Проектирование художественной выставки на базе Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Культурология
  • 98 98 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 07.04.2021
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретический подход к проектированию выставок: эстетический и технологический аспекты 9
1.1 Художественная выставка и экспозиционное пространство: коммуникационные связи 9
1.2 Разновидности художественных выставок и особенности их проектирования…………………………………………………………………..19
1.3 Дизайн и архитектурная среда художественной выставки как основа формирования экспозиционного пространства 33
Глава 2 Разработка проекта художественной выставки современного искусства 45
2.1 Методы проектирования художественной выставки ……………………..45
2.2 Анализ пространства музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков с точки зрения возможности проектирования художественной выставки 58
2.3 Разработка проекта авторской художественной выставки А. Г. Штерна на основе выставочного пространства музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков 65
Заключение 73
Список литературы 75
Приложение1……………………………………………………………………..79
Приложение2……………………………………………………………………..83
Приложение 3 88

Фрагмент для ознакомления

Опираясь на опыт организации пространства внутреннего двора кураторами выставок, необходимо осмыслить имеющееся пространство с возможностью выгодно обыграть его в контексте проекта выставки.В художественный проект выставки необходимо включить организацию и оформление территории, прилегающей к зданию музея. Необходимо отметить, что это возможно в случае размещения и демонстрации экспонатов на открытой площадке. Проектировщики и кураторы выставки могут создать выставочный ареал, в котором внешнее пространство будет связано с внутренним. Это вызвано тем, что тот или иной психологический настрой на осмотр выставки возникает у посетителя еще на подходе к ней. И чем эмоциональней этот настрой, тем скорее посетитель адаптируется к свету, цвету и шуму на выставке, тем активней будет проявляться его восприятие, а, значит, и будет выше эффективность его осмотра выставки [16]. В пространстве музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков такое решение реализовать возможно. Во входной зоне музея, в пространстве внешней территории, целесообразно разместить знаковые и акцентные предметы и объекты, которые смогу предварить еще не сформировавшееся впечатление от выставки, а скорее ее предвкушение и ожидание. Если в пространстве двора можно использовать тяжеловесные конструкции, а также непосредственно учитывать погодные условия, то в здании музея для использования в проекте художественной выставки современного искусства необходимо использовать облегченные каркасно-рамочные конструкции. Во внутреннем дворе музея можно разместить не только знаковые и тематические конструкции и арт-объекты, но и, например, видео, фото и графические проекции на брандмауэрах прилегающих домов. Для составления проектного плана в зоне внутреннего дворика музея, можно воспользоваться проектами уже пройденных выставок в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, например «Лихие 90-е. Свобода без границ», прошедшей в феврале 2020 года, либо Ночи музеев, в 2019 года. Замкнутое пространство двора, некое подобие двора-колодца, чередование фактур и цветов, наличие брандмауэров на двух стенах, дают возможность расположить конструкции, которые в визуальном отношении смогут явиться контрастным акцентом всей экспозиции художественной выставки, которая только ожидает посетителей. Если выставка планируется в теплое время года, во дворе можно также разместить зоны отдыха, которые будут чередоваться с арт-конструкциями. Завершив с планированием выставочного решения перед входной группой музея, необходимо переходить к рассмотрению выставочных залов первого этажа, в пространстве которых возможно размещение будущего выставочного проекта.Попадая в пространство первого этажа музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, посетитель вначале оказывается перед входом в выставочную экспозицию первого этажа и лестничным пролетом, который также указывает на продолжение выставки.Рассматривая это пространство с точки зрения проекта художественной выставки, необходимо подумать о возможности обыгрывания данного помещения, с учетом тематики будущей выставки. Данное пространство можно заполнить визуальным материалом, например тематическими фотографиями, плакатами, афишами, которые также станут предвестниками выставки.Попадая в пространство первого этажа, необходимо обратить внимание на имеющуюся планировку и уже существующие акценты. Перед проектировщиком и куратором располагается большое пространство зала, разделенного своеобразными зонами или нишами на тематические подгруппы. Здесь возможно также обыграть и сводчатый потолок, который также может нести информативную функцию. Художественные полотна можно разместить на стенах, ценные картины должны экспонироваться под стеклом. Целесообразно разместить полотна в один или два ряда на плоскости стены, руководствуясь уровнем загруженности зала. Визуальное пространство должно находиться на расстоянии примерно одного метра от пола, чтобы один или два ряда картин располагались примерно на уровне взгляда зрителя. В пространстве выставочных залов первого этажа можно разместить любые интерьерные и цветовые акценты. Завершив осмотр пространства первого этажа, можно переходить на второй. Здесь большую роль сыграет уровень максимальной задействованности пространства лестничного пролета. Как уже писалось ранее, в этой зоне выгодно разместить тематические фотографии, плакаты, афиши и т.д. Выставочные залы второго этажа музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков представляют собой пять помещений, условно разделенных между собой легкими, формирующими пространство, конструкциями. В данном варианте также отсутствует белый сводчатый потолок, который создает атмосферу воздушности в выставочных залах первого этажа, он заменен на деревянно-балочные конструкции. Именно организация потолка в пространстве второго этажа во многом сказывается на восприятии экспозиции. Если на первом этаже яркие и контрастные оттенки в интерьере будут уместны, и не навредят восприятию экспозиции, то применение контрастных, а тем более темных оттенков и цветов в залах второго этажа полностью исключено. Следует максимально добиваться увеличения воздушности пространства путем размещения интерьерных характеристик пастельных и приглушенных тонов, в противном случае интерьер, выступающий сам как самостоятельное произведение, войдя в коммуникацию с контрастом экспозиционных объектов, создадут конфликт и ощущение сдавленности пространства. Из таких выставочных залов посетителю захочется поскорее уйти. Лестничный переход от второго к третьему этажу также следует тематически обыграть. Третий этаж музея очень интересен с позиции организации пространства. Сводчатый потолок здесь играет большую интерьерную роль. С позиции организации большого пространственного зала, на третьем этаже можно представить большие по объему экспозиционные предметы, и расставить их так, чтобы получить больше воздушности и легкости. Третий этаж музея – завершающий. Он должен гармонично вписаться в тематику выставки, и полноценно завершить выставочный показ. В качестве примера размещения художественной выставки в современном музее, необходимо рассмотреть проекты выставок, проходивших в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков ранее. Можно обратиться к проекту выставки «Новые обстоятельства», чтобы рассмотреть способ демонстрации коллажей из ткани Надежды Эверлинг (Илл.1).