Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 32 32 страницы
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 30.01.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение игровой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития 4
1.1. Психолого - педагогическая характеристика старших дошкольников с задержкой психического развития 4
1.2 Понятия «игра», «игровая деятельность» в психолого-педагогической литературе 7
1.3 Особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 12
Глава 2. Эмпирическое исследование по особенностям игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития 19
2.1 Состояние игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития 19
2.2 Содержание коррекционной работы по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
2.3 Анализ результатов эксперимента 28
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Вероятно, положительно сказывается не только на способности детей разворачивать сюжет, но и развивает память, интерес, что имеет существенные недостатки при задержке умственной подготовки.Игра «Что на что похоже?»Цель игры: обучить детей с задержкой умственного развития умению использовать в игре предметы-заменители посредством развития воображения.Игровой материал: мяч, кубики разных размеров и форм, счетные палочки, карандаши и др.Ход игры: взрослый предлагает детям посмотреть на различные предметы и обсудить, что они собой представляют. Ребенку, называющему свой вариант, предлагается «притвориться», чтобы показать новые действия с предметом: например, положить на куклу карандаш вместо градусника или накормить медведя воображаемым «яблоком» - мячом и т. Д.Игра в мост.Цель игры: развитие у детей с задержкой умственного развития умения общаться с другими участниками игры вместе с развитием воображения, эмоциональных взаимоотношений игры.Игра разворачивается: взрослый кладет на пол узкую доску длиной 1 метр и объясняет детям: «Я курица для мам, а вы - мои цыплята. Вместе нам нужно перейти мост через ручей и не упасть в воду. "Дети строятся друг за другом. Взрослый говорит: «Давай, я тебе помогу», берет одного ребенка за руку и проходит с ним по «мостику».Потом это же делает следующий ребенок, выступая теперь в роли «мамы - курицы». Игра продолжается, пока через мостик не перейдут все участники игры.В конце игры детям предлагается рассказать, что и как они делали, а самое главное, зачем.Веселые «Салочки».Цель получения удовольствия: создание у детей с замедленным психическим формированием возможностей для координации действий, совершенствование партнерских отношений в игре, в уме преобладает удовольствие, формирование мелкой моторики.Ход удовольствия: поскольку заминка в умственной тренировке почти всегда будет сопровождаться несовершенством двигательной сферы и координации движений, дети не только в любом случае готовы догнать друга, но и теряют способность линия движения, падение на мебель. Поэтому во время забавы использовалась методика пошагового обучения (Э. Смирнова и Л. Галигузова): «Сейчас мы сыграем в тег. Кто будет вести? Ты, Настя? Отлично ... Настя, сядьте в кресло ... Все удаляются в другую часть игровой. Считаем на 5. После слова «5» более повзрослевший говорит: «Беги быстрее и быстрее, а ты, Настя, догоняй!» Пойманный ребенок становится водителем. "Данные коррекционно-игровые упражнения мы использовали с дошкольниками с задержкой психического развития неоднократно, незначительно варьируя игровую ситуацию или набор игрушек.Обучение ролевым играм следует начинать с дошкольников с умственной отсталостью, усваивающих им наиболее близкие и понятные по содержанию роли. В первую очередь, это роли взрослых из внутреннего и социального круга повседневной жизни (члены семьи, дошкольники, водители, продавцы и т. Д.). При этом важно, чтобы в процессе обучения ребенок не только понимал, какие игровые действия он должен выполнять в соответствии с ролью, но и правильно отражал отношения, существующие в жизни. Например, игра «Маме»: Эта кукла будет вашей дочкой. И ты будешь ее матерью. Как вас зовут? Мама Катя. Как зовут вашу дочь? Таня. Посмотри, какая у тебя хорошая дочь. У нее голубые глаза, красивые светлые волосы. Похлопайте ее по голове. Таня очень хорошая дочь. Она любит тебя и всегда послушна. А теперь приготовим Тане суп, потому что скоро ужин. "Следующий важный этап коррекционно-развивающей работы - это ознакомление детей с задержкой психического развития с ролями, имеющими обобщающее значение: водитель, продавец, повар, доктор, воспитатель, дворник и др.