Д.С. Лихачев как культуролог

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 15 15 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 26.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теория культуры Д. Лихачева 4
Глава 2. Об экологии культуры 9
Заключение 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Советский союз – это также грандиозный ансамбль культур или памятник культуры. Между разными городами союза существует взаимодействие. Даже если города контрастируют, это уже означает их взаимодействие. Предметы искусства, хранящиеся в музеях, составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Состав музеев нельзя считать случайным. Если взять всю страну, то можно удивиться, насколько разнообразны и своеобразны города и хранящаяся в этих городах культура. Каждый старый дом представляет собой культурную ценность.
Несмотря на все различия между русскими городами и их культурой, есть некоторые черты, которые их объединяют: в частности, города располагаются на высоком берегу реки (это очень важная традиция, берущая свое начало ещё в Древней Руси). В целом же, культура, природа и народ страны едины. Градостроителям следует сохранять культурное национально-историческое своеобразие, культурную и историческую память. Следует максимально сохранять страну как грандиозный культурный ансамбль.
Чтобы воспитать любовь к родному краю, к родной культуре, городу, речи, следует начать с малого – с того, чтобы научиться любить свою семью, свой дом. Этой любви свойственно расширяться, соответственно, затем она трансформируется в любовь ко всему родному и к человеческой культуре в целом.
Выводы. Таким образом, Д.С. Лихачевым было выдвинуто особое понятие «экологии культуры», поскольку он считал очень важным то, чтобы люди бережно относились к среде, которая была создана «культурой его предков и им самим». Необходимость заботы людей об экологии культуры обосновывалась Д.С. Лихачевым в цикле статей, которые вошли в книгу под названием «Заметки о русском». Данная проблематика нашла свое отражение и в многочисленных устных выступлениях Д.С. Лихачева, в статьях, опубликованных в газетах и журналах. Д.С. Лихачев постоянно призывал охранять памятники старины, реставрировать их, уважительно относиться к истории своей страны и её культуре.
Особое внимание Д.С. Лихачев уделял проблеме воспитания молодого поколения. Он справедливо полагал, что молодое поколение должно знать и любить историю своей страны и ее культуру. Данная тема нашла свое отражение книгах «Земля родная» и «Письма о добром и прекрасном».
Заключение


Д.С. Лихачев показал, что культура в своем развитии направлена на преодоление хаоса и достижение гармонии. Культура представляет собой духовную среду и особую реальность, которая дает возможность человеку обрести высший смысл. Организация культурных форм, взращивание гуманистического и личностного начал в человеке – это важнейшие с точки зрения Лихачева функции культуры.
В культуре Д.С. Лихачев видел способ достижения истины. Кроме того, неоднократно он отмечал, что душа любого народа может быть познана через культуру. В творении культуры, по мнению Лихачева, принимают участие три главных составляющих – Слово, Вера и Любовь. Русскую культуру Д.С. Лихачев считал обладающей гуманистической сущностью, которая сформировалась под влиянием религиозного начала – христианства. Д.С. Лихачевым было разработано и введено особое понятие – экология культуры. Как уже отмечалось ранее, утрату культурных ценностей Лихачев считал величайшим бедствием, которое положит конец человеку как социальному и духовному существу. Соответственно, в процессе разработки понятия «экология культуры» Д.С. Лихачев сформировал собственную концепцию сохранения культуры, являющейся духовной средой человека, без которой обретение истинного смысла человеческой жизни не представляется возможным.
Список литературы


Гусейнов А.А. О культурологии Д.С. Лихачева // Гусейнов А.А., Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева. – СПб., 2006.
Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006.
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка.//Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.
Лихачев Д.С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды. – СПб., 2006.
Лихачев Д.С. О русской интеллигенции // Лихачев Д.С. Избранные труды. – СПб., 2006.
Лихачев Д.С. Ансамбли памятников культуры. Экология культуры.//Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984.
Лихачев Д.С. Русская культура.// http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215
Фонд имени Д.С. Лихачева.// http://www.lfond.spb.ru/

Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006. С. 30.
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. С. 350.
Гусейнов А.А. О культурологии Д.С. Лихачева // Гусейнов А.А., Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева. – СПб., 2006. С. 25.
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. С. 349.
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка.//Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. С. 319.
Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006. С. 34.
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. С. 354.
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка.//Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. С. 324.