Представлены графика, уникальные тканевые коллажи и живописные произведения 1990 – 2000-х годов, которые по стилю связаны с «поп-артом», привлекавшего автора-художника своими кричащими ядовитыми красками, агрессивными смыслами, и в то же время иронично-жизненными сюжетами, максимально соответствующими духу времени.Мы видим, что пространство получилось насыщенным, и наполненным символами и знаками. В проекте использованы яркие цвета, которые подчеркивают и поддерживают экспонаты.Также насыщенна и художественная экспозиция выставки «Ракурс. В ее основе насыщенные оттенки в интерьере - красного, бордового, фиолетового и желтого цветов. Полотна представлены одним рядом, освещение – рассеивающееся. Сюжетная тематика и выполненный дизайнерский проект выставки держат зрителя в напряжении на протяжении всего осмотра. Согласно проекту, данный эффект был специально продуман и включен в атмосферу выставочного пространства (Илл. 2).Художественная выставка «От формы к знаку» очень отличается от проанализированных выше выставок. Интерьер выставки решен полностью в гамме белых оттенков, в композиции залов полотна расположены таким образом, чтобы создавать атмосферу воздушности. В выставочных залах применено рассеивающееся освещение, которое помогает правильному восприятию картин. Контраст здесь создают только сами сюжеты, и больше ничего в пространстве не входит с ними в диалог (Илл. 3).Из проанализированных выставок только работы «От формы к знаку» расположены под стеклом. Это связано с тем, что работы выполнены на бумаге, и требуют определенного уровня защиты. Дизайн выставочного проекта «От формы к знаку» создает пустоту пространства, проектировщиками и куратором данная идея выбрана не случайно, создание образа легкости – цель проекта.Художественный проект «От формы к знаку», объединяющий графическое творчество двух стилистически непохожих друг на друга мастеров – Франческо Караччо и Джанмария Потенца, знакомит зрителя с современным искусством Италии. Набор таинственных силуэтов всегда обретает в его искусстве многозначительность, заставляет вчувствоваться в магию цветовых пятен, которые создают впечатление импульсивной рукотворности произведений. «Гармоничный хаос» – это абстрактная игра линий и цветовых плоскостей, символизирующих непосредственность авторского восприятия мира. Именно контраст самих работ и является в данной выставке основным композиционным акцентом.Еще одна «воздушная», но с применением большей группы контрастов, художественная выставка - «Дерево для павлинов» (Илл. 4).Выставка «Дерево для павлинов» – это авторское посвящение известного петербургского художника и сценографа Марины Азизян (1938 г.р.) Тонино Гуэрре (1920-2012) – выдающемуся итальянскому поэту, писателю, художнику, мастеру кинодраматургии, сценаристу и режиссеру. Азизян и Гуэрру связывали долгие годы дружбы и творческого сотрудничества. Созданная ею экспозиция пронизана восхищением, пиететом и теплым отношением к маэстро.В проекте «Дерево для павлинов» дизайнерами прекрасно обыграно пространство внутреннего двора, в котором размещены тематические арт-объекты, созданные на основе прочного металлического каркаса. В зону, предваряющую выставку, также включены своеобразные зоны отдыха, созданные из металла (Илл.5). В проекте «Дерево для павлинов» прекрасно обыграны и выставочные пространства. Композиция уравновешивается полотнами на стенах, хрупкими экспонатами под стеклом, расположенными в центре выставочного пространства на черных прямоугольных кубах. Занят и сводчатый потолок. Он стал основой для работ из бумаги и картона, из которых сделаны всевозможные тематические объекты и формы.Во время проведения вышеперечисленных временных выставок сотрудниками музея и кураторами проектов также осуществлялась тематическая просветительско-образовательная программа по проведению лекций, мастер-классов, творческих семинаров, видеообзоров и встреч с художниками.Анализ художественных выставок, проводимых в пространстве музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, помог понять, как можно работать с одним и тем же пространством музея, изначально не несущим на себе никаких визуальных характеристик. Проанализированные тематические выставки целиком и полностью построены на создании и формировании образа, как основного связующего акцента. Коммуникационное звено, способное создать необходимое впечатление от художественной выставки современного искусства, представлено здесь в разных вариантах. В проектах выставок «Новые обстоятельства» и «Ракурс» дизайнерами и художниками выбрано акцентирование внимания на контрастах, которые хорошо запоминаются при помощи ярких цветовых пятен, строящих не только композицию, но и сюжет. Яркие, акцентные контрасты выступают необходимым коммуникативным звеном, которое будет воссоздаваться в памяти зрителей не только в процессе просмотра экспозиции, но и после ее осмысления.В художественных выставках «От формы к знаку» и «Дерево для павлина» коммуникативное звено выделяется в самом сюжетном наполнении проекта. В проекте «От формы к знаку» нет четких коммуникативных звеньев в пространстве выставочного зала, все внимание и общение зрителя происходит только исключительно с самими работами художников. Пространство, в котором нет визуальных характеристик, только поддерживает экспозицию своим нейтральным фоном.