Механизмы психологической защиты
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 27.01.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 5
1.1. Понятие психологической защиты личности 5
1.2. Механизмы психологической защиты подростков 9
1.3. Выводы по первой главе 13
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 14
2.1. Организация и обзор методик исследования 14
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 15
2.3. Выводы по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Девушкам в большей степени присущи следующие виды психологической защиты: 1) стремление найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта другим качеством, чаще всего при помощи фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности («компенсация); 2) приписывание неосознаваемых, неприемлемых чувств и мыслей другим людям («проекция»).
2. С целью определения особенностей проявления защитных механизмов мы провели кластерный анализ. Первый кластер охватывает 9 человек (30,0% подростков), из них 3 юноши и 6 девушек. Исследование показало, что, в целом, данные подростки достаточно редко используют психологические защиты. Мы полагаем, что причиной этого является отсутствие травмирующих ситуаций, оказывающих существенное влияние на их интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу. Изредка могут применяться такие психологические защиты, как «отрицание», «проекция», «замещение», «реактивные образования». Таким образом, основной тенденцией психологической защиты в данной группе является попытка переосмысления неприятного явления или конфликтной ситуации либо отгораживания от него.
3. Второй кластер объединяет собой 8 человек (26,7% подростков), из которых 1 юноша и 7 девушек. Проведенный анализ выявил, что наиболее явно выраженными механизмами психологической защиты в данной группе испытуемых являются «регрессия», «компенсация» и «проекция», в меньшей степени представлены «отрицание», «подавление», «интеллектуализация» и «реактивные образования». Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что основной тенденцией психологической защиты для представителей рассматриваемой группы является конструирование некой альтернативной реальности, в которой они предстают личностями с другим, желаемым набором личностных качеств и индивидуально-психологических особенностей.
4. Третий кластер включает в себя 13 опрошенных (43,3% подростков), в частности, 11 юношей и 2 девушки. Согласно проведённому исследованию, наиболее значимыми механизмами психологической защиты для представителей данной группы подростков являются «отрицание», «подавление», «проекция» и «интеллектуализация», несколько менее выражены «замещение» и «реактивные образования». Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что основной защитной тенденцией данных подростков является волевое или интеллектуальное усилие по преобразованию травмирующей ситуации, попытка либо преуменьшить степень влияния негативных эмоций, мыслей, событий, либо стремление преодолеть неприятные переживания рациональным путём.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое нами исследование было посвящено изучению и анализу механизмов психологической защиты (на примере испытуемых подросткового возраста). Ниже приведены основные выводы.
1. Психологическую защиту можно определить как неосознаваемый механизм, направленный на преодоление внутренних конфликтов, а также некое препятствие для предотвращения распада психологической структуры индивидуума. Анализ значимых работ по вопросу адаптивных механизмов личности продемонстрировал теоретическую и практическую разработанность данной проблемы. Основные аспекты рассматриваемого вопроса сводятся к развитию концептуальных представлений основных механизмов, определению уровней и классификации адаптационных механизмов, их эффективности в разрезе жизненных ситуаций и значимых событий личности.
2. Подростковый возраст представляет собой важнейший этап в формировании и развитии человеческой личности. В данный период существенно расширяется объем деятельности ребенка, изменяется его характер, для структуры личности характерны серьёзные перемены. Происходящие метаморфозы обусловлены перестройкой сформировавшихся ранее структур и появлением новых образований, при этом происходит заложение основ сознательного поведения, определяется общая направленность в развитии нравственных ориентиров. Все вышеуказанные изменения происходят в контексте противоречий физиологического и психического развития подростка, особенностей его духовного становления.
3. У представителей подросткового возраста есть различные виды механизмов психологической защиты, однако выраженность их неодинакова. В этот период наиболее выраженным представляется механизм проекции. Для юношей в подростковом возрасте характерны механизмы внутренней направленности, а для девушек, напротив, механизмы внешней направленности. Активное использование определённых механизмов защиты оказывает влияние на поведение подростков, а активация механизмов, преимущественно, обусловлена проблемами с взрослыми или сверстниками.
4. Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили уровни выраженности механизмов психологической защиты у юношей и девушек. Юноши оказались более склонными к следующим проявлениям психологической защиты: 1) невосприятие или отвержение неприятной, травмирующей информации («отрицание»); 2) вытеснение на уровень бессознательного неприемлемых мыслей, чувств и желаний («подавление»); 3) пресечение неприятной ситуации при помощи логических установок и манипуляций («интеллектуализация»). Девушкам в большей степени присущи следующие виды психологической защиты: 1) стремление найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта другим качеством, чаще всего при помощи фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности («компенсация); 2) приписывание неосознаваемых, неприемлемых чувств и мыслей другим людям («проекция»).
5. С целью определения особенностей проявления защитных механизмов мы провели кластерный анализ. Первый кластер охватывает 9 человек (30,0% подростков), из них 3 юноши и 6 девушек. Исследование показало, что, в целом, данные подростки достаточно редко используют психологические защиты. Мы полагаем, что причиной этого является отсутствие травмирующих ситуаций, оказывающих существенное влияние на их интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу. Изредка могут применяться такие психологические защиты, как «отрицание», «проекция», «замещение», «реактивные образования». Таким образом, основной тенденцией психологической защиты в данной группе является попытка переосмысления неприятного явления или конфликтной ситуации либо отгораживания от него.
6. Второй кластер объединяет собой 8 человек (26,7% подростков), из которых 1 юноша и 7 девушек. Проведенный анализ выявил, что наиболее явно выраженными механизмами психологической защиты в данной группе испытуемых являются «регрессия», «компенсация» и «проекция», в меньшей степени представлены «отрицание», «подавление», «интеллектуализация» и «реактивные образования». Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что основной тенденцией психологической защиты для представителей рассматриваемой группы является конструирование некой альтернативной реальности, в которой они предстают личностями с другим, желаемым набором личностных качеств и индивидуально-психологических особенностей.
7. Третий кластер включает в себя 13 опрошенных (43,3% подростков), в частности, 11 юношей и 2 девушки. Согласно проведённому исследованию, наиболее значимыми механизмами психологической защиты для представителей данной группы подростков являются «отрицание», «подавление», «проекция» и «интеллектуализация», несколько менее выражены «замещение» и «реактивные образования». Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что основной защитной тенденцией данных подростков является волевое или интеллектуальное усилие по преобразованию травмирующей ситуации, попытка либо преуменьшить степень влияния негативных эмоций, мыслей, событий, либо стремление преодолеть неприятные переживания рациональным путём.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что механизмы психологической защиты являются сложным индивидуально-личностным образованием, формируемым как внешними, так и внутренними факторами. Исследование показало, что существуют статистически значимые различия между степенью выраженности механизмов психологической защиты у юношей и девушек. Мы определили, что юношам в большей степени присущи механизмы психологической защиты «отрицание», «подавление» и «интеллектуализация», в то время как девушкам – «проекция» и «компенсация». Вместе с тем, половая принадлежность не является основным фактором использования тех или иных психологических защит – это в большей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного человека. Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило истинность выдвинутой гипотезы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алимова Е.Г. Психические состояния подростков в ситуации конфликта и используемые ими механизмы психологической защиты / Е.Г. Алимова // Интернаука. – 2017. №23. – С. 19 – 21.
Антонова Е.В. Механизмы психологической защиты подростков / Е.В. Антонова, Г.А. Котлярова, О.В. Курочкина // Вестник научных конференций. – 2016. №11-5. – С. 19 – 20.
Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите / Ф.Я. Бассин // Вопросы философии. – 1999. №2. – С. 118 – 126.
