Виды и правовой статус субъектов РФ: общее и особенное
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 08.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1 Эволюция конституционного законодательства в субъектах Российской Федерации 4
1.2 Понятие и конституционно-правовой статус субъектов РФ 9
1.3 Классификация субъектов РФ 14
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
2.1 Особенности правового статуса республик 17
2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения 20
2.3 Особенности правового статуса автономной области и автономных округов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Конституция Российской Федерации, устанавливающая принцип единого и равного гражданства Российской Федерации и определяющая субъекты совместного управления Российской Федерацией и ее субъектами, ничего не говорит об институте гражданства. Список их исключительных полномочий не является исчерпывающим в конституциях некоторых республик. К полномочиям этих республик могут быть отнесены иные полномочия, если это не противоречит Конституции Российской Федерации. Иными словами, республики в составе России самостоятельно осуществляют полномочия, не возложенные Конституцией Российской Федерации и Федеральным договором на ответственность Федерации или субъектов совместного ведения Федерации.2.2 Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значенияВ состав Российской Федерации входят 9 краеви 46 областей. Эти субъекты Российской Федерации являются государственными и территориальными образованиями в составе Российской Федерации, которым в соответствии с Конституцией Российской Федерации предоставлен статус субъектов Российской Федерации. Конституционно-правовой статус приравненных к ним регионов, областей и городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным договором 1992 года и уставами соответствующих субъектов Российской Федерации.и другие федеральные и региональные законы.Хартия устанавливает конституционно-правовой статус области, региона и штата федерального значения с точки зрения организации государственной власти; порядок нормативной деятельности; административно-территориальное деление и организация местного самоуправления. Например, ГосударственныйУстав Краснодарского края содержит: преамбулу; разделы по основным принципам; в Краснодарском крае в составе РФ; об организации государственной власти; по законодательству; по собственности и экономике; о финансах и фискальной структуре; об административно-территориальном делении и заключительных положениях о местном самоуправлении.Раньше органы власти областей, областей и городов республиканского значения были юридически связаны с местными властями, но теперь они им не принадлежат, а являются органами государственной власти субъектов Федерации. Края, области и города федерального значения не имеют ярко выраженной национальной специфики. Это отличает их от республик Российской Федерации. Регионы, области и города федерального значения имеют свои системы государственной власти: однопалатную (кроме Свердловской области), законодательную (например, Московская городская дума, Законодательное собрание города Твери и др.) и глав администраций ( например, губернатор Ярославской области, губернатор города Севастополя, мэр Москвы и др.), глава исполнительной власти. Вышеупомянутые субъекты также образуют уставный суд и мировых судей (судебные органы и субъекты Федерации).Некоторые характеристики характеризуют статус субъекта Российской Федерации, например, Москва, которая является столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» [7]. Органы государственной власти города Москвы в рамках реализации функций столицы:- обеспечить в соответствии с законодательством федеральных органов власти Российской Федерации представительства республик Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, областей, города Санкт-Петербурга, Севастополя, дипломатических представительств иностранных государств на территории Российская Федерация, земельные участки, здания, здания, сооружения и помещения;- обеспечить необходимые условия для проведения национальных и международных мероприятий;- участвовать в формировании и реализации целевых федеральных программ развития города Москвы;- согласовать проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами власти Российской Федерации.Расходы Москвы, связанные с выполнением ею своих функций как столицы, полностью компенсируются за счет дотаций из республиканского бюджета Российской Федерации, оплаты услуг, оказываемых городом, осуществляемых федеральными органами власти и представительствами республик. Российская Федерация, автономная область, автономные округа и области.Согласно Федеральному конституционному закону от 21.03.2014 № 6-ФКЗ Россия входит в состав города федерального значения - Севастополя. В настоящее время в законодательстве нет принципиальных отличий правового статуса города федерального значения Севастополя от правового статуса других городов федерального значения, за исключением правил, действующих в так называемый «переходный» период.2.3 Особенности правового статуса автономной области и автономных округовТретья группа субъектов Российской Федерации состоит из автономных образований - 1 автономная область и 4 автономных округа. Скорее, сохранение автономной области - это дань традиции, поскольку там почти нет еврейского населения. По численности и структуре населения все районы небольшие и многонациональные. Большинство малочисленных народов, проживающих в районах, занимаются традиционными видами деятельности - оленеводством, охотой, рыболовством, им необходимо защищать свои национальные интересы и повышать самостоятельность в решении жизненно важных вопросов. Автономия - это форма осуществления суверенитета наций и самоопределение своих народов.Согласно пункту 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации в состав субъектов Российской Федерации входят: Еврейская автономная область; автономные округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий.Автономные образования, хотя и равны по Конституции России с другими субъектами Федерации, имеют существенные различия в своем конституционном и правовом статусе. Таким образом, 4 автономных округа (за исключением Чукотки) входят в состав области или области. Присоединение автономных округов к региону или региону не может создавать особых отношений между этими «сложными» субъектами Российской Федерации.