Проект «Дерево для павлина» более наполнен контрастами и знаковой символикой. Однако пространство здесь также не играет главной роли. Выставочный проект здесь входит в коммуникацию со зрителем благодаря своим экстерьерным характеристикам, а пространство связывает посетителя и объект путем организации атмосферного соучастия.2.3 Разработка проекта авторской художественной выставки А. Г. Штерна на основе выставочного пространства музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вековВ представленных разработках проекта авторской художественной выставки А. Г. Штерна, на основе выставочного пространствамузея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, продемонстрирована концепция организации авторской выставки произведений А. Г. Штерна в пространстве трех этажей выставочных залов музея. Анализ выставочных пространств музея был произведен лично, и получил освещение в первом параграфе второй главы курсовой работы.Анализ теоретического материала по основам проектирования художественной выставки в пространстве современного музея, а также практическое знакомство с выставочными залами и экспозициями помогли составить теоретико-практическую предметную характеристику, на основе которой возможна дальнейшая разработка проекта авторской художественной выставки А. Г. Штерна.Приступая к проекту, прежде всего, необходимо познакомиться с творческим и жизненным путями А. Г. Штерна, для выделения основных творческих периодов, этапов и акцентных характеристик, которые станут опорными точками в процессе реализации проекта.Алексей Георгиевич Штерн является представителемсоветской школы живописи. В авторском методе художника сочетаются театральная жизненность образов и самобытная техника их воспроизведения. В 1967 году А. Г. Штерн окончил живописный факультет Харьковского художественного института в театральной мастерской Б.В. Косарева. Позднее А. Г. Штерн обучался на курсе О.Н. Ефремова в Московской школе-студии МХАТ. Несколько лет проработав в Москве во МХАТе, художник перебрался в Санкт-Петербург, где с 1976 по 1979 год работал в театре Комедии имени Н. П. Акимова. В 1979 году Штерна пригласили преподавать в театральную мастерскую Академии художеств им. И. Е. Репина, в 1984 на постановочный факультет РГИСИ.Кисти художника А. Г. Штерна принадлежат портреты деятелей искусств и персонажей повседневности. У художника есть цикл работ, посвящённый «вырицианцам» (жителям Вырицы). Каждый из его персонажей имеет свой ярко-выраженный характер, а декорациями их жизни становятся красочные пейзажи, в которых в свою очередь никогда не встретишь людей. В своих работах художник обращается к объёмному письму масляными красками (с элементами коллажа) на холсте, за рамки которого персонажи порой выходят не только в переносном, но и в прямом смысле. Основой для живописи служат так же деревянные доски и оргалит, покрытый гипсом, что несколько меняет статус самих работ, организует баланс на грани живописи и пластической скульптуры (Илл.6).Картины художника представлены во многих галереях искусств: в государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге, в музее современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге, в музее Анны Ахматовой, в Санкт-Петербурге, в музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП), в музее МХАТ в Москве, в национальном музее Республики Карелия, в Петрозаводске, а также в других галереях городов России и Украины.Для того чтобы приступить к разработке проекта авторской художественной выставки А. Г. Штерна необходимо, прежде всего, разделить выставочные произведения по группам, это поможет создать требуемый образ. Целесообразно разделить произведения по тематическим категориям – изделия из дерева, портреты, жанровые картины. Данные категории будут разделены также в пространстве выставочных залов. В связи с глубокой контрастностью и большой динамикой произведений Алексея Георгиевича, целесообразно применить в интерьере выставочных залов только гамму белых и пастельных тонов. На этапе этого творческого процесса необходима всесторонняя поддержка группы профессиональных дизайнеров и художников интерьера.После тематического разделения произведений, необходимо приступить к творческому этапу, и познакомить членов творческого коллектива с идеей выставки. После того, как произошло обсуждение проекта авторской художественной выставки А. Г. Штерна творческой группой, необходимо перейти к моделированию интерьера пространства и его архитектурной среды (Илл.7).В коллекции Алексея Георгиевича Штерна нет произведений, которые возможно демонстрировать зрителям в пространстве внутреннего двора, однако является целесообразным разработать видео и графические проекции в пространстве брандмауэров, расположенных во дворе музея. С этой целью необходимо приобрести либо взять в прокат соответствующее техническое оборудование. Данное техническое решение создаст определенные визуальные тематические образы уже на подходе к зданию музея и авторской художественной выставки современного искусства, художника Алексея Георгиевича Штерна.Входную группу необходимо заполнить фотографиями из личной коллекции художника, на которых демонстрируется его работа в процессе создания художественных произведений. Это также создаст необходимый творческий образ.Первый этаж выставочных залов музейного пространства целесообразно отдать под тематическую категорию – портреты, которых в творчестве Алексея Георгиевича Штерна большое множество. Это работы «Автопортрет Штерн», «Доктор Улюкин», «Портрет М.Б. Джигарханян», «Очень любящая пара», «Бомж», «Художник Устюгов», и другие работы художника.Композиционно и стилистически выгодно представить работы художника в пространстве плоскостей стен в один ряд, на уровне глаз зрителя. Перегружать пространство нельзя, так как работы Алексея Георгиевича Штерна несут в себе большой контраст, динамику, эмоциональное напряжение.Цветовые оттенки, цвета и тона, которые могут быть использованы в интерьере в пространстве выставочного зала первого этажа, необходимо приглушить, для того, чтобы полотна не вступали в конфликт с пространством залов. Поэтому целесообразно выбрать пастельную гамму тонов.Разместить художественные работы в пространстве первого этажа целесообразно, учитывая хронологический контекст. То есть в начале экспозиции будут размещены ранние работы художника, в середине и в конце залов более поздние и современные работы.Освещение первого этажа выставочных залов музейного пространства целесообразно устроить таким образом, чтобы сами полотна освещались точечно, а внутри помещения выставочного зала было спроектировано рассеивающееся освещение (Илл.8).Зоны отдыха в виде скамеек приглушенных тонов можно разместить между полотнами художника, так, чтобы они не мешали экспозиции и свободному пространству.В пространстве первого этажа также необходимо спроектировать информационный стенд, где будет представлена основная информация о творчестве художника, основные этапы его деятельности. Композиционно и стилистически данный информационный стенд не должен нарушать экспозицию.