Семья как институт социализации подростка
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 09.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ И ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ 4
ГЛАВА 2.СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Практика показывает, что подростки, в семьях которых существуют проблемы, так же имеют проблемы либо в учебе, либо во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.Самым лучшим средством воспитания правильных отношений является именно личный пример матери и отца, их взаимное уважение, забота и помощь, проявление ласки и нежности. Если подростки видят хорошее отношение в своей семье, то, уже став взрослыми, и сами будут стараться и стремиться к таким же хорошим и красивым отношениям. В детском возрасте очень важно воспитывать чувство любви ко всем своим близким – к сестрам и братьям, к родителям, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо и своих сверстников, а также нежность и привязанность к младшим. Огромная роль семье отводится в трудовом воспитании. Дети вовлекаются непосредственно в бытовой труд, учатся выполнять некоторые трудовые обязанности в помощь матери, отцу, учатся обслуживать себя[Овчарова Р.В., 2016, с. 78]. Вне всякого сомнения, родителям необходимо постоянно повышать свой воспитательный потенциал, усваивать новые педагогические знания, грамотно взаимодействовать с педагогами, создавать в семье благоприятный эмоциональный микроклимат, не позволять таких погрешностей в воспитании, как гиперопека или попустительство, небрежное отношение к ребенку и его потребностям.Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.Подростковый возраст отличается повышеннойконфликтогенностью. Соответственно, успешность социализации зависит от того, в какой мере родители способны сглаживать конфликты с ребенком. У ребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы увереннее действовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение. Согласно исследованиям, успешность социализации подростков зависит от того, придерживаются ли родители гармоничного стиля воспитания, который исключает проявления манипулирования, равнодушия, антипатии. ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование показало, что семья является важнейшим институтом, без которого невозможно представить себе жизнь общества. Семья выполняет целый ряд важных функций – воспитательную, функцию обеспечения защиты и безопасности, экономическую, демографическую, функцию социализации и т.д.Семья играет важнейшую роль в социализации подростков. Данное исследование показывает, что многие подростки сталкиваются с противоречиями между потребностями материального и духовного порядка. Подросткам свойственна нетерпеливость, они желают получать все и сразу. Также особенно важно выделить идею исследователей о том, что чувство взрослости у подростка может иметь различное содержание, наполненность. В частности, есть такие подростки, которые под влиянием чувства взрослости начинают интересоваться учебой, получением знаний, а есть и такие, которые начинают уделять повышенное внимание собственной внешности, одежде, начинают подражать кумирам. Третьи под влиянием чувства взрослости осознают значимость самовоспитания. Интересы подростка могут меняться очень быстро. Таким образом, во многом от родителей зависит, какие основы нравственности, социальные установки будут заложены. Решающее значение для нравственного развития подростка имеет общение с родителями: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.Родителям важно заботиться о своевременном разрешении конфликтов в семье, а также постоянно повышать свой воспитательный потенциал, усваивать новые педагогические знания, грамотно взаимодействовать с педагогами, создавать в семье благоприятный эмоциональный микроклимат, не позволять таких погрешностей в воспитании, как гиперопека или попустительство, небрежное отношение к ребенку и его потребностям. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБолотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 478 c.Буцева К.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей. // Методист. 2016. № 7.Ганичева А.Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. Москва: Эксмо, 2016. 340 с.Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. URL:https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/ (Дата обращения 10.01.2021)Камбарова К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. 2016. №28. С. 1045-1047.Кисляков П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. Москва:Русайнс, 2018. 184 c.Кравченко А.И. Социология. URL:http://www.twirpx.com/file/127355/ (Дата обращения 10.01.2021)Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб.заведений. Москва: Издательский центр "Академия", 2017.232 с.Митичева Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 739-742. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24891/ (дата обращения: 10.01.2021).Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – Москва: Просвещение: Учебная литература, 2016. 142 с.Сидорина Е.В., Смирнова Н.С. Особенности социализации младших подростков в полных и неполных семьях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70076 (Дата обращения 10.01.2021)Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. Москва : ИздательствоЮрайт, 2019. 406 с. URL: https://urait.ru/bcode/432866 (дата обращения: 10.01.2021).Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // СОЦИС. 2003. № 11. С. 137-141.Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. №2. С. 704-707. URL https://moluch.ru/archive/61/9043/ (Дата обращения 10.01.2021)Халилова Н. И., Каюмова Д. Н. Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1378-1381. URL https://moluch.ru/archive/114/29915/ (Дата обращения 10.01.2021)Чуркин И.Ю. Семья как важнейший социальный институт.//Социология и современное общество: учебное пособие. Москва: Дело, 1999. 426 с.
1. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 478 c.
2. Буцева К. Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей. // Методист. 2016. № 7.
3. Ганичева А. Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. Москва: Эксмо, 2016. 340 с.
4. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. URL: https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/ (Дата обращения 10.01.2021)
5. Камбарова К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. 2016. №28. С. 1045-1047.
6. Кисляков П. А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. Москва: Русайнс, 2018. 184 c.
7. Кравченко А.И. Социология. URL: http://www.twirpx.com/file/127355/ (Дата обращения 10.01.2021)
8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр "Академия", 2017. 232 с.
9. Митичева Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 739-742. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24891/ (дата обращения: 10.01.2021).
10. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. – Москва: Просвещение: Учебная литература, 2016. 142 с.
11. Сидорина Е. В., Смирнова Н. С. Особенности социализации младших подростков в полных и неполных семьях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70076 (Дата обращения 10.01.2021)
12. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 406 с. URL: https://urait.ru/bcode/432866 (дата обращения: 10.01.2021).
13. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи // СОЦИС. 2003. № 11. С. 137-141.
14. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. №2. С. 704-707. URL https://moluch.ru/archive/61/9043/ (Дата обращения 10.01.2021)
15. Халилова Н. И., Каюмова Д. Н. Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1378-1381. URL https://moluch.ru/archive/114/29915/ (Дата обращения 10.01.2021)
16. Чуркин И.Ю. Семья как важнейший социальный институт.//Социология и современное общество: учебное пособие. Москва: Дело, 1999. 426 с.
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказывает семья на социализацию подростка?
Семья является основным институтом социализации подростка и оказывает значительное влияние на его формирование как личности. Родители выступают в роли первых воспитателей, образцов поведения и ценностей. Они передают ребенку социальные нормы, образцы поведения, традиции и культуру своего общества.
Какие факторы семьи влияют на социализацию подростка?
Семейные факторы, такие как социальное положение, занятия родителей, материальный уровень и уровень образования, играют значительную роль в процессе социализации подростка. Эти факторы определяют условия, в которых живет семья, и влияют на возможности родителей воздействовать на своего ребенка.
Каким образом семья влияет на воспитание подростка?
Семья влияет на воспитание подростка через передачу ему ценностей, норм поведения, традиций и знаний. Родители играют важную роль в формировании мировоззрения ребенка и его этических принципов. Они также учат подростка социальным навыкам, таким как коммуникация, конфликтное разрешение и сотрудничество.
Какова роль родителей в социализации подростка?
Родители играют ключевую роль в социализации подростка. Они являются первыми и главными воспитателями, которые учат ребенка основам морали, этики и социального поведения. Они передают подростку свои ценности, нормы и стандарты, которые помогают ему интегрироваться в общество.
Какие проблемы могут возникнуть в процессе социализации подростка в семье?
В процессе социализации подростка в семье могут возникать различные проблемы. Некоторые из них включают конфликты между родителями и подростком, различия во взглядах и ценностях, недостаточную коммуникацию или отсутствие поддержки со стороны семьи. Также могут возникать проблемы, связанные с отсутствием родителей или наличием дисфункциональной семьи.
Как семья влияет на социализацию подростка?
Семья является основным институтом социализации подростка. Воспитание, которое родители дают своему ребенку, в значительной мере определяет его жизненный путь. Условия, в которых живет семья, такие как социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, также оказывают сильное влияние на социализацию подростка.
Какой функциональный аспект имеет семья как социальный институт?
Семья выполняет несколько функций в обществе. Одна из основных функций семьи - это социализация подростка. Семья передает ребенку базовые нормы, ценности и поведенческие паттерны, которые он будет использовать в своей жизни. Кроме того, семья также выполняет функцию эмоциональной поддержки, обеспечивая подростка любовью, заботой и поддержкой во всех сферах его жизни.
В чем заключается проблема воспитания в современной семье?
Воспитание в современной семье может столкнуться с различными проблемами. Одна из них - это отсутствие времени у родителей из-за работы или других обстоятельств. Это может привести к недостаточной внимательности и недостатку коммуникации между родителями и подростком. Также, семьи могут столкнуться с проблемами воспитания из-за нездоровых отношений между родителями или неправильных методов воспитания.
Как семья и созиализация подростка связаны друг с другом?
Семья является основным фактором в социализации подростка. Внутри семьи, родители передают своему ребенку базовые нормы, ценности и поведенческие паттерны, которые он будет использовать в обществе. Семейные отношения и взаимодействия также формируют социальный круг подростка и его умение взаимодействовать с другими людьми. Семья играет ключевую роль в формировании личности и социальной адаптации подростка.