Проблема урегулирования афганского конфликта и роль Узбекистана
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 19.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Генезис конфликта в Афганистане 7
1.1 Основные тенденции развития конфликтной ситуации в Афганистане 7
1.2 Особенности конфликтного урегулирования в Афганистане на современном этапе 11
1.3 Ситуация в Афганистане и региональная безопасность стран Центральной Азии 31
Глава 2 Политика Узбекистана на афганском направлении 50
2.1 Цели и задачи Узбекистана в Афганистане: концептуальные подходы 50
2.2 Развитие отношений Узбекистана и Афганистана, участие в конфликтном урегулировании 54
2.3 Противодействие Узбекистана вызовам безопасности с территории Афганистана 57
Заключение 70
Список использованных источников 72
Был принят Закон «О борьбе с терроризмом», а также внесены изменения в Уголовный Кодекс, ужесточен Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Республика Узбекистан присоединилась также к Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Страны-участники, которые подписали его, являются Россия, Таджикистан, Китай, Казахстан и Кыргызстан. Участие в данной конвенции предполагает сотрудничество стран в рамках борьбы против терроризма на территории данных государств, обеспечение содействия и помощи в борьбе против радикальных явлений, обмен и сбор всей необходимой информации для предотвращения и искоренения террористов, а также проведение совместных операций.Стоит отметить, что данные жесткие меры, тотальный контроль и постоянный мониторинг любых проявлений нестабильности принесли свои плоды. Так, с начала 2009 г. на территории Республики Узбекистан не было зафиксировано ни одного террористического акта. Данные результаты лишь способствуют дальнейшему управлению и наблюдению за текущей ситуацией в стране. Таким рычагом является принятый летом 2018 г. Закон «О противодействии экстремизму», который также направлен на борьбу с радикальным исламом.Одним из инструментов оказания борьбы против терроризма на территории республики также принято считать и средства массовой информации, с помощью них соответствующие органы проводят все возможные мероприятия, направленные против радикального ислама. Стоит обратить и на тот факт, что активно ведется борьба с терроризмом и на просторах интернета. В мае 2018 г. между Узбекистаном и Таджикистаном был подписан план комплексных мероприятий под названием «Чистая сеть», который также предусматривает контроль и мониторинг над террористическими структурами в Интернете.Таким образом, можно с уверенностью заявить, что политика, проводимая властями Узбекистана, действительно имеет позитивные тенденции. Хотя многие исследователи ставят под сомнение данные «силовые методы», которые в любой неподходящий момент могут выйти из-под контроля государственных структур. Однако из указанного ранее, видно, что страна действительно уделяет достаточно средств и мер на подавление появление террористических и экстремистских структур внутри страны.Негативное влияние также оказывает нерешенные проблемы в социально-экономической сфере – безработица, низкий уровень здравоохранения, а также низкий авторитет официального исламского духовенства. Тем не менее, Узбекистан активно борется с терроризмом, активно сотрудничает со странами в рамках СНГ, ОДКБ и ШОС. На данный момент ситуация находится под контролем, но не стоит упускать тот факт, что активные действия США в данном регионе ставят в определённую зависимость систему безопасности Узбекистана, так как государство опирается на своего западного коллегу.2.2 Развитие отношений Узбекистана и Афганистана, участие в конфликтном урегулированииНесмотря на наличие общей границы с Афганистаном, Узбекистан не относится к числу центральноазиатских стран, для которых террористическая угроза, исходящая с афганской территории, является особенно острой. С 2016 года президент Шавкат Мирзиёев, который отошел от деспотичной политики своего предшественника Ислама Каримова, провел реформы, задуманные для снятия политической и религиозной напряженности в стране. Большинство экспертов также считают, что узбекские структуры вооруженных сил и безопасности достаточно сильны и способны защитить национальную территорию без иностранной помощи. Поэтому традиционно Узбекистан полностью воздерживался от участия в военных союзах, включая ОДКБ.При этом нельзя забывать, известно, что несколько узбекских террористических групп находятся в Афганистане, включая ИДУ и отколовшиеся от нее группы, такие как Исламское движение Туркестана и Союз исламского джихада. В состав ИДУ обычно входили различные террористические группы Центральной Азии, Синьцзяна, России, Пакистана и Афганистана. В 2011 году из 87 «мучеников» ИДУ только четверо были узбеками из Узбекистана, в то время как из Афганистана было 64 человека, из Таджикистана десять, из Кыргызстана шесть и по одному из Татарстана (Россия), Германии и Пакистана. В настоящее время из всех русскоговорящих террористических формирований на постсоветском пространстве ИДУ является наиболее организованной группой, способной организовать не только отдельные, таргетированные теракты, но и мелкомасштабные и среднемасштабные вторжения через афганскую границу. Примечательно, что в 2014-2015 годах фракция ИДУ, возглавляемая Усманом Гази, принесла клятву верности ИГИЛХорасан.Союз исламского джихада, отколовшийся от ИДУ, активно организует теракты, к числу которых относится серия нападений в Узбекистане в 2004 году, спланированных на территории Афганистана. В 2007 году в Германии была арестована террористическая ячейка на стадии планирования очередного теракта.