Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 02.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Особенности и понятие логоритимики 6
1.1.Понятие логоритимики 6
1.2.Цель и задачи логоритмики 7
Глава 2. Методика использования логопедической ритмики с детьми со стертой дизартрией 11
2.1. Принципы использования логоритимики с детьми со стертой дизартрией 11
2.2. Формы и способы использования логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией 12
Заключение 20
Список использованной литературы 22
д.Для правильного голосоведения очень важна артикуляция. Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводят упражнения для губ, языка, а также нижней челюсти:– «Нашинкуем язык» - покусывая язык, постепенно высовываем его 4-8 раз.– «Лошадки цокает копытцем» – пощелкиваем языком, при этом меняя размеры и конфигурацию рта, цокаем далеко - близко, потом громко - тихо, затем изображая маленькую-большую лошадку, грустную-веселую, задумчивую, игривую.– «Футбол»: двигаем языком вправо и влево в полости рта, одновременно выпячивая щеки.– «Иголочка» – «протыкаем» языком верхнюю губу, затем нижнюю губу, после несколько раз щеки.– «Щеточка» – проводим языком между деснами и губами – чистим зубы языком.– «Прятки» – чередуем плотное смыкание губ с растягиванием их в улыбке, обнажая зубы. – «Обиделись» – выворачиваем нижнюю губу, при этом придавая лицу обиженное выражение.Позднее детям предлагают задания, где артикуляционные позы сочетают с движением разных частей тела.Основной задачей в работе над силой голоса – сформировать умение правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации: громко отвечать на занятиях, умеренно – в группе. Рекомендуется использовать приемы работы, представленные:– произнесением изолированных гласных звуков разными способами: шепотом, тихо, громко;– произнесением согласных звуков , постепенно усиливая и ослабляя голос (используя схемы ↑ ↓ ↑ ↓ ↑);– произнесением слогов, звукосочетаний и звукоподражаний с разной громкостью;– произнесением коротких фраз, применяя разную силу голоса;– воспроизведением чистоговорок, загадок и поговорок громко, умеренно и тихо;– чтением стихов, потешек, а также считалок с разным уровнем громкости и применяя смену силы голоса;– выполнением установки – чтением стихотворения тихо или громко;– повышением и понижением громкости голоса в зависимости от характера текста применяемых сказок или рассказов.Примерные игровые задания, которые можно использовать на занятиях, представлены следующими видами:– «Певцы» (пением гласных звуков).– «Паровозик» (пением гласного - у -, далеко - близко).– «Кукла спит» (пением гласного - а -, укачай куклу).– «Учим мишку петь» (гласными звуками).– «Строим домик» (звуки «тук – тук – тук»).– «Играем на барабане» (звуки «та – та – та, да – да – да, та – да – та – да»).– «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).– «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша».– «Песня вьюги, ветерка» (произнесением звука - у – громко в одной тональности, не изменяя силы звучания, после тихо, переходя от тихого голоса к громкому без паузы).– «Забиваем гвозди» (произнесением слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган).– «Эхо» (рассказом стихотворения с заданной силой голоса, а также соблюдением нужного темпа и ритма).– «Разговор кошки с хозяйкой» (нужно показать, как кошка просит молоко, затем как поет песенку: мяу – мяу (весёлым и радостным голосом).– Проговаривание междометий «Ай!», «Ой!», «Ах!», «Ох!» (сердито, удивлённо, весело и печально).Формированию вокальной артикуляции способствует чтение двустиший, четверостиший. При чтении в двух регистрах – высоком и низком – нужно использовать образные сравнения, соответствующие фальцетному звучанию и грудному. Для активизации резонаторных зон предлагается использовать резонаторный массаж, который выполняется постукиванием пальцами рук по частям тела и может быть представлен постукиванием:– по груди – звучит «м»;– по лбу от центра к вискам – звучит «м, н, ми, ни»;– по крыльям носа – зажимаем и отпускаем ноздри «м – м – м»;– над верхней губой «ви – ви - ви»;– над нижней губой «зи – зи - зи»;– по второму подбородку ребром ладони «м – м – м» (челюсти разомкнуты, губы сомкнуты);– по спине в области лопаток – звучит «м – м – м».Развитию диапазона детского голоса способствуют упражнения, представленные:– работой над скороговорками, которая следует за чёткой артикуляцией, сначала в медленном темпе, а затем в обычной разговорной манере;– использованием слов, а также стихотворных текстов – при этом голос движется, как по лестнице – от живота к груди, после к ротовой полости;– сомкнутостью зубов и выговариванием словосочетаний и скороговорок за счёт губ, а после свободно;– озвучкой: один произносит без применения голоса знакомые скороговорки, а второй синхронно озвучивает.Работа над голосом с дошкольниками является одним из важнейших разделов работы над устной речью. Поскольку формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.ЗаключениеЛогопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания.Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.В логопедической практике существуют различные средства коррекции: практические; наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного средства определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и задачами коррекционного воздействия, этапом работы; возрастными и индивидуально-психологическими особенностями дошкольника.К практическим средствам логопедического воздействия у дошкольников относятся: упражнения, игры, моделирование. К наглядным средствам относят: наблюдение; рассматривание рисунков, картинок, макетов; просмотр диафильмов, кинофильмов; прослушивание записей, пластинок; показ образцов заданий и способов действия. К словесным средствам в логопедии относят рассказ, беседу, чтение.Логопедическая ритмика – это целая наука, которая при правильном использовании ее принципов способна творить чудеса. Специалисты не рекомендуют бездумно отправлять ребенка на разрекламированные занятия. Сначала следует оценить особенности ситуации, в случае необходимости посоветоваться с профессионалами (логопедом, психологом, педиатром, педагогом-дефектологом). В идеале ребенка следует записывать в учреждение, работа в котором сопровождается консультациями с перечисленными специалистами. каждого из подходов есть свои плюсы и минусы. Для получения максимального эффекта специалисты рекомендуют совмещать их по возможности. Нельзя забывать, что работа в группе будет более интересна ребенку, позволит ему общаться со сверстниками.Список использованной литературыБахметова Э.М., Бондаренко Е.В., Стрелкова А.Н. Развитие речевого дыхания у дошкольников со стертой дизартрией [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/629446 Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой . –– М.: Книголюб, 2014. – 56 с.Горохова И. А. «Речевая гимнастика для дошкольников». Учимся говорить правильно / Горохова И. А. – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребёнок»).Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. / О.Е. Грибова. – М.: Владос, 2011.– 96 с. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие) / Григоренко Н.Ю. – М.: Книголюб, 2015. – 144с.Гуровец Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Вопросы логопедии. — М., 2018.– 197 с. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие / Картушина, М.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет / Кирьянова Р.А. – КАРО, 2011. – 116 с.Ковшиков В.А. Генезис семантических функций звуковой коммуникативной системы у детей в довербальный период усвоения языка/В.А. Ковшиков — СПб., 1994. С. 131 -138.Кошелева, Н. В. Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи / Н.В. Кошелева. – М.: Владос, 2015. -– 514 c.Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В.Лаврова – М.: Изд. центр «Академия», 2017. – 432 с Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2011. – 224 с.Лизунова Л.Р. Формирование фонетических компонентов речи у дошкольников со стертой формой псевдобульбарной дизартрии. / Л.Р. Лизунова – 2014. – № 4 (8). – С. 99-103.
