Тема детская в рассказах Чехова
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Место темы детства в творчестве А.П. Чехова
1.2. Противостояние двух миров: детей и взрослых в рассказах 80-х годов
2.2. Разнообразие детских типов в рассказах Чехова
2.3. В защиту детства
2.4. Педагогическое кредо писателя в рассказе «Дома»
Глава 2. Повесть «Степь»
2.1. «Степь» - переломное произведение в творчестве А.П.Чехова
2.2. Поэтическое восприятие мира Егорушкой – апофеоз темы детства
Заключение
Список литературы
Итак, замысел Чехова свелся к тому, чтобы показать, с одной стороны, «маленького человека» с его «страстной жаждой жизни и правды», с другой — русскую жизнь, которая «бьет русского человека так, что мокрого места не остается, бьет на манер тысячепудового камня». Столкновение маленького человека, исполненного стремлений к жизни и правде, с действительностью, враждебной этим стремлениям, возвращает нас к тому типу конфликта, который был намечен Щедриным в «Рождественской сказке» и по-своему осуществлен в ряде рассказов Чехова о детях. Однако его новый вариант в повести «Степь» оказался весьма своеобразным и оригинальным.
2.2. Поэтическое восприятие мира Егорушкой – апофеоз темы детства
С детскими рассказами Чехова «Степь» объединяет прежде всего образ Егорушки. Жизнь степи, степные пейзажи, люди, населяющие степь, все, что окружает Егорушку, дано, как и в рассказах «Гриша», «Мальчики», прежде всего и главным образом в детском восприятии. Именно поэтому о покойной бабушке сказано, что «до своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит...» (VII, 20). В таком же духе написаны пейзажи, в том числе знаменитое описание грозы и бури. «Теперь, по всей вероятности, — читаем мы тут, — вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно!» (VII, 92).
В эту свою первую повесть Чехов вложил много личного: в ней действительно отобразились воспоминания детства, автобиографические подробности, географически достоверный маршрут: Егорушка ехал из Таганрога в Ростов.
Егорушку увозят из родного дома учиться в чужой город, он плачет. В памяти встают, как живые, картины, образы недавних дней: белая церковь, арестант, сочетание белых памятников на кладбище с июльской зеленью вишни. Затем эти образы сменяются молчаливой, неизмеримой степью.
Чехов изображает степь, увиденную глазами десятилетнего Егорушки. Видение мальчика предполагает ощущение мира без определенных координат времени и пространства. Время и пространство сливаются в степи, и само время как будто останавливается. Время течет «за страницей страница, как минутная стрелка на старинных часах, как тень на циферблатах древних солнечных часов»: «казалось, что с утра прошло уже сто лет… не хотел ли бог, чтобы Егорушка, бричка и лошади замерли в этом воздухе и, как холмы, окаменели бы и остались навеки на одном месте?».
Жизнь, окружающая Егорушку, дается не только в восприятии его чистого, непосредственного сознания, но и в его оценках. Наблюдая мужиков-возчиков, знакомясь с их жизнью, мы вместе с Егорушкой приходим и к заключительному выводу — «как скучно и неудобно быть мужиком!» (VII, 98).
Детское восприятие действительности в ряде случаев не мешало, а помогало Чехову передать своя важнейшие мысли о родине и народе. Однако так было не всегда. Иной раз Егорушкиного восприятия мира и его наивных оценок оказывалось явно недостаточно. Следует учесть, что «маленький человек», о котором пишет Чехов в своем письме к Григоровичу, — это ведь в конечном счете вовсе не ребенок, или не только ребенок, но простой русский человек в его повседневном столкновении с русской жизнью. Как видно, какие-то стороны этого конфликта могут быть преломлены и в сознании ребенка, но многие другие слишком сложны, чтобы быть ему доступными. Все это ставило перед Чеховым задачу усложнения разработанного им в детских рассказах приема. Сохраняя общий тон повествования, идущий от чистого и непосредственного детского восприятия мира, Чехов должен был найти стилистические мостики, которые открывали бы возможности выхода к иным, уже не детским суждениям и размышлениям.
