Логопедическая работа по устранению дисграфии у младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 05.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретический аспект понятия дисграфии 5
1.1 Сущность понятия дисграфии 5
1.2 Изучение особенностей логопедической работы с младшими школьниками с дисграфией 7
Глава 2. Практический аспект логопедической работы с младшими школьниками 14
2.1 Методы и механизмы коррекции дисграфии 14
2.2 Анализ методов профилактики дисграфии 17
2.3 Разработка занятий по коррекции дисграфии 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Приложение 31
Систематическое использование предлагаемых упражнений позволяет решать задачи коррекции и развития конкретных сторон психической деятельности, участвующих в речеобразовании. Причем, эти стороны являются как базисными, собственно для возникновения этогопроцесса, так и непосредственно участвуют в нем на выходе «продукта» этой сложной деятельности. [2]Практически все упражнения предполагают внутреннюю градацию материала по степени трудности и позволяют организовать работу с детьми с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. Содержание приведенных ниже заданий и игровых упражнений направлено на решение таких задач, как коррекция и развитие речемыслительной деятельности, активизация зрительного и слухового восприятия, совершенствование слогозвукового анализа и синтеза слов, развитие устойчивого внимания и сосредоточения, формирование связной речи. Так, задания № 1–4, предлагаемого комплекса упражнений, ориентированы на закрепление зрительного образа букв, зрительного анализа и синтеза, на расширение поля зрения, на формирование умения выполнять многоступенчатую инструкцию и выбирать наиболее эффективный способ выполнения заданий. Эта группа упражнений способствует формированию умения ориентироваться при переходе из одной системы условных обозначений в другую. В данном случае, – из системы цифрового обозначения в буквенную (на уровне слова, фразы). Задание № 1. Вычеркните заданное слово. Жизнь Цель Добро Счастье Сила Человек Ум Любовь жатва жизни жизнью жалеть жезл жизнь жизнь цел цена цели цени цепи цель цепок цель брод дебри добро добра добро дома бобр счастливый счастье счастье часы счет сама сало сила сума сила сила силу сам червяк чебурек человек человека человек ух уха ухо му мул ум уж ум любить будить болеть любить любовь Задание № 2. Выделите слова из ряда букв. Добро/имя/науцдлаынеужренгумфшдоброьтнкеимяснищажянуюбирмиеязжддобротьбнуцйзж мНародгтльисмсывапроопамолдиамавсилащнеитдомсамролдобровыумтиротдорнпавсмиттьь бьотиНролопвчсобьблртсввылюбовььтимвкеенролмиваыеклдлддсвлюбовьимребенокждлавы чвсирьонгСмитьоллчеловекьтрппастомудростьорепкчьлоллбьтсппрсчастьетььгепсчастьеоддд ьапчрролмир Задание № 3. Используя прилагаемый ключ, расшифруйте слова и запишите их. А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Е-7, Ж-8, З-9, И-10, И-11, К-12, Л-13, М-14, Н-15, О-16, П-17, Р18, С-19, Т-20, У-21, Ф-22, Х-23, Ц-24, Ч-25, Ш-26, Щ-27, Ъ-28, Ы-29, Ь-30, Э-31, Ю-32, Я-33. 24 6 13 30 8 10 9 15 30 5 16 2 18 16 5 6 20 19 20 3 16 14 1 20 30 14 21 5 18 16 19 20 30 25 6 13 16 36 12 Задание № 4. Используя предлагаемый ключ, расшифруйте фразы и запишите их. 3 25-6-14 19-16-13-30-26-1 33 24-6 -13-30 8-10-9-15-10? 15-21-8-15-16 21-3-6-13-10-25-10-3-1-20-30 5-16- 2-18-16 3 16-12-18- 21-8-1-32-27-6-14 15-1-19. 5-16-2-18-16 - 31-20-16 19-25-1-19-20-30-6 ----- 3-1-9-6-23 13-32-5-6-11. 31-6-13-30-26-1-33 26-6-13-30 5-16-2-18-1 15-1- 25-10-15-16-20-19-33 19 8-6-13-1-15-10-33 5-16- 2-18-1 19-3-16-10-14 2-13-10-9-12-10-14. А в чем самая большая цель жизни? Нужно увеличивать добро в окружающем нас. Добро – это счастье всех людей . Большая цель добра начинается с желания добра своим близким [3]Следующая пара заданий (№ 5 и 6) направлена на работу по звукобуквенному анализу и синтезу, на коррекцию и развитие фонематических процессов. Подобные упражнения способствуют обогащению активного и пассивного словарного запаса, развивают навыки конструирования. Задание № 5. Восстановите слова из букв и запишите их. 25 Зньжи лець одроб зикебиле мясье йсов одм тотирап лиса нуемси влобью сьдморут сетьсач жизнь цель добро близкие семья свой дом патриот сила умение любовь мудрость счастье Задание № 6. Используя заданные слоги, восстановите слова и запишите