Такая игра требует разносторонней подготовительной работы, которая включает:показы (видео или на прогулках), во время которых тот или иной профессионал предстает перед детьми как исполнитель определенных действий;во время беседы внимание детей обращается на отношения профессионала с другими людьми (врача - с больными, водителя - с пассажирами, продавца - с покупателями и т.д.);постоянное подчеркивание эмоционально-нравственному аспекту взаимоотношений: доброжелательности, помощи другим.Самый важный момент в обучении детей с ограниченными интеллектуальными возможностями - это научить их выполнять ролевую игру, которая поможет им развить настоящую ролевую игру. Из-за нестабильности внимания и неразвитости волевых процессов дошкольники с ограниченными интеллектуальными возможностями охотно соглашаются играть и действовать согласно роли, но быстро отвлекаются и забывают о поступке.Поэтому педагог должен постоянно участвовать в игре, напоминать ему сюжет и ролевые игры, спрашивать детей, как будет развиваться игра.Например: Ты - водитель автобуса. Тебя на остановке ждут люди. Там стоят дети со своими родителями, которым надо ехать в детский сад, а автобуса все не приходит. Они огорчаются, переживают. Скорее поезжай на остановку и помоги всем добраться до детского сада! Они скажут тебе спасибо».Таким образом, для коррекции недостатков в развитии сюжетноролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития, выявленных в ходе констатирующего эксперимента, самыми ярко выраженными среди которых являются - несовершенство игровых действий, бедность сюжетов, отсутствие интереса к игрушкам и предметам, низкая речевая активность, был использован комплекс специальных коррекционноигровых сюжетно-ролевых упражнений.В следующем параграфе представлен анализ результатов контрольного эксперимента, проведенного в группе детей по итогам коррекционной работы.2.3 Анализ результатов экспериментаДля определения результатов работы по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с ЗПР провели контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился с использованием той же методики, что и констатирующий.Результаты контрольного эксперимента по уровням сформированности игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПР представлены на рисунке 2.Рисунок 2. Результаты контрольного эксперимента по уровням сформированности игровой деятельности у старших дошкольников с ЗПРКак видим по результатам контрольного эксперимента, наблюдается положительная динамика сформированности у детей игровой деятельности.На рисунке 3 представлена динамика уровня сформированности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.Анализируя, полученные данные после проведения коррекционной работы, мы можем сказать, что проведенная коррекционная работа по развитию сюжетно-ролевой игры является эффективной.Рисунок 3 - Динамика уровня сформированности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПРТаким образом, по рисунку мы видим, что уровень сформированности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по итогам коррекционной работы вырос. Однако, несмотря на положительную динамику уровня сформированности игровых навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, необходимо продолжать проводить коррекционную работу по дальнейшему развитию сюжетно-ролевой игры.ЗаключениеТаким образом, проверка исследований российских и зарубежных педагогов и психологов позволяет сделать вывод о том, что игровая деятельность считается основным видом подготовленности ребенка в силу его школьного возраста. Дошкольная игра постоянно интересна детям. Это позволяет дошкольнику реализовать практически весь собственный энтузиазм. Довольно часто в детской игре придумываются свойства, которые ранее не были видны ни ему, ни окружающим его людям. Кроме того, во время игры малыш раскрывает новейшие навыки. Игра считается лучшим методом тренировки навыков.Даже в младенчестве малыш обещает эффективно играть. Радость дошкольников - это эффективность.