Государственная территория Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 30 30 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 09.02.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Государственная территория Российской Федерации 5
1.1 Понятие территории Российской Федерации 5
1.2 Составляющие территории Российской Федерации 7
Глава 2. Федеративное устройство России 15
2.1 Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации 15
2.2 Разграничение предметов ведения Российской Федерации 17
Глава 3. Правовой статус субъектов Российской Федерации 21
3.1 Общая характеристика правового статуса субъектов Российской Федерации 21
3.2 Порядок принятия в Российскую Федерацию, и образование в её составе нового субъекта Федерации 25
Заключение 27
Список источников 29

Фрагмент для ознакомления

Перспективы принятия данного закона в ближайшеё время неочевидны, хоть и потребность в нём велика не только в части изменения конституционно–правового статуса, но и в части укрепления территориальной целостности Российской Федерации.Данный федеральный конституционный закон может стать основой унификации конституционно–правового статуса субъекта Российской Федерации и корректировкой государственно–территориального устройства Российской Федерации.3.2 Порядок принятия в Российскую Федерацию, и образование в её составе нового субъекта ФедерацииПорядок принятия нового субъекта осуществляется на основе Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию, и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации».Порядок присоединения к Российской Федерации нового субъекта разделён на несколько этапов:1) Инициатива заинтересованных субъектов Российской Федерации образования в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, направление соответствующего предложения Президенту Российской Федерации;2) Уведомление Президентом Российской Федерации о полученном предложении Совет Федерации, проведение с ними консультации;3) Совет Федерации подаёт уведомление Государственной Думе;4) Государственная Дума подаёт уведомление Правительству Российской Федерации;5) Референдумы в заинтересованных субъектах Российской Федерации об образовании нового субъекта Российской Федерации;6) Отправка результатов референдума высшим федеральным органам государственной власти Российской Федерации;7) Принятие Федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации;8) Появление в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, внесение изменения в Конституцию.Данная процедура была применена в ходе недавних событий в Крыму, результатом которых стало присоединение Крыма и Севастополя к Российской Федерации.Под образованием нового субъекта РФ следует понимать процесс, в результате которого происходит объединение двух или более граничащих между собой субъектов РФ. Статьей 5 Закона четко определены условия образования в составе Российской Федерации нового субъекта РФ: 1. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. 2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. 3. Изменение наименования субъекта РФ, предусмотренное ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, не влечет за собой образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст ст. 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ. Таким образом, образование нового субъекта РФ допускается только в форме объединения двух и более граничащих между собой субъектов. Объединение не граничащих между собой субъектов РФ не допускаетсяЗаключениеТаким образом, поставленные в начале работы задачи были полностью рассмотрены и изложены в данной работе, вследствие этого можно сделать ряд выводов.Во-первых, территория Российской Федерации — исторически сложившееся государственное и территориальное единство Российской Федерации в пределах Государственной границы, включающее в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними; целостность территории Российской Федерации — единство находящихся под суверенитетом Российской Федерации территорий Российской Федерации, обязывающее иностранные государства воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединённых Нацийпротив суверенитета Российской Федерации. Территория России включает в себя: сухопутную территорию, водную территорию, воздушное пространство, недра, континентальный шельф, исключительную экономическую зону и государственную границу. Также стоит отметить, к территории РФ относятся консульства и посольства, находящиеся за границей, воздушные и водные суда, находящиеся под флагом Российской Федерации, а также военные базы Вооружённых Сил. Таким образом, под территорией России стоит понимать не только её сухопутную территорию и внутренние воды, понятие территории гораздо шире.Во-вторых, стоит отметить, что ряд конституционно–правовых норм обладает экстерриториальным действием. Выделяя нормы конституционного права по территории действия, следует ещё раз подчеркнуть, что не всегда нормы, созданные федеральными органами государственной власти, распространяют своё действие на всю территорию Российской Федерации. Сфера их действия также может быть ограничена определённой территорией. В целом же, обеспечению единства правового пространства на всей территории Российской Федерации способствует верховенство, высшая юридическая сила и прямое действие Конституции Российской Федерации, содержащей нормы, действующие на всей территории Российской Федерации.В-третьих, федеративное устройство Российской Федерации имеёт давнюю историю своего развития, однако, все же федеративная система требует совершенствования. Так, основной проблемой развития федерализма на современном этапе составляет асимметрия отношений между субъектами федерации, основанная на неравенстве экономического, политического, а также законодательства положения вещей в республике, крае области или ином территориальном образовании Российской Федерации.В-четвёртых, образование нового субъекта — это сложный и кропотливый процесс. Данный процесс зависит от многих факторов, мало изъявить желание об образовании нового субъекта в составе России, но население субъектов, изъявивших желание образовать новый субъект на территории России также должны дать согласие на образование субъекта. Данный процесс состоит из вышеперечисленных стадий. Это означает, что если возникнут проблемы с одной из стадий, то это может привести к невозможности образования нового субъекта в составе России.