Россия в глобальной политике
Заказать уникальное эссе- 14 14 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 10.02.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
В течение 2015-2016 гг. Россию посетили главы Кувейта, Катара и Бахрейна. Основной темой переговоров закономерно выступил вопрос сирийского урегулирования. Однако. Все усилия стран Залива оказались напрасными, добиться сближения их позиций с позицией РФ добиться не удалось. Большую роль в развитии отношений России со всеми странами региона играла и играет конфликтность российско-саудовских контактов. В 90-х гг. прошлого века двусторонние отношения осложнял чеченский вопрос. В начале нового тысячелетия наметилась тенденция сближения, которая, к сожалению, не успела добиться устойчивого характера, поскольку события «Арабской весны» радикально изменили официальную и общественную риторику, как и политику в отношении Саудовской Аравии. Преодоления кризиса наметилось к 2015 г., когда заместитель наследника саудовского престола принца Мухаммеда бен Сальмана встретился с российским президентом в Санкт-Петербурге. Создавалось впечатление, что после визита принца Мухаммеда бен Сальмана обе стороны оставили в стороне разногласия по вопросам ближневосточной ситуации, сосредоточив внимание на достижении соглашений о сотрудничестве в сфере мирного использования ядерной энергии, космоса, строительства, военно-технического взаимодействия, энергетики и инвестиций. Однако эти соглашения так и остались декларациями о намерениях. В области экономического сотрудничества связи государств региона и РФ также относительно незначительны. Исключением является только ОАЭ, где зарегистрировано более 40 представительств российских компаний, подавляющее большинство которых специализируются на углеводородах и атомной энергетике (ЛУКОЙЛ, Росатом, Газпромэкспорт, Газпромнефть, Роснефтегазстрой). В целом, Россия признаёт за международными энергетическим сотрудничеством ключевую роль в ее деятельности, поскольку этот процесс обеспечивает развитие взаимовыгодных торговых связей, а также энергетическую безопасность страны. Международных проекты способствуют усилению позиций российские компаний на зарубежных рынках, что, в свою очередь, повышает уровень конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса РФ. Особого внимания заслуживает сотрудничество России с Ираном, которое распространяется как на политическую, так и на экономическую сферы и выступает стабилизирующим фактором для всей международной системы. Основными точками соприкосновения русско-иранского альянса выступают энергетика и транспорт. Эти два направления обладают стратегическим значением при реализации российских политических инициатив в отношении Тегерана. Энергетическое сотрудничество в данном контексте является двигателем взаимоотношений двух стран, посколько работа в данном направлении определяет укрепление процесс взаимной интеграции как на региональном, так и на глобальном уровне. Сближение с Ираном обладает потенциалом для расширения влияния России в регионе, поскольку через сотрудничество с Тегераном Россия получает выход на рынки ряда ближневосточных стран: Ирак, Иран, Йемен, Сирия, Катар, Кувейт и т.д., а также доступ к важнейшим транзитным маршрутам. Так или иначе, снятие санкций с Ирана станет прямой угрозой для России в рамках энергетического рынка, но, с другой стороны, это позволит расширить и углубить партнёрство с Тегераном, что особенно справедливо для энергетической сферы, где потенциал для взаимовыгодного сотрудничества достаточно велик. Это мнение можно оспорить тем фактом, что прямые конкуренты на рынке не могут быть одновременно и партнёрами. Однако, в пользу нашей точки зрения выступает пример взаимоотношений с другим ближневосточным государством – Катаром. В одном из своих выступлений президент РФ В.В.Путин подчеркнул: « Катар для нас — очень интересный партнер. Прежде всего, потому что и Катар, и Россия — крупнейшие в мире производители углеводородного сырья, прежде всего газа, и здесь очень важно координировать нашу совместную работу на рынках». Таким образом, если возможно согласовывать действия с Катаром, возможно это и в рамках сотрудничества с Ираном, что в значительной мере облегчается ввиду наличия у Москвы и Тегерана некоторого числа общих интересов и угроз. На сегодняшний день предприняты некоторые шаги в направлении развития двустороннего сотрудничества стран в энергетической сфере. Так, в ноябре 2015 г. прошло 12 заседание Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в ходе которой между сторонами были достигнуты договорённости о сотрудничестве в сфере энергетики. Таким образом, отношения между Россией и государствами региона не опирались на тесные связи, заложенные в советский период. Напротив, СССР рассматривал эти государства в качестве безусловных союзников США и не стремился поддерживать с ними устойчивые связи.