Правовой статус Прокуратуры РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 32 32 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 08.02.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Конституционно – правовые основы организации и деятельности прокуратуры 5
1.1 Понятие, принципы организации и деятельности прокуратуры РФ 5
1.2 Полномочия и функции прокуратуры РФ 8
1.3 Роль и место прокуратуры в системе разделения властей 13
2. Конституционно – правовой статус прокуратуры РФ 17
2.1 Система органов прокуратуры РФ 17
2.2 Проблемы развития органов прокуратуры РФ и пути их решения 23
2.3 Перспективы развития конституционно – правового статуса прокуратуры в современном мире 27
Заключение 29
Список использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

2.2 Проблемы развития органов Прокуратуры РФС древнейшихвремен и до наших днейорганы прокуратуры были и остаются верными к законам, они обеспечивают конституционную законность и территориальную целостность нашего государства. Общественное мнение таково: «прокуроры олицетворяют высокий профессионализм, надёжность, стойкость и верность традициям».В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 году Президент Российской Федерации заявил: «совершенствование работы правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры, является одной из важнейших государственных задач».Настоящее распоряжение Президента Российской Федерации исполняетсяпрокуратурой. В современных условияхсоциально – экономических преобразований, прокуратура постоянно обеспечивает верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.О масштабах и сложности выполненных работ, можно судить по следующим данным. Только в первые годы XXI века вступили в силу 44 федеральных конституционных закона, 15 кодексов Российской Федерации, 1829 федеральных законов, более 8000 указов Президента России. Прокуратура обеспечивает надёжный надзор за исполнением законодательства.Обострение проблем, связанных с перераспределением прав собственности, в том числе на промышленные объекты и земельные участки, связано с законодательным отстранением прокурора от гражданского и арбитражного судопроизводства. Пословам Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина: «болееполовины всех обращений граждан были связаны с нарушением их конституционных прав и свобод при осуществлении уголовного судопроизводства, обеспечении правопорядка». Данная тенденция свидетельствует о преждевременности законодательного решения об ограничении полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства, а также о необходимости их частичного восстановления.Ранее Генеральная прокуратура Российской Федерации неоднократно обращала внимание общества и государства на эту проблему. Например, в 2019 г. прокуроры в сфере уголовного судопроизводства:выявили и устранили более 5 млн. нарушений закона;отменили более 2млн незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела;в 14 тыс. случаях следователям и дознавателям отказали в возбуждении уголовного дела;поставили на учет 142 тыс. ранее не зарегистрированных преступлений;отменили более 26 тыс. незаконных постановлений о прекращении уголовных дел и более 416 тыс. постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания.Положения судебно – правовой реформы и, на наш взгляд, многочисленные нарушения закона, указанные выше, привели к необходимости совершенствования законодательства, в том числе в области уголовного судопроизводства, системы управления органами расследования преступлений и др.Однако в совокупности принятые решения существенно снизили способность прокурора реагировать на нарушения закона.Профессор С.П. Ефимичев отмечает, что закон о выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации нарушил процессуальный баланс полномочий между Генеральным прокурором Российской Федерации и Председателем Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации. Это различие трудно объяснить.Бесспорно, что в настоящее время прокурор лишен ряда важных процессуальных прав и полномочий, которые перешли к следователю и руководителю следственного подразделения. Прокурор перестаёт быть активной процессуальной фигурой, действующей в уголовном процессе от имени государства. Нарушенный баланс процессуальных полномочий прокурора должен быть восстановлен.Прежде всего, это касается права прокурора возбуждать уголовное дело, не только в отношении следователей Следственного комитета, но и в тех случаях, когда по результатам прокурорской проверки о преступлении он усматривает для этого законные основания. Это соответствует задаче уголовного преследования прокурором (часть 1 статьи 37 УПК РФ), а также роли прокурора как должностного лица, призванного контролировать соблюдение законности и оперативно принимать меры по устранению нарушений закона.