Список источниковНормативно–правовые акты:Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газ. 1993, 25 декабря.О недрах: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 10. — Ст. 823.О государственной границе Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I (ред. от 08.12.2020) // Рос. газ. 1993, 4 мая.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60 (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 12. — Ст. 1383.О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187 (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 49. — Ст. 4694.Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября 1998 г. № 191 (ред. от 27.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 51. — Ст. 6273.О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации:Указ Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 г. № 296 (ред. от 05.03.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 18. — Ст. 2136.Литература:Авдеева О. А. Актуальные направления исследований правовой интеграции регионов в общегосударственную правовую систему // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2019. Вып. 4. С. 32–37.Дугаржапова Д. Б. Восточные территории России: диспропорции развития и механизмы государственной поддержки // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2020. № 4. С. 52-63.Иванов Ф.Н., Никитина Е.С. Государственная территория РФ // В сборнике: II Всероссийский форум молодых исследователей. Сборник статей II Всероссийского форума молодых исследователей. 2020. С. 295-301.Керамова С.Н. Проблемы обеспечения режима государственной границы в российской федерации / С.Н. Керамова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2019. — № 16. — С. 64 – 68.Костарева Л.В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы. / Л.В. Костарева // Общество, экономика, управление. – 2018. – Т. 3. – № 1. – С. 37-44. Сайпидинов Д. О правовом понятии территории государства / Д. Сайпидинов // Наука без границ. — 2018. — № 5(22). — С. 142 – 144.Тэйслина О.Г. Совершенствование инструментов регионального развития как фактор роста экономики и обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 237-248.ТрофименкоА.В., АндреевА.А. К вопросу об уголовной ответственности за экологические правонарушения в современной России // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 159-162.ФоменкоГ.А., ФоменкоМ.А. Изменение подходов к управлению особо охраняемыми природными территориями для их интеграции в социально-экономическое развитие регионов // Вопросы географии. 2017. № 143. С. 171-191.Таева Н.Е. Нормы конституционного права в системе правового регулирования Российской Федерации / Н.Е. Таева. — М.: Проспект, 2016. — 352 с.Уторова Т.Н. Проблемы уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации и пути их решения / Т.Н. Уторова // Пенитенциарная наука. — 2019. — № 5. — С. 90 – 96.Юсубов Э.С. Конституционное право: Учебное пособие / Э.С. Юсубов, А.А. Макарцев. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. — Т. 1. — 335 с.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Нормативно–правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газ. 1993, 25 декабря.
2. О недрах: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
3. О государственной границе Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I (ред. от 08.12.2020) // Рос. газ. 1993, 4 мая.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60 (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 12. — Ст. 1383.
5. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187 (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 49. — Ст. 4694.
6. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 17 ноября 1998 г. № 191 (ред. от 27.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 51. — Ст. 6273.
7. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 г. № 296 (ред. от 05.03.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 18. — Ст. 2136.
Литература:
8. Авдеева О. А. Актуальные направления исследований правовой интеграции регионов в общегосударственную правовую систему // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2019. Вып. 4. С. 32–37.
9. Дугаржапова Д. Б. Восточные территории России: диспропорции развития и механизмы государственной поддержки // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2020. № 4. С. 52-63.
10. Иванов Ф.Н., Никитина Е.С. Государственная территория РФ // В сборнике: II Всероссийский форум молодых исследователей. Сборник статей II Всероссийского форума молодых исследователей. 2020. С. 295-301.
11. Керамова С.Н. Проблемы обеспечения режима государственной границы в российской федерации / С.Н. Керамова // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. — 2019. — № 16. — С. 64 – 68.
12. Костарева Л.В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы. / Л.В. Костарева // Общество, экономика, управление. – 2018. – Т. 3. – № 1. – С. 37-44.
13. Сайпидинов Д. О правовом понятии территории государства / Д. Сайпидинов // Наука без границ. — 2018. — № 5(22). — С. 142 – 144.
14. Тэйслина О.Г. Совершенствование инструментов регионального развития как фактор роста экономики и обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 237-248.
15. ТрофименкоА.В., АндреевА.А. К вопросу об уголовной ответственности за экологические правонарушения в современной России // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2017. С. 159-162.
16. ФоменкоГ.А., ФоменкоМ.А. Изменение подходов к управлению особо охраняемыми природными территориями для их интеграции в социально-экономическое развитие регионов // Вопросы географии. 2017. № 143. С. 171-191.
17. Таева Н.Е. Нормы конституционного права в системе правового регулирования Российской Федерации / Н.Е. Таева. — М.: Проспект, 2016. — 352 с.
18. Уторова Т.Н. Проблемы уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации и пути их решения / Т.Н. Уторова // Пенитенциарная наука. — 2019. — № 5. — С. 90 – 96.
19. Юсубов Э.С. Конституционное право: Учебное пособие / Э.С. Юсубов, А.А. Макарцев. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. — Т. 1. — 335 с.