Одну из плоскостей в пространстве выставочных залов первого этажа необходимо отдать под реализацию видео проекта, в котором, при помощи соответствующего технического оборудования и проектора, будет транслироваться видеоряд о творчестве Алексея Георгиевича Штерна. Это поможет на раннем этапе знакомства зрителя с творчеством художника, создать необходимую атмосферу и нужный уровень коммуникативной связи.В пространстве перехода с первого на второй этаж выставочных залов музея, будут размещены фотографии из личного архива А.Г. Штерна, демонстрирующие художника за работой. Они выступят связующим звеном между тематическими категориями экспозиций.Жанровые полотна Алексея Георгиевича Штерна также динамичны и насыщенны по контрастным соотношениям. Вспоминая пространственные характеристики выставочных залов второго этажа музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, а именно особенности плоскости конструкции темного потолка, выполненного из дерева, который уменьшает и сужает пространство выставочного зала, невозможно использование никаких контрастных оттенков, цветов, тонов при разработке дизайна интерьера. Поэтому целесообразно остановиться на пастельной гамме оттенков, которые не будут вступать в конфликт с полотнами художника.Жанровые полотна Алексея Георгиевича Штерна динамичны и самобытны. Здесь и летний пейзаж, и экстерьер деревенской жизни, и неожиданные встречи. Например, картины «Случай на речке Оредеж в поселке Вырица летом 1999 года» и «Дверь из мастерской» настолько живы, самобытны и динамичны, что зритель оказывается «внутри» полотна сразу же, как только начинает знакомство с картиной. Поэтому жанровые картины не должны вступать в конфликт с окружающим их пространством интерьера.Жанровые картины будут размещены в хронологическом порядке, начиная с первых и завершая современными полотнами, написанными художником в период последних лет.Организация освещения выставочных залов второго этажа должна быть такой же, как и в пространстве первого этажа. Каждая картина должна быть снабжена точечным освещением, а также источниками рассеивающегося света. Зоны отдыха целесообразно разместить в пространстве между полотнами, не нарушая композиции экспозиционного зала.Между вторым и третьим этажом будут также помещены фотографии из личного архива художника Алексея Георгиевича Штерна за работой.Третий этаж выставочного пространства музея будет полностью отдан под объемные художественные работы из дерева, например «Портрет Николая Благодатова», «Хирургия», «Лукка себе пальчик топориком оттяпал», и другие. Работы из дерева будут помещены и закреплены на архитектурной малой форме белом кубе (Илл.9). Целесообразное размещение работ из дерева – на уровне глаз зрителя.В пространстве третьего этажа можно включить цветовую гамму, которая станет поддержкой для экспонатов. Ввиду того, что работы из дерева художника Алексея Георгиевича Штерна представляют из себя небольшие формы, их можно и нужно подчеркнуть цветом в интерьере. И для этого выбран приглушенный бордовый цвет, который также сочетается с гаммой оттенков деревянных композиций художника.Для нужного подчеркивания экспозиции выбрано рассеивающееся освещение, а места отдыха расположены вдоль стен выставочного пространства.Для понимания произведений Алексея Георгиевича Штерна каждое произведение, расположенное на всех трех этажах музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, будет обязательно снабжено необходимыми информационными этикетками, с характеристиками и хронологическими рамками создания работ.Также по выставочным пространствам целесообразно запланировать экскурсии, на которых посетителям будут рассказывать о жизни и творчестве Алексея Георгиевича Штерна, а также об особенностях понимания произведений художника.В контексте художественной выставки также необходимо представить вниманию посетителей литературу о художнике, которую можно будет приобрести в книжной лавке музея.Созданное коммуникационное пространство авторской художественной выставки А. Г. Штерна раскрывает жизненный и творческий путь художника, создавая акценты на самых ярких этапах и датах. Чтобы не заглушить характер и динамизм произведений А. Г. Штерна, интерьер пространства выставочных залов музея выступает исключительно в качестве фона, и поэтому не несет на себе никакой коммуникационной нагрузки. Разработка технического аспекта как фактора, во многом формирующего правильное понимание и прочтение выставочной экспозиции также была учтена при организации проекта.ВыводыВ материалах второй главы курсовой работы было освещено практическое изучение разработки проекта художественной выставки современного искусства. Было осуществлено натурное обследование пространства выставочных залов музея истории искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, знакомство с коллекциями художественных произведений музея, а также осуществлено личное посещение музейных экспозиций. Практическое исследование легло в основу освещения тонкостей, нюансов и выгодных возможностей выставочных пространств музея в материалах первого параграфа второй главы курсовой работы. В этом же параграфе освещены и посещенные выставочные экспозиции, произведен их анализ, дана краткая характеристика их особенностей. Во втором параграфе второй главы курсовой работы представлен проект разработки художественной выставки на примере творчества Алексея Георгиевича Штерна, разработан эстетический и технический аспекты проведения выставки современного искусства.ЗаключениеНа основании исследовательской теоретической и практической работы, проведенной в соответствии с целью и задачами выпускной квалификационной работы, были сформулированы следующие выводы:В процессе исследовательской работы проведен анализ и отбор литературы по теме исследования, рассмотрены главные теоретические аспекты и основы проектирования художественной выставки современного искусства. Рассмотрены основные позиции ученых, исследовавших данную тему, дано их резюме по исследуемому вопросу. Также проанализированы вопросы технического и эстетического направления, которые необходимо решить до начала разработки проекта художественной выставки и его внедрения. Рассмотрено значение проектирования художественной выставки, а также связь пространства, экспозиции, зрителя. Выделены основные особенности пространственных характеристик выставочных залов, определена необходимость сочетания их с экспозицией. В ходе изучения теоретического материала, рассматривается также необходимость коммуникации субъекта и объекта, в данном случае, пространства, экспозиции, зрителя. Рассмотренысуществующие сегодня разновидности художественных выставок, проанализированы особенности их проектирования. Проанализированы необходимые технические и функциональные характеристики зала для создания выставки. Произведен акцент на важнейших константах организации выставочного пространства: свете, цвете, форме, дизайне, а также целесообразности создания фирменного стиля. Представлена организация планирования и проектирования выставочной экспозиции, какой она должна быть для передачи основного и ведущего художественного образа будущей выставки.