В соответствии с Конституцией Российской Федерации отношения с автономным округом, частью территории или области могут быть введены федеральным законом и соглашением между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти на территории или в регионе; о законодательном и исполнительном органе автономного образования может быть принят федеральный закон об этой автономии[19,с.224].Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов определяется Конституцией Российской Федерации, их Уставом, законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Автономная область и автономные округа образуют представительные, исполнительные и судебные органы, действующие на основании Конституции и Устава России. Некоторые из административных субъектов являются субъектами совместного управления Федерации и входящих в нее автономий, а некоторые относятся к исключительному управлению этими субъектами. Таким образом, все полномочия государственной власти, не относящиеся к совместной ответственности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономной области, автономного округа, осуществляются органами государственной власти. Государство независимо в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Они представляют собой исключительные полномочия органов государственной власти автономных округов. Положения, принятые об исключительном управлении автономной областью или автономным округом, имеют приоритет в разрешении конфликтов.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, основу Российской Федерации составляют ее субъекты, многие из которых имеют свои законы и традиции. Конкретный состав субъектов Федерации предопределен Конституцией, то есть субъекты Российской Федерации могут быть субъектами только в установленном виде республика, край, область, город федерального значения, значения, автономная область, автономный округ. Все субъекты Российской Федерации имеют общие характеристики, и можно выделить следующее: Все субъекты являются неотъемлемой частью Российской Федерации. У них нет государственного суверенитета и права выхода из РФ. У субъектов есть своя территория, которую нельзя изменить без их согласия. Субъекты Российской Федерации обладают собственной государственной властью, но имеют ограниченный характер и иерархически подчинены. Статус субъекта Федерации не может быть изменен Федерацией в одностороннем порядке. Все субъекты Федерации подчиняются принципу территориальной целостности. Все субъекты Российской Федерации равны, в том числе во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают разделение своей территории, создают административно-территориальные единицы, принимают законы о местном самоуправлении и организуют его. Субъекты Российской Федерации имеют собственное законодательство, состоящее из конституций (уставов), иных законов и нормативных правовых актов, распространяющее их действие только на территорию соответствующего субъекта. Субъекты Федерации имеют свою сферу компетенции, а также полномочия по вопросам совместного управления. Актеры задействованы в решении федеральных вопросов. Все субъекты Российской Федерации обладают ограниченной международной правосубъектностью. Некоторые типы субъектов Российской Федерации имеют свои особенности.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс2. Федеративный договор от 31.03.1992 "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации"//Консультант Плюс3. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс4. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс5. Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 04.01.1999 N 4-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс6. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"//Консультант Плюс7. Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации" от 15.04.1993 N 4802-1 (последняя редакция) //Консультант Плюс8. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"//Консультант Плюс9. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 N 2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края"//Консультант Плюс10. Указ Президента РФ от 05.10.1995 N 1007 "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации" Документ утратил силу или отменен//Консультант Плюс11. Закон РСФСР от 20.11.1980 "Об автономных округах РСФСР"//Консультант Плюс12. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"//Консультант Плюс13. "Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (принята ВС РСФСР 12.04.1978)// //Консультант ПлюсНаучная литература14. Авакьян С.А. Конституционное право России. Практикум./ Авакьян С.А. – М.: Городец, 2017. – 400 с.15. Зиновьев А.В. Конституционное право России./ Зиновьев А.В. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2018. – 640 с.16. Каллагов Т.Э. Конституционное право Российской Федерации./ Каллагов Т.Э. – М.: , 2015. –196 с.17. Мушинский В.О. Конституционное право./ Мушинский В.О. – М.: Форум, Инфра-М, 2017. – 176 с.18. Постникова А.Е. Конституционное право России./ Постникова А.Е. – М.: Проспект, 2016. – 504 с.19. Сергеев С.Г. Конституционное право России. / Сергеев С.Г. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 576 с.20. Смоленский М.Б. Конституционное право./ Смоленский М.Б. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 544 с.21. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001771899 (дата обращения 05.01.2021)
Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2. Федеративный договор от 31.03.1992 "Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации"//Консультант Плюс
3. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15.07.1995 N 101-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
5. Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 04.01.1999 N 4-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
6. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"//Консультант Плюс
7. Закон РФ "О статусе столицы Российской Федерации" от 15.04.1993 N 4802-1 (последняя редакция) //Консультант Плюс
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"//Консультант Плюс
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 N 2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края"//Консультант Плюс
10. Указ Президента РФ от 05.10.1995 N 1007 "О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации" Документ утратил силу или отменен//Консультант Плюс
11. Закон РСФСР от 20.11.1980 "Об автономных округах РСФСР"//Консультант Плюс
12. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 N 22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"//Консультант Плюс
13. "Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (принята ВС РСФСР 12.04.1978)// //Консультант Плюс
Научная литература
14. Авакьян С.А. Конституционное право России. Практикум./ Авакьян С.А. – М.: Городец, 2017. – 400 с.