В Узбекистане было два пика террористической деятельности. Первый пришелся на конец 1990-х годов, когда ИДУ организовало серию терактов и одновременно попыталось прорваться через территорию Кыргызстана (Баткен) в Узбекистан. Второй был в 2004-2005 годах. В 2004 году в Ташкенте и Бухарской области произошла серия взрывов; 47 человек погибло, более 30 было ранено. Среди совершенных террористами-смертниками терактов в Ташкенте были нападения на посольства США и Израиля, а также на Генеральную прокуратуру Узбекистана. В 2005 году террористическая группа «Акромия», возглавляемая Акрамом Юлдашевым, организовала восстание в Андижане. Хотя восстание было подавлено, число погибших по официальной версии составило почти 200 человек, а по предварительным оценкам оппозиции – 700246. После этого узбекские террористические организации переместили свою деятельность в Афганистан и на Ближний Восток.В Узбекистане широко распространена вербовка различными международными террористическими организациями Ближнего Востока, связанными с ИГИЛ и Аль-Каидой. В Сирии узбеки были самой заметной группой среди русскоговорящих боевиков из Центральной Азии, их численность доходила до 2500 человек, к которым, вероятно, относились узбеки как из Узбекистана, так и из южного Кыргызстана. По официальным оценкам, в различных террористических организациях на Ближнем Востоке было всего 500 граждан.Узбекистана, однако, неофициальные оценки значительно выше. Многие узбеки воевали напрямую в рядах организации «Джабхат ан-Нусра», связанной с Аль-Каидой. Численность дружественной «Джабхат Ан-Нусре» группы «Имам Бухари Джамаат», состоящей преимущественно из узбеков, составляла от 400 до 700 боевиков, то есть эта группа была еще больше, чем ИДУ.С конца 2016 года «Имам Бухари Джамаат» перевела существенную часть своей деятельности на север Афганистана с целью создания там учебно-тренировочных лагерей. Группа объявила себя частью движения Талибан, хотя и сохранила некоторые непрочные связи с Аль-Каидой.К узбекским группам на Ближнем Востоке относятся также «Жаннат Ошиклари», «Катиба Таухид вальДжихад», связанная с «Джабхат Ан-Нусрой» и возглавляемая эмиром Абу Салахом из южного Кыргызстана, и «Джамаат Сейфулла Шишани», этнически смешанная группа с Северного Кавказа (Россия) и из Центральной Азии. Среди командиров «Джамаат Сейфулла Шишани» был эмир Абу Убайда Аль-Мадани, который на своей странице в российской социальной сети «Одноклассники» публиковал угрозы России в связи с военными действиями Москвы в Сирии. И, наконец, множество узбеков сражались на стороне ИГИЛ в Сирии, в частности, под командованием грузина чеченского происхождения Тархана Батирашвили и таджика Гулмурода Халимова. Эти вооруженные террористические группы смещают центр своего внимания на Афганистан, где они объединяются с талибами или с ИГИЛ-Хорасан в Центральной Азии.Под руководством Мирзиёева Узбекистан предпринял целенаправленные усилия для обеспечения региональной безопасности и стабильности, а, следовательно, и афганского мирного процесса. Учитывая ключевую роль Афганистана, Узбекистан признал, что работа над разрешением афганского конфликта будет важным условием для процветания всего региона. В марте 2018 года в Ташкенте прошла международная конференция высокого уровня, посвященная афганскому мирному процессу, сотрудничеству в сфере безопасности и региональным связям.Участники приняли декларацию, в которой подчеркнули, что руководимый афганцами и принадлежащий афганцам процесс мирного урегулирования, наряду с противодействием терроризму и незаконной торговле наркотиками и региональным экономическим сотрудничеством, будет ключом к обеспечению мира и процветания в Афганистане. Узбекское правительство заявило, что ташкентская конференция – не разовое мероприятие, и что ее цель – продолжение двусторонних и многосторонних усилий по поддержке афганского мирного процесса.2.3 Противодействие Узбекистана вызовам безопасности с территории АфганистанаПрезидент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в своем Послании Олий Мажлису определил основные направления развития в ключевых сферах, уделив особое внимание внешнеполитическим аспектам реформирования и модернизации страны.В частности, была подчеркнута необходимость интенсификации сотрудничества со странами мира, в том числе на региональных и международных площадках для эффективного противостояния региональным и глобальным вызовам и угрозам безопасности.В настоящее время Узбекистан осуществляет 25 программ по активизации сотрудничества с международными организациями. Так, расширяется конструктивная деятельность в рамках Организации Объединенных Наций, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств и других многосторонних структур. В 2020 году Узбекистан впервые за многие годы принял председательство в СНГ, что свидетельствует о стремлении республики к активизации взаимодействия в рамках Содружества. Новые возможности для республики открывает и ее вступление в Совет сотрудничества тюркоязычных государств.Президент Узбекистана в ходе выступлений в ООН, СНГ, ШОС, СВМДА, ССТГ, второй Консультативной встречи глав государств Центральной Азии (КВГГ) продвигает инициативы, направленные на улучшение ситуации в области безопасности.Одним из ключевых направлений этих инициатив является превращение Центральной Азии в зону стабильности, устойчивого развития и добрососедства. В рамках инициированной Президентом Узбекистана новой региональной политики особое место заняли усилия по укреплению взаимного доверия и развитию механизмов двустороннего и регионального сотрудничества. Приоритетное значение придается урегулированию на основе взаимного учета интересов накопившихся в регионе проблем, таких как демаркация и делимитация государственных границ, распределение водных ресурсов и другие.