Сюжетное ролевое игра - это, вероятно, занятие, в котором дети берут на себя либо рабочие, либо социальные функции шин и, основываясь на установленных ими игровых, выдуманных критериях, воссоздают или предсказывают срок службы шин и отношения между ними. Ролевая игра весело формирует ролевые игры и реальные дела у детей. Ролевые отношения определяют выбор и расположение ролей, как если бы они отражались в различных замечаниях, замечаниях и утверждениях, которые регулируют ход игры. Веселая ролевая игра имеет основные характеристики веселья: психологическую напряженность и энтузиазм детей, самодостаточность, энергию, креативность. В этой игре ребенок выполняет замену двух типов.Первое - это перенос ребенком действия с одного предмета на другой при переименование предмета. Этот перенос позволяет моделировать действия взрослых. Второе - ребенок принимает роль взрослого, воспроизводя смысл человеческой деятельности с помощью обобщения и сокращения действий, которые приобретают характер изображающих действия жестов. И это является моделированием социальных отношений.В рамках исследования состояние сюжетно-ролевой детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами был проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста. В исследовании участвовало 12 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР): 3 девочки и 9 мальчиков.Констатирующий опыт предполагал целенаправленное наблюдение за игровой продуктивностью дошкольников с внедрением модифицированной версии методики Р.Р.Калининой. Тест на игривость детей проводился в соответствии со следующими характеристиками: оглавление для развлечения; индивидуальность ролевого поведения; введение игровых атрибутов и предметов-заменителей; введение ролевой речи; полнота и пунктуальность отражения (прогнозирования) особенностей межличностных отношений; введение образно-моторных символов для передачи игрового образа.Исследование показало, что игровая активность дошкольников с умственной отсталостью находится на низком уровне.Кроме того, решая задачи нашего исследования, мы выполнили коррекционную услугу в соответствии с развитием сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой умственного развития. Для устранения недостатков в развитии сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с задержкой умственной подготовки, наиболее ярко воплощенными среди которых считаются несовершенство игровых действий, малочисленность сюжетов, отсутствие энтузиазма. для игрушек и вещей, низкая энергия речи, набор специальных корректирующих игровых сюжетно-ролевых процедур.После проведения формирующего эксперимента, была проведена повторная диагностика. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что проведенная нами коррекционная работа дала положительный результат. Уровень сформированности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по итогам коррекционной работы вырос.Список литературыАлифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствамитеатрализованных игр [Текст]: / Е.М. Алифанова.- Волгоград, 2010.-168 с.Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст]: автореф. дис. канд. педаг. наук.:13.00.03/ О.В. Алмазова. - М.:2000.- 227с.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст]: / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 2009. -232 с.Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Н.П. Аникеева.- М.: ФГУП «Издательство СО РАН» 2012.-201с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 386-389 с.Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст]/ С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития [Текст]/Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика,2014.- 256 с.Выготский, Л.С. Мышление и речь; проблемы психологического развития ребенка: избр. психол. Исследования [Текст]/Л.С. Выготский.- М.: Изд-во «Смысл» Эксмо, 2005.- 1136 с.Галлямова, Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей 5-7 лет с ЗПР [Текст] /Автореф. Дисс. канд. психол наук 19.00.04 Ю.С. Галлямова.- Санкт-Петербург, 2000. - 185 с.Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст]: /О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина.- М.: Инфа, 2011. - 272 с.Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей [Текст]: / О.В. Гордеева, Вопросы психологии. 2001,-№2.-С. 22-29.Делор, Ж. Образование: Необходимая утопия (доклад ЮНЕСКО) [Текст]: // Ж. Делор, Педагогика. 