Ботова Н.Д. Особенности копинг-поведения и механизмов психологической защиты старших подростков / Н.Д. Ботова, Г.И. Захарова // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования: Сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции. – 2017. – С. 3 – 9.
Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.: Просвещение, 1997.
Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. – СПб: Речь, 2007.
Зеваева Э.Э. Механизмы психологической защиты у виктимных подростков / Э.Э. Зеваева // Форум молодых учёных. – 2017. – С. 155 – 157.
Карнеева О.А. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации подростков / О.А. Карнеева, Р.К. Карнеев // Организационные и психолого-педагогические проблемы безопасности личности и социальной среды: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 43 – 50.
Киршбаум Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб: Питер, 2005.
Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 1997. №3. – С. 69 – 78.
Королёва Ю.А. Механизмы психологической защиты в социальном развитии подростков с сенсорными нарушениями / Ю.А. Королёва // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – Т. 24. №1. – С. 51 – 55.
Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологическое, соуиокультурные перспективы / Т.Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. №5. – С. 184 – 188.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2003.
Куфтяк Е.В. Психологические здоровье и защитные механизмы (психологические защиты и совладание) в детское возрасте / Е.В. Куфтяк // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9. №49.
Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб: Речь, 2001.
Перре М. Стресс, копинг и здоровье: ситуативный поведенческий подход: Теория, методы и применение / М. Перре. – М., 2012.
Рябикина А.В. Исследование копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у подростков с различными видами аддикций / А.В. Рябикина // Психология, социология и педагогика. – 2016. №9. – С. 57 – 60.
Сирота Н.Ю. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.Ю. Сирота, В.М. Ялтонский // Обзор психиатрии и медицинской психологии. – 1993. №1. – С. 53 – 60.
Стойков И.Д. Анализ защитных проявлений личности: Автореферат дис. … канд. психол. наук. / И.Д. Стойков. – М., 1986.
Субботина Л.Ю. Психологическая защита и стресс / Л.Ю. Субботина. – Харьков: Гуманитарный центр, 2013.
Ташлыков В.Л. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами / В.Л. Ташлыков. – СПб, 1992.
Удодова А.Н. Взаимосвязь темперамента и механизмов психологической защиты у подростков / А.Н. Удодова // Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 174 – 177.
Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности / В.А. Файвишевский // Бессознательное: Сборник статей. – Новочеркасск: Сагуна, 1994. – Т. 1. – С. 127 – 147.
Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: Автореферат дис. … канд. психол. наук / Е.В. Чумакова. – СПб, 1998.
Шелонина Т.В. Механизмы психологической защиты подростков с деструктивным поведением / Т.В. Шелонина // Психология и право в современной России: сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. – 2016. – С. 163 – 164.
2
1. Алимова Е.Г. Психические состояния подростков в ситуации конфликта и используемые ими механизмы психологической защиты / Е.Г. Алимова // Интернаука. – 2017. №23. – С. 19 – 21.
2. Антонова Е.В. Механизмы психологической защиты подростков / Е.В. Антонова, Г.А. Котлярова, О.В. Курочкина // Вестник научных конференций. – 2016. №11-5. – С. 19 – 20.
3. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите / Ф.Я. Бассин // Вопросы философии. – 1999. №2. – С. 118 – 126.
4. Ботова Н.Д. Особенности копинг-поведения и механизмов психологической защиты старших подростков / Н.Д. Ботова, Г.И. Захарова // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования: Сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции. – 2017. – С. 3 – 9.
5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.: Просвещение, 1997.
6. Грановская Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. – СПб: Речь, 2007.
7. Зеваева Э.Э. Механизмы психологической защиты у виктимных подростков / Э.Э. Зеваева // Форум молодых учёных. – 2017. – С. 155 – 157.
8. Карнеева О.А. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и социально-психологической адаптации подростков / О.А. Карнеева, Р.К. Карнеев // Организационные и психолого-педагогические проблемы безопасности личности и социальной среды: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 43 – 50.