Простейший способ, к которому прибегал в этих целях Чехов, — апелляция к разуму уже взрослого Егорушки. «Теперь, — пишет Чехов, подводя итоги рассказам Пантелея, — Егорушка все принимал за чистую монету и верил каждому слову, впоследствии же ему казалось странным, что человек, изъездивший на своем веку всю Россию, видевший и знавший многое, человек, у которого сгорели жена и дети, обесценивал свою богатую жизнь до того, что всякий раз, сидя у костра, или молчал, или же говорил о том, чего не было» (VII, 79).
Но чаще Чехов прибегает к другому, более сложному приему. Строго и последовательно выдерживая общий художественный принцип повествования — стилизацию Егорушкиного восприятия мира, писатель, однако, тои дело переводит его в некое универсальное, ни к какой определенной индивидуальности не прикрепленное видение мира и суждение о нем. Таков стилистический прием. Прибегая к безличным оборотам, Чехов достигает зыбкости и неопределенности повествования, но именно эта неопределенность и служит мостиком, объединяющим мысли и переживания Егорушки с мыслями и переживаниями автора, а вместе с тем и читателя. Вот, например, мы узнаем от автора о душевном состоянии Егорушки. «Егорушке, — пишет он,—почему-то хотелось думать только о Варламове и графине, в особенности о последней. Его сонный мозг совсем отказался от обыкновенных мыслей, туманился и удерживал одни только сказочные, фантастические образы, которые имеют то удобство, что как-то сами собой, без всяких хлопот со стороны думающего, зарождаются в мозгу и сами — стоит только хорошенько встряхнуть головой — исчезают бесследно; да и все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям» (VII, 50). Как видно, поначалу речь действительно идет о душевном состоянии мальчика, но постепенно описание отвлекается от Егорушки и переходит в характеристику определенного психологического состояния и настроения, которое подчас бывает свойственно вообще всякому человеку. Так открывается путь к последующему повествованию, обильно оснащенному безличными оборотами: «едешь и чувствуешь», «едешь и вдруг видишь», «взглянешь», «едешь час-другой» и т. п., в процессе которого Егорушка, автор и читатель сливаются в некое нерасторжимое психологическое единство. Все это и подготовляет переход к лирическому отступлению, в котором, конечно, звучит голос автора, однако уже до этого слившийся с голосом и Егорушки и читателя.
Итак, образ Егорушки в повести имеет, прежде всего, важное композиционное значение — он цементирует, объединяет воедино, казалось бы, весьма разрозненные смены путевых впечатлений и наблюдений. Причем объединение это осуществляется единством взгляда на явления действительности и, в связи с этим, единством поэтического тона повествования. В основе этого взгляда лежит, как и в детских рассказах, непосредственное, наивное, но по-своему глубокое восприятие мира. И именно потому, что в этой наивности таится глубина непосредственного человеческого чувства, детское восприятие легко и просто выливается в авторское. Так прокладывается путь от наивных картин детского образного видения мира к высокой патетике или философской погруженности авторских лирических отступлений.
Но авторский голос сливается здесь, как мы видим, не только с голосом Егорушки, но и с читательским восприятием. Мысли и чувства, с которыми мы знакомимся, могут быть присущи не только мальчику Егорушке и автору, но и всякому сохранившему человечность человеку. Тем самым содержание конфликта «маленький человек»—«русская жизнь» значительно углубляется.