В ходе анализа практического опыта отечественных исследователей были определены и сформированы основные методы (общенаучные, специальные, практические) проектирования художественной выставки.Данные методы послужили основой для практического рассмотрения хода проектирования художественной выставки, и организации экспозиционного пространства.Проведен анализ проходивших на базе музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков временных выставок художественной направленности, которые помогли определить концепцию музея и характеристику выставочного пространства. Непосредственная практическая работа, а именно разработка проекта художественной выставки современного искусства была проведена в третьем параграфе второй главы выпускной квалификационной работы.В ходе практической работы было осуществлено натурное обследование выставочных залов музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, а также непосредственное знакомство с коллекциями художественных произведений музея. Для этих целей музей был посещен несколько раз. Практическое исследование пространства выставочных залов, художественных выставок и особенностей их проведения, легло в основу освещения возможностей выставочных пространств музея. Во второй главе работы представлен собственный проект разработки художественной выставки на примере творчества Алексея Георгиевича Штерна, освещены соответствующие эстетические и технические аспекты проведения выставки современного искусства.Список литературыАлексеев, В.П. Демонстрация, проблемы этногенеза в музейной экспозиции // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. трудов / НИИ культуры. -Москва, 1991. – 240 с.Алешина, Т.А. Музей как феномен культуры: Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Т.А. Алешина; науч. рук. В.Е. Давидович, ЮГТУ. - Новочеркасск, 1999. - 142 с.Арзамасцев, В.П. О семантической структуре музейной экспозиции / В.П. Арзамасцев // Музееведение. На пути к музею XXI века. Сб.науч.тр. / НИИ культуры. - Москва, 1989.- С. 35-49.Артамонов, А.А. Музеи и социокультурные проекты: технологии преодоления кризиса? // Музейное проектирование. Вып. 14. - Москва, 2009. - С. 25-57.Балакирев, А.С. К разработке научной концепции экспозиции по новейшей отечественной истории // Музейное дело: сб. науч. трудов Музея революции. Вып. 22. - Москва, 1995. - С. 44 - 48.Бахтин, М.М. Искусство и ответственность // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 1. - Москва: Языки славянских культур, 2003. – 224 с.Белл Клайв (2015) [1914]. Искусство. / К.Белл. - Детройт: Независимая издательская платформа CreateSpace [Электронный ресурс] URL:https://ru.qaz.wiki/wiki/Clive_Bell. дата обращения: 15.12.2020.Библер, В.С. М.М. Бахтин, или Поэтика культуры / В.С. Библер - Москва: Прогресс, 1991. - 176 с.Богомазова, Т.Г. Экспозиция без границ: от музейной базы данных к информационно-экспозиционному пространству музея / Т.Г. Богомазова [Электронный ресурс] URL:http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal /2005/part4/Bogomazova. 23.11.2006. дата обращения: 12.11.2020.Бракер, Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в культуре / Н. Бракер, Л. Куйбышев // Вестник библиотек Москвы: Информационно-методический журнал.- 2005.- № 2.- С. 29-37.Будко, А.А. Об отношении музеев к действительности / А.А. Будко // Мир музея.- 2007.- № 8 (240).- С. 10-11.Бычкова, Л.С. Опыт применения технических средств в экспозиции по современности / Л.С. Бычкова // Музей и современность. Проблемы экспозиционной работы музеев на современном этапе: Сб. науч. тр. № 132. -Москва, 1984.- С. 134-142.Бычкова, Л.С. Техника и современное музейное дело / Л.С. Бычкова // Музееведение. Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев: Сб. науч. тр. № 139 / НИИ культуры,- Москва, 1985,- С. 9-26.Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М.Б. Гнедовский, В.Ю.Дукельский // Музейное дело: Музей-культура-общество: Сб. науч. тр./ Музей Революции. -Москва, 1992. - С. 7-19.Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музееведение. Музеи Мира. - Москва, 1991. (Сб. науч. трудов НИИ музееведения). - С. 144 - 158.Дашкова, Е.В. Коммуникационный подход в музееведении / Е.Б. Ивушкина, Е.В. Дашкова. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005.- 28 с.Дукельский, В.Ю. Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование / Отв. ред. А.А. Щербакова; сост. А.В. Лебедев. - Москва, Российский институт культурологии, 2009. - С. 143-167.Заславец, Н.Н. Преемственность в использовании техники в пространстве музейной экспозиции // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 46-52.Заславец Н.Н. Информационное обеспечение музейной экспозиции: на примере Государственного исторического музея: дис. … канд. культурологии: 24.00.03 / Н.Н. Заславец; науч. рук. Н.Г. Самарина – Санкт-Петербург, СПбГУ, 2008. – 154 с. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд., переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург.: Питер, 2005. - 474 с.Каган, М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / Каган М.С. - Л.: «Искусство»  1972. – 440 с.Каган, М.С. Философия культуры: учеб. пособие / М.С. Каган - Санкт-Петербург: Петрополис 1996. – 415 с. Качиа, Д. Коммуникация и музей. Интервью с доктором Хансгердом Хеллекемпером / Д. Качиа//Museum.- 1984.- № 141.- С. 8-13.Кликс, Р.Р. Художественное проектирование экспозиций: Монография. - Москва: Высш. школа, 1978. - 368 с., ил.Костриц, Ф.А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.04 / Ф.А. Костриц; науч. рук. А.Д. Боровский - Москва, ГУК «Русский музей», 2009. – 190 с.Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина - Москва: ООО «Издательство Петрополис», 2001. - 224 с.Лебедев, А.В. Виртуализация музея или новая предметность? // Музейное проектирование / Отв. ред. А.А. Щербакова; сост. А.В. Лебедев. - Москва, Российский институт культурологии, 2009. - С. 79 - 98.Лебедев, А.В. О природе музейного проектирования // Музейное проектирование / Отв. ред. А.А. Щербакова; сост. А.В. Лебедев. - Москва,Российский институт культурологии, 2009. - С. 11-25.Лотман, Ю.М., Петров В.М. Семиотика и искусствометрия / Ю.М. Лотман, В.М. Петров – Москва: Мир, 1972 – 364 с.Майстровская, М.