Антиклерикализм Ницше

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 26 26 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 28.01.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Антиклерикализм Ницше
Фрагмент для ознакомления

Наиболее значительную роль антиклерикализм сыграл в период феодализма. Борьба против церкви в средние века — и в Западной Европе, и в России — сливалась с антифеодальными выступлениями. Все ереси того времени, были ли они бюргерскими или крестьянско-плебейскими, пантеистическими или дуалистическими, содержали антиклерикальный заряд. Основным направлением антиклерикализма в средние века было осуждение феодальной церкви, иногда — всего общества. Антиклерикальные крестьянские движения преследовали прежде всего экономические цели, при этом антиклерикализм получал религиозное обоснование.Социальные движения, направленные против церкви, расшатывали представления о незыблемости порядков, санкционированных церковью, и создавали почву для сомнения в идеологии, оправдывавшей их. Антиклерикализм выражался и в осуждении пороков служителей церкви, особенно монашества. Обличение безнравственности духовных и светских властей создавало психологические предпосылки для критики учений, проповедовавшихся «аморальными» людьми». И наконец, антиклерикальные движения отрицали — частично или полностью — церковные обряды, служившие обогащению церкви. При этом одни обряды заменялись другими. Так, стригольники (новгородско-псковская ересь) выступали против православных обрядов и в то же время возрождали некоторые языческие обряды. Иногда вместе с обрядами отвергались и существенные христианские идеи. Так, «братья и сестры свободного духа» в Германии в XIV в. осуждали учение об аде и чистилище.Антиклерикализм получил светское обоснование в эпоху Возрождения у идеологов ранней буржуазии, в творчестве гуманистов — литераторов и философов. В Новое время активная борьба с клерикализмом становится важной задачей буржуазных идеологов, связывавших ее с отстаиванием свободы совести, с опровержением религиозных концепций. Во время французской буржуазной революции проявились и негативные последствия антиклерикальной борьбы: стремление ликвидировать церковь как социальный институт связывалось с разрушением церковных зданий; выдвижение антиклерикальной борьбы на передний план приводило к снижению интереса к философскому осмыслению религии.В России антиклерикализм способствовал ее общественно-политическому и культурному развитию: почти все прогрессивные социальные движения, начиная с ересей XIV в. и кончая выступлениями декабристов и революционных демократов, опирались на антиклерикальные традиции русского народа.В условиях капитализма роль антиклерикализма определяется тем, интересам какого класса объективно он служит. В то же время антиклерикализм в буржуазных странах может выступать и как один из видов защиты буржуазно-демократических свобод. Однако он исчерпал себя как форма борьбы масс за свое экономическое и политическое освобождение. Современный буржуазный антиклерикализм может уживаться с оправданием религии. Свободомыслие в отношении религии возникло с появлением религиозной идеологии, охранявшей социальные, имущественные и культурные привилегии господствующих слоев.   С историческим развитием свободомыслия как реального феномена меняется и его содержание. Свободомыслие — это широкое духовное течение, исходящее из признания права разума на свободное критическое рассмотрение религии и исследование окружающего мира. В отличие от религии оно отражает власть людей над теми или иными сторонами действительности. Степень и формы проявления свободомыслия разнообразны.Свободомыслие тесно связано с развитием относительно адекватных и самостоятельных форм общественного сознания — философии, искусства, науки, морали и т. д.; они являются общекультурным основанием антирелигиозного свободомыслия. При этом следует иметь в виду и классовые аспекты этого основания.В широком смысле слова свободомыслием можно считать всю прогрессивную духовную культуру. Сюда можно включить и материализм в различных его видах (открытый материализм и «скрытый» — пантеизм и деизм), и ереси, и философский рационализм; так или иначе все эти феномены связаны с критикой религии. Однако, учитывая традиционное понимание свободомыслия, целесообразнее рассматривать в его пределах такие, например, формы, как богоборчество, религиозный индифферентизм, антирелигиозный скептицизм, антиклерикализм. Материализм же в его исторически обусловленных разновидностях стал философской основой атеизма, а в средневековых ересях, этих достаточно частных проявлениях религиозного протеста против господствующей религии, могли обнаружиться богоборческие, скептические или антиклерикальные тенденции, т. е. тенденции свободомыслия.