Для Чехова, как и для Пастернака, степь – это пространство, распахнутое в космос. Степь заполняет собой мироздание. Кажется, само небо отражается в степи: «когда долго, не открывая глаз, смотришь на голубое небо, то почему-то… начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким, и все то, что считал раньше близким и родным становится бесконечно далеким и не имеющим цены. Звезды, глядящие с неба уже тысячи лет ,само непонятное небо и мгла, равнодушные к короткой жизни человека,… гнетут душу своим молчанием… сущность жизни представляется отчаянной, ужасной…».
Эти впечатления от неба, очевидно, исходят не от Егорушки, хоть и являются частью его сознания. И каждый раз возникает вопрос: кто это говорит, кому принадлежат эти мысли?
Чехов то бесстрастно извещает нас о тех или иных моментах путешествия Егорушки, то «смотрит на мир глазами, то представляет перед нами всеведущим человеком, который знает не только настоящее, но и будущее Егорушки, то воспользовавшись тем, что его герой уснул, вспоминает свое прошлое, мечтает, размышляет, философствует».
Близость рассказчика к его маленькому герою, умение «слиться с ним, раскрыть его душу подкупают нас сердечностью повествования». От зрелости картин, физически ощутимых запахов и звуков кажется, что мы сами совершаем это путешествие. Мы не только видим степь, но и сливаемся с душевным миром Егорушки: «вся степь пряталась во мгле, как дети Мойсея Мойсеича под одеялом…», дождь и рогожа «как будто поняли друг друга, заговорили о чем-то быстро, весело и противно, как две сороки».
Егорушка смотрит на степь не просто как впечатлительный ребенок, а как поэт и художник. Он испытывает «непреодолимое желание слиться с ней, раствориться в природном мире». Перед Егорушкой развертывается картина за картиной.
Подобно человеку, степь живет собственной напряженной эмоциональной жизнью, сменяя настроение, изменяясь внешне. Чеховская степь может быть унылой и тоскующей, изнывающей от зноя, может быть полна жизненных сил и красоты. Она подвластна силам стихии. В центре обеих картин грозы – образ ветра: «вдруг в горячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружил по степи… над самой головой… со страшным, оглушительным треском разломилось небо». И только вторая попытка ветра приносит степи спасительную влагу.
Образ застывшей в изнеможении, выжженной степи находит свое выражение в песне женщины-степнячки, услышанной Егорушкой. Эту жалобную, грустную песню Егорушка воспринимает как песнь травы: «… в своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить… вины не было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя…».
Нас покоряет умение автора передать тончайшие оттенки настроений и переживаний главного героя, основной секрет обаяния этого произведения, «его художественной силы в особой многоплановости повествования. Отсюда и глубина, и музыкальная завершенность «Степи». Исследователи отмечали наличие «системы символов», даже «тесного ряда», «музыкальность» композиции.
Ночная степь предстает перед нами как предмет поэтического человеческого созерцания: «едешь час-другой… Попадется на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная Бог ведает кем и когда, бесшумно пролетает над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды… и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».
Те же мысли возникает при виде широкой степной дороги. Она наводит Егорушку на сказочные мысли. «Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? – удивляется Егорушка. – Это непонятно и странно». И Егорушка представляет легендарных гигантских героев, громадных лошадей и колесницы, какие можно найти в рисунках к Священному Писанию и «как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!». Это пространство пугает маленького героя.
Фантастические существа могут родиться в «эмоционально разгоряченном сознании Егорушки», как ветряк, не исчезающий из глаз, сколько бы не удалялась от него бричка, и потому кажущийся мальчику «колдуном».
Чехов сказал о композиции «Степи», что отдельные ее части связаны между собой как пять фигур кадрили, подразумевая под этим «повторы и ритмические возвращения» к тому, что было уже в предыдущих страницах и прошло.
Яснее всего этот ритм отмечается упоминаниями мельницы: сначала она едва различима на горизонте: «похожа на маленького человечка, размахивающего руками». Спустя две страницы, «мельница, машущая крыльями, приближается. Она становится все больше и больше, совсем выросла, и уж можно отчетливо разглядеть ее два крыла».