Т.Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля / М.Т. Майстровская - Москва: Прогресс-Традиция, 2018. - 680 с.Музейное проектирование. / Отв. ред. А.А.Щербакова, сост. А.В.Лебедев. - Москва, Российский институт культурологии, 2009.- 256 с.Поляков, Т.П.- Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции) - Москва, Российский институт культурологии, 1997. – 174с.Скрипкина, Л.И. Значение теоретического наследия А.М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела России // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. - Москва, 2001. - С. 37-44.Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации / А.В. Соколов – Санкт-Петербург: СПбГУП, 1996. - 319 с.Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. – Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 348 с.Фармаковский, М. В. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. - Ленинград: Гос. русск. музей, 1928 - 81 с.Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции / Ф.И. Шмит; Гос. институт истории искусств. –Ленинград:изд-во «Ленинградская правда»,1929. - 247 с.Шапиро, М. Стиль // Советское искусствознание. Вып. 24. - Москва, 1988. - C. 385-425.ПриложенияПриложение 1 Определение вида художественной экспозиции (по типам выставки) в процессе проектирования …………………………………….84Приложение 2 Пример организации выставочных пространств в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков ……………………………..87Приложение 3 Практические материалы исследования: опрос и анкета……………………………………………………………………………92Приложение 1Определение вида художественной экспозиции (по типам выставки) в процессе проектирования№Вид художественной экспозиции Предметный ряд Характеристика экспозиции Примерыхудожественных экспозиций в Санкт-Петербурге 1. Персонально-монографическаяПолотна, декоративно- прикладное искусство, скульптура, фотография авторская выставка одного художника, посвящена этапам творчества художника;Выставка «Фантомы нашей любви. Цветная графика Сергея Берменьева»Русский Музей. Выставка представила более 60 работ фотохудожника в 4 тематических залах. Среди экспонатов – фотографии рок-музыканта Виктора Цоя, поэта Иосифа Бродского – знаменитых ленинградцев, а также российских и зарубежных деятелей политики, спорта и искусства. 2.Персонально-тематическаяПолотна, декоративно- прикладное искусство, скульптуравыставка одного художника, где работы автора объединены одной темой;«Хон Сонён. Отсюда и в вечность» Музей Эрарта. трехмерные работы корейского художника Хон Сонёна, переносящие зрителя в потаенную сердцевину Вселенной,Исследование природы человека и его места в макрокосме, Техника лентикулярной печати, создающая иллюзию глубины, Сложные взаимоотношения цвета и объема, света и тьмы. Художник оставляет зрителя один на один с обнаженной пустотой мира: его работы — это портал, который переносит нас в потаенную сердцевину Вселенной. Трехмерные композиции автора отсылают одновременно и к архаическим художественным мотивам — кругам, пиктограммам, геометрическим орнаментам, и к цифровым снимкам далеких галактик, сделанным современными телескопами.3.МемориальнаяПолотна, декоративно- прикладное искусство, скульптуравыставка, организованная в память о художнике после его кончиныВыставка В.А. Пыпина: "Если рушится всё, нужно жить духовными ценностями"Выставка основана на дневниковых записях и эпистолярном наследии Веры Александровны Пыпиной, старшей дочери известного литературоведа, этнографа, академика Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук А.Н. Пыпина, двоюродной племянницы Н.Г. Чернышевского. Еще при жизни отца она стала его ближайшей помощницей, а впоследствии хранительницей его богатейшего архива, который включал в себя рукописи, личные вещи Пыпиных и Чернышевских. Музей разночинный Петербург.4.ГрупповаяПолотна, декоративно- прикладное искусство, скульптура группы художниковвыставка, объединяющая работы нескольких художников, членов творческих объединений и т.д.«Невский Экспресс», групповая выставка питерских художников в галерее « АРТ4». представлены работы группы питерских художников, которые организовали пространство как коммунальную квартиру. Выставочные комнаты превратились в зал, спальню, детскую и кухню с северостоличными тараканами, ползающими по полу. На стенах висели примеры апсайклинга вроде старых тулупов в роли холста, а в качестве комнатной декорации можно было встретить старого плюшевого медведя с пришитой вместо головы устрашающей маской или старинный стул с людскими ногами вместо двух недостающих ножек. Вершиной этого сумасбродства, ставшего ДНК «АРТ4», был перформанс авторов, переодетых в питерских бабушек. В холле галереи они изображали престарелых сплетниц на подъездной лавочке.5.ПарнаяПолотна, декоративно- прикладное искусство, скульптура двух художниковхудожественная выставка двух авторов«Дейнека/Самохвалов» в центральном выставочном зале Манеж. Дейнека и Самохвалов оба вышли из провинции и добились успеха в столицах, изображая людей нового социалистического общества и вкладывая в идеологические лекала собственную эстетику и глубоко личностные подходы к тематике, заданной государством."противостояние" Дейнеки и Самохвалова представлено ими в виде футбольного матча Чемпионата СССР. Даже афиша выставки выполнена в стилистике футбольного плаката 40-50-х годов с соответствующим дизайном и типографикой.6.ПериодическаяПолотна, декоративно- прикладное искусство, скульптура выставка, повторяющаяся в определенные периоды времени;«Перекличка эпох» из цикла «Художественные династии»Выставка «Перекличка эпох» из цикла «Художественные династии» масштабно представляет творчество четырех поколений известных мастеров из династии Савиновых, чье творчество неразрывно связано с Петербургом. Выставка проходит в Музее искусства Санкт - Петербурга 20-21 веков7.Международная (региональная, национальная)Полотна, декоративно- прикладное искусство, скульптуравыставка, объединяющая художников из разных стран, регионов, городов;II Биеннале чёрно-белой фотографии MFamiliaНОВЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ МУЗЕЯ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ. I Всероссийская чёрно-белая фотовыставка, организованная творческим объединением MFamilia, собрала фотографов из самых разных городов нашей страны: Владивостока, Омска, Севастополя, Тобольска, Иркутска, Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга и многих других.