Вопрос-ответ:

Что такое государственная территория Российской Федерации?

Государственная территория Российской Федерации - это общепринятый юридический термин, означающий совокупность земель, водных пространств, воздушного пространства и подземных ресурсов, на которых устанавливается суверенитет Российской Федерации.

Из чего состоит территория Российской Федерации?

Территория Российской Федерации состоит из земель, водных пространств, воздушного пространства и подземных ресурсов, которые находятся под юрисдикцией Российской Федерации.

Каков основной конституционный статус субъектов Российской Федерации?

Основным конституционным статусом субъектов Российской Федерации является их равенство перед федеральным законодательством и их право на самоуправление в пределах своих полномочий.

Что означает разграничение предметов ведения Российской Федерации?

Разграничение предметов ведения Российской Федерации - это процесс определения, какие вопросы относятся к исключительной компетенции федерального уровня власти, а какие могут быть регулированы субъектами Российской Федерации.

Как можно охарактеризовать правовой статус субъектов Российской Федерации?

Правовой статус субъектов Российской Федерации обладает такими характеристиками, как региональная автономия, самоуправление, право на принятие собственных законов и иные ограниченные полномочия в сфере государственного управления.

Какие составляющие имеет территория Российской Федерации?

Территория Российской Федерации включает материковую часть, архипелаги и прилегающие к ним воды. Она также включает особые территории: города федерального значения, автономные образования, дворцово-парковые ансамбли, а также другие объекты федеральной значимости.

Каков основной принцип федеративного устройства России?

Основным принципом федеративного устройства России является равноправие субъектов, что обеспечивает сохранение единства государства и соблюдение интересов различных регионов.

Какие предметы ведения относятся к компетенции Российской Федерации?

Компетенция Российской Федерации включает осуществление федеральных функций, таких как оборона, внешняя политика, федеральные суды, монетарная система и т.д. Также федеральными предметами ведения являются сообщение, связь, охрана окружающей среды, транспорт и т.д.

Каков общий характер правового статуса субъектов Российской Федерации?

Правовой статус субъектов Российской Федерации определяется Конституцией и законами РФ. Он обеспечивает субъектам определенную степень независимости и самоуправления, право участия в федеральном законодательстве, а также позволяет субъектам иметь свои собственные конституции и законы.

Что включает в себя территория Российской Федерации?

Территория Российской Федерации включает материковую часть, архипелаги, прилегающие воды, а также особые территории: города федерального значения, автономные образования, дворцово-парковые ансамбли и другие объекты федеральной значимости.