Страница заканчивается так: «… ветряк все еще не уходил назад, не отставал, смотрел на Егорушку своим лоснящимся крылом и махал. Какой колдун!». Наконец Егорушка приезжает в город, где нет места для мельницы, но: «Тит на тонких ножках подошел к постели и замахал руками, потом вырос до потолка и обратился в мельницу».
Однако не так все просто, как может показаться, складывается у человека с природой. Суть «Степи» - степь, которую забыли. Чехов писал, что вечная тема классической литературы – разобщенность человека с миром природы.
А девятилетний мальчик способен ощутить этот мир во всей разноликости: степь в восприятии автора и его маленького героя величественная и страшная, и не всегда понятная, полная движения и звуков. Она живет, замирает, сопереживает. Степь - живое существо: сбросила полутень, засверкала, улыбнулась, «легко вздыхает широкой грудью», «пепельно-седое кудрявое облако» переглядывается со степью. Ребенок со своим свежим взглядом на мир способен почувствовать живую душу степи.
Егорушка начинает свой путь в уездном городке и заканчивает его в большом городе. Он отправляется в поездку для получения «образования», но его путешествие и есть образование.
«Степь» завершается словами: «Какова-то будет эта жизнь?». Можно почти с уверенностью сказать, что жизнь его будет нелегкой. Как в начале поездки, так и в конце он отправляется в «новую неведомую жизнь» в слезах.
За плечами у Чехова десять лет литературного труда, а он воспринимает «Степь» своим «началом». В ней он выразил все самое важное и сокровенное, что накопилось в душе писателя.
Страница за страницей проходит детство Егорушки так же, как и прошло когда-то наше детство. Потому-то повесть и трогает нас. Егорушка – «эхо всех воспоминаний о детстве», возникающих при чтении «Степи», эхо нашего детства.
Заключение
Заслуга Чехова перед русской литературой для детей и о детях огромна. Ему принадлежит множество произведений, прочно вошедших в чтение подрастающего поколения. Тема «Чехов и дети» занимает немалую часть в творчестве писателя. В чеховских рассказах о детях можно проследить всю историю человеческого детства – от первых шагов двухлетнего Гриши («Гриша»), который не знает зачем существует папа, до продуманных действий гимназиста Коли, который за рубль согласился не выдавать чужой тайны («Злой мальчик»). Можно увидеть как в жизнь ребенка вторгается ложь («Житейская мелочь»), как просыпается интерес к деньгам во время игры детей в лото в рассказе «Детвора», как каторжный труд меняет психологию маленького ребенка («Ванька», «Спать хочется»). В тоже время, во многих своих рассказах, не выделяя для себя отдельно «детской» темы, А.П.Чехов, вслед за Л.Н.Толстым и С.Т.Аксаковым, ввел ребенка в круг своих персонажей. Помимо увеличения чисто сюжетных комбинаций, которое давало писателю введение в повествование детей, сам жанр рассказа о детях давал редкостную возможность взглянуть на мир незамутненными взрослыми сложными проблемами глазами ребенка.
Детские рассказы Чехова - не просто рассказы о детях, а психологические исследования, благодаря которым мы познаем ребенка во всей его природной, возрастной, индивидуальной неповторимости.
Детское сознание, детский взгляд на мир с их непосредственным, поэтическим и мудрым, «естественным» отношением к жизни притягивают Чехова. Всё то мелкое, ненужное, оскорбительное для человека, к чему притерпелись взрослые люди, в чем они видят привычную и неизбежную форму жизни и отношений между людьми, становится странным и ненатуральным для маленького человека.
Мир взрослого у Чехова стиснут привычками окостенелого сознания, зачастую стереотипен и лишен той гибкости «первоузнавания» , которая есть у ребенка. В момент утраты личностью детскости исчезает и способность к развитию.
