Саморегуляция эмоциональных состояний у военнослужащих
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 16.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Характеристика эмоциональных состояний 7
1.1. Определение понятий «эмоции» и «эмоциональные состояния» в психологической литературе 7
1.2 Функции, роль, классификация и виды эмоций 12
Глава 2. Характеристика эмоциональных состояний 20
2.1 Психология личности военнослужащего. 20
2.2 Понятие эмоциональной саморегуляции и ее значимость для военнослужащих 25
Заключение 33
Список использованных источников 35
Эмоциональная саморегуляция (эмоциональная регуляция, ЭР) — это способность эмоционально реагировать на жизненные события социально приемлемым образом, сохраняя достаточную гибкость, чтобы допускать спонтанные реакции, но откладывать их в случае необходимости. Её можно описать как совокупность процессов наблюдения, оценки и модификации эмоциональных реакций, которые осуществляют усиление или ослабление эмоций. Эмоциональная саморегуляция принадлежит к более широкому классу процессов регуляции эмоций, включающих как контроль над собственными чувствами, так и воздействие на чувства других людей в процессе межличностного общения. Она является необходимым условием для социализации и зависит как от культуры общества, так и от социального контекста ситуации. Эмоциональная саморегуляция – это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на своё эмоциональное состояние целью изменения его характеристик в желаемом направлении. Она способствует раскрытию резервных возможностей человека, а, следовательно, развитию творческого потенциала личности. Применение приёмов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности.Актуализация эмоциональной саморегуляции может быть детерминирована совокупностью внешних и внутренних факторов: к внутренним относят базовые личностные качества, индивидуально-типологические характеристики, эмоциональные особенности, особенности защитно-совладающего поведения; к внешним – условия окружающей социально-природной, академической, профессиональной среды, уровень социальной интеграции личности, адаптации к требованиям социума. Выделяют три основных типа регуляции эмоций: выражение эмоционального состояния; сдерживание, самообладание; переключение.Принимая во внимание тот факт, что эмоции разворачиваются во времени, успешная реализация эмоциональной саморегуляции позволяет остановить эмоциональное переживание в самом начале его инициации, изменить интенсивность и силу переживания, приостановить запуск отдельных поведенческих реакций. В результате эмоциональной саморегуляции могут возникать следующие эффекты: успокоение – устранение эмоциональной напряженности; восстановление – ослаблений проявлений эмоционального утомления;активизация - повышение психо-физиологической реактивности. В аспекте психофизиологии эмоциональная саморегуляция выступает эффективным, универсальным механизмом, при помощи которого личность может противостоять негативному влиянию факторов окружающей социально-природной среды, стрессовым ситуациям. Чем выше уровень развития эмоциональной саморегуляции, тем выше уровень. Таким образом, эмоциональная саморегуляция выступает личностным образованием, обеспечивающим индивидууму возможности противостояния негативным влияниям внешней среды, формирование адекватных навыков переживания травмирующих эмоциональных состояний, эффективных инструментов нормализации эмоционального фона. Саморегуляция - это явление, напрямую связанное с психическим состоянием военнослужащих, которое, в связи с особыми условиями жизни и быта таких лиц, требует более серьезного отношения.Военнослужащий, который постоянно погружен в собственные переживания и ситуации, которые уже произошли или только могут произойти, представляет некую опасность для всего воинского коллектива. Данные обстоятельства диктуются спецификой армейской жизни, постоянным нахождением военнослужащих в состоянии, подразумевающем возможность боевой готовности в любое время дня и ночи.Служба в Вооруженных Силах предполагает нарядус физической подготовкой поступающих на нее лиц, стрессоустойчивость и закаленность их внутренних качеств. В ходе службы военнослужащим необходимо проявлять не только мужество, силу, отвагу, сдержанность, но и оптимизм, позитивное отношение к происходящему, которое диктуется психической саморегуляцией.Прежде чем говорить о саморегуляции военнослужащих стоит понять причину, по которой она является необходимой для данной категории лиц.