При рассмотрении взаимосвязи между религией и политикой представляются несколько обстоятельств. Во-первых, анализ цивилизационного фундамента и его связи с религиозной традицией в различных странах мира, что непосредственно оказывает воздействие не только на характер политической власти в том или ином государстве, но и на особенности взаимоотношений государства с религиозными институтами. Во-вторых, учет особенностей и характера взаимодействия религии и светской власти в государствах с различной религиозной традицией. В-третьих, характер взаимодействия религиозных феноменов с другими специфическими феноменами социальной деятельности.Именно такого рода анализ дает возможность оценить религию, и ее роль в обществе с позицией политической науки и попытаться взглянуть на нее, с одной стороны, как на фактор возникновения той или иной политической культуры, детерминирующей специфику легитимизации специальных форм социальных действий и политической власти как одной из них. В действительности мир религии и политики не существуют, и не могут существовать друг без друга. Для того чтобы объективно выяснить и проанализировать, к чему стремятся политика и религия и где они при этом соприкасаются, нужно сначала выявить сущность и содержание этих феноменов.Религия – заметный и влиятельный фактор в общественно-политической жизни. Говорить о ее влиянии на политику – это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную, область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его мировоззрения. С другой стороны, неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое – правовое и практическое – насилие над их убеждениями и интересами. Уже сказанное позволяет судить о том, что в данном случае речь идет о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества. Без учета религиозного фактора трудно понять скрытые причины ряда политических действий, наблюдаемых сегодня в тех или иных странах, регионах и даже в мировой политике.Религия и политика на протяжении долгих веков, так или иначе, соприкасались и продолжают соприкасаться друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях – далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики. Религия – форма общественного сознания. В определенные исторические периоды в тех или иных регионах планеты это – форма сознания, наиболее распространенная в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идет о религии, вопрос касается более или менее значительных людских массВозрастающее взаимодействие политики и религии в значительной степени обусловлено усложнением международного общественного развития. На сегодняшний день религиозный фактор в мировой политике, во многом в связи с происходящими в мире глобализационными процессами, имеет постоянно возрастающее значение, наблюдается в самых разнообразных проявлениях. Религия используется политическими деятелями с целью расширения своего влияния на народные массы. Подчеркнем также возрастание удельного веса фундаменталистов, которые нередко по своим установкам смыкаются с правоконсервативными силами, причем эта тенденция характерна прежде всего для ислама. В современном мире ни одна острая социальная проблема не остается без внимания теологов. Религиозные деятели предлагают пути выхода из экологического и демографического кризисов, различные способы предотвращения угрозы ядерной войны, свою интерпретацию межнациональных конфликтов и научно-технической революции. Так, оценивая изменения в окружающей действительности, идеологи католической церкви делают вывод о необходимости международного сотрудничества, солидарности в решении глобальных проблем. Они призывают к ликвидации деления мира на военно-политические блоки, противостояния поскольку подлинный мир никогда не является результатом военной победы, а научно-техническая революция, которая могла бы содействовать благосостоянию человека, не должна быть превращена в орудие войны. Таким образом, с предшествующим периодом развития различных обществ связан целый ряд характерных особенностей взаимодействия религии и политики. Признавая наличие определенных трудностей в данной области, необходимо отметить, что в современном мире наиболее распространенным типом взаимоотношения государства и церкви является их сотрудничество. Будучи проводником всеобщего интереса, государство защищает ценности, характерные для данного общества, и при этом располагает правовой основой и для регулирования взаимоотношений политических и религиозных структур, и для обеспечения реальной свободы различных вероисповеданий и их религиозных организацийЗАКЛЮЧЕНИЕУчение Ницше об антиклерикализме является крайне сложным процессом, даже в описательном плане. И уж тем более это явление сложно для понимания. Тем не менее, необходимо говорить о том, что данное явление очень сильно приближено к философии отрицания и атеизма, но все же оставляет за собой субъективный фактор, на который люди, коль даже они не верующие, могут опираться в своих поступках.