Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 22 22 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 02.02.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности и понятие логоритимики 6
1.1.Понятие логоритимики 6
1.2.Цель и задачи логоритмики 7
Глава 2. Методика использования логопедической ритмики с детьми со стертой дизартрией 11
2.1. Принципы использования логоритимики с детьми со стертой дизартрией 11
2.2. Формы и способы использования логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией 12
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Фрагмент для ознакомления

д.Для правильного голосоведения очень важна артикуляция. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводят упражнения для губ, языка, а также нижней челюсти:– «Нашинкуем язык» - покусывая язык, постепенно высовываем его 4-8 раз.– «Лошадки цокает копытцем» – пощелкиваем языком, при этом меняя размеры и конфигурацию рта, цокаем далеко - близко, потом громко - тихо, затем изображая маленькую-большую лошадку, грустную-веселую, задумчивую, игривую.– «Футбол»: двигаем языком вправо и влево в полости рта, одновременно выпячивая щеки.– «Иголочка» – «протыкаем» языком верхнюю губу, затем нижнюю губу, после несколько раз щеки.– «Щеточка» – проводим языком между деснами и губами – чистим зубы языком.– «Прятки» – чередуем плотное смыкание губ с растягиванием их в улыбке, обнажая зубы. – «Обиделись» – выворачиваем нижнюю губу, при этом придавая лицу обиженное выражение.Позднее детям предлагают задания, где артикуляционные позы сочетают с движением разных частей тела.Основной задачей в работе над силой голоса – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Рекомендуется использовать приемы работы, представленные:– произнесением изолированных гласных звуков разными способами: шепотом, тихо, громко;– произнесением согласных звуков , постепенно усиливая и ослабляя голос (используя схемы ↑ ↓ ↑ ↓ ↑);– произнесением слогов, звукосочетаний и звукоподражаний с разной громкостью;– произнесением коротких фраз, применяя разную силу голоса;– воспроизведением чистоговорок, загадок и поговорок громко, умеренно и тихо;– чтением стихов, потешек, а также считалок с разным уровнем громкости и применяя смену силы голоса;– выполнением установки – чтением стихотворения тихо или громко;– повышением и понижением громкости голоса в зависимости от характера текста применяемых сказок или рассказов.Примерные игровые задания, которые можно использовать на занятиях, представлены следующими видами:– «Певцы» (пением гласных звуков).– «Паровозик» (пением гласного - у -, далеко - близко).– «Кукла спит» (пением гласного - а -, укачай куклу).– «Учим мишку петь» (гласными звуками).– «Строим домик» (звуки «тук – тук – тук»).– «Играем на барабане» (звуки «та – та – та, да – да – да, та – да – та – да»).– «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).– «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».– «Песня вьюги, ветерка» (произнесением звука - у – громко в одной тональности, не изменяя силы звучания, после тихо, переходя от тихого голоса к громкому без паузы).– «Забиваем гвозди» (произнесением слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган).– «Эхо» (рассказом стихотворения с заданной силой голоса, а также соблюдением нужного темпа и ритма).– «Разговор кошки с хозяйкой» (нужно показать, как кошка просит молоко, затем как поет песенку: мяу – мяу (весёлым и радостным голосом).– Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (сердито, удивлённо, весело и печально).Формированию вокальной артикуляции способствует чтение двустиший, четверостиший. При чтении в двух регистрах – высоком и низком – нужно использовать образные сравнения, соответствующие фальцетному звучанию и грудному. Для активизации резонаторных зон предлагается использовать резонаторный массаж, который выполняется постукиванием пальцами рук по частям тела и может быть представлен постукиванием:– по груди – звучит «м»;– по лбу от центра к вискам – звучит «м, н, ми, ни»;– по крыльям носа – зажимаем и отпускаем ноздри «м – м – м»;– над верхней губой «ви – ви - ви»;– над нижней губой «зи – зи - зи»;– по второму подбородку ребром ладони «м – м – м» (челюсти разомкнуты, губы сомкнуты);– по спине в области лопаток – звучит «м – м – м».Развитию диапазона детского голоса способствуют упражнения, представленные:– работой над скороговорками, которая следует за чёткой артикуляцией, сначала в медленном темпе, а затем в обычной разговорной манере;– использованием слов, а также стихотворных текстов – при этом голос движется, как по лестнице – от живота к груди, после к ротовой полости;– сомкнутостью зубов и выговариванием словосочетаний и скороговорок за счёт губ, а после свободно;– озвучкой: один произносит без применения голоса знакомые скороговорки, а второй синхронно озвучивает.Работа над голосом с дошкольниками является одним из важнейших разделов работы над устной речью. Поскольку формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.ЗаключениеЛогопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания.Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.В логопедической практике существуют различные средства коррекции: практические; наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного средства определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и задачами коррекционного воздействия, этапом работы; возрастными и индивидуально-психологическими особенностями дошкольника.К практическим средствам логопедического воздействия у дошкольников относятся: упражнения, игры, моделирование. К наглядным средствам относят: наблюдение; рассматривание рисунков, картинок, макетов; просмотр диафильмов, кинофильмов; прослушивание записей, пластинок; показ образцов заданий и способов действия. К словесным средствам в логопедии относят рассказ, беседу, чтение.Логопедическая ритмика – это целая наука, которая при правильном использовании ее принципов способна творить чудеса. Специалисты не рекомендуют бездумно отправлять ребенка на разрекламированные занятия. Сначала следует оценить особенности ситуации, в случае необходимости посоветоваться с профессионалами (логопедом, психологом, педиатром, педагогом-дефектологом). В идеале ребенка следует записывать в учреждение, работа в котором сопровождается консультациями с перечисленными специалистами. каждого из подходов есть свои плюсы и минусы. Для получения максимального эффекта специалисты рекомендуют совмещать их по возможности. Нельзя забывать, что работа в группе будет более интересна ребенку, позволит ему общаться со сверстниками.Список использованной литературыБахметова Э.М., Бондаренко Е.В., Стрелкова А.Н. Развитие речевого дыхания у дошкольников со стертой дизартрией [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/629446 Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой . –– М.: Книголюб, 2014. – 56 с.Горохова И. А. «Речевая гимнастика для дошкольников». Учимся говорить правильно / Горохова И. А. – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребёнок»).Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. / О.Е. Грибова. – М.: Владос, 2011.– 96 с. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие) / Григоренко Н.Ю. – М.: Книголюб, 2015. – 144с.Гуровец Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Вопросы логопедии. — М., 2018.– 197 с. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие / Картушина, М.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет / Кирьянова Р.А. – КАРО, 2011. – 116 с.Ковшиков В.А. Генезис семантических функций звуковой коммуникативной системы у детей в довербальный период усвоения языка/В.А. Ковшиков — СПб., 1994. С. 131 -138.Кошелева, Н. В. Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи / Н.В. Кошелева. – М.: Владос, 2015. -– 514 c.Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В.Лаврова – М.: Изд. центр «Академия», 2017. – 432 с Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2011. – 224 с.Лизунова Л.Р. Формирование фонетических компонентов речи у дошкольников со стертой формой псевдобульбарной дизартрии. / Л.Р. Лизунова – 2014. – № 4 (8). – С. 99-103.