Известный патолог Г. Селье, который известен всему миру как создатель теории стресса, отмечал, что при «перенастраивании» организма в процессе адаптации к новым условиям он испытывает некое напряжение, которое и называется стрессом. Предполагается, что данная теория в точности соответствует тем условиям, в которых оказывается военнослужащий. Жизнь, которая у него была до поступления на военную службу, кардинально отличается от армейской, что может вызвать некое стрессовое состояние. Вопрос при этом: справится ли военнослужащий с данным состоянием и успешно пройдет адаптацию к новым условиям, используя саморегуляцию, или же стресс приведет к отрицательному результату, только усугубив его психическое состояние?Саморегуляция имеет важное значение не только для тех, кто вновь прибыл для прохождения военной службы, но и для военнослужащих «со стажем». Армейский быт и воинскую деятельность нельзя охарактеризовать как спокойное времяпрепровождение. Военнослужащие находятся в постоянном движении, выполняя те или иные воинские и боевые задачи своих командиров.Отношения военнослужащих и командиров не всегда носят дружелюбный и мирный характер. Зачастую военнослужащие воспринимают какие-либо строгие замечания командиров слишком близко, что порождает своего рода переживания и, как следствие этому, - стрессовое состояние. Вместо того чтобы выполнить поставленный командиром приказ, военнослужащий может уйти в себя и никак не реагировать на происходящее, или, наоборот, с такой же грубостью ответить ему, не сдерживая своих эмоций. Саморегуляция и абстрагирование от подобного рода резкого общения служит некой защитой психического и эмоционального состояния для большинства военнослужащих.Взаимоотношения в момент прохождения военной службы должны положительным образом складываться и между сослуживцами. Такое явление как «дедовщина», которое не искоренено еще во многих частях и подразделениях, является основным фактором, порождающим неприязненные отношения между военнослужащими. Поступая на военную службу, новобранцы должны быть готовы к тому, что им предстоит столкнуться с предвзятым отношением к себе на первых порах службы. Из этого следует в очередной раз подчеркнуть то, насколько важна саморегуляция, а также владение ее методиками для военнослужащих.Важнейшей причиной, по которой военнослужащие должны владеть методиками саморегуляции, является возможное участие в боевых действиях. В условиях повышенной опасности и риска для жизни данное умение является просто незаменимым.Во время боевых действий у военнослужащего могут прослеживаться различные психические состояния, представляющие собой временно протекающие состояния психики, которые определяют уровень оказываемого боевыми стрессовыми факторами влияния на его поведение и на саму боевую обстановку.Все виды психических состояний, которые испытывают военнослужащие в бою можно условно разбить на две большие группы:1) положительные (чувство уверенности, бодрости, боевого порыва, приподнятости, воодушевления, решительности и др.);2) отрицательные (чувство неуверенности, страха, подавленности, утомленности, отчаяния и боязни, безразличия, напряженности и т.д.).Очевидно, что и отрицательные, и положительные психические состояния оказывают влияние как на сам ход боевой деятельности, так и на ее конечный результат.Видимое проявление психического состояния военнослужащего во время боевых действий состоит в его выражении лица, мимике, позе жестикуляции и тембре голоса. В состоянии смелости, например, обычно выпрямляется фигура, речь ускоряется и появляется блеск в глазах. Если же военнослужащий охвачен неуверенностью, то это сопровождается сутулостью, замедленным темпом речи и пониженным тоном голоса. В условиях, сопровождающихся опасностью для жизни, такие движения приобретают еще более разнообразный характер в силу того, что часть из них появляется непроизвольно. Визуальное проявление имеет существенное значение, так как положительное или отрицательное поведение одного военнослужащего, увиденное другими, влияет также и на их психику и действия, в зависимости от того, каким образом оно будет ими воспринято.Во время боевых действий у одних военнослужащих может возникнуть чувство страха, тогда как у других, наоборот, - подъем физических и духовных сил. Психическое состояние военнослужащих зависит от множества факторов, в том числе от темперамента, характера и остальных свойств личности. Еще один критерий - это наличие или отсутствие опыта боевых действий. Так, более опытные военнослужащие отличаются раскованным поведением, а новички ведут себя чрезмерно осторожно. Ни то, ни другое нельзя охарактеризовать как правильное поведение. У военнослужащих должны быть сформированы четкие представления о боевой обстановке, для того, чтобы с точностью осуществлять управление их психическими.