Говоря о взаимосвязи и взаимозависимости антиклерикализма в политике и религии необходимо выделить объединяющие их факторы: субъекты взаимоотношений – организации, несущие за собой право деятельности; объекты взаимоотношений – люди (граждане государства или верующие); предмет взаимоотношений – те процессы которые связывают граждан, которые относили себя или относят к государству и церкви.Кроме всего прочего религия неотделима от государства и происходящих в нем политических процессов. Это одно из уникальных особенностей взаимосвязи явления антиклерикализма. Основывается оно на том, что даже если граждане будут отрицать происхождение и работу церкви, извлечь из своей повседневной жизни они ее не смогут, ибо является одним из регуляторов взаимоотношения политиков и граждан.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГузынин И. Г. Проблема судьбы человека в контексте западной философской рефлексии // Из истории общественно-политической мысли: сб. науч. ст. Ставрополь, 2017. Коноплев Н. С. История свободомыслия // Учебное пособие, 2016. Кравцов И. В. К вопросу о причинах формирования антиклерикальных настроений в православной среде России в конце ХIX начале XX в: сб. науч. ст. Екатеринбург, 2014. Куприянова Г. М. Взаимодействие религиозной и политической сфер общества: история и современность // Журнал Политология: сб.науч.ст. Серов, 2019.Тажуризина З. А. Свободомыслие как социокультурное явление // Рабочий университет им. И.Б. Хлебникова. – Москва, 2017. Тажуризина З. А. «Вольный ум» Фридриха Ницше и религия / З. А. Тажуризина// История Философии. – Москва, 2017. Прокопьева П. А. Клерикализм и антиклерикализм в современной России // Х Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Россия Молодая»: сб.науч.ст. Кемерово, 2018. «Бог умер»: что хотел сказать Ницше?: портал о философии. 2019. URL : https://monocler.ru/bog-umer-chto-hotel-skazat-nitsshe/ (дата обращения 13.12.2020).Касьянов Г. А. Специфика атеистической позиции Фридриха Ницше: Атеистический сайт. URL: http://www.ateism.ru/articles/kasyanov01.htm (дата обращения 13.12.2020)Пискорская С. Ю. Религиоведение и теория свободомыслия: Электронное учебно-методическое пособие. Красноярск, 2016. URL: http://www.kgau.ru/distance/o_01/religioved-up/4_5.html (дата обращения 12.12.2020).Румянцев В. Антиклерикализм: Понятия и категории. Вспомогательный проект портала Хронос. 2018. URL: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/5296 (дата обращения 12.12.2020)Richard Rorty, ‘Anticlericalism and Atheism,’ in: Richard Rorty and Gianni Vattimo, The Future of Religion. New York: Columbia University Press, 2015.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гузынин И. Г. Проблема судьбы человека в контексте западной философской рефлексии // Из истории общественно-политической мысли: сб. науч. ст. Ставрополь, 2017.
2. Коноплев Н. С. История свободомыслия // Учебное пособие, 2016.
3. Кравцов И. В. К вопросу о причинах формирования антиклерикальных настроений в православной среде России в конце ХIX начале XX в: сб. науч. ст. Екатеринбург, 2014.
4. Куприянова Г. М. Взаимодействие религиозной и политической сфер общества: история и современность // Журнал Политология: сб.науч.ст. Серов, 2019.
5. Тажуризина З. А. Свободомыслие как социокультурное явление // Рабочий университет им. И.Б. Хлебникова. – Москва, 2017.
6. Тажуризина З. А. «Вольный ум» Фридриха Ницше и религия / З. А. Тажуризина// История Философии. – Москва, 2017.
7. Прокопьева П. А. Клерикализм и антиклерикализм в современной России // Х Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Россия Молодая»: сб.науч.ст. Кемерово, 2018.
8. «Бог умер»: что хотел сказать Ницше?: портал о философии. 2019. URL : https://monocler.ru/bog-umer-chto-hotel-skazat-nitsshe/ (дата обращения 13.12.2020).
9. Касьянов Г. А. Специфика атеистической позиции Фридриха Ницше: Атеистический сайт. URL: http://www.ateism.ru/articles/kasyanov01.htm (дата обращения 13.12.2020)
10. Пискорская С. Ю. Религиоведение и теория свободомыслия: Электронное учебно-методическое пособие. Красноярск, 2016. URL: http://www.kgau.ru/distance/o_01/religioved-up/4_5.html (дата обращения 12.12.2020).
11. Румянцев В. Антиклерикализм: Понятия и категории. Вспомогательный проект портала Хронос. 2018. URL: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/5296 (дата обращения 12.12.2020)
12. Richard Rorty, ‘Anticlericalism and Atheism,’ in: Richard Rorty and Gianni Vattimo, The Future of Religion. New York: Columbia University Press, 2015.