2000. № 5. - С. 3-24.Дементьева, И.Ф. Работа школы с детьми группы риска [Текст]:/ И.Ф. Дементьева, Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 21-28Демьянов,Ю.Г. Диагностика психических нарушений [Текст]:Практикум/ Ю.Г Демьянов.-Спб.: «МиМ», Тоо «Респекс» 2000.Дианова, О.Н. Совершенствование коммуникативного поведения подростков с задержкой психического развития [Текст]:/ автореферат дис. К.п.н Костромской гос. ун-т.: 13.00.02 / О.Н. Дианова. - Кострома, 2001. - 18 с.Дмитриев, А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения [Текст]: дис. д-ра пед. наук / А.Е. Дмитриев 13.00.07 М.,2000.- 381с.Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2004.-№ 6- С. 11-17Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А.О. Дробинская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с.Дьяченко, В.К. Новая дидактика [Текст]: / В.К. Дьяченко. М. : Нар. образование, 2011.-496 с.Екжанова,Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детямдошкольного возраста [Текст]: / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.-М.: СПб.: КАРО, 2008.- 336 с.Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст]: / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. Киров, 2014. -142 с.Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. [Текст]: / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова, - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. - 140 с.Июдина, Л.В. Особенности развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III- IVуровней [Текст]:/ Л.В. Июдина Вестник Череповецкогогосударственного университета. 2011. Т. 1. № 2-29. С. 115-119.Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст]: М.С. Каган. - М.: Политиздат, 2014. - 319 с.Кравцов, Г.Г. Психологические проблемы начального образования [Текст]: /Г.Г. Кравцов.-М.: Изд-во Красноярского университета, 2014. - 140 сКравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст]:/ Е.Н. Кравцова. - Дошкольное образование. 2005. № 3. С. 2-6.22Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]:/ А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2007. - 365 с.Гаврилушкина. - Москва М.: АНО ПЭБ, 2008. - С. 231-257.Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]:/ под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 2000.- 384 с.Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст]:/ М.И. Лисина, Р.А.Смирнова, под редакцией Я.Л.Коломинского. Минск: Сила, 2005.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]:/М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2000. -144 с.Мальцева,Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкойпсихического развития / Е.В. Мальцева - М: Дефектология 2000.- №6. - С. 90.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]:/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Кн. для учителя М.:. Просвещение, 2000. 192сМудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]:/ учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст]: / В.Б. Никишина. - М. Сфера, 2003. - 21 с.Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. Ярославль, изд-во Академия развития. 2014.- 269 с.Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Педагогика, 2007. - 304 с.Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. - № 3. - С. 12-16Поповичев, А.В. Формирование навыков общения дошкольников с ЗПР в процессе театрализованных игр [Текст]: дис. канд. псих, наук (13.00.05): 20.01.04 / А.В. Поповичев.- Тамбов, 2004. - 180 с.Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: Дис. канд. Пед. наук (13.00.07): / С.В. Проняева, - М.: 2001. - 296 с.Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]: /Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе»/А.Г. Рузская. - Москва, 2004. - С. 6-31Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст]: В.В. Сериков, М.: Логос, 2012.-с 448Терещук, Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Р.К. Терещук .- М.. 2000. - 21 с.Тоцкая, Е.Н. Формирование взаимоотношений детей старшегодошкольного возраста в подвижной игре: актуальные проблемы и пути совершенствования [Текст]:/ Е.Н. Тоцкая.- Волгоград: ВГАФК, 2007. - С. 82-83Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст]: / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: / С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2011.- 224 с.