В российском законодательствеважно обеспечить полное соблюдение положений Международного пакта о гражданских и политических правах ООН и положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Нормы, закрепленные в этих актах, провозглашают право обвиняемого, задержанного или арестованного на судебное разбирательство в разумный срок. Лишение прокуроров полномочий давать указаний, собирать доказательства, анализировать их и своевременно принимать иные решения приводит к нарушению разумного срока доступа к правосудию.На мой взгляд, реализация этих предложений позволит обеспечить эффективный баланс полномочий прокуроров и следователей и не допустить падения ситуации с расследованием ниже достигнутых результатов.В настоящее время состояние законности в ходе проводимого расследования остается крайне сложным. Из-за значительной текучести и недостаточной профессиональной подготовки отдельных следователей процессуальных нарушений стало меньше.К сожалению, в современном уголовно – процессуальном законодательстве отсутствуют эффективные механизмы разрешения процессуальных разногласий между прокурором и должностными лицами, осуществляющими предварительное следствие. Перенос «общего надзорного»механизма в сферу уголовного преследования недопустим, поскольку всё это напрямую связано не только с защитой конституционных прав, но и с их ограничением и применением мер процессуального принуждения и пресечения.Поэтому в этой сфере должен действовать механизм реагирования на нарушения закона.На современном этапе общественных преобразований наиболее важными из них, требующими особого внимания прокуратуры, являются:защита конституционных основ Российской Федерации, её целостности и безопасности, единства законности на всей территории страны;соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;совершенствование деятельности всех звеньев прокурорской системы в области борьбы с преступностью.Противникистабильного позитивного развития России понимают, что система органов прокуратуры является одной из опор нашего государства и от определения её места и роли как государственногоправоохранительного механизма будет зависеть будущее России. 2.3 Перспективы развития конституционно – правового статуса прокуратуры в современном миреГоворя о перспективах развития конституционно – правового статуса прокуратуры в современном мире, можно выделить две перспективы: - увеличение прокуратурой только полномочий уголовного преследования и лишение ее надзорных функций – прокуратура будет вести процессуальное предварительное следствие и представлять обвинение в суде;- сохранить прокуратуру,как наиболее незаменимый государственно – правовой институт, осуществляющий всесторонний надзор за соблюдением законности.В любом случае, прокуратуру нельзя отнести к другим ветвям власти, это приведёт к неизбежным последствиям и даст толчок активному развитию взяточничества и злоупотребления властью. Целесообразно оставить ее на обособленном месте, как сказал президент Российской Федерации В. В. Путин: «Совершенствовать работу правоохранительных органов, в том числе и прокуратуру». Чтобы добитьсяэффективного результата в реформировании, необходимо проводить качественные изменения изнутри, а не «сверху». Прокуратура Российской Федерации работает над этим и выполняет множество задач для эффективного результата, таких как: - выезды на места проводятся с целью проверки и организации работы нижестоящих прокуратур на практическом и опытном уровне;- осуществляется контроль за исполнением приказов, распоряжений по совершенствованию и улучшению прокурорской системы в сфере правового регулирования;- материально-техническая база прокуратуры финансируется и расширяется;- связь с обществом поддерживается через средства массовой информации для взаимопонимания с ним;- анализируются результаты надзорной деятельности и принимаются меры по устранению недостатков;- отменяются решения по делам о проведении предварительного следствия и оперативно – розыскных мероприятий, не соответствующих закону;Реализуя эти положения, прокуратура сможет достичь своих целей и даже сделать жизнь общества в целом лучше. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что Прокуратура Российской Федерации является необходимым и надежным государственным органом власти системы обеспечения разделения и взаимодействия органов власти.Прокуратура представляет собой иерархическую, системную организацию по осуществлению властных полномочий. Прокуратура много лет эффективно действовала как властный орган в большей части методами принуждения. В связи свышеизложенным, полагаем целесообразным закрепить законодательстве ее статус именно как государственного органа.