Как и первая биеннале, выставка объединяет работы фотографов на тему отношений и эмоций внутри самого главного, что есть в жизни человека – семьи. Выставка про чувства и способность их выразить, про особое восприятие жизни через сюжет кадра. Здесь нет цвета – главного помощника, делающего те или иные акценты. Приложение 2 Пример организации выставочных пространств в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков Иллюстрация 1. Выставка «Новые обстоятельства» в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Пример организации выставочного пространстваИллюстрация 2. Выставка «Ракурс» в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Пример организации выставочного пространстваИллюстрация 3. Выставка «От формы к знаку» в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Пример организации выставочного пространстваИллюстрация 4. Выставка «Дерево для павлинов» в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Пример организации выставочного пространстваИллюстрация 5. Выставка «Дерево для павлинов» в музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Пример организации выставочного пространстваИллюстрация 6. Работы А.Г. Штерна. Пример организации выставочного пространстваИллюстрация 7. Пример организации выставочного пространстваИллюстрация 8. Пример организации выставочного пространстваИллюстрация 9. Пример организации выставочного пространстваПриложение 3 Практические материалы исследования: опрос и анкетаВ ходе анализа посещаемости музейной экспозиции были выявлены группы аудитории посетителей, которыебыли позже разделены на следующие категории:Любители искусства, не изучающие специализированные искусствоведческие, музейные, художественные вопросы;Специалисты в области искусства – художники, искусствоведы,научные сотрудники, музейные работники; Студенты специализированных художественных вузов Санкт-Петербурга;Специалисты, исследующие творчество А.Г. Штерна.Результаты диагностики посещаемости авторской художественной выставки А.Г. Штерна отражены в диаграмме. Опрос № 1Данным группам предложены вопросы, которые помогут раскрыть цели каждого посетителя. Опрос составлен для того, чтобы определить целеполагание посещения выставки у зрителей и портрет аудитории. С какой целью Вы сегодня пришли в музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков для посещения художественной выставки А.Г. Штерна?Как часто Вы посещаете музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков? Часто ли Вы бываете в музеях искусств? Каковы Ваши специальные, профессиональные интересы?Откуда Вы узнали о художественной выставкеА.Г. Штерна?Опрос № 2Вопросы, касающиеся понимания образа музея, должны чередовать в себе простые и сложные воспринимаемые посетителем структуры. Начать лучше всего с простых вопросов.Чем понравилась Вам экспозиция художественной выставки А.Г. Штерна? Какие объекты, элементы и формы понравились Вам больше всего? Вспоминая посещение музея, на чем бы Вы заострили внимание? О чем бы Вы рассказали близким и друзьям после посещения выставки?Как бы Вы описали характер, тематику и направленность музейной экспозиции? Определите, как на Ваш взгляд соотносятся пространство музея, тип экспозиции и профиль музея?Как бы Вы охарактеризовали концепцию данной музейной экспозиции и сочетание визуального ряда произведений с пространством выставочного зала? В процессе знакомства с экспозицией и прочтения ее направленности, смогли ли Вы для себя раскрыть основную тему, определить актуальность, выявить новизну материала? Была ли представленная экспозиция размещена в выставочном пространстве последовательно и логично? Как Вы оценили способ демонстрации музейных предметов, информативность, доступность для понимания, удобство размещения экспонатов и текста для осмотра? Как Вы можете оценить уровень освещения, ориентацию в пространстве музейной экспозиции, наличие навигации? АнкетаПосетители Музея Искусства Санкт-Петербурга ХХ - ХХI веков (филиал Центрального выставочного зала «Манеж») Для вас появилась возможность принять участие в исследовании и заполнить анкету «Современное искусство и его восприятие». Цель данного исследования – изучить, какие аспекты при эстетическом и техническом проектировании являются решающими в визуальном и эстетическом восприятии для посетителя. (Например: использование современного оснащения на экспозиции: звуковое сопровождение, тематическая подсветка, видеоряд) 1. Посещали ли вы художественную выставку с начала этого года? 1) Посещал(а) один раз 2) Не посещал(а) 3) Посещал(а) более одного раза 2. Посещали ли вы ранее Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ - ХХIвеков, Центральный выставочный зал, «Манеж»? 1) Посещал(а) 2) Не посещал(а) 3) Посещаю регулярно 3. Что больше в вас вызывает эмоций: художественная выставка с использованием современного оснащения при экспонировании / выставка без использования современных технологий? 1) Экспозиция с использованием современного оснащения вызывают больший интерес 2) Экспозиция без использования современного оснащения вызывает больший интерес 3) Когда взаимодействуют два метода, не перегружая друг друга 4) Не задумываюсь об этом при посещении выставки 4. Что для вас является более важным для обязательного посещения экспозиции? 1) Визуальный акцент при экспонировании выставки (свет и цвет экспозиции) 2) Аудиальный акцент (использование аудиогида, экскурсовод, звуковое сопровождение) 3) Симбиоз двух методов 4) Это не влияет на выбор экспозиции для посещения 5. Соотносится ли тематика экспозиции музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков с Вашими интересами? Если да, то каким образом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. При посещении музея для Вас важно (отметьте по степени значимости): Крайне важноВажноЗатрудняюсь ответитьСкорее неважно Совсем неважно Наличие экскурсионного обслуживания 5 4 3 2 1 Наличие аудиогида по экспозиции 5 4 3 2 1 Наличие временных выставок 5 4 3 2 1 Дизайнерские решения в экспозиции 5 4 3 2 1 Наличие мультимедийных технологий 5 4 3 2 1 Наличие сувенирного магазина при музее 5 4 3 2 1 Кафе при музее 5 4 3 2 1 Наличие дополнительного досуга в музее (лекции, семинары, показы видеофильмов) 5 4 3 2 1 7. Если бы Вам предложили поучаствовать в реорганизации деятельности музея искусства Санкт-Петербурга XX –XXIвеков, чтобы вы изменили или дополнили?  Внес(ла) бы нововведение в структуру экспонирования музея  Не стал(а) бы изменять экспозицию  Затрудняюсь ответить  Свой вариант ответа: __________________________________________________ 8. Если вам предложат посетить мероприятие при музее: лекция, семинар, концерт, литературный вечер, ваш вариант ответа:  Согласитесь посетить мероприятие при музее, даже если тематика не будет соответствовать вашим увлечениям  Согласитесь, если тематика будет соответствовать вашим увлечениям  Согласитесь, если на это будет время  Откажитесь от посещения мероприятия при музее при любых обстоятельствах