Список литературы
1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст]: / Е.М. Алифанова.- Волгоград, 2010.-168 с.
2. Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст]: автореф. дис. канд. педаг. наук.:13.00.03/ О.В. Алмазова. - М.:2000.- 227с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст]: / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 2009. -232 с.
4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Н.П. Аникеева.- М.: ФГУП «Издательство СО РАН» 2012.-201с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 386-389 с.
6. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст]/ С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
7. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития [Текст]/Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика,2014.- 256 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь; проблемы психологического развития ребенка: избр. психол. Исследования [Текст]/Л.С. Выготский.- М.: Изд-во «Смысл» Эксмо, 2005.- 1136 с.
9. Галлямова, Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей 5-7 лет с ЗПР [Текст] /Автореф. Дисс. канд. психол наук 19.00.04 Ю.С. Галлямова.- Санкт-Петербург, 2000. - 185 с.
10. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст]: /О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина.- М.: Инфа, 2011. - 272 с.
11. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей [Текст]: / О.В. Гордеева, Вопросы психологии. 2001,-№2.-С. 22-29.
12. Делор, Ж. Образование: Необходимая утопия (доклад ЮНЕСКО) [Текст]: // Ж. Делор, Педагогика. 2000. № 5. - С. 3-24.
13. Дементьева, И.Ф. Работа школы с детьми группы риска [Текст]:/ И.Ф. Дементьева, Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 21-28
14. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений [Текст]:
Практикум/ Ю.Г Демьянов.- Спб.: «МиМ», Тоо «Респекс» 2000.
15. Дианова, О.Н. Совершенствование коммуникативного поведения подростков с задержкой психического развития [Текст]:/ автореферат дис. К.п.н Костромской гос. ун-т.: 13.00.02 / О.Н. Дианова. - Кострома, 2001. - 18 с.
16. Дмитриев, А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения [Текст]: дис. д-ра пед. наук / А.Е. Дмитриев 13.00.07 М.,2000.- 381с.
17. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития 2004.-№ 6- С. 11-17
18. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А.О. Дробинская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с.
19. Дьяченко, В.К. Новая дидактика [Текст]: / В.К. Дьяченко. М. : Нар. образование, 2011.-496 с.
20. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям
дошкольного возраста [Текст]: / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.-М.: СПб.: КАРО, 2008.- 336 с.
21. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст]: / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. Киров, 2014. -142 с.
22. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. [Текст]: / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова, - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. - 140 с.
23. Июдина, Л.В. Особенности развития коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III - IV уровней [Текст]: / Л.В. Июдина Вестник Череповецкого
государственного университета. 2011. Т. 1. № 2-29. С. 115-119.
24. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст]: М.С. Каган. - М.: Политиздат, 2014. - 319 с.
25. Кравцов, Г.Г. Психологические проблемы начального образования [Текст]: /Г.Г. Кравцов.-М.: Изд-во Красноярского университета, 2014. - 140 с
26. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст]:/ Е.Н. Кравцова. - Дошкольное образование. 2005. № 3. С. 2-6.22
27. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]:/ А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 2007. - 365 с.
Гаврилушкина. - Москва М.: АНО ПЭБ, 2008. - С. 231-257.
28. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]:/ под ред. А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 2000.- 384 с.
29. Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками [Текст]:/ М.И. Лисина, Р.А. Смирнова, под редакцией Я.Л.
Коломинского. Минск: Сила, 2005.
30. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]:/М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2000. -144 с.
31. Мальцева, Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева - М: Дефектология 2000.- №6. - С. 90.
32. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]:/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Кн. для учителя М.:. Просвещение, 2000. 192с
33. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]:/ учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
34. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст]: / В.Б. Никишина. - М. Сфера, 2003. - 21 с.
35. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. Ярославль, изд-во Академия развития. 2014.- 269 с.
36. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Педагогика, 2007. - 304 с.
37. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. - № 3. - С. 12-16
38. Поповичев, А.В. Формирование навыков общения дошкольников с ЗПР в процессе театрализованных игр [Текст]: дис. канд. псих, наук (13.00.05): 20.01.04 / А.В. Поповичев.- Тамбов, 2004. - 180 с.
39. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: Дис. канд. Пед. наук (13.00.07): / С.В. Проняева, - М.: 2001. - 296 с.
40. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]: /Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе»/А.Г. Рузская. - Москва, 2004. - С. 6-31
41. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст]: В.В. Сериков, М.: Логос, 2012.-с 448
42. Терещук, Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Р.К. Терещук .- М.. 2000. - 21 с.
43. Тоцкая, Е.Н. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре: актуальные проблемы и пути совершенствования [Текст]:/ Е.Н. Тоцкая.- Волгоград: ВГАФК, 2007. - С. 82-83
44. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст]: / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
45. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: / С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2011.- 224 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности игровой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Какова психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с задержкой психического развития?