Именно поэтому Чехов, стремясь показать какую-нибудь новую грань мира, нередко использует для этого взгляд своих героев-детей, даря и читателю радость «первоузнавания».
Список литературы
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М.: «Республика», 1994.
Арзамасцева Н.И., Николаева С.А. Детская литература. – М.: «Академия», 2000.
Бердников Г.П. А.П.Чехов – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1997.
Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Очерки. – Л.: «Советский писатель», 1983.
Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. - М., 1959.
Горький А.М. Литературные заметки (1900). Собрание сочинений в 30-ти т. Т. 23. - М. 1953.
Горький А.М. и Чехов А.П. Переписка, статьи, высказывания. М., 1951.
Громов М.П. Книга о Чехове. – М.: «Современник», 1989.
Джексон Р.Л. Изучение русской прозы в ХХвеке. Стокгольм, 1982.
Емец Д.А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн : Автореф. дисс. ... канд. филол. Наук. - М., 2001.
Зайцев Б.К. Далекое. – М.: «Советский писатель», 1991.
Капитанова Л.А. А.П.Чехов в жизни и творчестве. – М.: «Русское слово», 2001.
Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. - M.: Изд-во МГУ, 1979.
Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. – М.: «Детская литература», 1985.
Переписка А.П.Чехова в 2-х т./Под ред. В.Э. Вацуро, Н.К. Гей, Г.Г. Елизаветина, и др. М.: «Художественная литература», 1984.
Полозова Т.Д. Русская литература для детей. – М.: «Academia», 1998.
Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М.: «Просвещение», 1983.
Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. в 20т. Т. 16.– М., 1974.
Соколова К.И. Новаторство малой эпической формы А.П.Чехова. (Рассказ «Ванька») – В кн.: страницы русской литературы середины ХIХ века. Л., 1974.
Теуш В.Л. Этюды о мастерстве Чехова. Как убили Варькину душу («Спать хочется?»). Чеховиана. Чехов в культуре ХХ века. М., 1993.
Фортунатов Н.М. Музыкальность чеховской прозы// «Пути исканий». -М.,1974.
Чехов А.П. В человеке должно быть все прекрасно/ Сост. В.Г. Боборыкин, автор очерков М.Б. Громов. – М.: «Молодая гвардия», 1980.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. - М.. 1985.
Чеховиана: Чехов в культуре XX века: Статьи, публикации, эссе / Науч. совет по истории мировой культуры. – М.: «Наука», 1993.
Чуковский К.И. О Чехове. – М.: «Художественная литература», 1967.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. – С.341.
Чехов А.П. В человеке все должно быть прекрасно. Письмо А.Чехова Г.И.Россолимо 21янв.1900, Ялта. М.1980. -С.72
Там же. -С. 72.
Зайцев Б.К. Далекое. М., 1991. -С.296.
Горький А.М. Литературные заметки (1900). Собрание сочинений в 30-ти т. Т. 23. М. 1953. -С.316.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.16. М., 1987. -С.54.
Цит. По: Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. М., 1985. -С.10.
Переписка А.П.Чехова в 2-х т. Т.1. М., 1984. -С..101.
Громов М.П. Книга о Чехове. М.,1989. -С.31.
Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Очерки. – Л.: «Советский писатель», 1983.- С.367.
Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. в 20т. Т. 16.– М., 1974. -С.251.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. -С.346.
Там же, С.346.
Там же, С.347.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. -С.342.
Чехов А.П. Избранные произведения в 3-х т. Т.3. М., 1960. -С.557.
Цит. По: Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М., 1959. -С.98
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. -С.344.
Там же, С.342.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. -С.343.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. -С.346.
Чехов А.П. Избранные произведения в 3-х т. Т.2, М., 1960. -С.606.
Соколова К.И. Новаторство малой эпической формы А.П.Чехова. (Рассказ «Ванька») – В кн.: страницы русской литературы середины ХIХ века. Л., 1974. -С.108.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М., 1994. -С.347.