9. Киршбаум Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. – 3-е изд. – М.: Смысл; СПб: Питер, 2005.
10. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. – 1997. №3. – С. 69 – 78.
11. Королёва Ю.А. Механизмы психологической защиты в социальном развитии подростков с сенсорными нарушениями / Ю.А. Королёва // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – Т. 24. №1. – С. 51 – 55.
12. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологическое, соуиокультурные перспективы / Т.Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. №5. – С. 184 – 188.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2003.
14. Куфтяк Е.В. Психологические здоровье и защитные механизмы (психологические защиты и совладание) в детское возрасте / Е.В. Куфтяк // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9. №49.
15. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб: Речь, 2001.
16. Перре М. Стресс, копинг и здоровье: ситуативный поведенческий подход: Теория, методы и применение / М. Перре. – М., 2012.
17. Рябикина А.В. Исследование копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у подростков с различными видами аддикций / А.В. Рябикина // Психология, социология и педагогика. – 2016. №9. – С. 57 – 60.
18. Сирота Н.Ю. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.Ю. Сирота, В.М. Ялтонский // Обзор психиатрии и медицинской психологии. – 1993. №1. – С. 53 – 60.
19. Стойков И.Д. Анализ защитных проявлений личности: Автореферат дис. … канд. психол. наук. / И.Д. Стойков. – М., 1986.
20. Субботина Л.Ю. Психологическая защита и стресс / Л.Ю. Субботина. – Харьков: Гуманитарный центр, 2013.
21. Ташлыков В.Л. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами / В.Л. Ташлыков. – СПб, 1992.
22. Удодова А.Н. Взаимосвязь темперамента и механизмов психологической защиты у подростков / А.Н. Удодова // Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2017. – С. 174 – 177.
23. Файвишевский В.А. Биологически обусловленные бессознательные мотивации в структуре личности / В.А. Файвишевский // Бессознательное: Сборник статей. – Новочеркасск: Сагуна, 1994. – Т. 1. – С. 127 – 147.
24. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: Автореферат дис. … канд. психол. наук / Е.В. Чумакова. – СПб, 1998.
25. Шелонина Т.В. Механизмы психологической защиты подростков с деструктивным поведением / Т.В. Шелонина // Психология и право в современной России: сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. – 2016. – С. 163 – 164.
Вопрос-ответ:
Что такое психологическая защита?
Психологическая защита - это механизмы, которые использует личность для защиты своего эго от тревоги, стресса или конфликтов.
Какие механизмы психологической защиты присутствуют у подростков?
У подостков могут присутствовать различные механизмы психологической защиты, такие как отрицание, проекция, рационализация и другие.
Какие выводы можно сделать по исследованию механизмов психологической защиты?
По исследованию можно сделать вывод, что механизмы психологической защиты играют важную роль в жизни личности и могут влиять на ее психическое состояние.
Как была организована исследования механизмов психологической защиты?
Исследование было организовано с использованием различных методик, которые позволяли изучить механизмы психологической защиты у подростков.
Какие выводы можно сделать по результатам исследования механизмов психологической защиты?
По результатам исследования были выявлены интересные данные, которые позволяют лучше понять, какие механизмы психологической защиты наиболее распространены у подростков и как они влияют на их психологическое состояние.
Что такое психологическая защита личности?
Психологическая защита личности - это механизмы, которые помогают человеку справляться с неприятными или травмирующими ситуациями, защищая его психику от чрезмерного стресса или тревоги.
Какие механизмы психологической защиты присущи подросткам?
У подростков также существуют различные механизмы психологической защиты. Некоторые из них включают отрицание, проекцию, регрессию и сублимацию, которые помогают им справляться с неприятными эмоциями и воспоминаниями.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи о психологической защите личности?
По первой главе статьи можно сделать вывод, что психологическая защита личности является важным аспектом психического функционирования. Она помогает человеку справиться с травматическими ситуациями и сохранить свою психическую стабильность.