Список литературы


1. Алексеев, В.П. Демонстрация, проблемы этногенеза в музейной экспозиции // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. трудов / НИИ культуры. -Москва, 1991. – 240 с.
2. Алешина, Т.А. Музей как феномен культуры: Дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Т.А. Алешина; науч. рук. В.Е. Давидович, ЮГТУ. - Новочеркасск, 1999. - 142 с.
3. Арзамасцев, В.П. О семантической структуре музейной экспозиции / В.П. Арзамасцев // Музееведение. На пути к музею XXI века. Сб.науч.тр. / НИИ культуры. - Москва, 1989. - С. 35-49.
4. Артамонов, А.А. Музеи и социокультурные проекты: технологии преодоления кризиса? // Музейное проектирование. Вып. 14. - Москва, 2009. - С. 25-57.
5. Балакирев, А.С. К разработке научной концепции экспозиции по новейшей отечественной истории // Музейное дело: сб. науч. трудов Музея революции. Вып. 22. - Москва, 1995. - С. 44 - 48.
6. Бахтин, М.М. Искусство и ответственность // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 1. - Москва: Языки славянских культур, 2003. – 224 с.
7. Белл Клайв (2015) [1914]. Искусство. / К.Белл. - Детройт: Независимая издательская платформа CreateSpace [Электронный ресурс] URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/Clive_Bell. дата обращения: 15.12.2020.
8. Библер, В.С. М.М. Бахтин, или Поэтика культуры / В.С. Библер - Москва: Прогресс, 1991. - 176 с.
9. Богомазова, Т.Г. Экспозиция без границ: от музейной базы данных к информационно-экспозиционному пространству музея / Т.Г. Богомазова [Электронный ресурс] URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal /2005/part4/Bogomazova. 23.11.2006. дата обращения: 12.11.2020.
10. Бракер, Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в культуре / Н. Бракер, Л. Куйбышев // Вестник библиотек Москвы: Информационно-методический журнал.- 2005.- № 2.- С. 29-37.
11. Будко, А.А. Об отношении музеев к действительности / А.А. Будко // Мир музея. - 2007.- № 8 (240).- С. 10-11.
12. Бычкова, Л.С. Опыт применения технических средств в экспозиции по современности / Л.С. Бычкова // Музей и современность. Проблемы экспозиционной работы музеев на современном этапе: Сб. науч. тр. № 132. -Москва, 1984.- С. 134-142.
13. Бычкова, Л.С. Техника и современное музейное дело / Л.С. Бычкова // Музееведение. Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев: Сб. науч. тр. № 139 / НИИ культуры, - Москва, 1985,- С. 9-26.
14. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования / М.Б. Гнедовский, В.Ю.Дукельский // Музейное дело: Музей-культура-общество: Сб. науч. тр./ Музей Революции. -Москва, 1992. - С. 7-19.
15. Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музееведение. Музеи Мира. - Москва, 1991. (Сб. науч. трудов НИИ музееведения). - С. 144 - 158.
16. Дашкова, Е.В. Коммуникационный подход в музееведении / Е.Б. Ивушкина, Е.В. Дашкова. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005.- 28 с.
17. Дукельский, В.Ю. Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование / Отв. ред. А.А. Щербакова; сост. А.В. Лебедев. - Москва, Российский институт культурологии, 2009. - С. 143-167.
18. Заславец, Н.Н. Преемственность в использовании техники в пространстве музейной экспозиции // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 46-52.
19. Заславец Н.Н. Информационное обеспечение музейной экспозиции: на примере Государственного исторического музея: дис. … канд. культурологии: 24.00.03 / Н.Н. Заславец; науч. рук. Н.Г. Самарина – Санкт-Петербург, СПбГУ, 2008. – 154 с.
20. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий. 2-е изд., переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург.: Питер, 2005. - 474 с.
21. Каган, М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / Каган М.С. - Л.: «Искусство» 1972. – 440 с.
22. Каган, М.С. Философия культуры: учеб. пособие / М.С. Каган - Санкт-Петербург: Петрополис 1996. – 415 с.
23. Качиа, Д. Коммуникация и музей. Интервью с доктором Хансгердом Хеллекемпером / Д. Качиа//Museum.- 1984.- № 141.- С. 8-13.
24. Кликс, Р.Р. Художественное проектирование экспозиций: Монография. - Москва: Высш. школа, 1978. - 368 с., ил.
25. Костриц, Ф.А. Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.04 / Ф.А. Костриц; науч. рук. А.Д. Боровский - Москва, ГУК «Русский музей», 2009. – 190 с.
26. Калугина, Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина - Москва: ООО «Издательство Петрополис», 2001. - 224 с.
27. Лебедев, А.В. Виртуализация музея или новая предметность? // Музейное проектирование / Отв. ред. А.А. Щербакова; сост. А.В. Лебедев. - Москва, Российский институт культурологии, 2009. - С. 79 - 98.
28. Лебедев, А.В. О природе музейного проектирования // Музейное проектирование / Отв. ред. А.А. Щербакова; сост. А.В. Лебедев. - Москва, Российский институт культурологии, 2009. - С. 11-25.
29. Лотман, Ю.М., Петров В.М. Семиотика и искусствометрия / Ю.М. Лотман, В.М. Петров – Москва: Мир, 1972 – 364 с.
30. Майстровская, М.Т. Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля / М.Т. Майстровская - Москва: Прогресс-Традиция, 2018. - 680 с.
31. Музейное проектирование. / Отв. ред. А.А.Щербакова, сост. А.В.Лебедев. - Москва, Российский институт культурологии, 2009.- 256 с.
32. Поляков, Т.П.- Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции) - Москва, Российский институт культурологии, 1997. – 174 с.
33. Скрипкина, Л.И. Значение теоретического наследия А.М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела России // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. - Москва, 2001. - С. 37-44.
34. Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации / А.В. Соколов – Санкт-Петербург: СПбГУП, 1996. - 319 с.
35. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. – Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 348 с.
36. Фармаковский, М. В. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. - Ленинград: Гос. русск. музей, 1928 - 81 с.
37. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции / Ф.И. Шмит; Гос. институт истории искусств. – Ленинград: изд-во «Ленинградская правда», 1929. - 247 с.
38. Шапиро, М. Стиль // Советское искусствознание. Вып. 24. - Москва, 1988. - C. 385-425.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты учитываются при проектировании художественной выставки?

При проектировании художественной выставки учитываются как эстетические, так и технологические аспекты. Важно создать комфортное и привлекательное пространство для зрителей, а также обеспечить необходимые условия для экспонатов, включая соответствующую освещенность, температуру и влажность.

Какова роль коммуникационных связей на художественной выставке?

Коммуникационные связи играют важную роль на художественной выставке. Они позволяют передать зрителям информацию о каждом экспонате: его авторе, временном и культурном контексте, интерпретации и т.д. Это помогает создать полную картину истории искусства и помогает зрителям лучше понять и оценить произведения.

Какие бывают разновидности художественных выставок и как это влияет на их проектирование?

Существует большое разнообразие разновидностей художественных выставок, таких как тематические выставки, персональные выставки, групповые выставки и т.д. Каждая из них требует особого подхода при проектировании. Например, на персональной выставке основное внимание уделено работам одного художника, а на тематической - определенной теме или стилю. Это требует разных стратегий размещения экспонатов и организации пространства.

Какую роль играет дизайн и архитектурная среда на художественной выставке?

Дизайн и архитектурная среда являются основой формирования визуального и эмоционального впечатления от художественной выставки. Они влияют на общую атмосферу и стиль выставки, а также на восприятие и интерпретацию экспонатов зрителями. Правильно спроектированная среда может подчеркнуть красоту и силу произведений искусства.

Что такое художественная выставка?

Художественная выставка - это выставка произведений искусства, которая предназначена для публичного просмотра. На таких выставках можно увидеть различные виды искусства, такие, как живопись, скульптура, фотография, инсталляции и другие.

Что включает в себя процесс проектирования художественной выставки?

Процесс проектирования художественной выставки включает в себя несколько аспектов. Во-первых, это организация экспозиционного пространства, выбор и расположение произведений искусства. Во-вторых, это создание коммуникационных связей между произведениями и зрителями. И, наконец, это создание дизайна и архитектурной среды выставки, которая будет дополнять и подчеркивать произведения искусства.

Какие бывают разновидности художественных выставок?

Существует множество разновидностей художественных выставок. Некоторые из них включают персональные выставки, где представлены произведения одного художника, коллективные выставки, где представлены произведения нескольких художников, тематические выставки, где произведения организованы по определенной теме, и ретроспективные выставки, где представлены произведения из разных периодов творчества одного художника.

Зачем важна архитектурная среда художественной выставки?

Архитектурная среда художественной выставки имеет большое значение, так как она может оказывать влияние на восприятие произведений искусства. Она должна подбираться таким образом, чтобы создать особую атмосферу, которая помогает зрителям лучше понять и ощутить произведения искусства. Кроме того, архитектурная среда может помочь организовать обход выставки, чтобы зрители получили наиболее полное представление о произведениях.