Лихачев Д. С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды. – СПб., 2006. С. 331.
Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006. С. 36.
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды. – СПб., 2006. С. 269, 349.
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды. – СПб., 2006. С. 349.
Лихачев Д.С. Русская культура.// http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215
Лихачев Д.С. Экология культуры // Лихачев Д.С. Избранные труды. – СПб., 2006. С. 331.

Цит. по: Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006. С. 38.
Лихачев Д.С. О русской интеллигенции // Лихачев Д.С. Избранные труды. – СПб., 2006. С. 384.












4

1. Гусейнов А.А. О культурологии Д.С. Лихачева // Гусейнов А.А., Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева. – СПб., 2006.
2. Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006.
3. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.
4. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка.//Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.
5. Лихачев Д.С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды. – СПб., 2006.
6. Лихачев Д.С. О русской интеллигенции // Лихачев Д.С. Избранные труды. – СПб., 2006.
7. Лихачев Д.С. Ансамбли памятников культуры. Экология культуры.//Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984.
8. Лихачев Д.С. Русская культура.// http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215
9. Фонд имени Д.С. Лихачева.// http://www.lfond.spb.ru/

Вопрос-ответ:

Какую роль играют города в культурном взаимодействии?

Города играют ключевую роль в культурном взаимодействии, даже если они контрастируют между собой. Их взаимодействие способствует развитию и обмену культурными ценностями.

Какие предметы искусства являются культурными ансамблями связанными с историей городов?

Предметы искусства, хранящиеся в музеях, составляют культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Эти ансамбли включают различные произведения искусства, отражающие исторические, культурные и социальные аспекты жизни городов.

Какие музеи относятся к культурным ансамблям?

Все музеи, которые хранят предметы искусства, связанные с историей городов и страны, можно отнести к культурным ансамблям. Это могут быть музеи истории, художественные музеи, музеи народного искусства и другие.

Можно ли считать состав музеев случайным?

Состав музеев не является случайным, так как он отражает выбор исторических и культурных ценностей, которые признаны значимыми для данного города или страны. Каждый элемент в музее имеет свою историю и значение.

Что такое культурный ансамбль?

Культурный ансамбль - это совокупность культурных объектов, образующих единое целое и имеющих связь между собой. В контексте данной статьи, культурный ансамбль относится к предметам искусства, хранящимся в музеях и связанным с историей городов и страны в целом.

Чем является Советский Союз с точки зрения культуры?

Советский Союз можно рассматривать как грандиозный ансамбль культур. В нем существовало взаимодействие между различными городами и регионами, даже если они контрастировали друг с другом. Предметы искусства, хранящиеся в музеях, составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Состав музеев не случайный.

Какие основные идеи теории культуры Д. Лихачева?

Основные идеи теории культуры Д. Лихачева можно узнать из главы 1 его работы "Теория культуры". Он рассматривает культуру как основной компонент человеческой деятельности, который влияет на все сферы жизни общества. Лихачев подчеркивает роль культуры в формировании и сохранении идентичности народа, взаимодействии между людьми и национальных культур в целом.

Какие идеи Д. Лихачев высказывает об экологии культуры?

Идеи Д. Лихачева об экологии культуры можно узнать из главы 2 его работы. Он подчеркивает важность сохранения и охраны культурных ценностей, подобно тому, как мы заботимся о природе. Лихачев говорит о необходимости создания институтов и организаций, которые будут заниматься защитой и продвижением культуры, а также о важности образования и доступности культурной информации для всех членов общества.

Почему состав музеев нельзя считать случайным?

Состав музеев нельзя считать случайным, так как он является результатом длительного исследования и сбора предметов искусства и исторических артефактов, связанных с историей городов и страны в целом. Кураторы музеев отбирают экспонаты, которые наилучшим образом представляют культурное наследие и помогают посетителям лучше понять историю и культуру своего народа.