Психическую напряженность во время боевых действий можно назвать особым психическим состоянием военнослужащего. Она может быть вызвана не только опасностью и риском, но и увеличением ответственности, необходимостью выполнить определенную задачу, которая связана с наличием огромных трудностей.Степень проявления напряженности, ее продолжительность и то, как она влияет на деятельность военнослужащего, зависят, в том числе, и от мотивов его поведения, индивидуальных особенностей, опыта, навыков, знаний, эмоциональной устойчивости и свойств нервной системы. Это объясняет тот факт, что в одинаковых условиях, степень напряженности у отдельных военнослужащих может быть разной. Состояние напряженности затрагивает в целом всю психику военнослужащего, оказывая влияние как на характер и уровень психической активности, так и на отдельные функции психики.Исходя из этого, можно определить несколько форм напряженности военнослужащих во время боевых действий:1) перцептивная (возникает в результате затруднений, связанных с восприятием нужной информации);2) интеллектуальная (невозможность военнослужащего найти способ, который помог бы решить задачу или найти выход из сложной ситуации);3) эмоциональная (возникновение эмоций, которые дезорганизуют деятельность военнослужащего);4) волевая (невозможность проявления военнослужащим сознательного усилия для овладения собой в той или иной ситуации);5) мотивационная (борьба мотивов военнослужащего, которая требует принятия определенного решения).Вместе с индивидуальной напряженностью военнослужащих можно рассматривать также групповую напряженность, которая значительно понижает уровень эффективности коллективного взаимодействия во время боевой обстановки и боевых действий. Так, современная военная техника и боевое оружие разработаны таким образом, что их применение требует совместных действий военнослужащих. Из этого следует, что боевой результат зависит от деятельности многих людей. Если же в ходе этого появляется групповая напряженность - слаженность исчезает, нарушается взаимопонимание между военнослужащими, что ведет к полной несогласованности во время выполняемой ими боевой работы.Устойчивость к подобной психической напряженности определяется не только мотивами поведения, готовностью к боевым действиям и мастерством, но и обладанием методиками саморегуляции, которые позволяют в значительной степени улучшить психическую и эмоциональную подготовку военнослужащих.ЗаключениеСаморегуляция - это явление, напрямую связанное с психическим состоянием военнослужащих, которое, в связи с особыми условиями жизни и быта таких лиц, требует более серьезного отношения.Военнослужащий, который постоянно погружен в собственные переживания и ситуации, которые уже произошли или только могут произойти, представляет некую опасность для всего воинского коллектива.Жизнь, которая у военнослужащего была до поступления на военную службу, кардинально отличается от армейской, что может вызвать некое стрессовое состояние. Вопрос при этом: справится ли военнослужащий с данным состоянием и успешно пройдет адаптацию к новым условиям, используя саморегуляцию, или же стресс приведет к отрицательному результату, только усугубив его психическое состояние?Важнейшей причиной, по которой военнослужащие должны владеть методиками саморегуляции, является возможное участие в боевых действиях. В условиях повышенной опасности и риска для жизни данное умение является просто незаменимым.Для развития у военнослужащих саморегуляции полезным будет прочтение специальной литературы, посвященной данной тематике.В настоящее время существует большое количество книг по психологии для военнослужащих, которые должны находиться для военнослужащих в свободном доступе в библиотеке, расположенной в части, для того, чтобы они могли знакомиться с подобной литературой не только на занятиях по самоподготовке, но и в свободное время.Для того чтобы развить саморегуляцию у военнослужащих необходимо уделять время тренировкам таких качеств как внимание и восприятие. Это связано с тем, что внимание является процессом, определяющим направление психической деятельности. Если военнослужащий научится управлению своим вниманием, он сможет управлять и собственным состоянием психики.Основой еще одно подхода к саморегуляции является регуляция телесных функций военнослужащих.