их. Бро-до Шая-боль Нок-бе-ре Ра-сест Мый-лю-би Ло-век-че Ба- друж Рый-муд Та-бро-до добро большая ребенок сестра любимый человек дружба мудрый доброта При выполнении следующей группы упражнений № 7, 8, 9 решаются задачи развития умения устанавливать синтаксические связи слов в предложении и записывать их с соблюдением норм русского языка. Выполнение этих заданий способствует формированию и закреплению представлений о предложении как о минимальной единице передачи законченной мысли. Кроме того, они развивают аналитико-синтетическую деятельность. В этих трех упражнениях используется один и тот же отрывок текста письма «Цель жизни» из книги Д.С. Лихачева «Письма о добро и прекрасном», представленный в разных видах. Задание № 7. Прочитай текст. Составь словосочетания и запиши. «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким. Важная цель жизни –в любви. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Полюбить школу, село, город, всю свою страну, быть патриотом. а также надо любить в человеке человека. Чем больше любви в нас, тем сильнее дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новую силу, становится все выше, а человек мудрее. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Ум соединенный с добротой – мудрость. Мудрость приносит человеку доброе имя и прочное счастье » (Д. С. Лихачёв) (Большая цель, важная цель, счастье людей, цель добра, прочное счастье, в любимом человеке, доброе имя, сильнее дружба и т.д.) Задание № 8. Восстанови и запиши предложения. Добро, людей, это, всех, счастье. Любить, и, мать, отца, сестер, братьев. Человеку, прочное, мудрость, приносит, имя, и, доброе, счастье. Жизни, в, цель, важная, любви. Задание № 9. Прочитайте и определите границы предложений. А в чем самая большая цель жизни я думаю: увеличивать добро в окружающем нас а добро – это прежде всего счастье всех людей большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким важная цель жизни –в любви ребенок любит свою мать и своего отца братьев и сестер свою семью свой дом полюбить школу село город всю свою страну быть патриотом а также надо любить в человеке человека чем больше любви в нас тем сильнее дружба разрастаясь и распространяясь на многое обретает новую силу становится все выше а человек мудрее любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной это значит что она должна быть соединена с умением замечать недостатки бороться с недостатками – как в любимом человеке так и в окружающих людях ум соединенный с добротой –мудрость мудрость приносит человеку доброе имя и прочное счастье. Следующая задания (№ 10 и 11) называются «Игра шрифтов» и направлены на тренировку внимания, наблюдательности, развитие понятийной стороны чтения и удержания мысли на протяжении всего задания. Задание № 10. Прочитай слова, записанные жирным шрифтом, а затем курсивом. Цель жизнь добро счастье жизнь задача думать ребенок брат патриот страна национальность доброта желание недостатки мудрость любимый сестра мать сила прочный полюбить умный важный человек мудрость. Задание № 11. Игра с пословицами. Идея игры заключается в том, что одно из самых ценных нравственных качеств русского народа – доброта и русская мудрость создала множество пословиц и поговорок о ней. Для проведения игры, а доске в двух столбиках записываются несколько пословиц таким образом, чтобы в первом столбике располагалось начало, а во втором – конец каждой из пословиц. Во втором столбике строчки перепутаны, поэтому, чтобы правильно прочесть русские пословицы о доброте, нужно правильно соединить нужные строчки. Не одежда красит человека, Злой плачет от зависти Добрые слова Не ищи красоты, Не хвались серебром В ком добра нет,, а ищи доброты. а хвались добром. а добрый от радости. а его добрые дела. в том и правды мало. дороже богатства. Для решения задач обучения орфографии и формирования самостоятельной связной устной и письменной речи педагог может использовать упражнения № 12, 13. Важно, чтобы эти упражнения завершали цикл работы с текстом, на котором основано построение всего комплекта заданий. В этом случае, к моменту их выполнения, текст прочитан учащимися множество раз и хорошо знаком. А у читателей формируется собственное мнение по обсуждаемому вопросу. Задание № 12. Прочитайте текст, вставьте пропущены буквы. Д. С. Лихачёв А в чем сам…я б…льшая