Во время реализации основных направлений деятельности, прокурорские органы не должны противопоставлять, как это зачастую бывает на практике, защиту государственных интересов, с одной стороны, защите прав и свобод личности – с другой. Все это связано неразрывно. Во время охраны прав и свобод человека между тем защищаются и интересы государства. И напротив, без реализации интересов государства не представляется возможным обеспечить права и свободы человека и гражданина. Следовательно, к самым важным направлениям деятельности прокурорских органов следует отнести надзор за исполнением законодательства, обеспечение прав и свобод граждан в качестве важнейшего компонента обеспечения конституционной ответственности.ЗАКЛЮЧЕНИЕПрокуратура в России сформировалась как орган, призванный обеспечивать законность на территории государства. Изначально модель прокуратуры представляла из себя систему различных заимствований из прокуратур развитых зарубежных стран, но, учитывая объективные российские реалии. Прокуратура на протяжении всей собственной истории изменяла свой юридический статус и полномочия, но в общем и целом основная задача оставалась прежней – обеспечение законности на всей территории страны.Современная система органов прокуратуры образовалась несколько десятков лет назад, и до настоящего времени было внесено не так много изменений. Выделяют не только прокуратуру так называемой «общей» компетенции, но и специализированные прокуратуры, например, природоохранные, транспортные и т.д.Система прокурорских органов предусмотрено в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную структуру территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций со статусом юридического лица, на организационном уровне взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач, т.е. обеспечением законности и правопорядка в государстве. В настоящее время российским законодательством запрещается создавать на территории страны прокурорские органы, не входящие в единую систему прокурорских органов РФ. Это является одним из условий реализации на практике основного принципа функционирования и построения прокурорских органов – единства системы и строгой централизации прокуратуры.Прокуратура РФ в настоящее время имеет колоссальный исторический опыт, непосредственно связанный с надзором за исполнением законодательства и поддержанием обвинения в рамках судебного производства. В связи с этим прокуратура должна и далее идти по пути развития надзорных полномочий, и роль правозащитной функции прокуратуры будет расти по мере создания правового государства в РФ.На данный период времени к важнейшим функциям прокурорских органов следует отнести обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности. В основе деятельности прокуратуры заложена защита прав и свободчеловека и гражданина.В настоящее время государству необходима эффективная прокуратура, которая будет отстаивать основы целостности государства и конституционного строя РФ, прав и законных интересов граждан и юридических лиц.Прокуратура является эффективным правоохранительным органом, квалификация кадров и качество деятельности которого не вызывают никаких сомнений. Прокуратура уверенно смотрит в будущее, ее деятельность всегда востребована обществом, а главным участком ее деятельности должен стать надзор за исполнением законодательства, в частности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно – правовые акты«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ)) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 8, ст. 366.Специальная литератураАлексеев А.И. Прокуратура как институт государственной власти //Законность. – 2002. - № 2. – С. 87 – 95Алексеев А.И. Прокуратура как институт государственной власти – 2002. - № 2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов 13 – е изд., изм. доп. М.: НОРМА, 2018.Винокуров, А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». В 2 томах. Том 1 / А.Ю. Винокуров. – Москва:Гостехиздат, 2016. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М., 2003. Кожевников О.Л., Кравчук В.В. Краткие разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»: Учебное пособие/Под ред. О. Л .Кожевникова. – Екатеринбург: 2006. Периодические изданияЧиркин В.Е. Прокуратура РФ в системе единства государственной власти и разделения ее ветвей // Российский юридический журнал. – 2009. – №3. Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. – 2009. – № 5. Материалы судебной практикиПриказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».Электронные ресурсыПриказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79085/]Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 09.11.2020) «О прокуратуре Российской Федерации». Режим доступа: [Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru)]Алексеев А.И. Прокуратура как институт государственной власти //Законность. – 2002. - № 2. – С. 87 – 95