Существует несколько действенных методик по саморегуляции военнослужащих, представляющих собой во взаимодействии некий релаксационный тренинг: статические методики; динамические, методики, основанные на стрессовом состоянии, естественные и основанные на воспитании и самовоспитании.Статические методики подразумевают практики релаксации мышечного состояния в статическом положении тела. Проведение таких методик отличается тем, что для них необходима тишина, уединенность и комфортное расположение для тела. Упражнения такого рода характеризуются работой военнослужащего с самим собой и со своим внутренним мироощущением.Учитывая специфику армейской жизни, военнослужащим не всегда удается оказаться в условиях, которые подходят для проведения статистических тренингов по саморегуляции. В данном случае не стоит забывать о том, что существуют и динамические методики, которые позволяют военнослужащим расслабиться даже в момент совершения активных действий. Речь при этом идет о выполнении ими физических упражнений на различные группы мышц.Методы саморегуляции, которые основаны на использовании стрессового состояния характеризуются голоданием и воздействием холодом на организм.Естественные методы саморегуляции состоят в самостоятельном осмыслении военнослужащим всего происходящего, приведении своих эмоций и психического состояния путем правильной организации собственных мыслей и чувств.Методы саморегуляции, которые основываются на воспитании и самовоспитании, базируются на том, что военнослужащим соблюдаются все законы нравственности, и это не дает ему «уподобиться животному» и реагировать в своих действиях и мыслях негативными эмоциями и отрицательными чувствами.Список использованных источниковАбдурахманов Р.А. Военная психология: методология, теория, практика. – М.: Военный ун-ет, 1996. – 230 с.Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., БемД.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.Барабашщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология. – М.: 1986. – 366 с.Военная людей педагогика. / Под ред.А.Я. Анцупова. - М., 2008. - 364 с.Военная психология. [Электронный ресурс] URL: http://medicinapediya.ru/psihologiya-pedagogika-voennaya/psihologiya-voinskogo-kollektiva.htmlИзард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения. - Н.Новгород: НГТУ, 2004. - 96 с.Колосов А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. // Ориентир. - 2008. - № 8.Корчемный П.А. и др. Военная психология: методология, теория, практика. - М.: Воениздат, 2008. – 280 с.Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.Психология воинского коллектива. Социометрическая диагностика взаимоотношений военнослужащих. [Электронный ресурс] URL: http://armyrus.ru/index.php?Itemid=2149&id=735&option=com_content&task=viewРубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000 - 712 с.Харламов А. Воинский коллектив. [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/2482402/Шириев А.А. Психология воинского коллектива в условиях современного развития военных сил. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 2, 2010. – С. 105-107.Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.
2. Аткинсон А.Р., Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
3. Барабашщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. Военная педагогика и психология. – М.: 1986. – 366 с.
4. Военная людей педагогика. / Под ред.А.Я. Анцупова. - М., 2008. - 364 с.
5. Военная психология. [Электронный ресурс] URL: http://medicinapediya.ru/psihologiya-pedagogika-voennaya/psihologiya-voinskogo-kollektiva.html
6. Изард К.Э. Психология эмоций. – Спб.: Питер, 2011. – 461 с.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер, 2016. – 784 с.
8. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения. - Н.Новгород: НГТУ, 2004. - 96 с.
9. Колосов А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. // Ориентир. - 2008. - № 8.
10. Корчемный П.А. и др. Военная психология: методология, теория, практика. - М.: Воениздат, 2008. – 280 с.
11. Кун Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
12. Майерс Д. Психология. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
13. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
14. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
15. Психология воинского коллектива. Социометрическая диагностика взаимоотношений военнослужащих. [Электронный ресурс] URL: http://armyrus.ru/index.php?Itemid=2149&id=735&option=com_content&task=view
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000 - 712 с.