Важным механизмом развития регионального взаимодействия стало проведение Консультативных встреч глав государств Центральной Азии по инициативе, выдвинутой Президентом Шавкатом Мирзиёевым в 2017 году на 72-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН. В ноябре 2019 года в Ташкенте состоялась вторая встреча в подобном формате. В ней приняли участие лидеры всех пяти стран региона, что стало возможным впервые за многие годы. Принятые решения позволили придать саммитам глав государств регулярный характер и достигнуть договоренности об учреждении ежегодных консультативных встреч. Очередной саммит пройдет в Кыргызстане в 2020 году.Новый региональный подход Узбекистана создает благоприятные условия для снижения угроз безопасности в Центральной Азии. В частности, на сегодня большая часть государственной границы Узбекистана фактически делимитирована, проводятся работы по ее демаркации, полноценно работают более 60 пунктов пропуска, налажено железнодорожное и авиасообщение со странами региона. Позитивная динамика наметилась также в урегулировании водных проблем. Этому способствует работа созданных в ноябре 2016 года двусторонних рабочих групп по сотрудничеству в управлении водными ресурсами.Свидетельством широкого международного признания сформировавшейся новой атмосферы доверия и добрососедства в Центральной Азии стало принятие в 2018 году по инициативе узбекской стороны резолюции ГА ООН "Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-азиатском регионе".Содействие стабилизации и примирению в Афганистане продолжает оставаться в центре внимания внешней политики Узбекистана. Руководством страны четко понимается принцип "безопасность Афганистана - это безопасность Узбекистана", в связи с чем Ташкент выступает за выполнение ключевых условий политического урегулирования - отказа от насилия, прекращения огня, демонстрации готовности к диалогу и компромиссам.В ходе выступлений на заседаниях ГА ООН, саммитах ШОС, СВМДА, КВГГ Президент Шавкат Мирзиёев неоднократно выдвигал идею вовлечения ИРА в региональные торгово-экономические связи и предлагал выработать подходы по реализации важнейших инфраструктурных и социальных проектов в Афганистане.Существенный вклад в дело обеспечения региональной безопасности и стабильности внесла состоявшаяся в марте 2018 года Международная конференция высокого уровня по Афганистану "Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие". Итогом форума стало принятие Ташкентской декларации, которая была распространена в качестве официального документа 72-й сессии Генеральной ассамблеи и Совета Безопасности ООН и закрепила твердый консенсус на региональном и глобальном уровнях о необходимости скорейшего начала прямых переговоров между правительством Афганистана и движением "Талибан" без выдвижения каких-либо предварительных условий.Таким образом, инициативы Узбекистана способствовали развитию процесса мирного урегулирования афганского кризиса и заключению 29 февраля этого года в Дохе (Катар) мирного соглашения между США и движением "Талибан". Сегодня во всем мире надеются, что данный документ может положить начало внутриафганскому общенациональному примирению.Важной составляющей усилий Ташкента на афганском направлении является также активное участие в работе практически всех международных форумов, посвященных афганской проблеме. Среди них - "Кабульский процесс", "Московский формат", форум "Сердце Азии - Стамбульский процесс", Международная контактная группа по Афганистану, Контактная группа "ШОС - Афганистан", Конференция регионального экономического сотрудничества по Афганистану (РЕККА).Для практической реализации инициатив по содействию социально-экономическому восстановлению ИРА Узбекистаном ведется активная работа. Страна является надежным партнером Афганистана в сфере торговли, развития транспортной инфраструктуры, поставок электроэнергии, образования. В мае 2019 года в Сурхандарьинской области открылась приграничная торговая зона "Узбекистан - Афганистан". Функционирует железная дорога "Хайратон - Мазари-Шариф", прорабатываются проекты строительства железных дорог "Мазари-Шариф - Герат" и "Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар". В настоящее время осуществляется строительство линии электропередачи "Сурхан-Пули-Хумри", которая подключит Кабул к единой энергетической системе Центральной Азии. По инициативе Президента Шавката Мирзиёева в Термезе создан Образовательный центр по обучению афганских граждан. В 2020 году на льготной основе в нем будут обучаться около 200 человек. В перспективе планируется увеличение числа учащихся до 300, а также расширение направлений образования.На фоне роста террористической угрозы во всем мире руководство Узбекистана выступает также за активизацию сотрудничества для минимизации данных вызовов и угроз. Как не раз отмечалось главой государства, молодые люди наиболее подвержены влиянию деструктивных идеологий. В этой связи особое значение приобретает формирование благоприятных условий для реализации потенциала молодежи и расширение доступа к качественному образованию. Достижением в данном плане стало принятие по инициативе Узбекистана в декабре 2018 года специальной резолюции ГА ООН "Просвещение и религиозная толерантность". В настоящее время также разрабатывается Международная конвенция о правах молодежи, в рамках ШОС приняты Совместное обращение глав государств - членов организации к молодежи и Программа действий по реализации его положений.На саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в 2019 года лидер Узбекистана обратил внимание на необходимость налаживания системного диалога по вопросам сохранения межрелигиозного согласия, просвещения и культурного взаимообогащения. В качестве площадок было предложено использовать Центр исламской цивилизации в Ташкенте и Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари в Самарканде.В ходе выступлений на второй Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, саммитах ШОС, ССТГ и с других площадок международных структур Президент Узбекистана не раз говорил о необходимости углубления сотрудничества между правоохранительными органами и спецслужбами в борьбе с террористическими и экстремистскими угрозами. И сегодня по инициативе Узбекистана прорабатывается вопрос создания рабочих механизмов оперативного взаимодействия правоохранительных ведомств и спецслужб наших стран для полномасштабного противодействия современным вызовам и угрозам.В рамках председательствования Узбекистана в СНГ разрабатываются Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы и Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы.Противостояние экологическим угрозам является еще одним важным направлением международного сотрудничества, которое имеет непосредственное влияние на достижение устойчивого развития и успех проводимых реформ. Как известно, на сегодня высыхание Аральского моря и его последствия являются катастрофой глобального масштаба. Для решения данной проблемы в ноябре 2018 года по инициативе узбекской стороны был создан Многопартнерский трастовый фонд ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья. Для финансирования проектов Фонда Норвегией выделено 1 миллион 200 тысяч евро, Европейским союзом - 5 миллионов 200 тысяч евро.В 2018 году в ходе саммита Международного фонда по спасению Арала главой Узбекистана были выдвинуты инициативы по созданию в Приаралье зоны экологических инноваций и технологий, учреждению Регионального центра по выращиванию саженцев пустынных и кормовых растений, созданию в зоне Приаралья трансграничных охраняемых природных территорий.В 2019 году по инициативе узбекской стороны Генассамблей ООН была принята специальная резолюция об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. В рамках Государственной программы по улучшению экологической ситуации в этой зоне в 2019 году на площади более 460 тысяч гектаров были высажены многолетние растения. В 2020 году ими планируется засеять 700 тысяч гектаров.Проведение инициативной внешней политики встречает широкую поддержку со стороны международного сообщества. В результате усиливаются позиции Узбекистана в системе международных отношений, что, как следствие, приводит к более эффективному расширению практического взаимодействия с партнерами и продвижению национальных интересов.Важнейшей целью всех инициатив Узбекистана является создание условий для устойчивого и стабильного развития страны, региона Центральной Азии и активизации международного сотрудничества.Сегодня Ташкент после долгого разочарования от своей афганской политики вновь начал искать каналы связи с крупными игроками, имеющими свои интересы в Афганистане.Неизменными остаются меры по решению внутриафганского конфликта. Интересы Ташкента в этом направлении можно представить следующим образом: мирные переговоры между враждующими группировками и этническими силами, а также невмешательство и приостановка вооруженной поддержки этих группировок со стороны соседних с ним государств; социально-экономическое развитие; формирование эффективной системы управления и органов безопасности; а с 2016 г., после прихода Шавката Мирзиеева, включение Афганистана в экономические и культурные проекты государств Центральной Азии.Энергетическая политика Ташкента в Афганистане играет двоякую роль во внутриполитической жизни Узбекистана. С одной стороны, Ташкент поставляет электроэнергию в Афганистан за большую цену.Статистические данные потребления узбекского электричества меняются достаточно часто, хоть и в незначительном проценте. К примеру, в 2015 г. эта доля составляла 33%, в 2016 г. эта доля составляет уже 35% объема потребления Афганистана.Афганистан платит самую дорогую цену за поставку этой энергии. Причины такого порядка заключаются в том, что Узбекистан имеет технические возможности поставлять электричество в зимнее время, и пользуясь этим Ташкент устанавливает свою цену.Тем не менее, во внутриполитической пропаганде узбекские придворные советники подавали этот факт, как подарок Ташкента Афганистану, учитывая, что Узбекистан якобы бесплатно освещает улицы Кабула. Хотя, строительство линий электропередач узбекского электричества было осуществлено благодаря гранту Индии и Азиатского Банка РазвитияСтроительство железной дороги в Афганистане, которое было реализовано также на основе гранта Азиатского Банка Развития, как и в случае с поставкой электричества, во внутриполитической пропаганде подавалось как щедрая гуманитарная помощь Узбекистана. В студенческие годы автору отлично запомнились моменты, как разные пропагандисты, провластные активисты или приглашенные депутаты постоянно повторяли эту мантру пропаганды.В январе 2018 г. президент Узбекистана распорядился о снижении тарифа на поставки электроэнергии в Афганистан с 0.076 до $ 0.05 за киловатт. В 2017 г. в Узбекистане было произведено более 60 млрд. кВт.ч электроэнергии, из них 6 млрд. кВт.ч были распределены на нужды Афганистана. Увеличение поставок электроэнергии решит задачу электрификации железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф, так как поезда на этой платформе используют дизельное топливо.