1. Бахметова Э.М., Бондаренко Е.В., Стрелкова А.Н. Развитие речевого дыхания у дошкольников со стертой дизартрией [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru/articles/629446
2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой . –– М.: Книголюб, 2014. – 56 с.
3. Горохова И. А. «Речевая гимнастика для дошкольников». Учимся говорить правильно / Горохова И. А. – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.: ил. – (Серия «Вы и ваш ребёнок»).
4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. / О.Е. Грибова. – М.: Владос, 2011.– 96 с.
5. Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие) / Григоренко Н.Ю. – М.: Книголюб, 2015. – 144с.
6. Гуровец Г.В. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Вопросы логопедии. — М., 2018.– 197 с.
7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие / Картушина, М.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.
8. Кирьянова Р.А. Диагностический материал для психолого-логопедиче¬ского обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет / Кирьянова Р.А. – КАРО, 2011. – 116 с.
9. Ковшиков В.А. Генезис семантических функций звуковой коммуникативной системы у детей в довербальный период усвоения языка/В.А. Ковшиков — СПб., 1994. С. 131 -138.
10. Кошелева, Н. В. Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи / Н.В. Кошелева. – М.: Владос, 2015. -– 514 c.
11. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В.Лаврова – М.: Изд. центр «Академия», 2017. – 432 с
12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2011. – 224 с.
13. Лизунова Л.Р. Формирование фонетических компонентов речи у дошкольников со стертой формой псевдобульбарной дизартрии. / Л.Р. Лизунова – 2014. – № 4 (8). – С. 99-103.
Вопрос-ответ:
Что такое логопедическая ритмика?
Логопедическая ритмика – это методика использования ритмических упражнений и занятий с детьми, имеющими стертую дизартрию, с целью коррекции и развития речи.
Каковы цель и задачи логопедической ритмики?
Целью логопедической ритмики является коррекция и развитие речи детей с стертой дизартрией. Задачи логоритмики включают развитие речевого слуха, улучшение дикции, артикуляции и ритма речи, а также формирование основных речевых навыков.
Какие принципы использования логопедической ритмики применяются с детьми со стертой дизартрией?
При использовании логопедической ритмики с детьми со стертой дизартрией применяются принципы индивидуального подхода к каждому ребенку, постепенного увеличения сложности упражнений, создание атмосферы игры и радости от общения посредством ритма.
Какие формы и способы использования логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией существуют?
Логопедическая ритмика может быть использована в форме игровых занятий, групповых и индивидуальных занятий, а также в виде специальных упражнений на развитие речевых навыков и ритма речи.
Какова роль логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию?
Логопедическая ритмика играет важную роль в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией. Она способствует развитию речевого слуха, артикуляции и дикции, а также повышает эмоциональную мотивацию к обучению и общению.
В чем заключается особенность логоритмики?
Логоритмика – это методика логопедической работы, которая основывается на использовании ритма. Особенность этой методики заключается в том, что ритмика включает в себя разнообразные игры, упражнения и движения, которые помогают развивать речь, координацию и восприятие звуков у детей с дизартрией.
Каковы цели и задачи логоритмики?
Главная цель логоритмики - развитие и коррекция речи у детей с дизартрией. Задачи логоритмики включают в себя: формирование правильного произношения звуков, улучшение артикуляции, тренировка слухового восприятия и ритма, развитие моторики речевых органов и общей координации движений.
Какие принципы используются при работе с детьми со стертой дизартрией с помощью логоритмики?
При использовании логоритмики с детьми со стертой дизартрией применяются следующие принципы: адекватность выбора игр и упражнений, индивидуальный подход к каждому ребенку, постепенная сложность материала, использование визуальных и звуковых образцов для обучения и повторения звуков.
Какие формы и способы использования логоритмики предлагаются в коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией?
В коррекционной работе с детьми со стертой дизартрией можно использовать различные формы и способы логоритмики, такие как: игры с музыкой и движением, ритмические упражнения с использованием голоса, тренировки на слуховое восприятие ритма, работа с ритмическими схемами и рисунками, использование ритмических инструментов и прочее.