цель ж…зни? Нужно ув…личивать д…бро в …кружающем нас. Д…бро – это счастье всех людей. Б…льшая ц…ль добра н…чинается с ж…лания д…бра своим бли…ким. Важн…я ц…ль ж…зни – в любви. Любить св…ю мать и отца, братьев и с…стер. П…любить горо…, св…ю школу, всю св…ю страну, а также надо любить в ч…ловеке ч…ловека. Чем больше любви в нас, тем мы д…брее, умнее, а главное мудрее. Задание № 13. «Назовите конкретные цели, к которым человек может стремиться» выполняется в режиме «Мозговой атаки», называемые цели записываются на доске. Учащимся предлагается обозначить ключевыми словами те цели, которые им близки; главные понятия «смысл жизни» или «цели жизни» записать в середине листа, а разные подходы к его пониманию расположить вокруг. При выполнении заключительного задания, учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему «В чем я вижу смысл своей жизни?», используя повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Таким образом, представленный комплекс упражнений, основанный на использовании частично-поисковых методов коррекции речевого развития детей, способствует формированию у школьников: полноценного лексико-грамматического строя речи, представления о тексте как о лингвистической категории, самостоятельной связной устной и письменной речи. умения проводить анализ связной речи, содержательной, структурной, языковой сторон.ЗаключениеПри акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. Иногда у детей с этой формой дисграфии отмечается неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.Анализируя работы детей с данной формой дисграфии, можно сделать вывод о том, что у детей данной группы встречаются следующие замены или смешения букв на письме:- звонкие – глухие согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш);- лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю);- соноры (Л, М, Н, Р, Й);- свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ);- аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС).Таким образом, основными задачами коррекционного обучения детей с дисграфией являются следующие:1. Развитие фонематического восприятия.2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.4. Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.5. Определение положения звука по отношению к другим.Список используемой литературы1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 381 c.2. Акименко, В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.3. Арбекова, Н. Е. Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда / Н.Е. Арбекова. - Москва: РГГУ, 2018. - 168 c.4. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2018. - 176 c.5. Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 13 c.6. Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Средняя группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 803 c.7. Валерий, Вотрин Логопед / Вотрин Валерий. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2018. - 513 c.8. Веселая логопедия. Буква С. - М.: Детский мир, 2018. - 922 c.9. Весна в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 385 c.10. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 7-9 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2019. - 256 c.11. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н.А. Гегелия. - М.: Владос, 2018. - 970 c.12. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н.А. Гегелия. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 272 c.13. Головные уборы в картинах. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Гном, 2018. - 28 c.14. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 3. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2018. - 28 c.ПриложениеРисунок 1. Виды дисграфии
2. Акименко, В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.
3. Арбекова, Н. Е. Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда / Н.Е. Арбекова. - Москва: РГГУ, 2018. - 168 c.
4. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. - М.: Каро, 2018. - 176 c.
5. Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Подготовительная группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 13 c.
6. Вакуленко, Л.С. Консультации логопеда. Средняя группа / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 803 c.
7. Валерий, Вотрин Логопед / Вотрин Валерий. - М.: Новое литературное обозрение (НЛО), 2018. - 513 c.