Узбекское руководство смотрит с оптимизмом на будущие проекты по расширению линий электропередач и строительство новых железнодорожных путей. Однако, собственного финансирования на реализацию этих проектов не хватает, по этой причине и Кабул и Ташкент надеются, что и в этот раз АБР окажет грантовую и кредитную помощь.Первый публичный голос о необходимости нового подхода по Афганистану, был озвучен Шерзодом Абдуллаевым – видным и влиятельным экспертом среди высокопоставленных политиков Узбекистана, принимающих основные решения по внешней политике. В марте прошлого года с его стороны были предложены некоторые тезисы, которые можно разделить на два пункта:А) Афганистан стоит рассматривать не только как угрозу, но и как возможность для развития всего региона, следовательно, международному сообществу надо поменять точку зрения на афганскую проблему и рассматривать ее под другим углом.Б) Надо смотреть на Афганистан в более широком контексте, как на стратегическую возможность изменения нынешнего статуса кво. Такой подход, по мнению Шерзода Абдуллаева, позволил бы дать новый импульс внутрирегиональному развитию и совершенно другую геополитическую направленность усилиям всех государств региона.В мае 2017 г. впервые был назначен спецпредставитель президента по Афганистану – опытный дипломат Исматилла Иргашев.В) Центральной Азии, особенно в Узбекистане, сегодня имеется понимание, что стратегия изолированности от своего южного соседа не принесет приграничной стабильности, и самое главное, не укрепит безопасность южных рубежей.Узбекистану в афганском направлении придется пересмотреть некоторые аспекты своего подхода.Первое, культурно-гуманитарные связи и вопросы «узбекской мягкой силы». Узбекская мягкая сила в Афганистане медленно распространялась не благодаря, а вопреки государственной политики. Афганские узбеки фактически были полностью оторваны от своих соплеменников за рекой Амударьи. Между ними долгие годы не было никакой взаимной связи. Узбекская музыка, поп-культура, кинематография распространялась совсем по иным каналам.Афганские узбеки не могли получать образования в университетах, школах и лицеях Узбекистана. Самым трагическим фактом было то, что узбекская литература была абсолютно непонятной для современных афганских узбеков. Они не могли прочитать литературу на узбекском языке на основе кириллической графики, а литература в латинской графике даже в самом Узбекистане имеет скудную долю, так как переход на латиницу в Узбекистане если не провалился, то хотя бы заторможен.Заполнять пустоту культурного влияния Узбекистана пришлось Турции и Казахстану. Турция предоставляла большую стипендиальную программу для афганских узбеков по программе «Türkiye Bursları», а офицеры узбекских полевых групп, соратники генерала Дустума, повышали свою квалификацию в военных академиях Турции.В казахских учебных заведениях студенты из Афганистана представлены во многих учреждениях. Только в 2016 г. около 190 студентов из Афганистана завершили обучение в вузах Казахстана. Еще в 2009 году Казахстан и Афганистан подписали соглашение о сотрудничестве в области образования. На обучение 1000 афганских студентов казахстанское правительство выделило 50 миллионов долларов.Сегодня подозрительность по отношению к афганским узбекам постепенно меняется. Впервые после получения своего суверенитета, Узбекистан открыл образовательный центр, посвященный обучению афганских граждан, в Термезе, вдоль границы с Афганистаном. Центр принял первых 110 студентов для прохождения двухлетней программы на факультет узбекского языка и литературы. В будущем в центре планируется подготовка специалистов в области железнодорожного транспорта, энергетики и других сфер.Второе, экономические связи. Несмотря на то, что узбекская сторона активно осуществляла поставки продовольствия, нефтепродуктов и электроэнергии, а также бытовой техники, Ташкент смотрел на Афганистан как источник угрозы безопасности. Подозрительные подходы долгое время мешали расширению экономических связей. К тому же, были случаи, когда афганские богатые предприниматели открывали свои заведения на территории Узбекистана с капиталами сомнительного происхождения. В результате, в узбекских силовых и внешнеэкономических ведомствах у многих высокопоставленных чиновников укрепилось мнение, что многие богатые афганцы, инвестирующие в Узбекистан, являются наркодилерами, и пытаются легализовать и отмывать свои деньги.В нынешней ситуации надо менять свои подходы по расширению бизнес контактов с малыми и средними предпринимателями.Не ставить преграды инвестиционным проектам, которые будут идти самостоятельно от государственных проектов. Создавать условия для обмена информацией и расширению бизнес площадок. Есть трудности по развитию приграничной торговли, связанные с усиленным контролем прохода пограничного пункта Термез-Хайратон, а также недостатком инфраструктуры для рынков и торговых площадок ближе к узбекской границы со стороны Афганистана.Третье, сколько бы Узбекистан ни говорил об ошибочности чрезмерного акцента к проблеме безопасности в Афганистане, уйти от этого вопроса все равно невозможно. Дееспособность афганских вооруженных сил и служб безопасности по контролю безопасности внутри страны оставляет желать лучшего. Ташкенту придется учитывать этот фактор, целесообразнее будет начать с процесса создания мест для подготовки в своих военных и силовых учебных заведениях афганских офицеров и курсантов. Это отвечает интересам Узбекистана и имеет важное значение для укрепления своего имиджа в Афганистане.