Вопрос-ответ:

Какую роль играл антиклерикализм в период феодализма?

Антиклерикализм играл наиболее значительную роль в период феодализма. Борьба против церкви была особенно активной как в Западной Европе, так и в России, и часто сливалась с антифеодальными выступлениями.

Какие были основные направления антиклерикализма в средние века?

Основным направлением антиклерикализма в средние века было осуждение феодальной церкви, а иногда даже всего общества. Все ереси того времени, будь то бюргерскими или крестьянско-плебейскими, пантеистическими или дуалистическими, содержали антиклерикальный заряд.

Какая связь была между антиклерикализмом и антифеодальными выступлениями?

Антиклерикализм и антифеодальные выступления в средние века были часто связаны. Борьба против церкви сливалась с борьбой против феодальной системы. Это проявлялось и в Западной Европе, и в России.

Какие еще религиозные движения содержали антиклерикальный заряд?

Все ереси средневековья, будь они бюргерскими или крестьянско-плебейскими, пантеистическими или дуалистическими, содержали антиклерикальный заряд. Они осуждали феодальную церковь и противостояли ее власти.

Каким образом антиклерикализм проявлялся в средние века?

В средние века антиклерикализм проявлялся в осуждении феодальной церкви. Он был направлен против власти церкви и иногда даже всего общества. Борьба против церкви плетлась вплоть до антифеодальных выступлений и бунтов.

Какую роль сыграл антиклерикализм в период феодализма?

Антиклерикализм сыграл наиболее значительную роль в период феодализма. Борьба против церкви в средние века в Западной Европе и России сливалась с антифеодальными выступлениями. Все ереси того времени, будь то бюргерскими или крестьянско-плебейскими, пантеистическими или дуалистическими, содержали антиклерикальный заряд.

Какие направления были характерными для антиклерикализма в средние века?

Основным направлением антиклерикализма в средние века было осуждение феодальной церкви и иногда всего общества. Антиклерикализм в это время был широко распространен и находил выражение в различных формах протеста и борьбы против власти церкви.

Как антиклерикализм сказывался на борьбе против феодализма в средние века?

Антиклерикализм играл важную роль в борьбе против феодализма в средние века. Борьба против церкви становилась частью антифеодальных выступлений в Западной Европе и России. Многие движения и революционные группировки того времени направляли свою энергию на борьбу с церковью и ее влиянием.

Какие исторические события связаны с антиклерикализмом в средние века?

В истории средних веков множество событий связаны с антиклерикализмом. Это выступления против феодальной церкви, распространение ересей, реформационные движения и другие проявления протеста против власти церкви. Антиклерикализм в значительной степени влиял на социальные процессы того времени.

Какие были основные формы антиклерикализма в средние века?

В средние века антиклерикализм принимал различные формы. Основные формы включали осуждение феодальной церкви и ее влияния, выступления против ересей и распространение новых религиозных воззрений, реформационные движения и даже восстания против церкви. Антиклерикализм был неотъемлемой частью борьбы за свободу и равенство в тот период.