8. Веселая логопедия. Буква С. - М.: Детский мир, 2018. - 922 c.
9. Весна в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. - М.: ГНОМ и Д, 2016. - 385 c.
10. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 7-9 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2019. - 256 c.
11. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н.А. Гегелия. - М.: Владос, 2018. - 970 c.
12. Гегелия, Н.А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н.А. Гегелия. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 272 c.
13. Головные уборы в картинах. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Гном, 2018. - 28 c.
14. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 3. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2018. - 28 c.
Вопрос-ответ:
Что такое дисграфия?
Дисграфия - это нарушение письма и написания слов, характерное для младших школьников. У детей с дисграфией наблюдаются трудности с формированием грамотного и разборчивого почерка, а также с правильным написанием слов.
Какие особенности логопедической работы можно изучить при работе с детьми с дисграфией?
При работе с детьми с дисграфией логопедам важно изучать особенности письменной деятельности каждого ребенка, выявлять его трудности и ошибки. Также необходимо разработать индивидуальную программу коррекционных занятий, которая будет учитывать возможности и потребности конкретного ребенка.
Какие методы и механизмы используются для коррекции дисграфии?
Для коррекции дисграфии используются различные методы и механизмы, такие как тренировка мелкой моторики рук, развитие координации движений, обучение грамоте и правилам правильного письма. Также важным элементом является работа над формированием правильной постановки руки и держания ручки.
Какие методы профилактики дисграфии существуют?
Для профилактики дисграфии можно использовать различные методы, например, тренировку мелкой моторики рук, развитие координации движений, обучение грамоте и правилам правильного письма уже на стадии дошкольного обучения. Важно также осуществлять контроль и поддержку письменного труда ребенка в начальной школе.
Какие занятия разработаны для коррекции дисграфии?
Для коррекции дисграфии можно разработать различные занятия, например, упражнения на тренировку мелкой моторики рук, игры для развития координации движений, уроки грамоты и правильного письма. Также полезно проводить упражнения на правильную постановку руки и держание ручки.
Что такое дисграфия?
Дисграфия - это нарушение письма и правильного написания слов, возникающее у детей в процессе обучения. При дисграфии у школьников наблюдаются трудности с написанием букв, слогов, слов и предложений.
Какие особенности логопедической работы с младшими школьниками с дисграфией?
При работе с младшими школьниками с дисграфией важно учитывать их возрастные особенности и вести занятия в игровой форме. Логопед должен использовать различные методы и упражнения для развития мелкой моторики руки, улучшения ориентации в пространстве и развития внимания.
Какие методы и механизмы коррекции дисграфии существуют?
Для коррекции дисграфии используются различные методы, например, метод анализа и синтеза звуков, метод написания слогов и слов с помощью зрительных образцов, метод повторения звуков и прописи. Также важно проводить работу по укреплению мелкой моторики рук и развитию правильного постановки руки при написании.
Какие методы профилактики дисграфии существуют?
Для профилактики дисграфии рекомендуется проводить занятия по развитию мелкой моторики рук, развитию координации движений, тренировке правильной постановки руки при написании. Также полезно использовать разнообразные задания на развитие внимания и пространственной ориентации.
Что нужно учесть при разработке занятий по коррекции дисграфии?
При разработке занятий по коррекции дисграфии важно учитывать возраст и особенности каждого ребенка. Необходимо предоставлять достаточно времени на усвоение материала, использовать индивидуальные подходы и поощрять достижения. Занятия должны быть практическими, интересными и направленными на формирование навыков правильного письма.
Что такое дисграфия?
Дисграфия - это расстройство написания и графического оформления текста. Дети с дисграфией испытывают трудности при написании букв, слов и предложений, делают много ошибок в орфографии, пунктуации и письме в целом.
Какие методы и механизмы используются для коррекции дисграфии?
Для коррекции дисграфии используются различные методы и механизмы. Одним из таких методов является методика графического анализа, который позволяет выявить и исправить ошибки в построении букв. Также применяются методы разделения и объединения звуков, тренировка мелкой моторики, развитие координации движений и другие подходы, направленные на улучшение графических навыков младших школьников.