15. Зиновьев А.В. Конституционное право России./ Зиновьев А.В. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2018. – 640 с.
16. Каллагов Т.Э. Конституционное право Российской Федерации./ Каллагов Т.Э. – М.: , 2015. –196 с.
17. Мушинский В.О. Конституционное право./ Мушинский В.О. – М.: Форум, Инфра-М, 2017. – 176 с.
18. Постникова А.Е. Конституционное право России./ Постникова А.Е. – М.: Проспект, 2016. – 504 с.
19. Сергеев С.Г. Конституционное право России. / Сергеев С.Г. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 576 с.
20. Смоленский М.Б. Конституционное право./ Смоленский М.Б. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 544 с.
21. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001771899 (дата обращения 05.01.2021)
Вопрос-ответ:
Что такое конституционно-правовой статус субъектов РФ?
Конституционно-правовой статус субъектов РФ - это закрепленные нормами конституции и законодательством положения, права и обязанности, которые присущи каждому субъекту РФ в рамках федерального устройства государства.
Какие субъекты РФ могут быть выделены по классификации?
Субъекты РФ могут быть классифицированы по следующим критериям: республики, края, области, город федерального значения, автономная область и автономные округа. Каждый из них имеет свои особенности правового статуса.
Каковы особенности правового статуса республик?
Республики имеют некоторые особенности в своем правовом статусе. Они обладают самоуправлением, гарантированной конституцией РФ, а также правом на использование собственного языка, сохранение и развитие своей культуры и традиций.
Что можно сказать о правовом статусе города федерального значения?
Города федерального значения являются особым типом субъекта РФ. Они имеют большую автономию и широкие полномочия в сферах управления, экономики и социальной политики. Примерами городов федерального значения являются Москва и Санкт-Петербург.
Каким образом эволюционировал конституционно-правовой статус субъектов РФ?
Конституционно-правовой статус субъектов РФ постоянно развивается и изменяется в соответствии с изменениями в законодательстве и политической ситуации. В разные периоды времени происходили изменения и совершенствование федерального законодательства, которые отражались на статусе субъектов РФ.
Каково значение конституционно-правового статуса субъектов РФ?
Конституционно-правовой статус субъектов РФ определяет их положение в системе государственной власти, а также устанавливает их права и обязанности, возможности и ограничения в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти.
Как он эволюционировал в законодательстве субъектов Российской Федерации?
Конституционно-правовой статус субъектов РФ постепенно развивался исходя из изменений в федеральном законодательстве. Он сначала был определен Конституцией РФ 1993 года, а затем уточнялся и дополнялся законами субъектов РФ и федеральными законами.
Как можно классифицировать субъекты РФ?
Субъекты РФ могут быть классифицированы на республики, края, области, города федерального значения, автономные образования и автономные округа. Каждая из этих категорий имеет особенности в своем правовом статусе.
Какой особый правовой статус имеют республики?
Республики имеют особый правовой статус, который подразумевает национальное самоопределение, сохранение и развитие языка, культуры, традиций и обычаев народов, которые живут на их территории.
Какие еще особенности правового статуса различных видов субъектов РФ могут быть выделены?
Помимо особенностей республик, также можно выделить особенности правового статуса городов федерального значения, которые являются самостоятельными субъектами РФ и имеют права, сходные с республиками. Также стоит отметить особенности краев, областей, автономных образований и автономных округов, которые характеризуются некоторыми отличиями в полномочиях и компетенциях.