Попытки российского руководства, предпринятые в 1990-е годы, интенсифицировать отношения с ближневосточными государствами, во многом были неудачными ввиду ориентации последних на США и страны ЕС. В 2000-е гг. начался новый этап развития связей между ними. Однако и в этот период они не были ровными: подъемы сменялись упадком в силу расхождений по сирийскому конфликту. Тем не менее политические контакты продолжались, так как обе стороны были обеспокоены ростом террористической угрозы. Экономические и военно-технические связи между Россией и странами региона расширяются, хотя пока и не достигли высокого уровня.Список литературы:Аветисян Э.Г. Политика России на Ближнем Востоке и ее влияние на международный имидж государства // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2017. №10. С.4-10.Алахбаби Муслех Айед Приоритеты и механизмы реализации внешней политики ОАЭ // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2007. №2.С.62-68.Будникова Н. В. Нефтяные монархии Аравии и Россия // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2004. №1. С.39-44.Встреча с преемником Наследного принца, Министром обороны Саудовской Аравии Мухаммадом бен Сальманом // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49724 (дата обращения 30.12.2020). Межгосударственные отношения России и Бахрейна // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20160208/1370299908.html(дата обращения 06.01.2021).Межправительственныекомиссиипоторгово-экономическомуинаучно-техническомусотрудничеству // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/at_mpk/(дата обращения 03.01.2021).Россия и Катар ссорятся из-за рукоприкладства // Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.interfax.ru/russia/220228(дата обращения 28.12.2020).Совет Сотрудничества арабских государств Персидского Залива // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа https://ria.ru/20160913/1476701467.html(дата обращения 16.12.2020).
2) Алахбаби Муслех Айед Приоритеты и механизмы реализации внешней политики ОАЭ // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2007. №2.С.62-68.
3) Будникова Н. В. Нефтяные монархии Аравии и Россия // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2004. №1. С.39-44.
4) Встреча с преемником Наследного принца, Министром обороны Саудовской Аравии Мухаммадом бен Сальманом // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49724 (дата обращения 30.12.2020).
5) Межгосударственные отношения России и Бахрейна // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20160208/1370299908.html (дата обращения 06.01.2021).
6) Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/at_mpk/ (дата обращения 03.01.2021).
7) Россия и Катар ссорятся из-за рукоприкладства // Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.interfax.ru/russia/220228 (дата обращения 28.12.2020).
8) Совет Сотрудничества арабских государств Персидского Залива // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа https://ria.ru/20160913/1476701467.html (дата обращения 16.12.2020).
Вопрос-ответ:
Какие страны главы Кувейта, Катара и Бахрейна посетили в Россию?
Главы Кувейта, Катара и Бахрейна посетили Россию в течение 2015-2016 гг.
О чем были переговоры между Россией и главами Кувейта, Катара и Бахрейна?
Основной темой переговоров был вопрос сирийского урегулирования.
Почему не удалось добиться сближения позиции России и стран Залива?
Все усилия стран Залива оказались напрасными, так как не удалось добиться сближения их позиций с позицией РФ.
Какой конфликт играл большую роль в развитии отношений России и стран Залива?
Конфликтность российско-саудовских контактов играла и играет большую роль в развитии отношений России со всеми странами региона.
Осложняли ли двусторонние отношения России и стран Залива в 90-х годах прошлого века?
Да, двусторонние отношения в 90-х гг. прошлого века осложнял чеченский конфликт.
Какие страны посетили главы Кувейта, Катара и Бахрейна в течение 2015-2016 гг?
Главы Кувейта, Катара и Бахрейна посетили Россию в течение 2015-2016 гг.
Какая тема преобладала на переговорах между Россией и главами Кувейта, Катара и Бахрейна?
Основной темой переговоров был вопрос сирийского урегулирования.
Получилось ли добиться сближения позиции России с позициями стран Залива?
Нет, все усилия стран Залива оказались напрасными, добиться сближения позиций с Россией им не удалось.
Какой фактор имеет большое значение для развития отношений России со странами региона?
Конфликтность российско-саудовских контактов играла и играет большую роль в развитии отношений России со всеми странами региона.
В каком периоде двусторонние отношения с Чечней осложняли отношения России с Кувейтом, Катаром и Бахрейном?
В 90-х гг прошлого века двусторонние отношения с Чечней осложняли отношения России с Кувейтом, Катаром и Бахрейном.
Что основной темой переговоров стали во время посещения России главами Кувейта, Катара и Бахрейна?
Основной темой переговоров стал вопрос сирийского урегулирования.