения и поведения внутри семьи.

Что такое просторечная речевая культура?

Просторечная речевая культура - это особенности языка, связанные с употреблением грубых и ненормативных слов, выражений и оборотов.

Какие стереотипы и ценности связаны с просторечной речевой культурой?

Просторечная речевая культура часто связана со стереотипами и ценностями, такими как жесткий мужской образ, насилие, пренебрежение к нормам поведения и морали.

Что такое формирование культуры речи?

Формирование культуры речи - это процесс, в ходе которого человек осваивает навыки правильного и грамотного общения на языке, учится использовать соответствующую лексику и выражения.

Какие типы речевой культуры существуют?

Существуют различные типы речевой культуры, такие как литературная, научная, деловая, официально-деловая, просторечная и др. Каждый тип имеет свои особенности и нормы.

Какую функцию выполняют стереотипы в семье?

В семье стереотипы выполняют функцию установления контакта и передают отношение представителей семейной группы друг к другу.