Там же, С.348.
Горький А.М. и Чехов А.П. Переписка, статьи, высказывания. М., 1951. -С.75
Теуш В.Л. Этюды о мастерстве Чехова. Как убили Варькину душу («Спать хочется?»). Чеховиана. Чехов в культуре ХХ века. М., 1993. -С.189
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.6, М.. 1985. -С.642.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.6, М.. 1985. -С.643
Там же
Цит. по: Емец Д.А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн Автореф. дисс. ... канд. филол. наук: М., 2001.- С.16.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.14, М.. 1985. -С.33
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.14, М.. 1985. -С.14
Там же
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.7, М.. 1985. -С.20.
Там же, С.92
Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989. -С.179
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.7, М.. 1985. -С.98
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.7, М.. 1985. -С.79.
Там же, С.50.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.7, М.. 1985. -С.47.
Бердников Г.П. А.П.Чехов, Ростов-на-Дону, 1997 . -С.179
Там же, С.180
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.7, М.. 1985. -С.53.
Капитанова Л.А. А.П.Чехов в жизни и творчестве. М., 2001. – С.25.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.7, М.. 1985. -С.54.
Бердников Г.П. А.П.Чехов, Ростов-на-Дону, 1997 .- С.179.
Джексон Р.Л. Изучение русской прозы в ХХвеке. Стокгольм, 1982. – С.19
Фортунатов Н.М. Музыкальность чеховской прозы// «Пути исканий». -М.,1974.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.7, М.. 1985. -С.60
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.7, М.. 1985. -С.60.
Капитанова Л.А. А.П.Чехов в жизни и творчестве. М., 2001. – С.25
Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989. – С.178.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т.7, М.. 1985. -С.68.
Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989. -С.201
43
1.Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М.: «Республика», 1994.
2.Арзамасцева Н.И., Николаева С.А. Детская литература. – М.: «Академия», 2000.
3.Бердников Г.П. А.П.Чехов – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1997.
4.Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Очерки. – Л.: «Советский писатель», 1983.
5.Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. - М., 1959.
6.Горький А.М. Литературные заметки (1900). Собрание сочинений в 30-ти т. Т. 23. - М. 1953.
7.Горький А.М. и Чехов А.П. Переписка, статьи, высказывания. М., 1951.
8.Громов М.П. Книга о Чехове. – М.: «Современник», 1989.
9.Джексон Р.Л. Изучение русской прозы в ХХвеке. Стокгольм, 1982.
10. Емец Д.А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн : Автореф. дисс. ... канд. филол. Наук. - М., 2001.
11.Зайцев Б.К. Далекое. – М.: «Советский писатель», 1991.
12.Капитанова Л.А. А.П.Чехов в жизни и творчестве. – М.: «Русское слово», 2001.
13.Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. - M.: Изд-во МГУ, 1979.
14.Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова. – М.: «Детская литература», 1985.
15.Переписка А.П.Чехова в 2-х т./Под ред. В.Э. Вацуро, Н.К. Гей, Г.Г. Елизаветина, и др. М.: «Художественная литература», 1984.
16.Полозова Т.Д. Русская литература для детей. – М.: «Academia», 1998.
17.Полоцкая Э.А. Пути чеховских героев. – М.: «Просвещение», 1983.
18.Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. в 20т. Т. 16.– М., 1974.
19.Соколова К.И. Новаторство малой эпической формы А.П.Чехова. (Рассказ «Ванька») – В кн.: страницы русской литературы середины ХIХ века. Л., 1974.
20.Теуш В.Л. Этюды о мастерстве Чехова. Как убили Варькину душу («Спать хочется?»). Чеховиана. Чехов в культуре ХХ века. М., 1993.
21.Фортунатов Н.М. Музыкальность чеховской прозы// «Пути исканий». -М.,1974.