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно – правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ)) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 8, ст. 366.
Специальная литература
Алексеев А.И. Прокуратура как институт государственной власти //
Законность. – 2002. - № 2. – С. 87 – 95
1. Алексеев А.И. Прокуратура как институт государственной власти – 2002. - № 2.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов 13 – е изд., изм. доп. М.: НОРМА, 2018.
3. Винокуров, А. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». В 2 томах. Том 1 / А.Ю. Винокуров. – Москва: Гостехиздат, 2016.
4. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М., 2003.
5. Кожевников О.Л., Кравчук В.В. Краткие разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»: Учебное пособие/Под ред. О. Л .Кожевникова. – Екатеринбург: 2006.
Периодические издания
1. Чиркин В.Е. Прокуратура РФ в системе единства государственной власти и разделения ее ветвей // Российский юридический журнал. – 2009. – №3.
2. Шобухин В.Ю. О некоторых принципах организации и деятельности российской прокуратуры // Российский юридический журнал. – 2009. – № 5.
Материалы судебной практики
1. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».
Электронные ресурсы
1. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 (ред. от 21.08.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79085/]
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 09.11.2020) «О прокуратуре Российской Федерации». Режим доступа: [Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru)]

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы организации и деятельности прокуратуры в РФ?

Основными принципами организации и деятельности прокуратуры РФ являются законность, независимость, коллегиальность, подчиненность закону и исключительности прокурорского надзора. Прокуроры осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными актами. Они должны быть независимыми от исполнительной и законодательной власти, а также от других органов и должностных лиц.

Какие полномочия и функции имеет прокуратура в РФ?

Прокуратура РФ имеет широкий спектр полномочий и функций. Она осуществляет производство по уголовным делам, противодействует коррупции и другим преступлениям, защищает права и свободы граждан, контролирует исполнение законов органами государственной власти и местного самоуправления, защищает интересы Российской Федерации в суде и многое другое.

Какую роль и место занимает прокуратура в системе разделения властей в РФ?

Прокуратура занимает особое место в системе разделения властей в РФ. Она является независимым органом государственной власти, который не подчиняется ни исполнительной, ни законодательной власти. Прокуратура осуществляет функции контроля за исполнением законов и защиты прав и свобод граждан. Она является связующим звеном между гражданами и государством.

Какова система органов прокуратуры в РФ?

Система органов прокуратуры РФ состоит из Генеральной прокуратуры и прокуратуры субъектов РФ. Генеральная прокуратура является высшим органом прокуратуры и осуществляет надзор за деятельностью прокуратуры субъектов РФ. Прокуратура субъектов РФ осуществляет свою деятельность на территории конкретных субъектов РФ и подчинена Генеральной прокуратуре.

Какие принципы организации и деятельности прокуратуры РФ?

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ включают: законность, единоначалие, единый учет правонарушений, коллегиальность, подотчетность главе государства, общественный контроль и другие.

Какие полномочия и функции имеет прокуратура РФ?

Прокуратура РФ осуществляет прокурорское надзор за исполнением законов, обвинительную деятельность, осуществляет представительство интересов государства и общества в суде, защищает права и свободы граждан, контролирует законность и соблюдение прав граждан, охраняет права несовершеннолетних, защищает социальные, экономические и иные права и интересы общества.

Где находится прокуратура в системе разделения властей?

Прокуратура РФ занимает важное место в системе разделения властей и является независимым органом. Она осуществляет прокурорский надзор за исполнением законов и контролирует деятельность исполнительной власти, а также участвует в государственном управлении и разработке законодательства.

Какая система органов прокуратуры существует в РФ?

В РФ существует система органов прокуратуры, включающая прокурора РФ, генеральных прокуроров субъектов РФ и прокуроров муниципальных районов, городских округов, районов. Эти органы прокуратуры подчиняются вышестоящим инстанциям и осуществляют свою деятельность в рамках своих полномочий.

Какие проблемы существуют в развитии органов прокуратуры и какие пути их решения предпринимаются?

В развитии органов прокуратуры РФ существуют такие проблемы, как недостаток кадров, отсутствие соответствующего финансирования, коррупция. Для их решения предпринимаются меры по повышению престижа профессии прокурора, совершенствованию системы обучения и повышения квалификации, ужесточению наказания за коррупцию.