Четвертое, для снижения угроз внутри Афганистана, как уже было сказано, одной только крупной международной конференции недостаточно. Здесь уже надо консолидировать усилия с другими центральноазиатскими странами, особенно с Казахстаном. У Казахстана налажена сеть дипломатических связей по продвижению своих международных площадок (Астана, Алматы) для мирных переговоров. Более того, Астана имеет куда более лучшие лоббистcкие связи в крупных столицах мира, а также доступ к крупным изданиям и аналитическим центрам. Казахстан имеет только один недостаток – многие эти усилия направлены на продвижение имиджа Нурсултана Назарбаева, по разным данным для номинирования его на Нобелевскую премию мира.Совместные действия Ташкента и Астаны могут привнести реальные плоды, если, конечно, Ташкент не ставит цель, связанную лишь с продвижением имиджа Шавката Мирзиеева.Раньше столиц центральноазиатских стран раздражал факт включения со стороны крупных держав Афганистана в какие-либо региональные проекты по Центральной Азии, особенно в проекты США «Большая Центральная Азия». Сегодня старый стереотип постепенно ломается и страны Центральной Азии уже пытаются включить Афганистан в свои международные повестки.К нынешним событиям надо подходить осторожно, уходя от стремительно набирающих иллюзорных представлений. Следует задуматься, а не приведет ли развитие ситуации к такому сценарию, когда процесс активности на первой стадии будет проходить настолько эффективно, что может привести к фатальной закостенелости, и наконец к надлому.В рамках предлагаемых инициатив Ташкента и платформ для переговоров с каждым из участников, узбекская сторона должна предпринимать активные дипломатические усилия, направленные на снижение проблем Афганистана. Тем не менее, можно с сожалением заметить, что средства далеко не всегда соответствуют целям. От Ташкента требуются активные дипломатические усилия для донесения своих позиций. Такая проблема как в Афганистане требует многочисленных кулуарных переговоров и согласований позиций. Многие из региональных игроков играют в темную, и не слишком торопятся внести вклад в снижении конфликтной обстановки в Афганистане, так как это не отвечают их геополитическим интересам.ЗаключениеАнализ сущности, предпосылок возникновения конфликтов в Афганистан и его влияние на безопасность Узбекистана показывает, что на нынешнем этапе своего развития Узбекистан сталкивается с серьёзными вызовами и угрозами, исходящими от этого, соседнего им, государства. Более того, проблемы глобальной военной угрозы на планете еще более обострились после завершения политической модели мироустройства, а региональные кризисы участились. В частности, афганский многолетний конфликт приобрел явно выраженный системный характер и весьма далек от урегулирования.Большинство конфликтов на территории Афганистана на всём протяжении своего протекания, сопровождается вооружённым противостоянием в стране, длившимся почти сорок лет в этом государстве. Конфликты в Афганистане являются постоянными составляющими, происходящих здесь, изменений. К тому же, продолжающийся до сих пор внутренний вооруженный конфликт усиливает системный кризис в АфганистанеАнализируя основные факты, способствующие возникновению конфликтов в Афганистане, а также сущность нового политического регионального порядка, следует обратить внимание на такие проблемы, как политические интересы, национальные и межэтнические проблемы, племенные противоречия и религиозный радикализм. Афганскийконфликт, вытекающий из кризиса, активно способствует происходящие трансформационные процессы в этом традиционном обществе. При этом государство всегда было субъектом процесса перехода общества от одного состояния развития к другому, и такой переход проходил медленно и болезненно.При этом афганский конфликт непосредственно и серьезно влияет на ситуацию в странах Центральной Азии, в частности Узбекистане, прежде всего, на политические процессы, происходящие в государствах региона.Ситуацию в Узбекистане осложняют угрозы, связанные с терроризмом, религиозным экстремизмом, международным наркобизнесом и транснациональной организованной преступностью, непосредственно исходящие из Афганистана. Поэтому борьба с этими угрозами в любых формах их проявления является приоритетной при любых возникших условияхПоэтому одним из серьёзных негативных последствий афганского конфликта, несомненно, выступает усиление влияния религиозного радикализма, экстремизма и терроризма в Узбекистане. Для них угроза терроризма, по-прежнему, остаётся актуальной, и она исходит от таких международных террористических организаций, как «Исламское движение Узбекистана», «Союз исламского джихада» и других, которые намереваются дестабилизировать общественно-политическую обстановку во всех странах региона.Нынешняя система региональной безопасности Узбекистана пока ещё не отвечают на должном уровне динамике афганского конфликта, они не могут защитить национальные интересы этой страны. В этой связи возникает необходимость создания единого координирующего работу систем безопасности на национальном и региональном уровнях, что может значительно улучшить положение с обеспечением защиты стран региона.Чтобы снизить влияние негативных последствий афганского конфликта на систему обеспечения безопасности Узбекистана, государствам региона необходимо для этого выработать эффективные способы и методы. Путей минимизации угроз, исходящих от афганского конфликта.Среди них, всестороннее содействие интеграции Афганистана в региональные экономические процессы, активное участие Узбекистана в восстановлении народного хозяйства этой страны, в совершенствовании ее транспортной и энергетической инфраструктуры, подготовке кадров из числа её граждан являются самым реальным путём возвращения данного государства на мирный путь развития.