Список использованной литературы
1. Бахметова Э.М., Бондаренко Е.В., Стрелкова А.Н. Развитие речевого дыхания у дошкольников со стертой дизартрией [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/629446
2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой . –– М.: Книголюб, 2014. – 56 с.
3. Горохова И. А. «Речевая гимнастика для дошкольников». Учимся говорить правильно / Горохова И. А. – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребёнок»).
4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. / О.Е. Грибова. – М.: Владос, 2011.– 96 с.
5. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие) / Григоренко Н.Ю. – М.: Книголюб, 2015. – 144с.
6. Гуровец Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Вопросы логопедии. — М., 2018.– 197 с.
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие / Картушина, М.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.
8. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедиче¬ского обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет / Кирьянова Р.А. – КАРО, 2011. – 116 с.
9. Ковшиков В.А. Генезис семантических функций звуковой коммуникативной системы у детей в довербальный период усвоения языка/В.А. Ковшиков — СПб., 1994. С. 131 -138.
10. Кошелева, Н. В. Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи / Н.В. Кошелева. – М.: Владос, 2015. -– 514 c.
11. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В.Лаврова – М.: Изд. центр «Академия», 2017. – 432 с
12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2011. – 224 с.
13. Лизунова Л.Р. Формирование фонетических компонентов речи у дошкольников со стертой формой псевдобульбарной дизартрии. / Л.Р. Лизунова – 2014. – № 4 (8). – С. 99-103.

Вопрос-ответ:

Что такое логопедическая ритмика?

Логопедическая ритмика – это методика использования ритмических упражнений и занятий с детьми, имеющими стертую дизартрию, с целью коррекции и развития речи.

Каковы цель и задачи логопедической ритмики?

Целью логопедической ритмики является коррекция и развитие речи детей с стертой дизартрией. Задачи логоритмики включают развитие речевого слуха, улучшение дикции, артикуляции и ритма речи, а также формирование основных речевых навыков.

Какие принципы использования логопедической ритмики применяются с детьми со стертой дизартрией?

При использовании логопедической ритмики с детьми со стертой дизартрией применяются принципы индивидуального подхода к каждому ребенку, постепенного увеличения сложности упражнений, создание атмосферы игры и радости от общения посредством ритма.

Какие формы и способы использования логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией существуют?

Логопедическая ритмика может быть использована в форме игровых занятий, групповых и индивидуальных занятий, а также в виде специальных упражнений на развитие речевых навыков и ритма речи.

Какова роль логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию?

Логопедическая ритмика играет важную роль в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией. Она способствует развитию речевого слуха, артикуляции и дикции, а также повышает эмоциональную мотивацию к обучению и общению.

В чем заключается особенность логоритмики?

Логоритмика – это методика логопедической работы, которая основывается на использовании ритма. Особенность этой методики заключается в том, что ритмика включает в себя разнообразные игры, упражнения и движения, которые помогают развивать речь, координацию и восприятие звуков у детей с дизартрией.

Каковы цели и задачи логоритмики?

Главная цель логоритмики - развитие и коррекция речи у детей с дизартрией. Задачи логоритмики включают в себя: формирование правильного произношения звуков, улучшение артикуляции, тренировка слухового восприятия и ритма, развитие моторики речевых органов и общей координации движений.

Какие принципы используются при работе с детьми со стертой дизартрией с помощью логоритмики?

При использовании логоритмики с детьми со стертой дизартрией применяются следующие принципы: адекватность выбора игр и упражнений, индивидуальный подход к каждому ребенку, постепенная сложность материала, использование визуальных и звуковых образцов для обучения и повторения звуков.

Какие формы и способы использования логоритмики предлагаются в коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией?

В коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией можно использовать различные формы и способы логоритмики, такие как: игры с музыкой и движением, ритмические упражнения с использованием голоса, тренировки на слуховое восприятие ритма, работа с ритмическими схемами и рисунками, использование ритмических инструментов и прочее.