17. Харламов А. Воинский коллектив. [Электронный ресурс] URL: http://www.studfiles.ru/preview/2482402/
18. Шириев А.А. Психология воинского коллектива в условиях современного развития военных сил. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 2, 2010. – С. 105-107.
19. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – Спб.: Питер, 2013. – 336 с.
Вопрос-ответ:
Что такое эмоции и эмоциональные состояния?
В психологической литературе эмоции определяются как комплексные психофизиологические реакции на внешние или внутренние события, которые сопровождаются сильными чувствами, поведенческими реакциями и изменениями в теле. Эмоциональные состояния отличаются от эмоций в том, что они являются более длительными и стабильными.
Какие функции выполняют эмоции и эмоциональные состояния?
Эмоции и эмоциональные состояния выполняют ряд функций. Они помогают нам оценить ситуацию, принять решение, подготовиться к действиям и мобилизовать ресурсы для их выполнения. Эмоции также способствуют коммуникации и взаимодействию с окружающими людьми, а также служат сигналом нам о собственных потребностях и желаниях.
Что такое эмоциональная саморегуляция и почему она важна для военнослужащих?
Эмоциональная саморегуляция - это способность человека контролировать свои эмоции и эмоциональные состояния. Военнослужащие, сталкивающиеся с стрессовыми ситуациями и травматическими событиями, должны иметь хорошо развитые навыки саморегуляции, чтобы сохранять эмоциональную стабильность и эффективность в выполнении своих обязанностей.
Как психология личности военнослужащего связана с эмоциональными состояниями?
Психология личности военнослужащего изучает особенности психологической структуры и функционирования людей, занятых военной деятельностью. Эмоциональные состояния играют важную роль в формировании и стабильности личности военнослужащего, а также связаны с его мотивацией, стрессоустойчивостью и способностью справляться с неблагоприятными условиями службы.
Какие источники использовались для написания статьи о саморегуляции эмоциональных состояний у военнослужащих?
В статье использовались различные источники, включая научные публикации, книги и исследования, посвященные психологии, эмоциям и военной психологии. Полный список использованных источников можно найти в конце статьи.
Что такое эмоция и эмоциональные состояния?
Эмоция - это комплексное психическое состояние, возникающее в ответ на определенную ситуацию или стимул. Эмоциональные состояния представляют собой различные состояния сознания, которые характеризуются определенными эмоциональными переживаниями и физиологическими изменениями.
Какие функции выполняют эмоции?
Эмоции выполняют несколько функций. Они помогают нам оценивать ситуации, адаптироваться к ним и принимать решения. Эмоции также помогают нам выразить свои потребности и коммуницировать с другими людьми. Они играют важную роль в мотивации и регуляции нашего поведения.
Что такое эмоциональная саморегуляция и почему она важна для военнослужащих?
Эмоциональная саморегуляция - это способность контролировать свои эмоциональные состояния, выражать их адекватно и адаптивно. Для военнослужащих эта способность особенно важна, так как они часто сталкиваются с стрессовыми и экстремальными ситуациями. Способность контролировать свои эмоции позволяет им оставаться концентрированными, принимать обдуманные решения и эффективно выполнять свои обязанности.
Как психология личности военнослужащего связана с эмоциональными состояниями?
Психология личности военнослужащего изучает особенности психологического развития и функционирования военнослужащих. Эмоциональные состояния являются важной составляющей психологии личности и оказывают значительное влияние на психологическое благополучие и профессиональную эффективность военнослужащих.
Какие источники были использованы для написания статьи?
В написании статьи использовались различные источники, включая психологическую литературу, научные исследования и публикации относящиеся к теме саморегуляции эмоциональных состояний у военнослужащих.
Что такое эмоции и эмоциональные состояния?
Эмоции - это комплексные психофизиологические реакции организма на внутренние или внешние стимулы, сопровождающиеся изменениями в эмоциональном состоянии. Эмоциональные состояния - это психофизиологические статусы организма, характеризующиеся определенными эмоциональными переживаниями и физиологическими проявлениями.