Список использованных источниковАдина Мохаммад Абдул Гафар Батур Афганистан и политики безопасности ШОС в Центральной Азии // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. – 2016. – №1 (239). – С. 70-76.Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии – Алматы, 2003. – 400 с.Алешин Ю.Н Региональные угрозы национальной безопасности государств Центральной Азии // Вопросы истории Кыргызстана. – 2011. – №1. – С.132-142.Ахмедов Хуршид Тулкин Угли Республика Узбекистан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве // Постсоветские исследования. – 2019. – №1. – C. 854-865. Doi:10.24411/2618-7426-2019-00004.Ахмедов Хуршид Тулкин Угли Участие Узбекистана в развитии военно-политической интеграции и обеспечении региональной безопасности в центрально-азиатском регионе // Постсоветские исследования. – 2019. – № 4. – С.1180-1186. Doi:10.24411/2618-7426-2019-00035.Базылева С.П. Антитеррористическая политика Узбекистана в рамках региональной антитеррористической политики ШОС // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – №33-1. – С. 30-32.Батур Абдул Гафар Социально-экономические проблемы установления мира в Афганистане // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017. №2. – С. 33-38.Бояркина О.А. Афганистан в водной проблематике Центральной Азии // European research. – 2016. – №6 (17). – С. 108-109.Булкин В.В., Моисеенко К.С. Терроризм в Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) // Постсоветские исследования. – 2020. – №6. – С. 479-486. Doi:10.24411/2618-7426-2020-00031.Гарбузарова Е.Г. Приоритеты внешней политики д. Трампа в Центральной Азии // Вестн. Том.гос. ун-та. – 2020. – №455. – С. 97-103.Дьяконова М. А. Конфессиональный фактор во внешней политике государства (на примере Афганистана) // Вестник ННГУ. – 2013. – №6-1. – С. 364-368.Кавицкий Д.А. Конфликты в международных отношениях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2019. – №1 (834). – С. 122-130.Князев А.А. Афганистан и безопасность Центральной Азии: сб. ст. Вып. 4 /под ред. А.А. Князева. - Бишкек, 2010. – 159 с.Князев А.А. Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии: сб. документов и материалов. – Бишкек, 2001. – 168 с.Князев А.А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX - начало XXI вв.) – Душанбе: Дониш, 2004. – 532 с.Конаровский М. А. Афганистан после 2014 года // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2017. – №3. – С. 242-253.Крашенинникова Е.А. Религиозная дипломатия в урегулировании афганского конфликта: возможности и ограничения // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – 2019. – №4. – С. 533-544.Маккамбаев П.А. Военно-политическая ситуация в Афганистане и её влияние на пограничную безопасность государств Центральной Азии. – Ташкент: Адолат, 2013. – 544 с.Надери Асеф Роль Афганистана в современной системе международных отношений // Вестник ПАГС. – 2016. – №1 (52). – С. 42-46.Надери Асеф Современная политическая и социально-экономическая ситуация в Афганистане // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. – 2017. – №4. – С. 353-362.Новикова О.Н. Кризисное урегулирование в Афганистане // АПЕ. – 2013. – №3. – С. 65-93.Новикова О.Н. Сложность мирного процесса в Афганистане // АПЕ. – 2020. – №2. – С. 173-194.Раджапова М.З. Взаимоотношения государства и религии в современном Узбекистане // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2016. – №24. – С. 32-36.Романовский Г.Б. Правовые основы противодействия терроризму в Республике Узбекистан // Наука. Общество. Государство. – 2018. – №2 (22). – С. 84-89.Смагулов Агыбай Вооруженное противостояние в Афганистане и политико-экономическое развитие Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – 2013. – №2. – С. 139-153.Хаким А. Р. Афганистан и Центральная Азия: особенности и перспективы взаимовлияния. – Душанбе, 2015. – 380 с.Эргашев Б. Политика Узбекистана в отношении Афганистана в контексте обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. – 2014. – №5 (263). – С. 90-95.
1. Адина Мохаммад Абдул Гафар Батур Афганистан и политики безопасности ШОС в Центральной Азии // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. – 2016. – №1 (239). – С. 70-76.
2. Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии – Алматы, 2003. – 400 с.
3. Алешин Ю.Н Региональные угрозы национальной безопасности государств Центральной Азии // Вопросы истории Кыргызстана. – 2011. – №1. – С.132-142.
4. Ахмедов Хуршид Тулкин Угли Республика Узбекистан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве // Постсоветские исследования. – 2019. – №1. – C. 854-865. Doi: 10.24411/2618-7426-2019-00004.
5. Ахмедов Хуршид Тулкин Угли Участие Узбекистана в развитии военно-политической интеграции и обеспечении региональной безопасности в центрально-азиатском регионе // Постсоветские исследования. – 2019. – № 4. – С.1180-1186. Doi:10.24411/2618-7426-2019-00035.
6. Базылева С.П. Антитеррористическая политика Узбекистана в рамках региональной антитеррористической политики ШОС // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – №33-1. – С. 30-32.
7. Батур Абдул Гафар Социально-экономические проблемы установления мира в Афганистане // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2017. №2. – С. 33-38.
8. Бояркина О.А. Афганистан в водной проблематике Центральной Азии // European research. – 2016. – №6 (17). – С. 108-109.
9. Булкин В.В., Моисеенко К.С. Терроризм в Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) // Постсоветские исследования. – 2020. – №6. – С. 479-486. Doi:10.24411/2618-7426-2020-00031.