Старшие дошкольники с задержкой психического развития характеризуются определенными особенностями, которые влияют на их игровую деятельность, включая возможные ограничения в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.

Что такое игра и игровая деятельность в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе игра определяется как деятельность, осуществляемая на уровне воображения и смыслового восприятия, которая имеет целью удовлетворение потребностей ребенка и способствует его развитию. Игровая деятельность представляет собой систему действий, которые выполняются в процессе игры.

Какие особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития описываются в статье?

В статье описываются особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития, такие как ограниченность в выборе ролей и способов взаимодействия, слабая разнообразность игровых сценариев, низкая степень свободы и самостоятельности в игре.

Что представляет собой эмпирическое исследование, проведенное в статье?

Эмпирическое исследование, проведенное в статье, представляет собой практическое исследование на основе наблюдений и анализа деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития в игре. В ходе исследования были выявлены и описаны особенности игровой деятельности этой группы детей.

Какие особенности игровой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития?

Старшие дошкольники с задержкой психического развития могут проявлять некоторые особенности в игровой деятельности. Например, они могут иметь ограниченные коммуникативные навыки и слабую воображение. В связи с этим, их игры могут быть более простыми и поверхностными по сравнению с обычными детьми, и некоторые виды игры, требующие сложных ролевых переживаний, могут быть трудными для них. Однако, это не означает, что старшие дошкольники с задержкой психического развития не могут наслаждаться игрой и не могут развивать свои навыки через игровую деятельность.

Какие понятия используются в психолого-педагогической литературе при изучении игры и игровой деятельности?

В психолого-педагогической литературе, когда речь идет об игре и игровой деятельности, используются такие понятия, как "игра", "игровой процесс", "игровая деятельность", "ролевая игра" и другие. Эти понятия могут иметь небольшие различия в толковании, но обычно они используются для обозначения деятельности, в которой дети взаимодействуют с окружающими предметами, другими детьми и взрослыми, создавая свои собственные сюжеты и роли. Игра имеет важное значение для развития детей и способствует развитию их когнитивных, эмоциональных и социальных навыков.

Какие особенности есть у сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития?

У старших дошкольников с задержкой психического развития сюжетно-ролевая игра может иметь свои особенности. Например, они могут иметь ограниченный словарный запас и слабую коммуникативную компетенцию, поэтому их речь в игре может быть более простой и поверхностной. Они также могут испытывать трудности с воображением и созданием сложных сюжетов. Однако, даже с такими ограничениями, старшие дошкольники с задержкой психического развития могут наслаждаться сюжетно-ролевой игрой и развивать свои навыки через нее.

Какую характеристику имеют игровые действия старших дошкольников с задержкой психического развития?

Игровые действия старших дошкольников с задержкой психического развития имеют свои особенности. Они могут быть менее разнообразными и богатыми по сравнению с детьми, у которых развитие психики не задержано. Более сложные игры, требующие абстрактного мышления или стратегического планирования, могут быть сложными для этих детей. Однако, они могут проявлять большую активность и эмоциональное вовлечение в свои игровые действия.

Какие понятия связаны с игрой и игровой деятельностью в психолого-педагогической литературе?

Психолого-педагогическая литература использует различные понятия, связанные с игрой и игровой деятельностью. Это могут быть такие понятия, как игровая деятельность, игровая функция, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, символическая игра и другие. Каждое из этих понятий имеет свои особенности и характеристики, которые определяются контекстом и целями исследования.

На какие особенности следует обратить внимание при изучении сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития?

При изучении сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития следует обратить внимание на такие особенности, как неполная компенсация психических возможностей через игровую деятельность, более простые роли и сюжеты, ограниченный набор игровых материалов и режим поддержки со стороны взрослого. Также важно учесть особенности коммуникации и взаимодействия этих детей в игре.

Что такое ЗПР?

ЗПР - задержка психического развития. Это состояние, при котором наблюдается отставание в развитии связанное с задержкой психических процессов у ребенка.