22.Чехов А.П. В человеке должно быть все прекрасно/ Сост. В.Г. Боборыкин, автор очерков М.Б. Громов. – М.: «Молодая гвардия», 1980.
23.Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30-ти т. - М.. 1985.
24.Чеховиана: Чехов в культуре XX века: Статьи, публикации, эссе / Науч. совет по истории мировой культуры. – М.: «Наука», 1993.
25.Чуковский К.И. О Чехове. – М.: «Художественная литература», 1967.
Вопрос-ответ:
В чем особенность темы детства в рассказах Чехова?
Тема детства в рассказах Чехова особенна тем, что автор сконцентрировался не только на радостных и беззаботных моментах детской жизни, но и на столкновении детского мира с жесткой реальностью взрослого общества.
Какие два мира противостоят друг другу в рассказах Чехова?
В рассказах 80-х годов противостоят два мира: мир детей, полный невинности, эмоций и чистоты, и мир взрослых, с их проблемами, ложью и безразличием.
Какие разнообразные детские типы можно встретить в рассказах Чехова?
В рассказах Чехова можно встретить разнообразных детских типов: от веселых и шаловливых до мечтательных и угрюмых. Автор показывает разные стороны детского характера и их особенности взаимодействия с окружающим миром.
Почему Чехов защищает детство?
Чехов защищает детство, потому что считает, что оно само по себе ценно и неповторимо. Он против жестокости и безразличия взрослых по отношению к детям и стремится показать важность сохранения детской невинности и радости в жизни.
Какое педагогическое кредо писателя отражено в рассказе "Дома"?
В рассказе "Дома" отражается педагогическое кредо Чехова, которое заключается в том, чтобы дать ребенку свободу самостоятельно искать свои пути и при этом не сильно ограничивать его, сохраняя его независимость и индивидуальность.
Какое место занимает тема детства в творчестве А. П. Чехова?
Тема детства занимает важное место в творчестве А. П. Чехова. Он обращается к этой теме с разных сторон, рассматривая детство как время радости и невинности, но также как время потерь и разочарований.
Какое противостояние видно между миром детей и взрослых в рассказах 80-х годов?
В рассказах 80-х годов Чехов изображает противостояние между миром детей и взрослых. Дети часто являются жертвами безразличия и недостатка внимания со стороны взрослых. Они сталкиваются с жестокостью и несправедливостью, что лишает их детских радостей и счастья.
Какое разнообразие детских типов присутствует в рассказах Чехова?
В рассказах Чехова можно увидеть разнообразие детских типов. Он изображает детей-интеллектуалов, детей-задиристых, детей-мечтателей и многих других. Каждый ребенок имеет свою уникальную индивидуальность и характер, что делает его персонажами живыми и интересными.
В чем заключается защита детства в рассказах Чехова?
В рассазах Чехова можно увидеть защиту детства. Он подчеркивает важность сохранения детской невинности, радости и свободы, а также выступает против жестокости и несправедливости по отношению к детям. Чехов призывает взрослых оберегать и защищать детей, чтобы они могли наслаждаться своим детством.
Какое педагогическое кредо писателя можно увидеть в рассказе "Дома"?
В рассказе "Дома" можно увидеть педагогическое кредо писателя. Чехов подчеркивает важность любви и заботы в воспитании детей. Он призывает родителей быть терпимыми, понимающими и нежными с детьми, чтобы их детство было полноценным и счастливым.
Какое место занимает тема детства в творчестве А.П. Чехова?
Тема детства занимает важное место в творчестве А.П. Чехова. Автор часто обращается к этой теме и изображает мир детства с его радостями, игрой и невинностью.
Какие два мира противостоят в рассказах 80-х годов?
В рассказах 80-х годов противостояние происходит между двумя мирами - миром детей и миром взрослых. Чехов показывает, как эти миры часто различаются друг от друга и как дети пытаются сохранить свою невинность в условиях жесткой реальности взрослых.