10. Гарбузарова Е.Г. Приоритеты внешней политики д. Трампа в Центральной Азии // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2020. – №455. – С. 97-103.
11. Дьяконова М. А. Конфессиональный фактор во внешней политике государства (на примере Афганистана) // Вестник ННГУ. – 2013. – №6-1. – С. 364-368.
12. Кавицкий Д.А. Конфликты в международных отношениях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2019. – №1 (834). – С. 122-130.
13. Князев А.А. Афганистан и безопасность Центральной Азии: сб. ст. Вып. 4 /под ред. А.А. Князева. - Бишкек, 2010. – 159 с.
14. Князев А.А. Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии: сб. документов и материалов. – Бишкек, 2001. – 168 с.
15. Князев А.А. Афганский кризис и безопасность Центральной Азии (XIX - начало XXI вв.) – Душанбе: Дониш, 2004. – 532 с.
16. Конаровский М. А. Афганистан после 2014 года // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2017. – №3. – С. 242-253.
17. Крашенинникова Е.А. Религиозная дипломатия в урегулировании афганского конфликта: возможности и ограничения // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – 2019. – №4. – С. 533-544.
18. Маккамбаев П.А. Военно-политическая ситуация в Афганистане и её влияние на пограничную безопасность государств Центральной Азии. – Ташкент: Адолат, 2013. – 544 с.
19. Надери Асеф Роль Афганистана в современной системе международных отношений // Вестник ПАГС. – 2016. – №1 (52). – С. 42-46.
20. Надери Асеф Современная политическая и социально-экономическая ситуация в Афганистане // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. – 2017. – №4. – С. 353-362.
21. Новикова О.Н. Кризисное урегулирование в Афганистане // АПЕ. – 2013. – №3. – С. 65-93.
22. Новикова О.Н. Сложность мирного процесса в Афганистане // АПЕ. – 2020. – №2. – С. 173-194.
23. Раджапова М.З. Взаимоотношения государства и религии в современном Узбекистане // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2016. – №24. – С. 32-36.
24. Романовский Г.Б. Правовые основы противодействия терроризму в Республике Узбекистан // Наука. Общество. Государство. – 2018. – №2 (22). – С. 84-89.
25. Смагулов Агыбай Вооруженное противостояние в Афганистане и политико-экономическое развитие Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. – 2013. – №2. – С. 139-153.
26. Хаким А. Р. Афганистан и Центральная Азия: особенности и перспективы взаимовлияния. – Душанбе, 2015. – 380 с.
27. Эргашев Б. Политика Узбекистана в отношении Афганистана в контексте обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. – 2014. – №5 (263). – С. 90-95.
Вопрос-ответ:
Какие основные тенденции развития конфликта в Афганистане?
Основные тенденции развития конфликта в Афганистане включают усиление вооруженных боевых действий, нарастание террористической активности, ухудшение гуманитарной ситуации, нарастание наркотрафика и проблемы с региональной безопасностью.
Какие особенности конфликтного урегулирования в Афганистане на современном этапе?
Основными особенностями конфликтного урегулирования в Афганистане на современном этапе являются сложность политического процесса, разделение власти между разными группировками, проблемы с безопасностью и участие международных игроков в урегулировании конфликта.
Какая роль Узбекистана в урегулировании афганского конфликта?
Узбекистан играет важную роль в урегулировании афганского конфликта путем предоставления своей территории для проведения мирных переговоров и встреч участников конфликта, а также через оказание гуманитарной помощи и экономическое сотрудничество с Афганистаном.
Какие цели и задачи Узбекистана в Афганистане?
Цели и задачи Узбекистана в Афганистане включают установление стабильности и мира в регионе, борьбу с терроризмом и наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества и укрепление безопасности на своей границе.
Как развиваются отношения между Узбекистаном и Афганистаном?
Отношения между Узбекистаном и Афганистаном развиваются в направлении укрепления сотрудничества в различных сферах, включая политические, экономические и гуманитарные. Оба государства также активно взаимодействуют в рамках региональных и международных инициатив по урегулированию афганского конфликта.
Какие тенденции развития конфликтной ситуации в Афганистане можно выделить?
Основные тенденции развития конфликтной ситуации в Афганистане включают усиление вооруженных сил талибана, расширение территории, под их контролем, рост численности боевиков, проведение террористических актов и атак на государственные учреждения и силы безопасности, а также снижение общественной безопасности и гуманитарной ситуации в стране.
Какие особенности регулирования конфликта в Афганистане можно выделить на современном этапе?
Особенности конфликтного урегулирования в Афганистане на современном этапе заключаются в активизации международных усилий по миротворчеству и поиску политического решения конфликта. Происходят переговоры между правительством Афганистана и талибаном, проводятся мирные конференции и совещания, а также предпринимаются попытки создания переходного правительства.
Какая связь между ситуацией в Афганистане и безопасностью стран Центральной Азии?
Ситуация в Афганистане оказывает прямое влияние на безопасность стран Центральной Азии. Распространение наркотиков, оружия и терроризма через афганско-таджикскую границу создает угрозу для соседних стран. Кроме того, возможное усиление талибана и нарастание конфликта может привести к массовому переселению беженцев в соседние государства, что также может негативно отразиться на их безопасности и стабильности.